Философское основание юридической науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прежде всего, нужно дать определение философии. Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания .

Во-первых, нужно отметить, что философия также отчасти имеет дело с государственно-правовой материей, как и юридическая наука, с которой у нее весьма глубокая и многогранная связь. Она прослеживается по разным направлениям.

Юридическая наука широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается всеми группами юридических наук и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Уровень современного познания показывает, что рассматривать право вне границ философии в принципе нельзя. Следовательно, теоретические представления о праве должны базироваться на общих философских принципах и категориях .

Весомую роль в развитии любой юридической науки играет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, философский, мировоззренческий аспекты. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И на основе того, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.

Прямая и остро ощутимая зависимость юридических теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества. Особенно сильное воздействие философия, пожалуй, оказывает на такую юридическую науку, как теория государства и права.

Идеологические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-правовых теорий и идей. Например, идеалистическая по своему характеру философская система Гегеля объективно дала импульс распространению консервативно-реакционных взглядов на государство и право.

Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот, материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке различных юридических теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению правового материала.

В литературе между тем встречаются и другие мнения. Так, одни авторы считают, что основополагающим в современной отечественной науке о государстве и праве должен быть диалектико-материалистический подход[118]. Другие же предлагают либо признать некоторые положения марксизма, составлявшего методологическую основу советской юридической науки, состоятельными и для современной юридической науки, либо полностью от него отказаться. В. М. Сырых, анализируя обозначившиеся в отечественной литературе мнения по данному вопросу, отмечает три варианта, выражающие отношение современных исследователей к марксизму: компромиссный, реформистский и радикальный. Сторонники компромиссного варианта, признавая необходимость пересмотра марксистского видения права, считают, что ряд его положений сохраняет свое значение и в современных условиях.Реформистский вариант сориентирован на коренной пересмотр отношения к марксистским идеям как не соответствующим современности и переход к одному из немарксистских направлений изучения государства и права.Радикальный вариант объединяет позиции правоведов, считающих марксистское учение изначально научно несостоятельным и видящих свою задачу в создании новой теории права, отвечающей реалиям сегодняшнего дня[119].

Приведенные суждения, как представляется, свидетельствуют об определенном стремлении вновь сформировать единую философско-мировоззренческую основу для отечественной юридической науки, что едва ли можно считать правильным. Попытки навязать юридической науке монизм, т. е. единый философский, мировоззренческий взгляд на явления государственно-правовой действительности, характерный для методологии советской юридической науки, ведут к ограничению свободы научного творчества и противоречат ст. 13 Конституции Российской Федерации. В решении методологических проблем современной российской юридической науки задача состоит не в том, чтобы создать для нее какую-то единую философско-мировоззренческую основу, а в том, чтобы перевести юридическую науку на рельсы идеологического и философского плюрализма, что, как представляется, будет способствовать ее дальнейшему развитию и обогатит ее содержание. Если в этом плане провести сравнение с западной юридической наукой, то отсутствие в ней методологического монизма отнюдь не препятствует ее развитию.

Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, антропология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании государства и права находят онтология, гносеология, логика и социальная философия.

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания. Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т.е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета.

Функции юридической науки.

Основные направления воздействия правовой науки на другие сферы гражданского общества понимаются как функции. В соответствии со сферами общества, на которые влияет правовая наука, выделяются функции: познавательная, теоретико-методологическая, практическая, идеологическая, социально-культурологическая.

Познавательная функция выражается в том, что правовая наука изучает и выражает в форме категорий, понятий конкретно-исторические формы непосредственного бытия государства и права, равно как и законы их функционирования, развития.

Теоретико-методологическая функция правовой науки характеризуется тем, что теоретические знания о государстве и праве и методы их познания выступают основой последующих исследований проблем данной науки, обеспечивают получение новых достоверных знаний о политико-правовых явлениях и процессах.

Практическая функция выражается в глубоком научном обосновании правовой наукой политико-правовой практики, формулировании учеными-правоведами конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, а также деятельности государства, его органов.

Идеологическая функция определяется тем, что положения, выводы правовой науки используются политическими партиями в целях формирование своих политико-правовых воззрений относительно действующего законодательства и политики государства, определения стратегии и тактики прихода к государственной власти и проведения основных мероприятий в роли лидирующей государственной партии.

Социально-культурологическая функция выражается в обеспечении членов гражданскою общества и органов государства необходимой им правовой информацией.

Функции правовой науки с учетом особенностей сферы, в которой они действуют, характеризуются определенной спецификой в формах и методах их реализации и соответственно результатах воплощения, выражения в реальной действительности.

Современная философия - развитая система знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др.

Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки.

Наиболее широкое применение в познании государства и права находят:

· Онтология - философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления.

· Гносеология, или теория познания — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания.

· Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания.

· Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета. Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений. Все известные истории правовой науки правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.

Основу позитивистской доктрины составляет позитивизм — философское учение, исходный тезис которого сводится к тому, что все подлинное, положительное (позитивное) может быть получено лишь специальными науками, тогда как философия в качестве особой науки, претендующей на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. В лучшем случае ее содержание могут составлять общие выводы, формулируемые из результатов исследований естественных или общественных наук. Частные же науки могут заниматься лишь описанием и систематизацией явлений. В рамках философии позитивизма всякие попытки изучать причины и сущности явлений признаются несостоятельными. Основоположник Дж. Остин.

Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходимости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по- прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм действующего права.

С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права.Сторонники данной теории рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют собой явления субъективного порядка, содержание которых в конечном счете зависит от экономического развития общества.

Особенности остальных правовых доктрин также во многом определяются их философскими основаниями. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции.

В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, социально-гуманистическую, логико-методологическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитательную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

1. Мировоззренческая функция философии, проявляющаяся в целостном описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

2. Онтологическая функция выражается в применении в правовой науке универсальной характеристики организации общества и философских законов и категорий.

Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и характеризует их основополагающие стороны, связи и закономерности развития. Благодаря философии правовая наука освобождается от обязанности самостоятельно исследовать проблемы организации и функционирования общества как целостного организма, дающего начало и смысл праву и государству.

3. Гносеологическая функцияизучение природы и закономерностей познания, то есть отношение знания к объективной реальности, пути и критерии получения достоверного, истинного знания. Функция призвана дать ответ на вопрос о том, при каких условиях знание является истинным и каким образом познающему субъекту нужно действовать, чтобы получить достоверное, а не ложное знание, какими критериями нужно руководствоваться, чтобы отличить обыденное и иное ненаучное знание от научного.

4. Логико-методологическая функция – философские учения формулируют:

а) развитую совокупность принципов познания и нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний;

б) раскрывают и развивают систему логических методов научного познания;

в) формулируют законы логически последовательного мышления;

г) определяют основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять.

К иным функциям философии ученые относят:

- Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей;

- Прогностическая функция базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия;

- Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа;

- Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях;

- Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое;

- Эвристическая функция - создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания;

- Воспитательная функция - рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, ло­гика, философия природы, антропология, социальная филосо­фия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании госу­дарства и права находят онтология, гносеология, логика и соци­альная философия.

Онтология представляет собой философское учение об устрой­стве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а так­же всеобщих законах функционирования и развития природы, об­щества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это уче­ние об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержа­ния познания. Логика — учение о последовательном и упорядо­ченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Со­циальная философия исследует структуру, функции и закономерно­сти развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реали­зующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как со­циальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, крите­рии научности политико-правовых знаний. Правовая наука на­столько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в ее системе осо­бой отрасли — философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюрали­стический характер. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметиче­ских действий, а существует как совокупность многих философ­ских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские уче­ния: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, ирра­ционализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктри­ну, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспе­чить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета.

Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений и потому приходят к принципи­ально противоположным результатам в понимании и объяснении государства и права. Все известные истории правовой науки и ны­не господствующие правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.

Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходи­мости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по-прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм дейст­вующего права.




С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права. Руководствуясь положе­ниями диалектического материализма о первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости реально существующего природного и социального мира, о закономерном, диалектически противоречивом характере развития природы, общества и госу­дарства, сторонники данной теории права рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют со­бой явления субъективного порядка, содержание которых в ко­нечном счете зависит от экономического развития общества, и для познания причин возникновения и развития государства и права необходимо брать их в развитии, их конкретно-исторической обу­словленности другими социальными явлениями.

Особенности остальных правовых доктрин также во многом оп­ределяются их философскими основаниями, которыми выступают такие направления философии, как экзистенциализм, психологизм, прагматизм. Однако независимо от того, какое философское уче­ние лежит в основании правовой науки, его воздействие на про­цессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции. В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гно­сеологическую, социально-гуманистическую, логико-методоло­гическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитатель­ную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренче­ская, онтологическая, гносеологическая и логико-методологиче­ская функции философии.

5. Система правовой науки

Правовая наука представляет собой сложную и развитую систе­му многообразных знаний о государстве и праве, об их историче­ском развитии и современном состоянии, разделенных на отдель­ные обособленные массивы — отрасли правовой науки.

Отрасль правовой науки – это знания о законо­мерностях, действующих в обособленной сфере политико-право­вой практики, которые характеризуются логической непротиворе­чивостью и целостностью, как правило, на уровне теории, а также представляют устойчивый интерес для правовой науки и юриди­ческой практики.

Отрасли правовой науки по сфере действия закономерностей функционирования и развития государства и права, образующих их предмет, делятся на две группы: общие и специальные (конкретные).

В первую группу входят: общая теория права, история полити­ческих и правовых учений, история государства и права, методо­логия правовых исследований (метод правовой науки).

Вторую группу составляют все остальные отрасли правовой науки. Специальные отрасли права, в свою очередь, систематизи­руются на четыре группы:

1) отраслевые юридические науки;

2) науки об организации деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции;

3) прикладные юридические нау­ки;

4) наука международного права.

Система отраслевых юридических наук соответствует совокуп­ности ныне действующих отраслей права и состоит из 11 элементов: 1) науки конституционного права; 2) науки граж­данского права; 3) науки административного права; 4) науки фи­нансового права; 5) науки экологического права; 6) науки трудо­вого права; 7) науки семейного права; 8) науки уголовного права; 9) науки уголовного процесса; 10) науки гражданского процесса; 11) науки земельного права. В настоящее время идет процесс ин­тенсивного формирования новой научной отрасли — науки обра­зовательного права.

Прикладные отрасли правовой науки возникают на стыке правовой науки и иных неюридических наук в целях использования достижений этих наук для решения соответствующих правовых задач. В числе этих наук чаще всего называют законодательную технику, правоприменительную тех­нику, криминалистику, технику толкования норм права, технику систематизации и учета законодательства, правовую информати­ку, юридическую психологию, юридическую педагогику, судеб­ную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.

Особую отрасль правовой науки составляет наука международ­ного права, в разработке которой принимают самое непосредст­венное участие правоведы многих, практически всех стран земно­го шара, а ее предметом являются закономерности формирования норм, призванных установить на земле единый правовой порядок, обеспечить реальное равноправие стран, рас, наций, народов и индивидов.

Отраслевые юридические науки призваны раскрывать законо­мерности функционирования и развития отдельных отраслей права и соответствующей отрасли законодательства. Отраслевые юридические науки подразделяется на три группы:

1) науку конституционного права;

2) науки частного права — гражданского, трудового и семей­ного;

3) науки публичного права — административного, финансо­вого, уголовного, экологического, земельного, уголовно-процессу­ального и гражданско-процессуального.

Наука международного права состоит из двух отраслей: науки международного публичного права и науки международного частного права.

Функции правовой науки.

Метод юриспруденции представляет собой способ юридического познания, создания и организации юридического знания. С помощью юридического метода предмет юриспруденции конкретизир>ется и оформляется в соответствующую юридическую теорию (юридическую науку) как единую систему знаний о государстве и праве, выраженную в понятиях.

Основной метод юридической науки — философская диалектика (материалистическая и идеалистическая).

Функции юридической науки — основные направления постижения и выражения юридического знания:

— онтологическая (познавательная) — изучение фундаментальных качеств материи права, наиболее общих сущностных явлений и процессов в государственной жизни, открытие ранее неизвестных закономерностей бытия государства и права;

— эвристическая — познание нового в государственно-правовой жизни, открытие ранее неизвестных закономерностей бытия государства и права;

— прогностическая — предвидение развития государственно-правовых процессов;

— практически-организационная — обслуживание практики;

— методологическая — исследование и разработка способов изучения правовой действительности;

— идеологическая — влияние на развитие правовой культуры общества и личности;

— политическая — помощь в формировании государственно-правовой политики, разъяснении политических и законодательных решений

7. Понятие и виды методов познания юридической науки ( объекта субъекта)

Методы юридической науки - применимые в юридических исследованиях средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверенных знаний о гос-правовых явлениях

Методы познания

Философские:

1. Метафизический( исходят из высших, постигаемых начал всего существование в мире)

2. Диалектно-материалистический( отр. истор путь по которому произошло гос и пр)

3. Идеалистический( обхъективный и субъективный идеологизм)

Общенаучный:

Частнонаучный:

6. Соц-прав экспиримент

Специальные:

1. сравнительно-правовой (сопоставление различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними)

2. формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)

Выбор метода юридического исследования во многом зависит от философских воззрений конкретного исследователя.

К числу философских (общих) методов можно отнести:

1. Диалектико-материалистический методстроится на признании материальности мира, взаимосвязи всех окружающих явлений и их взаимообусловленности. Все государственно-правовые явления рассматриваются в развитии: через переходит количества в качество, единства и борьбу противоположностей, отрицание отрицания. Признается первичность базиса (экономики), вторичность надстройки (в т.ч. государства и права), а ведущим является классовой подход (классовая борьба, как движущая сила развития). Следовательно, изучению подлежат, прежде всего, внешне выраженные, объективированные правовые явления, а при типологии правовых систем основным основанием разграничения служит тип экономики.

Формационный (лат. - образование) подход изложен в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина (1870- 1924) и их последователей. Под формацией подразумевается определенный тип общества, основанные на том или ином способе производства. Этот тип общества определяется производственными отношениями (базисом). Надстройка (в т.ч. право) является вторичной, производной от базиса. Следовательно, каков тип экономики, таково и право. При этом право является важнейшей частью надстройки, но его тип всецело определяется базисом. В соответствии с общественно-экономическими формациями выделяют следующие типы права (с учетом того, что при первобытно-общинной формации права, как и государства еще не существовало):

1) рабовладельческие право (с древнейших времен до Vв. н.э.); 2) феодальное право; 3) капиталистическое (буржуазное) право; 4) социалистическое право.

Это одна из типологий, в основе которой лежит экономический признак. В этом и ее сила и ее слабость. Очевидно, что тип права, как и государства, зависит от типа производственных отношений, но также очевидно, что на типологию права оказывает влияние еще целый ряд факторов (культура, религия, национальный состав населения, геополитические и природно-климатические факторы и др.). Они находятся между собой в сложном взаимодействии. Соответственно, об их преобладающем влиянии можно говорить только условно с привязкой конкретному историческому периоду. К тому же само учение о формациях представляет собой прекрасную социологическую схему, но слишком упрощенную и линейную. Она не отражает всего многообразия развития общества и права, а деление только на классы эксплуататоров и эксплуатируемых не отражает всей сложности социальной стратификации.

К позитивизму и прагматизму примыкает и утилитаризм, ставящий целью достижение наибольшего счастья или блага для максимального числа людей. Не случайно одним из его первых идеологов был позитивист И. Бентам.

При этом подходе в изучение права акцент делается на идеологию, духовный и культурный уровень народа, а экономика и политика играют подчиненную роль. Каждой цивилизации соответствует своя неповторимая форма права (напр. античная цивилизация – античное право, китайская цивилизация - китайское право, восточно-славянской (православной) цивилизации - российское право и др.). Следовательно, цивилизация первична и определяет тип права (и государства). Сложность заключается в том, что нет единого подхода к определению цивилизации и, соответствен, к выделению права. Так, английский исследователь А. Тойнби выделил сначала 100 цивилизаций, затем 36, а потом 21 и, наконец, 13.

Цивилизационный подход рассматривает право в полноте своего проявления, не предполагает формального, общепризнанного определения цивилизации. Отсюда размытость временных и пространственных границ цивилизаций, признаки которых, как правило, связываются с относительно замкнутого и локального состояния общества. Оно характеризующегося наличием общей территории проживания, языка, письменности, развитого религиозного культа (обычно единобожия), существованием городов (архитектуры), обычаев, относительно развитой материальной и духовной культуры, общими психологическими проявлениями и др. Очевидно, что это в значительной части оценочные признаки, открывающие простор для усмотрения исследователей. В самом общем смысле цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, локализованный во временных и пространственных пределах. В философском смысле это следующая за варварством (дикостью) стадия развития общества, которая приспосабливает человека к совместным, упорядоченным, плановым действиям с себе подобными, что, в свою очередь, является предпосылкой дальнейшего развития государства и права.

4. Экзистенциализм делает основной акцент в исследованиях на вопросах человеческого бытия, свободы и выбора (право, как мерило свободы; право, как вариант выбора; правовые идеалы и их воплощение и др.). Однако бесконечная свобода выбора, на основе которой индивид усилием воли выбирает курс своей жизни, не всегда согласуется с правом. Исходным является положение о том, что человеческое существование не имеет предопределенной цели или причины (в крайнем варианте - бессмысленно), но человек сам должен создать свою жизнь. Во многом он основан на идеализме, на конструирование правовых явлений через абстрактные схемы.

5. Аксиологический метод выводит на первый план учение о ценностях правовых явлений. Правовая аксиология является частью общей теории ценностей, общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. При этом выделяют: 1) инструментальную ценность права (как средство выстраивания поведения людей); 2) социальную ценность права (как способность разрешать возникшие в обществе проблемы); 3) личную ценность права (как способ защиты субъективных прав, как источник свободы и стабильности поведения). Такой подход может быть плодотворен, но он достаточно односторонний.

В настоящее время выводят и иные всеобщие методы (феноменологический, синергетическийи др.), которые получили распространение в достаточно узком кругу исследователей.

В отношении права малопродуктивны постмодернизмипостструктурализм.

Применение всеобщих методов в значительной степени зависит не только от научной позиции исследователя, но от его идейной ориентации, религиозных и политических взглядов. В этой связи их можно именовать, как уже указывалось выше, философскими методами.

Читайте также: