Финансирование судов рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

2. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ в часть 3 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ в часть 4 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

4. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Статья 33. Финансирование судов

1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

2. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

1. Суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

1. Финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

2. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, суды Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год.

Указанные суммы перечисляются до 10-го числа текущего месяца.

В случае неперечисления указанных сумм либо неполного их перечисления в указанный срок их списание с единого счета федерального бюджета осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке распоряжениями о совершении казначейских платежей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.

Правительство Российской Федерации:

при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации учитывает в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти;

при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Судебная практика по статье 124 Конституция РФ:

Суды установили факт возникновения у администрации убытков. Поскольку финансирование судов в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляется за счет средств федерального бюджета, суды пришли к выводу о том, что компенсация расходов администрации должна осуществляться за счет казны Российской Федерации в лице министерства.

Дополняют ряд нормативных актов, обеспечивающих независимость судебных органов в сфере судоустройства, нормы о финансовой самостоятельности судов. Так, статья 124 Конституции Российской Федерации предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении отметил, что третейские суды по смыслу статьи 10, части 1 статьи 11, части 1 статьи 118, статей 124 – 128 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов.

Деньги в дело: как работает финансирование судебного процесса

Юристы, экспертизы, командировки – судебный процесс может быть очень и очень дорогим. В этом случае может помочь судебное финансирование, которое часто встречается в США. Третья сторона заплатит за издержки и получит процент от выигранного. Недавно Американская ассоциация юристов разъяснила, как написать соглашение, чтобы сохранить независимость клиента и его адвоката от влияния инвестора. А российские юристы поделились своим мнением, будет ли судебное финансирование развиваться в России.

Финансирование судебного процесса – это механизм, когда третья сторона спонсирует разбирательство по делу и получает процент от взысканной суммы. В случае поражения деньги не возвращаются.

Согласно исследованию Litigation Finance Survey, которое опубликовали в июне этого года, больше всего финансирование судебного процесса пользуется популярностью в США среди небольших частных компаний (63,2%) и физлиц (48,74%). На третьем месте – 39,2% – средний бизнес.

Как показал опрос юристов, большинство прибегает к инвестициям, потому что у клиента не хватает средств продолжать оплачивать разбирательство по делу. Так ответили 78,08% респондентов из консалтинга и 88,46% инхаусов.

Роль финансирования судебных расходов растет. На это обратила внимание Американская ассоциация юристов, которая в августе 2020-го приняла стандарты практики в этой области. В их основу положены принципы, которые рекомендовали адвокатские коллегии разных штатов. Среди них – запрет конфликта интересов и премий за рекомендацию, а также помощь клиентам в оценке необходимости инвестирования. Рекомендации должны помочь защитникам составить договор о финансировании максимально в интересах клиента. Ведь соглашения должны подтверждать, что участник дела получил независимую консультацию от юриста, стоит ему пользоваться услугами спонсора или нет.

Как составлять соглашение о финансировании

Соглашение о финансировании должно гарантировать клиенту сохранение контроля над судебным разбирательством. Например, он должен иметь возможность прекратить спор, если это будет необходимо. Надо с настороженностью относиться к соглашениям, где основная роль участия в процессе передаётся спонсору: даже если большая часть взысканной суммы окажется в кармане у него, ключевые решения должен в любом случае принимать клиент. Надо также указать, что только клиент (а не спонсор) может прекратить деятельность адвоката.

За адвокатом же должно оставаться право выстраивать позицию в деле и отталкиваться от своего профессионального мнения.

Кроме того, спонсоры часто сами запрашивают доступ к информации по делу, чтобы оценить, есть ли смысл в инвестиции. Американская ассоциация юристов предупреждает, что это нельзя делать без согласия клиента. Чтобы такое согласие было осознанным, защитник должен предупредить клиента, что раскрытие информации может нарушить адвокатскую тайну.

Также необходимо прописать в договоре сумму финансирования, метод расчёта прибыли для спонсора и принципы распределения между сторонам денег, полученных по итогам спора, а при необходимости – график платежей инвестора. Следует указать безвозвратный характер такого соглашения.

Раскрытие информации

Авторы рекомендаций также напоминают, что суд (или другая сторона по делу) может запросить механизм финансирования, к которому обратился участник. Например, э то может потребоваться в юрисдикциях, где такие соглашения не охраняются законодательством об адвокатской тайне.

Такой механизм помогает избежать конфликта интересов. По мнению партнера Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × Ивана Веселова, его необходимо позаимствовать в будущем российском правовом регулировании.

Юрист должен объяснить порядок финансирования, в том числе:

  • отношения юриста со спонсорами, если он сам оказывает услуги спонсору или платит ему за что-то;
  • как инвестор будет выплачивать гонорар юристу – лично или через клиента;
  • обязанность инвестора сообщить юристу о выдаче средств клиенту;
  • плюсы и минусы такого соглашения;
  • будет ли адвокат запрашивать с клиента более высокий гонорар, чем запросил бы, если бы договора о финансировании не было. Это может быть связано с необходимостью уплатить часть средств спонсору или посреднику.

Финансирование судебного процесса в России

Ращевский объясняет это такими причинами:

  • относительно дешевые судебные разбирательства (максимальная госпошлина в суде общей юрисдикции – 60 000 руб., а по спорам в арбитражном суде – 200 000 руб.);
  • нет практики взыскания судами реальных (либо близких к реальным) издержек, которые требуются на профессиональную юридическую помощь;
  • нет устойчивой практики взыскания компенсаций, сопоставимых с американскими. Например, по делам о возмещении вреда.

По словам советника Allen & Overy Allen & Overy Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Морское право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Международный арбитраж × Андрея Панова, спонсорам надо дать адекватную оценку рискам инвестирования в судебный процесс и реальным перспективам взыскания. Невозможность адекватно оценить риски – одно из главных препятствий, говорит Панов.


Чтобы финансирование судебного процесса прижилось в России, нужно добиться предсказуемости правосудия. Это позволит финансистам оценить окупаемость инвестиций.

Андрей Панов, советник Allen & Overy

В то же время Ращевский отмечает популярность судебного финансирования среди российских граждан за рубежом.


Обращение к частному инвестору для российского гражданина – это часто единственный выход запустить дорогостоящий процесс на Западе. Ведь даже подготовка иска в иностранный суд может стоить до нескольких миллионов долларов. Например, если нужно собирать информацию с помощью детективов по всему миру.

Читайте также: