Виды занятий в первобытном обществе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свободное время человека, а также его занятия, которые мы от- носим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо на- личие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифферен- циация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семей- ные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.

Труд людей доисторических культур носил примитивный харак- тер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглоща- ли, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище стано- вилось общим и носило временный характер.

В то время существовало социальное разделение людей по по- ловозрастным признакам (мужчины — женщины, дети — взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого обще- ственного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.

Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охо- те на диких зверей. Позже они научились разводить домашних жи- вотных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие расте- ния. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.

В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приуча- лись к коллективному труду и быту. В труде и повседневном обще- нии со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требовани- ям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало пред- ставления людей, в которых содержались как адекватные, так и фан- тастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой

повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были дей- ствия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, риту- альные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные то- темистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как суще- ства, бывшие одновременно и людьми, и животными, — как полулю- ди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описа- ния и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистиче- ских предков. Когда становление тотемистических мифов заверши- лось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материаль- ной культуры. Первоначальные представления о культурных геро- ях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Перво- начальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделя- лись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религи- озная мифология.

Также многофункциональной была магическая практика, кото- рая стремилась оптимизировать существование людей, поддержива- ла у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магиче-

ских действий. В основу одних положены особенности магической

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведе- ния (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипу- ляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволя- ло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удач- ной.

Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревнова- тельной активности, что в те далекие периоды позволяло поддержи- вать физическую форму.

Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были вклю- чаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первич- ными формами будущего досуга.

Магические, а также игровые занятия, направленные на дости- жение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в закли- нания шамана, что бессознательно формировало у них чувство го- товности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструмен- тов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, го- товности к трудностям.

Существовал еще один вид коллективной активности — празд- ник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значи- мого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от при- родных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились бы- стрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включа- лись в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.

Формы жизнедеятельности и виды занятий в первобытном обществе. Свободное время человека, а также его занятия, которые мы относим к культурно-досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а сформировались исторически. Члены первобытного общества (40-35 тыс. лет назад) не имели свободного времени в нашем понима­нии. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности челове­ка, необходимо наличие зрелых социальных отношений (труд, связан­ный с общественным хозяйством, социальная дифференциация, поли­тическая практика, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семейные связи и др.), которых в первобытном обществе либо не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.

Труд людей доисторических культур носил примитивный характер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Суще­ствовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу (растения, корни, мелких насекомых, небольших зверьков), которую поглощали, почти не обрабатывая. Прими­тивно сооруженное жилище становилось общим и носило временный характер.

В то время существовало социальное разделение людей по половозрастным признакам (мужчины, женщины, дети, взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и др. Такой способ организации лю­дей обеспечивал условия лишь для простого общественного воспроизводства и аскетического существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваива­ющим, типом хозяйственной деятельности, с родоплеменными форма­ми организации.

Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охоте на диких зверей. Позже они научились разводить домашних животных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие растения. Но еще долгое вре­мя в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Важнейшие виды духовной активности (религия, искусство, наука и др.) находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.

Усложнение хозяйствования и коллективных связей сопровождалось изменением мышления людей, обогащением смыслов, образов, использованием запретов и традиций, словом, всего того, что заметно отличает социокультурную среду от животных сообществ. Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифо­логическое сознание включало представления людей, в которых содержались как адекватные, так и фантастические образы о мире и о себе. Многие мифические представления позже перейдут в религиозные сис­темы, станут развиваться в искусстве. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее созидать культурную среду, переделывать окружающий мир.

Такой же многофункциональной была магическая практика, кото­рая стремилась оптимизировать существование людей, поддерживала у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрыв­ная связь. Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных катаклизмов, врагов и несчастий, помогает успешно решать сложные проблемы жизненной практики. Таким обра­зом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех
участников. Вce это, по общему убеждению, позволяло добиваться нуж­ного результата. Например, после магических шаманских действий и
ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по
их представлениям, должна была стать удачной. __

Таким образом, магия, обряды, ритуалы и включенные в них элементы художественно-эстетической активности составляли своеобразный механизм поддержания готовности всех членов сообщества к не­обходимой деятельности, достижению нужных целей.Имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму. Целью магичес­кой практики и обрядов было формирование в обществе адекватного психического и душевного настроя, бодрого состояния. Простейшие элементы древних обрядов и магических действий сохранились до сего дня. Они используются в повседневной деятельности, во время массо­вых праздничных мероприятий и в досуговых занятиях.

Внерабочее время – это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части:

1)время, связанное с тподготовкой к работе на производстве;

2)затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей;

3)время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности;

4)собственно свободное время.

Свободное время – это потенциальное пространство, свободное

от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от работы время можно разделить на опосредованно рабочее время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к рабочему времени, и досуговое время.

Отдых– это проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащий для восстановления сил и снятия усталости. Отдых может быть пассивным: чтение литературы, прогулки, просмотр телепередач и др.; усталый человек может потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация). Кроме того, отдых может быть реализован и через активные досуговые формы: занятие любимым делом, физическими упражнениями, общение с другими людьми и др.

Рекреация- (возвращение к здоровью, восстановление) рассматривается как биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

История досуговой педагогики

Виды занятий в первобытном обществе

Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном месте, на городской улице.

У представителей широких слоев они чаще тесно переплетаются с народной культурой – фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Читайте также: