Материализм т гоббса кратко

Обновлено: 04.07.2024

В противоположность рационалистической метафизике Декарта принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского материалиста Т. Гоббса (1588—1679).

Гоббс — классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу есть восприятие или первичное знание, а другой — знание об именах вещей. Источник этого второго опыта — ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов.

Критикуя учение Декарта о врожденных идеях, Гоббс в то же время не принимал и понятие субстанции — не только духовной, но и материальной: таков логичный вывод из предпосылок номинализма, оказавшегося одним из источников механистического материализма XVIII века.

Гоббс являлся последовательным материалистом. Он признавал наличие лишь телесной, материальной субстанции, выступая против дуализма Декарта. Материя, согласно его воззрениям, вечна, несотворима и неуничтожима. Всей материи изначально присуще движение, понимаемое Гоббсом преимущественно как механическое перемещение. Мироздание Гоббс понимал как совокупность материальных тел. Он считал, что предметом всякой философии являются разнообразные тела. Все тела, по Гоббсу, являются естественными или искусственными. Естественные тела возникают в силу природных законов без участия человека, в то время как искусственные тела создаются человеком. Общество и государство суть искусственные тела, созданные человеком как естественным телом. Все тела (включая и общественное тело), полагал Гоббс, подчиняются механическим законам и могут изучаться математическими методами. Поэтому Гоббса считают одним из самых последовательных механицистов 17 в.

Основные неотъемлемые свойства всех тел – протяжённость и фигура, отсюда следует отрицание всех духовных предметов изучения (ангелов, духов и т.д.). Теология объявлялась Гоббсом находящейся вне пределов философии, поскольку содержание богословия является предметом не науки, а веры. Человек в представлении Гоббса полностью телесен, наличие духовной субстанции отрицается им вообще. Гоббс критикует и отвергает укоренившееся со времён Аристотеля в философии и естествознании учение о конечных причинах (телеологию), Гоббс призывает рассматривать исключительно каузальные взаимосвязи между объектами.

Все наши знания, по учению эмпириста Гоббса, проистекают из опыта. Идеи же являются отражением материальной действительности в нашем сознании. Даже те идеи, которые, казалось бы, не имеют соответствия в опыте, в конечном итоге происходят из него. Так, например, идея ангела образована из соединения идей мальчика и крыльев, каждая из которых имеет соответствие в опыте. Гоббс, будучи номиналистом, считал, что реально не общее, а лишь отдельные тела.

Одним из первых Гоббс разработал учение о знаках, заложив, таким образом, основы семиотики как научной дисциплины. Слово (имя) признаётся Гоббсом одним из видов знаков.

В области социально-политической мысли Гоббс одним из первых обосновал теорию общественного договора, которая должна была объяснять происхождение государства. Согласно Гоббсу, сначала люди жили в естественном состоянии, в котором действовали исключительно законы природы, и жизнь людей почти не отличалась от животного существования. Велась война всех против всех за жизненные блага, каждый воспринимал другого как конкурента и соперника (человек человеку волк). В естественном состоянии господствовало право силы: сильный мог отнять у слабого всё, даже жизнь. Никаких норм, регулирующих жизнь людей, не существовало, в этом смысле все были полностью свободны. Однако в определённый момент люди осознали всю невыгоду такого состояния, поскольку никто не мог гарантировать человеку охрану его жизни, здоровья и имущества от посягательств. Поэтому люди решили пожертвовать частью своей изначальной свободы (суверенитета), например, отказались от права на бесконтрольное насилие, и согласились подчиняться разработанным для общего блага законам. Также была создана структура, призванная следить за порядком в обществе, которая получила монопольное право на применение насилие в отношении лиц, нарушающих законы. Этим учреждением, возвышающимся над обществом и управляющим им, стало государство. На место естественному состоянию пришло состояние общественное. Гоббс выступал за сильную единоличную власть, направленную к благу всех подданных.

Томас Гоббс – английский философ, сторонник материалистического мировоззрения. Единственный предмет философии по Гоббсу – тело, главная проблема – межличностное взаимодействие. Философ известен благодаря своему учению о государстве. Гоббс предложил модель общества, управляемую государством, как единственный вариант мирного и продуктивного взаимодействия людей. Его идеи стали основой для формирования современного государственного строя.

Последовательный эмпиризм Гоббса

фото 730

Гоббс был убежденным материалистом, признающим существование только материальных предметов. Единственным предметом философии он считал физические тела. Изучение души относил исключительно к вопросам веры, а не науки.

Теория познания Гоббса основана на последовательном эмпиризме. Физические движения вызывают впечатления в органах чувств. Впечатления вызывают внутренние движения – мысли. Идея появляется в результате возникновения связи между движениями. Простые идеи путем сравнения, соединения и разделения формируют более сложные.

Наряду с сознанием, воля возникает из впечатлений. Впечатления порождают чувство удовлетворения и неудовлетворения. Критерии удовольствия и неудовольствия субъективны. Они возникают только в сердце человека в виде движений. Он совершает движения, чтобы совершать добро и продлить удовольствие, или не двигается, если тяготеет ко злу. Выбор между добром и злом – волевой процесс. Человек выбирает сильнейшее влечение, поэтому свобода воли относительна.

Происхождение морали

Мораль относительна. В обществе, которое не регулируется внешне, она существовать не может. Природа сделала людей одинаковыми: они обладают равными возможностями и стремлениями. Из-за этого постоянно возникают конфликты, приводят человечество в состояние войны.

Чтобы сохранить мир, люди должны отказаться от своих эгоистических стремлений. Мораль общества состоит из определенных норм поведения, которые регулируют действия людей, и устанавливают общие нормы. Мораль неразрывно связана с правовой системой. Совокупность наград и наказаний позволяет создать единственный допустимый вариант поведения человека в обществе.

Естественные законы гражданского общества

3 основополагающих закона:

  1. Люди должны стремиться к достижению мира. Если это невозможно, они имеют право на самозащиту.
  2. Каждый обязан отказаться от индивидуального права на обладание вещами в пользу создания государства.
  3. Заключенные соглашения должны выполняться – это основа справедливости. Разрешать возникающую несправедливость (нарушение соглашения) должно государство в лице уполномоченных людей.

16 законов, регулирующих взаимоотношения людей внутри гражданского общества:

  1. Человек обязан отвечать благом на благо, чтобы поощрять благодеяния. Ответ злом на благо – проявление неблагодарности.
  2. Каждый должен стремится к поиску компромисса. Компромисс достигается путем коммуникации.
  3. Всякую обиду следует простить, если обидчик искренне раскаялся в поступке.
  4. Месть должна исходить не из желания зла, а из желания сохранения блага. Месть, противоречащая благу – жестокость.
  5. Закон об уважение запрещает оскорбления.
  6. Все люди равны. Вознесение себя над другими людьми – гордыня.
  7. Каждый должен быть скромным и не претендовать на те блага, которые он не готов разделить с другими людьми.
  8. Представители закона должны быть беспристрастны по отношению к жертве и преступнику.
  9. Люди имеют право на получение равных долей имущества.
  10. Использование неделимого имущества определяется жребием либо личной договоренностью.
  11. Посредникам мира должна быть гарантирована неприкосновенность.
  12. Все имеют право на защиту их интересов в суде.
  13. Суд должен быть справедлив и стремиться к возмещению ущерба.
  14. Для беспристрастного судебного разбирательства должны быть предоставлены надлежащие условия. Люди, препятствующие действиям суда – преступники.
  15. Свидетельские показания должны быть получены законным путем.
  16. Общество имеет право избирать представителей власти или сменять их, если они не выполняют своих обязанностей.

Наличия законов для формирования общества недостаточно. Важно, чтобы существовала власть, которая будет заставлять людей соблюдать эти законы.

Природа и время

Для Томаса Гоббса, философия природы взаимосвязана с его представлениями о телесности. Он описывает Вселенную, как совокупность тел. Тела могут находиться в состоянии покоя или двигаться. К телам относится все, что имеет протяженность: физическую форму.

Подобным образом мыслитель рассматривает время. Определить время можно только по образу предмета, который остается в восприятии во время движения. Движение может быть совершено в прошлом, будущем или настоящем времени, а представление о нем – воспроизведено в любой момент.

Особенности познания

Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать только научно-философским путем.

Виды познания по Гоббсу:

  • первичное – создается восприятием и памятью;
  • вторичное – основано на размышлениях.

В учении философа, речь – орудие мышления и средство общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может обозначить признаки предмета, определяющие его суть.

Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во все времена.

Соотношение морали и права

Предпосылки возникновения права, как единственного способа урегулирования отношений между людьми, Гоббс видел в человеческой природе. Эгоизм и гедонизм – основные стимулы деятельности. Разногласия, жажда признания, стремление удовлетворить свои потребности подталкивает людей к насилию. Человек нападает или защищается, но в любой ситуации остается врагом для других людей. Состояние вечной войны естественно. Оно существует там, где отсутствует гражданское общество.

Создать нормальные условия для существования людей может только государство. Оно регулирует действия людей и является гарантом мирного сосуществования. Свое поведение, человек обязан соотносить с законом. Следует отличать закон от права. Закон определяет допустимые и недопустимые действия, а право предоставляет свободу выбора действий. Основа создания государства – отказ людей от права на насилие.

Создание государства

фото 731

Существует три вида государственного устройства:

  1. демократия;
  2. аристократия;
  3. монархия.

Согласно Гоббсу, лучшая форма государственного правления – монархия. Только она обеспечивает гражданам безопасность.

Представители верховной власти являются гарантами закона, они формируют законодательную базу и следят за ее исполнением. Граждане государства имеют право на восстание и свержение действующего политического строя, если государство не обеспечивает поддержание мира. После установления новой системы власти гражданин обязан снова отказаться от своих прав в пользу государства.

Государство, как верховная власть, должно управлять не только обществом, но и Церковью. Религиозный культ не отделяют от государства, он обязан подчиняться высшим органам власти.

Роль религии в обществе

Философ выводит религию из сферы философского познания в область государственного законодательства. Предназначение религии – стать законом, которому должно подчиняться гражданское общество.

Существует истинная и неистинная религия. Неистинной религий Гоббс называл язычество. Оно было создано с политической целью – привлечь на сторону язычников как можно больше людей и утвердить их власть. Языческое правительство внушало людям страх перед служителями культа и ложные представления о правах. Истинная религия – христианство, основная концепция которого изложена в Библии и Ветхом завете. Христианство предлагает человечеству свод законов, который позволит создать общество, построенное на принципах безопасности и взаимовыгодны.

Бог – продукт человеческого мышления. Стремясь найти объяснения непонятным явлениям природы и поступкам, люди придумали высшие силы, которые управляют всеми процессами на Земле. Единственная причина возникновения религии – страх перед неизвестным.

Учение Гоббса о человеке

Гоббс называет ощущения отправной точкой познавательного процесса. Мышление – результат ощущений, мыслительный анализ невозможен без первичного впечатления, полученного с помощью органов чувств.

Ощущение вызывает внутреннее движение – представление. Оно равноценно памяти, но оказывает большее влияние, поскольку ощущения, возникающие в памяти, не такие яркие, их воздействие осталось в прошлом. Сновидения – это представления, возникающие во время сна. Во сне люди заново проживают те ощущения, которые накопили за день.

фото 732

В мире нет ничего, считал Гоббс (1588–1679), кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Соответственно, и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

Для Гоббса в устройстве человека действует только один закон – механического сцепления психических элементов по смежности. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, где подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая порождена незнанием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. У Гобб-са механодетерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение.

После прямого воздействия внешних предметов в мозге остаются следы, ослабленные внутренние движения. Эти остаточные движения, по Гоббсу, есть представления. Они подразделяются на два больших класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные включают в себя либо собирательные образы, либо обобщенные представления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

13.2. Диалектико-материалистическая теория познания

13.2. Диалектико-материалистическая теория познания [Познание как отражение действительности]Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей

Материалистическая диалектика против идеализма

Материалистическая диалектика против идеализма В своих философских работах Лафарг подверг острой критике идеализм во всех формах его проявления. Он рассматривал идеалистическую философию как ложную в своей основе форму общественного сознания, дающую искаженное,

3. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА - ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА МАРКСИЗМА- ЛЕНИНИЗМА

3. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА - ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА МАРКСИЗМА- ЛЕНИНИЗМА Марксистская диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Из этого следует, что одни и те же её законы являются законами объективного мира и

1. Материалистическая диалектика, теория эволюции и проблема антропосоциогенеза

1. Материалистическая диалектика, теория эволюции и проблема антропосоциогенеза Антропосоциогенез представляет собой особый тип переходного состояния в развитии материи. «…Признав происхождение человека из царства животных, необходимо допустить такое переходное

Материалистическая диалектика и борьба пролетариата

Материалистическая диалектика и борьба пролетариата Маркс и Энгельс противопоставляют идеалистическому толкованию противоположности между пролетариатом и буржуазией материалистическое воззрение, совпадающее, как подчеркивают они, с убеждением сознательных

Историко-материалистическая задача экономического исследования

1. Материалистическая диалектика, теория эволюции и проблема антропосоциогенеза

1. Материалистическая диалектика, теория эволюции и проблема антропосоциогенеза Антропосоциогенез представляет собой особый тип переходного состояния в развитии материи. «…Признав происхождение человека из царства животных, необходимо допустить такое переходное

4. Материалистическая психиатрия

4. Материалистическая психиатрия Знаменитый тезис психиатра Клерамбо кажется вполне обоснованным: бред с его общим систематическим характером является вторичным по отношению к частным и локальным феноменам автоматизма. И действительно, бред характеризует

4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ Кроме основной линии английской философии, которая, начиная с Локка, развивалась четко по направлению к субъективному идеализму, в Англии на переломе XVII и XVIII вв. появляются и философы противоположного направления. Эти

2. От Гоббса к Канту

2. От Гоббса к Канту Здесь возникает альтернатива, решительным образом стимулировавшая развитие Ролзовой теории: либо мы способны продвинуться вперед от Гоббса к Канту и развить понятие практического разума, который обеспечивает моральным высказываниям некое

Читайте также: