Феномен человеческого сознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.

Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:

— познание (одной из форм существования сознания является знание);

— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

— ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:

— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;

— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;

— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;

— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;

— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.

В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:

Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.

Будущее как философская проблема

Будущее как философская проблема Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего. Если верно,

Э.В.Ильенков Проблема предметности сознания

II ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА АТЕИЗМА

II ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА АТЕИЗМА Невыносимый атеизмРассмотрим теперь проблему атеизма с философско-теоретической точки зрения. Это — важнейшая проблема.Чему нас учит подлинно философская концепция человеческой воли? Тому, что атеизм невыносим в его метафизической

95. Сознание как философская проблема

95. Сознание как философская проблема Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и

Глава XII Отчуждение как социально философская проблема

Глава XII Отчуждение как социально философская проблема От чего отчуждается человек? – Существует ли изначальная норма человеческого бытия. – Универсальность отчуждения и внеисторический гуманизм. – Проблема конкретизации универсалии, ее социально-философский

§ 2. Проблема ориентации сознания общества

§ 2. Проблема ориентации сознания общества Для нас, для нашей философии вопрос перехода от гносеологических трактовок сознания людей к онтологическим – это не только вопрос теории. Это – вопрос реального функционирования культуры, ее сохранения и возможного

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ПРИЗВАНИЕ

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ПРИЗВАНИЕ Свое рассуждение, связанное с весьма сложной задачей — попыткой соединить теорию сознания (для чего потребуется, естественно, введение определенных постулатов) с моим отношением к философии, то есть с тем, что я о ней думаю и

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское;

66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.Философы видели отличие человека

Революция как философская проблема

Революция как философская проблема Полагаю, что теорией, способной объяснить развитие человеческого общества во всем многообразии его форм, является диалектико-исторический материализм. Аргументирую это положение.Материализм необходим при решении вопроса о движущих

8.6. Физический феномен сознания

8.6. Физический феномен сознания Во второй части книги мы, не выходя за пределы научно объяснимого, попытались отыскать, если можно так выразиться, место в физике, пригодное для размещения субъективного опыта. Как выяснилось, для успеха такого поиска сегодняшние границы

2.1 Общество как философская проблема

2.1 Общество как философская проблема Что такое “общество”? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: “Какое приятное общество собралось”, “сливки общества”, “общество защиты прав потребителей”, “общество любителей пива”, – да мало ли еще

С глубокой древности философы и мыслители
напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры
вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Для познания окружающего мира необходимо его
осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без
сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном
состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу
могу разобраться в произошедшем и окружающем.

Без сознания не может быть никакого внимания,
памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не
жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что
ее скорее нет, чем она есть.

В сознании задействованы все психические
процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм
познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение
внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические
процессы просто невозможно.

Теоретические
основы сознания

Современный психолог И. Тульвинг изучил и
представил теоретические основы сознания:

1. Аноэтичное
сознание (процедурная память) — это
состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды
и реагируем на них.

2. Ноэтичное
сознание (семантическая память) — это
состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы
символическое сознание.

3. Автоноэтичное
сознание (эпизодическая память) — это то,
что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философы
и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и
экспериментально подтвердил ее.

Исследование
мозга, функциональная асимметрия

Следующий этап в изучении сознания —
исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных
механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит
функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль
в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая
скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего,
производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе
выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном
аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным
перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие
будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать
воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью
классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение
словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают
участие оба полушария головного мозга.

Функциональная асимметрия мозга наводила
ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное
знание — в правом полушарии, а знание языка — в левом. Это
предположение привело к большому количеству исследований и классификаций
уровней сознания.

У каждой сенсорной модальности свои уровни
сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не
сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Из этого можно сделать вывод, что мы легко
можем управлять своим сознанием, но, увы, из-за того, что оно действует на
разных уровнях, это сделать не просто. Существует как бы два уровня доступности
информации: легко- и труднодоступная.

Легкодоступная информация быстро
перебрасывается из предсознательной памяти в сознательную, а труднодоступная
информация, находясь в подсознательной памяти, может и не перейти в
сознательную. Возможно, что такой подход достаточно спорен, но ясно одно, что
изучение сознания очень важно для изучения внимания и памяти.

Феномен
сознания

В чем же состоит тайна феномена сознания?
Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества,
итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его
сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе
с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия
для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого
сознания стало бы вряд ли возможным.

Вначале у живых организмов появилась
первоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводит
признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладает
раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.

Отражение является информационным
взаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живого
организма является все, с чем этот организм взаимодействует.

Все в мире находится в непосредственном или
удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем —
все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное
поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального
взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире "помнит"
обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Развитие
сознания

У простейших организмов, а также растений
сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды,
эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется
определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное
приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать
сенсорной.

Через многие миллионы лет организмы
приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко
организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха,
зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства
объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

Это сделалось возможным потому, что у
животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать
отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

Наивысшей формой отражения в животном мире
является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью.
Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая
деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей
среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к
ней и даже изменять среду.

У высших млекопитающих уже появляется
элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая
деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют
стадией интеллекта.

Объединив все перечисленные стадии психики
человек "добавил" чувства, волю, а на основе механической памяти
животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все
формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой,
сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

Понятие
сознания

Итак, сознание — это высшая форма
отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в
разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом его
существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не
окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является
весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно
охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, а
сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно
воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами,
находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание
природы.

Критерии
сознательного поведения

Человек, в отличие от животных сам себя
познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие
стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование
происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды.
Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых
развитых животных.

Сознание не просто психическое состояние, а
высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека
структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных
элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре
сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к
содержанию того, что отражается.

Развитие сознания возможно только при
пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,
осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и
степень ясности понимания.

Мозг современного человека сформировался в
результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган.
Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем,
что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого
старика дряхлеет, угасают и функции сознания.

Связь
сознания с протекающими в мозгу процессами

Сознание всегда связано с этими протекающими
в мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,
абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

Стержнем сознания, способом его существования является знание.

Труд развивает сознание.

Речь (язык) формируют сознание.

Сознание является функцией мозга.

Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы
жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений,
труд, язык и знания.

Сознание представляет собой типичную и вместе с тем фундаментальную философскую проблему, интерес к которой с годами не угасает, а напротив, усиливается. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неотрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения, как человек. Само человеческое бытие, все многообразие его сущностных определений, таких, как деятельность, творчество, экзистенция и др., с необходимостью включает в себя различные феномены сферы сознания — восприятия, эмоции, волю, целеполагание, мышление и т. п.

С материалистической точки зрения сознание есть высшая форма отражения объективного мира, а также способ регуляции и управления отношением людей к окружающей реальности, к самим себе и миру культуры, которые возникают и функционируют на основе предметно-практической деятельности.

Совершенно иначе трактуют природу сознания идеалисты. Так, для объективного идеализма сознание выступает как исходная, высшая реальность, в то время как материальный мир есть нечто производное, скажем, отчуждение или нисхождение духа. Согласно дуализму, материя и сознание представляют собой две самостоятельные реальности. В философии Нового времени Р. Декарт был первым, кто истолковал сознание как самодостаточную непространственную духовную субстанцию, существующую наряду с телесной.

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

. психофизиологиический аспект проблемы сознания. Его содержание составляет объективная феноменология состояний сознания, их динамики под . самосознания человека. 3. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию . в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений. Сознание тесно .

Согласно философу-экзистенциалисту Ж.П. Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия; оно не имеет собственного содержания и состоит в утверждении внешнего, трансцендентного объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендирует. 3. Фрейд был одним из первых, кто выдвинул идею многоуровневой структуры сознания, включающей наряду с уровнем осознаваемого также уровень бессознательного.

В философии принято различать индивидуальное и общественное сознание, при этом как то, так и другое формируются в общественной среде и в этом смысле изначально обладают общественной природой.

Общественное сознание связано с наличием общего в духовной жизни людей той или иной эпохи, того или иного социального слоя. Сознание же отдельного человека, взятое с точки зрения его неповторимого своеобразия, называется индивидуальным сознанием.

2. Понятие феноменологии

У неоплатоников феномен — проявление абсолютной идеи, у Беркли — комбинации ощущений, к которым сводится опыт, у материалистов — опытно наблюдаемое явление объективного мира.

Проблема сознания в философии 3

. загадочный феномен жизни, возникающий на определенном уровне развития материи. С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое . говорить о трех основных парадигмах в философии сознания: субстанциальной, функциональной и экзистенциально-феноменологической. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, .

II. Жизнь и мозг

1. Язык жизни

2. Мозг как информационная система

1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи

. значение отдельных структурных образований мозга, видя только его единство. Итак, сознание является продуктом мозга, продуктом высокоорганизованной материи, функцией мозга; мозг же является органом сознания, органом мышления. Называя сознание продуктом материи, мы .

3. Базовые условия жизни

Резко и глобальное изменение условий жизни на Земле (оледенение, усиление радиоактивного фона и т. п.) приводило к вымиранию целых видов животных и растений. Некогда адекватная генетическая программа вступала в противоречие с изменившимися внешними условиями. Ни богатейшая генетическая информация, ни информационно емкий мозг не могли спасти живые организмы от неминуемой гибели. Отсюда следует, что для существования жизни помимо вещества, энергии и информации необходимы еще базовые условия, составляющие онтологические предпосылки жизни. Любая форма жизни существует до тех пор, пока остается неизменной соответствующая экологическая ниша, биологический интервал. Это значит, что целесообразность, разумность любой информационной системы всегда относительна, интервальна, определяется ее соответствием конкретным условиям среды. Во Вселенной существует множество пространств бытия, в которых никакое сочетание вещества, энергии и информации не может обеспечить ни сборку, ни функционирование живых организмов. Современная технократическая цивилизация быстрыми темпами разрушает базовые параметры экологической ниши человека на Земле, что ставит под вопрос саму адекватность человеческого разума в новых условиях, причем в двух смыслах: во-первых, с точки зрения несоответствия проектов разума и окружающей среды, во-вторых, с точки зрения того, что это пагубное несоответствие обусловлено деятельностью самого разума, а не стихийными процессами в самой природе, как это бывало в ходе эволюции живого.

СОЗНАНИЕ И МОЗГ

. связана с процессами творчества , которые не контролируются сознанием. Сверхсознание- источник открытий. Нейрофизиологическая основа интуиции – трансформация . поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и влияют на формирование . Неосознаваемые психические процессы широко распространены в нашем мозге и психике . в целом. П.В.Симонов разделяет .

III. Сознание как многомерный феномен

Чтобы понять природу сознания, необходимо последовательно рассмотреть его как многомерный феномен с точки зрения различных интервалов абстракции.

Cон. Мозг человека во время сна

Вместе с тем, по мере развития таких наук, как физиология высшей нервной деятельности, психология и др., все полнее раскрывалась чрезвычайно сложная картина психологической жизни человека. Все явственнее обнаруживалась многоуровневая структура как мозга, так и сознания. Исключительным по своей важности явилось открытие функциональной асимметрии левого и правого мозга. Все это позволило шаг за шагом детализировать и углубить собственно философский взгляд на природу сознания. Каковы же основные интервалы рассмотрения сознания?

1. Феноменологический интервал

Следует указать на три основные оппозиции рассматриваемой системы:

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

. положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – . для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ (самосознание, оценка себя .

ь единство личностно-экзистенциального и социально-нормативного.

С точки зрения осознающего себя субъекта все многообразие мира выступает как поток переживаний — ощущений, волевых импульсов, желаний, мыслей, надежд, тревог и т. п., при этом всякое явление субъективной реальности так или иначе обладает смыслом, значимостью, а каждый акт сознания заключает в себе оценку.

2. Онтологический интервал

ь органическая материя — раздражимость, способность всех живых существ отвечать на воздействие специфическими процессами (тропизм у растений и низших животных, элементарные ощущения и т. д.).

Раздражимость интенсивно развивается в ходе эволюции, при этом расширяется как спектр воздействий среды, на которые способен отвечать организм, так и формы и механизмы этого ответа.

Одним из интенсивно исследуемых наукой XX в. механизмов ответа биологической системы на воздействие среды является инстинкт. К нему проявляют интерес бионика, кибернетика, этология, психология и другие дисциплины. Выявилось, что в этой, казалось бы, простой модели поведения содержится множество загадок. В этих книгах во всей сложности и многообразии предстает сила и слабость этого древнейшего поведенческого механизма.

Следующая стадия развития отражения — психическая. Для нее характерно, прежде всего, возникновение образа, т. е. специфическая реакция живой системы на комплексы свойств, характеризующих данный предмет и его связи с окружающей средой.

Психологическое сопровождение деятельности человека

. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. . Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей .

Сенсацией XX века стало открытие довольно сложной системы символов в звуковом ряде, присущем дельфинам. В целом можно сказать, что прежние представления о невозможности мышления и сознания у высокоразвитых животных потребовали серьезных уточнений.

Много нового в понимание природы сознания привнесло и изучение физиологических основ высшей психической деятельности. Одно из серьезных и далеко идущих по своим последствиям открытий в этой сфере, — обнаружение функциональной асимметрии левого и правого полушарий коры головного мозга.

Правое полушарие у правши в основном оперирует с некоторыми нерасчлененными комплексами — образами, а левое — с речевыми и логическими структурами, вычлененными из этих образов. Характер поведения людей, специфика их творческой деятельности и мышления во многом определяются доминированием левого или правого полушарий.

Новый оттенок в понимание связи мозга и тела добавила возникшая совсем недавно валеология. Дух, тело и разум, считает она,— это три ипостаси единого. Здоровье — суммарный итог гармонии трех основных составляющих человеческой индивидуальности, причем ведущая роль здесь принадлежит добродетели, т. е. определенным нравственным, аксиологическим ориентациям, духовной компоненте, принятой разумом и оказывающей решающее влияние на формирование тела. Особенностью валеологии является то, что конкретные специальные медицинские вопросы в ней постоянно связаны с глубинными философскими аксиомами; таким образом, мы наблюдаем то возвращение к синтезу философии, психологии и медицины, что было столь естественно в доньютонианский период.

Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии

. но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и науки. В принципе, . место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Познание мира и своего личного бытия люди . и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Идеализм .

3. Гносеологический интервал

4. Праксиологический интервал

В реальной жизнедеятельности людей сознание не отгорожено от мира, не противостоит ему, а вплетено во все сферы предметно-практической активности человека. С этой точки зрения сознание предстает перед нами как постоянный переход материального в идеальное и идеального в материальное. Внутреннее, субъективное содержание сознания постоянно опредмечивается вовне.

Наш творческий дух оставался бы чем-то эфемерным, мимолетным как для других, так и для нас самих, если бы мы не стремились реализовать его озарения, его толчки, его порывы в словах и жестах, в звуках и красках, в камне и металле, в новых моделях средств передвижения и новых типах средств связи. Только опредмечивая свое состояние, сознание становится реальностью культуры.

5. Социокультурный интервал

Маркс был убежден в том, что социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Другими словами, к важнейшим условиям существования социального организма относятся не только материальные, экономические, производственные и иные связи и отношения, но и содержание сознания людей. Бытие сознания — является необходимым моментом функционирования общественного бытия.

С конца XIX в. в философском творчестве постепенно вызревает мысль о принципиальном значении контекста культуры для понимания сущности сознания. Сознание как специфический феномен немыслимо не только вне социума, но и вне культуры, культурных традиций, символов, архетипов. В этом смысле можно говорить о культурно-исторических основаниях сознания. Мир сознания — это мир культурных смыслов, ценностей, установок.

Примеры похожих учебных работ

Восприятие информации человеком

. информация человек Раздел 1. Восприятие информации человеком 1.1 Определение восприятия Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека . в сложные комплексные системы. В результате .

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности .

. системой трудовых умений и навыков. Задачи трудового воспитания Научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание .

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КРЕАЦИОНИЗМА

. по работе. ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КРЕАЦИОНИЗМА Наиболее . мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, .

Связь сознания с протекающими в мозгу процессами

. в своей основе человеческий мозг компьютером? Что явл интеллектом? Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Аналитический подход предполагает анализ высшей нервной деятельности человека до низшего, неделимого уровня .

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

Основной энергией, мотивирующей поведение человека, с точки зрения з.Фрейда: стремление .

. и адаптации С точки зрения К.Роджерса, большинство проблем человека связано: с факторами . К.Г. Юнга бессознательное по отношению к сознанию обладает: компенсаторной функцией Согласно . том, что он может продолжать жизнь без посторонней помощи По .


Суть сознания человеку неизвестна, но это – именно то качество, которым человек наделен в наибольшей степени по сравнению с представителями всего живого мира. Однако, как в последние годы утверждают ученые всего мира, сознанием обладают и растения, и вода, а, возможно, даже и предметы неодушевленной природы. Обо всех загадках и феноменах человеческого бытия – эта книга пытливого исследователя В. Солнцева.

Оглавление

  • Откуда у воды сознание, и где оно находится?
  • Где у человека находится сознание?
  • Кто создал ДНК и клетку?
  • Что есть сознание?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феномен сознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Что есть сознание?

Учёным известна способность элементарной частицы менять свои свойства в зависимости от наличия наблюдателя. Этот феномен аналогичен взаимодействию двух сознаний. Ведь сознание наблюдателя не оказывает воздействия на элементарную частицу, но из двух своих состояний элементарная частица сама выбирает то, которое соответствует наличию наблюдателя. Это говорит о том, что частица не только является элементом сознания, но и обладает свободой выбора. А это именно то качество, которое отличает сознание от компьютера. Компьютер также просчитывает варианты, но эти варианты не выходят за пределы программы, заданной программистом. Принцип действия компьютера основан на дуальности его элемента, который может находиться в двух состояниях в зависимости от наличия сигнала. Элементарная частица также дуальна, но, в отличие от компьютера, ей не нужна энергия, так как она сама является носителем энергии. Чтобы компьютер был способен функционировать, его дуальные элементы соединяют по определённой схеме. Элементарная частица обладает свойством нелокальных взаимодействий, а это значит, что связь между частицами существует. Но чтобы взаимодействие частиц подчинялось определённому закону, необходима структуризация этих связей. Если взять локальную область, и нелокальное взаимодействие частиц ограничить этой областью, то при структуризации нелокальных взаимодействий внешним сознанием мы получим то, что называют сознанием. Внешнее сознание знает, какова должна быть структуризация, так как именно благодаря такой структуризации и функционирует это внешнее сознание. После структуризации следует программирование, варианты которого бесконечны. Это и материя, и элементы жизни, которые являются гибридом материи и сознания.

Поэтому свойства отдельно взятой частицы определяются взаимодействием ее со всеми остальными частицами Вселенной. Если поведение частицы можно охарактеризовать как сознательное, то этим свойством будут обладать как любая отдельно взятая частица, так и вся система в целом.

Возникает вопрос, а откуда появилось это внешнее сознание, которое может сотворить из элементарных частиц материальный мир и различные варианты сознания? Точного ответа на этот вопрос у меня нет. Могу лишь предположить, что сознание появилось в результате эволюции самого себя, а вся наша эволюция материального мира — это отражение эволюции сознания Творца. Остановимся пока на том уровне, который мы хотя бы в какой-то степени сможем объяснить. Как и Макс Планк, я пришел к пониманию существования сверхсознания, которое считаю автором материального мира. Можно назвать его Творцом.

Человек порезал палец и забыл об этом, но рана заживает без участия в этом процессе сознания интеллекта человека. Этот процесс — сознательный, и реально существует другое сознание, которое управляет процессом заживления. Другим примером наличия этого сознания является феномен фантомных болей в руке, которую фронтовик потерял на войне. Руки нет, но боль чувствуется в том месте, где она когда-то была. Следовательно, сознание находится во всем объеме организма, и та часть сознания, которая была в потерянной руке, возвратилась после смерти всех клеток руки к сознанию инвалида и воссоединилась с ним. Эта часть сознания живет, помнит о болях своей руки и напоминает интеллекту инвалида о прошедших болях и о своем существовании. Поскольку болит объем несуществующей руки, то это означает, что сознание этой руки существует в полевой форме. О наличии монады тела свидетельствует результат исследования трупов недавно умерших людей профессором питерского и американского университетов Константином Коротковым. Коротков создал прибор, на экране которого появляется изображение ауры прижатого к стеклу пальца. Аура — это свечение живых предметов, таких каклист дерева, палец человека, которая зависит от внутреннего состояния и может меняться. На этом основана методика медицинского диагностирования болезней. Аура возникает в высокочастотном электромагнитном поле с частотой 10 000-20 000 Гц. Он сравнивал ауру образцов мяса, как замороженного, так и свежего, с аурой пальца умершего человека в течение нескольких дней. Мясо вело себя как положено мертвому предмету, без колебательных процессов, плавно и направленно — затухающе по мере разложения. Коротков, измеряя у свежеумерших людей интенсивность свечения пальцев рук, был поражен: в течение нескольких суток трупы вели себя как живые. Приборами была зафиксирована колебательная активность параметров газоразрядного свечения, которая активизировалось по ночам. Лишь на вторые или третьи сутки все успокаивалось, и кривая на приборе показывала ровный фон. Выяснилось, что поведение неизвестного фантома зависит от характера смерти. Если человек умер от старости, кривые электромагнитной активности его клеток ведут себя спокойней и постепенно затухают к исходу третьих суток. А если смерть была неожиданной (катастрофа, убийство), клетки еще долго проявляли активность. Кривая шла вверх по ночам: свечение достигало максимума примерно с девяти вечера до двух часов ночи. Его интенсивность падала днем и затихала к исходу третьих суток. Вывод: монада тела борется за жизнь тела до самой последней возможности, выполняя программу, возложенную на нее Творцом.

Пример возможностей подсознания.

Случай, произошедший с солдатом в бою (А. Никонов «За гранью реального).

Снаряд падает под ноги солдата, и время для солдата вдруг останавливается. Солдат видит, как снаряд начинает взрываться. Вот по телу снаряда побежали трещины, через трещины виден огонь взрывающегося тротила, затем снаряд распадается на осколки, которые летят прямо в солдата. Солдат теряет сознание, а когда сознание возвращается, солдат лежит на земле, он жив, и ни один осколок его не задел.

Объяснение происходящего таково: подсознание приняло решение спасти жизнь солдата, оно тысячекратно увеличило быстродействие сознания человека, и человек увидел начальную фазу взрыва. Когда осколки приблизились к телу солдата, подсознание дематериализовало его. Осколки не моглм причинить вреда телу, находящемуся в виде поля. После прохождения осколков тело материализовалось вновь, и жизнь солдата была сохранена. Подсознание, обладая знаниями и возможностями Творца, обладает быстродействием, которое позволяет ему работать практически мгновенно.

Если бы источником сознания и подсознания был мозг, то процесс дематериализации и последующей материализации был бы невозможен, так как после дематериализации исчезли бы и мозг и сознание.

В итоге сознание человека состоит из трех составляющих: сознания тела, сознания интеллекта и подсознания. Поскольку все варианты сознания являются производными от сознания Творца, я назову их соответственно: сознание тела — монадой тела, сознание интеллекта — монадой интеллекта, подсознание — монадой Творца. Мозг — это место взаимодействия всех трех составляющих сознания человека. Главным является подсознание. Оно программирует монады тела и монады интеллекта.

Программирование подсознанием монады тела и монады интеллекта включает в себя их взаимодействие с использованием мозга. Мозг — это дисплей, на котором сознание тела формирует сигналы от органов чувств, понятные сознанию интеллекта. Получив таким образом информацию об окружающей среде, сознание интеллекта принимает решение и, воздействуя на сознание тела, управляет телом. Сознание тела, минуя мозг, может взаимодействовать с сознанием интеллекта. Это взаимодействие нужно понимать как взаимодействие двух полевых структур. При этом монада тела дает информацию монаде интеллекта об уровне нагрузки и о необходимости реализовать свои программы. Последнее ощущается сознанием интеллекта в виде желания и ощущения. В программе монады тела заложена информация о необходимости защиты и сохранения тела, обеспечения его комфортного существования, и если человек не бережет тело, то монада тела дает монаде интеллекта сигнал, который ощущается как боль. Программирование подсознанием сознания интеллекта включает в себя право на свободу выбора, поэтому сознание интеллекта обладает решающим голосом, а сознание тела — совещательным. Если сознание интеллекта находит правильный баланс между реализацией своих целей и реализацией программ сознания тела, сохраняя и защищая свое тело, то человек реализует свое предназначение. Если сознание интеллекта превращается в раба сознания своего тела, то человек живет по законам животного мира. В этом и проявляется несовершенство человека, и эту проблему человек вынужден решать с помощью морали. Отражением взаимоотношений сознания тела и сознания интеллекта являются ценности человеческого бытия, главными из которых в настоящее время у значительной части населения являются комфорт тела и секс. Венцом сексуальной революции можно считать однополые браки, а это означает, что для этой категории людей дети не являются основной ценностью бытия. Наибольшее отражение проблема взаимоотношений сознания тела и сознания интеллекта нашла в буддизме.

Нужно отметить еще одну важную особенность. Монада тела управляет в организме 75 миллиардами клеток, характер взаимодействия которых меняется во времени в зависимости от ситуации, в которой находится тело. В реальной жизни мы не интересуемся, как функционируют наши клетки и наше тело. Мы реализуем свои цели, используя свое тело в качестве инструмента. Нас устраивает, что тело адаптируется автоматически и не доставляет хлопот нашему сознанию, которое занято реализацией своих целей. Но какой огромной информационной емкостью должно обладать сознание тела, чтобы автоматически управлять 75 миллиардами клеток при огромном числе вариантов их взаимодействия? Этот процесс похож на шахматную игру, где вместо фигур — миллиарды клеток. В шахматах 32 фигуры, но очень много вариантов игры. Для нас важно понять, что информационная емкость сознания тела грандиозна и может на порядки превосходить информационную емкость сознания интеллекта. Монада тела имеет свою четкую программу и функционирует в пределах этой программы, используя мозг как место взаимодействия всех трех составляющих сознания человека. Монада интеллекта — это другое сознание и другая программа. Вариантов существования сознаний и их программ очень много, у каждого сознания своя специфика и предназначение, заложенные в его программе. Это очень важно осознать, так как согласно этой программе малое по информационной емкости сознание интеллекта может управлять большим по информационной емкости сознанием тела.

Человек имеет определенный срок жизни, но бывают и отклонения. Известны случаи, когда человек проживал свою жизнь быстрее нормального срока. В семь лет он становился половозрелым, а в двадцать — умирал от старости. В нормальном и аномальном вариантах скорость функционирования сознания (СФС) тела не изменялась от рождения до смерти. Но встречаются случаи, когда СФС тела может быть сознательно изменена в любой момент жизни под воздействием более высокого уровня сознания, которое обладает необходимыми для этого возможностями. Примером ускоренного старения, произведенного инопланетянами, может служить следующий случай.

Читайте также: