Гаспаров метр и смысл кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сравнительная поэтика
и сравнительное литературоведение СПСЛ

Закладок нет. Вы можете добавить закладку, нажав на иконку в правом верхнем углу страницы.

Обложка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416

Предыстория

Первые попытки нащупать связь между стихотворным метром и тянущимся за ним смысловым шлейфом относятся ещё к теоретическим изысканиям Михаила Ломоносова и сопровождают всю историю российского стихосложения. Вплоть до XX века проблемой соотношения метра и языка, метра и образной системы занимались не учёные, а сами поэты:

Н.С. Гумилев. О стихотворных переводах. 1919. :

У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи: ямб, как бы спускающийся по ступеням (ударяемый слог по тону ниже неударяемого), свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли. Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив, его область — пение. Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героев. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движенье, напряженье нечеловеческой страсти. И амфибрахий, их синтез, баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно легкого и мудрого бытия.

— Н.С. Гумилев. О стихотворных переводах. 1919.

История понятия

М.Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. 1991.:

М.Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. 1991.:

Примеры

3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-М
Рифмованный Я3жм – СО: песня, романс,
затем – шуточная/простая/детская/уличная
поэзия
Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятной перервался
В начале самом сон.
Ломоносов (1747)
Живёт моя зазноба
В высоком терему;
В высокий этот терем
Нет ходу никому.
С. Рыскин (1882)

3-ст. амфибрахий
1822 – перевод Дельвига из Коцебу:
Ничто не бессмертно, не прочно
Под вечно изменной луной,
И все расцветает и вянет,
Я пью за военные астры,
Рожденное бедной землёй.
за все, чем корили меня,
.
За барскую шубу, за астму,
Теперь мы доверчиво, дружно
за желчь петербургского дня.
И тесно за чашей сидим.
О. Э. Мандельштам
О дружба, да вечно пылаем
(1931)
Огнем мы бессмертным твоим!
СО:
заздравная песня

Гекзаметр
Норма – 6 стоп. 7 и 5 стоп входят в семантический
ореол гекзаметра, 4 – уже нет.
Красный боярышник, веточка, весть о пожаре,
смятенье,
гуденье набата.
Все ты мне видишься где-то за снегом, за вьюгой,
за пологом вьюги,
среди снегопада.
Ю. Левитанский
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы;
Слезы, в пространстве от них упадая звездами,
Светлой и длинной вилися за ней вереницей.
А. Толстой
Белая ночь; небеса, словно дымка,
Странно прозрачны и странно туманны.
К. Льдов
гекзаметр
гекзаметр
нерифмованный
4-ст. дактиль

Гекзаметр
Норма – отсутствие рифмы. Появление рифмы
разнообразит стих, вносит в него строфичность, так
что ощущение гекзаметра может утратиться (а может
и нет – зависит от индивидуального восприятия и
тематики стихотворения).
Внук Тредьяковского Клит гексаметром басенки пишет,
Противу ямба, хорея ужасною злобою дышит:
Мера простая сия всё портит, по мнению Клита,
Смысл затмевает стихов и жар охдаждает пиита.
А. Пушкин
Мухи, как чёрные мысли, весь день не дают мне покою:
Жалят, жужжат и кружатся над бедной моей головою!
Сгонишь одну со щеки, а на глаз уж уселась другая,
Некуда спрятаться, всюду царит ненавистная стая.
А. Апухтин

Размер
Д4дддд
Х4ж-м
Семантический ореол
воспоминания (мрачные, после светлые)
молитва, родина
1800-2-ая пол.1810-х – лёгкая эпикурейская поэзия,
комическая поэзия (Вяземский)
(пушкинской
эпохи)
1804-1817 – семантическая революция Давыдова: военное
эпикурейство
1820-е – переход от эпикурейства к трагизму (Пушкин,
Дельвиг), балладам (Жуковский), т.е. более серьёзным
темам
1830-е – стилизации (Пушкин, Жуковский), национальная
экзотика (Пушкин), бурный пафос (Полежаев, Давыдов,
Бенедиктов)
(у Лермонтова – баллада)
гекзаметр
Х5
античность
дорога, ночь, пейзаж, жизнь и смерть, любовь

Гаспаров М.Л. Метр и смысл. К семантике русского трёхстопного хорея

Статья М.Л. Гаспарова из журнала "Серия литературы и языка", том 35, №4, 1976 год.

М.Л. Гаспаров продолжает исследования, начатые К.Ф. Тарановским в статье "О взаимодействии стихотворного ритма и тематики". Анализируя тексты, написанные русским трёхстопном хореем, учёный приходит к выводу, что рассматриваемый метр обладает неким устойчивым набором семантик и тем, которые обусловлены культурно-языковым сознанием и литературной преемственностью.

Читайте также: