История буквы л кратко

Обновлено: 05.07.2024

Появилась она тоже странным образом.

В Калужской области даже был населённый пункт Людиново. Название городку было дано за его многолюдность.

На Руси букву Л связывали с такими прекрасными словами, как: любовь, ласка.

Можем сравнить и поймём, что они, действительно, очень похожи: наша Л и греческая лямбда Λ, λ.

Постановка звуков [Л] и [Ль]

1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике;

Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].

2. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;

В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.

3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;

Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;

5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;

Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;

Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.

8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.

Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.



Почему ребенок неправильно произносит звук?

Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.

Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:

Фото 2

Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.

Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].

Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых

Дефекты речи у взрослых

Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.

Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

В чем причины неправильного произношения Л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

Чтобы закрепить звук после как минимум месяца работы, нужно использовать следующие способы:


Предложенные выше упражнения можно проделывать самостоятельно дома. Но если улучшения не происходит, обязательно следует пойти к логопеду.

Параламбдацизм

Все эти огрехи в произношении лечатся регулярным выполнением упражнений с логопедом и дома. Специалисты зачастую обходятся недешево, но есть случаи, когда всего один урок с врачом по постановке речи дает положительный результат, а закреплением уже можно заниматься в домашних условиях.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Ламбдацизм

Разновидности ламбдацизма

Артикуляционная гимнастика


Профиль артикуляции звука Л


Логопедические упражнения на артикуляцию Л

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

Войти через uID

Звук, передаваемый Л, относится к разряду плавных. Буква Л обозначает твёрдый звук перед буквами Ы, Э, О, А, У и мягкий звук перед И, Е, Ё, Я, Ю.

У поляков, например, есть два знака:

Для нас неожиданно, что в Англии не в диковинку слова, в которых L стоит не только на концах или в серединах, но и в начале слов, обычно имен: Lloyd's Register; Lloyd George…

Легко заметить, что, собственно, каждая буква дает темы для неограниченно долгого разговора. Но места у нас немного: надо по мере сил сокращаться.


Буква Л – ладная, ласковая, любознательная, любопытная, любезная, лиричная. Она — тринадцатая буква русского алфавита.

Любимые растения буквы Л – лавр, лаванда, липа, ландыш, лук, лиственница.

Буква Л умеет любить и любоваться, лечить и лепить, любопытствовать и любезничать. А ещё она великолепно умеет бегать на лыжах.

Леопард, лошадь, ласточка, лама, лань, летучая мышь, лебедь, лев, лось – самые главные животные для буквы Л.

Линии буква Л чертит — по линейке, гулять ходит — в лесопарк, из теста делает – лепёшки, когда заболеет – пьёт лекарство, танцует – лезгинку.

Буква Л хитрая, как лисичка.

Её любимые кушанья – грибы лисички, лапша, лимоны, лепёшки, лук, леденцы, лаваш.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Основная статья: Русский алфавит

Содержание


Происхождение и кириллической, и глаголической буквы — греческая лямбда (Λ, λ) (прописная уставная и строчная курсивная соответственно), хотя, как обычно, для глаголической буквы есть и семитская версия происхождения . [8] В старославянском языке могла произноситься твёрдо и мягко; в последнем случае могла снабжаться дужкой сверху (каморой) или крючком сверху справа (что выглядело похоже на склеенные лг). Это же свойство двоякого произношения [л]/[л'] сохранилось в большинстве славянских языков, в том числе и в русском; в сербском же для мягкого варианта Вук Караджич ввёл специальное начертание Љ, которое позже вошло и в македонский алфавит . [9] [10]


При образовании смычных боковых [л] и [л’] резонирующий звуком голосовых связок воздух не соприкасается с преградой, обходя её по траектории прохождения между опущенной боковой частью языка и щеками.



Очень часто причиной речевых дефектов является сюсюканье и лепетание родителей при разговоре с детками. Таким образом, именно родители закрепляют ошибочное произношение слов. Разговаривая с ребёнком, нужно следить за речью, спокойно, грамотно и чётко произносить слова, следить за правильным формированием артикуляции у крохи.

Существует множество приёмов постановки правильного произношения, но в первую очередь рекомендуется добиться произнесения звука путём подражания. Для этого нужно медленно и чётко озвучить трудную букву, а ребёнок должен самостоятельно её повторить. Занятия лучше проводить перед зеркалом, так малыш будет видеть свою артикуляцию и сможет сравнивать её с артикуляцией учителя/родителя. Не всегда получается сформировать правильное произношение на первых занятиях, поэтому родителям придётся запастись терпением и настойчивостью.

Читайте также: