Географическое положение читы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чита расположена у пересечения 52-й северной параллели с вост. меридианом 113 30’ в Читино-Ингодинской впадине и на склонах хребтов Яблоновый (с зап.) и Черского (с вост.), при впадении р.Чита в р.Ингода. Наивысшая отметка рельефа в черте города – 1039 м (г.Чита), наименьшая – 632 м (в долине р.Ингода между пос. Песчанка и пгт Атамановка). В черте города расположена гора Титовская сопка (946 м) – вулканическая постройка, формирование которой началось в верхнем палеозое. Геологическое строение: песчаники, алевролиты, местами эффузивы и граниты (утес Сухотино в долине р. Ингода, скалы Дворцы в долине руч. Кадалинка).

На территории города расположены озера Кенон и Угдан (в настоящее время высохло) – остатки озерного бассейна эпохи плейстоцена. В пределах городской черты сохраняются участки естественных ландшафтов, в т.ч. приречные луга, островки степей и лесостепей, а также значительный массив горной тайги, расположенный северо-восточнее телецентра, вплоть до автомагистрали Чита – Хабаровск. Антропогенные ландшафты города включают в себя, кроме кварталов городские застройки, дачные массивы, пашни, сенокосы и несколько озер на месте бывших шахт у пос.Восточный и на севере города в пойме р. Читы.

Климат Читы резко-континентальный, зима малоснежная, лето теплое, более влажное во 2-й пол. Для зимнего периода характерны температурные инверсии, смог; среднеянварская температура воздуха -28С при минимальном значении -49,9С (янв. 1935); среднеиюльская температура воздуха составляет +19С при максимальном значении +38С (июль 1939) и +40,6С (авг.1936). Годовое кол-во осадков в ср.326 мм, из них 80% выпадает в теплый период года. Снежный покров (до 10 см в ср.) образуется с конца октября по середину апреля. Господствующие ветры западного и сев.-западного направлений.

Конец XIX-начало XX в.отмечен активным строительством. В связи с сооружением Забайкальской железной дороги в Чите в 1895 началось строительство ст. Чита-1, в 1898 – Читинских главных железнодорожных мастерских, в 1899 – ж.-д. вокзала ст.Чита – 2. Первый поезд прибыл в Читу с востока 22.12.1899. В 1896 открыта городская телефонная станция, в 1899 состоялась 2-я сельскохозяйственная и промышленная выставка, на ее месте заложен сад им. В.А.Жуковского (ныне парк Дома офицеров). В 1900 открыта Читинская учительская семинария. В 1902 начал выпуск продукции шубно-пимокатный завод Л.А.Солобоева, позже овчинно-шубный завод, овчинно-шубная фабрика. В 1894 открыта 1-я городская больница. В 1905 работали 7 общеобразовательных учреждений, 1 специальное, 11 низших, 1 воскресная школа; 3 банка, лесопильные, пивоваренный, кирпичные заводы. В 1905 население – 42 735 чел. В 1906 заработала 1-я Читинская электростанция. Городская Дума выделила денежные средства на освещение центр. части Читы. В начале XX в. город имел такие предместья, как Остров, Слободу (Кузнечные ряды). Теребиловку (за Михайло-Архангельской церковью), Новые Места и один пригород - Дальний Вокзал (тер. Читы – 1). В 1907 было 44 улицы, которые носили названия, преимущественно связанные с историей освоения и географией Сибири Дальнего Восттока. На юге города, на берегу р.Ингода у восточного склона Титовской сопки находилась казачья станица Титово.

С 1907 с началом эксплуатации Черновского месторождения бурого угля действовало Черновское шахтоуправление, вокруг которого образовалось поселение Черновские Копи, вошедшее в 1941 в состав Читы. В 1920-е площадь города увеличена с включением в его состав пос. Антипиха.

В 1911 действовало 18 православных храмов, 4 часовни, женский монастырь, Римско-Католический костел во им. Свв. Апостолов Петра и Павла (с 1870-х), мечеть синагога. В 1913 построены Александро-Невский кафедральный собор, в 1917 молельный дом баптистов.

Облик Читы существенно изменился благодаря архитектурным строениям, выполненным по заказу городской управы и частных лиц. Население Читы в 1910 составило 68211 чел. Чита выдвинулась в ряд ведущих городов Сибири. В годы 1-й мировой войны в городе и на ближайших станциях находились военнопленные германской, австро-венгерской и турецкой армий.

Конец 1920-х – начало 1930-х отмечен массовым закрытием церквей. В 1935 взорван Александро-Невский собор. Начиная с 1923 большинство улиц в центре города были названы именами революционеров, участников Гражданской войны, советских и партийных деятелей. Переименовывались также площади Атаманская, ставшая площадью Свободы, Новособорная – Ленина, парк Жуковского назван парком Профсоюзов, позже парком окружного Дома Красной Армии.

В 1920-х начались репрессии против старой интеллигенции, духовенства, участников Белого движения. В 1937-38 репрессии стали массовыми в отношении всех слоев населения, включая руководство города. Среди арестованных руководителей были председатель Читинского городского совета А.М.Евтихиев, его заместитель Махалов А.П., первый секретарь горкома ВКП (б) Д.З.Элькин. Расстрелянных читинцев тайно хоронили в на северо-восточной окраине Читы в лесу, за с.Каштак. В 2008 рядом с этим местом у федеральной трассы Чита – Хабаровск сооружен поклонный православный крест (арх. В.И.Кулеш).В 2020 начато сооружение мемориала жертв политических репрессий в Забайкалье.

В 1930-х в рамках государственной программы укрепления обороноспособности открыты автомобильная школа, аэроклуб и школа связи ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ), готовившие молодежь для службы в Красной Армии.

В 1938 был открыт ЧГПИ, началось сооружение водопровода.

В январе 1939 в состав города вошли села Титово и Песчанка. В 1941 произведено разделение города на 3 р-на: Центральный, Железнодорожный и Черновский, в 1945 выделен Ингодинский район.

В 1946 открыты техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, Читинский кооперативный техникум, Центральная детская художественная школа, в 1947 возобновил работу Читинский горный техникум, в 1949 открыт лесотехнический техникум, в 1951 строительный, в 1953 ЧГМИ, Читинский техникум железнодорожного транспорта, в 1966 общетехнический факультет Иркутского политехнического института.

Во 2-й половине XX в. в Чите эффективно работали Читинский машиностроительный завод, Читинский завод железобетонных изделий, Читинский завод торгового оборудования, Читинский станкостроительный завод, камвольно-суконный комбинат, Читинский мебельный деревообрабатывающий комбинат, пищевые комбинаты, овчинно-меховая фабрика, швейная фабрика, ТЭЦ – 1, ТЭЦ-2 и др. В 1960-70 –е развивается городская система транспорта. Создаются крупные транспортные предприятия (ГАТП-1, ГАТП-2, ПАТП-1, ПАТП-2, Троллейбусное управление.). В 1960-х в пригороде создаются дачные кооперативы. В 1965 граница города расширилась за счет включения пос. Ивановка и Застепь. В 1970-е асфальтированная дорога связала Читу с озером Арахлей – одним из лучших мест отдыха горожан, ее реконструкция проведена в 2019.

В 1972 за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в ознаменование революционных заслуг, Чита награждена орденом Октябрьской Революции.

В 1970-80-х развивалась сеть общеобразовательных школ, детских садов, загородных пионерских лагерей. Строились объекты здравоохранения (больницы областная №2, главный корпус городской №1, клиническая Читинского отделения Заб. ж. д. и др.; в 1983 на базе областной клинической больницы им. В.И.Ленина открыта детская клиническая областная больница, детская инфекционная в пос.Текстильщиков), социально-культурного назначения (городской Дворец пионеров, Малая Забайкальская железная дорога, областная станция юных техников и др.).В 1978 организован филиал Новосибирского института советской кооперативной торговли, в 1979 – филиал Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, в 1985 – филиал Иркутского института народного хозяйства (ныне) – Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права.

Через Читу проходит федеральная автомагистраль, идущая от г.Иркутск и далее до г.Хабаровск. Автомагистраль имеет ответвление к пгт Забайкальск, связывая Россию с Китаем. Через Борзю и ст.Соловьевск Чита связана с Монголией.

В 1990 в состав Читы включены поселки Зыково и Падь Лапочкина.

В 1990-е вследствие коренных политических изменений в стране возникли новые порядок формирования городских органов власти и структура управления, произошла реформа городского самоуправления. В 1991 прекращена деятельность городского комитета КПСС, а городской исполнительный комитет Совета народных депутатов заменен новым – администрацией города Читы. Первым главой администрации города стал Р.Ф.Гениатулин, в феврале – октябре 1996 городом руководил В.В.Окунев, в 1996-2000 – А.Ф.Седин, в 2001 –2019 А.Д.Михалев. С 2019 главой города избран В.Е.Ярилов. а руководителем администрации назначен А.М.Сапожников. В 1994 городской представительный орган (городской Совет народных депутатов) заменен Читинской городской Думой. Председатели Думы-Э.Н. Сокол-Номоконов (1995-1996), Баженов В.Г. (1996-2000), Репина И.Г. (2000-2001), Жуков В.И. (2001-2004), Зенков А.П., ( 2004-2014), Михалев А.Д. (2015-2019) с 2019- Е.В.Ярилов.

В 1990-е в рамках общероссийских кризисных изменений произошел резкий спад производства, закрылся ряд предприятий, снизился уровень жизни населения, выросло социальное напряжение. Значительные сложности испытала бюджетная сфера. Имели место акции социального протеста. В конце 1990-х положение стабилизировалось, а в начале XXI в. наметились положительные изменения. В городе увеличены объемы жилищного строительства, в т.ч. по индивидуальным проектам, активно ведется работа по благоустройству территорий с применением новых технологий, укрепились внешнеэкономические связи, достаточно разветвленной сетью торговли представлена рыночная инфраструктура потребительского рынка. Реконструированы транспортный виадук на ст. Чита -1, привокзальная площадь, сооружено два моста через р.Чита.

В 1998 Чита по новому военно-административному делению определена центром СибВО. ЗабПО реорганизован в Пограничное управление ФСБ РФ по Республике Бурятия и Забайкальскому краю.

Функционируют 9 высших учебных заведений среди которых ведущий ЗабГУ, 13 средних специальных учебных заведений, 8 профессиональных училищ, 61 школа, 5 НИИ (Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт Министерства природных ресурсов РФ, Забайкальский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Читинский филиал Института педиатрии и репродукции человека Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, Научно-исследовательский институт ветеринарии Восточной Сибири СО РАСХН, Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН),

С начала 1960-х установлены более 200 мемориальных досок, в т.ч. связанных с жизнью и деятельностью революционера И.В.Бабушкина, скульптора и педагога И.Н. Жукова, советского военного деятеля М.В.Фрунзе, краеведа Е.Д.Петряева, ученого и путешественника Г.Ц.Цыбикова, писателя Е.Е.Куренного, педагога В.П.Константиновой, революционера и исследователя П.А.Кропоткина, исследователя И.С.Полякова, маршала Г.К.Жукова, генерала армии П.А.Белика, ученгого Ф.П.Кренделева и др. Большую роль в сохранении, восстановлении и создании памятников сыграла Читинская областная организация ВОООПИИК. В последнюю четверть XXв. в Чите установлены памятники Борцам за власть Советов в Забайкалье (1977, скульптор Ю.Рычков), В.И.Ленину (1985, скульптор А.П.Кибальников), пограничникам Забайкалья (2001, скульптор В.В.Воинов), П.И.Бекетову и Н.Н. Муравьёву-Амурскому (2008 и 2014, скульптор Миронов А.М.), А.К.Кузнецову (2019 ). При реконструкции площади Ленина в 2003 году на колонны установлены мемориальные барельефы, отражающими историю Читы и Забайкалья (авт. В.И.Кулеш и Л.В.Кулеш). В городе выделена особо охраняемая территория – Старое Читинское кладбище с памятником воинам –халхингольцам; братской могилой комсомольцев – участников пешего перехода Ленинград – Хабаровск; могилой немецких, австрийских, венгерских и турецких солдат-военнопленных 1-й Мировой войны; могилой японских солдат, погибших в годы Гражданской войны в Забайкалье.

Чита является членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (1998), Конгресса муниципальных образований РФ (2002) Российского союза ист.городов и регионов (2003-2009).


Чита (Россия) – один из крупных сибирских городов. Расположен этот город в Восточной Сибири, в Забайкальским крае. Является его административным центром. А где находится Чита и что его окружает? Это довольно суровые края с преобладанием гористого рельефа и континентального климата. Численность населения составляет 349 тысяч чел. Плотность населения – 653,6 чел./км 2 . Чита расположена в котловине у реки Читы, в районе ее впадения в реку Ингоду. Город делится на 4 района.

улицы читы

Площадь города – 534 км 2 . Средняя высота – 650 м над уровнем моря. Часовой пояс Читы – UTC+9. Время в Чите на 6 часов опережает московское и соответствует Якутскому. Почтовый индекс – 672000. Руководителем администрации является Олег Кузнецов.

Географические особенности

В центральной части Забайкальского региона, вот где находится Чита. По площади данный город достаточно крупный, находится на 11-м месте в России. Максимальная высота над уровнем моря – 1039 метров.

вид города

Климат резко континентальный. Отчасти это связано и со значительной высотой над уровнем моря. Неблагоприятным для человека периодом является зима. Она холодная и малоснежная, а длится до 6 месяцев. Из-за антициклонального характера погоды часто возникают инверсии и смог. Средняя температура января составляет -25,2 °С. При наиболее сильных морозах возможны понижения вплоть до -50 градусов.

Лето короткое, теплое, относительно влажное. Из-за высокой континентальности летние ночи в Чите достаточно холодные. Днем иногда случается очень жаркая (выше +40 °С) погода. Переходные периоды характеризуются высокой вероятностью резких похолоданий и заморозков.

Среднегодовая температура составляет -1,4 °С, а годовая сума осадков – 349 мм. Максимум осадков выпадает в июле и августе (до 90 мм/мес.), а с октября по апрель их практически нет.


Экология

Чита находится где-то на первых позициях по уровню загрязнения воздуха в стране. Недавно ей давали даже первое место в этом рейтинге. Важным источником выбросов является автотранспорт, которого в городе очень много. Значительный вклад вносят котельные и ТЭЦ.

экология читы

Население Читы

Численность населения быстро росла до 1990 года, после чего преимущественно снижалась, хотя в последние годы наблюдается некоторый рост. По числу жителей Чита находится на 56-м месте из 1113.

Экономика Читы

В экономике города доминирует промышленность. Здесь работают ТЭЦ, машиностроительный, силикатный завод, домостроительный комбинат, керамический завод, мебельная фабрика, завод по производству железобетонных изделий.

Транспорт

Через Читу проходят 3 автомагистрали федерального уровня: Р258, Р297 и А350. Город находится на Транссибирской ж/д. магистрали. Здесь располагается Управление Забайкальской железной дороги.

Городской транспорт представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. Также функционирует железная дорога для детей.

транспорт читы

Отзывы о Чите (Забайкальский край)

В основном пользователи критикуют климат и экологию. Пишут, что очень холодно, хотя и много солнца. А лето часто дождливое и хмурое. Хотя условия проживания в Чите не хуже, чем в других крупных российских городах, сам город довольно неуютный. Зелени (и в городе, и за городом) стало гораздо меньше, поэтому преобладает серый цвет, а климат становится жестче. Также люди жалуются на озлобленность многих жителей города.

Достопримечательности

Возможно, жить в Чите не очень комфортно, но ознакомиться с этим городом, конечно, можно. Здесь имеются различные памятники архитектуры. Также можно посетить ботанический сад и Читинский зоопарк. Довольно много интересных мест есть в окрестностях Читы. Некоторые из них можно посетить с экскурсией. При этом надо иметь в виду, что это один из районов распространения зараженных энцефалитом клещей. Очевидно, этот фактор отпугивает многих туристов, да и местные жители тоже не в восторге. Ведь отдых на природе здесь является рискованным занятием.

Как доехать до города

В Чите расположен крупный аэропорт, который принимает самолеты из многих городов страны. Также добраться до города можно и на поезде по Транссибу, однако такая поездка для жителей Европейской территории России будет очень дорогой и слишком долгой. Разумеется, можно воспользоваться и услугами федеральных автотрасс.

Таким образом, мы ответили на вопрос, где находится Чита. Удаленное местоположение сильно затрудняет возможности добраться до этого города. Поэтому лучше всего сделать это на самолете, хотя с точки зрения безопасности - это не самый оптимальный вариант. В любом случае, большого смысла туда ехать, в общем- то нет. Это суровые края, где люди страдают от нашествия клещей, а экология находится на очень низком уровне. Достопримечательностей в Чите немного, а каких-то очень ярких и вовсе нет. Разумеется, нет смысла переезжать туда на постоянное место жительства. Сибирские города не пользуются особой популярностью.

Однако тем, кто все же решил туда поехать, нужно иметь в виду риски, связанные с большим количеством энцефалитных клещей. Особенно велики они при поездках на природу.


Чита́ — город в России. Административный центр Забайкальского края и Читинского района. Образует муниципальное образование городской округ город Чита как единственный населённый пункт в его составе [2] . На уровне административно-территориального устройства город включён в Читинский район [3] [4] [5] [6] .

Население — 350 861 [1] чел. (2021). Расположен в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный.

Население — 325,3 тыс. человек (2010 год). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный.

Основана в 1653 году казаком Петром Бекетовым как Ингодинское зимовье. В 1851 году получила статус города. В 1920—1922 годах была столицей Дальневосточной республики. До 2010 года место размещения штаб-квартиры Сибирского военного округа.

Содержание

История

По легенде, город основан первопроходцем Петром Бекетовым. Легенда возникла на основании записок, опубликованных Фишером [3] . Многие исследователи её повторяют, хотя современные археологические данные эту легенду опровергают.

Именно это зимовье, по мнению ряда исследователей, положило начало предшественнику Читинского острога — селению Плотбище [5] .

В 1675 году по устью Читы реки проезжал Н. Г. Спафарий. В описании пути он впервые упомянул гидроним Чита:





В 1772 году П. С. Паллас называет поселение как Читинск [9] .

В 1797 году Читинский острог был официально сделан селом и приписан к Городищенской волости, а населявшие его крестьяне переданы в ведение Нерчинского горного управления.

Название острога Чита официально утратила в 1821 году, когда была переименована в селение. В конце XVIII столетия крестьяне, жители Читы, были приписаны к нерчинским заводам. В связи с этим многие пришли в разорение и стали разбегаться. Это и ликвидация острога задержала развитие Читы, захирела торговля. От прежнего оживления не осталось и следа. Чита превратилась в захолустный поселок.



В 1897 году через Читу проложили Транссибирскую магистраль. 15 июля 1899 года было заложено существующее ныне здание вокзала и началось движение по участку железной дороги Чита — Сретенск.

После проведения в 1900 году железной дороги Чита становится самым крупным транспортным узлом и промышленным центром Забайкалья. Во время Первой русской революции в городе провозглашена Читинская республика. Советская власть в Чите была установлена в феврале 1918 года.

В период с 1920 по 1922 Чита была столицей Дальневосточной республики, с 1922 — центром Забайкальской губернии. В 1926 году Чита стала окружным городом Дальневосточного края, а с 1937 являлась центром Читинской области. С 1 марта 2008 — административный центр Забайкальского края.

Чита является членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (1998), Конгресса муниципальных образований РФ (2002), Российского союза исторических городов и регионов (2003).

Топоним

Город назван Читой потому, что расположен на берегу реки Читы. Но до сих пор продолжаются споры по поводу того, что означает слово чита. В разное время и в разных источниках город назывался по-разному(см. История).

Есть также предположение, что Чита — это имя человека. Так есть сведения о письме 1777—1799 годов на имя князца Читу Матуганова, однако гидроним Чита известен в литературе второй половины XVII века. Также эта версия не сочетается с местными верованиями тех времен, согласно которым имя человека после его смерти старались не произносить [10] .

Если посмотреть на верховья реки Читы, то у Юмурчена (правый приток Витима) на той же горе, где и исток Читы, с северо-западной стороны находится приток, называемый Читнак. Исходя из этого, есть вариант, что происхождение названия реки стоит искать в связи с её верховьями [10] .

Физико-географическая характеристика

Географические данные



Площадь города — 538 км². На территории города расположены озера Кенон и Угдан (второе в настоящее время высохло) — остатки озёрного бассейна плейстоценовой эпохи. В пределах городской черты сохраняются участки естественных ландшафтов, в том числе приречные луга, островки степей и лесостепей, а также значительный массив горной тайги (расположенный северо-восточнее телецентра вплоть до автомагистрали Чита — Хабаровск). Антропогенные ландшафты города включают в себя, кроме кварталов городской застройки, дачные массивы, пашни, сенокосы и несколько озёр на месте бывших шахт (в окрестностях посёлка Черновские Копи).

Климат

Климат в районе Читы резко континентальный. Также на климат влияет высота города — 650 м. Зима малоснежная, лето тёплое, более влажное во второй половине. Для зимнего периода характерны температурные инверсии, смог. Средняя температура воздуха в январе — −28ºС при минимальном значении −49,9ºС (январь 1935), среднеиюльская температура воздуха составляет +19ºС при максимальном значении +38ºС (июль 1939) и +40,6ºС (август 1936) [11] . Годовое количество осадков в среднем 326 мм, из них 80 % выпадает в тёплый период года. Снежный покров толщиной в среднем до 10 сантиметров держится с конца октября до середины апреля. Господствующие ветры имеют западное и северо-западное направления. Заморозки могут быть практически всё лето. Зимой иногда бывают редкие оттепели.

Часовой пояс

Чита находится в часовом поясе Якутское время. Смещение относительно UTC составляет +10:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +6 часов и обозначается в России как MSK+6.

Административно-территориальное деление



Население

325 тысячи 300 человека (2011). С 2002 года население увеличилось на 18 тысяч 362 человека [13] . Из всего населения 150 тысяч 954 — мужчины и 173 тысячи 508 — женщины.

Численность жителей города Читы по годам
1939* 1948 1956 1959* 1966 1970* 1975 1979* 1989* 1999 2002* 2009 2010*
121 100 чел. 138 000 чел. 170 000 чел. 172 800 чел. 201 000 чел. 241 400 чел. 260 000 чел. 302 600 чел. 362 500 чел. 312 000 чел. 307 000 чел. 316 600 чел. 325 300 чел.

* — года переписи населения

Промышленность

Доминирующей промышленностью является энергетика, представителем которой в Чите является компания ТГК-14, в которую входят в том числе Читинская ТЭЦ-1 и Читинская ТЭЦ-2. Имеется также машиностроительный завод, занимающийся поставкой охладительного оборудования. В советскую эпоху был хорошо развит Камвольно-Суконный Комбинат или КСК. Сейчас КСК полностью разрушен и заброшен.

Транспорт



Чита — крупный железнодорожный центр на Транссибирской магистрали. В пределах города расположено 7 станций (с запада на восток): Черновская, Кадала, Чита I, Чита II, Антипиха, 6205 км, Песчанка.

В Чите расположено Управление Забайкальской Железной Дороги, осуществляющее контроль перевозок на территории Забайкальского края и Амурской области (общая протяженность путей — 3400 км).

Городской транспорт включает троллейбус, автобус и маршрутное такси.

Также в городе есть детская железная дорога.

Образование и наука

В городе имеется 43 средних школы, 2 начальных, многопрофильная языковая гимназия, многопрофильная гимназия, школа с углубленным изучением немецкого языка и школа с углубленным изучением английского языка.

Высшие учебные заведения



Техникумы

  • Забайкальский техникум искусств
  • Читинский сельскохозяйственный техникум
  • Читинский техникум железнодорожного транспорта (ЧТЖТ)
  • Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Колледжи

Училища

  • Забайкальское краевое училище культуры
  • Читинское Суворовское военное училище МВД России

Научно-исследовательские институты

  • Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт (ЗабКНИИ)
  • Забайкальский научно-исследовательский институт сельского хозяйства СО РАСХН (ЗабНИИСХоз СО РАСХН)
  • Читинский институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (ЧИПРЭК СО РАН)
  • Забайкальское отделение РГО
  • Восточный филиал Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов при Читинском государственном университете (ВостокНИИВХ)
  • Читинское отделение Всероссийского минералогического общества РАН

Культура



В городе работают следующие музеи: Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова, Музейно-выставочный центр Забайкальского края, Музей боевой славы Сибирского военного округа (Музей ОДОРА), Церковь декабристов, Музей Забайкальской железной дороги, Ботанический сад, Зоопарк, Геологический музей, Художественный музей, Музей пограничников.

В городе действует система библиотек-филиалов, детская библиотека, библиотеки имени А. С. Пушкина, А. П. Чехова, А. П. Гайдара, и имени Нарышкиных. Кроме того в Чите находится библиотека всероссийского общества слепых.

Ряд концертно-культурных комплексов представляют Забайкальская краевая филармония, Дворец культуры железнодорожников, Окружной Дом Офицеров Российской Армии (ОДОРА).

Средства массовой информации

Газеты и журналы

Телевидение

Радио

Спортивные сооружения



Известные люди

    — советский и российский поэт, прозаик — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны
  • Борис Ильич Кузник — физиолог с мировым именем — снайпер, участник Великой Отечественной войны — врач — российский кинокритик и киновед.

Родились в Чите

Города-побратимы

    Улан-Удэ, Россия с 2011 года. [18]Маньчжурия, КНР с 1999 года. [19]Абилин, США с 1996 года. Чойбалсан, Монголия с 1995 года. Чита, Япония с 1994 года. Хайлар, КНР с 1992 года.

Примечания

Литература

  • Латкин Н. В.,Чита, областной город Забайкальской области // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Лобанов В. Г. Старая Чита. — Чита, 2001

Ссылки

Административно-территориальное деление:

Городские округа: Балей | Горный | Петровск-Забайкальский | Чита

  • Города, награждённые орденом Октябрьской Революции
  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты, основанные в 1653 году
  • Чита
  • Города, основанные в XIX веке
  • Районные центры Забайкальского края
  • Административные центры субъектов Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чита" в других словарях:

Чита — город, ц. Читинской обл. Основан в 1653 г. как Ингодинское зимовье; название по расположению на р. Ингода при впадении в нее р. Чита. В конце XVII в. селение получает статус слободы и с этого времени именуется не по принимающей р. Ингоде, а по… … Географическая энциклопедия

Чита — город (с 1851) в России, центр Читинской области, при впадении р. Чита в р. Ингода. Железнодорожная станция. 316,2 тыс. жителей (1998). Машиностроение и металлообработка (заводы: машиностроительный, автосборочный, станкостроительный и др.),… … Энциклопедический словарь

ЧИТА — ЧИТА, город (с 1851), центр Читинской обл., при впадении р. Чита в р. Ингода. Ж. д. станция. 316,2 тыс. жителей (1998). Машиностроение и металлообработка (заводы: машиностроительный, автосборочный, станкостроительный и др.), деревообрабатывающая … Русская история

Чита — Чита. Церковь Михаила Архангела ( Церковь декабристов ). ЧИТА, город (с 1851), центр Читинской области, в России, при впадении реки Чита в реку Ингода. 376,5 тыс. жителей. Железнодорожная станция; аэропорт. Машиностроение и металлообработка… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЧИТА — ЧИТА, город (с 1851), центр Читинской области, в России, при впадении реки Чита в реку Ингода. 376,5 тыс. жителей. Железнодорожная станция; аэропорт. Машиностроение и металлообработка (станки и др.); деревообрабатывающая, легкая и другая… … Современная энциклопедия

ЧИТА — город (с 1851), в Российской Федерации, центр Читинской обл., при впадении р. Чита в р. Ингода. Железнодорожная станция. 370 тыс. жителей (1990). Машиностроение и металлообработка (заводы: машиностроительный, автосборочный, станкостроительный и… … Большой Энциклопедический словарь

Чита — Чита, центр Читинской области, в 6074 км к востоку от Москвы. Расположен в Забайкалье, при впадении р. Чита в Ингоду. Крупный транспортный узел. Железнодорожная станция. Узел автомобильных дорог. Аэропорт. Население 321,8 тыс. человек… … Словарь "География России"

чита — сущ., кол во синонимов: 7 • город (2765) • грымза (26) • дурнушка (14) • … Словарь синонимов

Чита — областной город Забайкальской области, на левом берегу р.Читы, недалеко от впадения ее в реку Ингоду; станция железной дороги в 2вер. от города. К 1900 г. в Ч. считалось 11500 жителей (6900 мжч. и 4600жнщ.). Жилых домов 1412, преимущественно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Чита — іменник жіночого роду місто в Росії … Орфографічний словник української мови

Читайте также: