Гамзат цадаса биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гамзат Цадаса́ (1877—1951) — аварский советский поэт, государственный деятель. Народный поэт Дагестанской АССР (1934). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец Расула Гамзатова.

Учился в медресе. В течение трёх лет был дибиром, то есть мусульманским священником и судьёй в родном ауле Цада. Позднее отказался от этого звания. Некоторое время работал на железной дороге и на лесосплаве. В…

Гамзат Цадаса́ (1877—1951) — аварский советский поэт, государственный деятель. Народный поэт Дагестанской АССР (1934). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец Расула Гамзатова.

Библиография

Гамзат Цадаса — первый автор аварских басен, стихов и…

Переводы на русский язык

Гамзат Цадаса. Избранное. Перевод с аварского Н. Гребнева, Д. Голубкова, А. Глобы, Я. Козловского, Семёна Липкина, Ю. М. Нейман, Т. Стрешневой, Л. Пеньковского, В. Казина, Н. С. Тихонова. — М., Художественная литература, 1977. — 404 с.

Гамзат Цадаса - великий дагестанский арабист, поэт и мыслитель.Помимо литературного творчества, Гамзат Цадаса принимал большое участие в общественной жизни горной республики. За свои заслуги стал лауреатом Сталинской премии и получил звание Народного поэта Дагестанской АССР.

Содержание статьи

Гамзат Цадаса

Высоко в горах Дагестана расположен знаменитый Хунзанский район, где в ауле Цада родились два великих человека – отец и сын. Гамзат Цадаса и Расул Гамзатов.

В ауле бережно хранят память о своих земляках. Здесь создан музей памяти Цадасы в каменной сакле, которую построили Гамзат Цадаса и его любимая жена Хандулай.

Биография

Родился Гамзат Цадаса 9 августа 1877 года.

Мальчик с ранних лет был сиротой. Родители умерли, над ним стал опекуном почтенный человек, который решил, что мальчику будет хорошо в школе при мечети. Эта школа располагалась в поселке Гиничутль. Это место для каждого дагестанца было центром, где хранят культурные и религиозные традиции и знания. В библиотеке школы хранились старинные средневековые книги, рукописи и уникальные издания Корана – священной книги мусульман.


Здесь работали ученые-арабисты, такие как Дибир Али. Он был известен благодаря своему духовному подвигу. Дибир Али смог переписать Коран 750 раз.

Учеба и работа

Просвещение в Дагестане в годы жизни Гамзата Цадасы было на высоком уровне. Здесь работало более 740 школ при мечетях, где получали образование 7500 детей. Все получали достойные знания, свободно владели арабским языком, становились кадиями, муллами и чтецами священной книги.


Гамзат Цадаса было очень одарен и рано начал свое творчество. Он писал задорные стихи и басни, еще будучи школьником.

Он прошел курс изучения таких наук как история, география, философия, юриспруденция. Читая литературоведческие книги, молодой человек познакомился с европейской литературой. Ему были одинаково интересны и классическая восточная поэзия, и Вольтер, Гете, Гюго. За двадцать лет обучения Гамзат Цадаса собрал прекрасную бибилотеку. Благодаря свойствам своей памяти Гамзат обладал уникальным знанием – он наизусть читал Священный Коран. Молодой ученый получил заслуженное признание в среде арабистов.


После окончания учебы, Гамзат стал муллой. В его попечении были жители сел Хунзахского плато. Когда ему потребовалось глубоко погрузиться в изучение истории Кавказской войны, ученый пошел работать кадием (судьей) в Гимры. Гамзат общался на религиозные темы со своими современниками, которые изучали богословие, такими как алим Раджаб-хаджи.

Дагестанский мастер слова

Вклад в развитие аварской культуры Гамзата Цадаса трудно переоценить. Современный литературный аварский язык появился благодаря его писательскому дару и глубокому знания арабского языка. Поэзия и драматургия дагестанского писателя является классикой.


Добрый характер, умение выслушать своего собеседника, сдержанность в жестикуляции и словах снискали Гамзату славу авторитетного и интеллигентного человека.

Гамзат Цадаса служил примером в наставничестве писателей и поэтов дагестанской земли.

гамзат цадаса биография

Детские годы

Гамзат появился на свет в 1877 году в семье обычного крестьянина Юсупила Магомы. Мальчик рано осиротел – ему было всего семь лет, когда не стало его отца. Гамзата передали на воспитание дяде. Особое место в биографии Гамзата Цадаса занимала учеба. В десятилетнем возрасте мальчик был отправлен опекуном на обучение в школу при мечети селения Гиничутль. Изучал Гамзат не только богословие. В списке предметов, интересовавших Цадаса, география и законоведение, математика и логика, астрономия и арабский язык.

Работа и самообразование

Завершив обучение в школе, Гамзат много работал – в городе Грозный он занимался строительством железной дороги, в верховьях реки Койсу трудился лесосплавщиком. После этого какое-то время Гамзат Цадаса был дибиром – священником и судьей сразу в нескольких дагестанских поселениях.

стихи гамзата цадасы

Начало творческого пути

творчество гамзата цадасы

В начале 30-х годов прошлого столетия в аул Цада приезжали писатели из Москвы. Николая Тихонова, Петра Павленко и Владимира Луговского очень заинтересовала биография Гамзата Цадасы и, конечно, его творчество. Тихонов, кстати, позднее вспоминал об этом знакомстве. Он писал, что Гамзат – самый острый ум во всей Аварии, борец с такими пороками, как корысть и глупость, великолепный поэт, способный одним только словом победить врагов нового режима, мудрец, превосходно разбирающийся в самых хитрых тонкостях дагестанского быта. Николай Семенович отмечал и тот факт, что Гамзат Цадаса не просто писал стихи, он думал в стихотворной форме!

Народное признание

Творчество Гамзата Цадасы сыграло огромную роль во всей советской литературе. Строки из его произведений давно разобраны на цитаты. Многие наверняка знакомы с его словами о том, что все люди одноязыки, но при этом у каждого есть два уха – для того, чтобы услышав два слова, в ответ можно было сказать только одно.

басни гамзата цадасы

Существенная часть произведений Цадасы была написана для детей: он писал для подрастающего поколения стихи, сказки и басни. Гамзат Цадаса издал и сборник великолепных патриотических стихов. Стихи эти пользовались особой популярностью в Дагестане в годы Великой Отечественной войны. Благодаря ему жители Дагестана смогли ознакомиться с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. В списке автора комедии и драмы, стихотворные сказки, пьесы и исторические поэмы!

Награды

Гамзат цадаса биография краткая. Гамзат Цадаса: краткая биография аварского писателя

Творчество

В 1967 году в ауле Цада открыт музей Гамзата Цадасы.

Награды и премии

Родился: 9 августа 1877 (аул Цада, Аварский округ, Дагестанская область, Российская империя)
Дата смерти: 11 июня 1951 (Махачкала, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР)

Гамзат Цадаса́ (1877-1951) - аварский советский поэт, государственный деятель. Народный поэт Дагестанской АССР (1934). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец Расула Гамзатова.

Гамзат Цадаса́ - аварский советский поэт, государственный деятель. Народный поэт Дагестанской АССР (1934). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец Расула Гамзатова.

Современен каждому новому поколению

Г. Г. Гамзатов

Богатое и многогранное литературное наследие Цадасы, достойное и почетное место, которое занимает он в истории нашей национальной культуры, оригинальный вклад, внесенный им в сокровищницу многоликой поэзии страны, обусловили неослабевающий общественный интерес к его жизни и творчеству, к его гражданской и поэтической личности, к его имени и делам.

Путь Цадасы был отнюдь не простым, но чрезвычайно плодотворным. Семьдесят четыре года прожил поэт и шестьдесят из них отдал делу становления и развития родной аварской поэзии и всей дагестанской литературы. В сознание своего народа Цадаса вошел как талантливый мастер сатиры и юмора, популярный баснописец и драматург, автор эпических поэм и лирических стихов. С именем Цадасы неразрывно связано становление в национальной литературе целого ряда новых жанров, утверждение в ней принципов и традиций реализма.

Селение Цада. Дом, в котором родился и жил Гамзат Цадаса. Ныне мемориальный дом-музей поэта.



Первые народные поэты Дагестана Гамзат Цадаса, Абдулла Магомедов и Сулейман Стальский. 1934 г.


На лужайке в родном ауле. 1948 г.

С самого начала поэтическому таланту Цадасы было свойственно стремление извлечь поэзию из жизни, обращение к образам и темам, подсказанным реалиями действительности, а не литературной традицией.


Гамзат Цадаса с супругой Хандулай. Махачкала, 1950 г.


Гамзат Цадаса с сыном Расулом у родного аула Цада. 1948 г.


Гамзат Цадаса с сыном Гаджи. Буйнакск, 1950 г.

Еще дореволюционный период творческого пути Цадасы позволяет признать, что самая сильная сторона его реализма состояла в сатирическом изображении действительности. Беспощаден был поэт, например, к таким отвратительным чертам социального зла, как стяжательство, накопительство, чинопочитание, различные проявления идеологии клерикализма и патриархальщины.

К чему мне богатство, добытое всюду,

Где подлость царит, где неволя тяжка?

Завидовать мелкой душонке не буду,

Что нагло жиреет за счет бедняка,

Буйволы, сожравшие пшеничное поле, – на воле,

В темницу же загнаны телята беззубые.


В 1944 г. Гамзат Цадаса награжден орденом Ленина в связи с 50-летием литературной деятельности.


В гостях у Гамзата Цадасы делегация Союза писателей СССР. Сел. Арани, Хунзахская крепость близ аула Цада. Слева направо: комендант крепости красный партизан А.Магомаев, Газмзат Цадаса, Н.Тихонов, ВЛуговской, П.Павленко. 1933 г.

Для Г. Цадасы это означало рубеж, за которым началась новая, несравненно более содержательная, более богатая, более вдохновенная полоса творческой и жизненной биографии. Отныне главным делом его жизнедеятельности становится литература, она определила его гражданское и общественное лицо как певца трудового народа.

Поищите в народе.

В народе всегда найдете,



Москва. На 1-м съезде советских писателей. Слева направо: в первом ряду – Э.Капиев, Г.Цадаса, Б.Астемиров, С.Стальский; во втором ряду – И.-Х.Курбаналиев, Т.Мелевич, А.Безыменский, Р.Нуров, Н.Тихонов, Р.Динмагомедов, Аткай. 1934 г.

Цикл сатир поэта на тему кинжала – это смелая и умелая нравственная дискредитация злого пережитка.


Справа налево: Сидят: Э.Капиев, Г.Цадаса, С.Милян. Стоят: Х.-Б.Аскар-Сарыджа, Н.Лаков, Р.Фатуев, М.Джемал. 1938 г.

Но бороться приходилось не только с элементами старого разложившегося общества. На пути вставали и трудности, возникновение которых связано с промахами новой власти. Сатирическое перо Цадасы развенчивало пороки бюрократизма и комчванства, всевозможные искривления и злоупотребления, проявления перерожденчества и отступничества, обывательщины и головотяпства.


На Хунзахском плато у аула Цада. 1946 г.

О благодать, хурият,

Приволье-то какое!

Если бы только не мерзавцы в чинах,

Что рвут ее на части.

О Свобода – да живет она -

Как она прекрасна!

Если бы не хищники среди нас,

Что растаскивают добро.


В кругу внуков. Сел. Цада, 1948 г.


В родном ауле. 1947–1949 гг.


Встреча двух заочных друзей – народного поэта Дагестана и известного уральского сказочника П.Бажова на 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира. Москва, Дом Советов, 1949 г.


Слева направо: Председатель Совнаркома ДАССР А.Д.Даниялов, народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, Председатель Президиума Верховного Совета ДАССР А.-Г.Тахтаров, первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) А.М.Алиев, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда И.И.Мещанинов, 1949 г.


Поэт со своим литературным секретарем Магомедом Кебедовым у Хунзахского водопада. 1946 г.

Мы рек поседелых смирили стремнины,

И трудятся реки, вращая турбины.

Мы, большевики, – вдохновенные люди,

Еще и не то нами сделано будет!

Известная степень примеси романтики, идеальной трактовки явлений были свойственны в целом искусству 30-х годов. Нет, не о патетике, не о риторике в данном случае речь, а о пафосе как особом идейно-эмоциональном импульсе. Романтическая приподнятость литературы – от романтики самой действительности.

Только труд растит людей,

Но труд с душой, вдохновением.

Если разом народ ударит,

То и киркой можно сокрушить скалы.

Дружное старание людей

Может воздвигнуть новые горы.

Однако главную роль играла, сражаясь и побеждая, все-таки поэзия Цадасы, патриотически-призывная, сатирически-изобличительная, острая, меткая, честная. Обогащенная в жанрово-стилевом многообразии, она была активной, действенной силой. И, как ни парадоксально, с особой силой заговорила в годы войны дагестанская лирика. Стихотворные послания на фронт и с фронта, письма подруги к любимому и его ответ с поля боя, песни матерей и сестер – огромен круг разновидностей лирических жанров, получивших бурный расцвет в творчестве Цадасы. Песни его пелись на фронте и в тылу.

Удивительно плодотворным оказался послевоенный период жизни и творчества старейшего поэта Дагестана. Теперь, на склоне лет, умудренный богатым жизненным опытом, Цадаса создает новые вдохновенные произведения, полные любви и признательности партии, Родине, народу. Глубокие раздумья о прожитом и пережитом, серьезная озабоченность будущим вылились у него в замечательный поэтический цикл, посвященный дружбе между народами, миру на земле.



Сын Гамзата Цадасы Магомед (1917–1943). Погиб под Сталинградом.


Сын Гамзата Цадасы Ахильчи (1920–1942). Погиб под Севастополем.


Поэт с первой внучкой Патимат, дочерью погибшего на войне Магомеда. Махачкала, 1947 г.

Ярко прозвучал голос поэта в 1948 г. на I Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. Разумеется, Цадаса не был свободен от всесильных культовых веяний, но не они определяли пафос и содержание творческого облика поэта-реалиста, остававшегося верным правде жизни и только ей.

Мы не только за район -

Мы за всю страну в ответе,

За державу, чей закон -

Справедливейший на свете.

Радостно отчизну-мать

Видеть в славе и расцвете,

И, когда хотите знать,

Мы за целый мир в ответе.

В наших сутках есть ларцы,

Их всегда двадцать четыре,

Собираются туда

Нашей совести созданья.

В полночь ясную, когда

Тишина в подлунном мире,

Отопри их и взгляни,

Каковы твои деянья.

Сколько там никчемных дел.

Сколько важных, настоящих,

Сколько добрых и дурных,

Сколько тусклых и блестящих?

Заслужил ты похвалу

Иль достоин укоризны?

Сколько сделано тобой

Для народа, для Отчизны?


Гамзат Цадаса, писательница Кравченко и аварский поэт М.Сулейманов в Ташкенте на юбилее Алишера Навои в 1948 г.

На всю великую страну расширился круг его общения и дружбы. Близкими и родными стали для него имена С. Айни и Лахути, Джамбула и Гулиа, Купалы и Коласа, Табидзе и Леонидзе, Безыменского и Погодина… В переводе аварского поэта на русский язык приняли участие такие замечательные русские поэты, как Д. Бедный, Н. Асеев, Н. Тихонов, В. Казин, Н. Ушаков, Л. Пеньковский, особенно С. Липкин, с которым поэта связывала добрая дружба. Цадасу никогда не покидало чувство признательности великой русской культуре, русской художественной интеллигенции.

Но Цадаса был испытанный борец. И он карал клеветников и пером, и словом.

Если кто спросит, скажи тихо и нежно,

Что нет покоя от воробьев да сорок.

Расскажи, что нет отбоя от своры клеветников,

Что запутан в паутине уличных склок.

То открываю, то закрываю двери судебных палат,

Сюда я не был вхож до нынешних седин.

Родословную деда взялись расследовать,

Того, кто слег под плитой за век до революции.


Гамзат Цадаса. Последняя фотография во время болезни. 1951 г.

В республике помнят, например, публичные выступления Цадасы в защиту легендарного героя Хочбара, которого в 30-х годах пытались опорочить как одиночку-разбойника, в защиту народно-освободительного характера движения горцев Дагестана, которое пытались в конце 40-х годов представить как реакционное и инспирированное из-за рубежа, в защиту подлинно национальной природы творчества знаменитого Махмуда из Кахаб-Росо, неповторимый талант которого пытались поставить в полную зависимость от средневековой арабской поэтической традиции. Цадаса с большим тактом, чуткостью и редкостной разборчивостью обращался с исторической и духовной памятью народа и умел отличать подлинно национальные, прогрессивные, гуманистические традиции от псевдонародных, реакционных наслоений и искажений. В этом проявился светлый облик Цадасы как убежденного гуманиста и просветителя, как подлинно народного поэта.

Наследие Гамзата Цадасы продолжает свою жизнь. Оно всегда современно. Оно живо и сегодня. Он как убежденный борец против косного и рутинного, как сторонник всего передового и прогрессивного – вместе с нами, в числе подлинных борцов за преодоление зла, за оздоровление нравов, за обновление жизни.


Памятник Гамзату Цадасе, установленный в центре столицы Дагестана Махачкале. Скульптор – заслуженный деятель искусства Дагестана Хас-Булат Аскар-Сарыджа.

…В маленьком аварском ауле Цада, расположенном у подножия скалистых обрывов на высокогорном Хунзахском плато, в скромной горской сакле, сложенной из простого местного камня, там, где родился и провел многие десятки лет жизни Гамзат Цадаса, вот уже четыре десятка лет функционирует Государственный литературно-мемориальный музей дагестанского поэта. Идут в этот музей люди из самых разных краев – из родной Аварии и многоликого Дагестана, из дальних и близких областей и республик страны, нередки и гости из-за рубежа. Идут поколения за поколениями. И вспоминаются слова, сказанные в 1977 году на юбилейном вечере Гамзата Цадасы замечательной русской поэтессой Людмилой Татьяничевой: «Юношей и девушек в далеком двухтысячном и трехтысячном году ожидает радостная встреча с вечно молодым, жизнеутверждающим талантом Гамзата Цадасы.

По новому стилю Следующим, кто занялся усовершенствованием европейского календаря, оказался римский папа Григорий XIII (Gregorius XIII; 1502–1585). Он был человеком весьма образованным, являлся доктором права Болонского университета. В светской жизни звали его Уго Бонкомпаньи. Уго

Единица - на всех, шишки по голове - каждому Учитель физкультуры.Добродушный крикун. Мог дать подзатыльник ученику, выругать его с отцовской заботой.Весь класс решил прогулять уроки дня и спастись от трёх контрольных. Директор поручил учителю физкультуры разыскать нас.

Каждому по труду О конкуренции между словами Я обратила внимание, что в последнее время все чаще вместо уже привычного слова трудоголик стало употребляться слово работоголик. Это чрезвычайно занятно. Вообще оба слова сейчас употребляются весьма активно. Они постоянно

Каждому своя ссылка Не будем преувеличивать: в мире не так уж много безработных венценосных особ, хотя то, что вы стали королём, не гарантирует вам прочного положения до конца жизни. Некоторые, как Луи XVI, в буквальном смысле теряют голову, другие, например Михай I, король

103. Человек, враждебный ко всем и каждому Когда хотят указать на человека, враждебного ко всем и живущему в уединении, то рисуют угря, ибо угорь никогда не бывает в компании других

Читайте также: