Культура владимиро суздальской земли 6 класс кратко

Обновлено: 18.05.2024

На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнерусского искусства.

Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор (1152–1157 гг.) в основанном им городе Переславле-Залесском.

Преемник Юрия князь Андрей решил сделать столицей унаследованного им княжества молодой город Владимир. Под Владимиром Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвище Боголюбского. Андрей не пожелал владеть Киевом: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, который не уступал бы прославленному образцу.

Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158–1160 гг.), заложенный Андреем, по высоте превосходил все соборы Святой Софии на Руси. Стены и столбы в нем были тоньше, чем в постройках Юрия Долгорукого; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток сооружались плоские 4-гранные полуколонны.

Впервые владимирские горожане увидели резные каменные рельефы. На одном из них грифоны (фантастические существа с львиным туловищем, орлиными головой и крыльями) возносили на небо Александра Македонского.

В Боголюбовое есть постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры, – знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Князь велел поставить ее там, где р. Нерль впадает в Клязьму, в память о сыне, юном Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. 3. 2. Антропоморфные саркофаги Владимиро-Суздальской Руси

§ 15. РАСЦВЕТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ

§ 15. РАСЦВЕТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ Политика Андрея Боголюбского. В 1157 году Юрий Долгорукий умер. Правителем Ростово-Суздальской Руси стал его сын Андрей Юрьевич. Нового князя отличали личное мужество, проницательность, воля, целеустремлённость, кипучая энергия.В

Глава 3 Великий князь Андрей Боголюбский XII века — это Иисус Христос во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провёл большую часть своей жизни

Глава 3 Великий князь Андрей Боголюбский XII века — это Иисус Христос во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провёл большую часть своей жизни 1. Краткая биография Андрея Боголюбского, согласно романовской версии Начнём с того, что, следуя, в

§ 30. Природные и общественные особенности Владимиро-Суздальской Руси

§ 30. Природные и общественные особенности Владимиро-Суздальской Руси Природа Суздальской земли была своеобразна и не походила ни на Киевскую, ни на Новгородскую. Здесь не было тучных черноземных пространств, как на юге, а был суглинок. Земля не была так плодородна, как в

§ 36. Александр Невский, удельная раздробленность Суздальской Руси

§ 36. Александр Невский, удельная раздробленность Суздальской Руси Развитие удельного порядка. После великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве на р. Сити, великим князем в Суздальской Руси стал его брат Ярослав Всеволодович (1238). Когда татарская рать ушла на юг,

Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII ВЕКА, ГДЕ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII ВЕКА, ГДЕ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, СОГЛАСНО РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ Начнем с того, что, следуя, в

5. ОТ ВЛАДИМИГО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ К РУСИ МОСКОВСКОЙ

5. ОТ ВЛАДИМИГО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ К РУСИ МОСКОВСКОЙ То, братья, не соколы вылетели из каменного града Москвы То выехали русские удальцы со своим государем, С великим князем Дмитрием Ивановичем, А наехать захотели на великую силу татарскую. Сказание о Мамаевом

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче Вскоре после смерти князя Святослава в 966 году, и после борьбы с соперником, братом Ярополком, на киевский золотой престол воссел князь Владимир Святославич. Именно он, по церковной легенде, и крестил Русь в 988 году, а дело его

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом

Культура Руси XIV–XVI вв.

Культура Руси XIV–XVI вв. Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру:

1237 Гибель Рязанской и Владимиро-Суздальской Руси

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси Культура Киевской Руси стояла по тогдашнему времени очень высоко, значительно превосходя культуру многих европейских стран. По этому вопросу известный ученый М. И. Ростовцев пишет: «Киевская Русь была наследником серии государств, которые

Культура Владимиро-Суздальского княжества была изящна и многообразна, так как формировалась под влиянием финно-угорских и восточнославянских народов. Владимиро-Суздальское княжество стало одним из центров летописания . Местные летописцы возвеличивали княжескую власть. Известен знаменитый памятник литературы \(XIII\) века — Моление Даниила Заточника . Кем был автор произведения, достоверно неизвестно, но очевидно, что это зависимый от князя человек. Моление повествует о нелёгкой судьбе человека. Автор просит князя о помощи, он пишет, что уповает на княжескую милость, как птицы небесные — на милость Божию.

Особое место в культуре Северо-восточных земель занимает архитектура. Расцвет Владимиро-Суздальского зодчества пришёлся на период правления Андрея Боголюбского . Ознакомься с наиболее известными постройками.

asv2019-01_img02_Intercession_Church.jpg


1. Церковь Покрова на Нерли . Небольшая белокаменная церковь, возведённая в честь победы над Волжской Булгарией и в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе.

ladimir_asv2019-01_img05_Golden_Gate.jpg


2. Золотые ворота во Владимире . Время постройки — \(1158\)–\(1164\) гг. Золотые ворота служили как мощное укрепление и как триумфальная арка.

_209129208190208177208190209128_2008.jpg


3. Успенский собор . Построен при Андрее Боголюбском в \(1158\)–\(1160\) гг. После пожара в \(1185\) г. Всеволод Большое Гнездо перестроил храм, сделав его больше. В соборе сохранились фрески знаменитого иконописца Андрея Рублёва. Высота \(32\) метра — это больше, чем киевская София.

208190208177208190209128_-_panoramio.jpg


4. Дмитриевский собор . Всеволод Большое Гнездо приказал построить его в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. На соборе есть рельеф с изображением самого Всеволода с сыновьями.


Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество
(1157-1389)

Основные политические центры в этот период: на северо-востоке Владимиро-Суздальское княжество, на севере Новгородская республика, на западе Галицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество

Основным занятием было земледелие, развивались скотоводство, ремесло, торговля. Здесь сложилась сильная княжеская власть. В середине XII в. Владимиро-Суздальская земля из далекой окраины Киевской Руси превращается в сильное самостоятельное княжество.

Существенный вклад в ее процветание внес Юрий Долгорукий (1113-1157), который перенес столицу своих владений в Суздаль (1125). С его именем связано первое документальное упоминание о Москве (1147).

В 1154 г. его сын Андрей Боголюбский (1157-1174) избрал своей резиденцией город Владимир.

1299 г. — во Владимир была перенесена резиденция митрополита (митрополит Максим).

Правление Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212) было периодом расцвета Северо-Восточной Руси. Его старшинство признавалось во всех русских землях, кроме Чернигова и Полоцка.

Александр Невский (1252-1263) был последним князем, княжившим непосредственно во Владимире. После его смерти Северо-Восточная Русь распалась на полтора десятка фактически самостоятельных удельных княжеств.

Культура Владимиро-Суздальской земли

Прикладное искусство. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, — примечательная черта древнерусского искусства.

Архитектура. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — символ древнерусской архитектуры. Построена в городе-замке Боголюбове под Владимиром. Князь Андрей Боголюбский возвёл её в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

Во Владимире на княжеском дворе построена церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158—1160 гг.) по высоте превосходил все соборы Святой Софии, построенные на Руси.

Раздробленность. Владимиро-Суздальское княжество

Становление и существование Владимиро-Суздальского княжества в российской истории – одна из ее самых значимых страниц. Это период перехода от могущества Киевской Руси к появлению Великого русского государства. История Владимиро-Суздальского княжества будет поведана читателю в статье.

Предпосылки к зарождению княжества

Постепенно Великое Киевское княжество приходило в упадок. Этому способствовали внутренние стычки между князьями и разорительные набеги монголо-татар. Крестьяне снимались с насиженных мест в поисках лучшей и спокойной жизни. И им удалось найти, где обустраивать свой быт.

На северо-востоке страны находились края, где проживали угро-финны. Территория протянулась между берегами Оки и Волги и отделялась от Киева широкой полосой леса. С IX века туда началось великое переселение славянских племен, что привело к ассимиляции с местными жителями и дало основу для зарождения русской нации. Чем были притягательны эти земли?

Уже к XI столетию тут были такие крупные города Владимиро-Суздальского княжества, как Ростов, Суздаль, Рязань, Муром, Ярославль. Тем не менее в поле зрения великих киевских князей эта территория длительное время не попадала в связи своей отдаленности.

владимиро суздальское княжество культура

Обособление Владимиро-Суздальского княжества

Экономическое развитие и политическое устройство удельной территории с течением времени привело к ее отделению от Киева. К этому активно призывало боярство – никто не хотел делиться своими богатствами с великим князем. Самостоятельное княжество получило название Ростово-Суздальское, в дальнейшем переименованное во Владимиро-Суздальское.

Княжеский престол первоначально отдавался младшим сыновьям киевских князей, так как эти земли считались довольно бедными и дикими. Но в XII веке ситуация изменилась. Посетив довольно развитые к тому времени земли, Владимир Мономах посадил на княжение своих сыновей – Ярополка, а затем Юрия. Какое-то время столицей был Суздаль. Позже, осознав необходимость сильного укрепленного города, Великий князь Киевский в 1108 году основал на берегу Клязьмы город Владимир. С этого времени начался новый период в истории – смещение политического влияния с юга и возвеличивание нового центра влияния на северо-востоке.

суздальский кремль

Княжение Юрия Долгорукого

Окончательное отделение Владимиро-Суздальского княжества от Киевской Руси произошло после смерти Владимира Мономаха во время правления его сына Юрия Долгорукого. Свое прозвище он получил не просто так – за безмерное стремление к присоединению всех близлежащих земель. Кроме этого, не смотря на власть в самостоятельном княжестве, мечтой Юрия был захват Киевского престола, так как он не мог получить его, будучи младшим сыном. Неоднократные военные походы в конце концов принесли результат – в 1155 году Юрий Долгорукий стал Великим князем Киевским.

Несмотря на захватнические стремления, сын Мономаха активно обустраивал свое княжество. При нем были заложены такие города Владимиро-Суздальского княжества, как Звенигород, Юрьев-Польский, Дмитров, Переяславль-Залесский. Самую большую известность принесло Юрию основание Москвы. В летописи есть упоминание о встрече 4 апреля 1147 года с Черниговским князем в небольшом селении, которому в будущем предстояло стать одной из самых значимых столиц мира.

На киевском престоле Юрий Долгорукий продержался недолго – всего два года. Местные князья не приняли его, и историки сошлись во мнении, что он был отравлен.

Правление Андрея Боголюбского

После захвата власти в Киеве Юрий отдал ближайшие земли своим сыновьям. Таким образом, он полагал, что после его смерти кто-то из них займет княжеский трон. Пригород Киева – Вышгород – достался старшему сыну Андрею. Но у княжича были другие планы.

Он провел всю сознательную жизнь во Владимиро-Суздальском княжестве, и его сердце и душа были полностью отданы этим землям. Мечты отца он не разделял и прелестей Киева не видел. И в один прекрасный момент, проигнорировав волю отца, он сбежал из Вышгорода, чтобы вернуться на родину.

Когда умер Юрий Долгорукий, бояре попросили Андрея занять княжеский посад, так как не желали правителя из Киева. Владимиро-Суздальское княжество окончательно отделилось от Киевской Руси и начало занимать ведущие позиции на политической арене того времени, окончательно вытесняя с нее Киев.

Бояре, надеявшиеся разделить власть с избранным ими князем и подчинить его себе, жестоко просчитались. Князь Андрей Боголюбский стал единоличным правителем и отдалил от двора не только старых советников отца, но и своих ближайших родственников. Он железной рукой создавал единое княжество, так как не желал его разделения на мелкие уделы.

В 1169 году он отправился в поход на Киев, практически до основания разрушил его и вернулся в новую столицу возвышенного им княжества – Владимир. Именно с этого момента в летописях официально появилось название Владимиро-Суздальское княжество (а не Ростово-Суздальское, как было ранее).

Боярству же не по нраву пришлось такое самоуправство князя. В июне 1174 года ими был организован заговор, в результате которого князь Андрей Боголюбский был убит. Владение погрязло в двухлетних междоусобицах за престол.

всеволод большое гнездо

Княжество во времена Всеволода

В результате всех конфликтов компромисс был найден – у власти оказался брат Андрея Всеволод, прозванный Большое Гнездо за свою большую плодовитость (12 детей). Тонкий и умный дипломат, он договорился со всеми родственниками и занял владимирский престол.

И снова ожидания не оправдались – новый князь продолжил политику предыдущего и еще больше укреплять единоличную власть. По княжеству прокатилась волна казней мятежников.

Наведя порядок внутри, Всеволод Большое Гнездо активно занялся внешними связями. Под его влияние попали Новгород с его уникальным вече, многие киевские и рязанские земли. Он официально назвал себя Великим князем и получил признание среди остальных правителей.

Именно во времена правления Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего политического влияния и расцвета, закрепилась тенденция к единовластию.

Распад княжества

Еще при своей жизни Всеволод при одобрении других князей назначил преемника – своего сына Юрия. Несмотря на это нашлись противники такого волеизъявления – на престол был посажен другой его сын, старший, Константин. Он, в свою очередь, принял одиозное решение, которое положило начало концу – раздал уделы своим братьям, чтобы избежать обвинения в самовольном захвате власти. Он не сумел сохранить то, к чему так стремились его предки – Владимиро-Суздальское княжество перестало быть единым.

После его смерти Великим князем все-таки стал Юрий. Но раздробленность владений помешала стать ему таким же авторитарным правителем, каким был отец. Начались нашествия татаро-монгол. Крупнейшие города подвергались разорению. В 1238 году русские князья объединились для отражения очередного набега и потерпели сокрушительное поражение. Великий князь Владимирский погиб в битве.

На престол взошел Ярослав, но правителем он был фактически. Практически Русь оказалась под монголо-татарским игом. Последним значимым князем Владимирским был Александр Невский. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество окончательно распалось на множество мелких уделов.

архитектура владимиро суздальского княжества

Особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества

Несмотря на свое стремление к укреплению единовластия, владимирские князья не оставляли без внимания и культурное развитие своих земель. Закладываются новые города, разрастаются уже существующие. И именно им предстояло сыграть ведущую роль в развитии культуры Владимиро-Суздальского княжества.

Большое влияние на формирование сложившихся традиций оказала Киевская Русь. Переселенцы приносили с собой новые умения и навыки, которые с успехом приживались на новой территории и смешивались с уже существующими. Так, например, многие ремесленники переняли друг у друга отдельные приемы. Было положено начало строительству из камня. Многие сооружения и постройки имели свои прототипы в Киеве (Золотые ворота во Владимире, Успенский собор по аналогии с Софийским). Эти же веяния в культуре Владимиро-Суздальского княжества коснулись литературы и живописи.

При Андрее Боголюбском упор делался на религиозную составляющую общественности. Именно при нем были построены храмы, соборы и монастыри, которыми восхищаются по сей день. Их по праву можно назвать жемчужиной зодчества того времени.

Всеволод Большое Гнездо, проведя часть своей жизни на родине матери в Константинополе, принес в искусство византийские элементы. Хотя при строительстве монументальных зданий опирался на наследие русских архитекторов.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

До образования Владимиро-Суздальского княжества приоритет отдавался деревянному зодчеству. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки, проводимые в тех местах, и летописные упоминания. С начала XII столетия на смену ему приходит каменное строительство.

Этапы развития архитектуры Владимиро-Суздальского княжества напрямую зависели от предпочтений правивших князей. У каждого были свой взгляд и идеи, что необходимо отразить во внешнем виде архитектурных сооружений.

Если Мономах и Долгорукий приглашали мастеров из других областей, то Боголюбский и его последователи уже доверяли только местным умельцам, у которых сложилась своя неповторимая школа.

Первыми каменными постройками считаются Успенский храм в Ростове и Храм Рождества Богородицы в Суздале, спроектированный по образу Печорского собора и возведенный мастерами из Киева по приглашению Владимира Мономаха. До наших дней это сооружение, к сожалению, не сохранилось. На его месте в 1222 году было начато строительство Рождественского Собора.

князь андрей боголюбский

Кремль

Кремль в Суздале – самая древняя часть города, заложенная еще в X веке. К XII в. представлял собой крепость, окруженную валами из земли. В суздальский Кремль входили княжеский дворец, палаты епископа и собор. Там же находилась и дружина князя.

  • Богородице-Рождественский собор (1222-1225);
  • Архиерейские палаты (15-18 вв.);
  • Никольскую церковь (1766).

С 2017 года суздальский Кремль признан объектом культурного наследия государственного значения.

Храмовая архитектура Юрия Долгорукого

Новый виток возведения храмов начался только при князе Юрии с середины XII века. В летописях Владимиро-Суздальского княжества встречается их перечисление:

  • церковь на Нерли;
  • Борисо-Глебский храм в Суздале;
  • Спасский собор (Суздаль и Переяславль);
  • церковь святого Георгия (Владимир).

Все постройки однотипны и просты, без каких-либо архитектурных изысков, так как не были предназначены для широкого использования. В основном их возводили лично для князя и его приближенных. Их особенностью являются то, что при строительстве использовался местный материал – белый известняк.

До наших дней сохранились, и то не в первозданном виде, только церковь Бориса и Глеба и Спасско-Преображенский собор.

города владимиро суздальского княжества

Расцвет архитектурного строительства при Андрее Боголюбском

Период правления Андрея Боголюбского однозначно признан всеми искусствоведами как время наибольшего расцвета архитектурной мысли Владимиро-Суздальского княжества (12 век).

В первую очередь князь занялся обустройством столицы. На это ушло у него 7 лет. Владимир был значительно укреплен. По прообразу Киева там были установлены Золотые и Серебряные ворота, расположенные в разных концах города. До настоящего времени со значительными изменениями сохранились лишь Золотые.

Во время княжения Андрея очень остро встал вопрос о самостоятельной церковной власти в северо-восточном крае. Большая роль в этом была отведена возвеличиванию культа Владимирской иконы Богородицы и других святынь. Сам князь во многом поддерживал местное епископство, которое стремилось к отделению от власти патриарха.

Символом независимости владимирского церковного престола и главным храмом северо-восточных земель предстояло стать Успенскому собору, строительство которого началось в 1158 году во Владимире. На его возведение ушло 3 года. В храме было богатое декоративное убранство, и внешне он значительно отличался от построек Долгорукого.

В 1165 году был построен храм Покрова на Нерли. Заложен он был в память о погибшем сыне Андрея Изяславе и его изящные и легкие формы стали вершиной архитектурного творчества того времени.

Все здания, начиная от монастырей и заканчивая дворцовыми комплексами, построенные в то время, подчинены одной идеи – органически вписываться в окружающий ландшафт. Это стало отличительной чертой зодческого искусства того периода.

летописи владимиро суздальского княжества

Строительство в период княжения Всеволода

Всеволод Большое Гнездо продолжил строительство в тех же масштабах, которые были при его брате. Архитектурные достижения в период его княжения:

  • полная перестройка Успенского Собора после пожара (1185-1189); (1193-1197);
  • Рождественский собор мужского монастыря (1192-1995);
  • Успенский собор женского монастыря (1200-1201);
  • дальнейшее обустройство городов.

В этот период окончательно сформировался и закрепился уникальный стиль владимирских мастеров, которым стали пользоваться зодчие других княжеств.

Наравне с архитектурой развивались скульптура и живопись. Соборы украшались различными рельефами и росписями с церковными сюжетами. Для возведенных храмов писались иконы. При раскопках найдено множество уникальных предметов декоративного творчества, с характерными чертами, присущими только северо-восточному краю.

Конец дальнейшему процветанию культуры Владимиро-Суздальского княжества положили его дробление и постоянные набеги кочевников. С другой стороны, именно владимирские культурные традиции были заложены как основа для искусства Московской Руси.

Летописание Владимиро-Суздальского княжества

С приобретением все большей значимости на политической арене во Владимиро-Суздальском княжестве начинают вестись свои летописные своды. Их оригиналы не дошли до наших дней, но есть упоминания в более поздних летописях:

  1. Владимирский летописный свод 12 столетия (обнаружен в составе Лаврентьевского 13 века) – авторы славили авторитет своих князей и политическую и церковную независимость северо-восточных земель от Киевской Руси. Стиль написания торжественный, с употреблением всевозможных восхваляющих эпитетов и цитат из Священного Писания. Составители останавливаются на самых мельчайших событиях, вплоть до некрологов.
  2. Летописный свод начала 13 века (найден в составе Радзивиловского) – стремление к использованию более современных оборотов речи, описание только самых значимых политических и культурных событий, не заостряя внимания на несущественных деталях. Вероятно, был иллюстрирован.

Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество своим появлением создало предпосылки и условия для формирования нового образования – государства Московского.

На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.

Красота и величие Успенского собора, богатство его внешнего и внутреннего убранства поражали современников и должны были внушать им мысль о силе утверждавшейся княжеской власти.

В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения. Боголюбово

Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это - поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…

В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены.. .

Культура Владимиро-Суздальского княжества представлена, как известно, и произведениями живописи, и памятниками литературы, и высоко развитым ювелирным искусством.

История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда - с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь воз­никли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.

Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

Однако, само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья, Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем. Находки древних западно-европейских и восточных монет на ее территории - лучшее подтверждение этого факта.

Вместе с тем росло имущественное расслоение. Оно усиливалось в результате развития торговли и военных походов.

Выделившаяся знать создала особую дружинную организацию, позволившую ей встать над обществом. Возникло феодальное землевладение. Основная масса производителей-смердов постепенно вовлекалась в феодальную зависимость.

Основой феодального строя в Ростово-Суздальской земле стали феодальные отношения, возникновение которых, как известно, предопределило создание самого Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений обусловило принятие христианства. Оно укрепило позиции феодалов и авторитет князей, став решающим орудием в их руках для подчинения народных масс.

Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости - Владимира (1108 г.).

Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако, Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине. Занятый борьбой за киевский стол, он лишь под конец жизни строит во Владимире церковь во имя своего патрона - св. Георгия (1157 г.).

На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.

Красота и величие Успенского собора, богатство его внешнего и внутреннего убранства поражали современников и должны были внушать им мысль о силе утверждавшейся княжеской власти.

В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения. Боголюбово

Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это - поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…

В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены.. .

Культура Владимиро-Суздальского княжества представлена, как известно, и произведениями живописи, и памятниками литературы, и высоко развитым ювелирным искусством.

Успенский собор, Икона бого матери Замок Князя, Храм покрова на Нерли, дмитриев сабор , (кратко нутип добтопомечательности духовные)

История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда - с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь воз­никли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.

Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

Однако, само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья, Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем. Находки древних западно-европейских и восточных монет на ее территории - лучшее подтверждение этого факта.

Вместе с тем росло имущественное расслоение. Оно усиливалось в результате развития торговли и военных походов.

Выделившаяся знать создала особую дружинную организацию, позволившую ей встать над обществом. Возникло феодальное землевладение. Основная масса производителей-смердов постепенно вовлекалась в феодальную зависимость.

Основой феодального строя в Ростово-Суздальской земле стали феодальные отношения, возникновение которых, как известно, предопределило создание самого Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений обусловило принятие христианства. Оно укрепило позиции феодалов и авторитет князей, став решающим орудием в их руках для подчинения народных масс.

Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости - Владимира (1108 г.).

Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако, Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине. Занятый борьбой за киевский стол, он лишь под конец жизни строит во Владимире церковь во имя своего патрона - св. Георгия (1157 г.).

Способствовали оживлению еще несколько обстоятельств:
Владимиро-Суздальская земля, благодаря лесам и соседям (Рязанскому, Черниговскому княжествам), была недоступна половцам.
Суздальские князья, начиная с Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого, ревностно заботились о своей отчине, привлекали сюда людей, давали им льготы, закладывали города и села.
Богатело княжество за счет активной торговли по Волге и Клязьме, а также соляных и бортных промыслов.

На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.

Красота и величие Успенского собора, богатство его внешнего и внутреннего убранства поражали современников и должны были внушать им мысль о силе утверждавшейся княжеской власти.

В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения. Боголюбово

Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это - поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…

В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены.. .

Культура Владимиро-Суздальского княжества представлена, как известно, и произведениями живописи, и памятниками литературы, и высоко развитым ювелирным искусством.

История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда - с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь возникли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.

Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

Однако, само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья, Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем. Находки древних западно-европейских и восточных монет на ее территории - лучшее подтверждение этого факта.

Вместе с тем росло имущественное расслоение. Оно усиливалось в результате развития торговли и военных походов.

Выделившаяся знать создала особую дружинную организацию, позволившую ей встать над обществом. Возникло феодальное землевладение. Основная масса производителей-смердов постепенно вовлекалась в феодальную зависимость.

Основой феодального строя в Ростово-Суздальской земле стали феодальные отношения, возникновение которых, как известно, предопределило создание самого Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений обусловило принятие христианства. Оно укрепило позиции феодалов и авторитет князей, став решающим орудием в их руках для подчинения народных масс.

Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости - Владимира (1108 г.).

Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако, Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине. Занятый борьбой за киевский стол, он лишь под конец жизни строит во Владимире церковь во имя своего патрона - св. Георгия (1157 г.).

История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда - с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь воз­никли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.

Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

Однако, само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья, Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем. Находки древних западно-европейских и восточных монет на ее территории - лучшее подтверждение этого факта.

Вместе с тем росло имущественное расслоение. Оно усиливалось в результате развития торговли и военных походов.

Выделившаяся знать создала особую дружинную организацию, позволившую ей встать над обществом. Возникло феодальное землевладение. Основная масса производителей-смердов постепенно вовлекалась в феодальную зависимость.

Основой феодального строя в Ростово-Суздальской земле стали феодальные отношения, возникновение которых, как известно, предопределило создание самого Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений обусловило принятие христианства. Оно укрепило позиции феодалов и авторитет князей, став решающим орудием в их руках для подчинения народных масс.

Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости - Владимира (1108 г.).

Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако, Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине. Занятый борьбой за киевский стол, он лишь под конец жизни строит во Владимире церковь во имя своего патрона - св. Георгия (1157 г.).

Читайте также: