Филогенез временных связей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наш мир устроен так, что практически ничего в нём не бывает неизменным. Что-то имеет продуктивные изменения, что-то разрушительные и деградирующие. Все процессы в нашем мире, в нашей жизни, в нашем теле начинают свой путь с многозначительного слова – развитие.

Человек начинает своё зарождения с яйцеклетки и сперматозоида, затем развивается в зиготу, далее в эмбрион, затем в плод и рождается младенцем. Младенец развивается и в процессе длительного взросления становится уже полноценным взрослым человеком. И в основе всего двигающей силой лежит развитие. Существуют и глобальные видоизменения (в простом смысле – эволюция) всего живого на нашей планете, взявшие начало от одноклеточных организмов, заканчивая сложными многоклеточными существами, имеющими многофункциональные органы и системы.

Выделяют два вида развития всего живого на Земле: филогенез и онтогенез. Если, с онтогенезом всё проще и понятнее обстоит, ведь – это узкое понятие, обозначающее индивидуальное развитие человека от его зарождения до смерти. То с понятием филогенеза всё намного обширнее и сложнее.

Филогенез в психологии

Определение филогенез в психологии используется при изучении процесса от начала появления и дальнейшее развитие психики. В психологии филогенез можно встретить в более точном его определении — филогенетическое развитие.
Теория филогенетического развития предложена и разработана А. Н. Леонтьевым. Рассматривается поведение индивидуума на протяжении всего эволюционного пути. Фиксируется развитие сознания в результате социального и культурного развития индивидуума.

Во время изучения филогенеза ученые испытывают сложности:

  • Как выделить этап развития психики животных.
  • Как выявить общие условия развития.
  • Как выделить этапы развития сознания.
  • Как установить соотношения основных этапов филогенеза.

Простыми словами все психические структуры проходят сложный путь изменения. Изменения психики идет от простой к сложной форме.
Свидетельство эволюции — это появление наивысшей формы, каким является сознание. Сознанием и умением логически мыслить обладают только люди. А. Н. Леонтьев определил четыре стадии развития психики:

  1. Сенсорное восприятие
    – то есть способность чувствовать.
  2. Перцептивное
    – способность воспринимать предметы в целом, то есть организм реагирует на образы или объекты.
  3. Интеллектуальное
    – способность мыслить, действовать после принятия решения.
  4. Сознательное
    – это высший уровень. Он появился у людей в результате физического труда.

Особенностью развития психики является:

  • Каждая следующая ступень развития открывает путь к дальнейшему росту. Первоначальное зарождение психики происходит с восприятия отражения предмета. Но далее восприятие фиксирует, каким образом предметы относятся друг к другу.
  • У животных наблюдаются различные биологические и психологические линий развития. Даже наивысшая ступень эволюции животного не свидетельствует о том, что данный индивид обладает высоким уровнем развития психики.

Этапы развития детской психологии

/ Главная / Учебники / Общая психология / Филогенез психики.

Глава 2. Концепции филогенеза психики.

Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:

1. Безусловные рефлексы

2. Инстинкты

4. Условные рефлексы 2 рода (инструментальные рефлексы)

5. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)

6. Разум, сознание, мышление.

От рассудочной деятельности животных к сознанию человека:

Животным приспосабливаются к внешней среди при помощи рефлексов, а у высших животных есть еще и рассудочная деятельность. Под этим термином понимают способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знания этих закономерностей в новых условиях. Пример: когда обезьяна строит пирамиду из ящиков, чтобы достать подвешенный вверху банан.

Человеку помимо прочего присущи сознание и мышление. Сознание – есть высшая форма психического отражения, свойственная об­щественно развитому человеку, связанная с речью и сфор­мированная на основе человеческой практики. Мышление — это процесс опосредованного и обобщен­ного отражения действительности.

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1):

этапа

· формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них;

· возникновение простейших психических явлений – ощущений;

· возникновение простейшего механизма реагирования – безусловного рефлекса;

· наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведе­нии;

· большую роль играют инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения;

· возникают условные рефлексы;

· появляется предметно-образное отражение действительности;

· изобретенные способы действий не передаются от одного живот­ного к другому и не являются, таким образом, продуктом видово­го развития.

· появляется способность к мышлению;

· появляется потребность к общению с другими людьми;

· появление речи содействовало развитию абстрактного мышле­ния;

· появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности;

· возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведе­ния;

· появляется возможность самоконтроля и самовоспитания.

Филогенез людей

Человек развивался на протяжении миллионов лет. На пути его развития постепенно вытеснялся биологический процесс другим, небиологическим. Человек развивается сугубо индивидуально за период своей жизни. И этапами служит его возраст.
Трансформации физиологического уровня сопутствуют тенденции:

  • сложное поведение – активные двигательные способности;
  • индивидуальное обучение и дальнейшее самосовершенствование;
  • сложные формы психического отражения.

Психика людей отличается от животных наличием сознания. Культурная эволюция способствует формированию сознания и личности. У людей эволюция сознания есть результат мозговой деятельности, физического труда и речи. Чтобы сознание развивалось стабильно необходимо самосовершенствование.
Эволюция сознания не является быстрым процессом. От рождения психика человека трансформируется. С возрастом растет физическая сила и развивается психика. Когда человек достиг 60-65 лет рост замедляется, а затем происходит снижение.

Вначале еле заметное снижение. Чем человек становится старше, тем снижение больше. Все трансформации изучает возрастная психология.

Труд, материальное состояние, духовное состояние человека – эти составляющие позволяют оптимально судить о достижениях психического развития.

Филогенез игры

Один из важных вопросов в филогенезе человеческого индивида – это игра. Она наряду с трудом, помогает ребенку развиваться, в соответствии с тем поведением и той деятельностью, что требует общество. Что такое филогенез игры?

В первобытное время важным рычагом в формировании сознательной деятельности стал труд, и для рожденного младенца, существа сознательного и ориентированного на выживание, не было места игре. Природа диктовала детям самостоятельность и необходимость совместного труда со взрослыми, где не было нужды для ролевой игры. Дети входили в жизнь общества и попросту овладевали орудиями труда и заодно – всеми отношениями со взрослыми.

И вот уже с усложнением форм разделения труда и развития производства, становится невозможным быстрое введение детей в процесс труда. И теперь уже процесс овладения сложными, не по возрасту, орудиями откладывается на более поздний срок. В связи с этим и возникают первые игрушки (упрощённые и уменьшённые копии орудий труда), как средства развития ловкости, точных и метких движений, зрительной и двигательной координации. А следующим этапом в развитии игры стали символические игрушки, с помощью которых дети уже смогли создавать, играя, все жизненные сферы.

Филогенез животных

Развитие психики животного происходит по биологическим законам.
Ученые определили ступени эволюции как:

  • сенсорная — обычная чувствительность;
  • перцептивная – наличие мозга;
  • интеллектуальная, умственная психика.

Простая чувствительность – когда животное воспринимает только внешние качества предметов. Поведение животного определено врожденным инстинктом. У каждого вида животных генетически определены формы, специфика поведения.
Перцептивная психика животного развивается на основе развитой нервной системы. Задействован головной и спинной мозг. Птицы, млекопитающие воспринимают действительность целым образом, предметным восприятием. Животные обладают врожденным инстинктом, и одновременно у них проявляется индивидуальное поведение.

Интеллектуальная, умственная психика наблюдается, к примеру, у приматов присутствуют характерные особенности:

  • увеличенный объем головного мозга;
  • в коре присутствуют бороздки и извилины.

Животные обладают способностью воспринимать целостный вид предмета, оценивать ситуацию, предполагать развитие ситуации. Животные с такими характеристиками обладают поразительной находчивостью.
Если кратко, то животные в психологических действиях ограничены биологическими потребностями.

Развитие в филогенезе психики от инстинктов через навыки к интеллекту

Основной вопрос филогенеза – это развитие психики, которое привело к разумному поведению индивида. Таким образом, поведение человека прошло через определённые этапы:

Примеры филогенеза

Самое простое сенсорное восприятие наблюдается у лягушки или хамелеона. Язык этих существ стремительно реагирует на пролетающую муху, стрекозу. Но если насекомые не двигаются, их не замечают.
У приматов хорошо развит мозг. Они могут производить определенные манипуляции с палкой, камнем. Некоторые животные могут испытывать эмоции, у некоторых имеется отличная память, и даже склонны к обучению. Но изготовить самостоятельно орудие труда не могут.

Только человек с его развитым сознанием, мышлением может придумать новые инструменты, средства передвижения или игры для умственного развития. Человек научился строить самолеты, корабли, подводные лодки.

Незнакомое понятие

филогенез это

Часто ли вы слышали о филогенезе? Наверняка многие предположат, что филогенез – это биология, или, если быть более точным – определение, используемое в биологии. Но, скорее всего, не каждый образованный человек точно знает, о чем пойдет речь. Беглый опрос десяти человек показал, что:

— филогенез – мутация живых клеток (два из десяти);

— еще три человека при вопросе, что такое филогенез, с недоумением пожали плечами.

Однако, несмотря на очевидную неосведомленность в данном вопросе, никто из респондентов не остался равнодушным. Каждый из них захотел узнать: что же такое филогенез?

Чем полезны эти знания?

В психологии определением филогенез называют сам процесс трансформации психики в результате эволюции. Филогенетические трансформации проходят в результате перестройки онтогенезов индивида. Онтогенез рассматривает развитие особей, в отличие от филогенеза.
Люди населяют планету Земля примерно 7,53 миллиарда лет. За этот период сменилось около 1600 поколений. 1200 поколений вело пещерный образ жизни. Обучаться по книгам могли только 22 поколения. Пользоваться электроэнергией научились всего пять поколений назад. Использовать электронику в обучении начали совсем недавно.

Дагирова Лидия · 09 окт, 2019

Филогенез (биология)

филогенез биология

Филогенез – это процесс весьма длительный, он длится много миллионов лет. Именно поэтому он не может быть объектом непосредственного наблюдения, и изучается путем воссоздания и моделирования уже произошедших событий и явлений. При этом эволюцию понимают как процесс, в ходе которого генетическая линия (предки) порождает ответвления (потомков) с естественными изменениями, произошедшими в ходе этого процесса либо вовсе приведшими к исчезновению вида.

понятие филогинеза

Литература

Различие психики человека и животного

Главное отличие заключается в условиях её развития – животное развивается по законам биологической эволюции, а человек покоряется общественно-историческим законам развития. Анализ этих различий более понятно и наглядно будет выглядеть в виде таблицы, которая предложена ниже.

Разногласия психики человека и животного

Разногласия психики человека и животного

По теории Ч. Дарвина, главным фактором превратившим обезьяну в человека, а стадо в общество, являлась трудовая деятельность, осуществляемая людьми при общем изготовлении и использовании орудий.

Способы

    Neural network abstract 3d rendering

Молекулярной биологии. Часть из них разработал, применял в своих научных целях Чарльз Дарвин. Он использовал биохимические показатели, чтобы установить систематическую принадлежность тех или иных форм.

Для получения общей информации о филогенезе, эволюции методики изучения комбинируются.

Использование филогенеза различными науками

филогенез в психологии это

Филогенез — это учение, которое является весьма важным для целого ряда наук, в числе которых эмбриология, палеонтология, сравнительная анатомия и даже психология. В то же время филогенетика, изучающая историю развития различных видов организмов, для наиболее эффективного исследования эволюции на современном этапе обращается к достижениям таких наук, как биохимия, физиология, генетика, этология, молекулярная биология, и др.

Соотношение филогенеза и онтогенеза

Онтогенез – это понятие, которое вошло в научный обиход еще до появления учения о филогенезе и которое обозначает персональное формирование организма и совокупность претерпеваемых им в ходе жизни последовательных преобразований. После открытия в середине XIX века Фридрихом Мюллером и Эрнстом Геккелем биогенетического закона филогенез изучается во взаимосвязи с онтогенезом.


В видеоуроке рассматриваются типы онтогенеза, периоды онтогенеза, а также этапы эмбрионального развития на примере ланцетника и постэмбриональное развитие. В данном уроке приводятся следующие понятия: онтогенез, зигота, бластуляция, гаструляция, бластула, гаструла, нейрула, нейруляция, филогенез.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Онтогенез и филогенез"

Процесс индивидуального развития особи от начала её существования и до конца жизни называют онтогенезом.

У бактерий и простейших онтогенез практически совпадает с клеточным циклом.

У многоклеточных видов, которые размножаются бесполым путём, онтогенез начинается с момента выделения группы клеток материнского организма, которые затем делятся митозом и формируют новую особь со всеми системами и органами.

У тех видов, которые размножаются половым путём, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы — первой клетки нового организма.

У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробного развития.

Личиночный тип развития.

Он встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных. Желтка в яйцеклетках этих организмов мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растёт. Затем, по прошествии какого-то времени, происходит метаморфоз, — то есть превращение личинки во взрослую особь.

У некоторых видов наблюдается даже целая цепочка превращений из одной личинки в другую и только потом — во взрослую особь.

Например, у кузнечика личинка питается, растёт, несколько раз линяет. После окончательной линьки она становится взрослой половозрелой особью с крыльями и больше не растёт.

Яйцекладный тип онтогенеза

Он наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует.

Питание зародыша обеспечивает желток. Содержимое яйца окружено двумя подскорлупковыми оболочками, внутренней и наружной. Снаружи находится скорлупа. После откладки яйца на его тупом конце постепенно образуется воздушная камера.


Однако у большинства млекопитающих яйцо не образуется, а зародыш развивается внутри тела самки в половом органе — матке.

Внутриутробный тип онтогенеза

Он наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган — плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения.

Периоды онтогенеза

Любой вид индивидуального развития у многоклеточных животных принято делить на два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов.

Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе онтогенеза), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе).

Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального. Он включает в себя половое созревание, взрослое состояние, старение, которое заканчивается смертью.

Этапы эмбрионального развития на примере ланцетника.

Вспомним, что ланцетник ― это примитивное морское животное из семейства ланцетниковых. Ланцетник рассматривается как промежуточное звено между позвоночными и беспозвоночными животными.

В результате оплодотворения гаплоидные ядра половых клеток сперматозоида и яйцеклетки сливаются. Так возникает одноклеточная стадия развития организма — зигота, которая содержит диплоидный набор хромосом.

Зигота является началом нового организма. Она делится митозом.

Митотические деления называются делениями дробления.

Дробление (бластуляция) ― это процесс образования многоклеточного зародыша.

Первое деление происходит в вертикальной плоскости, и клетка делится на две одинаковые клетки с диплоидным набором хромосом. Их называют бластомерами.

Бластомеры не расходятся, а делятся ещё раз, и образуется уже 4 клетки.

Третье деление происходит в горизонтальной плоскости, и из четырёх образуется 8 бластомеров.

Далее продольные и поперечные деления сменяют друг друга. Возникает все больше бластомеров, которые не успевают расти.

После нескольких делений, когда число бластомеров достигает 32, они образуют полый шарик со стенками в один ряд клеток. Этот шарик получил название бластулы.

Бластула имеет внутри полость (пустое пространство). Эту полость называют первичной полостью тела или бластоцелью.

У человека на шестой день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а затем внедряется в её стенку. Этот процесс называется имплантацией зародыша.

После этого на одном из полюсов бластулы её клетки начинают делится быстрее, чем на другом, и впячиваться внутрь бластоцели. Этот процесс получил название гаструляции.

Так формируется второй внутренний слой клеток ― зародышевый листок. Такой двуслойный шарик называется гаструлой.


Гаструла состоит из двух зародышевых листков. Верхние клетки составляют наружный зародышевый листок ― эктодерму.

А внутренние ― внутренний зародышевый листок ― энтодерму.

Полость, которая образовалась внутри гаструлы, является первичной кишкой.

А отверстие, ведущее в первичную кишку, — первичным ртом.

У позвоночных животных на месте первичного рта в процессе эмбриогенеза образуется анальное отверстие, а настоящий (вторичный рот) возникает на противоположном полюсе зародыша. Поэтому млекопитающих (как и всех хордовых животных) относят к вторичноротым.

Между энтодермой и эктодермой образуется третий (средний) зародышевый листок — мезодерма.

Следующая стадия развития зародыша называется нейрулой.

На этой стадии происходит формирование нервной трубки и хорды.

У большинства хордовых хорда присутствует только в период эмбрионального развития, в дальнейшем замещаясь позвоночником.

У низших хордовых она сохраняется всю жизнь, выполняя опорную функцию, например, как у ланцетника.

На будущей спинной стороне зародыша начинается впячивание эктодермы в форме желобка — закладывается нервная пластинка, которая в дальнейшем развивается в нервную трубку.

Процесс образования нервной пластинки и её замыкание в нервную трубку в процессе зародышевого развития хордовых называется — нейруляцией.

Нервная трубка погружается под эктодерму и образует зачаток спинного мозга. А из его переднего широкого конца развивается головной мозг.

Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы. Этот процесс получил название дифференцировки клеток.

Дифференцировка происходит благодаря активации определённых групп генов в различных клетках зародыша, благодаря чему в клетках синтезируются белки, каждый из которых будет выполнять те или иные функции.

Следом за эмбриональным развитием сразу наступает постэмбриональное развитие.

У разных организмов этот период может происходить по-разному.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек (при живорождении) из организма матери.

Постэмбриональное развитие подразделяется на три периода:

ювенИльный период, продолжается до окончания полового созревания;

пубертАтный (период половой зрелости) и период старения.

Развитее организма в ювенильный период.

У разных видов развитие организма в ювенильный период может протекать по двум разным путям.

У одних развитие может быть прямое. У других непрямое.

Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов.

Такое развитие наблюдается у рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

У большинства млекопитающих зародыш развивается внутри тела самки. Такой вариант развития называют внутриутробным.

Когда организм новой особи становится способным к самостоятельному дыханию и питанию, происходят роды — из половых путей самки выходит детёныш.

Непрямое постэмбриональное развитие иногда требует сложной перестройки при переходе к взрослой форме.

Различают два типа непрямого развития — с полным и неполным превращением.

Развитие с превращением характерно для ряда насекомых и земноводных.

Личинки насекомых с неполным превращением внешне сходны со взрослыми особями.

Таким образом, при неполном превращении насекомое проходит три стадии: яйцо, личинка и имаго ― взрослое насекомое.

У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, совершенно не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым или развитием с метаморфозом, т. е. постепенным превращением организма во взрослую особь.

Таким образом, у насекомых с полным развитием в онтогенезе присутствуют четыре стадии: яйцо, личинка, куколка и имаго.

Ювенильный период всегда сопровождается ростом организма. Процесс роста запрограммирован генетически, а также здесь немалую роль играют условия существования.

Пубертатный период — период половой зрелости, у большинства позвоночных животных занимает, большую часть жизни.

После пубертатного периода начинаются изменения, которые снижают возможность организма к приспособлениям к изменяющимся условиям окружающей среды.

Наступает третий период — период старения. А затем и смерть — прекращение жизнедеятельности организма. Без смерти не происходила бы смена поколений — одна из основных движущих сил эволюции.


Филогенез — это историческое развитие организмов. Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия — организмы от предка к потомкам — разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут приобретать те или иные изменения или исчезать в результате вымирания. Этот процесс принято изображать графически в виде филогенетического древа, показывающего возможные родственные связи между отдельными ветвями живого.

(от греч. phyle — род, племя, вид и genos — происхождение) — историческое формирование группы организмов. В психологии Ф. понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных ; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Ф. изучают зоопсихология , этнопсихология , историческая психология (см. социогенез), а также антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины. Основными проблемами при изучении Ф. считаются: выделение главных этапов эволюции психики животных (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и т. д.; одной из наиболее известных остается схема К. Бюлера : инстинкт — навык — интеллект ); выявление условий перехода от этапа к этапу, общих факторов эволюции; выделение главных этапов эволюции форм сознания (в связи с особенностями производственной деятельности , социальных отношений , культуры, языка и т. д.); установление соотношения основных этапов Ф. (в частности, человеческой психики) и онтогенеза (см. развитие психики).

1) выделение главных этапов эволюции психики животных — в связи с особенностями среды обитания, строения системы нервной и прочим; здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект;

3) выделение главных этапов эволюции форм сознания — в связи с особенностями деятельности производственной, отношений социальных, культуры, языка и пр.;

4) установление соотношения основных этапов филогенеза — в частности, человеческой психики, и онтогенеза (см. развитие психическое).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

В психологии под Ф. или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека (переход к сознанию). См. Зоопсихология, Сравнительная психология.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "филогенез" в других словарях:

филогенез — филогенез … Орфографический словарь-справочник

ФИЛОГЕНЕЗ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ФИЛОГЕНЕЗ — ФИЛОГЕНЕЗ, филогенеза, муж. (от греч. phyle племя и genesis происхождение) (биол.). Процесс развития органического мира в целом или отдельных его групп. Филогенез растений. Филогенез позвоночных. Филогенез млекопитающих. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

ФИЛОГЕНЕЗ — (от греч. phýlon род, племя и . генез), филогения, процесс истории, развития как организмов в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов, классов, отрядов, семейств, родов, видов. Исследование филогенеза необходимо для… … Экологический словарь

ФИЛОГЕНЕЗ — (от греческого phylon род, племя и. генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и… … Современная энциклопедия

ФИЛОГЕНЕЗ — (от греч. phylon род племя и . генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и… … Большой Энциклопедический словарь

Филогенез — (от греческого phylon род, племя и . генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Филогенез — (от греч. phyle род, племя и genesis рождение, происхождение) понятие, введенное Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов … Психологический словарь

ФИЛОГЕНЕЗ — (от греч. phylon род, племя и . генез), филогения, историч. развитие мира живых организмов как в целом, так и отд. таксономич. групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов. Термин Ф. введён Э. Геккелем… … Биологический энциклопедический словарь

ФИЛОГЕНЕЗ — (от греч. род, племя, вид и происхождение), процесс формирования некоторой систематич. группы организмов (таксона). Термин введён в 1866 Э. Геккелем для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей… … Философская энциклопедия

Процесс необратимого исторического развития мира живых организмов – как в целом, так и отдельных таксономических групп – называется филогенезом (от греческих phylon – род, племя и genesis – происхождение, возникновение).

Как мы уже видели, развитие – важнейшее свойство жизни. Но развитие, самоорганизация присущи материи вообще. В философском понимании развитие – это движение, изменение в пространстве и времени. Движение как способ существования материи не возникает и не исчезает, существует вечно – без начала и конца. В то же время движение – векторный, направленный, необратимый процесс, а значит на отдельных отрезках имеет начало и конец.

Таким образом, развитие как движение бесконечно и вместе с тем существует всякий раз как отдельный конечный процесс. Эти кажущиеся противоречия разрешаются при диалектическом взгляде на процесс развития. Развитие любой системы: физической, биологической, социальной – подчиняется общим законам диалектики и синэргеники. Развитие совершается по спирали и бифуркационно (рис. 32).

Рис. 32

спирально-бифуркационный принцип развития

Один виток спирали – некоторый конечный процесс. В схеме исторического развития виток представляет онтогенез (индивидуальное развитие) отдельной особи.

Вся спираль с ее бифуркационными разветвлениями – бесконечный процесс. Бифуркационная спираль представляет филогенез – совокупность онтогенезов с постепенными изменениями, ведущая к их необратимой эволюции.

Таким образом, любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей; при этом приспособительную ценность могут иметь изменения любой стадии индивидуального развития. Можно сказать, что филогенез представляет собой преемственный ряд онтогенезов последовательных поколений. Это важнейшее концептуальное положение биологии наглядно проявляется в так называемом биогенетическом законе, согласно которому в онтогенезе высшего организма частично сохраняются (повторяются) основные черты предковых низших организмов, то есть отражается его филогенез.

Действительно, при сравнительно-эмбриологическом изучении родственных групп организмов обнаруживается, что их зародыши более сходны, чем взрослые особи. При этом чем более ранние стадии сравниваются, тем больше сходства выявляется. Например, у всех представителей позвоночных прослеживаются одинаковые эмбриональные стадии и признаки: бластула, гаструла, трехслойность, закладка хорды и ее преобразование в позвоночник, кровеносная система с одним кругом кровообращения, закладка жаберных карманов, хвоста. На этой стадии все зародыши имеют типичные рыбьи признаки. Далее появляются различия: постепенно можно обнаружить новые признаки классов, потом отрядов и т. д. до видовых различий, которые проявляются перед самым рождением. Жабры развиваются только у рыб и амфибий (на стадии головастика); у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих жаберные щели зарастают. У зародышей млекопитающих, особенно у приматов, быстро развивается головной мозг. Таким образом, по ходу эмбрионального развития идет расхождение (дивергенция) признаков у зародышей, отражающее их филогенетическую дивергенцию. Эту закономерность уже в середине XIX века отмечал Дарвин: эмбриональное развитие вида отражает его эволюцию. А вскоре Мюллер и Геккель сформулировали ее в форме биогенетического закона. На основании биогенетического закона путем изучения эмбрионального развития организмов можно устанавливать степень их филогенетического родства.

Какие же факторы и каким образом движут филогенетическое развитие? Почему возникают изменения в индивидуальных онтогенезах? Что происходит в точке бифуркации, за которой один биологический вид превращается в два или более видов с новыми признаками? На эти вопросы дает ответ синтетическая теория эволюции. Ее формирование имеет свою сложную историю.

Этот постулат Ламарка стал темой долгих дискуссий в биологии, а в последствие и в генетике. В Советском Союзе в 30-50-е годы Ламаркизм был использован в обоснование антинаучных, антигенетических построений группы Т. Д. Лысенко, захватившей при поддержке Сталина ключевые посты в Академии наук и фактически учинившей разгром отечественной школы генетиков. Развитие биологии в Союзе было задержано на десятилетия.

Тем не менее эволюционную идею Ламарка разделяли почти все биологи его времени. Но причины и движущие силы филогенетических процессов верно вскрыл только Дарвин.

Синтетическая теория эволюции сложилась к середине XX века на основе классической теории эволюции Дарвина, генетики и экологии. По сути она развивала на новом уровне знания идею естественного отбора, обоснованную Дарвином за 100 лет до этого синтеза. Какие же базовые положения были привнесены в синтетическую теорию из ее трех источников?

Генетика уже в новом, XX веке дала понимание природы наследственности и механизмов изменчивости. Открытые в 1865 г. и переоткрытые в 1900 г. законы Менделя о независимом наследовании отдельных признаков и их сохранении в скрытом (рецессивном) состоянии позволили объяснить то, что Дарвин не понимал и не мог понимать, так как природа наследственности в его время была неизвестна. Самая суть генетической основы эволюции состоит в том, что каждый признак кодируется двумя аллельными генами – от двух родителей (хромосомный набор диплоидный). Один из них может быть сильнее другого – доминантный, тогда другой – слабый, мутантный ген проходит как рецессивный и может не проявиться в нескольких поколениях, пока не сойдется в паре с таким же рецессивным геном.

Допустим, некий ген А кодирует желтый пигмент у семян гороха, тогда ген а представляет его рецессивную мутацию. Растения, у которых оба гена доминантные – АА (доминантная гомозигота), будут иметь безусловно желтые семена. При комбинации Аа (гетерозигота) семена также будут желтые, так как для проявления признака достаточно и одного гена – пигмент все равно будет вырабатываться. Но такие генетически смешанные особи несут потенциальную способность дать искажение признака в следующих поколениях. Дело в том, что гетерозиготные родители производят разные половые клетки (они гаплоидные) – либо А, либо а. При их скрещивании случайные комбинации гамет (половых клеток) могут дать разные генотипы: АА, Аа. аа. Растения с генотипом аа (рецессивная гомозигота) будут иметь не желтый, а простой зеленый или бесцветный фенотип, так как желтый пигмент у них не вырабатывается – ген дефектный в обеих хромосомах. Вот почему некоторые признаки у детей наследуются не от родителей, а от бабушек и дедушек или даже более далеких предков.

Российский генетик С. С. Четвериков в 20-х годах разработал очень важное положение о генофонде вида, популяции, под которым понимается совокупность всех генов, участвующих в свободном скрещивании. Дело в том, что в половых клетках организмов могут возникать спонтанные или индуцированные внешними факторами мутации (допустим – d) – искажения молекулы ДНК, несущие потенциально новый признак. Пока мутация сохраняется в гетерозиготном состоянии (Dd) – под прикрытием нормального гена, она никак не проявляется. Но если мутация при скрещивании выходит в гомозиготу (dd), прежде скрытый признак проявляет себя фенотипически (то есть выявляется внешне – как новый цвет, новая форма, новая ферментная активность и т. п.) и проверяется путем естественного отбора на свою полезность, бесполезность или вредность. Таким образом, гетерозиготные особи в популяциях несут скрытый резерв наследственной изменчивости. Чем более популяция насыщена гетерозиготами, тем выше у нее эволюционный потенциал.

Наконец, современная экология дала для синтетической теории эволюции понимание того, что элементарные процессы изменчивости, скрещивания и наследования происходят не у отдельных особей, как считал Дарвин, а в рамках целой популяции организмов. Популяция – относительно изолированная группа особей одного вида, длительное время населяющих определенный ареал и способных к свободному скрещиванию. Генетические изменения на уровне популяций изучает популяционная генетика, основателем которой и был Четвериков. Кроме того, из экологии используются знания о механизмах возникновения изоляций внутри популяции или между близкими популяциями одного вида. Изоляции крайне важны на заключительных этапах видообразования, так как с их помощью закрепляются возникшие новые признаки.

Теперь мы готовы сформулировать 10 основных положений синтетической теории эволюции, практически исчерпывающих всю проблему филогенеза. Это самая крупная и значимая биологическая теория.

1. Единицей существования, воспроизводства, изменчивости и эволюции вида является популяция. Главное условие эволюционных изменений в популяции – способность ее членов к свободному скрещиванию.

2. Необходимым условием, предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость отдельных особей в популяции. Изменчивость бывает двух видов. Мутационная изменчивость особей возникает в результате спонтанных или индуцированных мутаций генов в половых клетках их родителей и несет в рецессивном состоянии потенциальные новые признаки. Комбинативная изменчивость является результатом случайных комбинаций отцовских и материнских генов в половом процессе: в ходе мейоза (кроссинговер и независимое расхождение хромосом половых клеток) и при образовании зиготы в результате оплодотворении яйца сперматозоидом. Комбинативная изменчивость не создает новых генов, но в результате комбинаций внешние признаки могут сильно варьировать.

Наследственная изменчивость отдельных особей ведет к возрастанию гетерозиготности генофонда популяции. В результате скрещивания гетерозиготных особей появляются гомозиготы с новым признаком, которые подлежат отбору на пригодность в данных условиях. Чем выше гетерозиготность, тем чаще возникают гомозиготы и больше предложений для отбора. Таким образом, высокая гетерозиготность – скрытый резерв эволюции.

3. Концентрация мутаций и, соответственно, гетерозигот повышается при усилении действия мутагенных факторов. Естественными мутагенами являются: ионизирующая радиация космоса, Солнца и земных недр, химические пищевые вещества (особенно свободные активные радикалы), повышенная температура, вирусы и др. Интенсивность природных мутагенных факторов меняется в определенные периоды развития Земли, обусловливая изменение темпов и масштабов эволюции. Мутации возникают также спонтанно – как обычные ошибки в ходе репликации ДНК при подготовке к делению клетки, поэтому их минимальный уровень обеспечен в любое время исторического развития.

4. Концентрация мутаций и гетерозигот в популяции организмов может случайно повышаться в результате резких колебаний численности особей. Такие колебания – популяционные волны – регулярно совершаются по экологическим причинам: при саморегуляции в пищевых цепях; при колебаниях численности популяций в лунных (месячных), сезонных (годичных), солнечных (11-летних) и других циклах; в результате природных или техногенных катаклизмов – пожаров, засух, наводнений, оледенений и т. п. В малых популяциях вероятность встречи одноименных гетерозигот и их выхода в гомозиготу резко возрастает. Такое смещение частоты гетерозигот в пользу определенных генотипов называется дрейфом генов.

5. Случайные изменения генофонда популяции закрепляются благодаря изоляциям. Изоляция – это возникновение разнообразных препятствий к свободному скрещиванию особей внутри популяции, а также между близкими популяциями, которые еще сохраняли генетический обмен на краях своих ареалов. При возникновении изоляции размножение идет в пределах изолятов – обособленных групп, так что между ними прекращается обмен генами. Возникшие ранее изменения генотипа закрепляются в потомстве и усиливаются, что ведет к расхождению признаков особей (дивергенции) в пределах бывшей однородной популяции.

Изоляции могут быть пространственные (географические, экологические) и биологические (анатомические, физиологические, поведенческие, цитогенетические и др.). Пространственные изоляции появляются в результате геологических процессов (горообразование, поднятие и опускание уровня воды и т. п.), а биологические – как результат закрепления мутаций в пространственных изолятах.

Все уже рассмотренные факторы эволюции носят случайный, не направленный характер – они повышают или понижают концентрацию разных мутаций в популяции. Сами они не создают направленный процесс эволюции. Единственный направляющий фактор эволюции – естественный отбор.

6. Борьба за существование и естественный отбор – процесс, направленный на избирательное выживание и возможность оставления потомства с полезными в данных условиях признаками. Отбирающим фактором выступают условия среды, борьба за существование. Главная причина борьбы за существование – ограниченность пищевых ресурсов для молоди, при том что организмы стремятся к беспредельному размножению.

Таким образом, борьба за существование есть непосредственная причина и механизм естественного отбора, или: естественный отбор – следствие борьбы за существование. Материалом для отбора является генетическая неоднородность популяций. Эффективность отбора тем выше, чем больше гетерозиготность в популяции и чем активнее идут процессы изоляции.

7. Эволюция носит приспособительный характер. Закрепляемые признаки адаптивны (имеют приспособительное значение) в данных условиях, в данное время. Адаптации относительны, так как в других условиях и в другое время они теряют смысл. Некоторые признаки могут быть нейтральными, не имеющими приспособительного значения. Их гены находятся в хромосомах вблизи с генами полезных признаков и наследуются сцепленно с ними.

8. Расхождение признаков в популяциях – дивергенция – постепенно ведет к образованию новых биологических видов. Этот процесс называется микроэволюцией. Главное в видообразовании – прекращение скрещивания между отдельными изолятами внутри популяции или между популяциями исходного вида.

Биологический вид – это совокупность особей (популяций), обладающих наследственным сходством по морфологическим, физиологическим, генетическим и эколого-географическим признакам, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство; вид – это наименьшая генетически устойчивая надорганизменная система.

Видообразование, или микроэволюция, идет и в настоящее время – в так называемых сложных видах, где велика внутривидовая изменчивость и выделяются несколько подвидов или рас.

9. Наиболее радикальные мутации или их сочетания, затрагивающие ранний онтогенез и дающие значительные отклонения в организации особей, ведут к макроэволюции – возникновению таксонов выше видового ранга. Так возникали роды, семейства, отряды, классы, типы… Из наиболее крупных макроэволюционных новообразований (их называют ароморфозами) можно вспомнить возникновение проводящих сосудов или цветка у растений, развитие легких у наземных животных, формирование теплокровности у млекопитающих и птиц.

В целом микро- и макроэволюционные преобразования ведут к биологическому прогрессу. Признаки прогресса – возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению их численности и расширению ареала. Обратные процессы характеризуются как биологический регресс, ведущий к вымиранию группы. Биологическая эволюция – это сочетание прогресса одних групп с регрессом других.

10. Эволюция организмов полностью зависит от геологической эволюции Земли. Изменения геологических условий среды происходили периодично и в целом необратимо. Часто они проявлялись в форме крупномасштабных катаклизмов. По этой причине в истории жизни отмечается изменчивость темпов эволюции, смена форм естественного отбора. В периоды быстрых изменений среды темп эволюции возрастает, идет так называемый движущий отбор – на закрепление новых признаков. В периоды относительного спокойствия среды темп эволюции снижается, а отбор приобретает стабилизирующий характер – на консервацию имеющихся признаков и отсечение всяких новообразований.

Биологическая эволюция, как и зарождение жизни, – естественный материальный процесс развития Земли.

Фото 2197

Филогенез в психологии — становление и развитие психики, сознания, интеллектуальных способностей у разных живых организмов. Психика в данном случае рассматривается как продукт эволюции.

Суть и понятие

Онтогенез и филогенез в психологии — два взаимосвязанных процесса формирования психики. Филогенезом называют историческое развитие живых существ. Процесс эволюции рассматривается как множество генетических линий. Некоторые из них продолжают развиваться, другие исчезают из-за вымирания.

История исследования

Особенности становления психики — краеугольный камень для психологической науки с середины XIX века. Чарльз Дарвин первым выявил три стадии развития психики.

Эволюционный подход продолжил изучать и развивать В. А. Вагнер. Он разрабатывал эволюционную психологию на основе данных о психической жизни живых существ.

Стадии

Филогенетическое развитие протекает в 3 стадии:

  1. Элементарная сенсорная. Наблюдается у многоклеточных и простейших организмов, которые живут в воде. Делится на два уровня — высший, низший. Простейшие могут реагировать на отдельные свойства явлений и предметов окружающего мира. Изначально проявляется низкий уровень, на котором животное раздражается. Это естественная реакция на изменения окружающей среды. После этого проявляется высший уровень, на котором животное проявляет чувствительность, адекватно реагирует на проявления окружающей среды, ощущает предмет или явление. Движения становятся целенаправленными.
  2. Перцептивная. Делится на три уровня — наивысший, высший, низший. Деятельность проявляется воздействием на предметы или явления целиком, а не на их отдельные стороны. Низший уровень перцептивной психики проявляется у моллюсков, рыб, насекомых. Высший и наивысший уровни характеризуется формированием элементарного мышления. Они проявляются у млекопитающих, птиц.
  3. Интеллектуальная. Наивысший уровень перцептивной психики. Живые существа могут находить способы решения задачи, запоминать результативные варианты, применять их в похожих ситуациях.

Интеллектуальное поведение человека отличается тем, что ему свойственно придумывать новые способы решения задач, постоянно развиваться. Интеллектуальные действия животных не похожи на аналогичные действия человека.

Способы


Для получения общей информации о филогенезе, эволюции методики изучения комбинируются.

Проблематика

При изучении могут возникать проблемы:

Фото 2200

  1. Выявление общих факторов эволюции.
  2. Установка связи между отдельными частями филогенеза. Это относится к онтогенезу, частной человеческой психике.
  3. Выявление главных этапов эволюции психики животных.
  4. Выделение этапов эволюции форм сознания.

Филогенез изучается исторической психологией, этнопсихологией, зоопсихологией.

Какие науки изучают возникновение и эволюцию сознания?

Изучением возникновения сознания, его эволюции занимается:

  • психология;
  • социология;
  • философия;
  • история;
  • анатомия;
  • биология.

Фото 2201

Из более сложных направлений выделяются философия сознания, нейропсихология, нейрофизиология, нейробиология.

Связь с онтогенезом

Связь между онтогенезом и филогенезом отражается в биогенетическом законе, который был представлен известными исследователями Ф. Мюллером и Э. Геккелем.

Онтогенез — индивидуальное развитие живых существ. Он начинается с появления зиготы и продолжается на протяжении жизни. Характеризуется онтогенез тем, что в теле живого организма происходят изменения. Они зависят от условий жизни, наследственности.

Во время филогенеза накапливаются, отбираются, закрепляются изменения индивидуального развития от предшествующих поколений. Поэтому животные развиваются аналогично предкам.

В психологической науке под филогенезом подразумевается процесс изменения, развития психики в ходе эволюции. Большинство видовых биологических особенностей человека являются устойчивыми, но психика развивается постоянно. На нее влияет особенности культурной и социальной жизни индивида. Через духовную, материальную культуру человек может воплощать достижения психического развития.

Читайте также: