Футуризм и северянин в хлебников кратко

Обновлено: 04.07.2024

Маяковский и футуризм. Романтические мотивы в ранней лирике: одиночество, тоска по идеалу, жажда любви. Эпатаж читателя как художественная и мировоззренческая позиция поэта, вызванная неприятием ценностей буржуазного мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пла­стика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Противоречивость художественной доктрины поэта в послеоктябрьский период. Сатирические образы в творчестве Мая­ковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.

С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, утвердившуюся еще в XVIII столетии силлабо-тоническую систему стихосложения. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Стих, читаемый глазами, и стих речевой соединились. Это был крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".

Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию "площадей и улиц", обращенную к "низам", к широким массам. Он верил в близость наступающей революции. "В терновом венке революций грядет шестнадцатый год",- писал он в "Облаке". "Моя революция",- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции - "чтоб выволочь республику из грязи". Медные трубы и литавры боевого марша, эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности.

В замечательных лиро-эпических поэмах "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927) Маяковский воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические черты эпохи. "Это Октябрь, отлитый в бронзу",- сказал о поэме "Хорошо!" А. В. Луначарский.

В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных "свобод", раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. В знаменитых "Стихах о советском паспорте" звучит голос Маяковского - великого патриота. Поэт весь был устремлен в будущее, в "завтра". "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!" - писал он.

Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области стихотворных форм. Маяковский утвердил новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо",- требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию всего мира - у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.

Источник: Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва, Просвещение", 1968.

Оборудование: портреты поэтов-футуристов, репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, В.Татлина; музыкальные произведения:концерт для фортепиано с оркестром № 2 С.В.Рахманинова, романсы в исполнении А.Н.Вертинского

Методические приёмы: презентация проектов, презентация исследовательских результатов читательской деятельности

Задачи урока:

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать умение читать, воспринимать, интепретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса;
  • развитие умений грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.
  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оргмомент.

Ход урока

I. Эмоциональное вступление к уроку.

На фоне музыки С.В.Рахманинова (песенки А.Н.Вертинского) вступительное слово учителя:

- Серебряный век - это эпоха возрождения духовности культуры, творческой свободы, рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Можно бесконечно перечислять список известных имён, каждое из которых прославило русское искусство.

II. Реализация индивидуального домашнего задания.

Презентация проекта о творческом пути Игоря Северянина. Чтение стихотворений поэта, обмен впечатлениями. Оценка творчества.

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Эгополонез

Живи, живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз.
В них водопадит Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, живое! - поют уста
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое - всегда одно:
Я и Желанье! Живи, живое!
Тебе бессмертье предрешено!
1912г.

Интродукция

Я - соловей, я без тенденций
И без особой глубины..
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.
Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.
Я - соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я - соловей, и кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!

Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ежась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман.

20 декабря 1941 в оккупированном немцами Таллине, бывшем Ревеле, - поэт умер под уличный грохот шагающих в ногу эсэсовских сапог.
На Александро-Невском кладбище, где похоронен Игорь Северянин, на памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

III. Актуализация знаний.

IV. Презентация проекта о творческом пути Велимира Хлебникова.

Чтение стихотворений поэта, обмен впечатлениями. Оценка творчества.

Безусловным творческим лидером футуризма и, пожалуй, самой яркой личностью постсимволистской поэзии был Велимир Хлебников, оставивший обширное наследие, до сих являющееся объектом самых разных литературоведческих интерпретаций.

Жизнь и творчество для Хлебникова никогда не являлись самостоятельными или рядоположенными сферами: они сливались для него, как и для большинства футуристов, в единый процесс непрерывного становления. Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии (ныне это территория Калмыкии).

Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца –
Самодержавном народе.

- Дайте свою оценку творчества Хлебникова.

Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию. Влияние его на развитие русской поэзии XX века огромно, что признавалось поэтами, занимающими совершенно разные эстетические позиции.

Надо сказать, что Хлебников впервые в русской поэзии применил консонансы - созвучия, в которых при совпадении согласных в ударных слогах рифмующихся слов не совпадают ударные гласные: жребий-рыбий, копоть-капать; ввёл разноударные рифмы: из мешка - усмешка, из тины - истины.

VI. Презентация проекта о русском авангарде.

Обмен впечатлениями, выявление связи творчества художников с творчеством поэтов-футуристов.

История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники не только усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.

Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников.

Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность. Художники вступали в мир неведомый. Их образы – реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека.

Особенностью является также его многоликость. Кандинский, Ларионов, Гончарова, Малевич, Татлин, Матюшин - каждый из них самостоятелен, независим, неповторим.

Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стремительное формирование новаторской живописи. Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства. Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.

VII. Заключение.

Северянин и Хлебников — два поэтических универсума, на первый взгляд, исключительно различных и далеких друг от друга.

Тем не менее, в творчестве Северянина и Хлебникова есть немало сближений. Главное сходство — не в особенностях поэтического словотворчества каждого (хотя и это важно), а в стремлении обоих поэтов к стилевой полифоничности.

На озере дрожал электробот.
Все слушали поэта — экстазера
И в луносне тонули от забот.

. Вот пробесшумела там одичало
Глуше затишия мышь,
Крылья дымели, как саван истлевший.
— Сердце! тебя не поймешь,
Лед запылавший!

(I, 392)

В этом стихотворении нехарактерные для Северянина инверсии:

Тюли эоля качала Марчелла:
— Грустно весенне усни! —
Точно ребенка, Марчелла качала
Грезы, меня и весну.

Белый лебедь раскрыл бирюзовые очи.
Очи лилии
Лебедь раскрыл. Его сердце запело. Его
сердце
Крылато! Лебедь рвется в Эфир к
облакам.
к белым лилиям неба, к лебедям небес!

(I, 393)

Небесная бирюза — очи облак. Небо запело.
Небо крылато.

(124)

Эпитеты — лимоннолистый лес, снегоскалый гипноз, аловстречном у стремленьи, в шале березозебренном.

Смысл неологизмов Северянина становился был понятен читателю на первоначальном, поверхностном уровне, тогда как большинство неологизмов были рассчитаны на выработку у читателя сложнейших ассоциаций. Именно ассоциативность, вносила в лирику экспрессию и яркое эмоциональное начало: Как гривуазно!; Гривуазный приказ; грезофарс; кострят экстазы.

Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти!

(124)

Неологизмы В. Хлебникова создают сложную сеть смысловых и фонетических ассоциаций: глазострогие козлы, мордастоногие дива, еремяклювая цапля, стожаророгий олень, небомехий зверь, спасиборогий вол, вееленнохвостая кошка, утроликая девушка.

Созданная Хлебниковым система поэтической этимологии была чрезвычайно ценна для поэтической практики, так как учила поэтов сопоставлять слова не только по звучанию, но и по смыслу, пренебрегая случайными аллитерациями.

Если Хлебников берется за столь подробную разработку и создание консонансов-диссонансов в 1913 году, то Северянин еще в 1912-ом в Манифесте эгофутуризма объявляет одной из особенностей нового творчества диссонансы. Кроме того, поэт пишет целые диссоны, превращая лингвопоэтический прием в стихотворную форму:

Таким образом, принципиальная близость Северянина и Хлебникова в некоторых начальных словотворческих и стиховедческих штудиях несомненна.

Несомненным сходством Северянина и Хлебникова было осознание собственной исключительности, самообожение, в некотором роде рискованно-игровое.

так и Хлебников пересотворял реальный мир как теург. Божественную сущность он доказывал своей родословной.

Я, Хлебников 1885.
За (365+1)3 до меня Шанкарья Ачарiя, творец Вед,
в 788 году.
За 365.9 до меня в 1400 Аменхотеп IV
Вот почему я велик.
Я, бегающий по дереву чисел,
делаясь то морем, то божеством,
то стеблем травы в устах мыши.
Аменхотеп IV — Евклид — А чарья — Хлебников.

(124)

Несмотря на то, что Хлебникова интересовало судьботворчество, а не мифоворчество, все же Хлебников воспринимался и воспринимается как человек-легенда. Примечательно то, что если Северянин сам создавал о себе миф, то миф о Хлебникове создавали участники футуристического движения (Д. Бурлюк, В. Маяковский, Р. Якобсон, М. Матюшин и др.), дававшие неизменно высокие оценки творческой личности Хлебникова. Довольно быстро сложился образ первооткрывателя, поэта-мудреца, бескорыстно преданного искусству, науке и философии, неприкаянно живущего вне бытовой прагматики.

Юродивый — фигура двуплановая. С одной стороны, он воплощает собой крайнюю степень отпадения от общества, вызывает смех и провоцирует толпу на издевки и побои, с другой, — своим нищенским рубищем, положением существа, страдающего от насмешек, невзгод и холода, фанатизмом обличительного пафоса, который сквозит в самом жесте юродства, — он укоряет людей, напоминает о конечности существования и вечных истинах, отодвигаемых земными заботами. Профанное и сакральное, таким образом, слиты в юродивом. Юродивый — носитель высшей духовной красоты. Юродство Хлебникова — своего рода экзистенциальная аскеза (за ней — и бытовая самоотверженность, и непрестанное творческое горение).

манифест русского футуризма

Говоря о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.

История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция

Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.


Название интересующего нас направления в искусстве произошло от латинского слова futurum, то есть будущее. Другими словами, футуризм позиционировался как искусство будущего. Развитие он получил в Италии и России.


Филиппо Маринетти


Филиппо Маринетти

Основными принципами футуризма были провозглашены:

  • отрицание преемственности и традиций в искусстве;
  • пренебрежение к старым нормам и морали;
  • бунтарство, революционный настрой, милитаризм;
  • новаторство и экспериментаторство в искусстве, создание неологизмов, поиск новых форм;
  • отрицание прекрасного, нарочитая вульгарность, антиэстетизм;
  • культ скорости и технического прогресса, урбанизм;
  • поэтика алогизма, эпатаж.

В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.

Давид Бурлюк - Коллаж

Давид Бурлюк. Коллаж


Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.


Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

Основными признаками футуризма в русской литературе стали:


Заумь – это, можно сказать, альтернативный язык, в котором знаки естественного языка (слова, сочетания) заменены звуковыми комплексами.


Только если знать, какие цветовые и эмоциональные значения ассоциируются с теми или иными звуками, можно понять, что это стихотворение передает предгрозовое настроение. Иначе содержание этого произведения понять невозможно, оно кажется бессмысленным.

Основоположником зауми считается Велимир Хлебников.


В некоторых произведениях футуристов можно встретить телеграфность (краткость, отрывочность, пропуск знаков препинаний и предлогов), искажение языка.


Весеннее шумящее убранство –

Единый миг… затерянный цветах!

Напрасно зришь живое постоянство

Струящихся, скоротекущих снах.

Изменно всё! И вероломны своды

Тебя сокрывшие от хлада бурь!

Везде, во всём – красивость шаткомоды!

Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского


Давид Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского

Особенности футуризма в русской литературе, основные течения

Футуристическое направление в русской литературе не было однородным.

Кубофутуристы

Давид Бурлюк

Кубофутуристы отрицали свою связь с итальянским футуризмом, намеренно называя себя будетлянами.

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Эгофутуристы

Игорь Северянин

Игорь Северянин

И. Северянин писал:


«Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден.

Год отсверкал, и вот – я есть!

Среди друзей я зрел Иуду,

Но не его отверг, а – месть.

Нас стало четверо, но сила

Она поддержки не просила


В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэтику отличает космополитизм.

Наиболее известные участники данной группы футуристов – Борис Пастернак, Николай Асеев и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, а пытались синтезировать их с экспериментаторством. Причем занимало их больше не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических и интонационно-ритмических построений.


В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.

Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:

Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив.

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Кроме того, итальянские футуристы воспевали войну (а позже Маринетти поддержал фашизм), в то время как русские футуристы были не столько милитаристами, сколько революционерами по духу (да и фактически многие из них поддержали революционные преобразования в нашем государстве). В творчестве русских футуристов можно даже найти пацифистские стихотворения.

Давид Бурлюк. Любовь и мир

Давид Бурлюк. Любовь и мир

Значение футуризма в русской литературе

Эксперименты футуристов в сфере словотворчества, поэтического синтаксиса и ритмики стиха раздвинули границы поэтического языка и предвосхитили искания поэтов-авангардистов будущего. Благодаря футуристам расширилась и тематика художественных произведений. Например, в сферу внимания поэтов попали темы технического прогресса и урбанизации.

Читайте также: