Фильм дудя про колыму кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине апреля произошли два резонансных события, из которых второе выглядит как ответ на первое. Сначала 16 апреля было опубликовано исследование Левады-центра, в котором был зафиксирован рекорд положительного отношения россиян к Сталину за весь период наблюдения. Роль Сталина в судьбе страны сочли положительной 70% опрошенных, а каждый второй ответил, что лично относится к Сталину с восхищением, уважением или с симпатией.

Это то состояние умов, то поле, на котором Юрий Дудь выступил со своим фильмом, и публично заявил, что собирается это состояние умов этим фильмом изменить.

Реакция сталиниста Прилепина вполне, впрочем, ожидаема. Парадокс в том, что схожим образом и с еще большим темпераментом на фильм Дудя обрушились люди явно антисталинских убеждений: публицист Аркадий Бабченко и пианист Андрей Гаврилов.

Публицист Аркадий Бабченко обрушивается на фильм Дудя со схожих позиций. Но, в отличие от пианиста Гаврилова, Бабченко еще не до конца превратился в пророка (хотя этот процесс уже идет полным ходом), поэтому пока он изъясняется более членораздельно и даже иногда приводит аргументы. Вот такие:

Далее, Аркадий Бабченко уже переходит на личность автора, то есть Дудя.

Ну, и фирменный надрывный пафос от Бабченко, куда ж без него:


Критика дилетанта с позиции Большого Мастера

1. Откуда деньги, Зин?

В каждом выпуске своей передачи Дудь обязательно вставляет рекламу. Но в случае с фильмом про Колыму этого не было. О спонсорах съёмок кроме еле заметной строчки про продавца одежды тоже не сказано. Почему? Очень сложно поверить в то, что столь денежно озабоченный человек сам спонсировал поездку и съёмки однобоко сделанного фильма (например, по мнению Захара Прилепина, фильм состоит из неправды, манипуляций, передёргиваний и замалчивания неудобных фактов). Откуда деньги, Зин?

2. Зачем сейчас пытаться навязывать целому региону образ страха?

В своём фильме Юрий Дудь заявил такую гипотезу:

3. Дата публикации выбрана специально?


Кроме того, оговорюсь, я не думаю, что Юрий Дудь намеренно лгал, вероятнее всего как человек, неглубоко погруженный в тему, некритически отнесся к источникам информации и высказываниям своих героев. И да, в целом, мне кино скорее понравилось, несмотря на многие неточности.

Но более всего меня, как упертого местечкового патриота, возмутила бредовая этимология происхождения названия моего родного города – Магадана.

Дудь утверждает, что название Магадан происходит от эвенского Монгдан "ветреное место". Это полная околесица, в эвенском языке несколько корней обозначающие ветер, метель и т. д. Ни один из них не созвучен слову Монгдан, вот эти слова: хуннгэ, хуги, иддя. Происхождение Магадана идет от эвенского корня "мо" - дерево. Монгот - плавник, производное от этого корня, дерево выброшенное рекой или морем. Монгодон - то же слово с суффиксом -дон, его переводят или как "жилище из плавника" (на месте Магадана в историческое время не было таких жилищ), либо просто как "морские наносы", но под этими наносами все равно подразумеваются завалы из плавника в устье р. Магаданки. Монгодон - с поправкой на великорусское "аканье" превратилось в Магадан. Кто наплел Дудю ересь про ветер, я не знаю. Те герои его фильма, с которыми мне удалось поговорить, не знают тоже. С их слов, не они ))).

Другая неверная этимология в фильме: название лагеря Бутыгычаг, где был оловянный и урановый рудник, перевели с эвенского как "проклятое место". На самом деле переводится как "место, где олени болеют копыткой".

Юрий Дудь: Через эти места прошло около миллиона заключенных.


Юрий Дудь: Советскому союзу нужны деньги. Отправляем геологов разведывать Восток страны, где как говорят, никто не живет, зато, как говорят, есть золото.


Бывший начальник колымского СевВостлага Степан Гаранин на самом деле не пропал без вести, а тихо умер в лагере в республике Коми в июле 1950 г. Никуда он не бежал, никто его не ел.

Ну а про среднюю зарплату в Магаданской области в 30 тыс. я даже писать ничего не хочу.

Колыма - родина нашего страха / вДудь

Не знаю, как у вас, но всю свою жизнь я слышу от родителей: ну будь осторожен, ну не привлекай к себе лишнее внимание, не высовывайся – это очень опасно; и вообще мы простые люди – от нас ничего не зависит.

Мои родители – прекрасные люди, я безумно их люблю. Но они говорят все это десятилетиями — даже в тех ситуациях, где очевидно нарушается здравый смысл, где творится несправедливость и где мы точно правы.

Я всегда думал: откуда у старшего поколения этот страх, это стремление мазать все серой краской? Почему они боятся, что даже за минимальную смелость обязательно прилетит наказание? Моя гипотеза: этот страх зародился еще в прошлом веке и через поколения добрался до нас. Одно из мест, где этот страх появлялся, — Колыма.

Для максимального погружения мы проехали всю трассу Колыма. 2000 км тяжеленной дороги. 9 дней пути. И лютый, просто неправдоподобный мороз.

Как люди жили здесь тогда, во время репрессий? Как люди жили после? Как живут люди сейчас? Все это нам было интересно и важно узнать нам.

Читайте также: