Василий великий о троице кратко

Обновлено: 03.07.2024

Глава VIII. Экклезиология свт. Василия Великого Не так легко говорить об экклезиологии св. Василия Великого. Сам св. Василий не оставил никакого труда, где бы он излагал свое учение о Церкви. Нигде он не говорит о нем систематически. Мы вынуждены искать в его творениях

658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого

658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого N.N.! Лености предаетесь. - А выписку из св. Венедикта сделали о ревности. - Если и всякие другие выписки и вычитыванья также лениво входят в дело; то долго будет ожидать, когда подвинетесь вперед. Я и забыл попросить вас, при

Молитва святого Василия Великого

Молитва святого Василия Великого «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения

Молитва святого Василия Великого

Молитва святого Василия Великого Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения

ЛИТУРГИЯ свт. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Краткие сведения о жизни св. Василия Великого

Краткие сведения о жизни св. Василия Великого Св. Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской около 330 г. (предположения колеблются между 329 и 331 гг.) и происходил из известного в Понте и Каппадокии (а также в Малой Армении) рода, славившегося как богатством, знатностью

Молитва от осквернения святого Василия Великого

Молитва от осквернения святого Василия Великого Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и

Молитва св. Василия Великого

Молитва св. Василия Великого Вем, Господи, яко недостойне причащаяйся Пречистаго Твоего Тела, и Честныя Твоея Крове, повинен есмь, и суд себе ям и пию, не рассуждая Тела и Крове Тебе, Христа и Бога моего, но на щедроты Твоя дерзая, прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою Плоть, и

Молитва св. Василия Великого

Молитва св. Василия Великого Владыко Христе Боже, Царю веков и содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал, благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих таинств. Молю убо Тя, блвже и человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею, и даруй ми

3. Литургия Василия Великого

3. Литургия Василия Великого В первые три века Христианства чин совершения Евхаристии не был записан, а передавался устно. Об этом ясно говорит св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329—379 гг. по Р. Хр.): «Слова призывания в пременении хлеба причащения и

Молитва 5-я, святителя Василия Великого

Молитва 5-я, святителя Василия Великого Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть применение, или преложения

Молитва святого Василия Великого от осквернения

Молитва святого Василия Великого от осквернения Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и

О Литургии св. Василия Великого

О Литургии св. Василия Великого Литургия св. Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с литургией св. Иоанна Златоустаго. Отличие ее от последней состоит лишь в следующем:1. Молитвы, которые священник читает тайно (про себя) в алтаре (особенно

Святитель Василий почитается в Православной Церкви как один из трех вселенских великих учителей. Он велик как епископ, оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, велик своей самоотверженностью и силой характера. Как муж слова и дела, он по справедливости назван был Великим уже своими современниками.

Суровый образ жизни, чрезмерные беспрерывные труды святителя Василия Великого, постоянные огорчения и вызываемые всем этим тяжкие болезни прежде времени изнурили его некрепкий от природы организм. Он скончался 1 января 379 года в возрасте только сорока девяти лет и был оплакан всем населением Кесарии, без различия вероисповеданий и религий.

Не может быть спора о том, что вождем среди каппадокийцев как в церковно-административном, так и в богословском отношении был святитель Василий Великий: он провел главные линии, внутри которых святые Григорий Богослов и Григорий Нисский осуществляли свои дальнейшие построения.

Богословское учение каппадокийских отцов имеет чрезвычайно важное значение в истории богословия. В их богословских трудах тринитарная проблема получила окончательное разрешение, и установленное ими понимание церковного учения о Святой Троице и созданные ими формулы сделались драгоценным, достоянием православной богословской догматики.

Признавая единство Божественной сущности, святой Василий определенно заявляет, что он принимает и единосущие ( ὁμοούσιος ), поясняя, что единосущие обозначает то, что в сущности Бог единосущен с Богом же в сущности (Письмо 8). Из этого, как прямой вывод, следует, что Сын есть единородный Сын Божий, сияние Славы Отца, живой Образ Его (Беседы на Шестоднев, 9), Единосущный Отцу (Беседа 24), всегда Совершенный, без поучения Премудрый, Божия Сила (О Святом Духе, 8); Он прежде веков, всегда есть и никогда не начинал быть (Против Евномия II). Сын имеет славу, общую с Отцом (О Святом Духе, 8); все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну (О Святом Духе, 14); Он обладает совершенным могуществом, и воля Его неотделима от Отца (О Святом Духе, 8), соединена и неразлучна с ней; не имея никакой разности по существу с Отцом, Он не имеет разности и по могуществу. Дух числим в блаженной и Святой Троице, причастен Божеству (Против Евномия III), соединен с Отцом и Сыном во всем – в славе и вечности, в силе и в царстве, во владычестве и в Божестве (Письмо 105), во всем неотлучен и неотделим от Отца (О Святом Духе, 14).

Источник: Сагарда Н.И. Учение о Святой Троице Святого Василия Великого // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 1. С. 71-77.

Споры о Пресвятой Троице: свт. Василий Великий о Боге Едином

Сейчас для каждого христианина очевидно, что все Три Лица триединого Бога учас твуют в деле сотворения, промышления и спасения человека. Однако во времена свт. Василия Великого споры о сущности Ее Лиц ещё не прекратились. Получения святителя проясняют многое и могут быть полезны и в наши дни для разговора с сомневающимися.


Содержание:

Кто для нас Пресвятая Троица

Православные христиане поклоняются Единому Богу. Мы верим, что все Три Лица Пресвятой Троицы участвуют в деле сотворения, промышления и спасения человека. Однако во времена святителя Василия ещешли споры о том, кем является Христос. Поэтому святой отец много рассуждает об этом и доказывает равность Бога Отца и Бога Сына.


Посему все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, не как что-либо постепенно в Нем прибывающее, но как всецело в Нем пребывающее


Но не только Бог Отец и Бог Сын участвуют в сотворении, промышлении и спасении человека, но и Дух Святой, Вся Троица: «В творении же их представляй первоначальную причину сотворенного — Отца, и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа, так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа. Совершение же Ангелов — святыня и пребывание в святыне.


Домостроительство Бога и Спасителя нашего о человеке есть воззвание из состояния падения и возвращение в общение с Богом


Спасение рода человеческого Богом Словом


В благовестии нашего спасения нет догмата важнее веры в Отца и Сына



Обратимся к истолкованию святым Василием тех слов, сравнений, которыми Себя называет Сам Спаситель



Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду


Домостроительство спасения Духом Святым

Вот как учит о Святом Духе святитель: «К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе при искании истины как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по благости, хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние это озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которого наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.


Духом Святым — восстановление наше в рай, вступление в небесное царство



Дух соприсущ самой плоти Господней, ставь ея помазанием и неразлучно сопребывая с нею



Самым важнейшим доказательством, что Дух соединен со Отцем и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение к Богу, какое и к каждому имеет дух, находящийся в нем


Итак, мы видим, что именно Святой Дух действует в Церкви, совершает Таинства и раздает дарования членам Церкви. Но что такое Церковь в представлении святителя Василия Великого? Об этом поговорим позднее.

иерей Павел Карев

Ключевые слова: Василий Великий, получения, творения, спасение, Бог, Троица

[1] Скурат К. Е. Учение о спасении святителя Афанасия Великого. — Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. — С. 315.

[2] Василий Великий, свт. Творения. [Репринт с изд. 1846 г.] — М.: Паломник, 1993. — Т. III. — С. 260-261.

[4] Там же. С. 263-264.

[8] Служебник. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. — С. 223.

[9] Василий Великий, свт. Творения. [Репринт с изд. 1846 г.] — М.: Паломник, 1993. — Т. III. — С. 162.

[10] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. — С. 225-228.

[11] Василий Великий, свт. Избранные творения / Сост. иеродиакон Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — С. 228.

[12] Василий Великий, свт. Творения. [Репринт с изд. 1846 г.] — М.: Паломник, 1993. — Т. III. — С. 100.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.


Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Вы прочитали статью Святая Троица — учение Православной Церкви, обратите внимание на другие материалы:

Читайте также: