Фонетическое членение речи языкознание кратко

Обновлено: 01.07.2024

Фраза - самая крупная фонетическая единица. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фраза распадается на такты.

Такты [ ]

Такт - это часть фразы (один или несколько фонетических слов(2-3), объединенная ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные слова примыкают к слову, имеющему ударение, спереди и сзади, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклиза, а само примыкающее спереди слово - проклитика. Примыкание сзади называется энклизой, а примыкающее слово - энклитикой.

Слово [ ]

Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовывать слог. Определение слога представляет собой определенную теоретическую сложность, существует несколько теорий слогораздела.

Слоги разделяются на звуки.

Звуки [ ]

Звук речи - часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.

Человеческая речь представляет собой поток звуков. Этот звуковой поток членится на отрезки, на отдельные единицы. Они выделяются при помощи различных фонетически средств, чаще всего при помощи пауз и ударения. Выделяют следующие отрезки звукового потока: фраза, фонетическая синтагма (или такт), фонетическое слово (оно может отличаться от лексического), слог, звук. Самым крупным отрезком фонетического членения речи является фраза.

Фраза – это отрезок речи, для которого характерна особая интонация и фразовое ударение. Фразы отделяются друг от друга достаточно длинными паузами. Границы между ними обозначаются двумя вертикальными чертами (//).

Например:

Жарко веет ветер душный//Солнце руки обожгло//

Надо мною свод воздушный словно вине стекло//

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой. Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.

Речевой такт – это часть фразы, имеющая смысл и отделенная небольшой паузой. Для речевого такта характерна особая интонация и тактовое ударение. Паузы между тактами гораздо короче межфразовых. Границы тактов обозначаются одной вертикальной чертой. Выделение тактов обусловлено намерением говорящего, тем смыслом, который он хочет передать, поэтому возможно несколько вариантов членения на такты одной и той же фразы.

Например:

В последний раз мы встретились тогда/ на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда/ на набережной.

Не всегда членение на такты отражает постановку знаков препинания. Однако есть случаи совпадения границ синтагмы со знаками препинания.

Ни тропинки,/ ни дорожки,/

Только проруби темны.//

В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение.

Сравните:

Надо учиться/ работать/ и отдыхать.

Надо учиться работать/ и отдыхать.

Итак, членение на фразы и такты связано со смысловым и синтаксическим членением. Кстати, при диктовке текста диктующий членит фразы на такты.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово. В данном случае фонетическое слово совпадает с лексической единицей. Однако фонетические слова могут не совпадать с лексемами. Во фразе Самые темные дни в году предложно-падежная форма в году представляет собой одно фонетическое слово, хотя состоит из двух лексических единиц, объединенных одним словесным ударением. В русском языке не все слова могут иметь ударение.

Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Безударное слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, тогда безударное знаменательное слово выступает в роли энклитики. Например: на спину, под руки.

Клитики бывают абсолютные и относительные. Абсолютные клитики полностью утрачивают фонетические признаки самостоятельного слова. Сравните: до сада [дÙса´дъ] и досада [дÙса´дъ].

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают свои фонетические признаки, что отражается в особенностях произношения звуков. К относительным клитикам принадлежит союз но, местоимение я. Сравните: на солнце [нÙсо´нцъ] и но солнце [носо´нцъ]; я смеялась [jа´см`иjа´лъс`]/




Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Итак, звук, слог, фонетическое слово, такт и фраза – это линейные отрезки звукового потока. Их называют сегментными единицами. Более крупные единицы делятся на более мелкие. Объединение мелких единиц в более крупные осуществляется благодаря интонации и ударению. Интонация и ударение – это суперсегментные единицы, так как они как бы накладываются на сегментные. Только слог рассматривается и как сегментная и как суперсегментная единица в фонетической теории.

Существует несколько определений слога .

1. Слог – это часть слова, которая включает в себя один звук наивысшей звучности.

2. Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

3. Слог – это волна силы, интенсивности.

Существование нескольких определений слога обусловлено тем, что в русской фонетике разработано несколько теорий слога. Первая получила название экспираторной. Она трактует слог как звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория основывается на данных эксперимента, когда слово произносят перед горящей свечой. При произнесении слова дом пламя свечи отклонится один раз, слова молоко – 3 раза. Однако эта теория не объясняет всех случаев. Так, при произнесении междометия ау пламя свечи отклонится всего 1 раз, хотя в слове 2 слога, а при произнесении слова сплав пламя дрогнет 2 раза.

В соответствии с сонорной теорией слог – это сочетание звуков разной звучности. Наиболее звучный является слогообразующим, остальные – неслоговые. В русском слоге звуки располагаются в соответствии с принципом восходящей звучности.

По степени звучности звуки разделяются так:

- Наиболее звучные – гласные (4).

- Сонорные [р, л, м, н, j] – их коэффициент звучности – 3 единицы.

- Звонкие согласные – 2 единицы.

- Глухие согласные, наименее звучные – 1 единица.

В слове, там, где происходит падение звучности, проходит слогораздел. Например: с 1 ч 1 а 4 /с 1 т 1 л 3 и 4 /в 2 ы 4 й 3 , о 4 /б 2 р 3 ы 4 в 2

Слогораздел может не совпадать с переносом.

Есть языки, в которых слогообразующими могут быть согласные звуки.

В соответствии с динамической теорией слог – это волна силы, интенсивности. Самый сильный – слоговой звук, менее сильные – неслоговые.

По началу слога различают слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытый слог начинается с согласного звука мо/ло/ко, по/да/рок. Неприкрытый слог начинается с гласного. Например: а/пельсин, о/брыв, э/лектрон.

По концу слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог заканчивается гласным – ве/че, ко/ро/ва; закрытый – согласным. Например: дом, бой/кот.

Под слогоразделом понимается реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу. Законы слогоделения не одинаковы в разных диалектах русского языка. Представители севернорусского наречия слово дружба разделят на слоги – друж-ба, а представители южнорусского наречия – дру-жба. Русское литературное произношение опирается на московский говор. Это означает, что большинство слогов в русском языке построены по принципу восходящей звучности: начальный звук – наименее звучный, конечный звук – наиболее звучный. Этот принцип хорошо иллюстрирует теория сонорности. В том месте, где происходит падение звучности, и проходит слогораздел. Например: р 3 а 4 з 2 б 2 и 4 р 3 а 4 т 1 ь – ра-зби-рать.

При слогоделении трудно бывает провести слогораздел в группе согласных.

Следует учитывать такие правила:

1. Сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: зве-зда, ло-дка, ро-сток, ле-пе-сток, ме-сто, те-сто.

2. Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу: со-сна, до-бро, гла-сный.

3. Сочетание сонорногос шумным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания: пар-та, брон-за, то есть сонорный отходит к предыдущему слогу, а шумный – к последующему.

4. При сочетании [j] с шумным или сонорным между гласными слогораздел проходит внутри этого сочетания, то есть [j] отхоит к предыдущему слогу: вой-на, тай-на, бой-ня, лей-ка, чай-ка.

5. При сочетании сонорный согласных возможен двоякий слогораздел: ко-рма и кор-ма, то-мный и том-ный. Во втором случае слогораздел совпадает с морфемным членением.

6. Конечные слоги могут быть закрытыми: по-иск, кар-кас, ко-рабль.

7. В начале слова, как исключение, может находиться сочетание сонорный согласный + шумный согласный рдеть, лба, льстецы. В таких словах две вершины сонорности, и сонорные согласные можно рассматривать как слогообразующие: л-ба.

8. Не надо путать правила слогоделения с правилами переноса: они могут не совпадать. Например: ра-здо-лье //раз-долье.

План.

1. Понятие о фонетическом членении речи.

2. Фонетическое слово. Клитики.

4. Основные теории слогоделения.

Человеческая речь представляет собой поток звуков. Этот звуковой поток членится на отрезки, на отдельные единицы. Они выделяются при помощи различных фонетически средств, чаще всего при помощи пауз и ударения. Выделяют следующие отрезки звукового потока: фраза, фонетическая синтагма (или такт), фонетическое слово (оно может отличаться от лексического), слог, звук. Самым крупным отрезком фонетического членения речи является фраза.

Фраза – это отрезок речи, для которого характерна особая интонация и фразовое ударение. Фразы отделяются друг от друга достаточно длинными паузами. Границы между ними обозначаются двумя вертикальными чертами (//).

Например:

Жарко веет ветер душный//Солнце руки обожгло//

Надо мною свод воздушный словно вине стекло//

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой. Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.

Речевой такт – это часть фразы, имеющая смысл и отделенная небольшой паузой. Для речевого такта характерна особая интонация и тактовое ударение. Паузы между тактами гораздо короче межфразовых. Границы тактов обозначаются одной вертикальной чертой. Выделение тактов обусловлено намерением говорящего, тем смыслом, который он хочет передать, поэтому возможно несколько вариантов членения на такты одной и той же фразы.

Например:

В последний раз мы встретились тогда/ на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда/ на набережной.

Не всегда членение на такты отражает постановку знаков препинания. Однако есть случаи совпадения границ синтагмы со знаками препинания.

Ни тропинки,/ ни дорожки,/

Только проруби темны.//

В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение.

Сравните:

Надо учиться/ работать/ и отдыхать.

Надо учиться работать/ и отдыхать.

Итак, членение на фразы и такты связано со смысловым и синтаксическим членением. Кстати, при диктовке текста диктующий членит фразы на такты.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово. В данном случае фонетическое слово совпадает с лексической единицей. Однако фонетические слова могут не совпадать с лексемами. Во фразе Самые темные дни в году предложно-падежная форма в году представляет собой одно фонетическое слово, хотя состоит из двух лексических единиц, объединенных одним словесным ударением. В русском языке не все слова могут иметь ударение.

Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Безударное слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, тогда безударное знаменательное слово выступает в роли энклитики. Например: на спину, под руки.

Клитики бывают абсолютные и относительные. Абсолютные клитики полностью утрачивают фонетические признаки самостоятельного слова. Сравните: до сада [дÙса´дъ] и досада [дÙса´дъ].

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают свои фонетические признаки, что отражается в особенностях произношения звуков. К относительным клитикам принадлежит союз но, местоимение я. Сравните: на солнце [нÙсо´нцъ] и но солнце [носо´нцъ]; я смеялась [jа´см`иjа´лъс`]/

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Итак, звук, слог, фонетическое слово, такт и фраза – это линейные отрезки звукового потока. Их называют сегментными единицами. Более крупные единицы делятся на более мелкие. Объединение мелких единиц в более крупные осуществляется благодаря интонации и ударению. Интонация и ударение – это суперсегментные единицы, так как они как бы накладываются на сегментные. Только слог рассматривается и как сегментная и как суперсегментная единица в фонетической теории.

Существует несколько определений слога .

1. Слог – это часть слова, которая включает в себя один звук наивысшей звучности.

2. Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

3. Слог – это волна силы, интенсивности.

Существование нескольких определений слога обусловлено тем, что в русской фонетике разработано несколько теорий слога. Первая получила название экспираторной. Она трактует слог как звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория основывается на данных эксперимента, когда слово произносят перед горящей свечой. При произнесении слова дом пламя свечи отклонится один раз, слова молоко – 3 раза. Однако эта теория не объясняет всех случаев. Так, при произнесении междометия ау пламя свечи отклонится всего 1 раз, хотя в слове 2 слога, а при произнесении слова сплав пламя дрогнет 2 раза.

В соответствии с сонорной теорией слог – это сочетание звуков разной звучности. Наиболее звучный является слогообразующим, остальные – неслоговые. В русском слоге звуки располагаются в соответствии с принципом восходящей звучности.

По степени звучности звуки разделяются так:

- Наиболее звучные – гласные (4).

- Сонорные [р, л, м, н, j] – их коэффициент звучности – 3 единицы.

- Звонкие согласные – 2 единицы.

- Глухие согласные, наименее звучные – 1 единица.

В слове, там, где происходит падение звучности, проходит слогораздел. Например: с 1 ч 1 а 4 /с 1 т 1 л 3 и 4 /в 2 ы 4 й 3 , о 4 /б 2 р 3 ы 4 в 2

Слогораздел может не совпадать с переносом.

Есть языки, в которых слогообразующими могут быть согласные звуки.

В соответствии с динамической теорией слог – это волна силы, интенсивности. Самый сильный – слоговой звук, менее сильные – неслоговые.

По началу слога различают слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытый слог начинается с согласного звука мо/ло/ко, по/да/рок. Неприкрытый слог начинается с гласного. Например: а/пельсин, о/брыв, э/лектрон.

По концу слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог заканчивается гласным – ве/че, ко/ро/ва; закрытый – согласным. Например: дом, бой/кот.

Под слогоразделом понимается реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу. Законы слогоделения не одинаковы в разных диалектах русского языка. Представители севернорусского наречия слово дружба разделят на слоги – друж-ба, а представители южнорусского наречия – дру-жба. Русское литературное произношение опирается на московский говор. Это означает, что большинство слогов в русском языке построены по принципу восходящей звучности: начальный звук – наименее звучный, конечный звук – наиболее звучный. Этот принцип хорошо иллюстрирует теория сонорности. В том месте, где происходит падение звучности, и проходит слогораздел. Например: р 3 а 4 з 2 б 2 и 4 р 3 а 4 т 1 ь – ра-зби-рать.

При слогоделении трудно бывает провести слогораздел в группе согласных.

Следует учитывать такие правила:

1. Сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: зве-зда, ло-дка, ро-сток, ле-пе-сток, ме-сто, те-сто.

2. Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу: со-сна, до-бро, гла-сный.

3. Сочетание сонорногос шумным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания: пар-та, брон-за, то есть сонорный отходит к предыдущему слогу, а шумный – к последующему.

4. При сочетании [j] с шумным или сонорным между гласными слогораздел проходит внутри этого сочетания, то есть [j] отхоит к предыдущему слогу: вой-на, тай-на, бой-ня, лей-ка, чай-ка.

5. При сочетании сонорный согласных возможен двоякий слогораздел: ко-рма и кор-ма, то-мный и том-ный. Во втором случае слогораздел совпадает с морфемным членением.

6. Конечные слоги могут быть закрытыми: по-иск, кар-кас, ко-рабль.

7. В начале слова, как исключение, может находиться сочетание сонорный согласный + шумный согласный рдеть, лба, льстецы. В таких словах две вершины сонорности, и сонорные согласные можно рассматривать как слогообразующие: л-ба.

8. Не надо путать правила слогоделения с правилами переноса: они могут не совпадать. Например: ра-здо-лье //раз-долье.

русского языка слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов; например, слово пачка делится по слогам на па-чка, так как слогораздел проходит между а (максимально сонорный звук – гласная) и ч (минимально сонорный звук – мгновенная глухая согласная); такие же контрасты дают п и а ик иа, но п не может образовать слога, а сочетание пачк – закрытый слог внутри слова, что не свойственно русскому языку. Слова же палка, пайка, Парка делятся на слоги пал-ка, пай-ка, Пар-ка, так как контраст сонорности междуа ил, й, р меньший, чем междул, й, р и к; это полузакрытые слоги. 4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [тс] – звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц иКотс (а также кот-с).

Более краткий вариант ответа: Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. Наибольшей единицей является фраза - относительно законченным в смысловом и интонационном отношении отрезок речи (Была осень). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению, однако их нельзя отождествлять (фр. – фонетич, пр. – грамматич). Фраза может не совпадать с предложением. Фразы могут члениться на речевые такты – более или менее законченные части предложения (Было ветрено, сыро и скверно – 3 такта). Однако деление это условно, потому что зависит от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть, поэтому такты могут иметь варианты. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов – отрезков звучащей речи, объединенных одним ударением. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук – это наименьшая сегментная единица. Просодическими явлениями называют супрасегментные звуковые особнности, рассматриваемыми с функциональной, фонологической точки зрения. Важнейшие из этих явлений – ударения и интонация. Ударение – это выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: · Слога в составе фонетического слова. · Слова в составе синтагмы. · Синтагмы в составе фразы. · Какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение. Акустические средства: o Высота звука – тоническое или музыкальное ударение. o Сила звука – силовое (экспираторное) ударение. o Длительность звучания – количественное ударение. o Отсутствие редукции – качественное ударение. Ударения указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесенного, а также записанного или напечатанного впоследствии – как в отдельном слове, так и в целом предложении. Интонация – совокупность просодических характеристик в предложении: тона (мелодики речи, громкости, темпа речи и ее отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации (использование гортани для рождения звука). В отличие от сегментных фонетических единиц и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, являются знаками, выражают тот или иной смысл. Фразовые акценты – перелом тона. Указывает на цель высказывания, направляют движение тона (Ваня приехал во вторник?). Интегральные характеристики – охватывают группы слов или предложения целиком.

В речевом потоке звуки тесно сливаются друг с другом, но степень этой слитности неодинакова. Максимальной слитностью характеризуются звуки одного слога. С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слог, основанная на акустических критериях (Р.И.Аванесов). Слог – это сочетание звуков с разной степенью звучности. Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется 1 наиболее звучный звук – слогообразующий. В р.яз это гласные или сонорные согласные (редко). Вокруг него строятся неслоговые звуки. Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком. Закрытый оканчивается неслоговым. По тому как начинается слог различаются прикрытые (с согл) и неприкрытые (с гл). Деление на слоги подчиняется закону восходящей звучности или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и заключенный между двумя достаточно длительными паузами.

Например, звуковая цепь было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л.Т.) членится паузками на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако, фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере две фразы в одном сложном предложении. Одной фразе может соответствовать и одно сложное предложение:

Он хотел было что-то сказать ему. но толстяк уже исчез (Гоголь);

Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гонч.)

Фраза может члениться на речевые такты.

Речевой такт (или синтагма) также характеризуется особой интонацией, но паузы между тактами не обязательны и они короче межфразовых пауз. Например, фраза

Было ветрено, / сыро и скверно состоит их трех тактов (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Такт может совпадать с отдельным словом, но обычно в речевом такте объединяется несколько слов. Например:

На другой день / весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (П.)

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока, в некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значении. Ср.:

Надо учиться / работать / и отдыхать.

Надо учиться работать / и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Так, во фразе

В тỳ же нόчь / ширόкая лόдка / отчáлила от берега … (Т.)

три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова: одно фонетическое слово образуют сочетания в ту же, от берега. следовательно, фраза имеет столько фонетических слов, сколько ударений. К неударяемым словам обычно относятся предлоги, союзы, частицы. Но иногда в неударяемом положении оказывается и знаменательное слово:

бéз вести пропáсть, бéз году недéля, зá город, úз лесу, нá год, пόд руки.

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки.

2 вопрос СЛОГОВЫЕ КАЧЕСТВА ЗВУКА ЗДЕСЬ Я НЕУВЕРЕННА насчет правильности инфы

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В каждом слоге выделяется только один слоговой звук, составляющий ядро, вершину слога. К нему примыкают остальные звуки — неслоговые.

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам. По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые — начинающиеся с неслогового звука: [ру-кá] рука,

2) неприкрытые — начинающиеся со слогового звука: [á-ист] аист.

По конечному звуку слоги делятся на: 1) закрытые — кончающиеся на неслоговой: [бал-кóн] балкон;

2) открытые — кончающиеся на слоговой звук: [вá-зъ] ваза.

В современном языкознании существует несколько определений слога. Широкое распространение имеет определение слога как совокупности разных по степени звучности (сонорности) звуков — от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, он представляет собой вершину слога. При таком понимании слог строится по закону восходящей звучности.

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является сле-дующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: мама – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия.

При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя дрогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последова-тельность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

Определение слога

Артикуляционное

Акустическое

Экспираторная теория Р. Стетсон, Л.А. Чистович, учебники школы, педучилища, вуза

Теория пульсации Л.В. Щерба

Сонорная теория О. Есперсен, Р.И. Аванесов

Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха

Слог – это отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата

Слог – это отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности

Слог – это последовательность речевых движений, являющаяся результатом одной управляющей команды

Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экс-периментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).

Существует определение слога как минимальной единицы речевого потока, минимальной произносительной единицы (Л.В. Бондарко). Такое определение предлагается представителями ленинградской фонологической школы, которые считают, что деление речевого потока на звуки является результатом лингвистического анализа, а не непосредственного слухового восприятия. Звуковой же поток по слуху и по мускульному ощущению распадается на самые мелкие отрезки, называемые слогами.

Такое понимание минимальной произносительной единицы расходится с традиционным, согласно которому минимальной фонетической единицей является звук, поскольку он соответствует одной артикуляции.

Связанность артикуляций звуков в слоге ещё не даёт оснований для отрицания звука как наименьшей артикуляционной единицы, тем более что экспериментально-фонетические исследования слога показали, что слитностью, связанностью звуков характеризуется только открытый слог, а в закрытых слогах с артикуляционной и акустической точек зрения такой слитности, связанности элементов нет.

Поэтому закрытые слоги даже представители ленинградской фонологической школы считают не минимальными единицами речевого потока, а последовательностями минимальных единиц.

Изучение слога сопряжено с трудностями, поскольку слог не соотносится со значимыми единицами языка, а определяется только по фонетическим признакам. На ранних этапах изучения слога экспериментально–фонетические исследования не позволяли выявить постоянные фонетические характеристики слога.

Поэтому слог с фонетической точки зрения некоторые лингвисты не считали фонетической единицей. Тогда был предложен фонологический подход к слогу с точки зрения сочетаемости фонем языка. Типы слогов при этом подходе основываются на описании фонемной структуры слогов.

Но отрицать фонетическую природу слога нельзя. Любые носители языка, даже дети, интуитивно верно определяют количество слогов. Ритмика слова определяется соотношением безударных и ударных слогов. Системы стихосложения также связаны со слогом (силлабическая система предполагает равносложие, одинаковое количество слогов, а тоническая – равноударность, определённое чередование ударных и безударных слогов).

С артикуляционной точки зрения слог – минимальная единица речевого потока (Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Маслов)

С акустической т.з. слог определяется как волна нарастания и ослабления звучности. Слог - это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью (Аванесов). Наиболее звучный звук – слогообразующий, вокруг него группируются неслогообразующие

5. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ СЛОГА Существуют 4 теории слога.

2) Динамическая теория: слоговой звук - самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:

1.наименее звучные (шумные)

2.более звучные (сонорные)

3.максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

6. Слогораздел в русском языке

Слогораздел — это граница между слогами. Обычно мы:! не слышим деление речевого потока на слоги, так как паузы между слогами не делаем. Тем не менее в устной речи звуки все же группируются в слоги, по определенным правилам.

Основная закономерность строения слога в русском языке называется законом восходящей звучности, согласно которому начало неначального слога строится от менее звучного к более звучному звуку. Это означает, что если в слове имеется сочетание согласных между двумя гласными, то слоговая граница проходит так, чтобы второй слог начинался с наименее звучного согласного. По степени звучности (сонорности, содержанию тона) все звуки русского языка можно разделить на три группы: наименее звучыми являются шумные согласные (глухие и звонкие можно объединить), более звучными — сонорные, самые звучные —

гласные. Поэтому правильно делить на слоги так: [св'иэ-тло] (светло), [ма-скъ] (маска), [к^-рм'йт'] (кормить), [п'и-т'jo] (питьё), [бу-л'joн] (бульон). Но в сочетани­ях, в которых сонорный согласный идет перед шумным или [j] (точнее, [и]) идёт перед любым согласным, граница слога проходит после сонорного или [j] ([и]): [б^р-сук] (барсук), [в^и-на] (война), [мoи-къ] (мойка).

При делении слова на слоги следует запомнить следую­щие правила:

1. Деление на слоги следует производить по фонетиче­ской транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это элемент звучащего, а не написанного слова,

2. Большинство неконечных слогов в слове являются от­крытыми (то есть слогораздел проходит после гласного зву­ка), например: молоко ~ [мъ-л^-ко]; сестра[с'и э -стра]; смогла[см^-гла]; волна — [в^-лна].

3 Слогораздел проходит после сонорного согласного, за которым следует шумный, или после [j] ([и]), за которым идет любой другой согласный (предыдущий слог при этом окажется закрытым): [кар-тъ] (карта), [саи-ръ] (сайра), [сои-къ] (сойка).

Слогораздел не следует смешивать с переносом слова. на слоги — это характеристика звучащей речи, а перенос — условные правила, принятые на письме. Ср., например: идея — 3 слога, а перенести это слово нельзя, т.к. нельзя одну букву оставить в строке или перенести в следующую; слово пёстрый можно перенести тремя способами (пё-стрый, пёс-трый, пёстрый), а на слоги оно делится только одним: [п'o-стрыи].

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность – слоговый носитель слога.

Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук) . Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые. Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет. Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного) . Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

1. Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация, особенности членения звукового потока на слоги, фонетические слова, такты и фразы.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика, частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии. В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха. Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм.

2. Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментными единицами называются отрезки речевого потока, которые располагаются в линейной последовательности. К сегментным единицам относятся разные отрезки речевого потока: звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт), фраза. Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, фонетическая синтагма (речевой такт) – из фонетических слов, фраза – из синтагм (тактов).

Итак, наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма (такт), фонетическое слово, слог и звук.

Фраза – это наиболее крупная единица, отрезок речи, объединенный в единое целое особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя // (Л.Н. Толстой) членится паузами на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным ярусам языка и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Н.В. Гоголь); Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (И.А. Гончаров).

Фраза может члениться на фонетические синтагмы (такты). Такт – это часть фразы; один или несколько слогов, объединенных ударением; отделяется от других тактов малыми паузами. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено, / сыро / и скверно состоит из трех синтагм (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на фонетические синтагмы; ср.: На другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (А.С. Пушкин) – На другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околоткуНа другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (факультативные варианты членения на фонетические синтагмы выделяются пунктирной чертой). В некоторых случаях варианты членения фразы на фонетические синтагмы отражают разное значение: Надо учиться, / работать / и отдыхать – Надо учиться работать /и отдыхать; Как испугали ее / слова брата – Как испугали ее слова / брата. Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: *на / другой день или *на другой / день. Таким образом, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Фонетическая синтагма (речевой такт) может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному слову или нескольким лексическим единицам. Так, во фразе В ту же ночь / широкая лодка / отчалила от гостиницы. (И.С. Тургенев) три фонетические синтагмы, в каждой из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образуют сочетания в ту же и от гостиницы.

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Слог – это часть такта; один или несколько звуков, объединенных слогообразующим звуком; отделяется от других слогов слогоразделами.

Звук – это часть слога, объединенная одной артикуляцией; это кратчайшая, минимальная, смыслоразличительная, нечленимая единица языка, которая выделяется при последовательном (линейном) звуковом членении слова.

Таким образом, объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным (или просодическим) единицам, которые как бы накладываются на сегментные.

3. Устная, звучащая речь, являющаяся объектом изучения фонетики, отличается от письменной речи, которая фиксирует звучащую речь в буквенных обозначениях. Звук произносится, а буква пишется. Одной и той же буквой могут передаваться разные звуки; например, в слове роза буквой о передается звук [ó], а в слове гора той же буквой передается звук [Λ]. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Например, звук [т] в конце слова передается буквами т и д: фонетически [кот] – орфографически кот и код; фонетически [рот] – орфографически род и рот. Количество букв в слове не всегда соответствует количеству звуков. Так, например, в слове мать четыре буквы, но три звука: [м], [á . ], [т']; в слове ёж две буквы, но три звука: [j], [ . ó], [ш].

Для передачи звучащей речи на письме используется особая запись, отличная от орфографической. Такая запись называется фонетической транскрипцией. Фонетическая транскрипция – это запись звуков речи с учетом их позиционных изменений в речевом потоке. В транскрипции используются буквы русского алфавита, за исключением [j], а также особого знака [Λ]. Характерной особенностью фонетической транскрипции является использование диакритических (надстрочных и подстрочных) знаков. Транскрибируемые слова или отдельные их части, а также отдельные звуки заключаются в квадратные скобки. В транскрибируемых словах обозначается ударение.

Для записи согласных звуков используются буквы п, б, т, д, с, з, в, ф, к, г, х, ж, ш, ц, ч, л, м, н, р, j. Кроме того, употребляются следующие диакритические знаки: запятая вверху справа от буквы [п']; горизонтальная черта над буквой [¯]; волнистая линия над буквой [~]; дужка над буквенным сочетанием [дз], а также буквы слева над строкой [ т ц], [ т' ч].

Запятая вверху справа от буквы, обозначающей согласный звук, означает мягкость согласного, например: [п'] в слове [п'ел], [с'] в слове [с'ел], [в'] в слове [в'е]ра.

Горизонтальная черта над буквой, обозначающей согласный звук, означает долготу согласного; например [н¯]: ва[н¯]а (орфогр. ванна), [ш]: [шыт] (орфогр. сшит), [ж]: [жат] (орфогр. сжат).

Дужка над буквенным сочетанием означает слитно произносимый звук, обозначенный этим сочетанием; например [дз]: оте[дзб]ы (орфогр. отец бы), [дж']: до[дж'б]ы (орфогр. дочь бы).

Буква слева над строкой означает долгий затвор, т.е. задержку артикуляции согласного перед взрывом; например [ т ц]: о[ т ц]епить.

Мягкость долгого затвора обозначается таким же образом, как и мягкость согласного; например [ т' ч]: о[ т' ч]ислить.

Для записи гласных звуков используются буквы а, о, у, и, ы, е, э, ъ, ь, а также особый знак Λ. Точка вверху справа от букв а, о, у, э, ы означает изменение гласных в положении перед мягким согласным: [ра . т'] (орфогр. рать), [ко . н'] (орфогр. конь), [ру . л'] (орфогр. руль), [жэ . ]сть (орфогр. жесть), [ры . с'] (орфогр. рысь).

Точка вверху слева от букв а, о, у означает изменение гласных в положении после мягкого согласного: [р' . а]са (орфогр. ряса), [л' . от] (орфогр. лёд), [р' . у]мка (орфогр. рюмка).

Две точки вверху над буквами а, о, у означают изменение гласных в положении между мягкими согласными: [п'äт'] (орфогр. пять), [п'˚ó˚]сик (орфогр. пёсик), [л'˚ý˚]ди (орфогр. люди).

Буква е вверху справа от буквы и означает звук [и е ], произносимый в первом предударном слоге после мягкого согласного: [п'и е ]ти (орфогр. пяти), [н'и е ]сти (орфогр. нести).

Буква э вверху справа от буквы ы означает звук [ы э ], произносимый в первом предударном слоге после шипящих и ц, а также во втором и третьем предударных в абсолютном начале слова: ш[ы э ]сти (орфогр. шести), ж[ы э ]стокий (орфогр. жестокий), ц[ы э ]почка (орфогр. цепочка), [ы э ]таж (орфогр. этаж), [ы э ]тажи.

При транскрибировании текста используются также дополнительные знаки: дужка под строкой между словами ([ в U дом ]); косая черта между синтагмами (/), две косых (//) – между фразами. Дужка под строкой между словами означает слитное произношение двух слов (самостоятельного и служебного), составляющих одно фонетическое слово, например [ ф U с'т'иеп'и ]. Косая черта означает возможное деление текста на синтагмы (интонационно-смысловые отрезки); две косых – на фразы (более крупные интонационно-смысловые отрезки).

Читайте также: