Фернандо сор биография кратко

Обновлено: 03.07.2024

Изучаем репертуар классической гитары как инструмента.

Фернандо Сор (Fernando Sor, 1778 - 1839) — испанский гитарист и композитор, один из самых значительных классических гитаристов 19-го века.

Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства. Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками (Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей (хотя сочинял не только для гитары). На стиль Сора оказали влияние композиторы венского классицизма, прежде всего Гайдн и Моцарт. Среди учеников Сора — ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.

Ферна́ндо Сор (исп. Fernando Sor , полное имя Хозе Ферран Сор-и-Мунтадес — кат. Josep Ferran Sors i Muntades ; 14 февраля [1] 1778, Барселона — 10 июля 1839, Париж) — испанский классический гитарист-виртуоз и композитор, один из крупнейших исполнителей на этом инструменте в XIX веке.

Содержание

Биография

Последние годы жизни Сора были омрачены смертью дочери (её памяти он посвятил своё последнее оркестровое сочинение — Мессу). Композитор умер в 1839 году от рака и был похоронен на кладбище Монпарнас в безымянной могиле, обнаруженной лишь сто лет спустя [2] .

Творчество

Фернандо Сор (Fernando Sor)

СОР Хосе Фернандо (Fernando Sor) (14.02.1778 – 10.07.1839) – испанский гитарист, композитор и педагог. В раннем детстве проявил исключительные способности и получил музыкальное образование в одном из католических мона-стырей, совершенствуясь в игре на гитаре самостоятельно. Игра Сора на гитаре произвела подлинную сенсацию в Лондоне, куда он отправился после недолгого пребывания в Париже. Осенью 1823 года Сор со своей женой, француз-ской балериной, отправляется в Россию, где его выступле-ния имели большой успех. В Москве в Большом театре был поставлен балет Сора "Сандрильона". В 1826 году Сор возвращается в Париж и остается там до конца своих дней.

Гитарные произведения Сора, в отличие от театральной музыки, продолжают жить на концертной эстраде, а его этюды известны всем гитаристам. Гитарные пьесы Сора не рассчитаны на внешний эффект, как произведения Джулиани или других его современников. Они написаны в манере венских классиков (Моцарта, Гайдна, Бетховена и др). Гитару Сор трактует как полифонический (многоголо-сный) инструмент и не ограничивается изложением только мелодии и аккомпанемента. Он написал трактат о гитаре, в котором затрагиваются многие существенные вопросы игры на инструменте (гармония, тембр, вопросы использования ногтя и др.). Позже этот труд был переработан Н. Костом и получил известность как "Гитарная школа Сора".

* * *

Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоци-ональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.

Сор родился в Барселоне. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской гитаре. Он получил музыкальное образование в католи-ческом монастыре Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет уже сочинял сложную музыку. Как-то раз его учителю заказа-ли сочинить торжественную мессу для солистов, хора и ор-гана, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установ-ленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ.

Закончив музыкальное образование и найдя себе покрови-телей, Сор поселился в Мадриде и полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию своего гитарного мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправ-ляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Алек-сандра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы.

Титульная страница
первого издания "Школы для гитары" (1830) Ф. Сора

После возвращения в Западную Европу, Сор продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет среди гитаристов был чрезвычайно высок. Однако, к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже свои-ми друзьями музыкантами.

Рисунки из Школы Ф. Сора

Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оцени-вается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.

биография



Родившийся в Барселоне, в богатой семье, он крещен как Хосе Фернандо Макарио Сорс, как записано в реестре крещений, [ 1 ] хотя в большинстве своих рукописных и печатных музыкальных произведений он фигурирует как Фернандо Сор или Фердинанд Сор. , и лишь в нескольких случаях его фамилия появляется как Сорс. [ 2 ]

Потомок длинной линии военных, его отец был инженером-строителем, а его дед, родившийся на юге Франции, служил во французской армии. Он пытался продолжить эту военную традицию, но отошел от нее, когда отец познакомил его с итальянской оперой . Он влюбился в музыку и бросил военную службу. Наряду с оперой его отец также подтолкнул его к игре на гитаре, когда в то время она была не более чем инструментом, на котором играли в тавернах и считались ниже инструментов оркестра.

Когда его отец умер в 1789 году, его мать больше не могла финансировать его учебу, и аббат монастыря Монтсеррат Жозеф Арредондо предложил взять ребенка на бесплатное обучение в Эсколанию дель Монтсеррат-де-Монтсеррат , недалеко от Барселоны. Учеба там вращалась вокруг музыки. Именно в этом монастыре он начал писать свои первые произведения. Однако ее учителя, особенно отец Виола, не ценили гитару, и поэтому Сор обучалась игре на этом инструменте самостоятельно до и после ее пребывания в Монсеррат.

В 1801 году он переехал в Мадрид, где намеревался приблизиться к музыкальным кругам двора Карлоса IV и войти в Королевскую капеллу или Королевскую палату. Там его не очень хорошо принимают. Но XIII герцогиня Альба приветствует и защищает его в своем кругу художников. Вскоре после этого она умерла, и именно герцог Мединасели дал ей должность управляющей поместьями в Барселоне, куда она вернулась в 1802 году.

Основной доход музыканта во времена Сора составляли концерты и издание нот. Концерты давались между разными музыкантами в честь одного из них, и он взимал гонорары. Делалось это на ротационной основе кругами музыкантов-единомышленников и друзей. Что касается партитур, опубликованных Жаном-Антуаном Мейссонье , то произведения Сора не продавались массам любителей из-за их сложности, и его раздражало сочинять для любителей без особых усилий. В любом случае, в итоге он опубликовал простые и развивающиеся произведения, принося наименьшие художественные жертвы.

Его могила была обнаружена на кладбище Монмартр в 30-х годах по инициативе Друзей гитары Парижа (среди прочих Андре Вердье, Эмилио Пужоль и датчанин Остергаард). Его восстановили, чтобы избежать истечения 100-летнего срока уступок, которые подразумевали перенос останков в общую могилу и повторное использование ниши. Он был похоронен в могиле испанского дворянина Давида дель Кастильо, друга Фернандо Сора, семья которого также бежала из Испании. В 1938 году было проведено две церемонии открытия отреставрированной гробницы: первая была проведена правительством Республики, а вскоре - правительством генерала Франко. Вновь в 1978 году гробница вновь оказалась в ужасном состоянии и была восстановлена ​​с добавлением скульптуры канарейки, живущей во Франции. Анхель Перес . Гробницу можно по-прежнему посещать в 24-м отделе кладбища Монмартр; его хорошо видно с внутренней Самсоновской аллеи.

Несмотря на то, что он родился в Барселоне на Calle Sant Pau (вероятно, там, где находится нынешний Liceo или очень близко), до сих пор нет мемориальной доски, посвященной ему. Однако в харизматичном районе Грасиа , в пространстве, известном как La Salut, есть Calle de Sors (Carrer de Sors, ​​по-каталонски), посвященная музыканту. Это тихая и красивая улица, параллельная Торрент-де-лес-Флорс и заканчивающаяся в своей верхней части менее чем в пяти минутах от главного входа в парк Гуэля .

Стиль

Он пробовал себя в различных музыкальных формах, таких как анимация , темы с вариациями , сонаты , фантазии , менуэты , дуэты , а также разнообразная вокальная музыка , показывая свое знание композиционных приемов того времени. Однако его произведения ясны и несколько просты, что позволяет легко усваивать их слушателям.

Музыкальная педагогика

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

hello_html_m4e2f2cff.jpg

Список используемой литературы

1. Введение

2. Биография

Первоначально игре на гитаре Фернандо Сор учился у своего отца. Музыкальное образование он получил в основанной ещё в XIII веке школе католического монастыря Монтсеррат, где состоял певчим. В этой школе Сор овладел гармонией, контрапунктом, игрой на органе, скрипке, виолончели. Надо заметить, что из стен этой школы вышло немало выдающихся музыкантов, а углублённое изучение теории музыки, способствовало выдвижению из их числа и выдающихся композиторов.

Но самых значительных успехов он достиг на гитаре по возвращении в Барселону, которую он оставил, когда был в монастыре, так как гитара считалась слишком светским инструментом для монастыря. В течение короткого периода после возвращения из Барселоны Сор столкнулся с гитарными произведениями Моретти, которые оказали большое влияние на его развитие.

После 1798 г. Сор переехал в Мадрид. Он быстро попал в центр процветающей аристократической жизни. В это время в Мадриде жил известный итальянский композитор, Луиджи Боккерини. Для своего покровителя Маркуса дэ Бэнавенти, превосходного гитариста, он писал много произведений, среди них 9 квинтетов для струнного квартета и гитары. Существует предположение, что Сор мог учиться у Боккерини, хотя это утверждение не доказано.

С вторжением французских войск в Испанию в 1808 году и началом войны за независимость Сор занимает патриотическую позицию и пишет ряд революционных песен, среди которых наибольшую известность получили Vivir en cadenas и Venid, vencedores . Однако в 1810 композитор, как и бо́льшая часть испанской интеллигенции того времени, вынужден уступить и занять административный пост под покровительством французов. В 1813 году французские войска были выбиты из Испании, но Ф. Сор предчувствуя жестокие репрессии, вынужден эмигрировать в Париж. Насколько известно, он больше никогда не возвращался на родину. К этому времени Сор представлял собой лишь провинциального композитора, несмотря на свои успехи в Барселоне и Мадриде. Теперь он смотрел в лицо будущему в новой стране. Свою музыкальную деятельность он делит между исполнительством, композицией и педагогикой. В течение последующих 10 лет он опубликовал большее количество произведений для гитары.

Но, разумеется, Сор выступает и как гитарист-солист. Московская публика была поражена его виртуозностью. Круг знакомства с русскими музыкантами, поэтами, писателями, деятелями культуры был огромен. Достаточно вспомнить С.Аксакова, А.Алябьева, А.Грибоедова, Одоевского, Верстовского, А.Варламова, Гурилева, Нарыжкина, Пущина, А.Пушкина, М.Высоцкого, А.Сихру, семью Голициных, в доме которых он жил на улице Петровке. Его выступления слушали в доме Пашкова, Апраксина, в салоне Зинаиды Волконской. Успех его балетной музыки и яркое виртуозное исполнение на гитаре делают его фаворитом Русского двора. Период пребывания в России связан с его постоянными концертами как солиста – гитариста и огромной работой над театральными постановками.

Возможно Сор возвращался в Лондон и состязался там в игре с Мауро Джулиани. Многие высказывания свидетельствуют об этом известном и ярком споре Сора с Джулиани, однако это еще спорный вопрос. В любом случае, и Сор и Джулиани имели своих последователей, так как они в этот период объездили весь континент. Это были, без сомнения, два самых выдающихся виртуоза тех дней.

В последние годы жизни Сор отошел от концертной деятельности и посвятил себя исключительно обучению игры на гитаре и композиции. Если Сор пользовался большой славой по всей Европе, то нужно заметить, что на Родине он был почти неизвестен. Тот факт, что Сор не пользовался славой собственной стране, несомненно, помешал ему туда возвратиться.

Читайте также: