Обеспечение защиты прав и интересов клиентов банка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4П указал, что конституционное признание свободы договора является одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая ГК РФ провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства. При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию и умалению других общепризнанных прав и свобод и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц.

Исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, с тем, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности и реально гарантировать, в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции Российской Федерации, соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

К отношениям, регулируемым Законом о защите прав потребителей, относятся в частности отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя - гражданина, в том числе предоставление кредита для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему и хранению ценных бумаг граждан и других ценностей, оказание консультационных услуг.

Статьей 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, самим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российскими Федерации.

Потребителям рекомендуется до заключения кредитных договоров, внимательно ознакомиться с условиями предоставления кредита, полной стоимостью кредита, наличием дополнительных платежей (различного рода комиссии, плата за внесение ежемесячного платежа, страхование), а также обратить внимание на наименование, юридический адрес кредитной организации, процедуру урегулирования конфликтов и отзывы о самой организации.

Информация, которая должна предоставляться финансово-кредитной организацией

До предоставления потребительских кредитов, кредитная организация должна доводить до потребителя достоверную и полную информацию о самой организации, об условиях кредитования, использования и возврата денежных средств.

В случае использования специальной банковской терминологии кредитная организация дает соответствующие разъяснения для того, чтобы информация была понятна лицам, не обладающим специальными познаниями в данной области и доступна без применения средств информационно - коммуникационных технологий.

В информации указывается:

наименование кредитной организации, регистрационный номер, место нахождения, контактный телефон и WEB-сайт кредитной организации; минимальный (максимальный) срок потребительского кредита; минимальная (максимальная) сумма потребительского кредита (лимит кредитования), а также валюта потребительского кредита; расходы потребителя по получаемому кредиту, состоящие из годовых процентов и при наличии дополнительных расходов по потребительскому кредиту, включающих в себя все виды платежей кредитной организации и третьим лицам (страховым организациям, оценщикам и почтовым службам), связанные с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита; информация по расчету суммы процентов по кредиту и дополнительных расходов потребителя за пользование кредитом и иных расходов по нему: порядок и периодичность начисления процентов (иллюстрируется примерами расчета); график платежей по потребительскому кредиту, в котором указываются числовые значения платежей, направленных непосредственно на погашение потребительского кредита, процентов по потребительскому кредиту, а также при наличии дополнительных расходов по потребительскому кредиту; примерный перечень документов, необходимых для оценки кредитоспособности потребителя; примерный перечень возможных видов обеспечения по кредиту (при наличии); порядок и сроки рассмотрения заявления потребителя о предоставлении потребительского кредита; условия досрочного погашения кредита; размер неустойки (штрафа, пени), в том числе за просрочку платежа по потребительскому кредиту, и порядок расчета суммы неустойки (штрафа, пени); другие условия, выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита, в том числе о необходимости заключения договоров с третьими лицами; имеющиеся ограничения для получения потребительского кредита; информация о способах погашения задолженности по потребительскому кредиту.

Условия, включаемые в кредитный договор, ущемляющие права гражданина (заемщика)

1. При заключении кредитного договора, кредитные организации обязывают своих заемщиков страховать за свой счет жизнь и потерю трудоспособности на весь срок кредитования. В противном случае, за кредитными организациями остается право отказать заемщику в предоставлении кредита. Это условие противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителя.

2. Финансово-кредитные организации, как правило, при выдачи кредита обязывают потребителя оплачивать различные единовременные и ежемесячные комиссии, в том числе: сбор (комиссию) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора), за открытие, ведение, обслуживание банковского счета, за предоставление (выдачу) кредита, за прием наличных средств в счет погашения кредита, за прием платежей для зачисления на банковские счета физических лиц, за выпуск, обслуживание пластиковой карты и др.

Уплата комиссий это фактически вознаграждение займодавцу (банку) за осуществление им банковских операций, т.е. дополнительная плата за услугу по выдачи кредита.

3. Кредитные организации предусматривают в кредитных договорах значительное количество ситуаций, позволяющих им потребовать досрочного погашения кредита, тогда как законодательством установлено ограниченное число случаев, когда кредитор вправе требовать от заемщика досрочного погашения текущей задолженности по кредиту и уплаты процентов за пользование кредитом.

Поэтому потребителю необходимо убедиться, что в заключенном договоре право Банка на требование о досрочном погашении кредита соответствует законодательству Российской Федерации и не ограничивает его права как потребителя.

4. Зачастую в кредитный договор включается пункт, согласно которому рассмотрение споров между Банком и физическим лицом подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции но месту нахождения Банка.

Действующее законодательство о защите прав потребителей предоставляет потребителю возможность самостоятельно определить суд, в котором будет рассматриваться его требование к банку.

5. Банки нередко включают в кредитный договор условие о взимании комиссии (штрафа) в случае досрочного погашения кредита, что противоречит законодательству о защите прав потребителей.

6. В кредитные договора включается условие о возможности одностороннего внесудебного изменения банком очередности погашения задолженности по договору.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

7. В кредитных договорах, заключённых банком с гражданами, часто содержится условие о праве банка взыскивать с заёмщика, отказавшегося от получения кредита, штраф. Законом не предусмотрена возможность взыскания с потребителей неустойки за отказ от исполнения обязательств по договору, таким образом, банк включает в договор с потребителем условие, ухудшающее положение последнего.

8. Банками зачастую в кредитные договора включаются условия о взимании платы за выдачу справок о состоянии задолженности заёмщика-гражданина по кредиту, что также противоречит закону и нарушает права потребителя.

9. Включение в кредитный договор условия о том, что все издержки по погашению записи о законной ипотеке, обременяющей приобретаемую заёмщиком квартиру, несёт заёмщик, также нарушает права потребителя.

(c) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае", 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край

При оказании услуг потребительского кредитования (выдача кредитов, вклады, страхование жизни) необходимо руководствоватьс я:

- Гражданским кодексом РФ.

Потребитель принимая решение взять кредит должен знать следующее:

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства по кредитному договору должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно ст. 810, 819 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором, путем уплаты ежемесячных платежей в соответствии с условиями Договора и графиком погашения.

В силу ч. 1 ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобрета тель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования. Следует отметить, что в случае досрочного отказа Страхователя от договора страхования уплаченная Страховщику страховая премия не подлежит возврату, если Правилами или Договором не предусмотрено иное. Указанный пункт согласуется с ч.3 ст. 958 ГК РФ.

В случае, если потребитель согласно п. 1 ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Согласно п. 1 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка которую лицо вынуждено было совершить в следствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

3. В отношении вкладов:

Исходя из смысла статьи 39 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие главы III названного Закона, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не данной главой, а Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, и относится договор банковского вклада, который в соответствии с пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором. Поскольку это возмездный договор, предусматривающи й оказание банком соответствующей услуги вкладчику, отношения, вытекающие из договора банковского вклада с участием гражданина, регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей".

Вместе с тем отношения банка и его клиентов (вкладчиков) по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору регулируются главой 44 "Банковский вклад" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальным законодательство м.

С учетом всего вышеизложенного к отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с участием гражданина, должны применяться общие правила Закона РФ "О защите прав потребителей" о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины. Правовые же последствия нарушений условий таких договоров определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным банковским законодательство м.

Следует обратить внимание потребителям, которые обращаются в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю с заявлениями на банки, что Управление в пределах компетенции оценивает договоры в части возможного включения в них условий, нарушающих установленные законом права потребителей и объем предоставляемой при заключении договора необходимой информации потребителю.

Согласно п. 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства , а также применять предусмотренные законодательство м Российской Федерации меры ограничительного , предупредительно го и профилактическог о характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, лишь в установленной сфере деятельности, т.е. исключительно по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и только в пределах полномочий, императивно установленных законодательство м. Рассмотрение имущественных споров к компетенции Управления так же не относится, данными полномочиями наделены исключительно судебные инстанции (ст. 11 ГК РФ).

Вопросы передачи персональных данных, угроз и звонков со стороны кредитных и коллекторских организаций к полномочиям Роспотребнадзора также не относятся, в этой связи потребителям необходимо обращаться в ГУ МВД России по Краснодарскому краю г. Краснодар, ул. Гаврилова, 96.

Деловой журнал Банковское обозрение №02 Февраль (276)/2022



Александр Каменецкий
"Страховой дом ВСК"

-Страхование банков, банковской деятельности - сегодня очень важная тема. Мы рассматриваем сотрудничество банков и страховых компаний по трем направлениям.

Во-первых, когда банк является клиентом страховой компании или, наоборот, страховая компания является клиентом банка.

Во-вторых, когда банк является каналом коммуникации для страховой компании, а целью этой коммуникации - формирование клиентской базы, предоставление страховых услуг клиентам банков. И в свою очередь, когда страховая компания является таким же каналом коммуникации для банка.

В-третьих, когда банк является каналом продаж страховых продуктов и, наоборот, когда страховая компания является каналом продаж банковских продуктов.

Некоторые из перечисленных направлений реализуются на рынке достаточно успешно, некоторые - реализуются слабо. Сегодня все больше банков пользуются услугами страховых компаний, например, при страховании своих имущественных интересов, связанных с владением, распоряжением, пользованием имуществом, оборудованием, а также при осуществлении всех видов деятельности, например, ссудных операций.

Страхование присутствует практически во всех видах ссудной деятельности банков: в прямом кредитовании, в проектном финансировании, в лизинге, факторинге, ипотечном кредитовании. Началось страхование деятельности банков, связанное с эмиссией пластиковых карт. Достаточно активно приобретают банки страхование кассовой наличности.

В то же время банки по-прежнему ставят на первое место интерес к размещению у себя страховых резервов. Чем больше суммы, чем длиннее пассивы - тем лучше для банка. Это направление развивается, и страховые компании не против получать дополнительные доходы на инвестированные средства. А главное - мотивируя таким образом банк, страховщики стремятся получить доступ к клиентам банка. Банки тоже заинтересованы, чтобы их клиенты получали услуги страховых компаний. Поэтому сегодня достигнут такой уровень взаимодействия, при котором партнеры уже согласовывают свои продукты, тарифы.

Залоги сегодня являются мощным фактором развития рынка страхования. Многие юридические лица получают первый опыт страхования и первые договора страхования, как раз приобретая полис по требованию банка-кредитора. В этой сфере есть много направлений взаимодействия банков со страховщиками. Пока этот процесс происходит несколько хаотически. Залоговая масса часто формируется наспех, к страхованию предлагаются неадекватные риски. Банки стараются получить как можно более широкое покрытие, в том числе и по страхованию заемщиков-физлиц. Все это влияет на цену продукта. Поэтому было бы целесообразным заняться сегодня оптимизацией расходов на страхование при использовании заемных средств.

Заемщику нужно защищаться не только на этапе взыскания задолженности по кредиту. Интересы гражданина могут нарушаться при оформлении и исполнении кредитного договора, при навязывании страховок и начислении дополнительных комиссий, при продаже задолженности коллекторам.

Кроме организации самостоятельной защиты заемщикам можно обращаться за помощью к юристам, в государственные ведомства, в суды и правоохранительные органы. Об основных способах защиты и вариантах действий читайте в нашем материале.

С какими нарушениями может столкнуться заемщик по кредиту

Сложно заранее представить, с какими нарушениями вам придется столкнуться при обращении в банк, при оформлении и погашении кредита. О многих нарушениях вы можете вообще не узнать, если не будете внимательно читать договор и другие документы, полученные от банка, расчеты по платежам.

Но обычно заемщики официальный договор не читают — некогда, мелкий шрифт, да и банальная лень. Такая невнимательность может привести к увеличению переплаты по кредиту, к начислению дополнительных комиссий и штрафов. Еще больше проблем может возникнуть при взыскании, так как интересы банков будут представлять опытные юристы.

Чтобы выбрать правильные и эффективные способы защиты, нужно вовремя узнать о нарушении. Без знания тонкостей законодательства в сфере кредитования сделать это очень сложно. Поэтому рекомендуем консультировать у юристов не только при получении повестки в суд или постановления от приставов, но и до момента заключения кредитного договора, при возникновении любых споров с банками.

Банк включил в договор пункт о плате за ведение
сcудного счета, законно ли это?
Закажите звонок юриста

При подаче заявки и оформлении договора

Увы, большинство заемщиков вообще не заглядывают в кредитный договор перед подписанием или обращают внимание только на некоторые его пункты. И то лишь на те, на которые обращает внимание клиента кредитный менеджер. Обычно клиента банка интересует только сумма кредита, процентная ставка, сумма ежемесячного взноса и общая переплата. Невнимательностью заемщика могут воспользоваться менеджеры банка.

Вот несколько нарушений, с которыми можно столкнуться на этапе подачи заявки и подписания договора:

  • неправильный расчет полной стоимости кредита и общей переплаты;
  • навязывание дополнительных услуг, например, страховок;
  • включение в договор пунктов о невозможности досрочного погашения кредита или о введении штрафа за это.

Кроме прямых нарушений, банк может включить в договор условия, существенно ухудшающие положений должника. Например, там может быть пункт об изменении подсудности при взыскании долга. Это позволит кредитору подавать иски не по месту жительства должника, а в тот суд, который заранее укажет банк.

Например, по месту своей юридической регистрации. Естественно, это сразу ухудшит положение заемщика, которому придется узнавать о взыскании, направлять документы или ездить в другой город (регион).

Приведем гипотетический пример. Центральный офис банка ВТБ находится в Санкт-Петербурге. А Совкомбанка — в Костроме. Вам понравится, просрочив долг, мотаться из Южно-Сахалинска в Питер или Кострому на суды?

Есть ли такой закон, в котором прописаны все нормы
работы кредитора с заемщиками — физ лицами?
Спросите юриста

При исполнении кредитных обязательств

После подписания договора менять его условия можно только по договоренности сторон или же, как крайняя мера — через суд. Тем не менее, банк может попытаться изменить некоторые условия в одностороннем порядке. Чаще всего речь идет об попытке в одностороннем порядке повысить процентную ставку, о введении комиссий и штрафов, не указанных в договоре, о подключении новых платных услуг.

Узнать о таких нарушениях можно из переписки с банком, по выпискам о состоянии кредитного счета и об остатке долга, а также — по информации в мобильном приложении.

Кроме того, в процессе погашения кредита заемщик может столкнуться со следующими нарушениями:

В части сумм платежей и сроков их внесения обычно проблем не возникает, так как они точно указаны в кредитном графике. Но если вы внесли очередной платеж точно в сумме по графику, а банк требует непонятную доплату, сразу обращайтесь за разъяснениями. Менеджеры банка обязаны выдавать расчеты по суммам платежей, по общей стоимости кредита.

Есть ли такие ситуации, когда банк может
своим решением поднять ставку
по кредиту для физ лица?

При возникновении задолженности

Чаще всего нарушение законных прав заемщиков происходит при взыскании задолженности по кредиту. При этом нарушения могут быть не только со стороны банков, но и в действиях коллекторов, а также и в работе приставов.

Вот несколько примеров:

  • незаконная продажа (уступка) задолженности коллекторам, хотя это запрещено договором;
  • взыскание штрафных санкций, не предусмотренных договором или законодательством;
  • требование о досрочном расторжении договора и возврате всей суммы кредита при незначительном нарушении со стороны должника. Например, два дня просрочки платежа по кредиту;
  • использование противоправных способов взыскания со стороны представителей банков, коллекторских компаний, сотрудников ФССП (например, для взыскания долгов с физических лиц коллекторы обязаны соблюдать закон № 230-ФЗ);
  • взыскание с лиц, не имеющих отношение к кредиту;
  • неправомерное удержание с социальных и иных выплат, на которые распространяется защита от взыскания.

Защита заемщику по кредиту может понадобиться до оформления договора с банком, при его исполнении и при взыскании задолженности

Для реализации своей возможности защиты заемщик может обращаться непосредственно в банк, в суды, в Роспотребнадзор, в Центробанк РФ, к финансовому омбудсмену, в правоохранительные органы. Для защиты заемщик может действовать сам, через юриста или другого представителя.

Взыскание может осуществляться в досудебном порядке, в суде, через ФССП. Специальный порядок взыскания применяется коллекторами, причем для них государство ввело максимально жесткие требования по способам взаимодействия с должниками.

Если дело дошло до взыскания, сразу обращайтесь за юридической помощью. Оптимальный вариант — это представительство интересов в судах, в органах ФССП. Подробнее о вариантах юридической защиты заемщика на этапе взыскания можно узнать у наших специалистов.

Варианты защиты заемщика по кредитному договору

Многие механизмы защиты заемщиков напрямую прописаны в законах. Например, по нарушениям прав потребителей в сфере кредитования в законе № 2300-1 описан алгоритм возможных действий, штрафные санкции, которые могут быть введены к виновным лицам. Точный перечень вариантов защиты нужно выбирать индивидуально по ситуации. Обратитесь к нашим юристам , изложите суть проблемы и узнайте, как действовать в вашей ситуации!

При подаче заявки на кредит

На этом этапе вариантов защиты не так много. При любых сомнениях в соответствии условий договора нормам закона вы можете просто отказаться от его подписания, а затем выбрать другой банк.

Но в некоторых случаях можно предпринять активные действия:

  • если банк отказывает в выдаче кредита, хотя это прямо предусмотрено законом, можно жаловаться в ЦБ РФ — например, льготная семейная ипотека выдается в силу закона в любом аккредитованном в программе банке в том случае, если заемщик предоставил все необходимые сведения и документы;
  • если банк связывает решение о выдаче кредита с оформлением добровольных страховок — обязательное страхование предусмотрено только для ипотеки;
  • если менеджер банка не указал в договоре обязательные пункты, прямо предусмотренные законом — например, если на первой странице договора нет цифр о полной стоимости кредита, можно также подать жалобу в ЦБ РФ.

Еще раз скажем, что никто не может заставить подписать договор, если его условия вас не устраивают. Внимательно читайте все положения документа перед подписанием, даже если с первого взгляда все выглядит замечательно. Оспорить условия заключенного договора намного сложнее, чем отказаться от его подписания.

Чем грозит заемщику отказ от добровольной
страховки? Спросите юриста

В период действия кредита

Защита прав заемщиков банков в период действия кредитного договора может осуществляться сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, можно и нужно требовать устранения нарушений непосредственно от сотрудников банка. Также с этой целью можно подавать обращения, заявления, претензии и жалобу на имя руководителя кредитной организации. Явные и очевидные нарушения наверняка будут устранены на этом этапе.

Очень эффективным методом заставить банк признать свою ошибку и вернуть незаконные поборы является пост в социальных сетях. Уважающие свою репутацию банки быстро откликаются на такие жалобы клиентов.

Также для защиты по кредитам можно обращаться в следующие ведомства и инстанции:

  • в Центральный банк РФ — при нарушении правил оказания финансовых и кредитных услуг. Например, банк требует с вас плату за ведение ссудного счета;
  • в Роспотребнадзор — если выявлено нарушение прав потребителя. Приведем пример — вы подписали договор о кредите на 100 тыс. рублей. А банк выдал вам всего 98 тысяч, мотивируя это решение тем, что он удержал плату за свои услуги. Комиссия за выдачу кредита — дело законное, но о ней клиент должен быть проинформирован заранее — в договоре;
  • к финансовому омбудсмену. Этот специалист рассматривает споры по потребительским и финансовым услугам. Как правило, он защищает тех должников, которые увязли в долгах;
  • в суды (например, через суд можно оспорить неправомерное повышение процентной ставки);
  • в правоохранительные органы (например, если вы столкнулись с мошенничеством в сфере кредитования).

Консультироваться по вопросам защиты можно у юристов. Для некоторых категорий граждан доступна бесплатная государственная юридическая помощь. Например, бесплатно услуги в федеральных юридических центрах могут получить инвалиды, малоимущие граждане.

В самом банке можно договориться о реструктуризации кредита, подать заявление на кредитные каникулы. Через другие банки можно рефинансировать и объединить кредиты, чтобы снизить долговую нагрузку, получить удобный график платежей.

У меня изменилась ситуация — вынудили уйти
на пенсию. Есть кредиты, но не могу по ним платить.
Могу ли я обратиться к омбудсмену?

При взыскании задолженности

Если по кредиту допущена просрочка, то банк может сам заниматься взысканием, либо передать права кредитора коллекторам. В процессе досудебного и судебного взыскания защита должников может осуществляться следующими способами:

  • переписка с банком или коллекторской компанией;
  • подача отзывов, возражений, контррасчетов по иску о взыскании;
  • направление возражений на выдачу судебного приказа;
  • подача заявление об отказе в иске ввиду пропуска сроков давности, о снижении суммы неустойки при ее несоразмерности основному долгу;
  • подача заявления об отказе от взаимодействия с взыскателями, если период просрочки превысил 4 месяца;
  • направление жалоб на судебные акты; , решений и бездействия приставов, если взыскание осуществляется в исполнительном производстве;
  • получение рассрочек и отсрочек по погашению долга через суды.

Заемщик (должник) может защищаться самостоятельно, либо поручить это юристу. Для представительства интересов в судах и других органах нужна нотариальная доверенность.

В зависимости от особенностей взыскания, при грамотной защите можно добиться полного отказа в иске или снижения суммы задолженности, а также получить другие преимущества. Узнайте у наших юристов, как действовать в вашей ситуации!

Сколько стоит помощь юриста при прохождении
банкротства? Задайте вопрос консультанту

При прохождении банкротства

Заемщики, которым не повезло во время жизни их кредита при общении с банком, могут воспользоваться процедурой банкротства. Она проходит через арбитраж или же — в Многофункциональных центрах. Обычно целью обращения является списание задолженностей перед банками, МФО, другими кредиторами.

Перспективы освобождения от долгов лучше обсудить с юристом , работающим в этой сфере.

В арбитражном процессе должник может защищаться следующими способами:

  • вести дела через представителя, который будет участвовать во всех банкротных процедурах;
  • подавать возражения на требования кредиторов, чтобы их не включали в реестр;
  • взаимодействовать с управляющим, в том числе на этапе составления описи, оценки и реализации активов;
  • обжаловать неправомерные действия управляющего, участников банкротного дела.

Если заемщик действовал добросовестно, итогом банкротства будет списание кредитных долгов. По другим видам обязательств могут быть исключения, так как некоторые из них не списывают с банкрота. Узнайте об этом подробнее у наших юристов .

Банкротство через Многофункциональный центр проходит достаточно просто. Но под требования этой процедуры подходят далеко не все должники. Даже если вы соответствуете требованиям, то важно правильно заполнить заявление, перечислить в нем всех кредиторов, и точно указать сумму обязательств перед ними. По требованиям, не указанным в заявлении, решение о списании долгов не принимается.

Наши юристы оказывают помощь заемщикам по кредитам на этапе заключения и исполнения договора, при взыскании долга через суды и приставов, в процессе банкротства. Подробнее об условиях защиты и сотрудничества можно уточнить на консультации, если вы заполните форму на сайте или позвоните по телефону, указанному на верхнем колонтитуле страницы этой заметки.

Читайте также: