Патина времени это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Патина — это зеленовато-коричневый налёт, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени, окисления и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей.

Составы для патинирования

1. Битумная патина

Эффект старения создается при помощи нанесения битумного лака на поверхность текстильным тампоном или кистью. После нанесения излишки стираются. В углублениях, по обработанной составом поверхности, остается битум и вот тут проявляется желаемый результат — вещью как будто уже давно пользуются, эффект состаривания достигнут.

Закрепляется эффект шеллачным лаком.

В зависимости от количества нанесенного битумного лака можно достигать разной степени затемнения.

2. Патина на основе акрила

Универсальность акриловых красок позволяет применить их и в качестве патины на любом предмете.
После подготовки и окрашивания в основной цвет предмета, приступаем к процессу состаривания акриловой патиной. Для этого подбираем, смешиваем и разводим водой акриловую краску и проливаем углубления в рельефе, вытираем сразу излишки и оцениваем результат.

Операцию можно проводить несколько раз через простушку до получения нужного результата. Цвета и оттенки для работы подойдут любые.

Эффектно смотрятся такие решения:

• рельеф цвета Слоновой Кости, запатинированный разведённой в воде Жжёной Умброй;

• резная рама чёрного или насыщенного синего цвета, патинированная серебряной краской;

• терракотовая поверхность, патинированная золотом или медью и т.д.

Не существует универсальной техники создания имитации патины. Только практика, опыт, а также фантазия позволят декоратору выработать свои собственные приемы патинирования для достижения наилучших результатов.

Подробнее ознакомится со способами и приемами нанесения акриловой патины вы можете в записи в нашем блоге .

3. Химическая патина

Это сочетание краски-металлика на водной основе и окислителя.

При помощи этих реагирующих между собой составов фаза естественного старения металлической поверхности сокращается до нескольких часов, в течение которых образуются характерные для металлов последствия длительного окисления из-за воздействия окружающей среды.

Таким образом, достигается подлинный налет патины фактическим преобразованием металла. Составы поочередно наносятся на подготовленную поверхность, следуя временным инструкциям указанных на этикетке. Наносится патина мягкой беличьей кистью или губкой, тряпочкой на те участки, где нужно получить налёт. Эффект проявляется в течении нескольких минут после нанесения состава. Полученный результат необходимо защитить специальным лаком этой же серии, либо любым другим.

4. Шеллачный лак

Шеллачный лак — это раствор шеллачной смолы в этиловом спирте. Используется не только как защитный слой, но и декоративно самодостаточен. Осветлённый шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-жёлтый оттенок, а не осветлённый более насыщенный красно-оранжевый. Лак широко применяется в деревообработке для подчеркивая текстуры дерева и патинирования.

Пользоваться им очень удобно. Наносится на поверхность синтетической кистью, быстро высыхает, имеет смолистый запах, который легко проветривается. Применяется для патинирования и выявления глубины цвета.

Особенно хорошо смотрится лаковый слой на поверхностях, окрашенных акриловыми красками, имитирующими драгоценные металлы, на потали и на сусальном золоте. Они приобретают благородный блеск и насыщенность своего цвета.

5. Восковая патина

Краски-патины на основе водорастворимого воска. Медленно высыхают, поэтому очень удобно растираются по поверхности. Восковые патины хороши для нанесения по рельефным декорам (например, по рельефным пастами, нанесённым через трафарет) с целью получения эффекта старины.

Патины на основе воска прекрасно подходят для затирки трещинок-кракле.

Тонирование неокрашенного и негрунтованного дерева, проявляет структуру, и параллельно служит и защитой для поверхности.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Патина

​Антиквариат всегда был в моде. Винтажные вещи в хорошем состоянии – признак состоятельности и отменного вкуса своих владельцев. Предметы, подернутые патиной, привносят благородство и уют в любой интерьер. Но вовсе не обязательно разыскивать их по блошиным рынкам или ждать наследства. Искусственно состарить вещи можно и своими руками.

Что такое патина и патинирование?

​Естественная патина – это пленка, образующаяся в результате окисления меди, которая появляется на поверхности металла. Если посмотреть на старинные памятники, отлитые из меди, то можно увидеть голубовато-зеленый налет. Это и есть патина, которая появилась естественным образом под воздействием длительного контакта с воздухом. Такая пленка отлично защищает металл от коррозии. Ее можно увидеть на медьсодержащих сплавах: бронзе и латуни.

​В большинстве случаев патина бывает различных оттенков зеленого, но иногда можно встретить налет голубого, красного, серого и даже черного цвета.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Патина

Искусственная патина – это налет, внешне похожий на естественный, который образуется в результате воздействия на материал специальных кислот. Патинирование широко используется в декорировании предметов интерьера для:

  • придания изысканности;
  • благородного старинного вида;
  • повышения устойчивости к повреждениям.

Патинирование дерева

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Патина

​Искусственно состаренная древесина – это прочный и очень красивый материал. Мебель из нее – неотъемлемая часть интерьера в классическом стиле. Также без нее сложно себе представить комнату, обставленную в стиле прованс, шебби шик или ретро. Даже если в помещении находится хотя бы один состаренный предмет, он непременно создаст особую атмосферу. Патинировать можно не только мебель, но и шкатулки, сундуки, двери.

​Состарить древесину можно различными способами. Расскажем о самых популярных методиках, которые доступны каждому.

Что вам нужно для работы?

​Для патинирования вам потребуются следующие инструменты:

  • кисти или валик (если обрабатываемая поверхность большая);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак по дереву или металлу;
  • ненужная ветошь;
  • вата или кусочки поролона.

​Средства для состаривания древесины дают разный декоративный эффект в зависимости от своей консистенции и состава. Например, густые пастообразные средства дают дереву желтоватый или красноватый оттенок, напоминающий золото, жидкие на основе воды или полимеров делают поверхность изделия сияющей, а фасетные лаки создают изящную сеточку из трещинок.

​Морилка

​Средство отлично защищает дерево от гниения, поражения грибком и плесени, сырости. Перед покрытием изделие брашируют – удаляют мягкие волокна древесины специальной щеткой, при этом твердые волокна не травмируются. Затем наносят морилку, а после ее высыхания добавляют слой воска или шеллака.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Морилка

  • придает даже дешевой древесине благородный вид дорогой породы;
  • это самый простой способ патинирования.

​Что касается минусов, то морилка бывает только темных оттенков, поэтому нельзя использовать золочение и серебрение.

​Воск

​Средство представляет собой пасту на водной основе. В составе натуральный пчелиный воск и металлическая пыль. Чаще всего воск используется для того, чтобы подчеркнуть оригинальный природный рисунок древесины и придать ему благородный цвет серебра, золота, латуни, бронзы. Его втирают в углы и выступы изделия, растирают по поверхности, полируют и дают полностью просохнуть согласно инструкции производителя. Бесцветный воск дает эффект мягкого перламутрового блеска.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Воск

  • без проблем наносится;
  • красиво подчеркивает узоры, барельефы, резьбу;
  • идеален для небольших поверхностей;
  • лучший выбор для ясеня, дуба, МДФ.

​Недостаток – воск сохнет в течение суток. С другой стороны, если вы заметили ошибку, ее можно быстро устранить.

​Акрил

​Жидкое средство на водной основе подходит не только для дерева, но и для гипса и металла, поскольку готовое покрытие очень хорошо схватывается с разными материалами. Изделие покрывают акриловой патиной точно так же, как обычной краской, особых навыков для работы не требуется.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Акрил

  • огромный выбор оттенков – классических и металлик;
  • можно выполнить покрытие в технике лессировки, когда полупрозрачные разноцветные слои накладываются друг на друга по мере высыхания. В результате получается удивительно красивый эффект;
  • акриловая патина отлично сочетается с декупажем и лаковым покрытием, а также обычным окрашиванием.

​Битум

​Применяется, когда нужно вычернить края, выступы, узоры на изделии. Битум наносят на поверхность и сразу же убирают ветошью, так, чтобы он остался только в углублениях.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Битум

По сравнению с другими средствами, при кажущейся простоте битум довольно сложен в работе, так как требует обязательного финишного покрытия шеллаком. Без закрепления покрытие быстро стирается.

​Масло

​Масляная патина подходит и для дерева, и для металла. Средство не перекрывает натуральный цвет древесины и подчеркивает ее естественный рисунок. Нанесение не требует специальных навыков. Минусы: долго сохнет, не дружит с декупажем, поскольку растворяет бумагу.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Масло

​Шеллак

​Средство придает изделию приятный желтоватый или красноватый оттенок, чем больше слоев, тем темнее получается цвет. Шеллак применяется как самостоятельно, так и в качестве финишного покрытия.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Шеллак

Как можно состарить древесину?

​1. Морение

​На подготовленную поверхность наносят морилку в два слоя. Сначала используют средство на водной основе, потом – на спиртовой. Выполнив первый слой, часть средства удаляют ветошью или ватным тампоном и дают подсохнуть. Второй слой оставляют неизменным. В заключение поверхность покрывают шеллаком.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Морение

​2. Классическое патинирование

​Выполняется битумом, воском, маслом и акрилом. Нанесите первый слой, уберите излишки ветошью или распределите равномерно по всей поверхности. Оставьте подсохнуть на некоторое время. Второй слой можно сделать другим цветом, например, более темным оттенком или металликом, чтобы выделить темные поры, резьбу, придать блеск. Потертости выполняются с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. В заключение наносится слой шеллака или матового акрилового лака.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Классическое патинирование

​3. Кракелюр (растрескивание)

​Для получения благородных трещинок применяют специальный лак для кракелюра. Он бывает прозрачным и цветным. Сначала поверхность грунтуют, дают полностью высохнуть, а затем наносят лак. В течение 48 часов изделие оберегают от попадания влаги и пыли. За это время лак для кракелюра высыхает, и по поверхности расходятся декоративные трещинки. При желании их можно затемнить битумом. Кракелюр обязательно закрепляют слоем шеллака.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Кракелюр

​4. Декоративные потертости

​Подготовленную поверхность окрашивают специальной краской для патинирования. Все выступающие элементы натирают парафином. Затем наносят второй слой краски, но уже берут либо более светлый оттенок, либо металлик. В завершение высохшую поверхность шлифуют наждачкой, покрывают воском и бесцветным матовым лаком.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Декоративные потертости

​5. Травление

​Этот способ подходит для любых пород дерева. Он позволяет изменить тон древесины и подчеркнуть изящный природный рисунок. Для патинирования используются специальные химические составы, которые называются протравами.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Травление

​Перед травлением дерево тщательно очищают от загрязнений и полируют наждачкой. Далее обрабатывают протравой согласно инструкции производителя. Крайне важно следить за временем, иначе получится непредсказуемый результат.

​6. Браширование

​Это механический способ патинирования. Его суть в том, что мягкие волокна древесины удаляют специальной металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, не повреждая твердые волокна. Лучше всего он подходит для сосны, дуба, ясеня или лиственницы. Для вишни, тика, бука, груши, клена этот способ противопоказан.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Браширование

​Браширование часто применяют для подготовки МДФ, ДСП или дерева к дальнейшей обработке акрилом, морилкой, воском, битумом. Это необходимо, чтобы улучшить сцепление патины с поверхностью.

Патинирование металла

Чаще всего патину наносят на такие металлические изделия, как мебельная фурнитура, мангалы, каминные решетки, декор для лестниц и оград. Искусственная патина помогает предотвратить появление ржавчины и придает изделию привлекательный вид.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Патина

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Патина

Перед патинированием металл следует правильно подготовить. Сначала его обезжиривают ветошью, смоченной спиртом или бензином, затем выдерживают в 10-процентном растворе любой кислоты. Обычно металл светлеет быстро. Затем изделие промывают и просушивают.

Состаривание металла выполняется несколькими способами.

​1. Травление специальными составами

​Этот способ подходит только тем, кто дружит с химией и умеет работать с химическими веществами. Каждый состав дает определенный цвет. Например, раствор серной печени окрашивает медь в различные оттенки серого.

​2. Кузнечная патина

​Так называется порошковая патина, которая перед работой разводится по инструкции производителя. Чаще всего используется краска золотого, серебряного, белого цвета. Для работы потребуется палитра и синтетические кисти.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Кузнечная патина

  1. Выложите немного патины на палитру.
  2. С помощью кисточки, смоченной в сольвенте, разотрите краску.
  3. Продолжайте растирать, пока кисть не станет сухой.
  4. Медленно наносите патину на изделие, касаясь поверхности только кончиком кисти. Мазки должны быть небольшими и аккуратными.
  5. Старайтесь, чтобы покрытие получилось неравномерным, были видны потертости. Дайте краске полностью высохнуть.

Процесс довольно трудоемкий, но результат будет радовать вас много лет. Совет: не набирайте слишком много краски на кисть, иначе все испортите.

​3. Поталь

​Поталь – это тончайшие фольгированные листы металла, которые буквально приклеивают на поверхность изделия.

На фото изображено - Патина, патинирование, или состаривание, - что это?, рис. Поталь

Сделать патинирование поталью совсем несложно:

  1. Обезжирьте поверхностью изделия и нанесите акриловую краску в два слоя, дайте высохнуть.
  2. Нанесите прозрачный клей для потали и разложите кусочки фольги в нужном порядке, придавливая их кисточкой.
  3. Дождитесь высыхания и покройте бесцветным акриловым лаком.

Каким бы способом ни выполнялось патинирование, следует обязательно зачистить металл от неровностей, загрязнений, жира. Для этого его обрабатывают шкуркой, покрывают шпаклевкой и краской.

Что нужно знать новичку перед работой?

  • Работайте в проветриваемом помещении.
  • Используйте защитные очки и респиратор, старую одежду, резиновые перчатки.
  • Химические составы храните в стеклянной посуде с крышкой. Для смешивания можно использовать пластиковые или фарфоровые кюветы.
  • Если вы готовите раствор кислоты, то запомните: сначала наливают воду, а потом добавляют кислоту.
  • Если химикат попал на кожу, немедленно промойте ее проточной водой, затем смочите это место слабым раствором соды.

Лайфхаки патинирования (состаривания)

Если вы хотите получить легкую неоднородную патину, наносите ее с помощью поролоновой губки. Чтобы на поверхности не осталось лишних следов, движения должны быть маховыми и легкими.

Чтобы добиться эффекта состаривания, используйте обычную краску. Сухой жесткой плоской кистью наберите немного краски, излишки снимите салфеткой. Проведите кистью по ребрам и граням предмета. Если вы все сделали правильно, то каждый волосок кисти оставит отдельный след.

Интересный эффект дает техника набрызга. Вам потребуется старая зубная щетка и краска. Намочите щетку и наберите немного краски. Пальцем придавите щетинки и резко отпустите так, чтобы краска разбрызгивалась на поверхность изделия. Дайте высохнуть и закрепите, нанеся лак.

Как видите, искусственно состарить изделие в домашних условиях под силу каждому. Желаем творческих успехов и вдохновения!

При комплексной экспертизе анализу подвергаются две группы признаков: (1) материальные особенности самого произведения и (2) различного рода информация о нем. К материальным особенностям относятся: основа, паволока (если она имеется), грунт, красочный слой и покровный слой. Характеристика красочного слоя включает пигменты и связующее, наличие и вид кракелюра, присутствие поздних записей или их микрочастиц, следы реставрационных вмешательств. Сюда же в принципе относятся характерные черты авторского рисунка, иконография и приемы письма: носителем всех этих особенностей является именно красочный слой. Вторая группа — информация о произведении — представлена, во-первых, так называемым провенансом, а по-русски — сведениями о происхождении и бытовании памятника; во-вторых, данными о проведенной реставрации, если таковая имела место.

Попробуем разобраться sine ira et studio, что же из всего перечисленного служит бесспорным доказательством подлинности памятника, ибо не может быть подделано никаким способом.

Иллюстративная (только иллюстративная!) часть музейного реставрационного паспорта на древнее произведение иконописи должна выглядеть так, как показано ниже на схеме.

(2) кракелюр слишком равномерный, одинаковыми клеточками; (3) описи черт ликов исполнены не краской, а грязной олифой. Назывались также фамилии очень известных реставраторов и знатоков, которые якобы видели расчищенные фрагменты и признали икону несомненной подделкой XIX века.

Апофеозом статьи выглядит предложение авторов «ошибаться в другую сторону, на какое-то время оставляя

См.: Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. М., 2011. Т. 1.

Брегман Н.Г., Лелекова О.В., Наумова М.М., Рузавин Ю.А. Экспертиза русских икон: объективные ланные//Экспертиза произведений изобразительного искусства. Материалы

Там же. С. 34; Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний. Каталог. М., 2009. С. 254.

Липницкий А.Д. Презумпция виновности//Х! Научные чтения памяти И.П. Болотаевой (1944-1995). Ярославль, 2007. С. 110.

Лелекова О.В. Об экспертизе икон//Экспертиза произведений изобразительного искусства. Материалы XI научной конференции (16 ноября - 18 ноября 2005 г., Москва). М„ 2007. С. 12-13.

Лаурина В.К. Об одной группе провинциальных царских врат//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 145-178.

Смирнова Э.С. Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII - середина XIV века. М., 2004. С. 243-253.


ПА́ТИНА и ПАТИ́НА , -ы, ж. Спец. Зеленовато-коричневый налет, тончайшая пленка, образующиеся на предметах из меди, бронзы в результате окисления, происходящего под действием времени или вызываемого искусственным путем. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «время»

ВРЕ́МЯ , -мени, мн. времена́, -мён, -мена́м, ср. 1. Длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова прямизна (существительное):

Ассоциации к слову «время»

Синонимы к словосочетанию «патина времени»

Предложения со словосочетанием «патина времени»

  • Под патиной времени камни кажутся будто покрытыми тонкой, как кружева, резьбой, а их цвет меняется от серого к пурпурному.
  • Из одного этого приема, что начальник губернии просил Вихрова съездить к судье, а не послал к тому прямо жандарма с ролью, видно было, что он третировал судью несколько иным образом, и тот действительно был весьма самостоятельный и в высшей степени обидчивый человек. У диких зверей есть, говорят, инстинктивный страх к тому роду животного, которое со временем пришибет их. Губернатор, не давая себе отчета, почему-то побаивался судьи.

Сочетаемость слова «патина»

Сочетаемость слова «время»

Афоризмы русских писателей со словом «время»

  • У стариковвремя быстро летит: день за днем, неделя за неделей, — глядь, и год прокатил.

Дополнительно

Значение слова «патина»

ПА́ТИНА и ПАТИ́НА , -ы, ж. Спец. Зеленовато-коричневый налет, тончайшая пленка, образующиеся на предметах из меди, бронзы в результате окисления, происходящего под действием времени или вызываемого искусственным путем.

Значение слова «время»

ВРЕ́МЯ , -мени, мн. времена́, -мён, -мена́м, ср. 1. Длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т. п.

Предложения со словосочетанием «патина времени»

Под патиной времени камни кажутся будто покрытыми тонкой, как кружева, резьбой, а их цвет меняется от серого к пурпурному.

Иногда и оригинальное творчество второй половины XVIII века сознательно отмечается патиной времени как знаком приобщения к наследию.

Читайте также: