Успенский собор особенности архитектуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Успенский собор Московского Кремля старое фото

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Революция и Советская власть

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Внутреннее убранство

В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.

Расписание Богослужений

Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.

Как добраться до Успенского собора

Контактные данные

  • Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Телефон: 8 (495) 695-37-76.

Фотографии

Успенский Собор – главный Храм Москвы. В нем происходили важнейшие государственные события. Поэтому можно увидеть фотографии, а также живописные изображения Храма в книгах по истории Москвы, путеводителях по Москве и Кремлю, в исторических изданиях.

На снимках и картинах представлен как внешний облик Храма, так и его внутреннее убранство: роспись, иконостас, важные достопримечательности и реликвии.

Успенский Владимирский собор имеет свою непростую судьбу, которая неразрывно связана с переломными моментами истории древней Руси.

Успенский Владимирский собор: история, архитектура, правила посещения

Этот величественный храм известен во всём мире и входит в список наследия ЮНЕСКО. В его стены стремятся попасть православные верующие, студенты, туристы, ценители древних искусств (иконопись, архитектура, фресковая живопись)

История собора

Возведение

Строить храм начали в 1158 году. По указанию великого князя Андрея Боголюбского были собраны лучшие мастера из разных земель. Были также задействованы мастера (иконописцы, ювелиры, золотильщики) от императора Фридриха Первого (Барбароссы).

Осенью 1160 года сбор был полностью построен, а в начале 1161 года закончены все работы по его росписи и декорированию. Свято-Успенский Кафедральный собор был освящён и обрёл статус главного храма Руси.

Верх храма состоял из центральной главы, к которой позже были пристроены ещё четыре. Свод держался на шести столпах. Высота его верхней точки равнялась 32 метрам.

Фасад изобиловал разнообразным скульптурным рельефом (белокаменная резьба):

  • пилястры с капителями;
  • декоративные фризы;
  • тематические композиции;
  • фигуры и маски львиноподобных существ.

Примечание! На сооружение храма пошло множество дорогих материалов. В качестве основного материала использовался качественный белый камень, который привозили из Волжской Болгарии. Стены были облицованы мрамором. Глава собора была покрыта позолотой, а кровля обита кованым серебром.

Для внутреннего убранства использовались:

  • золото;
  • серебро;
  • жемчуг;
  • драгоценные камни;
  • искусная роспись и шитьё.

Позднее часть богатств была похищена боярами Мстиславом Ростиславовичем и Ярославом Ростиславовичем, а часть уничтожена в пожаре 1185 года.

Перестройка храма

Перестройка храма

Первые пристройки к собору сделал князь Всеволод Георгиевич (брат Андрея Боголюбского). Он же обновил его после пожара 1185 года. Стены пристраивались с южной, северной и западной сторон. В новой галерее была устроена княжеская усыпальница.

Были возведены ещё четыре главы и покрыты золотом. В 1408 году по воле московского князя Василия Дмитриевича росписью храма занимались такие известные мастера как Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работ сохранились до наших дней.

Царствующие особы и состоятельные придворные вносили свой вклад в перестройку и украшение Успенского собора. В 1708 году оконные проёмы были расширены и укреплены контрфорсами. В 1767 году по распоряжению Екатерины II на внутреннее убранство и благолепие собора было выделено 14 тысяч рублей (примерно 624 млн. руб. в современных деньгах).

Древний иконостас заменили на более современный, выполненный в стиле эпохи возрождения. В 1810 г. внешний облик собора ещё сильнее изменился, когда вместо старой колокольни построили новую.

В 1891 году была организована серьёзная научная реставрация:

  • заменили весь повреждённый белый камень на новый;
  • восстановили настенные изображения, которые были обнаружены под слоем краски и штукатурки;
  • восстановлена лепнина;
  • возвращён первоначальный облик гробницам;
  • тяжёлую кирпичную кладку сняли и сделали дугообразную крышу с позолотой;
  • вернули окнам прежние очертания (в византийском стиле);
  • контрфорсы были убраны.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Собор построен неизвестным архитектором в византийском стиле. Над ним возвышается одна большая центральная глава и четыре малые главы. Внутренние формы устремлены в высоту. Своды храма поддерживаются крестообразными столбами с лиственными капителями. К основному объёму примыкают три полукруглых выступа (абсиды).

Узкие длинные окна, напоминающие бойницы, располагаются по всему храму. Галереи и стены соединены арочными перекрытиями. Площадь строения составляет более 900 квадратных метров. С северной стороны к собору пристроена галерея (тёплый храм), которая соединяет его с колокольней.

В соборе хранится множество древних икон, а также иконы XVIII века. Среди них наиболее известны образы св. Александра Невского и чудотворца Георгия Владимирского. Главная реликвия храма – Владимирская икона Богородицы в бронзовом киоте, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

Настенная роспись и барельефы показывают различные христианские сюжеты: вознесение на небеса князя Александра Невского, сцены Судного дня, пророки со свитками и многое другое. За екатерининским иконостасом на древних столбах реставраторы обнаружили настенные росписи XII и XV вв. Значительная часть композиций повреждена и подлежит реставрации.

Как доехать к собору?

Как доехать к собору?

Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).

Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.

Лучшие из них:

  1. Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
  2. парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
  3. Орион, ул. 2-я Никольская 3;
  4. Мономах, ул. Гоголя 20.

Правила и часы посещения

Основное правило – фотографировать и вести видеозапись в храме запрещено. Собор открыт с 7 часов утра до 8 часов вечера. Время разделено на музейное и церковное. Музей начинает работу с 13 часов. После 16:45 вход для прихожан бесплатный.

Богослужения проводятся в будние и праздничные дни:

  1. утренняя литургия в 7 ч. 30 мин.;
  2. утренняя литургия в 6 ч. 30 мин. в воскресные и праздничные (дванадесятые) дни, в 9 часов вечерняя литургия;
  3. в 17 часов начинается вечерняя служба.

Посещение собора в музейные часы обойдётся:

  • взрослый посетитель платит 100 рублей;
  • несовершеннолетние проходят даром;
  • российские пенсионеры и студенты платят 50 рублей;
  • каждое воскресенье с 15 часов плату за вход не берут.

Можно осмотреть внутреннее убранство собора вместе с экскурсионной группой или без неё. Экскурсия стоит дороже:

  1. обычный билет – 200 рублей;
  2. несовершеннолетние – 100 рублей;
  3. российские пенсионеры и студенты – 150 рублей.

Свято-Успенский Владимирский собор притягивает к себе тысячи паломников со всего света. Это уникальный памятник архитектуры и живописи древней Руси.

Поблизости с ним расположился не менее известный Дмитриевский собор, памятник Андрею Рублёву и Соборная площадь. Для любознательного туриста найдётся много интересных мест для посещения.

Архитектура Успенского собора Москвы

Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.

В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, форма капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д.

Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.

Успенский собор Московского Кремля

Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Содержание

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Успенский собор Московского Кремля

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

Успенский собор Московского Кремля

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.

Успенский собор Московского Кремля

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно.

Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.

Успенский собор Московского Кремля

Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.

Выходной день — четверг.

Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.

Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.

Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:

Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

Билеты можно приобрести:

- Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;

- в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.

- экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.

Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.

Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.

Читайте также: