Сражение в датском проливе кратко

Обновлено: 08.07.2024

БОЙ В ДАТСКОМ ПРОЛИВЕ
Битва в Датском проливе, известная также как Исландская битва, была по сути своей коротким боевым столкновением, длившемся чуть больше четверти часа. Но это было столкновение титанов – крупнейшие на тот момент линейные корабли мира испытали себя и свои силы, и дело кончилось гибелью одного из этих гигантов.

Ранним утром 24 мая распогодилось, улучшилась видимость. Немцы следовали курсом 220 градусов со скоростью 28 узлов, и в 05.25 гидроакустики Принца Ойгена обнаружили шумы винтов двух кораблей по левому борту. В 05.37 немцы визуально заметили то, что поначалу было принято ими за легкий крейсер, на дистанции 19 миль (35 км) по левому борту. В 05.43 обнаружили еще один силуэт, пробили боевую тревогу. На Бисмарке все еще не определились с тем, что именно они наблюдают, ошибочно считая, что это – тяжелые крейсеры. А дело-то в том, что точное опознавание кораблей противника имело огромное значение для предстоящего боя, так как требовалось определить тип снарядов для стрельбы. Командир артиллерии Принца Ойгена, капитан-лейтенант Паульс Яспер, решил волевым решением, что они наблюдают тяжелые крейсеры англичан, и приказал зарядить орудия соответствующими снарядами. В действительности с немцами стремительно сближались Худ и Принц Уэльский, курсом 280 градусов, имея скорость 28 узлов. Вполне вероятно, что вице-адмирал Холланд, зная о слабости линейного крейсера Худ в бою на дальних дистанциях, хотел сблизиться, насколько возможно, чтобы получить преимущества или хотя-бы свести на нет возможные выгоды для противника. Так что у Лютьенса не было выбора, ввязываться в бой или нет. Бой был неизбежен.

Два снаряда калибра 381 мм ложатся рядом с "Принцем Ойгеном".

"Бисмарк" открывает огонь по "Худу".

"Бисмарк" ведет огонь по "Худу".

Первые снаряды с Принца Уэльского разделились – часть пролетела над Бисмарком, часть упала в море по корме. У Принца Уэльского немедленно с открытием огня начались технические неполадки, и для начала вышло из строя первое орудие первой носовой башни. Следующие залпы Уэльского также в цель не попали, просвистев над арийскими головами и разорвавшись в безопасной дали. Первые залпы Худа стали недолетом, окатив, впрочем, крейсер водой от разрывов – напомню, что Худ открыл огонь по Принцу Ойгену.

Досталось и Бисмарку, то было знаменитое попадание, которое пробило топливный танк, и теперь за линкором оставался след в виде широкого мазутного пятна. Лютьенс приказал Принцу Ойгену перенести огонь на Принца Уэльского, а артиллеристам Бисмарка – открыть огонь из орудий второго калибра по Принцу Уэльскому.

УНИЧТОЖЕНИЕ "ХУДА"
В 06.00 Худ и Принц Уэльский начали подворачивать влево на 20 градусов, тем самым давая возможность вступить в дело кормовым башням главного калибра. И как раз в это время пятый залп Бисмарка накрыл Худ прямыми попаданиями. Дистанция на тот момент была уже менее 9 миль (16668 м). По меньшей мере один снаряд из залпа, калибром 15 дюймов, пробил насквозь броневой пояс Худа, влетел в пороховой погреб и там взорвался. Раздавшийся затем взрыв ужаснул очевидцев своей силой. Худ, Великий Худ, в течении 20-ти лет бывший самым крупным линейным кораблем в мире, гордость Королевского флота, раскололся надвое и затонул всего за три минуты. В точке с координатами 63 градуса 22 минуты северной широты, 32 градуса 17 минут западной долготы. Первой затонула кормовая часть, кормой вверх, за ней последовала носовая, форштевнем вверх. Никто и корабль покинуть не успел, настолько все было быстро. Из 1418 человек, находившихся на борту, спаслось всего трое… Погибли адмирал Холланд и его штаб, командир корабля Ральф Керр и другие офицеры. Троих уцелевших подобрал из воды эсминец Электра и позже высадил их в Рейкьявике.

06.01. Худ взлетает на воздух, вид с Принца Ойгена".

Между 06.02 и 06.09 "Бисмарк" переносит огонь на линкор "Принц Уэльский" после потопления "Худа". Самая известная фотография "Бисмарка", признанная одной из лучших фотографий времен Второй мировой войны. Снято с "Принца Ойгена". Стреляют кормовые башни линкора. Это не сумерки, фото получилось затемненным от ярких вспышек залпа.

Схема боя в Датском проливе.

Принц Ойген от огня англичан не пострадал никак, если не считать ставшей мокрой от близких разрывов палубу и несколько осколков, бессильно об эту палубу звякнувших. А вот Бисмарку крепко досталось. Не те были моряки англичане, чтобы умирать безнаказанными. Три тяжелых снаряда поразили левый борт линкора, скорее всего, все три – с Принца Уэльского. Первый поразил линкор в середине корпуса ниже ватерлинии, пронзил обшивку ниже броневого пояса и внутри корпуса разорвался, в результате чего затопило электростанцию №4 по левому борту. Вода начала поступать и в соседнюю котельную №2, но аварийные партии течь остановили. Второй снаряд пронзил корпус выше броневого пояса и вышел с правого борта, не взорвавшись, однако проделав пробоину диаметром 1.5 мерта. В результате в помещения бака влилось порядка 2000 тонн воды, была повреждена топливная цистерна, и линкор лишился 1000 тонн топлива. Плюс след от растекающегося топлива… Третий снаряд пронзил катер без всяких других последствий.

Общим итогом всех этих попаданий было то, что скорость Бисмарка упала до 28 узлов. Появились дифферент 3 градуса на нос и крен 9 градусов на левый борт, из-за чего правый винт время от времени обнажался. Пришлось принять воду в балластные танки, чтобы устранить крен.

Технически говоря, ничего серьезного с Бисмарком не случилось. Он не потерял боеспособности, скорость оставалась достаточной, из экипажа только 5 человек получили легкие ранения – проще сказать, царапины. Самым серьезным последствием стала потеря немалой части топлива.

Им предстоял долгий переход из Балтийского моря в Атлантику для борьбы с кораблями Союзников на британских морских коммуникациях. Немецкое соединение должно было скрытно проскочить в Атлантику, не вступая в боестолкновение с флотом Великобритании. Но уже 20 мая эскадра была замечена шведским крейсером и норвежским отрядом сопротивления, а 22 мая во время стоянки и дозаправки во фьорде рядом с норвежским городом Берген, корабли были сфотографированы британским самолетом-разведчиком.

Ход боя

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Битва Датского пролива является морской битвой велась между немецким Кригсмарином и британским Королевским флотом в датском проливе во время Второй мировой войны на 24 мая 1941 года он увидел громкое , но мимолетное победу немецкого линкора Bismarck , который топит великий Британский линейный крейсер HMS Hood и заставляет отступить HMS Prince of Wales , который только недавно был принят на вооружение.

Резюме

Стратегическая и тактическая среда

Ход битвы

Карта погони за Бисмарком (19-27 мая 1941 г.).
Немецкие движения - красным, британские движения - черным.

Немецкий адмирал решил пройти через Датский пролив, маршрут, который был выгоден ему в январе, чтобы выйти в Атлантику, но его заметили на радаре два тяжелых крейсера , отправленных для патрулирования между Исландией и Гренландией по приказу минусы: адмирал Фредерик Уэйк-Уокер , HMS Norfolk и Suffolk , которые никогда не отпускают.


В то время как адмирал Тови, главнокомандующий Флотом метрополии , всегда защищал, иногда даже яростно и вопреки советам адмирала Дадли Паунда , Первого морского лорда , решение командующего Личем было правильным, имидж HMS Prince of Wales был запятнан трусостью.

Немецкий линкор "Бисмарк". Спущен на воду 14 февраля 1939 году. "Бисмарк", названный в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, стал одним из самых известных военных кораблей Второй мировой войны, несмотря на то, что был потоплен уже 27 мая 1941 года

Немецкий линкор "Бисмарк". Спущен на воду 14 февраля 1939 году. "Бисмарк", названный в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, стал одним из самых известных военных кораблей Второй мировой войны, несмотря на то, что был потоплен уже 27 мая 1941 года

Линкор "Бисмарк" при спуске на воду в Гамбурге 14 февраля 1939 года. На церемонии присутствовали Адольф Гитлер и внучка Отто фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, "окрестившая" корабль бутылкой шампанского

Линкор "Бисмарк" при спуске на воду в Гамбурге 14 февраля 1939 года. На церемонии присутствовали Адольф Гитлер и внучка Отто фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, "окрестившая" корабль бутылкой шампанского

Вид на линкор "Бисмарк". Май 1941 года. "Бисмарк" стал первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота. Вооружение "Бисмарка" включало восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырех башнях, что позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. В то время "Бисмарк" был крупнейшим линкором в мире

Вид на линкор "Бисмарк". Май 1941 года. "Бисмарк" стал первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота. Вооружение "Бисмарка" включало восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырех башнях, что позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. В то время "Бисмарк" был крупнейшим линкором в мире

Линкор "Бисмарк". Июнь 1940 года

Линкор "Бисмарк". Июнь 1940 года

Линейный крейсер британского флота "Худ", спущен на воду 22 августа 1918 года. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала рубежа XVIII-XIX веков

Линейный крейсер британского флота "Худ", спущен на воду 22 августа 1918 года. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала рубежа XVIII-XIX веков

В 1920-х годах линейный крейсер "Худ" являлся самым большим военным кораблем в мире. "Худ" был очень популярен и стал своеобразным народным любимцем, чьи параметры знал каждый англичанин. Из-за своей популярности крейсер много времени проводил в заграничных походах, "демонстрируя флаг"

В 1920-х годах линейный крейсер "Худ" являлся самым большим военным кораблем в мире. "Худ" был очень популярен и стал своеобразным народным любимцем, чьи параметры знал каждый англичанин. Из-за своей популярности крейсер много времени проводил в заграничных походах, "демонстрируя флаг"

Дальнобойное орудие крейсера "Худ". 1926 год

Дальнобойное орудие крейсера "Худ". 1926 год

Крейсер "Худ" оставался самым крупным кораблем ВМФ Великобритании до 1930 года. Стоимость его строительства превысила £6 млн

Знаменитое сражение немецкого линкора "Бисмарк" и британского линейного крейсера "Худ" в Датском проливе 24 мая 1941 года. "Худ" вместе с линкором "Принц Уэльский пытались воспрепятствовать "Бисмарку" и тяжелома крейсеру "Принц Ойген" прорваться через Датский пролив в Северную Атлантику. В ходе сражения после удачного залпа "Бисмарка" на борту "Худа" произошел взрыв, разломивший британский крейсер пополам. Он затонул за три минуты, погибли 1415 человек, спаслись с "Худа" лишь трое моряков

Знаменитое сражение немецкого линкора "Бисмарк" и британского линейного крейсера "Худ" в Датском проливе 24 мая 1941 года. "Худ" вместе с линкором "Принц Уэльский пытались воспрепятствовать "Бисмарку" и тяжелома крейсеру "Принц Ойген" прорваться через Датский пролив в Северную Атлантику. В ходе сражения после удачного залпа "Бисмарка" на борту "Худа" произошел взрыв, разломивший британский крейсер пополам. Он затонул за три минуты, погибли 1415 человек, спаслись с "Худа" лишь трое моряков

Рисунок: затопление английского "Худа" немецким "Бисмарком"

Рисунок: затопление английского "Худа" немецким "Бисмарком"

Немецкий линкор "Бисмарк". Спущен на воду 14 февраля 1939 году. "Бисмарк", названный в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, стал одним из самых известных военных кораблей Второй мировой войны, несмотря на то, что был потоплен уже 27 мая 1941 года

Линкор "Бисмарк" при спуске на воду в Гамбурге 14 февраля 1939 года. На церемонии присутствовали Адольф Гитлер и внучка Отто фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, "окрестившая" корабль бутылкой шампанского

Вид на линкор "Бисмарк". Май 1941 года. "Бисмарк" стал первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота. Вооружение "Бисмарка" включало восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырех башнях, что позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. В то время "Бисмарк" был крупнейшим линкором в мире

Линкор "Бисмарк". Июнь 1940 года

Линейный крейсер британского флота "Худ", спущен на воду 22 августа 1918 года. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала рубежа XVIII-XIX веков

В 1920-х годах линейный крейсер "Худ" являлся самым большим военным кораблем в мире. "Худ" был очень популярен и стал своеобразным народным любимцем, чьи параметры знал каждый англичанин. Из-за своей популярности крейсер много времени проводил в заграничных походах, "демонстрируя флаг"

Дальнобойное орудие крейсера "Худ". 1926 год

Крейсер "Худ" оставался самым крупным кораблем ВМФ Великобритании до 1930 года. Стоимость его строительства превысила £6 млн

Знаменитое сражение немецкого линкора "Бисмарк" и британского линейного крейсера "Худ" в Датском проливе 24 мая 1941 года. "Худ" вместе с линкором "Принц Уэльский пытались воспрепятствовать "Бисмарку" и тяжелома крейсеру "Принц Ойген" прорваться через Датский пролив в Северную Атлантику. В ходе сражения после удачного залпа "Бисмарка" на борту "Худа" произошел взрыв, разломивший британский крейсер пополам. Он затонул за три минуты, погибли 1415 человек, спаслись с "Худа" лишь трое моряков

Рисунок: затопление английского "Худа" немецким "Бисмарком"

Читайте также: