Сформулируйте и обоснуйте прогноз экологической ситуации в вашем регионе на 2025 год москва кратко

Обновлено: 04.07.2024

Какова экологическая обстановка в Москве в целом?

Экологическая ситуация в Москве, как и в большинстве мегаполисов, нормальная – характерная для городов. Т.е. нельзя сказать, что у нас все прекрасно, как в лесу, но и чего-то чрезвычайно ужасного тоже нет.

При этом в одних районах город оказывает на человека большее влияние, в других меньшее. Виды негативного воздействия, характерные для мегаполисов, представлены химическими факторами (наличие загрязняющих веществ в воздухе: автотранспорт и промышленные предприятия, а также объекты теплоэнергетики, очистные сооружения) и физическими (шум, вибрация, электромагнитное излучение, яркость и мерцание рекламных конструкций и др.). Поэтому при выборе места для проживания все равно нужно учитывать разные критерии, в том числе, где в районе можно проводить свободное время, гулять с детьми, есть ли рядом парки, зоны отдыха.

В каких районах Москвы экологическая обстановка наиболее благоприятная?

Традиционно западные и юго-западные районы Москвы считались более чистыми, а восточные и юго-восточные – более грязными. Это было связано с розой ветров (преимущественно в Москве ветры дуют с запада и юго-запада). Кроме того, промышленные предприятия в основном расположены именно на востоке и юго-востоке.

Но сейчас ситуация меняется из-за увеличения автотранспорта – теперь основной вклад в загрязнение атмосферы делают именно машины (почти 90%). Многие производства выносят за пределы города, многие работают не на полную мощность, на всех устанавливают новейшие очистные системы. Таким образом, рядом, например, с восточным Измайловским парком экологическая обстановка гораздо лучше, чем в непосредственной близости от Кутузовского проспекта или любой другой крупной автодороги на традиционно благополучном западе (и по состоянию воздуха, и по шуму, и по яркости, если окна выходят на магистраль).

Итак, при выборе района нужно в первую очередь изучать карты: выяснить, сколько в районе находится промышленных предприятий, автомагистралей, оживленных перекрестков, есть ли ТЭЦ.

Какие магистрали можно считать самыми губительными для экологии?

Все вылетные, Садовое кольцо, ТТК, МКАД.

И чем больше пробок на дороге, тем хуже?

На самом деле, не всегда. Значение имеет количество автомобилей, проезжающих по дороге в единицу времени. В Москве на крупных магистралях машины даже без пробок двигаются плотным потоком в большом количестве. И чем быстрее едет автомобиль, тем больше шума он создает.

На каком расстоянии должен быть расположен дом от магистрали, чтобы ее влияние было минимальным?

Чем дальше, тем лучше. На расстоянии 150-200 метров дорога в любом случае оказывает влияние, причем довольно сильное, 300 метров – уже меньше, 500 – еще меньше. Можно говорить, что 250-300 метров – это минимальное желательное расстояние от вылетной магистрали. При этом к менее загруженным внутри- и межрайонным дорогам дом может находиться и ближе.

А можно ли жить в центре Москвы?

В центре, конечно, самая неблагоприятная экологическая обстановка: здесь сконцентрирована деловая, культурная, политическая жизнь столицы, и в день бывает очень много автотранспорта. Кроме того, здесь мало детских площадок и практически нет парковых зон.

В каких районах, помимо центра, самая худшая обстановка?

А насколько далеко желательно жить от промышленных предприятий?

Каждый промышленный объект, в соответствии с законодательством, имеет свою санитарно-защитную зону. Для разных предприятий она может составлять от 50 метров до 1 тыс. метров и более.

При этом сейчас, когда строят жилье, эти нормы, как правило, соблюдают. По крайней мере, в Москве. Несоблюдение размеров санитарно-защитных зон характерно, скорее, для старой застройки вблизи предприятий и промзон: раньше требования были менее жесткими.

Платные парковки в центральных районах улучшают обстановку?

На этот счет есть противоречивая информация: с одной стороны, платные парковки вводят для того, чтобы снизить поток автотранспорта в центр, с другой стороны, транспортная способность центра увеличилась из-за соблюдения правил (дороги стали менее загроможденными) – теперь здесь проезжает больше машин, чем раньше. Другими словами, введение платных парковок практически никак не влияет на экологическую обстановку.

Как вы считаете, может ли улучшить экологическую обстановку введение платного въезда в Москву, который активно обсуждали в конце прошлого года?

Все будет зависеть от того, насколько снизится поток автотранспорта, въезжающего в город. Если транспортный поток снизится на 10-30%, то ситуация будет улучшаться.

Какие парки, лесные массивы лучше всего влияют на экологию?

Какова площадь зеленых насаждений в Московском регионе? Насколько это отличается от других мировых мегаполисов?

В Москве площадь зеленых насаждений составляет 54,5% от общей площади (в Подмосковье – около 47%). На первом месте в рейтинге самых озелененных городов – Осло (Норвегия), где этот показатель равен 66%. Таким образом, можно сказать, что мы находимся примерно в начале списка.

Сейчас многие промышленные предприятия вынесены за пределы города. Насколько это улучшает обстановку?

Безусловно, это весьма положительно влияет на экологическую обстановку. При этом необходимо помнить, что перед тем, как начинать застраивать бывшие промзоны, там необходимо проводить тщательные экологические исследования. А затем очистку территории (при необходимости).

На месте бывших производств, как правило, грунты загрязнены специфическими токсикантами – их необходимо заменять. Дело в том, что загрязненные почвы напрямую влияют на состояние воздуха за счет, во-первых, образования пыли, содержащей загрязняющие вещества, во-вторых, испарения загрязнителей.

Я могу сказать, что сейчас в Москве довольно высокий уровень сознательности в отношении экологии. Мы проводили исследования для нескольких парков – в результате загрязненные почвы там при создании новых газонов и площадок для отдыха меняли на чистые.

Застройщики жилой недвижимости тоже, по нашему опыту, выполняют требования законодательства, проводят экологические изыскания и исследования на начальных стадиях строительства.

Не становится ли экологическая обстановка хуже в Подмосковье из-за того, что туда выносят промышленные предприятия?

Думаю, что нет. Во-первых, их выносят не в одно место. Во-вторых, при организации производств сейчас соблюдают нормы закона (их негативное влияние на человека минимизируется), так же как и при строительстве в этих районах жилья.

На самом деле, влияние на человека в смысле экологии оказывают не только заводы и автотранспорт. Также огромную роль играют сами квартиры, офисные и административные помещения, где воздух зачастую гораздо грязнее, чем на улицах. Существуют проблемы пыли, эмиссии вредных веществ из предметов мебели, напольных покрытий, отделочных материалов, электромагнитных излучений. Кроме того, важно понимать, из чего построен сам дом.

Какие районы Подмосковья более благоприятны с экологической точки зрения, какие менее?

Основываясь на данных департамента природопользования Москвы, могу сказать, что наиболее неблагополучный район – Люберецкий.

К сильно загрязненным относятся: Шатурский, Каширский, Ногинский.

К загрязненным: Коломенский, Серпуховский, Павлово-Посадский, Подольский, Щелковский, Раменский, Пушкинский, Мытищинский, Красногорский, Балашихинский, Ленинский.

К слабо загрязненным: Клинский, Ступинский, Сергиево-Посадский, Домодедовский.

К достаточно чистым: Наро-Фоминский, Чеховский, Дмитровский, Солнечногорский, Одинцовский.

К особо чистым: Волоколамский, Егорьевский, Можайский, Рузский.

На трубах промышленных предприятий могут установить датчики, автоматически измеряющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Как, по-вашему, повлияет ли это благоприятно на экологию?

Конечно, это даст положительный результат. Предоставление данных с датчиков в онлайн режиме контролирующим органам или на сайты заводов повысит ответственность предприятий в вопросах охраны окружающей среды, позволит оперативно реагировать на повышение содержания загрязнителей в выбросах и не допускать сверхнормативного загрязнения среды.

Какие есть планы по улучшению экологической обстановки у властей?

У нас планируют применять западные стандарты по охране окружающей среды – внедрять и стимулировать к внедрению наилучшие доступные технологии на производствах, которые позволяют не бороться с последствиями, а исключать проблемы на самых начальных этапах. Эти инициативы будут внедрять поэтапно до 2019 года.

Какие еще меры могут улучшить экологию Москвы?

Рассредоточение потоков движения людей, так как сильно загружены не только автодороги, но и общественный транспорт, в том числе метро. Желательно сделать так, чтобы деловой, политический, культурный и туристический центры города находились в разных местах мегаполиса и за его пределами. Конечно, единовременно эти вопросы решить не получится. Но при желании и долгосрочном планировании развития города использование подобных подходов возможно.

Ваш прогноз – будет ли как-то меняться экологическая обстановка в Московском регионе?

Все зависит от того, какие мероприятия будут проводить власти города. Если действительно ограничат въезд в город, будут дальше выносить предприятия за пределы МКАД, ужесточат контроль на заводах, то ситуация станет меняться в лучшую сторону – есть слабоположительная тенденция. Но идеальным состояние окружающей среды, конечно, никогда не станет: это мегаполис. Однако, безусловно, нужно стремиться улучшать экологическую обстановку всеми доступными способами.

"Стратегия будет разработана до 2025 года, в ней будут даны показатели, которые будут характеризовать оценку того состояния, в котором сегодня находится экологическая безопасность, будут обозначены угрозы, как внутренние, так и внешние, будут выработаны приоритеты обеспечения экологической безопасности, меры, которые необходимо осуществить", - сказал он журналистам в среду по итогам расширенного заседания СБ РФ.

Патрушев добавил, что обсуждение темы защиты окружающей среды на заседании Совбеза проходило очень живо, высказывались разные мнения о необходимости дополнить проект решения.

"Категоричные какие-то решения не принимались, но совершенно очевидно, что необходимые поручения правительству выработаны, они будут прописаны в протоколе решения. И что очень важно, что этому направлению будет уделяться самое серьезное внимание", - отметил Патрушев.

Что случилось этой ночью: воскресенье, 6 марта

Visa и Mastercard объявили о приостановке деятельности в России

Visa и Mastercard объявили о приостановке деятельности в России

Путин установил временный порядок исполнения РФ обязательств по внешнему долгу

Путин установил временный порядок исполнения РФ обязательств по внешнему долгу

Слуцкий подтвердил, что третий раунд переговоров с Украиной может пройти 7 марта

Ростуризм дал рекомендации компаниям по организации туров за рубеж

Ростуризм дал рекомендации компаниям по организации туров за рубеж

Что произошло за день: суббота, 5 марта

В Кремле сообщили о переговорах Владимира Путина и Нафтали Беннета

ФНС приостановит с 9 марта инициирование дел о банкротстве должников

ФНС приостановит с 9 марта инициирование дел о банкротстве должников

Минтранс РФ подготовил законопроект, упрощающий госрегистрацию самолетов

Генпрокуратура направила в суд дело журналиста Сафронова

Генпрокуратура направила в суд дело журналиста Сафронова

Copyright © 1991—2022 Interfax. Все права защищены. Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.

Вчерашний круглый стол в избирательном штабе был посвящен вопросам столичной экологии.

Огромная и очень сложная тема, которая во все времена волновала и продолжает волновать людей.


К сожалению, так не получится. У большинства экологических проблем нет простых решений, требуется длительная системная работа.

Для меня улучшение экологической ситуации в Москве является одним из важнейших приоритетов. Большая экологическая составляющая есть в каждой отраслевой программе, реализуемой Правительством Москвы.

Сначала о ВОЗДУХЕ, которым мы дышим.

Основной источник загрязнения — двигатель внутреннего сгорания. Автомобили производят 90% вредных выбросов в атмосферу.

Динамика общего количества машин и общего объема выбросов последние годы выглядит так:


Число машин — растет, объем выбросов — сокращается.

За счет чего? За счет совместных усилий москвичей и правительства города.

Вот как мы шли к этому запрету:


И кто сейчас помнит о том, что еще 10 лет назад москвичи старались отойти подальше от автобуса, отъезжающего от остановки, чтобы не задохнуться в облаке выхлопных газов.

Огромный вклад в уменьшение выбросов вносит развитие рельсового транспорта и других альтернатив личному автомобилю.

С 2011 г. в Москве было построено 64 новые станции метро и МЦК.

Значительно увеличили перевозки пригородные электрички.

Возрождено городское такси (46,9 тыс. штук), появился каршеринг.

Доля людей, пользующихся общественным транспортом в час пик, выросла с 62% до 68%.

Что дальше?

Будущее столичного воздуха по-прежнему зависит от наших общих усилий.

Правительство Москвы сделает свою часть работы.

Уже в сентябре на улицы города выйдут первые электробусы. С 2021 года город прекратит закупать автобусы с двигателями внутреннего сгорания.


В течение нескольких лет в Москве появится полноценная сеть зарядных станций для электротранспорта.

А дальше все в руках промышленности. Мы надеемся, что в течение нескольких лет она предложит автомобилистам не просто качественный, но и недорогой электромобиль.

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ. КАПОТНЯ.

Почти в каждом городе есть своя зона экологического бедствия. В Москве такой зоной долгое время была Капотня со своим НПЗ.


Начиная 2011 года, Московский НПЗ выполнил следующие экологические программы:

В результате уже к 2015 году Московский НПЗ снизил вредное воздействие на окружающую среду в 2 раза.

До 2020 года будет закончена ликвидация ранее накопленных отходов.

В результате вредное воздействие НПЗ на окружающую среду будет снижено еще в 2 раза.

Другими словами — не будет пахнуть, а сбрасываемая вода будет чище той, которую завод забирает из реки для своих нужд.

Вместо самого грязного в Москве будет работать один из самых чистых в мире НПЗ.

ЗЕЛЕНАЯ ЭНЕРГЕТИКА.

Москвичи давно забыли о шапках черного дыма, периодически висевших над городом. Уже много лет московские ТЭЦ не используют уголь и мазут даже в самые морозные дни.

Из эксплуатации выведены 64 малых неэффективных котельных.

Уголь использует только ТЭЦ-22 в подмосковном Дзержинском (напротив Капотни). Но и она сейчас начала проект ликвидации угольного хозяйства и золоотвалов.

Правительство Москвы создало стимулы для бюджетного сектора экономить свет, тепло и воду. Вся экономия направляется на повышение оплаты труда работников.

Результат — город строится, население растет. А выбросы в атмосферу, потребление газа и тепла снижаются год от года.


Что дальше?

2) Будет реализована программа ликвидации маслонаполненных кабелей в сетевом хозяйстве, что устраняет еще одну потенциальную экологическую угрозу (разливы масла в случае поломки подземных электрокабелей).

ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

В 2015 году Правительство Москвы утвердило новые требования к жилым домам, строящимся за счет бюджета. В результате 10 крупнейших домостроительных комбинатов провели реконструкцию своих мощностей и перешли к строительству энергоэффективных зданий (уже построено 28 таких домов, еще 121 дом — в строительстве).


Вот лишь некоторые решения:

  • Энергоэффективные стены и стеклопакеты в окнах;
  • Поквартирная система отопления с индивидуальными счетчиками, позволяющая жителям самостоятельно регулировать температуру и экономить тепло;
  • Умные системы управления, корректирующие подачу тепла в зависимости от погоды;
  • Энергосберегающие светильники в холлах, подвалах и других местах общего пользования.

Кстати, и платежи жителей за тепло в новых домах станут ощутимо меньше.

Теперь о ВОДЕ, которую мы сбрасываем в реку.

Но находиться рядом с ними могли только очень хорошо подготовленные люди. Запах фекалий просто сводил с ума. В зависимости от направления ветра в зону воздействия неприятных запахов от КОС и ЛОС попадали до 2 млн жителей Юго-Востока Москвы.

Мы решили и эту проблему.

За счет чего? Вновь — за счет совместных усилий власти и москвичей.

Население Москвы продолжает расти — а объем сточных вод снижается.


Все дело в бережном и экономном отношении к воде, которое стало нормой для жителей Москвы. Счетчики, экономичные краны. Каждый толковый ремонт в квартире — это вклад в улучшение экологии Москвы.

Городские власти тоже проделали свою часть работы. Мы реализовали беспрецедентный экологический проект — провели реконструкцию Люберецких и Курьяновских очистных сооружений.

В общей сложности специальными крышками было перекрыто 136 тыс. кв. м поверхностей (19 футбольных полей), которые были источником неприятных запахов. Были реконструированы системы газоочистки.

В результате — запахи от очистных сооружений практически исчезли.


Что дальше?

Потенциал водосбережения и повышения качества очистки сточных вод еще далеко не исчерпан.

В ближайшие годы городские власти продолжат модернизацию очистных сооружений. Избыточные мощности, например, самый старый первый блок Курьяновских очистных сооружений, будут просто выводиться из эксплуатации.

Через 10 лет москвичи забудут о том, что когда-то нижняя часть течения Москвы-реки была практически безлюдной.

Парк 850-летия Москвы и Братеевская пойма станут модным местом не только для местных жителей, но и для всех жителей Москвы.

ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД.

Поверьте, никому в Правительстве Москвы не доставляет радости принимать решения о вырубке деревьев. Бесчисленное количество дорожных проектов было отменено или скорректировано, чтобы сохранить зеленые насаждения Москвы.

А самые приятные хлопоты — когда появляется возможность озеленить Москву.


Что дальше?

Москва — самый зеленый мегаполис мира. И всегда будет оставаться таковым.

Москва – крупнейший мегаполис страны. Помимо типичных для любой столицы мира проблем, связанных с перенаселением, город испытывает экологические загрязнения, источником которого является развитая промышленность: столица является крупным промышленным центром. Поэтому сегодня экологическое состояние Москвы крайне неважное.

Проблемы экологии Москвы

Давайте рассмотрим основные экологические проблемы Москвы:

1. Вредные выбросы от автомобилей

Проблема заключается не только в том, что жители столицы имеют порой не по одной, а по 2-3 машины на семью. По статистике на 1000 москвичей приходится 400 авто. Мегаполис также является крупным транспортным узлом: в столицу привозят порядка 11 млн тонн грузов, ежедневно по дорогам города передвигаются и стоят в пробках крупногабаритные машины, вырабатывающие кубометры вредных выхлопов.

2. Бытовые и промышленные отходы

На 2015 год в Москве проживает официально 12197596 человек. Причем эта цифра не учитывает временно проживающих и нелегалов. При площади города в 2511 км² выходит по 4-5 человек на м². В год жители столицы выбрасывают 2,5 млн тонн отходов, вывоз и утилизация которых уже сегодня стали более чем очень серьезной проблемой. Полигоны ТБО в Московской области перегружены.

Проблемы экологии Москвы - Бытовые и промышленные отходы

3. Шумо- и свето-загрязнение

Современные люди настолько привыкли к бесконечному шуму от строительных работ, звуковой рекламе, звуков автотрассы и пр., что даже не замечают пагубного влияния. Однако подобное давление серьезно влияет на нервную систему человека. В свою очередь светодиодная реклама, работающая круглосуточно, мерцающие огни торговых центров и развлекательных комплексов также сильно расшатывают нервы, приводят к головным болям, расстройству сна и другим болезням.

4. Загрязнение воды и почвы

5. Близость промышленных предприятий

экология Москвы - промышленные предприятия

Хотя уже несколько лет проводится политика выноса заводских и производственных предприятий за границы столицы в область, все равно вредных выбросов по-прежнему много, а очистительных мероприятий недостаточно.

Экология Москвы: как решать проблемы?

Озеленение города. За годы перестройки столица потеряла многие зеленые насаждения. Сегодня власти города стремятся восполнить данные потери: по городу достаточно много разбито клумб, восстанавливаются и сохраняются парки и лесные зоны. Данную политику необходимо продолжать для уменьшения негативных последствий от работы заводов и автомобильных выхлопов.

Развитие вело-транспорта. Необходимо развивать велодорожки и специальные полосы на дорогах столицы.

экология Москвы - вело-транспорт

Улучшение качества топлива. Поскольку автопарк Москвы невероятно велик, необходимо переводить городской транспорт на топливо высокого класса экологичности (ЕВРО 5 и выше).

Далее идет ужесточение контроля за промышленными выбросами. Использование энергоэффективных источников света. Постройка новых современных мусороперерабатывающих предприятий, в том числе мусоросжигательных заводов и, конечно, необходим раздельный сбор мусора.

Крайне важно для улучшения экологического состояния Москвы снижение загрязнений от машин. Для снижения вредных выбросов от автотранспорта необходима реконструкция и преобразование магистралей, модернизация и устройство развязок. На перегруженных магистралях необходимы полосы реверсивного движения. Также уже приносит плоды политика запрета проезда по городу в дневное время крупногабаритного транспорта.

Москва - речной транспорт

Для разгрузки автомагистралей в мегаполиса можно было бы использовать речной транспорт. Сегодня водные каналы столицы используются только для грузовых перевозок и туристических экскурсий. В то время как общественный речной транспорт мог бы взять на себя приличное количество пассажиров.

Как видите, все решения экологических проблем Москвы очевидны, но они, увы, не становятся от этого простыми.

Читайте также: