Территориальное устройство рф кратко и понятно самое важное
Обновлено: 05.07.2024
Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.
Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.
План.
- Федеративное устройство. Понятие.
- Субъект Российской Федерации. Понятие.
- Признаки федеративного государства.
- Функции федерального государства.
- Особенности федеративного устройства России.
- Субъекты Российской Федерации (список).
- Федеральные округа РФ.
- Принципы федеративного устройства.
- Разделение полномочий между центром и субъектами.
Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.
Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.
Признаки федеративного государства:
- двухуровневой системой органов государственной власти
- наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
- наличие двухпалатного парламента
- верховенство федерального права
- финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
- наличие двойного гражданства
- отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.
Функции федерального государства:
- децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
- интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.
Субъекты РФ.
Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.
Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.
Особенности федеративного устройства России
Российская Федерация построена:
- по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
- по национальному принципу — республики, автономные округа
На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.
Национальные образования:
- 22 республики;
- 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
- одна автономная область (Еврейская Автономная область).
Территориальные образования:
- три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
- 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
- 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
- 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
- 9 федеральных округов;
- 12 экономических районов;
- 4 военных округа;
- 11 часовых поясов.
Федеральные округа РФ.
Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).
С 2000 года:
С января 2010 года:
С марта 2014 года:
Крымский.
Принципы федеративного устройства.
Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:
Государственная целостность.
РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.
Единство системы государственной власти.
Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.
Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Конституция РФ определяет:
перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.
Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.
Российская Федерация — многонациональное государство.
В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.
Равноправие субъектов РФ.
Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
- в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
- в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
- в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
- в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:
- республики обладают признаками государства,
- государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.
Разделение полномочий между центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
- формирование федеральных органов государственной власти;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.
Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита прав национальных меньшинств;
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование;
- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- особо охраняемые природные территории;
- охрана памятников истории и культуры;
- ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.
Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.
Тема: Географическое положение России
Урок: Административно-территориальное устройство России
Республики Российской Федерации (22)
№ | Республики | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Республика Адыгея | 7792 | 444 403 | Майкоп |
2 | Республика Алтай | 92 903 | 210 344 | Горно-Алтайск |
3 | Республика Башкортостан | 142 947 | 4 060 957 | Уфа |
4 | Республика Бурятия | 351 334 | 971 810 | Улан-Удэ |
5 | Республика Дагестан | 50 270 | 2 946 035 | Махачкала |
6 | Республика Ингушетия | 3628 | 442 255 | Магас |
7 | Кабардино-Балкарская Республика | 12 470 | 858 946 | Нальчик |
8 | Республика Калмыкия | 74 731 | 284 140 | Элиста |
9 | Карачаево-Черкесская Республика | 14 277 | 471 847 | Черкесск |
10 | Республика Карелия | 180 520 | 636 932 | Петрозаводск |
11 | Республика Коми | 416 774 | 880 639 | Сыктывкар |
12 | Республика Крым | 20 081 | 1 966 800 | Симферополь |
13 | Республика Марий Эл | 23 375 | 690 349 | Йошкар-Ола |
14 | Республика Мордовия | 26 128 | 818 566 | Саранск |
15 | Республика Саха (Якутия) | 3 083 523 | 955 580 | Якутск |
16 | Республика Северная Осетия – Алания | 7987 | 706 123 | Владикавказ |
17 | Республика Татарстан | 67 847 | 3 822 038 | Казань |
18 | Республика Тыва | 168 604 | 310 460 | Кызыл |
19 | Удмуртская Республика | 42 061 | 1 517 692 | Ижевск |
20 | Республика Хакасия | 61 569 | 533 025 | Абакан |
21 | Чеченская Республика | 15 647 | 1 324 767 | Грозный |
22 | Чувашская Республика | 18 343 | 1 243 431 | Чебоксары |
1. Административно-территориальное деление России
С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным.
Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.
Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление , но и не должны быть слишком маленькими — это делает управление неэффективным.
Субъекты федерации
Соотношение между административным и муниципальным устройством
В России применяется два вида территориального деления:
Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:
Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:
- с точки зрения муниципального деления Москва делится на
- административно Москва делится на:
- 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
- районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)
Административно-территориальное устройство
По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.
Муниципальное устройство
Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.
С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
2. Функции административно-территориального деления
Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:
· Обеспечение территориальной целостности страны
· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны
· Территориальная организация общегосударственных служб
· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях
· Освоение новых районов
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Экономические районы
Экономические районы России
Военные округа
Федеральные округа
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Часовые зоны
Области Российской Федерации (46)
№ Области Площадь
(км2)Население
(2013)Административный центр 1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск 2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск 3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань 4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород 5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск 6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир 7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград 8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда 9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж 10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново 11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск 12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград 13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга 14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово 15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров 16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома 17 Курганская область 71 488 885 759 Курган 18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск 19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург 20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк 21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан 22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва 23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск 24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород 25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород 26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск 27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск 28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург 29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл 30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза 31 Псковская область 55 399 661 507 Псков 32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону 33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань 34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара 35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов 36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск 37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург 38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск 39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов 40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь 41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск 42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула 43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень 44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск 45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск 46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль Автономные округа (4) и автономная область (1)
№ Автономные округа и область Площадь
(км2)Население
(2013)Административный центр 1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар 2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск 3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь 4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард 1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан 4. Субъекты Российской Федерации
Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными. Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации — титульный народ. Правильно разработанное административно-территориальное деление страны – залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.
Города федерального значения (3)
Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
5. Изменения в административно-территориальном делении России
Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2),
Рис. 2. Камчатский Край
с карты России исчезли два автономных округа – Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).
Рис. 3. Красноярский Край
Список экономических районов:
- Центральный
- Центрально-Черноземный
- Восточно-Сибирский
- Дальневосточный
- Северный
- Северо-Кавказский
- Северо-Западный
- Поволжский
- Уральский
- Волго-Вятский
- Западно-Сибирский
Официальные сайты федеральных округов:
6. Административно-территориальное устройство России
Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев ( до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
7. Федеральные округа
13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся — контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4),
Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ
таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).
Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации
Домашнее задание
- Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
- По карте Федеральных округов России (Источник) рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
Список рекомендованной литературы
Задачники
Другие уроки на эту тему
Унитарное — это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.
Федерация – это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.
Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.
Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 16328
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений.
Субъекты Российской Федерации
На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами
Субъектами федерации являются:
- республики
- края
- области
- города федерального значения
- автономная область
- автономные округа.
Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).
Основные формы государственного устройства:
- унитарная;
- федеративная;
- конфедеративная.
Унитарное государство — это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.
Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.
Федеративное государство — это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание — политическое и правовое — весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы.
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри их могут создаваться автономные образования.
Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.
Федеративный договор — совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее президента и органами государственной власти субъектов РФ в лице их высших должностных лиц или глав администраций (президентов, губернаторов):
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ.
В ч. 3 ст. 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Договоры не решили основных проблем государственного устройства РФ и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие, по существу, закреплено не было.
Принципы федеративного устройства России
Федеративное устройство РФ основано на (ст. 5 Конституции РФ):
- ее государственной целостности;
- единстве системы государственной власти;
- разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- равноправии и самоопределении народов в РФ;
- равноправии всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Общая характеристика федеративного устройства России
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:
Читайте также: