Философский научный и религиозный взгляд на мир кратко
Обновлено: 02.07.2024
Лекция № 60. Особенности философской и религиозной картин мира.
Картина мира – это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения – совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуществить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыденной картины мира стоит человек – субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где он – главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро – обесчеловеченная реальность.
Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.
Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.
Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.
Огромное практическое значение науки в ХХ в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука – развивающаяся и подвижная система знания.
Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И . Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.
Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселенной.
Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного – вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.
Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.
Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.
Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире – от нас и что – от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?
Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.
Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.
Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.
Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Наука – это сложная развивающаяся система. Основа науки – теоретические (моделирование, выведение законов и выдвижение гипотез) и эмпирические (эксперимент, наблюдение) уровни исследования.
Ядро науки – научная картина мира:
– 17 век – механическая (ньютоновская). Здесь доминирует Ньютоновская механика.
– 19 век электродинамическая, связана с применением электричества.
– 21 век. Сейчас мы переживаем новую четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой, рождается новая постклассическая наука связанная, прежде всего, с компьютеризаций и формированием новых наук на стыке традиционных (биофизика, генная инженерия, геофизика и т. д. )
Важная проблема – это классификация наук.
– фундаментальные их 5 – физика, математика, химия, биология, геология (иногда сюда относят философию)
– гуманитарные (изучают человека и мир человека – история, психология и др. )
– естественнонаучные (астрономия, термодинамика и др. )
– прикладные (т. е. имеющие выход непосредственно на потребителя – экономика, информатика, агрономия, фармацевтика и др. )
Наука – это лишь один из срезов многообразия мира наряду с искусством, моралью, религией и т. д. Современная наука – это социальный институт материального и духовного производства.
Философия анализирует достижения науки на каждом этапе развития. Наука и философия возникли из одного логического основания – творческой способности людей к познавательной деятельности для получения знаний о мире и Человеке. Собственно первоначально, в древности, философ или мудрец, понимался как представитель науки. В настоящий момент есть несколько точек зрения на соотношении философии и науки:
2. Философия – мировоззренческая система. Философия есть теоретическое ядро мировоззрения, внутренний каркас личности. При этом философское мировоззрение – это нечто больше, чем просто житейское мировоззрение. Это духовная картина миропонимания, которая содержит все ценностные характеристики и ориентации личности.
3. Философия – форма общественного сознания наряду с религией, искусством, моралью и т. д. Как форма общественного сознания, она отражает бытие человека и Мира человека. Связывает воедино всю систему общественных связей в социуме через личностное миропонимание.
Философия – это специфическая отрасль научного познания. Цель науки выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Для философии главное осмысление мира с научно – этических позиций. А философское осмысление науки – это социально – критическое погружение в мир смыслов познания бытия. В отличие от науки, философия не открывает непосредственные законы природы и общества, а только содействует их поиску и занимается их социальным обоснованием, обобщением, определением нравственного смысла. Кроме того, философия предлагает методологию, философия – это методология наук, более того философия – это общий метод познания. Известно, что в науки существует уровень философских предпосылок. Например, философские дискуссии об эволюции, о проблемах генетики и т. д. формировали целые отрасли науки.
Древнейшая из идеологических систем – религия. Религия (от лат. Religio) – лига союз, соединение.
Религия – мировоззренческая система, основанная на вере в сверхъестественное. Религия – это способ восприятия мира, соединяющий иррациональное, чувственное и рациональное его понимание. Религия проявляется в двух формах – как философия (теология), и как искусство (если мы признаем, что религиозный ритуал, есть некое художественные действия).
Для религиозного мировоззрения свойственен:
1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами.
2. Ценностный характер отношения к действительности (действительность – это арена борьбы добра со злом),
3. Рассматривать историю как божественное провидение.
4. Абсолютизировать божественное Откровение (тексты).
5. Разделять Мир на духовный и материальный, естественный и сверхъестественный миры, земной мир рассматриваться как следствие сверхъестественного.
По археологическим данным религия возникла 40 – 20 тыс. лет назад в эпоху Верхнего палеолита. В настоящий момент существует около 500 различных религий и религиозный верований.
Религии делят на:
– первобытные: тотемизм – вера в сверхъестественное родство человека с растением или животным; фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов; анимизм – вера в духов;
– национальные – религии характерные для определенной нации или народа. Например, иудаизм – религия евреев, зороастризм – религия иранцев, индуизм – религия жителей Индии, конфуцианство и даосизм – религии Китая, синтоизм – религия Японии и др. ;
– мировые: буддизм, христианство и ислам.
В настоящее время религиозная картина мира доминирует в теологических системах. На первое место выходит научная, рационалистическая система миропонимания.
Что такое картина мира и в чем ее ценность?
Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:
Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.
Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.
Формирование картины мира
Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.
Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т.е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.
Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.
Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.
Религия
Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.
Наука
Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.
Культура
Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.
Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.
Семья
Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.
Жизненный опыт
По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.
Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.
Влияние личной картины мира на жизнь человека
Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.
Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.
Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.
С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.
Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.
Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Религиозная, философская и научная картины мира.
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ Картина мира Основные картины мира
Религиозная картина мира Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.
Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.
В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы.
Философская картина мира Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.
Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.
В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия: 1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни; 2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.
Научная картина мира Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира.
В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием. В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого.
существенные признаки: наличие в своей основе теоретических и обыденно-практических знаний о бытии природы, общества и человека знания той или иной картины формируют основу содержания соответствующего типа мировоззрения наличие системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку на познание и ценностные поведенческие ориентиры объяснение действительности на базе синтеза разнообразных знаний о мире КАРТИНА МИРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
● основанием для разного видения, понимания и объяснения мира во всех картинах выступают знания ● тесное переплетение проблемы мира и проблемы самого человека ● наличие в содержании картин мира как истинных знаний, так и заблуждений, мифов, верований ● выстраиваются с помощью категориального аппарата Общие признаки
Различия КАЖДАЯ КАРТИНА НОСИТ СВОЙ КОНКРЕТНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР САМОГО ЗНАНИЯ, ОТВЕЧАЮЩЕГО КРИТЕРИЯМ НАУЧНОСТИ НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ И КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ ЗАВЕРШЕННОСТИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Краткое описание документа:
Основные картины мира: религиозная картина мира, философская картина мира, научная картина мира.
•Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.
•Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.
Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования.
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Наука – это сложная развивающаяся система. Основа науки – теоретические (моделирование, выведение законов и выдвижение гипотез) и эмпирические (эксперимент, наблюдение) уровни исследования.
Ядро науки – научная картина мира:
– 17 век – механическая (ньютоновская). Здесь доминирует Ньютоновская механика.
– 19 век электродинамическая, связана с применением электричества.
– 21 век. Сейчас мы переживаем новую четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой, рождается новая постклассическая наука связанная, прежде всего, с компьютеризаций и формированием новых наук на стыке традиционных (биофизика, генная инженерия, геофизика и т. д. )
Важная проблема – это классификация наук.
– фундаментальные их 5 – физика, математика, химия, биология, геология (иногда сюда относят философию)
– гуманитарные (изучают человека и мир человека – история, психология и др. )
– естественнонаучные (астрономия, термодинамика и др. )
– прикладные (т. е. имеющие выход непосредственно на потребителя – экономика, информатика, агрономия, фармацевтика и др. )
Наука – это лишь один из срезов многообразия мира наряду с искусством, моралью, религией и т. д. Современная наука – это социальный институт материального и духовного производства.
Философия анализирует достижения науки на каждом этапе развития. Наука и философия возникли из одного логического основания – творческой способности людей к познавательной деятельности для получения знаний о мире и Человеке. Собственно первоначально, в древности, философ или мудрец, понимался как представитель науки. В настоящий момент есть несколько точек зрения на соотношении философии и науки:
2. Философия – мировоззренческая система. Философия есть теоретическое ядро мировоззрения, внутренний каркас личности. При этом философское мировоззрение – это нечто больше, чем просто житейское мировоззрение. Это духовная картина миропонимания, которая содержит все ценностные характеристики и ориентации личности.
3. Философия – форма общественного сознания наряду с религией, искусством, моралью и т. д. Как форма общественного сознания, она отражает бытие человека и Мира человека. Связывает воедино всю систему общественных связей в социуме через личностное миропонимание.
Философия – это специфическая отрасль научного познания. Цель науки выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Для философии главное осмысление мира с научно – этических позиций. А философское осмысление науки – это социально – критическое погружение в мир смыслов познания бытия. В отличие от науки, философия не открывает непосредственные законы природы и общества, а только содействует их поиску и занимается их социальным обоснованием, обобщением, определением нравственного смысла. Кроме того, философия предлагает методологию, философия – это методология наук, более того философия – это общий метод познания. Известно, что в науки существует уровень философских предпосылок. Например, философские дискуссии об эволюции, о проблемах генетики и т. д. формировали целые отрасли науки.
Древнейшая из идеологических систем – религия. Религия (от лат. Religio) – лига союз, соединение.
Религия – мировоззренческая система, основанная на вере в сверхъестественное. Религия – это способ восприятия мира, соединяющий иррациональное, чувственное и рациональное его понимание. Религия проявляется в двух формах – как философия (теология), и как искусство (если мы признаем, что религиозный ритуал, есть некое художественные действия).
Для религиозного мировоззрения свойственен:
1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами.
2. Ценностный характер отношения к действительности (действительность – это арена борьбы добра со злом),
3. Рассматривать историю как божественное провидение.
4. Абсолютизировать божественное Откровение (тексты).
5. Разделять Мир на духовный и материальный, естественный и сверхъестественный миры, земной мир рассматриваться как следствие сверхъестественного.
По археологическим данным религия возникла 40 – 20 тыс. лет назад в эпоху Верхнего палеолита. В настоящий момент существует около 500 различных религий и религиозный верований.
Религии делят на:
– первобытные: тотемизм – вера в сверхъестественное родство человека с растением или животным; фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов; анимизм – вера в духов;
– национальные – религии характерные для определенной нации или народа. Например, иудаизм – религия евреев, зороастризм – религия иранцев, индуизм – религия жителей Индии, конфуцианство и даосизм – религии Китая, синтоизм – религия Японии и др. ;
– мировые: буддизм, христианство и ислам.
В настоящее время религиозная картина мира доминирует в теологических системах. На первое место выходит научная, рационалистическая система миропонимания.
Читайте также: