Где используют витражи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Такой элемент в дизайне жилого помещения как витраж, стал очень востребованным в современных домах. Изначально такими элементами украшали оконные проемы в католических храмах, но со временем витражное стекло пришло в дома обычных людей.

Виды витража


Таким видом стекла украшают не только проемы окна, они применяются:


• Для декоративной отделки стеклянных элементов межкомнатных дверей;
• В отделке фасадов мебельных гарнитуров;
• Для украшения потолков;
• Межкомнатных перегородок.

Такую технику отделки можно применять в любом помещении. Это может быть ванная комната, кухня, гостиная или прихожая, везде витраж добавит уникальности и изысканности.

Витраж в гостиной

В гостиной такие элементы дизайна могут быть применены в различных вариантах. Если в помещении имеются большие обзорные окна, то их часть можно оформить витражом. Но только размещать его желательно по краю. Витраж может быть в виде панно на стене. Такие элементы дизайна оформляются в виде картин и имеют внутреннюю подсветку. Лучи света, проходящие через цветное стекло, добавляют уюта и изысканности помещению.


Оформление перегородок в гостиной тоже можно выполнить при помощи этой техники. Такие стенки будут пропускать свет. Но при этом они прекрасно справляются со своей основной функцией, разделяют помещение на зоны.

Витражный потолок


Часто для оформления гостиных и прихожих используется витражный потолок. Такие потолки всегда смотрятся оригинально и стильно. Чаще всего для обустройства такого потолка используется гипсокартон. При помощи этого материала создается ниша, в которую монтируется витраж. Красивые и необычные картины из стекла на потолке, только украсят его. Сочетать такой потолок можно в основном с классическим интерьером. Но при умелом использовании даже такой строгий стиль, как хай-тек, может сочетаться с витражом, но только с минимальным графическим изображением.

Виды витражей

Чтобы определиться с тем, где будет установлен витраж, и какую функцию станет выполнять, нужно разобраться в видах этого декоративного элемента. Их существует несколько, причем каждый из них обладает своими качественными и техническими характеристиками.

Оконные витражи

Но рассматриваемый способ применения витражей выполняет не только роль оригинального акцента в интерьере – он еще и обладает некоторой функциональностью. Речь идет о возможности преломления света из окон, об окрашивании лучей в разные цвета – это делает атмосферу в комнате более романтичной и расслабляющей.

Еще одна функциональная значимость оконных витражей – возможность скрыть неприглядный вид из окна и защититься от посторонних глаз, например, если напротив вашего дома стоит еще одно строение.

Потолочные витражи

Потолочные витражи

Еще один весьма любопытный способ использования витражных стекол – обычная потолочная поверхность превращается в настоящее произведение искусства. Витражи в потолках – отличная возможность визуально увеличить площадь пространства, добавить даже в самую темную комнату света и сделать самый спокойный/унылый интерьер более интересным.

Потолочный витраж можно расположить не только в комнате с высокими потолками – если есть желание украсить потолок рассматриваемым видом декора, то можно воспользоваться плафоном с витражом.

Перегородка с витражом

Перегородка с витражом

Дизайнеры предлагают перегородки делать с витражами – получится не только грамотно зонировать пространство, но и сделать функциональную фальш-стенку оригинальным стилевым решением. Ведь нанеся рисунок даже на обычное стекло, можно преобразить всю окружающую обстановку.

Обратите внимание: если есть намерение сделать перегородку с витражом, то не стоит использовать для этого абсолютно прозрачное стекло (даже если оно закаленное), лучше отдайте предпочтение матовым полотнам, или же закрепите на фальш-стенке из гипсокартона только отдельные фрагменты витража.

Витражные двери в интерьере

Очень оригинально смотрятся витражи в межкомнатных дверях – из них делают вставки. Если витражи подобраны правильно, то межкомнатные двери могут даже самому обычному интерьеру придать изюминку.

Обратите внимание: чтобы интерьер действительно стал оригинальным, специалисты рекомендуют делать заказ на изготовление витражей в индивидуальном порядке.


Светильник с витражами

Светильник с витражами

Спутать обычный светильник с таким же прибором в витражном плафоне невозможно – даже свет, исходящий из него, будет разительно различаться. Можно воспользоваться уже готовыми витражными плафонами, а можно приобрести обычный стеклянный и сделать витраж своими руками, или же заказать такое оформление специалистам. Это дает возможность выбрать нужные цветовые оттенки, привнеся в интерьер и комфорт, и ощущение волшебности.

Витражная столешница

Даже самый заурядный журнальный столик с установленным витражом вместо привычной столешницы становится произведением искусства. А если само основание столика выполнено в стиле шебби-шик, то витражная столешница превратит предмет мебели в раритет.

При этом использование витражей для оформления журнального/чайного домика не делает их менее функциональными – однозначно получится и выпить чай за таким предметом интерьера, и положить на него кипу газет/журналов, и установить ноутбук для работы.

Душевая кабинка и витражи

Это, пожалуй, самое необычное использование рассматриваемого декоративного элемента в интерьере. Казалось бы – что можно сделать в ванной комнате, чтобы она перестала быть обычным хозпомещением? Оказывается можно украсить витражами душевую кабинку – это будет не только красиво и оригинально, но и весьма стильно! А учитывая возможность выбора цветового решения, можно смело импровизировать с отделкой всех поверхностей – согласитесь, банальные белый, серый и вообще пастельные цвета слишком скучны.

Витражные стенки душевой кабинки при установке сначала заключают в герметичные стеклопакеты, но от этого общий вид устройства абсолютно не проигрывает. Некоторые дизайнеры предлагают делать в ванной комнате и полы со вставками из витражных стекол, но такой метод использования рассматриваемого декора имеет два недостатка – они выполняются из специального стекла (противоударное, особо прочное, закаленное, с защитным покрытием), а стоимость такого витражного пола будет достаточно высокой.

Зеркало и витражи

Зеркало и витражи

Очень часто при отсутствии возможности украсить помещение большими витражами, люди используют лишь несколько фрагментов такого декорирования. И наиболее разумно украсить витражными стеклами зеркало – это сделает его ярким, оригинальным элементом в интерьере.

Обратите внимание: зеркало может украшаться витражами двумя способами – в первом случае зеркальная поверхность станет основой и тогда витраж будет выполнять роль картины, но можно красиво и стильно обрамлять витражной мозаикой зеркало – оно не потеряет своей функциональности, но приобретет оригинальность/стильность.

Витражи в нишах

27c2c81b8f3fa10ab6f769dd9b31335c

Очень практичное решение – использовать витражи для украшения ниш в стенах. Они могут быть выполнены в разных цветах, с разными изображениями и даже толщина стекла под такие нишевые витражные вставки подбирается в индивидуальном порядке. Дизайнеры дают лишь один совет – обязательно под витражами в нишах нужно предусмотреть наличие света (это могут быть светодиодные ленты/светильники) – мало того, что рисунок на витражах будет изысканно подчеркнут светом, это станет дополнительным источником приглушенного освещения в помещении.

Выбор витража

Рассматриваемый вид декора представлен на рынке не только разнообразными видами – витражи даже выполняют в разной технике. Наиболее распространенными из них считаются:

Пленочный витраж

  1. Стеклянная мозаика – тут тоже все достаточно просто. Сначала выполняются разноцветные фрагменты из закаленного стекла, а затем все собирается в задуманную композицию. Отлично мозаика подходит для оформления оконных и потолочных витражей – изображение получится визуально более объемным.

vitrazh1

f85f2f3f5af2777b6ee8b39c3a947a76

  1. Технология Тиффани – это классика выполнения витражных стекол. Суть изготовления: изготавливаются небольшие стеклянные фрагменты нужной формы и цвета, затем они собираются в единую композицию, где все фрагменты между собой скреплены с помощью медной фольги.

Технология Тиффани

  1. Травленый витраж – производство таких элементов декора подвластно только специалистам. Суть в следующем: на стекле с помощью специальной кислоты наносятся глубокие контуры будущего изображения, эти линии просто выжигаются агрессивным веществом.

Травленый витраж

  1. Псевдо-витраж – его еще называются расписным, считается самым простым и незатейливым украшением помещения. Все просто – на стекло просто наносится изображение обычными красками. В магазинах имеются в продаже даже специальные трафареты – с ними расписать стекло под витраж сможет и далекий от изобразительного искусства человек.

vitrazh-1

Дополнительная информация о витражах

Рассматриваемый вид декорирования помещений обладает преимуществами и недостатками, впрочем, как и любой предмет. И следует знать слабые и сильные стороны витражей, чтобы сделать грамотный выбор.

Положительные свойства/качества витражей:

    витраж может располагаться в любом стилевом решении интерьера – отлично такой элемент декора смотрится и в стиле хай-тек, и в стиле модерн, и даже в стиле барокко;
  • он отлично преломляет свет, делая его лучи действительно окутывающими, дарящими уют и комфорт;
  • рассматриваемый декор можно расположить в помещении любой площади, даже самой маленькой – уж место для ниши, светильника или столешницы найдется в любом случае;
  • витраж сам по себе является вычурным декором, поэтому мудровать с какими-то дополнительными элементами, предметами не нужно.

Минусы витражей дизайнеры не называют – считается, что такой декор не привнесет в помещение дисгармонию при грамотно подобранном цветовом решении. Но следует учитывать – все, что уникально – дорого, иногда стоимость таких изделий может доходить просто до астрономических сумм. Это относится и к витражам – они оригинальны, уникальны и стоят весьма недешево.

Многие задаются вопросом, насколько целесообразно и практично использовать витраж в оформлении жилых помещений? Ответ дадут дизайнеры и те, кто уже активно использует рассматриваемый вид декора:

  • в качестве напольного покрытия использовать витражи неразумно – это утверждение касается только тех помещений, в которых наблюдается большое скопление людей (для ванной такой пол вполне уместен);
  • светильники, столешницы и зеркала с витражами полностью выполняют свои обычные функции – декор в таком случае выполняется из специального закаленного стекла;
  • потолки и ниши с витражами придадут комнате изысканности, но использовать их нужно только поодиночке – слишком много витражей будут перегружать восприятие интерьера.

Витражи в интерьере – это всегда оригинально и стильно. Независимо от того, насколько ваш дом или квартира изысканны, роскошны и презентабельны, рассматриваемый вид декора сделает их уютными и комфортабельными, с нотками эксклюзивности.

Витраж классический

Витраж классический

В эпоху Возрождения техника исполнения витража несколько изменилась. Теперь это, скорее, живопись на стекле с последующим обжигом. В это же время появляется и пескоструйная обработка. А поскольку изменилась и политическая ситуация в обществе, то изменились и сюжеты витражей. Наряду с религиозными темами витражей, стали появляться и светские сцены. Витраж теряет свою ярко выраженную декоративность, интенсивность цвета, все более напоминая картину в стекле.

Витраж классический

Витраж классический

С середины XVII века витраж, как верный слуга церкви, несовместимый с гуманистическими веяниями в обществе, пережил длительный и глубокий кризис. Его возрождение началось лишь с середины XIX века. Новый взлет происходит теперь не в церковной, а в общественной и частной архитектуре. Витраж утратил религиозное происхождение и прочно обосновался в невиданном ранее стиле модерн. Его бионические формы и технологические открытия позволили проявить новые выразительные качества витража.

Витраж

Витраж

Дороговизна витража, одновременно с его высокими эстетическими свойствами, привела к появлению различных технологий-заменителей.

Расширился и диапазон применения витражей. Теперь это может быть не только заполнение световых проемов, но и двери шкафов-купе, межкомнатные двери и перегородки, мебельные фасады, люстры, вазы и многое-многое другое. Кроме того, технический прогресс позволяет изменить и состав стекла. Теперь в него можно добавить различные включения - воздушные пузырьки или металлические нити – в общем, сделать стекло неоднородным для получения интересных визуальных эффектов.

Виды витража

Классический наборный витраж

Разнообразные по форме цветные стекла соединяются в одну картину при помощи специальных свинцовых, латунных или медных профилей, которые в местах стыка спаиваются с двух сторон. Такой каркас придает не только прочность всей конструкции, но и солидный вес. Последнее делает трудоемким процесс монтажа и почти исключает возможность применения витражей на потолке или в остеклении дверей (динамическая нагрузка). Применение широкого профиля (4-6 мм) накладывает ограничение на использование мелких деталей. Кроме того, невозможно изготовление скругленных витражных плоскостей.

Стоимость классического наборного витража самая высокая. Она зависит от оригинальности и сложности эскиза и колеблется от 30 000 до 180 000 руб./м 2 .

Место применения: большие статические пространства (оконные проемы), перегородки в больших помещениях (залы, музеи, храмы).

Классический витраж наиболее эффектен на просвет.

Места применения такого витража: окна, двери, перегородки, ниши, потолочные плафоны, светильники и пр.


Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Содержание

Возрождение витражей

Витражи Санкт-Петербурга

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.

Имитации витражей

Середина XIX века

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России [7] .

Витражи Императорского стеклянного завода

Витражи периода эклектики

Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — фигуративные витражи в конференц-зале С.-Петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.

Конец XIX — начало XX века

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.

Витражные ателье в России

В российскую стекольную промышленность проник иностранный капитал, что изменило саму ее структуру. Появился новый тип предприятия — акционерное общество, которое часто объединяло несколько фабрик. Эти общества часто возглавляли иностранные предприниматели, которые вместе с капиталом привозили в Россию современное оборудование, сырье для производства и мастеров. В сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890—1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них — ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их количество в это время было незначительным.



Если в 1890-е в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году — в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Витражи в стиле модерн



Упадок витражного дела в России

С началом Первой мировой войны в 1914 году объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После Октябрьского переворота все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

Старинные российские витражи благодаря усилиям историков и хранителей музеев постепенно возвращаются: они становятся известными по архивным документам, некоторые обнаруживаются в музейных хранилищах. Их реставрируют и демонстрируют на выставках [9] .

Виды современных витражей

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.



Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Контурный заливной витраж - на лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап - нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап - заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.

Классификация витражей

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

Читайте также: