История гостеприимства в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие гостеприимство происходит от французского слова hospice (хоспис), что означает странноприимный дом. В бытовом смысле гостеприимство - это свойство характера человека, отличающегося радушием и хлебосольством, а также традиции встречи гостей в разных культурах. В контексте изучения туризма как раздела культуры - это собирательное название системы обслуживания людей, находящихся в путешествии, на отдыхе вдали от своего дома. Гостеприимство включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как размещение и питание гостей, предоставление разного рода социально-культурных услуг, в том числе развлекательных, проведение конференций, организация экскурсий.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

титульник.docx

-курортная гостиница - может иметь от 100 до 500 номеров, обычно отдалена от города и располагается вблизи водоемов, в живописных местах; предлагает полный набор услуг, имеет много спортивных сооружений, детских площадок; цены — выше средних, ориентированы на различные категории туристов.

Глава 2. Гостеприимство России в разные эпохи

2.1. Развитие гостеприимства в период XII-XX вв.

2.3 Гостеприимство в СССР и современной России

Гостиничный бизнес в современной России:

Глава 3. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России

3.1 Проблемы развития гостиничного бизнеса в России

В целом по России общая численность работников, занятых в гостиничной индустрии примерно составляет 147,2 тыс. чел. Средняя численность работников, обслуживающих одну гостиницу, составляет 19 чел. В городской местности на одну гостиницу, в среднем, приходится 28 человек обслуживающего персонала, а в сельской местности - 3 человека. Наибольшая численность персонала характерна для гостиниц с иностранным участием (152 человека), а наименьшая - для муниципальных и частных гостиниц (в среднем 10-15 чел.).

Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами этих гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. В гостиных домах людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей.

В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа:

. До начала ХIХ века - предыстория гостиничного дела;

. Начало ХIХ века - начало ХХ века - зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;

. Начало ХХ века - до Второй Мировой войны - массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса;

. После окончания Второй Мировой войны и до настоящего времени - массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.

Первый этап - предыстория гостиничного дела. В античные времена основными мотивами передвижений части общества были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение, исполнение государственных функций, а также имели место и спортивные поездки.

В Средние века усиливается религиозный фактор мотива посещения определенных мест - поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпохи Ренессанса и Просвещения ослабили религиозные мотивы передвижений части общества, однако усилили индивидуальный характер и образовательную направленность поездок, соответственно, и временное пребывание в незнакомой местности.

Второй этап - зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных и сопутствующих им дополнительных услуг. Важнейшую роль в строительстве специализированных предприятий гостинично-ресторанного сервиса сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном (1807), паровоза Стефенсоном (1814), совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог в Европе. Все это становится важными экономическими факторами массового передвижения населения.

Во второй половине ХIХ века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок. Гостиницы же повсеместно, особенно в курортных местностях, предлагали своей клиентуре различные экскурсии по местным историческим и культурным достопримечательностям.

Третий этап - начало массового появления предприятий гостинично-ресторанного сервиса. Первая Мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая Мировая война оказали негативное влияние на развитие гостиничного хозяйства. Однако именно в период между двумя мировыми войнами появляются новые предприятия индустрии гостеприимства.

Четвертый этап - массовое развитие гостиничной индустрии. Вторая Мировая война парализовала туризм, гостиничное хозяйство в виду отсутствия достаточного количества клиентов переживало тяжелый период. Новые объекты не вводились, а старые, особенно в воюющих странах, перепрофилировались для нужд армии, тыла. Дальнейшее развитие гостиничный бизнес получает только в послевоенный период.

В связи сростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII-ХIХ вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует семь гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями.

Наряду со строительством крупных гостиниц значительное внимание уделялось также строительству небольших типовых гостиничных проектов. Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 году Временной правительственной комиссией по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком. Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо. Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.

В этом же году приказом был утвержден типовой устав гостиничного треста местного Совета. Гостиничный трест являлся самостоятельной хозяйственной единицей и действовал на принципах хозяйственного расчета. На него возлагались хозяйственное управление переданными ему гостиницами и подсобными предприятиями, разработка и проведение мероприятий по внедрению хозрасчета в гостиничном хозяйстве и на предприятиях треста, проведение мероприятий по всемирному улучшению состояния гостиниц и обслуживания проживающих в них граждан. Этим же приказом утверждался типовой устав гостиницы, непосредственно подчиненной местному Совету. Согласно Уставу, гостиница являлась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета. Гостиница пользовалась правами юридического лица, отвечала по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по действующим законам могло быть обращено взыскание.

В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность. Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. К 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы:

развитие существующих городов и появление новых;

рост промышленности, науки, культуры и искусства;

увеличение материального благосостояния людей.

Интенсивно развивалось гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению ХХII Олимпийских Игр. К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В целом по России в городской местности находится 60% гостиниц и в сельской местности - 34%. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге.

1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Происхождение и становление гостиничного разделяется на четыре основные этапа:

1) до начала XIX в. – предыстория гостиничного дела – первый этап;

2) начало XIX – начало XX вв. – появление различных предприятий в области гостиничных услуг – второй этап;

3) начало XX в. – середина XX в. – рост количества предприятий в сфере сервиса, повышение качества оказываемых услуг – третий этап;

4) с середины XX в. и до настоящего времени – формирование индустрии гостеприимства – четвертый этап.

Подробное рассмотрение названных этапов целесообразно начать с изучения предыстории гостиничного дела, которая связана с основными целями перемещения людей в античные времена: торговлей, паломничеством, образовательными целями и многим другим. В античные времена перемещения осуществлялись также со спортивными целями (спортивные соревнования в Древней Греции).

Первые гостиницы (караван-сараи), возникли более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие постоялые дворы, хаинны, инны, гостиницы, ямы, почтовые станции - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников.

На протяжении веков облик древней гостиницы не изменялся. В основном она состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом этаже располагалась таверна, а на втором - спальни. Затем в этот комплекс основных услуг для путешественников начали добавляться открытые и крытые галереи, где устраивались театральные представления (английские инны). Уже тогда существовала практика оказания путешественникам и других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей, прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам качественном и количественном уровнях оказания услуг.

Таблица 1. Краткий перечень и характеристика основных этапов развития мировой гостиничной индустрии с древних времен до конца XX в.

Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в индустрию услуг, предоставляя туристу, полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома временного проживания людей все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, гостиницы и кемпинги, гостиницы-казино, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах.

Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии - индустрии XXI века.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

Индустрия гостеприимства – сфера предпринимательства, состоящая из видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

Гостеприимство = Достоинство + Уважение + Любезность.

Индустрия гостеприимства включает следующие сегменты: предприятия питания, размещения, транспорт, отдых и развлечения. Туризм тесно связан с индустрией гостеприимства, но еще включает предприятия турагентские и туроператорские. Поэтому индустрия гостеприимства и туризм взаимодействуют друг с другом, неотделимы друг от друга.

Основные направления:

1. Гостиничный бизнес (гостиничные предприятия и др. коллективные и индивидуальные средства размещения)

2. Туристический бизнес (туристические компании, экскурсионные бюро, объекты показа и др.)

3. Сфера общественного питания (рестораны, кафе, бары)

4. Индустрия развлечений (театры, кинотеатры, концертные залы и др.)

Основные этапы развития индустрии гостеприимства в России

1. XI-XIII – монастырские подворья, постоялые дворы, для отдыха гонцов и смены лошадей

2. XV – почтовые станции

3. XV- XVIII – строительство гостиных и постоялых дворов, трактиров с комнатами для ночлега. Расселение иностранцев по национальному признаку. (гостиницы + торговые ряды, лавки). Часто имели стены, башни, въездные ворота (Калужский гостиный двор). Трактиры разделялись на несколько разрядов.

5. 1821 – не только проживание, но и питание с широким выбором блюд и напитков

9. 1910 – в стране 4685 гост., не считая постоялых дворов и трактиров с номерами, и ночлежек, и меблированных комнат (для неимущих)

10. 1917-1922 – национализация гостиничного бизнеса

11. 1940 – гостиницы в 669 городах

12. 1941-1945 – ущерб гостиниц в результате войны

13. 50-60-е – восстановление и реконструкция (1476 гост. в 1364 г. СССР)

14. 60-70-е – более 6000 новых гост. (таких как Урал, Минск, Останкино, Пекин, Заря и др.)

15. 70-80-е – строительство к Олимпеаде-80 (Космос, Молодежная, Спорт, Восход)

16. 90-е – гост. международного класса в Москве и Санкт-Петербурге с иностранным капиталом (цепи). Открытие малых гост. Разорение загородных гост.

17. начало 21 века – снос и реконструкция крупных советских гостиниц (Интурист, Москва, Минск, Урал, Ленинградская). Начало строительства экономических сетей. В РФ 4100 гостиниц на 115 тыс. населения.

Виды гостиниц и их характеристика

1. Акватель (ботель) – стационарный корабль, изъятый из эксплуатации

2. Апарт-отель (гостиница апартамент) – квартирный тип, цена зависит от числа проживающих. Малая вместимость до 400. Кроме жилых комнат, гостиная и кухня (проживание с самообслуживанием) Потребители – семейные туристы с детьми и бизнесмены, остановившиеся на длительный срок.

3. Бизнес-отель – обслуживание бизнесменов. Расположена в центре города по близости к гос. учреждениям. Есть бизнес – центр и комната переговоров, услуги переводчика, организация авто с водителем. В структуре номерного фонда преимущественно одноместные номера. Есть рабочий стол с освещением, возможность подключения компьютера, телефон. Также места для отдыха: сауна, бассейн, спортзал и др.

4. Бунгало – небольшое строение из легких материалов, распространено в международных молодежных.

5.Гостиница среднего класса – в центре города или городской черте. Большая вместимость 400-2000 мест. Широкий спектр услуг. Рассчитан на бизнесменов, туристов, участников конгрессов и т.д.

6. Гостиница эконом. класса - малая и средняя вместимость (150 и более). Вблизи магистралей, простое и быстрое обслуживание, ограниченный набор услуг. Для бизнесменов и туристов, не нуждающихся в полном пансионе и рассчитывающие на небольшую плату. Внимание сосредоточено на ночлеге, а не на питании и др.

7. Гостиница – люкс – малое или среднее предприятие. Высокий уровень сервиса, высокая цена и всевозможные услуги. Потребители участники конференций, конгрессов, бизнесмены и индивидуальные туристы.

8. Конгрессивный отель – за городом в живописные места. Компании: работа + отдых. Конференц-залы, поля для гольфа, горнолыжные склоны, банкетные залы и др. Особенности: одновременное обслуживание большого количества людей.

9. Кондотель (кондоминимум) – малое или среднее 50-350 номеров, расположена в окрестностях курортов. Здание с отдельными квартирами, которые имеют разные собственники, полная собственность у управляющие компании. Собственник обычно живет не более 3 недель в год., а в остальное время, она сдается как обычная гостиницы и работает, как апарт-отель. Собственники получают арендную плату.

10. Курортная гостиницы. Полный набор услуг. Отличается увеличенной площадью номера и как правило наличием балкона. Потребители – туристы с целью рекреации и отдыха. (10-14-21 день) мед. услуги и оздоровительные, система питания, анимация и др.

Также зимняя курортная гостиница (помещение устойчивое к воде, место сушки, хранения инвентаря, мед. обслуживание, удобный доступ), казино-отель (повышенная безопасность, скидки, бесплатные напитки, иногда питание), санаторий, городская курортная гостиницы (оздоровительные центры, связь с спортклубами, теннисным или плавательным)

11. Мотель – автотуристы. Одноэтажные или двухэтажные здания, вне городской застройки, у автомагистралей. Малые и средние до 400 мест. Средний уровень обслуживания, небольшой штат. Цены и услуги ниже, чем в отеле. Может быть ресторан, бар, залы для просмотра фильмов, бассейн и др.

12. Пансион (пансионат) – малое (10-20, редко 50 чел.) Ограниченный набор услуг, обычно размещение и ежедневное питание. Размещение дешевле, чем в гост. Нет звезд.

13. Ротель – Передвижная гостиница, вагон с 1 или 2х номерами. Есть помещения для переодевания, холодильник, кухня, туалет.

14. Флотель – крупная гост. на воде. Комфортабельные номера, с большим набором услуг: бассейн, спортзалы, подводное плаванье и др. + здания для временных офисов, библиотеки и др.

Используются для организации бизнес-туров, конгресс-круизов или обучающих туров.

15. Флайтель - чрезвычайно дорогой и малочисленный. Вдали от цивилизованных мест, добраться можно только воздушным путем, радом располагаются ангары, аэродромы, мастерские. Рестораны, бары, конференц залы и др. + катание на воздушных шарах, воздушные и солнечные ванны, прогулки на дирежаблях (летательные аппараты) и др. Есть радиостанция для пилотов, связь с метеорологическими службами. Клиенты – очень богатые люди.

Классификация средств размещения в мире и в России

1.1 Гостиницы и пр. (все виды гостиниц вопрос 5 и меблированные комнаты, туристские общежития, постоялые дворы, апарт-отели, анонимные пансионы и др.)

1.2 Специализированные (оздоровительные, профилактории, дома рыболовов, лагеря труда и отдыха, общественные средства транспорта: поезда, суда, конгресс-центры и пр.)

1.3 Прочие (гостиницы квартирного типа, бунгало, комплексы домов, молодежные общежития, дома престарелых, кемпинги и др.)

2. Индивидуальные (дачи, собственные или арендуемые жилища, бесплатное проживание у родственников или знакомых).

русское гостеприимство

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Русские традиции гостеприимства

Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

Хлеб да соль

встреча хлебом да солью на Руси

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.

Красному гостю красное место

гостеприимство в красном углу

После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.

Изба красна углами, а обед пирогами

угощение гостя за столом

По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Напоил, накормил и спать уложил

спальная лавка в избе

Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.

В добрый путь – скатертью дорога!

в добрый путь

Читайте также: