Философско религиозная антропология кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелое (1863—1937) относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре.

1 Бердяев Н. Философская истина и интеллигенская правда// Вехи. М., 1910. С. 18.

2 Аристотель. О частях животных, 641 а. М., 1937. С, 39.

3 Антропология // Философская энциклопедия. М., I960, Т 1- С. 78.

4 Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М.: Высшая школа. 1963. С. 4.

1 Н . G. Liddel and Scott . A Greek-English Lexicon. Oxford, 1977.

2 Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. X. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. М., 1958. Т. 1. С. 151.

3 Аристотель. Никомахова этика, 125а5 // Сочинения: в 4-х тт. М., 1984. Т. 4. С. 134.

4 Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 159.

1 Magnus Hundt. Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus, de elementis, partibus et membris humani corporis. Leipzig, 1501.

2 Otto Casmann. Psychologia Anthropologica, sive Animae humanae doctrina. Anthropologiae p. II, de fabrica humani corporis mtthodice descripta. Hanau, 1594, F 1604.

3 Halder A. Anthropologie, philosophische // Lexikon fur Theologie und Kirche. Freiburg, 1957. Bd. 1. S. 615.

4 Наука о душе или ясное изображение ея совершенств, способностей и безсмертия. М., Типография Решетникова. 1796.

1 Δημητροπουλος Παν. X . Ανθρωπολογια Δογματικη // Θρησκευτική καί ’Ηθική Έγκηκλοπαιδεία. Α θ ηναι , 1963. Τ . 2. S. 815.

2 Prenter R. Anthropologie. IV. Dogmatisch // Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Tubingen, 1957. Bd. 1. S. 420.

Бердяев верно охарактеризовал Несмелова как глубокого, но малоизвестного философа. При жизни Несмелова русской религиозно-философской мысли был присущ онтологизм. Почти все выдающиеся отечественные философы испытали сильное

1 Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. М., Изд-во МГУ. 1989. С. 186.

2 Несмелое В. И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного Откровения. Казань, 1895. С. 3.

3 Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988. С. 65.

влияние В. С. Соловьева. Уникальный Несмелое стоял на позициях психологизма.

1 Несмелое В. И., проф. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. С. 4.

разить идею планомерного устройства мира, философия располагает научные факты по той или иной схеме. Так человеческий разум создает философские системы.

2 Несмелое В. Наука о человеке. Казань, 1905. 3-е изд. Т. 1. С. 256—257 (выделено автором).

Таким образом, мы видим, что Несмелов, как и раньше, все свои рассуждения переводит на экзистенциальную почву. Для него идея Бога прирождена человеку. Он исходит из факта, а не из понятия, и этот факт не может быть ни философским, ни антифилософским, а просто лишь существующим.

Огромную заслугу Несмелова Бердяев выразил так: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии

1 Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии. М., Соцэкгиз, 1936. С. 108.

2 Фейербах Л. О дуализме и бессмертии. СПб., 1908. С. 31.

3 Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства // Русская мысль, 1909. Кн. 9. С. 58.

Несмелов строит очень оригинальную — психологическую, как он выражается, — историю первого преступления в духовном мире. Первый виновник падения возгордился высотою своего положения и возымел желание подчинить себе мир, чтобы заменить собою для него Бога. Люцифер видел, что мир духов почитает в нем только своего великого вождя, а своей славе он обязан лишь в силу своего служения Богу. Поэтому он почувствовал тайную зависть к Богу. И вместе с тем он понимал, что своим бытием он обязан Богу, о чем знали и другие духи. Бог, таким образом, оказался единственным препятствием к осуществлению его мечты. И вот, он увидел в Боге своего врага и воспылал к Нему чувством непримиримой ненависти. Под влиянием этого чувства, если только о характере падшего духа можно судить по всем дальнейшим его действиям в человеческой истории (технология революций), он, вероятно, разразился дерзкой клеветой на Бога, стараясь приписать Богу все те нравственные недостатки, которые выросли из его собственной гордыни. Иначе совершенно невозможно объяснить хотя бы даже и относительный успех его провокации.

Эта катастрофа, вероятно, совершилась таким образом. Люцифер, прикрываясь мнимой любовью к своим собратьям и

1 Несмелое В. Наука о человеке. Казань, 1906. 2-е изд. Т. 2. С. 242 (выделено автором).

Так с грехопадения прародителей началось блуждание человека по дорогам истории в поисках истины и смысла жизни, в поисках спасения и искупления от греха. В Лице Иисуса Христа в мир неправды явился праведник в собственном смысле этого слова. Никогда не следуя внушениям человеческой плоти и крови, Христос действительно раскрыл в своей человеческой жизни такую полноту нравственного совершенства, которая возможна только в жизни истинного человека от Бога. Его земная жизнь явилась совершенным воплощением мысли о жизни самого Небесного Отца. Он — Иисус Христос — впервые осуществил вполне Божию мысль о бытии. Уже одним тем, что, будучи Сыном Божиим, жил в этом мире, Он вполне оправдал Божие дело создания мира, т. е. Христос явил оправдание Бога в Его творческой деятельности. Но это еще не оправдание людей пред Богом за их уклонение от Божия закона жизни.

Для Иисуса Христа смерть не была необходимостью: в Нем дух не служил смертному телу, а тело являлось органом нравственной жизни бессмертного духа. Поэтому Иисус Христос выпадал из общей закономерности, и поэтому Его мученическая смерть была искупительной — она уничтожила грех в мире. Личность Христа и есть богооткровенный ответ на загадку о человеке: Христос по плоти есть абсолютный, божественный Человек, предвечно осуществленный Образ и Подобие Отца. Он добровольно принес Себя в искупительную жертву и таким образом спас от гибели жизнь грешного мира. Мир воссоздан, изменен Христом, но так, что условия его наличного существования еще остаются неприкосновенными. Смерть уничтожает и грех или вину. Но обычная смерть разрушает и самого человека. Поэтому недостаточна обыкновенная мученическая смерть на Кресте, хотя она и уничтожает грех. Но вот Христос воскрес, и Его воскресение закрепляет освобождающий от греха смысл его смерти.

нился с человеческой природой, а не с личностью человека, поэтому Иисус Христос — это Новый Адам и поэтому обожение охватывает всю человеческую природу, а не только конкретную её личность 1 . Своим воскресением Иисус Христос делает человеческую природу участницей вечности Божией. Сын Божий, принимая в вечность человеческую природу, тем самым указывает, что все её собственники становятся участниками вечности. Воскресение Христа не является воскресением индивидуальной человеческой личности, но воскресением всей человеческой природы. Поэтому воскресение Христа вводит закон всеобщего воскресения людей.

2 Там же. С. 408 (выделено автором).

В октябре 1917 года произошла революция, и в начале 1919 года занятия в Казанской духовной академии были фактически прекращены, а в 1921 году академия была окончательно закрыта, и Несмелов потерял работу. Он, заслуженный ординарный профессор, кавалер орденов Анны, Станислава, свято-

2 Там же. С. 408 (выделено автором).

3 Зеньковский В В., прот. История русской философии. Т. 2. Париж, ИМКА, 1950. С. 118.

Литература

1. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1983.

2. Аристотель. Никомахова этика, 125а5 // Сочинения: в 4-х т. - М., 1984. - Т. 4.

3. Аристотель. О частях животных, 641 а. — М., 1937.

4. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2.

5. Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. // Русская мысль, 1909, кн. 9.

6. Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда. Вехи, 5-е изд. М., 1910.

1 Евгеньев П. Обелиск в Раифе. Казань, 1969.

7. Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. X. Дворецкий; Под ред. С. И. Соболевского. — М., 1958. — Т. 1.

8. Евгеньев П. Обелиск в Раифе. Казань, 1969.

9. Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Т. 2. Париж, ИМКА, 1950.

10. Константин (Горянов), игумен. Русская религиозно-философская антропология на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков: В. С. Соловьев и В. И. Несмелов. Дисс. канд. (на правах рукописи). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1990. — 220 с.

11. Константин (Горянов), архимандрит. Жизнь и творчество Виктора Несмелова // Вестник Белорусского Экзархата, 1990 г., № 5, 1991 г., № 6.

12. Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного Откровения. Казань, 1895.

13. Несмелов В. И., проф. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

14. Несмелов В. Наука о человеке. Казань, 1905. 3-е изд., Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни.

15. Несмелов В. Наука о человеке. Казань, 1906. 2-е изд., Т. 2. Метафизика жизни и Христианское Откровение.

16. Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. — М., Изд-во МГУ, 1989.

17. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М., Высшая школа, 1963.

19. Фейербах Л. О дуализме и бессмертии. СПб., 1908.

20. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии. М., Соцэкгиз, 1936.

21. Философская энциклопедия. — М., 1960. — Т. 1.

22. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М ., Прогресс , 1988.

24. Halder A. Anthropologie, philosophische // Lexikon fur Theo-logie und Kirche. — Freiburg, 1957. — Bd. 1.

25. Munro R. Anthropology. Encyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. By Hastings J. Edinburg, N. Y., In 12v, 1908—1921. V. 1.

26. Prenter R. Anthropologie. IV. Dogmatisch // Die Religion in Geschichte und Gegenwart. — Tubingen, 1957. — Bd. 1.

27. Δημητροπουλοσ Παν. X . Ανθρωπολογία Δογματική // Θρησκευτική και ηθική εθγκηκλοπαιδεία. — Αύηναι, 1963. — Τ.

Сегодня поговорим о тех истинах, из которых возникла и развивается современная философско-религиозная антропология.

Антропология это наука о человеке, включающая в себя все биологические и медицинские знания о человеке.

Плюс все истины о человеке из различных философских систем. Здесь наибольший вклад внесла Агни-Йога или Учение Живой Этики. Это современная философская система, которую Российская православная церковь объявила как новую религию.

В действительности она дана Учителями человечества из Небесной Шамбалы, то есть от Бога-Отца, как и все дохристианские религии, и все философии.

Представители внеземных цивилизаций ведают о Боге-Отце и поклоняются Единому, как Творцу всего сущего во Вселенной.

Философско-религиозная антропология включает в себя все религиозные истины из всех существующих религий, отбрасывая догмы надуманные и принятые священниками на протяжении столетий.

Наибольший вклад вносит Новый и Последний Заветы Отца Небесного с землянами, которые призваны объединить все мировые религии в Единую религию на планете.

Ученые, разрабатывающие основные положения философско-религиозной антропологии, ценят вклад великих мудрецов, знаменитых философов, Пророков и Мессий, внесших заметный вклад в этот синтез всех знаний о человеке.

Но древние философии и дохристианские религии давались от Бога-Отца много веков назад, по уровню развития сознания людей того времени. За многие века они обросли определенными домыслами и стали общепринятыми догмами, то есть в корне извратили суть первоначальных учений.

Основной символ философско-религиозной антропологии, объединяющей все научные, религиозные и философские знания о человеке.

Основной символ философско-религиозной антропологии, объединяющей все научные, религиозные и философские знания о человеке.

Редкие ученые умы обладают способностью к синтезу научных данных из смежных наук. Такие корифеи делают открытия именно на стыках различных наук, и являются основоположниками новых научных направлений.

Философы и религиоведы тоже копаются в своих локусах яблока. При этом священники даже запрещают своим прихожанам изучать другие религии и философские учения, ограничивая их свободу выбора, и сужая их кругозор до ограниченных рамок своей религиозной доктрины.

Именно на этот вопрос и отвечает современная философско-религиозная антропология.

Пишите свое личное мнение, не стесняясь: мне интересны как положительные, так и противоположные отзывы.

Пишите свое личное мнение, не стесняясь: мне интересны как положительные, так и противоположные отзывы.

Хэштеги: религия, исследование, наука, философия, философско-религиозная антропология

Философско-религиозная антропология - Специфика и традиционные аспекты религиозной антропологии

Специфика и традиционные аспекты религиозной антропологии

Понятия божества

Душа и Тело

Доктрина Божьего сотворения человеческой души

Примирение доктрины Божьего сотворения человеческой души с доктриной ее участия в Божестве является трудностью для христианской антропологии, которая стремится отразить как материализм, так и пантеистический подтекст идеализма. В этом платоническая философия сформировала идею о том, что души находятся в более высоком, блаженном состоянии перед тем, как поселиться в человеческих телах. Эта теория о существовании душ была связана с понятием предыдущего Падения, трансмиграции и реинкарнации душ. Гностики рассматривали душу как эманацию самой божественной субстанции. Учение о существовании душ, в некоторой степени повлиявшее на Оригена, было осуждено Церковью, потому что оно было несовместимо с православным учением о спасении. Православное богословие не могло принять так называемый традуцианство (латинский traduco — передаваемый и anima — жизнь, душа), согласно которому у каждого человека помимо тела есть душа от родителей. Тертуллиан, который, под влиянием стоиков, считал, что душа материальна, защищал традуцианство. Последнее объясняло наследование первородного греха, но противоречило идее бессмертия души, ее сверхъестественной, абсолютно простой природы. Церковь также не приняла идею переселения душ, которая противоречила христианскому постулату об однократном проклятии или искуплении в земной жизни. Православная антропология рассматривала онтогенез человека с позиции креационизма (лат. creatio — создание…), утверждая, что Бог создает каждую отдельную человеческую душу. В то же время богословы заявляют — душа принадлежит Богу только по благодати. Креационизм пропагандирует, с одной стороны, оправдание цельности человека, а с другой — понимание души как бессмертной, нематериальной, отдельной от тела сущности; он утверждает, что Богочеловек Иисус Христос обладал безгрешной человеческой душой. Однако креационизм ставит трудный вопрос о том, когда Бог помещает душу в тело человека: в момент зачатия или позже.

Хамартиология

Смерть и бессмертие

В подавляющем большинстве религий существует убеждение, что смерть не означает конец личного существования и что существует необходимая связь между жизнью в этом мире и загробной жизнью. Смерть рассматривается как смерть тела, от которого отделена душа, продолжающая существовать в ином мире, ожидающая воскресения, нового союза со своим одухотворённым телом и воплощённая в новом земном или потустороннем (небесном, адском) теле. В архаичных племенных религиях загробная жизнь была представлена как продолжение земной жизни, а душа — как человеческий двойник. Развитие религий связано с усложнением этих представлений и введением спиритуалистической и этической составляющих. В большинстве религий существует убеждение, что высшее начало в человеке, часто называемое душой, живет и может влиять на дела живых людей после смерти. Поэтому они пытаются установить отношения с душами, духами предков, чтобы получить их благосклонность. Многие религии считают, что после смерти человек должен жить хорошей жизнью в земном существовании, и для этого предлагаются различные способы защиты от злой судьбы: различные формы очищения, нравственного поведения, ритуалы, направленные на преодоление смерти, греха и повышение статуса в загробной жизни; последнее достигается главным образом через культ мертвых, ритуалы, совершаемые родственниками и священниками для облегчения жизни в загробной жизни.

Для ряда культур биологическая смерть не является разделительной чертой между земной и небесной или другой загробной жизнью; такой переход происходит только в священных посвящениях, в погребальных или морговых культах. Идеи бессмертия души, ее реинкарнации или воссоединения с воскресшим телом связаны с идеей посмертной награды, награды — жизни в раю, лучшего воплощения, воссоединения с божеством, или наказания — мучений в аду, худшего воплощения, отделения от божества, окончательного уничтожения. Вера в бессмертие души и продолжение личности за гробом — во многих религиях учение о том, что смерть — это врата к бессмертию, к новой жизни; только она открывает возможность высшего бытия, и жертва в этой жизни (аскетизм) есть, кроме того, залог вечного, блаженного бытия.

Именно в этом контексте концепция жертвоприношения (например, в ведической мифологии первая жертва Пуруша), самопожертвование божества, жертвоприношение и аскетизм и соответствующие практики развиваются вплоть до человеческих жертвоприношений. Во многих этнических религиях и в философских учениях, мы полагаем, разработанное на основе брахманизма, учение о смерти включено в концепцию реинкарнации душ — частиц, эманаций Абсолютного Существа. Смерть одного живого существа рассматривается как разделение тела и души, которое сразу или после определенного переходного периода находит новое тело в том или ином мире. Смерть также ассоциируется с окончательным освобождением души от ее бессознательного бытия, ее слиянием с Абсолютом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


В предыдущей части работы подчеркивалось, что специфика философской теологии, особенно философской теологии как ав­тономного философского богопознания, заключается в том, что­бы создавать учение о Боге сугубо философскими средствами. Это предполагает в первую очередь, что существование Бога обосновывается посредством обращения к данностям "естествен­ного" опыта, т. е. обращения к природно-космической сфере, к социально-исторической сфере, к данностям индивидуальной че­ловеческой жизни. Философское осмысление характера боже­ственной реальности также осуществляется прежде всего посред­ством тех мыслительных ресурсов, которые выработаны в ре­зультате философского постижения "естественных данностей" человеческого существования, т. е. постижения всех сред его существования.

Мы уже в основном видели, какие опытные ресурсы и мысли­тельные средства используются философской теологией для реше­ния своих задач. В связи с этим или, вернее, в продолжение возни­кает вопрос: а способна ли философская теология реализовать свой проект посредством соответствующей концептуализации человека как целостного феномена? Мы имеем в виду такую концептуализа­цию сущностной структуры человека, создание такого "онтологи­ческого образа" человека, который самим своим "составом" будет свидетельствовать о божественном Творце. Бытийная сущностная структура, т. е. структура, являющаяся условием возможности су­ществования человека, должна быть прозрачной относительно сво­его творца.

Концептуализацию такой структуры можно было бы считать одним грандиозным подтверждением бытия Бога. Кроме того, ее можно было бы рассматривать и как определенную философскую концептуализацию характера божественной реальности, поскольку мы получили бы подтверждение фундаментальным представлени­ям религиозной традиции.

Одним словом, реализация философско-антропологического про­екта, о котором идет речь, означала бы решение основных задач философской теологии, причем весьма эффективным способом.

В этой части нашей работы мы попытаемся выработать теоре­тическую программу, которая должна была бы лечь в основу иско­мого проекта. Кроме того, мы рассмотрим ряд современных фило-софско-антропологических концепций, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приблизились к его реализации.

Программа такого проекта должна создаваться на основе совре­менной философии. При этом главным ее источником должна слу­жить современная философская антропология, а также другое тео­ретическое антропологическое знание.

В связи с этим наша первостепенная задача заключается в уста­новлении места философско-религиозной антропологии, как мы ее представляем, в контексте теоретического антропологического знания.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

§ 1. Философско-религиозная антропология в контексте теоретического антропологического знания

Антропология (от греч. апШгороз - человек) в широком смысле слова означает совокупное теоретическое знание о человеке, разра­батываемое в науках, философии и теологии. Соответственно су­ществуют и различные антропологии — научная, философская и теологическая. Каждая из этих антропологии внутренне дифферен­цирована, способна использовать ресурсы других областей антро­пологического знания.

Крайне затруднительно говорить, по меньшей мере в настоя­щее время, о единой научной, единой философской или единой теологической антропологии. В то же время каждая из них обладает относительно единой проблематикой, которая задается в конечном счете определенными базисными представлениями о человеке, а также основополагающим теоретическим способом рассмотрения человека.

1.1. Научная антропология- это совокупность исследований человека, осуществляемых различными науками. Такие исследова­ния можно разделить на две группы. К первой относятся те, где предметом изучения становятся отдельные аспекты "природы человека", а ко второй - исследования, идущие от различных контекстов существования человека к нему самому. К первой

группе можно отнести физическую, или соматическую, медицин­скую антропологию, а также антропологию, изучающую психи­ческую и духовную деятельность человека; ко второй — соци­альную антропологию в широком смысле, культурантропологию. Каждая из этих антропологии образуется определенной совокуп­ностью наук.

Проведенное здесь разделение весьма условно — поскольку вся­кое научно-антропологическое исследование, как правило, много­темно, соответственно в нем используются результаты и методы дру­гих областей научно-антропологических исследований. Отчасти и по этой причине здесь расчленение научно-антропологического знания • проведено по тематическому признаку, а не в соответствии с науч­ными дисциплинами.

1.2. Философская антропология рассматривает человека в кон­тексте его природного и социально-исторического бытия. Другими словами, философская антропология исследует и осмысляет поло­жение человека в природе, обществе и истории. При этом она опи­рается на данные естественных, социальных, исторических и гума­нитарных наук. Философская антропология стремится прийти к определенным философским утверждениям общего характера, ука­зывающим на фундаментальные свойства человека или даже на какую-то "бытийную сущностную структуру".

Философская антропология, помимо использования многооб­разных научных данных, исходит из определенных представле­ний, кажущихся очевидными и базисными. Выделим некоторые из них, представляющиеся нам наиболее важными. Человек есть существо, соотносящееся посредством действия и знания с чем-то иным по отношению к нему самому. Человек обладает спо­собностью языкового обозначения и внеположной ему реаль­ности, и своей собственной реальности. Он может организовывать социальное взаимодействие по тем или иным правилам. В рамках этого взаимодействия и вообще коммуникационного действия человек в состоянии определять и реализовывать осознанно ка­кие-то цели. Человек в состоянии делать это, поскольку суще­ствует в модусе самосоотнесенности. Такая самосоотнесенность создает условия для относительной недетерминированности его поведения окружающей средой. У человека существует и возмож-

Читайте также: