Конвенция по облегчению международного морского судоходства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по Конвенции по облегчению международного морского судоходства ( FAL Convention ).

Конвенция FAL была принята с целью облегчить морское судоходство путем упрощения и сокращения до минимума формальностей, требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов, совершающих международные рейсы.

Договаривающиеся Правительства обязуются сотрудничать в деле обеспечения наиболее полного единообразия формальностей, требований в отношении документов и процедур во всех областях, где такое единообразие облегчит и улучшит международное морское судоходство, и сводить до минимума всякие изменения формальностей, требований в отношении документов и процедур, необходимые для удовлетворения особых требований внутригосударственного характера.

Раздел 2 Конвенции FAL содержит положения, касающиеся формальностей, выполнения которых государственные власти требуют от судовладельцев по приходе, во время стоянки и при отходе судна, и не должен быть истолкован как исключающий требование о предъявлении для проверки надлежащими властями сертификатов и других документов, находящихся на судне и касающихся его регистрации, обмера, безопасности, экипажа и других соответствующих вопросов.

Государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, каких-либо других документов (форм) кроме тех, которые указаны ниже:

  • Общаядекларация(General Declaration - FAL Form 1);
  • Декларацияогрузе(Cargo Declaration - FAL Form 2);
  • Декларация о судовых припасах (Ship'sStoresDeclaration-FAL Form3);
  • Декларация о личных вещах экипажа судна (Crew'sEffectsDeclaration-FALForm4);
  • Судоваяроль(Crew List - FAL Form 5);
  • Список пассажиров (PassengerList-FAL Form6);
  • Декларации об опасном грузе (DangerousGoods-FALForm7);
  • Форма сведений о безбилетном пассажире ( Form of Stowaway Details ).

C 1 января 2018 года введены действие три дополнительных документа:

  • Информация, имеющая отношение к охране в соответствии с правилом XI-2/9.2.2, СОЛАС (Security-relatedinformationas required under SOLAS regulation XI-2/9.2.2);
  • Форма предварительного электронного уведомления о грузе для оценки рисков таможенными органами (Advance electronic cargo information for customs risk assessment purposes);
  • Форма предварительного уведомления о выгрузке отходов на портовые сооружения (AdvancedNotificationFormforWaste Delivery to Port Reception Facilities).

Система управления безопасностью (СУБ) должна учитывать рекомендации морской индустрии, включая применение судовых форм, которые должны быть составной частью документации по СУБ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 9 апреля 1965 г.)

Конвенция вступила в силу для СССР/Российской Федерации 5 марта 1967 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Резолюция FAL.12(40) "Поправки к приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года" (принята 8 апреля 2016 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2018 г.

Резолюция FAL.10(35) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года" (принята 16 января 2009 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 15 мая 2010 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 ноября 2006 г.

Резолюция FAL.7(29) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 10 января 2002 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 мая 2003 г.

Резолюция FAL.6(27) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 9 сентября 1999 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2001 г.

Резолюция FAL.5(24) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 11 января 1996 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 мая 1997 г.

Резолюция FAL.4(22) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 29 апреля 1993 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 1994 г.

Резолюция FAL.3(21) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 1 мая 1992 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 1993 г.

Резолюция FAL.2(19) "Одобрение поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 3 мая 1990 г.)

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 1 сентября 1991 г.

Резолюция FAL.1(17) "Принятие поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками" (принята 17 сентября 1987 г.)

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 1 января 1989 г.

Поправки, принятые Конференцией договаривающихся правительств 5 марта 1986 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 1 октября 1986 г.

Исправленный текст Статьи VII Конвенции по облегчению международного морского судоходства, принятый 19 ноября 1973 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 2 июня 1984 г.

Поправки, принятые Конференцией договаривающихся правительств 10 ноября 1977 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 31 июля 1978 г.

Поправки, предложенные 28 ноября 1969 г. договаривающимся правительствам для принятия в соответствии со Статьей VII 2) Конвенции

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 12 августа 1971 г.

*2010 Manila amendments to the International Conventionon Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978 entered into force 01 January 2012 by means of tacit acceptance procedure/ Манильские поправки к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 вступили в силу 01 января 2012года в соответствии с процедурой молчаливого принятия.

**Consequent on the cessation of the 1971 Fund Conventionon 24 May 2002 this Protocol is considered having ceased with effect from the same date / В связи с прекращением действия 24 мая 2002 года Международной конвенции о создании международного фонда компенсации за ущерб от загрязнения нефтью 1971 года данный протокол утратил силу с этой же даты.

***Entered into force by means of tacit acceptance procedure on 27 June 2011 / Вступил в силу 27 июня 2011 года в соответствии с процедурой молчаливого принятия.

Эмблема испанских ВВС поиска и спасения на море

Конвенция создает международную систему поиска и спасания (САР) с целью обеспечить, чтобы независимо от района Мирового океана, в котором происходит авария, действия по поиску и спасанию терпящих бедствие людей координировались между расположенными в этом районе службами САР.

Конвенция предлагает договаривающимся сторонам обеспечить наличие в их странах соответствующих средств для поиска и спасания, заключать между собой соглашения по поиску и спасанию, в частности, предусматривающие облегченный доступ спасательных средств одного государства в территориальное море другого государства, а также устанавливать общие процедуры для эффективного и быстрого поиска и спасания.

Конвенция также предусматривает создание государствами спасательно-координационных центров и подцентров, включая назначение координатора на месте проведения операции.

После принятия Конвенции по решению Комитета по безопасности на море Международной морской организации(ИМО) Мировой океан был разделен на тринадцать поисково-спасательных зон. В каждой из зон соответствующие государства должны установить границы районов, в которых они несут ответственность за проведение поисково-спасательных операций.

Технические требования Конвенции САР содержатся в Приложении, состоящем из пяти глав.

В связи с тем, что возлагаемые на государства обязательства требовали существенных финансовых затрат (например, установление береговых сооружений), Конвенцию ратифицировало незначительное число государств, поэтому темп осуществления Конвенции был крайне медленным.

В 1995 году было принято решение внести в Конвенцию несколько важных поправок. В частности, выявилась необходимость привести Конвенцию в соответствие с положениями по поиску и спасанию, выработанными Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
Пересмотр технических требований, содержащихся в Приложении, был поручен Подкомитету ИМО по радиосвязи и поиску и спасанию (Подкомитет COMSAR). Поправки были приняты Комитетом по безопасности на море ИМО на его 69-й сессии в мае 1998 года и вступили в силу 1 января 2000 года.

В 2004 году был принят ещё один комплект поправок, касающийся лиц, терпящих бедствие на море. В частности, были добавлены: определение лиц, терпящих бедствие на море; положения, относящиеся к оказанию помощи капитану при доставке спасенных в море людей в безопасное место; а также важные положения, устанавливающие обязанность спасательно-координационных центров или спасательных подцентров предпринимать действия по установлению наиболее подходящих мест для высадки лиц, обнаруженных терпящими бедствие на море.

Одновременно с пересмотром Конвенции САР в ИМО проводилась работа по усовершенствованию практических руководств по поиску и спасанию. В 1971 году было выпущено Руководство ИМО по поиску и спасанию для торговых судов (МЕРСАР), а в 1978 году - Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (Наставление ИАМСАР).

Оба документа ИМО предлагали заинтересованным национальным организациям практические рекомендации по вопросам оказания помощи терпящим бедствие людям и судам в море.
Наставление ИАМСАР было в максимально возможной степени согласовано с соответствующим руководством, выработанным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

Дальнейшее развитие средств связи и технических возможностей авиационного и морского поиска и спасания, а также необходимость более тесного сотрудничества обеих отраслей в этой области привели к тому, что ИМО и ИКАО совместно приняли Международное руководство по авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС), которым в настоящее время пользуются все воздушные и морские суда. РМАМПС состоит из трех томов: Организация и управление; Координация; и Подвижные средства. Последний третий том должен находиться на борту каждого морского судна.


Международное торговое морское судоходство было бы затруднительным, чрезвычайно дорогим, небезопасным, а то и вовсе невозможным без единообразного урегулирования ряда чисто технических вопросов его осуществления.

Достижению этой цели служат следующие международные договоры:
[1] Конвенция по облегчению международного морского судоходства;
[2] Международная конвенция о грузовой марке;
[3] Международная конвенция по обмеру судов;
[4] Конвенция об условиях регистрации судов.

Мы последовательно рассмотрим каждый из этих международных договоров.

Конвенция по облегчению международного морского судоходства

Конвенция подписана в Лондоне, 9 апреля 1965 г. Действует в редакции 31 июля 1978 г., с изменениями и дополнениями от 10 января 2002 и от 7 июля 2005 г.

Основной текст Конвенции вступил в силу 5 марта 1967 г., последние дополнения — 1 мая 2003 и 1 ноября 2006 г. соответственно.

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

В Конвенции участвует 114 государств, включая Россию — правопреемницу СССР, участвовавшего в Конвенции с самого момента вступления ее в силу.

Конвенцией установлен следующий исчерпывающий перечень документов, которые обязано иметь при себе каждое иностранное торговое судно:
(1) общая декларация;
(2) декларация о грузе;
(3) декларация о судовых припасах;
(4) декларация о личных вещах экипажа судна;
(5) судовая роль;
(6) список пассажиров;
(7) манифест (реестр, люковая записка) опасных грузов;
(8) документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;
(9) морская санитарная декларация.

Международная конвенция о грузовой марке

Международная конвенция о грузовой марке подписана также в Лондоне 5 апреля 1966 г. и действуюет с изменениями 1988/2003 гг.

Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г.; в редакции последних изменений — с 1 января 2005 г. Участвует более 150 стран, включая Россию как правопреемницу СССР (с 22 июля 1968 г.).

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

По грузовой марке определяется максимальная безопасная осадка судна с грузом — то есть уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено (грузовая ватерлиния).

Хотя максимальная допустимая загрузка одного и того же корабля одинакова (она определяется его техническими характеристиками), его осадка при одной и той же загрузке может быть различной и будет зависеть от плотности воды.

Последняя определяется ее температурой и тем, является ли вода пресной или соленой, а также регионом (в морях южных вода менее соленая, в северных — более).

Выглядит грузовая марка так:

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

где TF (Tropical Fresh Water) — пресная вода в тропиках; F (Fresh Water) — пресная вода; T (Tropical Seawater) — морская вода в тропиках; S (Summer Seawater) — летняя морская вода; W (Winter Seawater) — зимняя морская вода; WNА (Winter North Atlantic) — зимняя североатлантическая вода.

Общий смысл Конвенции в том, что выход судна в международный рейс без грузовой марки и наличия у него Международного свидетельства о таковой попросту запрещен.

Исключение составляют случаи выдачи судну Международного свидетельства о6 изъятии для грузовой марки.

Точно так же запрещается выход в рейс судна, нагруженного свыше уровня, допускаемого нанесенной на нем грузовой маркой.

Контроль соответствия осадки грузовой марке осуществляет и ответственность за такое соответствие несет второй помощник капитана (так называемый суперкарго).

Международная конвенция по обмеру судов

Международная конвенция по обмеру судов (Лондон, 23 июня 1969 г.), вступила в силу 18 июля 1982 г. и объединяет более 150 стран, включая Россию (правопреемницу СССР, участвующего в Конвенции с самого начала).

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

Существо ясно из наименования.

Конвенция унифицирует правила определения вместимости судов (Приложение I), порядок выдачи, аннулирования и признания мерительных свидетельств, а также их форму (Приложение II).

Конвенция об условиях регистрации судов

Конвенция об условиях регистрации судов, подписана в Женеве 7 февраля 1986 г., пока не вступила в силу, ибо объединяет лишь 14 стран (Албания, Болгария, Венгрия, Гаити, Гана, Грузия, Египет, Ирак, Кот д’Ивуар, Либерия, Ливия, Мексика, Оман, Сирия), в то время как для ее вступления в силу нужно не менее 40 ратификаций.

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

СССР подписал Конвенцию 12 февраля 1987 г., но она так до сих пор и не ратифицирована.

Конвенция определяет понятие государства флага судна, роль этого государства в деле регистрации судна, его обязанности в отношении такого судна.

Она же устанавливает принципы недопустимости использования более одного флага и недопустимости перемены флага в одном плавании, а также унифицирует требования к государственной регистрации судов, имеющей международное признание.

Вызываемая этим необходимость разрушения или существенного изменения национальных регистрационных систем и становится главным препятствием для участия в Конвенции.

Читайте также: