Реформы шан яна кратко

Обновлено: 05.07.2024


Ни вавилонская, ни египетская истории не оставили никаких сведений о мерах правительства, которые преследуют общинные порядки, однако примеры такого рода нам преподносит история Древнего Китая. В период политической и государственной раздробленности в Китае происходят реформы. Одним из самых крупных реформаторов эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до н.э. Принцип чиновника: множество наказаний и мало наград и поощрений, жестокие наказания за непослушание, за мелкие нарушения и преступления, ведь если не будет мелких преступлений, большим неоткуда будет появиться, также производить доносительство и слежку. Цель этой системы: насильственное объединение территорий Китая и наведение порядка в государстве. В 359 г. до н.э. была проведена первая группа реформ. Его реформы затронули многие стороны жизни общества: продажа земель и свободная покупка нанесли большой удар по землевладению общины.

Конечный распад общины привел к реализации закона о надлежащем дроблении больших семей. Этой же реформой ликвидировались старые округа и было введено новое деление-на уезды. Также Шан Ян провел подворную организацию, где вновь были составлены подворные списки. Каждая из семей, которые входили в пяток или десяток, обязаны были вести наблюдение за своими соседями. А если вдруг какая-нибудь семья совершила преступление или нарушила закон, то об этом надлежащим способом требовалось сообщить властям, если же это не происходит, то семья видевшая это получает точнотакое же наказания, как и семья совершившая преступление. Очевидно, что такие предпринятые меры имели прогрессивное значение, так как большое количество крестьян, ранее находившиеся в подчинении наследственной аристократии, теперь переходило в подчинение в первую очередь государству и его правителю. Также было проведено увеличение рабочих рук. Например если в семье, в которой имеются двое сыновей, где дети достигают определенный возраст и не ведут своё хозяйство, семья должна платить двойной налог. Такой порядок приводил к повышению уровня производственной активности, уничтожению зависимости всех членов семьи, помогал устранить трудовое неравенство и не предоставлял возможности каким-либо образом уклониться от труда. Если человек выделился из семьи, то он заботиться только о себе. Такая новая система полностью ограничивала власть отца семье.

Одним из пунктов реформы было награждение за военные заслуги перед страной. Любой человек, имевший какие-либо воинские заслуги, мог получить в награду титул, соответствующий значимости заслуги. Установленная Шан Яном Табель рангов, делилась на 12 степеней. Восемь первых степеней считались общедоступными гражданскими титулами (миньцзюе), а с девятой степени и выше- титулами чиновников (гуаньцзюе). Крестьяне также могли получать степени и различные привилегии. Они даже могли таким путем стать мелкими или же средними землевладельцами. Помимо этого, была установлена поддержка ткачества и землепашества, подавление торговли и ремесла. Те люди, которые занимались землепашеством и ткачеством, получали награду, это служило поощрением, чтобы они производили ещё больше зерна и тканей. Ремесленники, торговцы, бродяги с семьями становились рабами по распоряжению властей. Политика подавления торговли и ремесла сильно препятствовала захвату земель ростовщиками и купцами и побуждала всё население Цинь сосредоточить всю свою основную энергию и силу на землепашестве, ткачестве и, конечно, войнах и таким образом добывать знатность, богатство, авторитет. Странствующие литераторы и ученые относились к второстепенным разрядам, поэтому им был запрещён всяческий вход и въезд в Цинь. Собственно, именно из-за таких мер, государство Цинь уступало остальным восточным странам по богатству, развитию, культуре и мощи. Такая политика подавления была характерной чертой лишь для одного царства Цинь. По реформам Шан Яна было проведено превращение наследственных аристократов в земледельцев. Те аристократы, не имевшие воинских заслуг, тут же были лишены всех своих званий и положений. Согласно новой системе получений титулов почти каждый имел землю, дом или усадьбу и рабов согласно своему рангу. Это было одним из самых важных в реформах циньского чиновника.

Такие реформы затронули многие стороны жизни общества: государственно-правовой, социально-экономической, экономической. Реформы Шан Яна полностью истребили систему сильных родов, возглавляемую наследственной аристократией, одновременно ограничили влияние помещичьих семей в государстве Цинь. И конечно, все эти действия способствовали превращению Цинь в могущественное, передовое, самое сильное и единое государство того времени, а уничтожение всех шести восточных политических государств заложило основу самой крупной феодальной империи (стране). Шан Яном было создано целых 18 степеней знатности за военные заслуги. Также он считал, что необходимо установить отчетливо видимое различие между простым народом и благородными людьми по количеству полей и земель, домов, рабов, по богатству одежды, таким образом заложив в основу социального и общественного деления имущественный принцип. Таким образом, ядром его преобразований была аграрная реформа, которая предусматривала что земля становится объектом купли-продажи и закладом, обменом. Размер земельных территорий ничем не ограничивался. Однако земли в больших семьях подлежали разделу. Прежнее деление населения по племенам и родам отменялось и вводился принцип территориального строения и расположения государства. Все остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов находились государственные чиновники: воеводы, инспектора и т.д. Та самая раздробленность страны и её сепаратизм, которые были в начале, были заменены более централизованным и улучшенным управлением во главе с императором. Чиновникам и землевладельцам приписывалось чтить не только волю монарха, но и законы с указами. Так, вместо господствующих ранее родовых традиций и обычаев, стал главенствовать и господствовать закон.

Шан Ян также напоминал, что источники права существуют разные: указы и пожелания царя, законы, обычаи и традиции. Он искренне сожалел, что чиновники и народ предпочли действовать по обычаем, а не по установленным законам, уложениям и приказам. Непослушание законам были приблизительно равным умышленному преступлению. На места для проверки соблюдения законодательства отправлялись отряды инспекторов, уполномоченных и имеющих права увольнять чиновников и их приближённых, виновных в нарушении законов и привлекать их к несению за это к ответственности. Вообще, закон должен проводить яркое и четкое разграничение обязанностей и прав человека. Тот, кто нарушит закон в своих корыстных целях, никогда не добьётся хорошего правления. Ведь, мудрый и великий правитель должен опираться в первую очередь на закон, ни в коем случае не злоупотреблять им в своих личных целях, умыслах и интересах, иначе он потеряет поддержку и доверие народа своего государства. Хорошим чиновником считался тот человек, который знал и чтил законы, уложения, был компетентен, верно и хорошо служил правителю, был абсолютно не подкупен, честен и не брал всяческого рода взяток. К дурным же чиновникам были отнесены такие люди, которые не умеют вести дела, не справляются со своими обязанностями, корыстен, казнокрад, болтлив, бесстыден, абсолютно не заботится о несение службы перед правителем и государством, позволяет себе оскорблять и унижать людей, не понимает чувства справедливости и стремится более к высокому посту. Именно такие люди, не могут считаться хорошими и профессиональными администраторами, чиновниками и подлежат аресту и строжайшему наказанию. Кстати, это была первая аттестация чиновников-бюрократов в истории.

Также, реформы Шан Яна нанесли огромный удар по родовой прежней аристократии, где на первое и лидирующее место вышли новые землевладельцы, преуспевающие богачи и сословие военных. Был сделан большой толчок к развитию рыночного хозяйства, феодализму, хотя рабство сохранилось и даже не на одно столетие. Среди населения сохранился страх перед властью, полное подчинение государству, боязнь преступить закон, стремление к порядку, полное послушание и т.п. Также продолжали играть ключевую роль общественные ранги, которые стали основой административно-бюрократической системы в древнекитайской империи на продолжительности очень многих веков. Не только унификация мер не утратила своей значимости, но и облегченная форма начертания иероглифов. Можно также считать, что сохранились многие нововведения, которые способствовали укреплению государства и государственного контроля над всеми сферами жизни населения, что в итоге стало привычным делом и во времена империи. Хотя многие строгие запреты, которые касались состава крестьянской семьи не привели к восстановлению прежних больших семей. Они в основном возникали в деревенских общинах, в том числе и в среде зажиточного и вполне не бедного населения. Итак, не смотря на строгость нововведений Шан Яна, это сыграло очень значимую и важную роль в укреплении государства и политической силы царства. Таким образом, Шан Ян в четвертом веке до нашей эры предпринял ряд реформ, которые привели к укреплению и централизации царства Цинь и его дальнейшему развитию.


1.3. Объединение Китая под властью династии Цинь.


Более двух тыс. лет уже прошло до того, как в 221 г. до н. э. было создано первое в истории всего Китая мощное централизованное государство-империя Цинь, которая имеет важное значение для истории Китая. Период с 255 по 222 г. до н. э. считается периодом Чжаньго.



Рис. 5. Китайский щит эпохи династии Цинь.

Изображения взято с электронного ресурса:

Захват территорий других государств, объединение их в одну огромную централизованную империю, значит для истории Китая очень много. Цинь Шихуан, навсегда вошёл в историю этой страны с именем Император-легенда. Таким образом, большие преимущества, которыми обладало царство Цинь, с одной стороны, и сложившиеся внутри страны условия для объединения - с другой, дали возможность Цинь покончить с феодальной раздробленностью, существовавшей в течение 800 лет, и создать абсолютистское феодальное государство с централизованной властью.


1.4. Реформы Цинь Шихуана.

Но в Циньской империи обязанности поручительства возлагались не на десятки, и на пятки, а на семью и её членов. При Цинь Шихуане система поручительства распространялась только на простолюдинов. А что касалось наказаний за преступления, то положения и указы о них в большей степени были заимствованы из законов Шан Яна и, конечно, отличались крайней жестокостью. Здесь применялись различные виды смертной казни, такие как разрубание пополам, четвертование, удушение, обезглавливание, варка в котле, закапывание живьём, пробивание темени. Например, за кражу лошади, полагалась смертная казнь. Помимо этого также практиковались и более легкие наказания-вырезание коленных чашечек, кастрация, битье по пяткам, сослать на каторжные работы. В первый же год своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию мер и весов, монеты, а также письменности. Введение единой системы мер и весов было просто необходимо для установления налогового обложения населения. Такой же цели придерживалась и денежная реформа Цинь Шихуана, в результате которой из использования были изъяты все монеты нециньских образцов и чеканки. Эти мероприятия императора окончательно сломали преграды, препятствовавшие налаживанию постоянных экономических связей между отдельными частями и районами страны.

Развитие китайского иероглифа было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры. В 213 г. до н. э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все древние книги, а в 212 г. до н. э. казнили 460 наиболее активных идеологических противников императора из среды конфуцианцев. В это время, в лесостепной зоне на территории современной Монголии происходит расселение племен кочевников, которых древние китайцы называли сюнну. Основной деятельностью этих племен являлось скотоводство –разведение лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов и овец. В поисках пастбищ для скота они кочевали по степи и охотились на пушного зверя. Сюнну вообще не было известно, что такое земледелие. Они питались в основном мясом, молоком, а одевались в войлок и шкуры. Так, к третьему веку до нашей эры сюнну становятся хозяевами степей в таких районах, как Ордос и Иньшань. Завершив все внутренние реформы, император приступает к военным действиям против сюнну. В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну в Ордосе и одерживает важную победу. Через год циньской армии удается всё-таки укрепиться на северном берегу Хуанхэ.

Император Цинь Шихуан вынужден был объявить дополнительную мобилизацию. Только ценой огромных усилий циньская армия завоевателей всё-таки совершила переход через горные хребты, отделяющие среднее течение Янцзы от Гуандуна и спустя некоторое время смогла захватить территорию существовавших там государственных образований племен юэ-Наньюэ (Намвьет) и Оуло (Аулак). На их землях было решено создать новые округа-Наньхай, Гуйян и Сян. Однако присоединение данной территории к такой империи, как Цинь было всего лишь номенальным.

В I тысячелетии до н. э. Китай представлял собой множество разрозненных княжеств. По мере развития философии, науки и права, в этих маленьких протогосударствах стали появляться полноценные политические концепции и программы реформирования общественной жизни. В VI-IV веках до н. э. на территории Китая использовались 2 модели государственного управления:

  • Чжоу-луская (по названиям княжеств Чжоу и Лу). Тут сложился консервативный строй, опирающийся на старинные идеалы, обычаи и патриархальность в общественных отношениях. Главной опорой государства, в рамках этой модели, должны были стать представители родовитой знати. Именно из общественных идей, возникших в Чжоу и Лу, позже выросла философия Конфуция.
  • Ци-цзинская (по названиям княжеств Цинь и Цзинь). Здесь возникла иная модель, опирающаяся не на идеалистические представления о мировой гармонии и эстетике, а на реально существующие обстоятельства. Идеалом правителя в ци-цзиньской модели был всесильный и мудрый князь, правящий жёстко, но справедливо. В ближайшее окружение правителя должны входить люди, пусть не очень знатные, но талантливые и высокообразованные. Основу государственной жизни, по представлениям сторонников этой модели, должны были составлять законы. Позже на базисе этих идей выросла древнекитайская философская школа легистов.

Со временем вторая модель показала свою жизнеспособность и действенность. Очень многие политические деятели древнего Китая (даже из Лу и Чжоу) стали реализовывать её положения на практике. Одним из таких реформаторов и был философ-легист Шан Ян, проведший в IV в. до н. э. комплексные преобразования в царстве Цинь.

Личность Шан Яна

Шан (Гунсунь) Ян родился около 390-385 года до н. э. в небольшом княжестве Вэй. Его род был очень древним и знатным, но к тому времени сильно обедневшим. Благодаря своим способностям, Гунсунь Ян сумел стать воспитателем детей первого министра княжества — Гуншу Цзо, который очень ценил своего подчинённого. Перед своей смертью Гуншу Цзо настоятельно просил вэйского князя Хуй-вана взять Гунсунь Яна на службу, пока этот талантливый человек не стал работать на другого правителя. Однако князь пренебрёг советом своего министра и забыл о своём талантливом подданном. В 361 году Гунсунь Ян узнал о том, что ван Сяо-гун, правивший в слабо развитом и отсталом царстве Цинь, ищет человека, способного провести в его государстве модернизацию. Гуньсунь Ян немедленно предложил вану свою кандидатуру и вскоре стал первым министром в Цинь. Специально для Цинь Гунсунь Ян разработал программу реформ, которые позже позволили сделать царство самым сильным китайским государством. Впоследствии циньские правители сумели подчинить себе всю территорию Китая.

Основные идеи Шан Яна можно свести к следующему:

  • Государство должно быть мощной, безотказно работающей машиной;
  • Государь и его окружения должны быть беспощадны к любым проступкам и ошибкам;
  • Человек изначально глуп, порочен и никчёмен. Но для государя это даже благо, потому что такими жалкими существами проще управлять;
  • Абсолютно все жители государства должны подчиняться закону, который должен быть чёток, недвусмысленнен и понятен каждому.

За свои заслуги перед государством Гунсунь Ян получил область Шан. По названию этой местности стали называть и самого министра. Сяо-Гун всячески поддерживал Шан Яна и оберегал его от любых нападок. Однако после смерти своего покровителя министру пришлось столкнуться с крайне недовольной нововведениями знатью. На сторону своих подданных стал и новый правитель Цинь, сын Сяо-Гуна — Хуэйвэнь-ван, который в юности пострадал от жёсткой политики Шан Яна. Противостояние министра и знати дошло до военного столкновения. Совместными усилиями крупнейших аристократических родов Шан Ян был изгнан из Цинь. Однако он не собирался сдаваться без боя. Шан Яну удалось вернуться в княжество для того, чтобы поднять там восстание. Но на этот раз он был пойман и казнён.

Предпосылки реформ

Основной целью Шан Яна было укрепление мощи царства, которое на тот момент значительно уступало своим сильным соседям. Для этого ему требовалось решить ряд основополагающих задач:

  • уменьшить вмешательство знати в государственные дела и укрепить положение правителя;
  • укрепить сельское хозяйство;
  • увеличить приток денег в казну;
  • модернизировать армию;
  • навести порядок как в центральном государственном аппарате, так и на местах.

Основные направления реформ

Шан Ян полагал, что процветание государству могут принести только армия и сельское хозяйство, поэтому уделял наибольшее внимание именно этим двум сферам. Граждан, занимающихся наукой или коммерцией, министр считал второстепенными и почти не приносящими пользы. Поскольку, по мнению первого министра, человек ущербен по своей природе, общество должно строго контролироваться, для поддержания порядка государю не стоит гнушаться ни выслушивания доносов, ни создания скрупулёзных правил, регламентирующих все сферы жизни, ни жестоких наказаний за, казалось бы, мелкие проступки. Для того чтобы ввести на всей территории Цинь такую систему контроля, в царстве была проведена перепись населения и упорядочено административное деление.

Все лица, недовольные нововведениями, либо становились рабами, либо отправлялись в ссылку в отдалённые уезды. Солдаты, крестьяне и чиновники внутри своих социальных групп были тесно связаны круговой порукой. Им предписывалось строго соблюдать закон и доносить о любых известных провинностях.

Армия

По инициативе Шан Яна, множество льгот и привилегий получили воины, прославившиеся в битвах. А вот за трусы и дезертиры стали получать суровые наказания за свои проступки. Всё войско было поделено на пятёрки и десятки, связанные круговой порукой. Из-за одного провинившегося могла пострадать вся группа. Для того чтобы различать солдат по степени их доблести, появилась иерархическая система отличий, состоявшая из 18 рангов. Получить один ранг можно было, например, за одного убитого врага или одного пленника.

Преобразования коснулись не только внутреннего устройства армии, но и военной техники и снаряжения. Солдаты получили более удобное и практичное обмундирование и прочное железное оружие вместо бронзового. Также в армии впервые появились конные отряды.

Сельское хозяйство и жизнь крестьянской общины

Одной из главных задач своей политики Шан Ян считал заселение пустынных просторов Цинь и стимулирование сельского хозяйства. Самыми крупными землевладельцами Цинь были представители знатных аристократических фамилий. Они владели наиболее плодородными землями и на их угодьях трудились многие тысячи крестьян. Но при этом в государстве оставалось немало необработанных земель. Для того чтобы получить максимальное количество сельскохозяйственной продукции и увеличить число налогоплательщиков, Шан Ян предложил начать освоение этих земель. На них стали расселять не только местных безземельных крестьян, но и переселенцев из других княжеств. Также ради увеличения доходов казны было предпринято насильственное деление больших кровно-родственных общин на нуклеарные семьи. Был введён особый штраф для семей, где вместе с родителями проживали более двух взрослых сыновей. Дети были вынуждены покидать родительский дом, создавать собственное хозяйство и платить с него налоги. Помимо роста фискальных доходов, распад больших патриархальных семей привёл к ослаблению органов местного самоуправления. Разумеется, в деревнях оставались старосты, каждый из которых отвечал за пять вверенных ему дворов, однако, их действия жёстко контролировались сверху. Впрочем, не все преобразования Шан Яна носили столь жёсткий характер. Например, по его инициативе, крестьяне, имевшие маленькое хозяйство или находившиеся на грани разорения, смогли рассчитывать на некоторые налоговые поблажки.

Одновременно началось наступление на те слои населения, которые не служили в армии и не были заняты в сельском хозяйстве. Они были вынуждены платить очень высокие налоги.

Все перечисленные выше меры позволили быстро наладить экономику страны и снабжать деньгами армию.

Государственный аппарат

Шан Ян считал, что наибольшую пользу государству принесут исполнительные, послушные и трудолюбивые чиновники со средними умственными способностями. По его мнению, слишком умные и талантливые люди, скорее, вредны, чем полезны для страны. Они могут посеять смуту или кардинально изменить давно сформировавшиеся устои.

В рамках реформ Шан Яна началось наступление на свободы крупных землевладельцев и значительно уменьшился круг полномочий органов местного самоуправления. Началось строительство мощного аппарата центральной власти, которому были обязаны беспрекословно подчиняться на местах. Часть своих привилегий потеряла родовитая знать, распоряжавшаяся административными, финансовыми и судебными делами в отдельных частях страны. Её стали вытеснять чиновники, получавшие жалование зерном из государственной казны и подчинявшиеся непосредственно верховному правителю.

Именно при Шан Яне впервые появилась практика продажи высоких должностей. Благодаря ей, аристократы теряли свою финансовую мощь, а государство пополняло казну. Также получить повышение можно было по особой системе рангов, в соответствии с которой, чины жаловались в зависимости от заслуг и талантов конкретного придворного.

Абсолютно все граждане страны должны были подчиняться закону, но правитель, по мнению Шан Яна, не должен был связывать себя какими-либо условностями. Ради блага государства, его глава мог пренебрегать законом и моральными ценностями. Гуманность правителя не могла принести ничего кроме вреда его подчинённым.

Итогом преобразований в сфере центрального управления стало формирование исправно функционирующей бюрократической системы.

Торговля

Несмотря на то, что Шан Ян презрительно относился к торговцам и ростовщикам, он прекрасно понимал, что коммерция является одним из главных источников государственных богатств. Поэтому при нём был проведён ряд мероприятий, облегчивших денежно-торговые отношения и способствовавших росту частной инициативы. Так были приведены к единому стандарту меры веса, длины и объёма, и, кроме того, появились законы, защищавшие частную собственность.

Заслугой Шан Яна было и наведение порядка на продовольственном рынке. До начала реформ между сельскими жителями, производившими зерно, и горожанами, закупавшими его, находилась целая цепочка перекупщиков и спекулянтов. Они закупали сельскохозяйственные продукты по минимальным ценам, а затем продавали его втридорога. Шан Ян решил искоренить эту порочную практику. Он сделал торговлю хлебом государственной монополией. Благодаря ему, в Цинь появилась система госзакупок зерна в деревне. После закупки зерна государство поставляло хлеб на рынки, где его можно было купить по умеренной цене.

Ещё одной важной государственной монополией стала разработка природных богатств.

Итоги

До начала реформ Цинь было отсталым, притесняемым более сильными соседями государством. Но модернизация Шан Яна сделала Цинь лидером в западном Китае. Здесь началось бурное строительство городов и крепостей, прошло несколько успешных завоевательных походов. Изменились и нравы местных жителей, люди становились составными частями единой государственной машины. Благодаря этому, циньские правители могли в любой момент мобилизовать большие группы населения на выполнение текущих задач. Жёсткая военизированная внутренняя политика позволила Цинь получить ресурсы, необходимые для дальнейшего завоевания всего Китая.

Несмотря на то, что ещё при жизни Шан Ян был подвергнут остракизму, а после его смерти был проведён комплекс контрреформ, легистская школа прочно пустила свои корни в Цинь. Идеи Шан Яна вошли в повседневную политическую практику сначала только царства Цинь, а потом и всей китайской империи.

Государственный деятель и реформатор в Древнем Китае, оcновоположник легизма

Шан Ян происходил из очень знатного, но обедневшего рода. В ранние годы ему удалось получить всестороннее образование.

В 361 году Шан Ян оказался на службе у царя Сяо-гуна и в скором времени он стал его первым советником.

В 359-348 годах Шан Ян сумел провести ряд реформ, направленных на укрепление циньского государства. Земельная реформа предполагала введение на землю частной собственности без ограничений, а также давала разрешение на свободную продажу и покупку земли.

Шан Ян способствовал развитию крупного землевладения, поскольку видел в нем основу экономического процветания циньского царства. Он давал возможность каждому желающему обрабатывать пустоши на льготных условиях (включая неплодородные земли).

Его реформы также касались и налогообложения. Древний налог с урожая заменили налогом на землю, который взимали с любого землевладельца – он зависел исключительно от размеров земельного владения.

Немаловажное значение отводилось административной реформе. Циньское царство было поделено на десятки округов, которые подразделялись на мелкие единицы. Шан Ян был назначен царем Сяо-гуном на пост главнокомандующего циньской армией. Это дало ему возможность также провести и военную реформу.

Он упразднил устаревшие колесницы, которые составляли основу военной мощи аристократии и заменил их конницей. Он существенно улучшил снаряжение воинов, снабдив армию железным оружием. Новым воинским уставом была предусмотрена строжайшая дисциплина. Учитывая имущественный ценз и боевые заслуги, Шан Ян внедрил 20 рангов знатности. За уничтожение или пленение врага воин повышался в ранге, что предоставляло ему право получить новые земли и рабов.

Во время реформ Шан Яна только военно-служилых людей считали полноправными гражданами; закон запрещал их порабощение. В результате потомственную знать лишили всех привилегий, ее практически отстранили от управления циньским государством.

Аристократы были крайне возмущены реформаторской деятельностью Шан Яна. Через несколько месяцев после того, как умер царь Сяо-гун, Шан Яна казнили.

преобразования, проведенные др.-кит. гос. деятелем Шан Яном в царстве Цинь в 359-348 до н. э. В результате Ш. Я. р. впервые в истории Китая узаконивалось право частной собственности на землю, официально разрешалась купля и продажа земельных участков, поощрялось земледелие (те, кто производил много зерна, освобождались от несения гос. трудовой повинности), ограничивалось свободное занятие ремеслом и торговлей, часть ремесленников и мелких торговцев была превращена в гос. рабов, аристократия лишилась права наследования адм. постов, ликвидировалась система наследств. владений знати, вся терр. царства была разделена на 31 адм. уезд, проводился насильств. раздел больших (патриархальных) семей и введена система круговой поруки в деревнях. Ш. Я. р. способствовали укреплению центр. власти и усилению царства Цинь. После объединения Китая царством Цинь в 221 до н. э. мн. преобразования Шан Яна были распространены на всю страну.

Источн.: Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу), пер. с кит., М., 1968; Сыма Цянь, Ши цзи (Ист. записки), цзюань 68, в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 1, Шанхай, 1958.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое "ШАН ЯНА РЕФОРМЫ" в других словарях:

Шан Яна реформы — преобразования, проведен. др. кит. гос. деятелем Шан Яном в царстве Цинь в 359 348 до н.э. В результате Ш. Я. р. впервые в истории Китая узаконивалось право частной собственности на землю, офиц. разрешалась купля и продажа земельных… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ШАН ЯН — Вэй Ян, Гунсунь Ян (390 338 до н. э.), гос. деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников легистской школы (см. Фацзя ). Происходил из обедневшего аристократич. рода. В 361 до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через … Советская историческая энциклопедия

КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

"ФАЦЗЯ" — ( школа законников (легистов)) филос. школа в Др. Китае, представители к рой разрабатывали проблемы управления гос вом и народом. Осн. положения Ф. сформулировал Шан Ян (казнен в 338 до н. э.). Большой вклад в учение легистов внес Хань Фэй.… … Советская историческая энциклопедия

ЦИНЬ — 1 . др. кит. царство. С 10 в. до н. э. находилось в зависимости от династии Чжоу. Его терр. включала зап. и сев. зап. часть совр. пров. Шэньси, вост. часть Ганьсу и С. Сычуани. В период Чжаньго (5 3 вв. до н. э.) являлось одним из 7… … Советская историческая энциклопедия

359 - 350 до н.э. — Реформы Шан Яна в Древнем Китае. Узаконено право частной собственности на землю, аристократия лишена права наследования административных постов. По настоянию аристократии реформатор казнен (338) … Краткий хронологический справочник

Борьба за политическое преобладание в др. Китае. Усиление царства Цинь — Политическая обстановка в Китае Социально экономические сдвиги, происходившие в обществе древнего Китая в период Чжаньго, и обострение в это в V IV вв. до н. э. время внутренних противоречии привели к учащению междоусобных войн между отдельными… … Всемирная история. Энциклопедия

Цинь (царство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цинь. История Китая Доисторическая эпох … Википедия

Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

Период Сражающихся царств — История Китая Доисторическая эпоха Три властителя и пять императоров … Википедия

Созданная Яном система рангов строго иерархизировала всю социальную систему и превратила общество в нечто вроде гигантской казармы. В рамках этой казармы продвижение вверх допускалось за заслуги прежде всего в военном деле, причем это касалось всех, от рядовых воинов до высшей знати. Знати и чиновникам было строго запрещено заниматься личными делами и преследовать корыстные цели, причем за нарушение соответствующих запретов, да и всех остальных выпущенных в большом количестве указов, воспринимавшихся в качестве некоего свода законов, следовали суровые наказания даже в случае небольших проступков. Сознательно активизировалась система взаимной слежки и доносов, причем доносчики щедро вознаграждались, а недонесшие строго наказывались.

Каким был реформатор, чего он хотел и как добивался желаемого? Кто был его союзником и с кем он боролся? Чего в конечном счете добился? Такие и близкие к ним вопросы составляют в конечном счете базу для оценки развитого древнекитайского легизма, сыгравшего в объединении Поднебесной колоссальную роль.

Шан Ян как мыслитель в принципе не слишком отличался от его великих предшественников. Высшей целью его деятельности было создание упорядоченного общества и сильного государства. Правда, методы его коренным образом отличались от тех, какие выдвигались прежде. Как и все другие великие мыслители, с произведениями которых он был неплохо знаком, вэйский Ян был достаточно оригинален в своих взглядах, но в то же время продолжал отдавать дань традиции и даже пытался подкрепить ею свои нововведения. Как и у них, его интересы строго ограничивались проблемами экономики, политики и социально-семейных отношений. Говорить о совпадениях в принципах можно много, но существеннее обратить внимание на различия.

Прежде всего Шан Ян впервые в истории Китая открыто провозгласил, что простой народ — это быдло, чем он глупей и слабей, тем легче им управлять. Мало того, в слабости и расчлененности людей, в разрыве веками создававшихся крепких социально-семейных связей таится сила аппарата власти. Слабых и глупых легче не только запугать, но и одурачить, заставить поверить власти и быть преданными ей, даже боготворить ее. Подобная политика и соответствующая ей система взглядов, нечто предельно циничное и бесчеловечное, обеспечивали успех и потому оказывались весьма практичными. Обманутые и убаюканные скромными подачками и социальной демагогией, люди не возражали, во всяком случае сколько-нибудь социально активно, против такой политики, а с отдельными ее аспектами были даже полностью согласны, что и создавало эффект доверия и поддержки. Поддержка оборачивалась определенными достижениями как во внутренней политике (освоение пустующих земель и резкий рост сельскохозяйственной продукции в Цинь), так и во внешней (успехи циньского воинства), что и было конечной целью реформатора.

Понимая это, Шан Ян провел реорганизацию системы административно-территориального деления Цинь, в результате чего из-под ног знати была выбита главная ее опора— наследственные земельные владения. Их осталось, насколько можно судить, крайне немного, да и размеры их были невелики. Владение Шан, полученное Яном, состояло всего из 15 поселений. Вся остальная территория огромного царства была поделена на несколько десятков уездов, возглавлявшихся сменяемыми и оплачивавшимися казной чиновниками. Неважно, были они родом из высшей знати или нет, они больше не являлись наследственными владетелями феодального типа. Однако в глазах реформатора они представляли собой самую могущественную часть народа, который следовало ослабить во имя усиления государства.

Расчленив крестьянские семейно-клановые группы, лишив подавляющее большинство аристократов наследственных владений, ошельмовав интеллектуалов из числа прежде всего конфуцианцев-жу-цзя, его главных идейных противников, и припугнув городское население, ремесленников и торговцев, строгими санкциями, вэйский Ян добился того, что государство как всемогущий аппарат власти вышло на передний план. Он подвел под него мощный силовой фундамент — хорошо организованную армию, представители которой, включая и командный состав из аристократов, пользовались льготами, получали ранги и должности с хорошим материальным обеспечением за воинские успехи и личные заслуги в бою.

Главное, чего добивался Шан Ян, — это создание сильной армии. Воинские заслуги, за которые командиры, включая и представителей знати, получали награды и должности, ранги и определенное количество налоговых сборов (с поселений в 300–600 земледельцев [192] ), не укрепляли позиции военачальников. Дело в том, что награды и пожалования такого рода можно считать лишь условными, т. е. временными, служебными кормлениями. Кроме того, любой промах в бою автоматически лишал командира всех его рангов и связанных с ним льгот, привилегий и доходов.

Шан Ян позаботился и о том, чтобы шедшие на смену аристократии казенные чиновники, которые составляли теперь костяк аппарата власти, не имели слишком большой силы. Именно для этого их обязывали строго следить друг за другом, не вступать между собой в приятельские отношения и не медлить с доносом в случае нарушения кем-либо из них закона [Шан-цзюнь шу, с. 40–41]. Естественно, что каждый чиновник в таких обстоятельствах не ощущал себя уверенно и не мог побороть страх перед завтрашним днем.

Все эти новации, шедшие вразрез с привычными нормами и традициями, не могли идти легко. В стране назревал внутренний протест, что хорошо понимал реформатор. Нужна была сила, которая одолела бы возможные проявления активного протеста. Об армии в этой связи уже упоминалось, но это была сила внешняя, направленная прежде всего на завоевания. А что касается устойчивости власти внутри страны, особенно перед лицом усиливавшегося недовольства всех слоев населения, то ее мог обеспечить только закон.

Законы Шан Яна резко усилили реальную власть административного аппарата и его высшего руководства. Но на чем, кроме наказаний, пенитенциарного аппарата, держался, точнее, должен был держаться сам закон? Прежде всего на полной и исчерпывающей информации, включая негласную, т. е. доносы. В понятие информации по тем временам входило и точное знание обо всем, что происходило в царстве, и какими ресурсами оно располагало. Об этом становилось известно через систему доносов.

В главах 4 и 19 книги Шан Яна сказано, что объектом строгой и точной статистики должны быть прежде всего подданные, каждый из которых при рождении заносится в специальные списки и вычеркивается из них после смерти [Шан-цзюнь шу, с. 9 и 33], а в главе 2 речь идет о необходимости отдельно учитывать численность торговцев и всех их слуг различных категорий [там же, с. 4]. В главе 4 говорится, что следует вести учет по тринадцати основным позициям, включая мужчин и женщин, старых и слабых (неспособных к полноценному труду), чиновников и говорунов-интеллектуалов, богатых, а также количество лошадей, быков и даже сена и соломы [Шан-цзюнь шу, с. 10; Переломов, 1968, с. 161].

Пожалуй, вершиной в системе слежки за всем в стране стали инспектора юйши — независимые от официальной администрации блюстители закона. Правда, в главах 24 и 26 книги Шан Яна о юйши сказано сравнительно немного, причем из сказанного можно понять, что сами они порой были подвержены коррупции [195] . Однако появление юйши [Шан-цзюнь шу, с. 42] стало подлинной революцией в формировавшейся в период Чжаньго древнекитайской бюрократической администрации. Эта администрация, а вместе с ней и вся страна должны были ощущать и постоянно ощущали на себе строгий взгляд независимых и подбиравшихся из числа неподкупных людей чиновников.

Продолжали играть важную роль социальные ранги, ставшие основой административно-бюрократической системы в китайской империи на протяжении многих веков. Не утратила своего значения унификация не только мер, но и многого другого, включая введенную последним правителем царства Цинь и первым китайским императором Цинь Ши-хуаном облегченную форму начертания иероглифов.

Есть основания считать, что сохранились многие нововведения, способствовавшие укреплению государства и государственного контроля над экономикой, что впоследствии стало нормой и во времена империи. Однако строгие запреты, касающиеся состава крестьянской семьи, едва ли пережили реформатора, что однако не привело к восстановлению больших семей. Они возникали, как правило, в среде зажиточного населения, в том числе и в деревенских общинах.

Аристократия, которой был нанесен реформатором сокрушительный удар, после него уже не возродилась. Ее место заняли чиновники, включая военачальников. Осталась, насколько можно судить, без особых изменений и реформированная Шан Яном административно-территориальная структура с уездами в качестве ее основы. Сохранилась система инспекторов, но перестала действовать система законов в том виде, в каком она была задумана реформатором.

По-прежнему существовала практика строгих наказаний за нарушение административных предписаний, поощрялись доносы и достаточно активно действовала репрессивная система. Все это, как известно, со временем автоматически было заимствовано империей Цинь Ши-хуана и сыграло роковую роль в ее судьбе. Что касается законов, то никакого кодекса или просто кодифицированного уложения в Цинь не существовало. Законодательство как нечто цельное и формально завершенное так и не было создано.

Сохранилось еще и то, что было как бы неписаным и неуловимым результатом реформ, — страх перед властью, боязнь совершить правонарушение, стремление к порядку, послушание и т. п. Все это сыграло свою роль в укреплении царства, помогло его правителям одолеть противников и объединить Поднебесную. Многое из того, что разработали легисты (в том числе и Шан Ян), было усвоено населением Цинь, а впоследствии воспринято в рамках империи, не только циньской, но и последующих династий, формально отбросивших легизм как бесчеловечную доктрину и принявших конфуцианство [196] .

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Факты и идеи

Факты и идеи Боюсь, что изложенный мною план курса вызовет в вас одно важное недоумение. Я буду излагать вам факты политические и экономические с их разнообразными следствиями и способами проявления — и только, ничего более. А где же, может быть, спросите вы, домашний быт,

Идеи заговорщиков

Идеи заговорщиков Пришло время немного остановиться и на политических идеях заговорщиков, и, главное, на том, чего они хотели.Среди тех, кто был недоволен Советской властью, безусловно, было много тех, кто хотел старых порядков, кто хотел иметь возможность на законных

Крах идеи

Как масонские идеи повлияли на реформы Петра Первого (11.11.2009)

Как масонские идеи повлияли на реформы Петра Первого (11.11.2009) Н. АСАДОВА: 00:09 в Москве. У микрофона Наргиз Асадова и наш экскурсовод в мир масонов Леонид Мацих. Здравствуйте.Л. МАЦИХ: Добрый вечер.Н. АСАДОВА: У нас на сайте, да и не только на сайте, спрашивают, зачем мы вообще

18 Яркие идеи

18 Яркие идеи Часто очень яркая, но незначительная идея вызывает события, приводящие в итоге к последствиям космической значимости.В 1892 году Уильям Пэйнтер из Балтимора изобрел технологию, которая с самого начала задумывалась как незначительная. (Он уже имел в арсенале

Зарождение идеи

Зарождение идеи Впервые идея о возможности прослушивания советских подводных кабельных линий связи зародилась в конце 1970 года у уже упоминавшегося Джеймса Брэдли, начальника отдела подводных операций разведывательного управления ВМС США. Возможно, эта мысль у него

Заимствованные идеи

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Идеи разорителей

Читайте также: