Декоративно прикладное искусство эпохи возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Солонка Нептун и Церера. Б.Челлини. 1543 г. Золото, эмаль. Вена, Имперская сокровищница.

В разных концах Европы работали художники делавшие уникальные вещи из природных материалов, передавая посредством их радостное ощущение мира. Шелка Флоренции, венецианское кружево и стекло, серебряные кубки Нюрнберга и резной камень Милана, падуанская бронза и брюссельские шпалеры, генуэзский бархат, майолика Фаэнцы и лиможская эмаль даже беглое перечисление дает представление о широкой востребованности художественных ремесел. Но, наряду с Фаэнцей были и другие крупные центры итальянской керамики Сиена, Дерута, Кастель Дуранте, Губбио, Урбино. Кроме шитого иглой кружева Венеции, знаменито было и плетенное на коклюшках фламандское.

Ваза. Да Фиренце, Джусто. 1485 г. Яшма, серебро; позолота, эмаль. Флоренция, Музей серебряных изделий.

С Ренессансом связано как появиление новых для Западной Европы видов прикладного искусства,так и возрождение забытых, или пришедших в упадок в период средневековья.

Наряду с ранее существовавшими ювелирными мастерскими возникли центры шелкового ткачества, стекла, керамики. Подобно всей ренессансной культуре, прикладное искусство приобрело светский характер. Это не означало, что художники перестали выполнять церковные заказы. Но у них появляется новый заказчик состоятельный горожанин процветающих городов юга и севера Европы. Если в 1532 году семья нюрнбергского доктора тратила на все хозяйственные нужды 171 гульден (20 гульденов дрова, 48 одежда и т. д.), то почти столько же (169 гульденов) было истрачено на покупку серебряной утвари.

Барельеф с изображением дворца Бельведер. Конец 16 века. Золото, яшма; чеканка. Флоренция, Музей серебряных изделий.

Барельеф с изображением дворца Бельведер. Конец 16 века. Золото, яшма; чеканка. Флоренция, Музей серебряных изделий.

В прикладном искусстве, к этому времени, произошли значительные изменения.

Обрели новый декор существовавшие в быту предметы интерьера и возникли новые. Так, украшением сундука в средневековье был обычно сложный орнамент масверк, восходящий к каменной резьбе собора, или изображение религиозных сюжетов. Теперь же, согласно описанию Вазари, истории, изображавшиеся на передней стороне сундуков, большей частью заимствовались из сочинений Овидия или других поэтов, или же из рассказов греческих либо латинских историков. Также, изображались охоты, турниры, любовные новеллы и тому подобные вещи. И далее знаменитый историк добавляет примечательные слова: кому что нравилось. Говоря о новых формах мебели, следует, прежде всего, вспомнить кабинет, возникший именно в эпоху Ренессанса с ее коллекционерским духом. В шкафах такого типа (со множеством выдвижных ящичков разной формы и размера) надежно сохранялись предметы коллекционирования: медали, камеи, гравюры, и т.д.

Немецкий Ренессанс. Декор кабинета. XVI в.

Гуманизм эпохи, поставивший в центр внимания гармонически развитую личность, находил выражение не только в живописи или скульптуре, но и декоре интерьера и прикладном искусстве.

Перемены произошли в изготовлении костюмов, особенно женских. Из них было исключено все то, что в одеянии времен готики придавало фигуре удлиненные линии, которые мало считались с реальными пропорциями тела. Ушли в прошлое конусовидные головные уборы эннены, доходившие до 50 сантиметров у горожанок, до одного метра у благородных дам, длинные шлейфы и вуали, глубокие треугольные вырезы, неимоверной ширины рукава, свисающие до земли, очень высокая линия талии. Теперь, когда прекрасным в человеке видилось не только духовное начало, но и его тело, костюм начинал следовать естественным линиям, тем самым, подчеркивая их совершенство. Мужской костюм, хотя и отличный по конструкции от современного (например, вместо брюк носили облегающие штаны-чулки), тем не менее, не стеснял движений.

В керамике возникла новая отрасль: в мастерских делали тарелки с изображением девичьей головки и короткой надписью.

Иногда это было просто имя: Маргарита, Кассандра, иногда добавлялся лестный эпитет: прекрасная Камилла, красавица Фламинья. Конечно, такой предмет наглядно демонстрировал внимание жениха он ведь потрудился выбрать в подарок именную вещь. Сегодня подобные предметы обихода из Фаэнцы можно увидеть во многих музеях, в т.ч Эрмитаже, обладающем обширной коллекцией итальянской майолики.

Итальянская майолика эпохи Ренессанса. Фаэнца XV в.

В медальерном искусстве нашел отражение портрет.

С большим мастерством итальянскими художниками чеканились медали, резались камеи и интальи, изображавшие конкретных людей. Круг заказчиков медалей был весьма широк. Если в средние века в композициях медалей возник обычай помещать изображение святого-покровителя, то теперь всякий синьор или знатный человек любил давать вырезать какую-нибудь выдумку или эмблему, так описывал моду своей юности ведущий ювелир эпохи Бенвенуто Челлини. Но, не только индивидуальные вкусы заказчика определяли особенность и своеобразие каждого изделия. Большую роль в этом играли самобытность и индивидуальность мастера. Теперь он ставил свою подпись на изделии гораздо чаще, чем его средневековый коллега. Серебряник владел именным клеймом. С XVI века ткач помещал свою монограмму на бордюре шпалеры.

Камея с изображением Афины. Золото, халцедон. Б.Челлини (?). Флоренция. Археологический музей.

Много художников работало в это время в прикладном искусстве.

Среди них были и те, которые творили в различных областях искусства: в скульптуре, графике, архитектуре, монументальной живописи, были одновременно ювелирами, резчиками по дереву и камню. Например, Анджело Баровьер, самый известный среди венецианских стеклоделов (ему приписывали многие усовершенствования в технологии изготовления стекла) стал основателем целой династии стекольщиков. Питер ван Альст являлся главой шпалерной мастерской в Брюсселе. Им и его помощниками была выткана по картонам Рафаэля знаменитая серия ковров, заказанная римским папой для Сикстинской капеллы. Амброджо Фоппа работал в Милане и Риме и был, по отзыву самого Челлини, превосходнейшим и величайшим мастером в ювелирном искусстве. Наконец, Николо Пеллипарио, первое имя среди мастеров майолики, виртуоз многофигурных сцен, которые принесли керамике Италии ообщеевропейскую славу.

Перспективная композиция. Дерево, инкрустация. Вторая половина XVI в.

Сегодня, когда обучение будущих живописцев, ювелиров, скульпторов и керамистов разделено изначально, трудно представить себе универсальность художников Ренессанса. Не может не восхищать то, как свободно работал мастер интарсии (мозаики из пластинок дерева разных пород) со сложной перспективой убегающей к горизонту улицы, с постановкой фигур в разнообразных поворотах. Виртуозно владея рисунком, легко передавая светотеневые градации, художники могли изобразить на дверцах шкафа нечто неожиданное: и приоткрытые дверцы, и полки в шкафу, и тень в глубине, и расставленные на полках в продуманном беспорядке книги, статуэтки, вазы. Да еще лукаво уронить из вазы цветок. Нужно подойти совсем близко, чтобы понять, что находишься перед закрытым шкафом, украшенным интарсией. И восхищение лишь усиливается, когда оказывается, что автор (например, Джованни да Верона) — не только мебельщик, но и бронзолитейщик, архитектор, скульптор, миниатюрист, человек, вобравший в себя множество знаний своей эпохи.

Конечно, во многом высокий уровень прикладного искусства объяснялся единством, существовавшим между разными видами искусства.

Ларец для драгоценностей с изображением подвигов Геракла. Ямнитцер, Венцель. 1550 — 1560 гг. Золото, бриллианты, рубины, изумруды, гелиотропы. Германия, Мюнхен, Королевская резиденция.

Важное влияние на прикладное искусство (как и на всю культуру Ренессанса) оказала античность.

Хотя майолика XVI века не подражала буквально тем сосудам, которые в изобилии находили во время раскопок, очевидно, что этот вид прикладного искусства многим обязан античности. Демонстрируя эрудицию, художники часто брали сюжеты из Тита Ливия, Плутарха, Плиния Старшего, Валерия Максима, из Овидия, Вергилия, Гомера. Но дело было не только в сюжете. Изображая библейские сцены, мастерами итальянской керамики по-новому осмысливались и отображались античные сюжеты, образы и орнаменты. Подобный подход находил отражение во всем: в композициях, деталях, цвете, в построении фигур, часто взятых с гравюр по картинам Рафаэля.

Реликварий Святого Себастьяна. XV век. Серебро, позолота, эмаль. Рим, Собор Святого Петра.

Античная ордерная система преобразила не только архитектуру. На мебели также стали возникать колонны, пилястры, ниши со скульптурами, карнизы. Появились новые принципы формообразования. На смену готической вертикали пришли формы, тяготеющие к спокойной горизонтали и ясной архитектонике. Логику, отличавшую ренессансную архитектуру, можно проследить и в произведениях прикладного искусства: в венецианском бокале, где изящная ножка-балясина легко несла тонкостенную чашу, в высоком серебряном кувшине, бронзовом светильнике, золотой подвеске, в решении костюма.

Потир. XIV век. Серебро, золото; позолота, чеканка, эмаль. Рим. Капитул собора Святого Петра.

Прикладное искусство Ренессанса было многим обязано развитию науки и техники своего времени.

Появились часы, фанерованная мебель, стали прозрачными окна. К этому, конечно, следует добавить учение о перспективе, открытия в анатомии, оптике, химии и математике. Благодаря им, изменились не только архитектура и живопись, но и шпалера, керамика, эмаль, а также декор интерьера и мебели. Художники научились совершеннее использовать возможности применяемых материалов. В конечном счете, все это привело к тому, что декоративно — прикладное искусство Ренессанса снискало славу одной из наиболее интересных страниц в истории культуры.

Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения

15-й век и первая четверть 16-го века стали для декоративно-прикладного искусства Западной Европы временем высокого подъема.
В разных концах Европы, в разных государствах художники из материалов, дарованных природой, делали уникальные вещи. Шелка Флоренции, венецианское кружево и стекло, серебряные кубки Нюрнберга и резной камень Милана, - всего не перечесть.

Ганимед. Скульптура Б.Челлини

Ганимед. Скульптура Б.Челлини

Браслет (золото, жемчуг, бриллианты). Б.Челлини

Браслет (золото, жемчуг, бриллианты). Б.Челлини

Серебряные подвески. Б. Челлини

Серебряные подвески. Б. Челлини

Панно-ковер Ренессанс

Панно-ковер Ренессанс

В эпоху Возрождения появляются новые для Западной Европы виды прикладного искусства, возрождаются забытые. Наряду с ювелирными мастерскими возникают центры шелкового ткачества, стекла, керамики.

Барельеф с изображением дворца Бельведер. Золото, яшма, чеканка.

Барельеф с изображением дворца Бельведер. Золото, яшма, чеканка.

Реликварий Святого Себастьяна.Серебро, позолота, эмаль.

Реликварий Святого Себастьяна.Серебро, позолота, эмаль.

В эпоху Возрождения прикладное искусство приобретает светский характер. Заказчиками красивых вещей стали как церковь, так и состоятельные горожане процветающих городов юга и севера Европы.

Ажурное шитье "Ришелье"

Ажурное шитье

Решительные перемены произошли в костюме, особенно, женском. Изгнаны детали одежды времен готики, которые придавали фигуре удлиненные линии: головные уборы "эннен" в виде конуса, длинные шлейфы и вуали, неимоверной ширины рукава, свисающие до земли и т.п. Теперь костюм начинает следовать естественным линиям.

Костюм эпохи Ренессанса

Костюм эпохи Ренессанса

Кувшин. Итальянская майолика.

Кувшин. Итальянская майолика.

В керамике возникла новая отрасль - в разных мастерских делали тарелки с изображением девичьей головки и короткой налписью типа: "Да здравствует любовь" или просто женское имя "Прекрасная Маргарита" и т.п.

Кресло резное деревянное

Кресло резное деревянное

Очень распространенным был портрет на медали. С большим мастерством итальянскими художниками чеканятся медали, режутся камеи и интальи, изображая конкретных людей.

Медальон. Золото

Медальон. Золото

Камея Гонзага

Камея Гонзага

Камея - резной драгоценный камень или полудрагоценный с выпуклым изображением, инталья - резной камень с врезанным изображением.

Резной камень с врезанным изображением

Резной камень с врезанным изображением

Камеи

Камеи

Камея

Камея

Чаша в виде цапли (горный хрусталь, золото, эмаль, гравировка).Флоренция.

Чаша в виде цапли (горный хрусталь, золото, эмаль, гравировка).Флоренция.

В эпоху Возрождения мастера стали чаще, чем в средневековье, ставить на изделии свою подпись, свое клеймо.

Буфет из дерева

Много крупных художников работало в прикладном искусстве Возрождения. Ведущим ювелиром эпохи был итальянец Бенвенуто Челлини.

Брошь Леда и лебедь. Бенвенуто Челлини. Золото, лазурит, жемчуг.

Брошь Леда и лебедь. Бенвенуто Челлини. Золото, лазурит, жемчуг.

Щит французского короля Карла IX. Железо, золото, цв.эмаль, чеканка

Щит французского короля Карла IX. Железо, золото, цв.эмаль, чеканка

Среди художников были и такие, которые творили одновременно и в других областях: будучи скульптором, графиком, архитектором, были одновременно и ювелирами, резчиками по дереву, стеклодувами. Например, живописец Доменико Гирландайо был и прекрасным ювелиром. Таким единством во многом объясняется высокий уровень прикладного искусства эпохи Возрождения.

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера

Альбрехт Дюрер, сын ювелира, создавал эскизы для ювелиров. Шелка ткались по рисункам Беллини. Боттичелли создавал свои творенья на спинке кресла, на стенках сундуков.

Сотворение Адама и Евы. Райские двери. Бронза. рельеф.

Сотворение Адама и Евы. Райские двери. Бронза. рельеф.

Огромное влияние на прикладное искусство, как и на всю культуру Ренессанса, оказывала античность. Творчески перерабатывая достижения древнего мира, искусство Возрождения создало тип орнамента, который называли "гротеск" - лепные украшения.

Игольчатое венецианское кружево

Игольчатое венецианское кружево

На земляных работах в 1480 году был открыт "Золотой дом" императора Нерона, построенный в I веке до н.э. Его великолепные росписи вдохновили художников Возрождения на создание собственных композиций, где причудливо переплетались мотивы растительные и анималистические, фигурки людей, маски, канделябры, архитектурные элементы.

Камея.Резьба на раковине.

Камея.Резьба на раковине.

Рыцарский шлем

Рыцарский шлем

Прикладное искусство Возрождения многим обязано науке и технике, которые сделали в это время резкий рывок. В эпоху Ренессанса появились часы, стали прозрачными окна. Художники научились более полно овладевать возможностями различных материалов.

Подвеска. Камея. Оправа агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.

Подвеска. Камея. Оправа агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.

Помандер - ароматница (серебро)

Помандер - ароматница (серебро)

Ювелирные украшения. Золото, жемчуг, драгоценные камни.

Ювелирные украшения. Золото, жемчуг, драгоценные камни.

Паматинская корона. Золото, жемчуг, сапфиры, рубины, бриллианты, эмаль, филигрань.

Паматинская корона. Золото, жемчуг, сапфиры, рубины, бриллианты, эмаль, филигрань.

Декоративно-прикладное искусство Возрождения заслужило славу одной из самых блестящих страниц в истории человеческой культуры.

Декоративная статуэтка. Майолика.

Декоративная статуэтка. Майолика.

Посуда. Фарфор.

Посуда. Фарфор.

Брошь с изображением жениха и невесты. Золото, бриллианты, рубин, эмаль.



В эпоху Ренессанса в итальянский быт глубоко проникло настойчивое, упорное желание вмонтировать жизнь в воз­можно более красивую оправу. Это и лекарственные сосуды самой разнообразной формы, которые украшали аптеки дворцов и монастырей, огромные блюда и тарелки, которые выставлялись и в открытых буфетах, и во дворцах. Вся эта ут­варь изготавливалась в ряде городов, каждый из которых сла­вился своей особой манерой, — Фаэнце, Сиене, Кастель- Дуранте, Деруте, Губбио, Урбино. Ее расписывали известные художники, покрывали особым люстром.

Дерево. Большой интерес представляет ренессансная ме­бель. Ее характеризуют четкая форма, ясное построение и ак­тивное использование в оформлении архитектурных элемен­тов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооруже­ние, как миниатюрный палаццо с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектур­ных элементов мебель, в которой каждая часть является са­мостоятельной, независимой формой, называют архитекто­нической. Композиции строятся на красоте пропорций, чис­тоте контуров, ясности силуэта изделий. Развитие мебельного производства Ренессанса способствовало изобретению станка для выработки тонких листов древесины (фанеры). Оно от­крыло путь для широкого распространения техники фанеро­вания, а вместе с ней приема украшения изделий мебели ин­тарсией. Ярким образцом ранних декоративных решений мо­гут служить флорентийские сундуки из ореха XV в. — наиболее нарядные и богатые предметы не слишком еще многочисленной комнатной обстановки того времени. Ос­новной мотив орнамента располагался в центре прямоуголь­ной резной рамки. Вначале для нее часто использовался мо­тив характерной еще для Средневековья виноградной лозы, затем вливается античная архитектурная орнаментика — акантовый лист и акантовый завиток. Морская раковина так­же заняла свое место в декоре Возрождения. Античность при­несла в прикладное искусство не только отдельные мотивы, но и новые орнаментальные решения, порожденные новым восприятием классической архитектуры. Фигуры атлантов, кариатид, кронштейны, целые композиции, воспроизводя­щие античные антаблементы с архитравом, фризом, карни­зом, преображаются в декор.

Металл. Несомненного развития в эпоху Возрождения достигли мастера-ювелиры. В этом также видны следы любви к античному искусству. В Древней Греции знаменитые архи­гекторы, скульпторы были виртуозами обработки драгоцен­ных материалов. Мастерами эпохи Возрождения были созда­ны великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни. В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. Ювелирные и камнерезные изделия этого периода И стиля отмечены завершенностью композиций, фантазией, а их отделка — тщательностью проработки. В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство фло­рентийской мозаики. Во Франции прославилась школа ли- можской эмали. В Северной Европе, в частности, в Герма­нии, в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоцен­ных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой лю­бовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перла­мутром.

В эпоху Ренессанса в итальянский быт глубоко проникло настойчивое, упорное желание вмонтировать жизнь в воз­можно более красивую оправу. Это и лекарственные сосуды самой разнообразной формы, которые украшали аптеки дворцов и монастырей, огромные блюда и тарелки, которые выставлялись и в открытых буфетах, и во дворцах. Вся эта ут­варь изготавливалась в ряде городов, каждый из которых сла­вился своей особой манерой, — Фаэнце, Сиене, Кастель- Дуранте, Деруте, Губбио, Урбино. Ее расписывали известные художники, покрывали особым люстром.

Дерево. Большой интерес представляет ренессансная ме­бель. Ее характеризуют четкая форма, ясное построение и ак­тивное использование в оформлении архитектурных элемен­тов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооруже­ние, как миниатюрный палаццо с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектур­ных элементов мебель, в которой каждая часть является са­мостоятельной, независимой формой, называют архитекто­нической. Композиции строятся на красоте пропорций, чис­тоте контуров, ясности силуэта изделий. Развитие мебельного производства Ренессанса способствовало изобретению станка для выработки тонких листов древесины (фанеры). Оно от­крыло путь для широкого распространения техники фанеро­вания, а вместе с ней приема украшения изделий мебели ин­тарсией. Ярким образцом ранних декоративных решений мо­гут служить флорентийские сундуки из ореха XV в. — наиболее нарядные и богатые предметы не слишком еще многочисленной комнатной обстановки того времени. Ос­новной мотив орнамента располагался в центре прямоуголь­ной резной рамки. Вначале для нее часто использовался мо­тив характерной еще для Средневековья виноградной лозы, затем вливается античная архитектурная орнаментика — акантовый лист и акантовый завиток. Морская раковина так­же заняла свое место в декоре Возрождения. Античность при­несла в прикладное искусство не только отдельные мотивы, но и новые орнаментальные решения, порожденные новым восприятием классической архитектуры. Фигуры атлантов, кариатид, кронштейны, целые композиции, воспроизводя­щие античные антаблементы с архитравом, фризом, карни­зом, преображаются в декор.

Металл. Несомненного развития в эпоху Возрождения достигли мастера-ювелиры. В этом также видны следы любви к античному искусству. В Древней Греции знаменитые архи­гекторы, скульпторы были виртуозами обработки драгоцен­ных материалов. Мастерами эпохи Возрождения были созда­ны великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни. В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. Ювелирные и камнерезные изделия этого периода И стиля отмечены завершенностью композиций, фантазией, а их отделка — тщательностью проработки. В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство фло­рентийской мозаики. Во Франции прославилась школа ли- можской эмали. В Северной Европе, в частности, в Герма­нии, в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоцен­ных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой лю­бовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перла­мутром.

В разных концах Европы работали художники, делавшие уникальные вещи из природных материалов, передавая посредством их радостное ощущение мира. Шелка Флоренции, венецианское кружево и стекло, серебряные кубки Нюрнберга и резной камень Милана, падуанская бронза и брюссельские шпалеры, генуэзский бархат, майолика Фаэнцы и лиможская эмаль - даже беглое перечисление дает представление о широкой востребованности художественных ремесел. Но, наряду с Фаэнцей были и другие крупные центры итальянской керамики: Сиена, Дерута, Кастель Дуранте, Губбио, Урбино. Кроме шитого иглой кружева Венеции, знаменито было и плетенное на коклюшках фламандское.

Содержание

Общая характеристика ДПИ эпохи Возрождения
Мебель эпохи Возрождения
Ювелирное искусство эпохи Возрождения
4. Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

возрождение.doc

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

История декоративно-прикладного искусства

Общая характеристика декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения

студентка 3 курса

специальность история искусств

Лобанова Виктория Алексеевна

Мутья Наталья Николаевна

  1. Общая характеристика ДПИ эпохи Возрождения
  2. Мебель эпохи Возрождения
  3. Ювелирное искусство эпохи Возрождения

4. Список литературы

1. Общая характеристика ДПИ эпохи Возрождения

В разных концах Европы работали художники, делавшие уникальные вещи из природных материалов, передавая посредством их радостное ощущение мира. Шелка Флоренции, венецианское кружево и стекло, серебряные кубки Нюрнберга и резной камень Милана, падуанская бронза и брюссельские шпалеры, генуэзский бархат, майолика Фаэнцы и лиможская эмаль - даже беглое перечисление дает представление о широкой востребованности художественных ремесел. Но, наряду с Фаэнцей были и другие крупные центры итальянской керамики: Сиена, Дерута, Кастель Дуранте, Губбио, Урбино. Кроме шитого иглой кружева Венеции, знаменито было и плетенное на коклюшках фламандское.

С Ренессансом связано как появление новых для Западной Европы видов прикладного искусства, так и возрождение забытых, или пришедших в упадок в период средневековья.

Наряду с ранее существовавшими ювелирными мастерскими возникли центры шелкового ткачества, стекла, керамики. Подобно всей ренессансной культуре, прикладное искусство приобрело светский характер. Это не означало, что художники перестали выполнять церковные заказы. Но у них появляется новый заказчик состоятельный горожанин процветающих городов юга и севера Европы. Если в 1532 году семья нюрнбергского доктора тратила на все хозяйственные нужды 171 гульден (20 гульденов дрова, 48 одежда и т. д.), то почти столько же (169 гульденов) было истрачено на покупку серебряной утвари.

В прикладном искусстве, к этому времени, произошли значительные изменения.

Обрели новый декор существовавшие в быту предметы, и возникли новые. Так, украшением сундука в средневековье был обычно сложный орнамент масверк, восходящий к каменной резьбе собора, или изображение религиозных сюжетов. Теперь же, согласно описанию Вазари, истории, изображавшиеся на передней стороне сундуков, большей частью заимствовались из сочинений Овидия или других поэтов, или же из рассказов греческих либо латинских историков. Также, изображались охоты, турниры, любовные новеллы и тому подобные вещи. И далее знаменитый историк добавляет примечательные слова: кому что нравилось.

Говоря о новых формах мебели, следует, прежде всего, вспомнить кабинет, возникший именно в эпоху Ренессанса с ее коллекционерским духом. В шкафах такого типа (со множеством выдвижных ящичков разной формы и размера) надежно сохранялись предметы коллекционирования: медали, камеи, гравюры, и т.д.

Гуманизм эпохи, поставивший в центр внимания гармонически развитую личность, находил выражение не только в живописи или скульптуре, но и декоративно - прикладном искусстве.

Перемены произошли в изготовлении костюмов, особенно женских. Из них было исключено все то, что в одеянии времен готики придавало фигуре удлиненные линии, которые мало считались с реальными пропорциями тела. Ушли в прошлое конусовидные головные уборы эннены, доходившие до 50 сантиметров у горожанок, до одного метра у благородных дам, длинные шлейфы и вуали, глубокие треугольные вырезы, неимоверной ширины рукава, свисающие до земли, очень высокая линия талии. Теперь, когда прекрасным в человеке виделось не только духовное начало, но и его тело, костюм начинал следовать естественным линиям, тем самым, подчеркивая их совершенство. Мужской костюм, хотя и отличный по конструкции от современного (например, вместо брюк носили облегающие штаны-чулки), тем не менее, не стеснял движений.

В керамике возникла новая отрасль: в мастерских делали тарелки с изображением девичьей головки и короткой надписью.

Иногда это было просто имя: Маргарита, Кассандра, иногда добавлялся лестный эпитет: прекрасная Камилла, красавица Фламинья. Конечно, такой предмет наглядно демонстрировал внимание жениха он ведь потрудился выбрать в подарок именную вещь. Сегодня подобные предметы обихода из Фаэнцы можно увидеть во многих музеях, в т.ч Эрмитаже, обладающем обширной коллекцией итальянской майолики.

В медальерном искусстве нашел отражение портрет.

С большим мастерством итальянскими художниками чеканились медали, резались камеи и интальи, изображавшие конкретных людей. Круг заказчиков медалей был весьма широк. Если в средние века в композициях медалей возник обычай помещать изображение святого-покровителя, то теперь всякий синьор или знатный человек любил давать вырезать какую-нибудь выдумку или эмблему, так описывал моду своей юности ведущий ювелир эпохи Бенвенуто Челлини. Но не только индивидуальные вкусы заказчика определяли особенность и своеобразие каждого изделия. Большую роль в этом играли самобытность и индивидуальность мастера. Теперь он ставил свою подпись на изделии гораздо чаще, чем его средневековый коллега. Серебряник владел именным клеймом. С XVI века ткач помещал свою монограмму на бордюре шпалеры.

Много художников работало в это время в прикладном искусстве.

Среди них были и те, которые творили в различных областях искусства: в скульптуре, графике, архитектуре, монументальной живописи, были одновременно ювелирами, резчиками по дереву и камню. Например, Анджело Баровьер, самый известный среди венецианских стеклоделов (ему приписывали многие усовершенствования в технологии изготовления стекла) стал основателем целой династии стекольщиков. Питер ван Альст являлся главой шпалерной мастерской в Брюсселе. Им и его помощниками была выткана по картонам Рафаэля знаменитая серия ковров, заказанная римским папой для Сикстинской капеллы. Амброджо Фоппа работал в Милане и Риме и был, по отзыву самого Челлини, превосходнейшим и величайшим мастером в ювелирном искусстве. Наконец, Николо Пеллипарио, первое имя среди мастеров майолики, виртуоз многофигурных сцен, которые принесли керамике Италии ообщеевропейскую славу.

Сегодня, когда обучение будущих живописцев, ювелиров, скульпторов и керамистов разделено изначально, трудно представить себе универсальность художников Ренессанса. Не может не восхищать то, как свободно работал мастер интарсии (мозаики из пластинок дерева разных пород) со сложной перспективой убегающей к горизонту улицы, с постановкой фигур в разнообразных поворотах. Виртуозно владея рисунком, легко передавая светотеневые градации, художники могли изобразить на дверцах шкафа нечто неожиданное: и приоткрытые дверцы, и полки в шкафу, и тень в глубине, и расставленные на полках в продуманном беспорядке книги, статуэтки, вазы. Да еще лукаво уронить из вазы цветок. Нужно подойти совсем близко, чтобы понять, что находишься перед закрытым шкафом, украшенным интарсией. И восхищение лишь усиливается, когда оказывается, что автор (например, Джованни да Верона) — не только мебельщик, но и бронзолитейщик, архитектор, скульптор, миниатюрист, человек, вобравший в себя множество знаний своей эпохи.

Конечно, во многом высокий уровень прикладного искусства объяснялся единством, существовавшим между разными видами искусства.

Важное влияние на прикладное искусство (как и на всю культуру Ренессанса) оказала античность.

Хотя майолика XVI века не подражала буквально тем сосудам, которые в изобилии находили во время раскопок, очевидно, что этот вид прикладного искусства многим обязан античности. Демонстрируя эрудицию, художники часто брали сюжеты из Тита Ливия, Плутарха, Плиния Старшего, Валерия Максима, из Овидия, Вергилия, Гомера. Но дело было не только в сюжете. Изображая библейские сцены, мастерами итальянской керамики по-новому осмысливались и отображались античные сюжеты, образы и орнаменты. Подобный подход находил отражение во всем: в композициях, деталях, цвете, в построении фигур, часто взятых с гравюр по картинам Рафаэля.

Античная ордерная система преобразила не только архитектуру. На мебели также стали возникать колонны, пилястры, ниши со скульптурами, карнизы. Появились новые принципы формообразования. На смену готической вертикали пришли формы, тяготеющие к спокойной горизонтали и ясной архитектонике. Логику, отличавшую ренессансную архитектуру, можно проследить и в произведениях прикладного искусства: в венецианском бокале, где изящная ножка-балясина легко несла тонкостенную чашу, в высоком серебряном кувшине, бронзовом светильнике, золотой подвеске, в решении костюма.

Прикладное искусство Ренессанса было многим обязано развитию науки и техники своего времени.

Появились часы, фанерованная мебель, стали прозрачными окна. К этому, конечно, следует добавить учение о перспективе, открытия в анатомии, оптике, химии и математике. Благодаря ним изменились не только архитектура и живопись, но и шпалера, керамика, эмаль и декор мебели. Художники научились совершеннее использовать возможности применяемых материалов. В конечном счете, все это привело к тому, что декоративно - прикладное искусство Ренессанса снискало славу одной из наиболее интересных страниц в истории культуры.

Читайте также: