Фрески ферапонтова монастыря созданные дионисием описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Самое важное, что нужно увидеть в Ферапонтово, – это фрески Дионисияexhibitions/freski-dionisia-v-sobore-rozdestva-bogorodicy в соборе Рождества Богородицы, главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря.

Просмотр фресок по сеансам. Сначала минут 10 показ фильма про Дионисия и его фрески, потом пускают их посмотреть воочию. Чтобы осмыслить очень изящную, логичную, виртуозно исполненную и наполненную символическими смыслами иконографическую программу росписи храма, можно обратиться к подсказкам, которые выдают при входе.

А еще лучше заранее посмотреть вот этот фильм(очень хороший).

Собор Рождества Богородицы - первая каменная постройка не только Ферапонтова монастыря, но и всего Белозерского края. Это четырехстолпный крестово-купольный храм.Портал оформлен красочной фреской, которая чудом сохранилась до наших дней на своем месте. Так храм выглядел изначально.

Едва оказавшись в помещении паперти собора (пристроенной позже), видим эту яркую фреску, по-прежнему оформляющую портал (вход) собора. Это наружная (уличная) фреска, подобных произведений древнерусского искусства осталось очень мало. Фреска сохранилась потому, что оказалась внутри крытого перехода пристроенного между собором и позже построенной колокольней. Роспись портала соответствует посвящению храма – Рождество Богородицы, этот сюжет представлен очень подробно в четырех фресках и подготавливает к восприятию интерьера храма. Рождество Богородицы открывает собой Праздничный цикл христианского года. Западный портал

Внутри пространство храма перекрыто системой сводов и подпружных арок, опирающихся на четыре квадратных столпа, которые образуют три продольных нефа. В верхней части собора, под сводами и в парусах, в кладку встроены голосники-резонаторы звука в виде керамических горшков глубиной около 30 см. Отверстия эти хорошо видны в люнетах с изображениями Отцов Церкви (см.ниже). Сосредоточием росписи является цикл из 25 композиций Богородичного Акафиста, занимающих столпы, стены и примыкающие своды. На арках 64 медальона с полуфигурами ветхозаветных праведников. Вселенская иерархия изображений святых, жизни Богородицы и Христа, притч и поучений завершается изображениями семи Вселенских соборов, которые раскрывают тему борьбы за догматическую чистоту православной церкви и Торжество Православия.

В алтарных апсидах ‒ Иоанн Предтеча в жертвеннике, Богоматерь с Младенцем и Николай Чудотворец. Всего в соборе насчитывается около 300 самостоятельных сюжетов. Все они связаны между собой как живописными переходами, так и глубокими богословскими решениями, раскрывающими представленную модель мироздания как Премудрость Божию. (Фото с сайта музея).

В интерьере храма фрески располагаются в девять рядов (регистров). Ступенчатая конструкция храма создала больше поверхностей для росписи, и это мастерски использовал Дионисий. В выборе циклов и сюжетов фресок художник следовал традициям византийской культуры. Схемы расположения фресок:

В куполе традиционно – Христос-Вседержитель (Пантократор). Ниже - в простенках окон барабана купола - архангелы в полный рост. (Здесь и далее в основном использованы фотографии с сайта музея Дионисия).

В основании светового барабана изображена праматерь Ева и полуфигуры праотцов из Ветхого завета (Адам, Авель, Енос, Мафусаил, Мельхиседек, Енох, Аред, Ной, Сиф). На парусах, как обычно, евангелисты и четыре образа Христа (на убрусе, на чрепии, Христос Отрок и Христос в зрелом возрасте). Фото см

В конхе апсиды (что над алтарем) традиционное торжественное фронтальное изображение Богоматери с Младенцем на престоле в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Ниже конхи апсиды следует символическое изображение богослужения, словно бы постоянно, вне времени происходящее в алтаре. Представлены восемь святителей, которые совершают литургию перед престолом, изображенным в алтарном окне. Все они облачены в епископские одежды и держат свитки с текстами молитв, входящих в состав чина литургии.

Василий Великий (330—379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской, защитник православия от арианской ереси. Младшими братьями Василия Великого были Григорий, епископ Нисский, и Петр, епископ Севастийский. Другом Василия Великого был Григорий Богослов, обучавшийся вместе с ним в Афинах. Василий Великий разработал устав восточного монашества, был составителем чина литургии, ныне совершаемой только 10 раз в году, сыграл значительную роль в выработке православного учения о Св. Троице. Василий Великий, подорвавший свое здоровье аскетическими подвигами, уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января, 49 лет от роду. В этот день празднуется его память. Изображен также в алтаре на южной стене, первый от окна.

Василий Великий изображен перед фонтаном, к которому протягивают свои кубки люди, жаждущие приобщиться к истине.

Иоанн Златоуст (ок. 347—407) — архиепископ Константинопольский. Родился в Антиохии, в юности четыре года провел в пустыне с подвижниками и еще два — в полном уединении. В 381 году был посвящен в диаконы. Став пресвитером, почти ежедневно произносил проповеди в Константинополе. В этих проповедях содержались обличения роскоши и суетности константинопольских дам, за это Иоанн был осужден по указу императрицы на церковном соборе и отправлен в ссылку. Сразу после отъезда И. З. в столице произошло страшное землетрясение, и Евдоксия, увидев в этом знамение гнева небесного, поторопилась возвратить святителя. Иоанн Златоуст продолжал обличать общественные пороки и в 404 г. был вторично сослан в город Кукуз (Армения), а оттуда отправлен в Питиунт (Пицунду), но по пути скончался в Команах 14 (27) сентября. Восемьсот четыре проповеди Иоанна Златоуста считаются классическими образцами христианского ораторского искусства. Святитель почитается и как толкователь Священного Писания и создатель чинопоследования Божественной литургии. Память 13 (26) ноября. Изображен также на северной стене алтаря.

В сцене с Иоанном Златоустом жаждущие черпают воду из открытого моря перед его престолом.

Символом учения Григория Богослова служит речной поток, к которому припадают жаждущие, и свиток в руках Святителя. Свитки также держат и пришедшие к нему. Вероятно, готовясь записать услышанное.

Великий АКАФИСТ Богородице

Живописные циклы на тему Акафиста появлялись в греческих и южнославянских миниатюрах XIV в. и в росписях храмов Греции, Сербии XIII – XIV в. это циклы фресок монастырей Дечаны, Маркова, Матеича. И, видимо, через Афон эта традиция пришла на Русь.

В русской монументальной живописи первым их сохранившихся изображений на тему Акафиста являются как раз росписи собора Ферапонтова монастыря. Скорее всего, этот цикл был изображен и в храмах Московского кремля (изображения не сохранились), и Дионисий ориентировался на них. Ибо вряд ли, чтобы далекий северный храм служил образцом для подражания. Безусловно, создание Богородичного цикла было подготовлено традицией его изображения, широко существовавшей в искусстве Византии. На основе цикла фресок Ферапонтова монастыря сформировалась самобытная, несколько отличающаяся от византийской русская традиция изображения Акафиста. Программы акафистных икон, написанных на протяжении всего XVI века, показывают почти полное соответствие Дионисиевской версии.

Семь Вселенских соборов, изображенные в нижнем ярусе стен, тоже относятся к теме: именно на этих Соборах было установлено почитание Богоматери.

Акафист

Первые 12 песен - это эпизоды жития Марии и Христа.

На фоне белых и нежно-розовых палат, над которыми высится киворий, диакон кадит икону Одигитрии, поднятую на древке. На диаконе сверкающе белый стихарь. Только Дионисий мог писать такой ослепительно белый свет. За диаконом стоит священник. Сцена изображает самый торжественный момент службу, когда при пении стиха священники кадят весь храм. Мы видим, как от композиции к композиции будет нарастать свет и мажорный тон фресок. Дионисий не изображает психологию героев, но передает при этом их душевное состояние, их чувства.

Представлено Благовещение у колодца, описанное в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Архангел Гавриил спускается к Марии с благой вестью о воплощении от нее Спасителя.

Представлено Благовещение в доме: недоумевающая Мария вопрошает архангела Гавриила о смысле возвещенной им благой вести.

Благовещение в доме: Мария обращается к архангелу Гавриилу, желая уразуметь тайну возвещенной ей благой вести.

Благовещение: архангел Гавриил показан перед восседающей на престоле и принимающей благую весть Марией. Композиция отражает представления о Благовещении как о моменте Боговоплощения: в медальоне на лоне Богородицы, между ее разведенными руками помещена прозрачная фигурка воплотившегося Младенца Христа (видна с близкого расстояния).

Эта трактовка в корне отличается от полных драматизма и жанровости изображений на эту тему греческих и южнославянских живописцев. Дионисий, следуя за А.Рублевым, создавал обобщенные, лаконичные композиции, чуждые обыденности.

Шествие волхвов. Перед Рождеством Христовым над пещерой, где должен был родиться Иисус, зажглась яркая Вифлеемская звезда. Увидев ее, волхвы (мудрецы) с востока отправились поклониться Царю Иудейскому. Волхвы принесли Богомладенцу драгоценные дары — золото, ладан и миро, символы царской власти, божественной сущности и искупительной жертвы Христа. Персидский старец Мельхиор, потомок Сима, средовек халдейский царь Валтасар, потомок Иафета, и юноша эфиоп Каспар, потомок Хама, поклоняющиеся Царю Иудейскому, олицетворяют все народы и племена языческого мира. На фреске три поколения – старец, средовек и юноша – все они в трепетном ожидании путешествуют в поисках истины.

Динамика сцены передана развивающимся плащом последнего всадника, позой первого волхва, который указывает рукой вверх и оборачивается к своим спутникам, и самим построением сцены: Дионисий сдвинул всадников влево, склонил горки в сторону, противоположную движению и построил композицию по диагонали. Усиливает динамику изогнутая линия свода.

Против бело-розовой стены, словно освещенная лучами солнца на охристо-желтоватом престоле сидит Богоматерь с младенцем, а перед ней на фоне еще не озаренных светом горок стоят волхвы, благоговейно склонив головы и протягивая дары. Сцена построена на соотношении разной интенсивности охристых и розовых тонов, которые и передают состояние участников сцены. У волхвов – праздник, у Богоматери – свет и радость.

Сретение — встреча Младенца Иисуса Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме. По иудейскому обычаю, на сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Здесь их встретили глубокий старец праведный Симеон и пророчица Анна. Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Сына Божия, рожденного Девой. Приняв на руки Младенца, Симеон узнал в нем Мессию, Спасителя Израиля, и пророчествовал о Его служении. Двунадесятый праздник Сретения Господня отмечается 2 (15 февраля).

Следующие 12 стихов – богословские рассуждения и славословия Марии и Христа.

Особенно необычна трактовка Дионисием второй части Акафиста, начиная с песни 13. Средствами живописи Дионисий воспроизвел отвлеченные понятия, которые превратились под его кистью в ясные художественные образы. Зачастую он использует старые, давно разработанные сюжеты, но переосмысляет их по-своему. Интересны изображения песен, построенных на символах и метафорах.

Вместо традиционно изображаемого вне Руси в этом стихе сюжета Рождества, у Дионисия мы видим Христа в миндалевидной славе, на фоне которой стоят ангелы и парят серафимы. Эту традицию подхватят русские иконописцы.

Фрески Дионисия удивительны своим приподнятым настроением. В них нет картин человеческих страданий или страстей христовых. Но есть образность, лиричность и теплота человеческого чувства.

Богоматерь, представленная на фоне стены, благословляет дев-инокинь. Покровительствуя монашескому подвигу, Богоматерь, подобно стене крепости, оберегает и охраняет всех, следующих путем Христа, от соблазнов земной жизни.

Мария стоит на фоне стены, опустив руки на головы прекрасных дев, словно защищая и благословляя их. Очень выразительный жест. Стена, замыкающая композицию, усиливает тему покровительства, защиты. Композиция расположена на склоне одного из столбов. Создается впечатление, что Мария склоняется не только над девами на фреске, но и над людьми, стоящими в храме под росписью. Люди становятся как бы частью композиции и ощущают, что Богородица – защита для них тоже. Так выражена средствами живописи метафора защиты.

На фоне городской стены с башнями представлен Христос и обращенные к Нему в молитвенной позе московские митрополиты Петр и Алексий, ниже — колодец, окруженный болящими. Композиция восходит к изображению исцелений от чудотворного источника близ константинопольского монастыря Христа Филантропа в Манганах.

Дионисий сохранил византийскую традицию изображать Христа в окружении епископов и учеников. Но внизу прибавил колодец, возле которого сидят ищущие духовного очищения люди.

Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.) была неизвестна до 1898 года. Дионисий расписал собор в 1502 году вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием за 34 дня.

Дионисий использовал как искусственные, так и натуральные пигменты: малахит, познякит, атакамит, псевдомалахит. Такого количества зеленых медных пигментов не содержат росписи ни одного из исследованных памятников западноевропейской живописи. Нет подобного разнообразия и в древнерусской иконописи, что является индивидуальным почерком мастера.

Дополнительные материалы:

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель.
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле.

Адрес Музея фресок Дионисия:
161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8

Расстояние:
от Кириллова – 20 км,
от Вологды – 115 км,
от Москвы – 600 км,
от Санкт-Петербурга – 650 км

Село расположено на расстоянии 1,5 км от дороги федерального значения Вологда – Медвежьегорск


Ферапонтов монастырь расположен в Кирилловском районе Вологодской области. Возвышающийся над селом Ферапонтово монастырь, представляет собой уникальный по красоте ансамбль, являющийся памятником истории мирового значения. На данный момент он включен в список ЮНЕСКО. История монастыря напрямую связана с теми значимыми событиями, которые происходили в Москве в XV-XVII в. Здесь, в Соборе Рождества Богородицы, сохранилось множество фресок, выполненных известным иконописцем Дионисием.

Как добираться

Как добираться

Выстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий.

Как добираться

Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г

Ферапонтов монастырь

Cобор Рождества Богородицы имеет особую значимость для русской и мировой культуры. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.
Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью Дионисия. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.
Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Как был основан монастырь

Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь.

Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Внутренний двор монастыря.

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Несмотря на то что в монастыре, начиная с XV и заканчивая XVII веком, было возведено множество каменных построек, настоящей крепостью он так никогда и не стал. Его ограда оставалась деревянной вплоть до XIX в. Это и послужило причиной разорения обители в 1614 г. польско-литовскими грабителями. Возобновлено каменное строительство было только спустя 25 лет после нашествия. Именно тому, что обитель пришла в упадок, мы обязаны сохранностью фресок в первозданном виде. Монастырь был небогат, а поэтому подновления росписей никогда не выполнялись.

Иконописец Дионисий

В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером. Первый свой серьезный заказ он получил между 1467 и 1477 гг. В это время ему предложили поучаствовать в оформлении церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году он приступил к исполнению еще одного важного задания – выполнению икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал олицетворением московской школы живописи.

Фрески Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия

Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Интересным является тот факт, что все фрески Ферапонтова монастыря были выполнены всего за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября). И это при том, что общая их площадь составляет 600 м2.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт.


01. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

В центре - Трехъярусная, шатровая колокольня (1680 г.) очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.


Справа - церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 год
02

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Церковь Благовещения (справа) с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы.

По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. При возведении ограды использовались кирпичи древних зданий.


04. Северные ворота. Ух и ветер сегодня!

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.


05. Трапезная, за ней церковь Благовещания.


В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа.
06

А теперь собственно в музей.

07. Фрески, в том числе над мощами Мартиниана Белозерского. Преподобный Мартиниан Белозерский - игумен монастыря. Способствовал расцвету его духовности, ввел переписывание, собирание книг.

08

09


10. В церкви преподобного Мартиниана. Шатровая церковь датируется 1641 г.

12. В колокольне есть вход, проходим в него и поднимаемся на второй этаж. Направо - церковь Благовещения с фресками Дионисия, но мы сначала пройдем по левому коридору до конца, здесь расположена экспозиция музея монашеского быта.


Интерьер Трапезной палаты с центральным массивным столбом и опирающимися на него парусообразными сводами является полностью сохранившимся с середины XVI в.


13. Подризник (XV в.), рака (XVI, XV I I в.) , фелонь (XV в.) преподобного Мартиниана


Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского.

15. В дальнем углу находится образец братской трапезной.

16


17. В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.


18. Рабочее место Игумена.
За этим столом зачитывались грамоты и указы, присылавшиеся в монастырь, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами.

19. Торжественное одеяние священников.

20

21. Место старца строителя.


У южной грани находилось место старца-строителя. Круг его обязанностей не совсем понятен. Среди соборных старцев он занимал первое место. По-видимому, главной его обязанностью было духовное окормление братии. В последний период своей жизни Мартиниан был старцем-строителем..


22. Реставраторы проделали огромную работу чтобы сохранить для потомков наследие предшественников.
Инструменты, которыми работали реставраторы.


В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.
23


24. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря.


Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей.
25


27. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах,


28. Фреска в барабане - Христос-Вседержитель.

29. В церквях над вратам полностью сохранились все элементы архитектуры.

30

31


32. Другое замечательное собрание Музея образовалось из предметов крестьянского и городского хозяйства и быта, причем с самого начала сотрудники Музея собирали вещи, происходящие из Кирилловского района, а точнее - из ближних и дальних окрестностей Ферапонтова.


33. Жители многих деревень охотно жертвовали Музею сохранившиеся у них предметы XIX и XX века: иконы, книги, гончарные изделия, кросна, снасти для кросен, точила и жернова, весы и безмены, стеклянную и деревянную посуду, прялки и скалки, сундуки и короба, старинные ткани, повседневную и праздничную одежду, старые письма, фотографии и документы и множество других вышедших из употребления предметов.


34. Так формировалась этнографическая коллекция в Музее, дающая хорошее представление о крестьянской культуре Белозерского края. Десятки деревень вокруг Ферапонтова существуют с ХV и ХVI веков и, надо думать, крестьянский быт тех давних времен мало чем отличался от быта XIX или начала XX века, так что этнографическое собрание Музея имеет и историческое значение.

35. Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.


Детали прялок.

36
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
(русская народная песня)


Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.


В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.
37

38. Сундуки

39

40

Нет, турики, это не туристы, как вы подумали. Турик - ткацкий инструмент выгунытый из осинового или соснового деревя - пустой деревянный цилиндр, укрепленный внутри, сверху на него надевается пряжа. В диаметре вершков 7, длиною вершков 8.

42

43. Традиционное название ткацкого станка в деревнях - кросна. Само слово это древнее и практически все народы индоевропейской языковой группы так называют ткацкий стан.


На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна.

44. На вологодском наречии: " Запрячь кросна" - приготовить ручной ткацкий станок для работы.

45


46. Кадушки, коромысла

47. Т ри озера с чистой водой Бородаевское,Спасское и Ильинское расположены неподалеку. Оно из них прямо у стен обители.
Воду можно пить прямо из озера

48

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.

И однажы возикло из грезы,
Из молящейсся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соедних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель.


Николай Рубцов
49

Читайте также: