Культура и коммунистическая пропаганда 1918 кратко
Обновлено: 05.07.2024
Пропаганда появилась ещё в древние времена, однако лишь сравнительно недавно её роль возросла настолько, что она стала решать исход военных конфликтов. Гражданская война в России — один из таких примеров. Слово или рисунок пропагандиста в ней зачастую были более значимыми, чем винтовка солдата или орудие артиллериста. А то, что агитация решила исход войны, признавала даже проигравшая сторона — и далее вы в этом убедитесь.
VATNIKSTAN рассказывает, каким образом большевикам удалось создать эффективную пропагандистскую машину и почему она оказалась в разы сильнее агитации белых.
На кого была рассчитана пропаганда?
Приступая к рассказу о советской пропаганде в годы Гражданской войны, в первую очередь необходимо в общих чертах изобразить портрет среднего её потребителя. На кого агитация была рассчитана?
В Российской империи с образованием дела обстояли очень скверно. Согласно первой всеобщей переписи 1897 года, 78% населения были абсолютно неграмотны, то есть не умели ни читать, ни писать. Подавляющее большинство оставшихся 22% населения за плечами имели лишь три–четыре класса церковно-приходской или начальной школы. Высшим образованием могли похвастаться лишь 0,5% жителей страны.
По регионам образованность была распределена крайне неравномерно. Наибольшее количество грамотных людей жили в Петербурге, Москве, а также Польше и Финляндии. Чуть меньше их было в Прибалтике и крупных городах европейской части страны. Значительно более низким уровень грамотности был в сельской местности, ещё ниже — в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке.
Среди мужчин образованных было значительно больше, чем среди женщин. К 1914 году из тысячи призывников читать умели в среднем 500 человек. При этом грамотным считался даже человек, умеющий читать по слогам и совсем не владеющий письмом.
Исходя из этих данных, сразу можно определить главные черты, которыми должна была обладать претендующая на успех пропаганда. Это максимальная простота, лаконичность, минимум текста и максимум изображений, чтобы даже неграмотные поняли основной посыл. И напротив, агитация, которая использовала бы заумные фразы, сложные термины или образы, много литературно написанного текста, была обречена на провал. События Гражданской войны это наглядно продемонстрировали.
В годы противостояния красных и белых основными инструментами пропаганды были плакаты, газеты, листовки, а также устные речи и воззвания политиков и агитаторов. Радио и кинематограф уже существовали, но ещё не стали массовыми.
РОСТА
7 сентября 1918 года было создано Российское телеграфное агентство (сокращённо РОСТА), оказавшееся вплоть до 1925 года главным пропагандистским ведомством Советского государства. РОСТА было создано на основе существовавшего ещё с царских времён Петроградского телеграфного агентства, а также нескольких частных информационных компаний.
В годы Гражданской войны РОСТА включало в себя следующие отделы: Литературно-агитационный, Телеграфный, Иностранный, Инструкторский, Художественно-фотографический, Иногородний и Отдел московской хроники. Деятельность агентства заключалась в издании газет, журналов, плакатов, оно выполняло функции источника новостей, а также рассылало инструкции советским изданиям.
Вместе с этим при РОСТА была открыта первая в России Школа журналистов — советская власть остро нуждалась в новых пропагандистах, которых не нужно было бы обучать на ходу, в процессе работы. Отделения РОСТА были открыты в Украине, Туркестане и Закавказье.
Одним из центральных направлений деятельности Российского телеграфного агентства были пропагандистские плакаты, на которых следует остановиться более подробно.
Плакаты
До нашего времени дошло порядка трёхсот политических плакатов красных и белых времён Гражданской войны. Из них красных почти в два раза больше белых. Правда, агитматериалы белогвардейцев могли не дойти до нас попросту потому, что были уничтожены победителями. Важнее то, что именно в стане красных оказались самые профессиональные плакатные пропагандисты. Это видно не только по количеству плакатов, но и по их качеству. На конкретном примере рассмотрим, в чём именно выражалось превосходство, оказавшееся в руках у большевиков.
Если рассматривать другие плакаты, то стоит обратить внимание, что у красных гораздо больше (чем у их противников) агитматериалов, посвящённых триумфу и победе. Больше плакатов с требованием активных действий. И значительно больше визуальной пропаганды, посвящённой труду и образованию: 23% у красных и лишь 1% у белых. Это тоже играло свою роль, ведь в значительной степени победа куётся в тылу. У трудолюбивых и образованных людей гораздо больше шансов одержать верх.
Красный плакат, призывающий к труду. Художник Н. Н. Когоут. 1920 год
И ещё один важный аспект, который бросается в глаза при внимательном рассмотрении плакатов тех лет. Белые изображали своих противников жестокими преступниками, чертями и демонами. Красные изображали оппонентов опустившимися бездарями, алкоголиками, толстяками (что должно было подчёркивать, что они жируют за счёт голодающего народа). В этом выборе образа врага большевики опять обыгрывали белых: население ещё может поддержать преступников, если они выражают мнение большинства, но оно никогда не поддержит ничтожных и жалких людей.
Художник В. Н. Дени (Денисов). 1919 год
Окна РОСТА
Газеты, публицистика
В годы Гражданской войны было выпущено более двух тысяч советских газет. Это около двух третей от всех выходивших в тот период газет на территории бывшей империи. Их суммарный тираж подсчитать невозможно, но очевидно, что он гораздо больше всех антибольшевистских изданий вместе взятых. В 1919 году красные печатали в среднем от полутора до трёх миллионов экземпляров газет в сутки!
Эти незамысловатые правила были вызваны причинами, изложенными нами в начале статьи: в стране было много неграмотных и малограмотных людей.
Ленин и Троцкий были известны как плодовитые публицисты ещё задолго до революции. Привычка много писать никуда не делась у них и в разгар Гражданской войны. Даже несмотря на загруженность неотложными делами, они всё равно находили время для написания новых статей.
В белом лагере ситуация была обратной. Нельзя сказать, что все белогвардейцы поголовно были лишены писательского таланта: и Деникин, и Врангель, и многие другие офицеры уже в эмиграции написали объёмные мемуары, многие из них переиздаются и в наше время. Но тогда, в разгар боевых действий, они не нашли достойного применения своему дарованию. Поддерживал белых даже и будущий нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, но и он не создал таких текстов, которые привлекли бы значительную часть населения.
Речи, агитаторы, лозунги
Ряд большевистских лидеров, и прежде всего Ленин и Троцкий, были превосходными ораторами и часто выступали на различных митингах и демонстрациях. Конечно, их речи далеко не всегда были правдивы, но они звучали убедительно, часто подкреплялись фактами и железной логикой. В итоге эти публичные выступления привлекали новых сторонников. Записи речей Ленина слышали многие, поэтому предлагаю послушать одну из речей Троцкого.
Речь Льва Троцкого о единстве народов. 1919 год
Помимо лидеров, ораторской пропагандой занималась целая армия политработников. В 1919 году у красных действовало около полутора тысячи агитаторов на фронтах. Они работали как с солдатами, так и с местным населением. У белых в тот же период во всех их армиях было лишь 80 агитаторов. Результаты такого пренебрежительного отношения к пропаганде очевидны.
Кинематограф
Если в наше время кино имеет прежде всего развлекательную и просветительскую, а уж потом пропагандистскую функцию, то в годы Гражданской войны всё было иначе. Абсолютно все снятые большевиками в 1918–1922 годы художественные и документальные фильмы носили исключительно агитационный характер.
Вскоре после захвата власти большевиками выяснилось, что подавляющее большинство русских режиссёров и работников синематографа либо уехали в эмиграцию, либо оказались сторонниками антибольшевистских сил. Поэтому возрождать кино, находившееся в 1918 году в глубоком упадке, приходилось почти с нуля, закупая необходимое оборудование за границей и наскоро обучая новых сотрудников.
Когда Ленин говорил, что кино — важнейшее из искусств, то имел в виду прежде всего его колоссальное значение для пропаганды: живое действие на экране может убеждать лучше, чем плакаты и газеты. Вторили своему лидеру и другие большевики. Так, первый нарком просвещения Анатолий Луначарский писал:
О недопустимости создания объективных фильмов и об отношении к кинематографу как к пропагандистскому инструменту писал и ответственный руководитель РОСТА Платон Керженцев:
Хотя к началу Гражданской войны кинематограф и существовал уже более 20 лет, для большинства жителей России он всё ещё был в диковинку. В те времена российский зритель ещё не умел отличать художественные фильмы от документальных, что позволяло большевистским пропагандистам часто выдавать первое за второе. Агитационными оказывались даже ленты, подаваемые как научные.
Очевидно, этот фильм должен был донести до зрителя мысль, что старый режим был плохой, а новый — хороший. Но, с другой стороны, странно, что здесь никак не осуждается нарушение солдатом дисциплины и алкоголизм.
Эффективность
Правила эффективной пропаганды большевики понимали с самого начала Гражданской войны. А вот белые смогли осознать эффективность агитации своего противника, только будучи в эмиграции. Юрист, преподаватель и редактор Валерий Левитский, поддерживавший белое движение и после его поражения эмигрировавший во Францию, писал:
Белый генерал Алексей Лампе в мемуарах вспоминал:
Подведём итоги. Большевистская пропаганда в годы Гражданской войны оказалась не просто сильнее белогвардейской, но и масштабнее, качественнее, в разы убедительнее как для мирного населения, так и для вражеских бойцов. Увидев советские листовки, газеты и плакаты, многие белые солдаты переходили на сторону своих недавних врагов. Генералы армий Колчака, Юденича, Врангеля или Деникина могли отлично знать законы тактики и стратегии. Но в каком-то смысле это оказалось гораздо менее важным, чем умение убедительно донести до людей свою точку зрения.
Главы редакционной коллегии:
- В. А. Карпинский (с 1918 по 1922 с перерывами),
- Л. С. Сосновский (с 1921),
- Я. А. Яковлев (с 1924),
- М. С. Грандов (с 1928),
- Е. П. Атаков (с 1929).
"П. Н. Краснов давал ежедневно краткие, яркие и ёмкие статьи, подписывая их своим обычным псевдонимом Гр. Ад. (Град было имя его любимой скаковой лошади, на которой он взял в своё время много призов в Красном Селе и на Concours Hippigues в Михайловском манеже). Он писал о собирании Руси, о Смутном времени, о приказах Петра Великого, о политической жизни Европы. Оба штаба (генерала Глазенапа и графа Палена), жившие друг с другом несколько не в ладах, охотно посылали нам, какие возможно, сведения и распоряжения. Напечатали два воззвания обоих генералов и главнокомандующего генерала Юденича. Наняли двух вертельщиков. Работали круглые сутки в две смены. Довели тираж до тысячи, но и того не хватало".
Помимо агитпоездов, для пропагандистской деятельности использовались также и агитпароходы.
Содержание трудно понять из-за ошибок перевода, которые могут быть связаны с использованием программного обеспечения для машинного перевода. Обсудите области для улучшения на странице обсуждения или отредактируйте статью .
Коммунистическая пропаганда является совокупностью действий связи , принимаемых отдельными лицами и сторон , претендующих на коммунизм , чтобы влиять на население в целях содействия идеологии, мировоззрения и интересов коммунистического движения. Вместе с цензурой это способствует реализации политической линии, принятой коммунистическими партиями. Если его важность достигла пика во времена Иосифа Сталина , Мао Цзэдуна и Энвера Ходжи , он все еще существует в современном Китае (хотя он эволюционировал в своей форме) и в странах, которые остались коммунистическими после холодной войны ( Куба , Северная Корея , Вьетнам и Лаос ).
Большевистский теоретик Николай Бухарин писал в 1919 году в своей Азбуке коммунизма : «Пропаганда коммунистического государства становится средством искоренения последних следов буржуазной пропаганды, восходящей к старому режиму; и это мощный инструмент для создания новой идеологии, нового мышления, нового взгляда на мир. " [Ref. нужно]
Резюме
Роль коммунистической пропаганды
Большая Советская Энциклопедия определяет коммунистическую пропаганду в качестве оппозиции к тому , что большевики призыв буржуазная пропаганда описывается как манипулирование массами ради этого правящего класса . Напротив, коммунистическая пропаганда определяется как система распространения коммунистической ( марксистско-ленинской ) идеологии с целью просвещения, обучения и организации научно обоснованных масс.
Большая Советская Энциклопедия определяет следующие функции коммунистической пропаганды:
- установить связь между Коммунистической партией с рабочим классом и другими рабочими,
- включить научный социализм в народные классы и революционных активистов,
- объединить и организовать национальные подразделения рабочих, коммунистов и других демократических движений,
- координировать деятельность упомянутых выше движений и обмениваться информацией и опытом,
- выражать общественное мнение работников, их потребности и интересы,
- оказывать сопротивление буржуазии и ревизионистской пропаганде,
- распространять пропаганду социалистического общества (то есть коммунистического государства ).
Технический
Использование марксистской идеологии
Поляризованные значения
Коммунистическая пропаганда, хотя и несколько измененная со времен разрядки , была сосредоточена вокруг ряда поляризованных дихотомий: достоинства коммунистического мира против пороков капиталистического мира, таких как:
- Коммунисты за мир, Запад за войну.
- Коммунисты за сотрудничество, Запад основан на эксплуатации.
Средства
Коммунистическая пропаганда распространялась через:
- печать
- руководства,
- газеты и журналы,
- книги
Коммунистические руководства
Коммунистическая периодика
Коммунистические государства печатали ряд периодических изданий либо исключительно для распространения за границей, либо в версиях, подходящих для иностранной аудитории. В то время как Советский Союз и коммунистический Китай внесли основной вклад, другие коммунистические государства также внесли свой вклад. Приведенные ниже списки составлены Дж. Клюзом на начало 1960-х годов. Список содержит заголовки в основном на английском языке, но многие из этих журналов редактировались на многих языках.
Советский союз
Китайская Народная Республика
- Живописный Китай
- Строительство в Китае (на английском языке, China Reconstructs )
- Обзор Пекина
- Народный Китай
- Спорт Китая
- Женщины в Китае
- Вечнозеленый
Вещание
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Евангелие от Матфея 7:21-28)В начале 1920-х гг. на заседаниях ЦК ВКП (б) были рассмотрены документы, четко регламентирующие отношения партийных органов и редакций газет [4]. Согласно этим документам, на местах деятельность газет контролировали краевые, губернские, а позднее, и областные комитеты ВКП (б). В Пензенской губернии деятельность местной прессы контролировалась Общим отделом, Агитпропотделом и Подотделом печати Пензенского губернского комитета ВКП(б).
Далее в этом документе приводились подробные указания, регламентирующие деятельность местных партийных органов в процессе информирования населения событиях в Германии: «Центральный комитет считает необходимым: 1. Концентрировать внимание самых широких рабочих и крестьянских масс на германской революции. 2. Заблаговременно разоблачить происки наших внешних и внутренних врагов, связывающих поражение революционной Германии с новым военным походом против рабочих и крестьян советских республик, с полным разгромом и расчленением нашей страны. 3. Закрепить в сознании каждого рабочего, крестьянина и красноармейца непоколебимую уверенность в том, что война, которую готовятся навязать нам иностранные империалисты и, прежде всего, правящие классы Польши (как видите, главной ударной силой империализма тогда считалась Польша, как будто бы она и впрямь имела силы напасть на СССР – В.О.), будет войной оборонительной за сохранение земли в руках крестьян, фабрик в руках рабочих, за само существование рабоче-крестьянской власти.
Вопросы о международном положении регулярно включались в повестки уездных партийных конференций дней съездов работниц и крестьянок, рассматривались на занятиях в школах политграмоты и кружках сети партпросвещения, входили в список общих задач работы местных пропгрупп, обсуждались во время кампаний по популяризации Международного Женского Коммунистического дня, среди призывников в Красную Армию освещались даже во время кампаний по реализации билетов Всесоюзной лотереи Осоавиахима, фигурировали в планах работы парткабинетов края в 1930-е гг.
В 1939 г. Указом Президиума ВС СССР от 4 февраля Тамбовская обл. разделена на Тамбовскую и Пензенскую области, в марте был организован Пензенский Обком ВКП(б).
Итак, проанализировав деятельность партийных организации Пензенского региона по информированию населения о жизни за рубежом в 1920-1940-х гг., можно сделать следующие выводы:
- на первых этапах становления советского государства в осуществлении политики информировании граждан о жизни за рубежом – то есть при подаче сравнительной информации, информирующую функцию выполняли, в основном, не сами СМИ, а партийные работники, выезжавшие с лекциями в деревню и на предприятия, так как, во-первых, население в подавляющем большинстве было неграмотным, и газетные статьи людям были недоступны, во-вторых, из-за того, что в начале своего становления сеть газет оказалась в состоянии кризиса и не могла качественно выполнять функцию информирования.
Читайте также: