Судьба россии в лирике ахматовой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русские поэты и писатели никогда не были равно­душными к судьбе своей родины, особенно в ее пере­ломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением. В сложное время социальных потрясе­ний, революций, войн Россия оставалась для нее ис­точником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине. Родина в ее по­эзии — понятие священное, а любовь к родине — не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно существование человека.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит…

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Анна Ахматова была искренним выразителем бед и несчастий своего времени. Она была далека от по­нимания социальной роли поэзии, считая, что пишет для всего народа, а не для отдельной его части. Жизнь отражалась в ее творчестве, а творчество бы­ло ее жизнью.

Ахматова в другом стихотворении молит бога о том, чтобы он отобрал у неё всё, что она имеет. Всё для того, чтобы тёмные туча над страной превратилась в светлое облако, купающееся в лучах славы.

У женщин сильно развита интуиция. Вот Ахматова просто нутром чувствует, как Россию рвут на части. Тут не до радости, когда страна плачет. Как-будто её зовёт незнакомый голос, он предлагает уехать из России. Взамен он обещает ей счастье и покой, которых ей так не хватает. Но она просто затыкает уши руками, чтобы не слышать его.

2 вариант

Судьба поэта и судьба России тесно переплетены в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой. Ее поэзия включается в себя обширный пласт стихотворений, посвященных патриотизму и любви к родине. В годы первой мировой войны Ахматова заняла позицию, расходящуюся с общепринятой. Поэтесса выступила как ярый противник войны. Так в стихотворении “Молитва” она говорит, что готова принести в жертву все что у нее есть за светлое будущее родины. Лирическая героиня Ахматовой вместе с Россией переживает тяжелые годы.

Стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно. ” о сознательном выборе поэтессы разделить со своей страной все тяготы и беды. Ахматова не видит своего будущего вдали от родины. Предать Россию, оставить ее не мыслимо для поэтессе. Ей неприятен голос, который звал “утешно” оставить родину, чтобы искать счастье на чужбине. Ее стихотворения - это отражение той части интеллигенции, которая осталась со своей страной в тяжелое для нее время. Любовью к родине и патриотизмом наполнено и стихотворение “Не с теми я кто бросил землю. ”. Поэтесса осуждает тех, кто оставил родную страну “на растерзание врагам”.

Тридцатые годы стали для Ахматовой временем тяжелых жизненных испытаний. Старый, дореволюционный мир был разрушен. Для поэтессы и многих ее современников это стало настоящим ударом. Но Ахматова находит в себе силы найти что-то светлое в вечной новизне жизни. Началась вторая мировая война. В стране же в это время началась война власти со своим народом. Многих единомышленников и друзей Ахматовой коснулись репрессии. Семья поэтессы была разрушена. Муж приговорен к расстрелу, сын взят под арест. Отчаянье и боль Ахматовой нашли отражение в строках “Реквиема”. Тема народного страдания раскрыта Ахматовой сквозь призму собственной, личной трагедии. “Реквием” - это плач матери, плач России над своими детьми. Поэтесса правдиво и открыто говорит о трагедии своего времени.

В 1942 году поэтессой было написано стихотворение “Мужество”. Ахматова верила в будущее России. В стихотворении раскрывается тема народа, мужественно защищающего свою страну. Анна Ахматова - это страстный патриот, сильная женщина и любящая мать. Ее лирика наполнена состраданием к судьбе своей страны. По мнению Ахматовой, связь с отечеством не может разорвать даже смерть. Итогом патриотических размышлений о связи человека и Родины становится стихотворение “Родная земля”. Оно относится к позднему творчеству Ахматовой. Центральной темой стихотворения является любовь к родине. Об этом чувстве Ахматова говорит без лишней патетики, считая ее наигранным патриотизмом. Родня земля, дающая людям приют, пищу, неисчерпаемое мужество и силу рассматривается поэтессой не как природный ресурс, а как самая большая ценность в жизни человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная

Я очень люблю спорт и в частности баскетбол – самую лучшую игру с мячом. В секцию баскетбола меня позвал мой друг. Этой игрой я увлекаюсь с самого детства. Баскетбол стал моим любимым хобби

Жизнь А.А.Ахматовой (Горенко) - удивительной поэтессы серебряного века - насыщенна трагическими событиями. Революции, войны, блокадный Ленинград, болезнь, реабилитация, незаслуженная

За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой"

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о поэзии и любви к Родине.

· Познакомимся с патриотической лирикой Анны Ахматовой.

· Увидим, как раскрывается тема судьбы Родины и судьбы поэта в творчестве Ахматовой.

Стихотворение написано в то тяжёлое время, когда страна была истерзана войнами и революционными потрясениями. Из разорённой страны, которая стремительно превращалась в какое-то совершенно новое, незнакомое государство, так непохожее на прошлую дворянскую Россию, уезжали многие.


Анна Ахматова в своём стихотворении говорит от лица той части русской интеллигенции, которая не смогла оставить Родину в годы испытаний. Потому что не мыслила себя в отрыве от родной земли. Для Анны Ахматовой быть поэтом – значит жить одной судьбой со своей Родиной, какой бы горькой ни была эта судьба.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первых двух строфах неведомый голос уговаривает лирическую героиню навсегда оставить родные места.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Но в третьей строфе лирическая героиня делает свой выбор, решительно отвергая сладкий соблазн. Для неё жизнь без Родины немыслима, какой бы трагичной эта жизнь ни была.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух.

В поздней лирике Анна Ахматова уже не предчувствует будущее, а вспоминает и анализирует прошлое.

Интересно то, что к этому стихотворению есть эпиграф. Звучит он так:

И в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Эти строки поэтесса взяла из своего стихотворения, написанного в 1922 году, когда представители интеллигенции массово покидали Россию. А начиналось это стихотворение так:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.

Здесь все меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт.

Гляжу ль на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.


Там средь стволов ещё светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

В финале стихотворения появляется образ Царского Села. А мы знаем, что для поэтессы Царское Село не просто место, где прошло её детство и юность. Прежде всего это пушкинские места. Устремляясь в вечность, лирическая героиня словно возвращается в прошлое. К себе, к беззаботному детству, прекрасной юности и волшебству пушкинской поэзии, замыкая круг жизни.

Литературоведы говорят, что в гражданской лирике и теме поэта и поэзии Анна Ахматова следует традициям лирики Александра Сергеевича Пушкина. Действительно ли это так? Давайте разбираться.

Первое, на что мы обратим внимание, это восприятие поэтического дара. Для Анны Ахматовой быть поэтом одновременно и великий дар, и великое испытание. Быть поэтом значит быть отмеченным Божьим благословением. Но вместе с тем поэт несёт и тяжкий крест испытаний. Путь русского поэта всегда трагичен. Также как и у Пушкина, у Ахматовой поэт – это пророк. Эта мысль подтверждается и библейскими мотивами в творчестве Ахматовой, постоянным упоминанием христианских обрядов и праздников.

Ещё одной пушкинской чертой в лирике Ахматовой можно назвать гармоничное слияние национальных русских черт с мировой художественной культурой. Помимо религиозной христианской символики и сказаний, поэтесса использует мотивы и образы античного искусства, отсылки к европейской художественной культуре.

И конечно же стремление к простоте, ясности и изящной лаконичности стиха, сочетание высокого и повседневно-бытового тоже дань уважения мастерству великого поэта.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Стихотворение бессюжетное. Оно представляет собой рассуждения лирического героя поэта о поэзии. В стихотворении утверждается отказ от пафоса. Истинная поэзия рождается в повседневности.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Настоящий поэт должен видеть красоту привычных, обыденных явлений. Именно тогда создаётся настоящая поэзия, а не оторванный от жизни искусственный эстетизм.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Анна Ахматова отрицает мысль о том, что поэту необходима какая-то высокая цель или идея, требующая служения. Жизнь поэтична сама по себе во всех своих проявлениях, в любой непритязательной мелочи. И талант поэта заключается в том, чтобы увидеть и выразить это.

Как поэт Анна Ахматова проделала огромный путь. Трагическая женская судьба лирической героини её творчества всё больше и больше становилась общей судьбой всех российских женщин, на долю которых выпало жить в тяжелейший период русской истории. И всё сильнее в ахматовской лирике раскрывалась тема неразрывной связи судеб поэта и его Родины.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтесс.

В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны.

В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в.

В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет: Дай мне горькие годы недуга, Задыханъя, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за моей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Царское село – страна детства Анны Ахматовой

Царское село – страна детства Анны Ахматовой

Юная воспитанница Царскосельской женской гимназии Анна Горенко, любила прово.

А. Ахматовой принадлежат статьи: “Последняя сказка Пушкина (о “Золотом петушк.

А. Ахматовой принадлежат статьи: “Последняя сказка Пушкина (о “Золотом петушке”)”, “Адольф” Бенжамена Констана в творчестве Пушкина”, “О “Каменном госте” Пушкина”, а также работы: “Гибель Пушкина”, “Пушкин и Невское взморье”, “Пушкин в 1828 году” и др.) В “Вечере” Пушкину посвящено стихотворение из двух строф, очень четких по рисунку и трепетно-нежных по интонации. Ахматова о Пушкине

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега, На балконы, куда столет.

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега, На балконы, куда столетья Не ступала ничья нога. И воистину ты – столица Для безумных и светлых нас…

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье.

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем- не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем оборвана связь, Ни в Царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слёзы , струится подтаявший снег, И голубь тюремный гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. КРЕСТЫ

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Он.

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”: Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…

В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы.

В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям: Зачем вы отравили воду И с грязью мой смешали хлеб? Зачем последнюю свободу Вы превращаете в вертеп? За то, что я не издевалась Над горькой гибелью друзей? За то, что я верна осталась Печальной родине моей? Пусть так. Без палача и плахи Поэту на земле не быть. Нам покаянные рубахи, Нам со свечой идти и выть.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищн.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насы.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством. КЛЯТВА. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!

В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращ.

Родная земля. В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не.

Родная земля. В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею Оттого и зовём так свободно – своею.

Когда я ночью жду её прихода, Жизнь, кажется. Висит на волоске. Что почести.

Поэт не человек, он только дух – Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен.

Поэт не человек, он только дух – Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен, глух, - Все видит, слышит, всем владеет.

Лотова жена. И праведник шёл за посланником Бога, Огромный и светлый, по чёр.

Лотова жена. И праведник шёл за посланником Бога, Огромный и светлый, по чёрной горе. Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь ещё посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила. Взглянула — и, скованы смертною болью, Глаза её больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли. Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце моё никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд. 1924

Читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения. Она вынуждена покин.

Творчество Бывает так: какая-то истома В ушах не умолкает бой часов Вдали рас.

Творчество Бывает так: какая-то истома В ушах не умолкает бой часов Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук.

Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и чувство собств.

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго пер.

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Пушкинские традиции 1. Фатальная трагичность пути русского поэта. 2. Мотивы.

Пушкинские традиции 1. Фатальная трагичность пути русского поэта. 2. Мотивы античности, библейские мотивы. 3. Гармоничное соединение всемирного с национальным русским. 4. Смерть – заключительный акт творчества, соединение с прошлым. 5. Поэтический дар – величайшая Божья милость и Божье испытание, аналог крестного пути. 6. Глубокое религиозное начало творчества А.Ахматовой(обряды, христианские праздники).

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах в.

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора.

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово! Всего.

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово! Всего прочнее на земле – печаль! И долговечней – царственное слово!

Читайте также: