Философский научный и религиозный взгляд на мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лекция № 60. Особенности философской и религиозной картин мира.

Картина мира – это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения – совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуществить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыденной картины мира стоит человек – субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где он – главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро – обесчеловеченная реальность.

Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.

Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.

Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.

Огромное практическое значение науки в ХХ в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука – развивающаяся и подвижная система знания.

Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И . Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселенной.

Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного – вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.

Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире – от нас и что – от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.


Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Наука – это сложная развивающаяся система. Основа науки – теоретические (моделирование, выведение законов и выдвижение гипотез) и эмпирические (эксперимент, наблюдение) уровни исследования.

Ядро науки – научная картина мира:

– 17 век – механическая (ньютоновская). Здесь доминирует Ньютоновская механика.

– 19 век электродинамическая, связана с применением электричества.

– 21 век. Сейчас мы переживаем новую четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой, рождается новая постклассическая наука связанная, прежде всего, с компьютеризаций и формированием новых наук на стыке традиционных (биофизика, генная инженерия, геофизика и т. д. )

Важная проблема – это классификация наук.

– фундаментальные их 5 – физика, математика, химия, биология, геология (иногда сюда относят философию)

– гуманитарные (изучают человека и мир человека – история, психология и др. )

– естественнонаучные (астрономия, термодинамика и др. )

– прикладные (т. е. имеющие выход непосредственно на потребителя – экономика, информатика, агрономия, фармацевтика и др. )

Наука – это лишь один из срезов многообразия мира наряду с искусством, моралью, религией и т. д. Современная наука – это социальный институт материального и духовного производства.

Философия анализирует достижения науки на каждом этапе развития. Наука и философия возникли из одного логического основания – творческой способности людей к познавательной деятельности для получения знаний о мире и Человеке. Собственно первоначально, в древности, философ или мудрец, понимался как представитель науки. В настоящий момент есть несколько точек зрения на соотношении философии и науки:

2. Философия – мировоззренческая система. Философия есть теоретическое ядро мировоззрения, внутренний каркас личности. При этом философское мировоззрение – это нечто больше, чем просто житейское мировоззрение. Это духовная картина миропонимания, которая содержит все ценностные характеристики и ориентации личности.

3. Философия – форма общественного сознания наряду с религией, искусством, моралью и т. д. Как форма общественного сознания, она отражает бытие человека и Мира человека. Связывает воедино всю систему общественных связей в социуме через личностное миропонимание.

Философия – это специфическая отрасль научного познания. Цель науки выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Для философии главное осмысление мира с научно – этических позиций. А философское осмысление науки – это социально – критическое погружение в мир смыслов познания бытия. В отличие от науки, философия не открывает непосредственные законы природы и общества, а только содействует их поиску и занимается их социальным обоснованием, обобщением, определением нравственного смысла. Кроме того, философия предлагает методологию, философия – это методология наук, более того философия – это общий метод познания. Известно, что в науки существует уровень философских предпосылок. Например, философские дискуссии об эволюции, о проблемах генетики и т. д. формировали целые отрасли науки.

Древнейшая из идеологических систем – религия. Религия (от лат. Religio) – лига союз, соединение.

Религия – мировоззренческая система, основанная на вере в сверхъестественное. Религия – это способ восприятия мира, соединяющий иррациональное, чувственное и рациональное его понимание. Религия проявляется в двух формах – как философия (теология), и как искусство (если мы признаем, что религиозный ритуал, есть некое художественные действия).

Для религиозного мировоззрения свойственен:

1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами.

2. Ценностный характер отношения к действительности (действительность – это арена борьбы добра со злом),

3. Рассматривать историю как божественное провидение.

4. Абсолютизировать божественное Откровение (тексты).

5. Разделять Мир на духовный и материальный, естественный и сверхъестественный миры, земной мир рассматриваться как следствие сверхъестественного.

По археологическим данным религия возникла 40 – 20 тыс. лет назад в эпоху Верхнего палеолита. В настоящий момент существует около 500 различных религий и религиозный верований.

Религии делят на:

– первобытные: тотемизм – вера в сверхъестественное родство человека с растением или животным; фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов; анимизм – вера в духов;

– национальные – религии характерные для определенной нации или народа. Например, иудаизм – религия евреев, зороастризм – религия иранцев, индуизм – религия жителей Индии, конфуцианство и даосизм – религии Китая, синтоизм – религия Японии и др. ;

– мировые: буддизм, христианство и ислам.

В настоящее время религиозная картина мира доминирует в теологических системах. На первое место выходит научная, рационалистическая система миропонимания.

Картина мира

Что такое картина мира и в чем ее ценность?

Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

Формирование картины мира

Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.

Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т.е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.

Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.

Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.

Религия

Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.

Наука

Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.

Культура

Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.

Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.

Семья

Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.

Жизненный опыт

По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.

Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.

Влияние личной картины мира на жизнь человека

Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Религиозная, философская и научная картины мира.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Религиозная, философская и научная картины мира.

Религиозная, философская и научная картины мира.


 РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ Картина мира Основные картины мира

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ Картина мира Основные картины мира

Религиозная картина мира Религиозная картина мира представляет собой целостну.

Религиозная картина мира Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, пред.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества б.

В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы.

Философская картина мира Философская картина мира – это обобщенная, выраженна.

Философская картина мира Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выде.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия: 1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни; 2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Научная картина мира Научная картина мира возникает как альтернатива религиоз.

Научная картина мира Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира.

В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственноо.

В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том.

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием. В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уров­нями организации материи или видами материи. Все виды мате­рии связаны между собой генетически, т.е. каждый из них разви­вается из другого.

существенные признаки: наличие в своей основе теоретических и обыденно-практи.

существенные признаки: наличие в своей основе теоретических и обыденно-практических знаний о бытии природы, общества и человека знания той или иной картины формируют основу содержания соответствующего типа мировоззрения наличие системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку на познание и ценностные поведенческие ориентиры объяснение действительности на базе синтеза разнообразных знаний о мире КАРТИНА МИРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

● основанием для разного видения, понимания и объяснения мира во всех картина.

● основанием для разного видения, понимания и объяснения мира во всех картинах выступают знания ● тесное переплетение проблемы мира и проблемы самого человека ● наличие в содержании картин мира как истинных знаний, так и заблуждений, мифов, верований ● выстраиваются с помощью категориального аппарата Общие признаки

Различия КАЖДАЯ КАРТИНА НОСИТ СВОЙ КОНКРЕТНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРИНЦИПИ.

Различия КАЖДАЯ КАРТИНА НОСИТ СВОЙ КОНКРЕТНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР САМОГО ЗНАНИЯ, ОТВЕЧАЮЩЕГО КРИТЕРИЯМ НАУЧНОСТИ НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ И КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ ЗАВЕРШЕННОСТИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ КАРТИНЫ МИРА


Краткое описание документа:

Основные картины мира: религиозная картина мира, философская картина мира, научная картина мира.

•Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.

•Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования.


Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Наука – это сложная развивающаяся система. Основа науки – теоретические (моделирование, выведение законов и выдвижение гипотез) и эмпирические (эксперимент, наблюдение) уровни исследования.

Ядро науки – научная картина мира:

– 17 век – механическая (ньютоновская). Здесь доминирует Ньютоновская механика.

– 19 век электродинамическая, связана с применением электричества.

– 21 век. Сейчас мы переживаем новую четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой, рождается новая постклассическая наука связанная, прежде всего, с компьютеризаций и формированием новых наук на стыке традиционных (биофизика, генная инженерия, геофизика и т. д. )

Важная проблема – это классификация наук.

– фундаментальные их 5 – физика, математика, химия, биология, геология (иногда сюда относят философию)

– гуманитарные (изучают человека и мир человека – история, психология и др. )

– естественнонаучные (астрономия, термодинамика и др. )

– прикладные (т. е. имеющие выход непосредственно на потребителя – экономика, информатика, агрономия, фармацевтика и др. )

Наука – это лишь один из срезов многообразия мира наряду с искусством, моралью, религией и т. д. Современная наука – это социальный институт материального и духовного производства.

Философия анализирует достижения науки на каждом этапе развития. Наука и философия возникли из одного логического основания – творческой способности людей к познавательной деятельности для получения знаний о мире и Человеке. Собственно первоначально, в древности, философ или мудрец, понимался как представитель науки. В настоящий момент есть несколько точек зрения на соотношении философии и науки:

2. Философия – мировоззренческая система. Философия есть теоретическое ядро мировоззрения, внутренний каркас личности. При этом философское мировоззрение – это нечто больше, чем просто житейское мировоззрение. Это духовная картина миропонимания, которая содержит все ценностные характеристики и ориентации личности.

3. Философия – форма общественного сознания наряду с религией, искусством, моралью и т. д. Как форма общественного сознания, она отражает бытие человека и Мира человека. Связывает воедино всю систему общественных связей в социуме через личностное миропонимание.

Философия – это специфическая отрасль научного познания. Цель науки выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Для философии главное осмысление мира с научно – этических позиций. А философское осмысление науки – это социально – критическое погружение в мир смыслов познания бытия. В отличие от науки, философия не открывает непосредственные законы природы и общества, а только содействует их поиску и занимается их социальным обоснованием, обобщением, определением нравственного смысла. Кроме того, философия предлагает методологию, философия – это методология наук, более того философия – это общий метод познания. Известно, что в науки существует уровень философских предпосылок. Например, философские дискуссии об эволюции, о проблемах генетики и т. д. формировали целые отрасли науки.

Древнейшая из идеологических систем – религия. Религия (от лат. Religio) – лига союз, соединение.

Религия – мировоззренческая система, основанная на вере в сверхъестественное. Религия – это способ восприятия мира, соединяющий иррациональное, чувственное и рациональное его понимание. Религия проявляется в двух формах – как философия (теология), и как искусство (если мы признаем, что религиозный ритуал, есть некое художественные действия).

Для религиозного мировоззрения свойственен:

1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами.

2. Ценностный характер отношения к действительности (действительность – это арена борьбы добра со злом),

3. Рассматривать историю как божественное провидение.

4. Абсолютизировать божественное Откровение (тексты).

5. Разделять Мир на духовный и материальный, естественный и сверхъестественный миры, земной мир рассматриваться как следствие сверхъестественного.

По археологическим данным религия возникла 40 – 20 тыс. лет назад в эпоху Верхнего палеолита. В настоящий момент существует около 500 различных религий и религиозный верований.

Религии делят на:

– первобытные: тотемизм – вера в сверхъестественное родство человека с растением или животным; фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов; анимизм – вера в духов;

– национальные – религии характерные для определенной нации или народа. Например, иудаизм – религия евреев, зороастризм – религия иранцев, индуизм – религия жителей Индии, конфуцианство и даосизм – религии Китая, синтоизм – религия Японии и др. ;

– мировые: буддизм, христианство и ислам.

В настоящее время религиозная картина мира доминирует в теологических системах. На первое место выходит научная, рационалистическая система миропонимания.

Читайте также: