Статус лиц без определенного места жительства кратко

Обновлено: 03.07.2024

Бездомные граждане – такое определение наиболее адекватно отражает положение сотен тысяч наших соотечественников, не имеющих жилья и превратившихся в бомжей (аббревиатура – “без определенного места жительства”).

Отсутствие жилья превращает человека в асоциальную личность. Бездомные часто живут где придется: на улицах городов, на чердаках, под мостами в картонных коробках или палатках. Одеты они кое-как, многие носят пиджаки и старые пальто, как правило, источают зловонный запах, ибо месяцами не моются и не меняют белье и одежду. Лицо – от серого до красно-серого, такое может быть только у человека, пребывающего в любую погоду исключительно на улице. Голос – хриплый, посаженный самогоном, махоркой и простудно-вирусными заболеваниями. Постоянный запах перегара. Питаются тем, что найдут, украдут или купят на случайно полученные деньги. Регистрации у них зачастую нет, как и документов.

Предоставление жилых помещений бездомным, которые в силу своего имущественного положения не могут его приобрести, должно являться обязанностью государства, а не его свободным усмотрением. Именно такой принцип заложен в нормах международного права, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации и обладающих приоритетом по отношению к ее законам.

Нормы международного права устанавливают, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека)[3]; государство должно признавать право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Ряды бездомных граждан тем не менее постоянно пополняются, поскольку действующее жилищное законодательство (ст. 31 ЖК) позволяет выселять бывших членов семьи собственника жилого помещения (бывшую жену, детей и др.) без предоставления жилого помещения, практически на улицу, и таких решений выносится достаточно много.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Безвизовый порядок – (граждане СНГ)

Безвизовый порядок – (граждане СНГ) Если вы являетесь гражданином Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины , то пребывать на на территории РФ вы можете в безвизовом порядке. Этим же правом обладают лица без

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА) Статья 17. Правоспособность гражданина1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения

22. Иностранные граждане

22. Иностранные граждане Иностранец – это физическое лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.Иностранец находится под полной территориальной юрисдикцией страны пребывания и страны гражданства. Дипломатическая

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА) СТАТЬЯ 17. Правоспособность гражданина 1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.2. Правоспособность гражданина возникает в момент его

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА) Статья 17. Правоспособность гражданина 1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.2. Правоспособность гражданина возникает в момент его

Глава 3. Граждане (физические лица)

Глава 3. Граждане (физические лица) Статья 17. Правоспособность гражданина 1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.2. Правоспособность гражданина возникает в момент его

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА) СТАТЬЯ 17. Правоспособность гражданина 1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.2. Правоспособность гражданина возникает в момент его

24. Граждане в жилищном праве

24. Граждане в жилищном праве Граждан в жилищном праве можно условно подразделить на две большие группы:1) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений в порядке социального или иного (например, служебного) обеспечения;2) граждане, не нуждающиеся в

37. Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях

37. Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются следующие категории малоимущих граждан:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Правосубъектность возникает у человека и гражданина с 16 лет, с этого возраста допускается заключение трудового договора. Основные права и обязанности работников перечислены в ст. 21 ТК РФ. Предусмотренные трудовым

2.2. Граждане как субъекты административного процесса

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4454) утвердить прилагаемое Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Примерное положение
об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. СП 35-107-2003 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства", одобренный постановлением Госстроя РФ от 6 июня 2003 г. N 55

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность учреждений социальной помощи (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий (далее именуются - учреждения).

2. Основными задачами учреждения являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

3. На работников учреждения распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени и ежегодных отпусков, установленные для аналогичных категорий работников психоневрологических интернатов системы органов социальной защиты населения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 750 в пункт 4 настоящего Примерного положения внесены изменения

4. Для обеспечения общественного порядка, предупреждения и своевременного пресечения преступлений и иных правонарушений в учреждении в установленном порядке создается круглосуточный пост милиции общественной безопасности, содержащийся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

5. Учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

II. Организация деятельности учреждения

6. Учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Расходы, связанные с созданием и содержанием учреждения, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. В соответствии со своими основными задачами учреждение осуществляет:

предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койко-места с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце);

обеспечение талонами на одноразовое (в сутки) бесплатное питание на срок, определяемый для каждого типа учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки;

направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями;

содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе;

оформление в случае необходимости в дома-интернаты;

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 338 "О развитии сети специальных домов - интернатов для престарелых и инвалидов"

О порядке приема престарелых и инвалидов в дома-интернаты на временное проживание см. приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 19 января 1982 г. N 8

оказание содействия в назначении, перерасчете и выплате пенсий (в центре социальной адаптации);

содействие в трудовом устройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях;

содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;

содействие в получении страхового медицинского полиса;

оказание разносторонней помощи, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.

9. Срок пребывания в учреждении устанавливается для каждого типа учреждения органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.

В учреждении согласно требованиям органов санитарно-эпидемиологического надзора оборудуются изоляторы из расчета 4 места на 25 коек.

осуществляет свои функции во взаимодействии с другими учреждениями системы органов социальной защиты населения, органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, госсанэпиднадзора, службы занятости, миграционной службы и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с лицами без определенного места жительства и занятий, освобожденными из мест лишения свободы, безработными и др.;

взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях осуществления эффективной социальной реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

12. Примерные штатные нормативы учреждения определяются в установленном порядке Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

13. Методическую помощь органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации работы учреждений оказывает Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.

III. Имущество и средства учреждения

14. Учреждение должно быть обеспечено в соответствии с установленными нормативами помещениями, оборудованием, отвечающими санитарногигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и располагать иными необходимыми объектами инфраструктуры.

15. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за учреждением на праве оперативного управления выделенное ему имущество.

16. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

передаваемые учреждению собственные средства учредителя;

доход, полученный от реализации продукции, работ, услуг и других видов хозяйственной деятельности;

кредиты банков и других кредитных учреждений;

благотворительные взносы, пожертвования юридических лиц, граждан, а также другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Учреждение вправе осуществлять хозяйственную деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться доходами от этой деятельности согласно своему уставу, законодательству Российской Федерации, регулирующему предпринимательскую деятельность.

IV. Условия приема и содержания в учреждении

18. В учреждение принимаются лица, не имеющие определенного места жительства и занятий, из числа указанных в пункте 2 настоящего Примерного положения.

20. Прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

21. Пребывающим в учреждении пенсионерам выплата пенсии производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Лица, пребывающие в учреждении, с учетом состояния здоровья, физических и психических возможностей могут:

привлекаться на добровольной основе к работе в подразделениях, создаваемых при учреждении;

приниматься по усмотрению руководителя учреждения на временную работу, в том числе с неполным рабочим днем, на штатную должность в данном учреждении, если работа им не противопоказана, пользуясь при этом всеми правами, предусмотренными законодательством о труде.

V. Права и обязанности лиц, пребывающих в учреждении

23. Лица, пребывающие в учреждении, имеют право:

обращаться непосредственно к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении;

обращаться с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также в общественные организации ветеранов и инвалидов;

пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

24. Пребывающие в учреждении лица обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка (бережно относиться к имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и т.п.).

25. Выписка из учреждения пребывающих в нем лиц ранее установленного срока производится по их заявлению или по решению руководителя учреждения за систематическое нарушение ими правил внутреннего распорядка.

VI. Управление учреждением

26. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации и уставом учреждения.

27. Учреждением руководит директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности органом социальной защиты населения, в ведении которого находится учреждение.

28. Директор учреждения организует работу учреждения, несет ответственность за его состояние и деятельность и подотчетен органу социальной защиты населения, в ведении которого находится учреждение.

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670 "Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 18 июля 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 3025

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.

Каковы бы ни были причины, приводящие к бездомности, утрата жилья и права на проживание в нем тесно связаны с утратой регистрации по месту жительства. Результаты исследований показывают, что потеря регистрации хронологически совпадает в большинстве случаев с потерей жилья или незначительно предшествует ей.

Особенность ситуации в России состоит в том, что нереализованность права на жилье, сама по себе являющаяся огромной социальной проблемой, влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически ни одного из конституционных прав, фактически исключающих бездомных из системы общественных отношений и ставящих их в положение, требующее огромных усилий и нестандартных решений для реализации ими самых обычных потребностей (трудоустройство, образование, получение медицинской и социальной помощи, обращение в суд, получение кредита в банке и т.д.)

Приведем лишь несколько примеров:

Право на труд (Ст. 37 Конституции РФ).

В РФ отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, поскольку:

а). Бездомные не могут представить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ (свидетельство государственного пенсионного страхования, документ воинского учета), т.к. нормативными актами предусмотрено получение этих документов по месту жительства.

б). На практике при трудоустройстве работодатели сверх документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, требуют свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (так называемый ИНН), который выдается налоговым органом по месту жительства.

в). Органы службы занятости в качестве безработных регистрируют граждан, проживающих на территории, обслуживаемой соответствующим подразделением. Бездомных граждан в качестве безработных не регистрируют, направления на трудоустройство им не дают, пособия по безработице не выплачивают, в активные программы содействия занятости (профессиональное обучение, повышение квалификации, стажировки) не включают.

Право на социальное обеспечение (Ст. 39 Конституции РФ).

Право на охрану здоровья (Ст. 41 Конституции РФ).

Существующие в России правовые и экономические условия обеспечивают бездомным в лучшем случае право на экстренную медицинскую помощь, когда больной находится в критическом состоянии и его жизни угрожает опасность. Невозможность получения бездомными полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), выдаваемого по месту регистрации или официальной работы, делает недоступными для бездомных такие виды медицинской помощи как, например, амбулаторная медицинская помощь, неотложная стоматологическая помощь.

Кроме того, как показали результаты исследования, у большой части бездомных отсутствует доступ к безопасной питьевой воде (водой из открытых источников (водоемы, текущие трубы и т. п.) пользуются около 17% опрошенных), к горячей пище, к элементарным санитарно-гигиеническим условиям (мытье рук, мытье тела, стирка одежды и белья), что неизбежно влечет за собой ухудшение здоровья.

Избирательное право (Ст. 32 Конституции РФ).

Бездомные практически исключены из электоральных процессов.

Конституция и законы России не содержат прямого запрета на участие бездомных граждан РФ в выборах, однако, в избирательном законодательстве порядок реализации гражданами активного избирательного права привязан к наличию у них регистрации по месту жительства. Порядок реализации этого права бездомными гражданами не предусмотрен.

Отсутствие в законодательстве механизмов реализации бездомными избирательных прав привело к тому, что они, несмотря на свою многочисленность, никогда не представляли никакого интереса для избирающихся политиков и, в частности, для законодательной власти. Соответственно, за всю историю современной России Государственная Дума никогда не озадачивалась разрешением проблем этой части населения. Ни один кандидат на выборах не ставил перед собой задачу разрешения проблемы бездомности даже на уровне обещаний, а при работе над проектами законов депутаты либо игнорируют, осознанно или неосознанно, существование бездомных при работе над законами, предусматривающими механизмы реализации прав, либо предлагают или одобряют меры, дискриминирующих бездомных.

Право на судебную защиту (Ст. 46 Конституции РФ).

Бездомные дискриминированы в вопросах доступа к правосудию и механизмам защиты и реализации своих прав. Эта дискриминация заложена в существующем процессуальном законодательстве.

Ст. 131 ГПК РФ содержит требования к форме и содержанию искового заявления. П.2. Ч.1. указанной статьи предусматривает, что в исковом заявлении должно быть указано место жительства истца. Отсутствие такового и, соответственно, невозможность его указания в исковом заявлении являются основанием для оставления искового заявления без движения и для его возврата заявителю.

Исключительную важность в вопросах обеспечения прав и свобод человека и гражданина имеет судебное установление фактов, имеющих юридическое значение. Одним из таких фактов, например, является проживание на территории РФ 6.02.1992 года, имеющее решающее значение для определения принадлежности к российскому гражданству, без которого получение или восстановление паспорта гражданина РФ часто становится невозможным. Согласно ст. 266 заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается по месту жительства заявителя, что для бездомных просто невозможно из-за отсутствия такового.

Уважаемый читатель, давно хотел написать пост на эту непопулярную тему, но как-то всё руки не доходили.

От тюрьмы да сумы зарока нет.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный , минимальный размер оплаты труда обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20).

Статистические данные и реальные.

Б ез О пределённого М еста Ж ительства

Клеймо позора в паспорте.

не принимаются лица Б ез О пределённого М еста Ж ительства

Сижу и слушаю песню, которую исполняет бывшая наша соотечественница Джемма Халид:

Читайте также: