Федосеенко васенко и усыскин стратонавты кратко

Обновлено: 05.07.2024

30 сентября 1933 стратостат совершил рекордный подъем на высоту 19 км с экипажем в составе: Бирнбаум Э. К., Годунов К. Д., Прокофьев Г. А.
19 января 1932 года в Москве председатель Гидрометеорологического комитета РСФСР Н. Н. Сперанский созвал первое заседание по изучению стратосферы. На этом заседании был заслушан доклад метеоролога В. И. Виткевича о задачах изучения стратосферы и образована Комиссия по изучению стратосферы под его председательством. Первое заседание Комиссии состоялось 22 января. На нем был намечен план работ, включавший также постройку стратостата для подъема с людьми на высоту 20—25 км. Члену комиссии М. Н. Канищеву было поручено разработать проект стратосферного аэростата.
В субботу, 30 сентября в 8.40 командир Г.А. Прокофьев на аэродроме в Москве перед стартом, Россия 1933 год.

Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г. А. Прокофьев. В проектировании и постройке принимали участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. Профессора Н. Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности и другие организации.
Командир стратостата Прокофьев делает последнюю проверку стратосферного оборудования, Москва, 30 сентября 1933.

Запуск стратостата состоялся в Подмосковье 30 сентября 1933 года в 08 часов 40 минут. Достигнув рекордной высоты, в адрес ЦК ВКП(Б), Реввоенсовета, Совнаркома стратонавты направили радиограмму:
ЦК ВКП(б) - тов. СТАЛИНУ
Реввоенсовету - тов. ВОРОШИЛОВУ
Совнаркому СССР - тов. МОЛОТОВУ.
Экипаж первого советского стратостата выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата "СССР" на высоту 19000 м (по приборам). Экипаж готов к дальнейшей работе по овладению стратосферой.
Командир стратостата "СССР" Прокофьев. Пилот Бирнбаум. Инженер Годунов.
Когда последняя проверка была выполнена, экипаж поднялся на борт, Москва, 30 сентября 1933.

Из донесения комиссии по расследованию катастрофы стратостата
1 февраля 1934 г.
НАРКОМВОЕНМОР — тов. ВОРОШИЛОВУ.
ЗАМ ПРЕД ОГПУ — тов. ЯГОДА.
"Докладываем, что к месту катастрофы, находящемуся в 13 километрах от ст Кодоскино, прибыли на лошадях в 16 часов 31/1.
Копия донесения была направлена Г. Ягодой 1 февраля 1934 г. И. Сталину за № 50131.
Самое поверхностное следствие затруднялось полным отсутствием связи в районе катастрофы у селения ПОТИЖ-ОСТРОГ, суровой снежной погодой, наступившей темнотой, путанными, противоречивыми показаниями местного населения, а главное тем, что пока местные власти приступили, согласно указаний из Москвы, к сохранению в неприкосновенности картины катастрофы, местное население, проявив инициативу, сломало люк гондолы, вытащило наружу остатки трупов, мелкие остатки приборов и т. п.
Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне. Общая картина по прибытии на место была такова, что только собрав по кусочкам трупы, обрывки бумаги и т. п. (на что потребовалось значительное количество времени) можно было составить то, о чем ниже сообщаем.
Три урны с прахом стратонавтов на Красной площади в Москве, 2 февраля 1934.

Трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован ФЕДОСЕЕНКО, череп которого собрать не удалось. Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю. Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло ее врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т. е. открыть люк. Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон."
Десятки тысяч рабочих отдали дань памяти павшим героям. Красная площадь, Москве, 2 февраля 1934.

Урны с прахом героев были захоронены в Кремлёвской стене лично Климентом Ворошиловым, Иосифом Сталиным и Вячеславом Молотовым.
На месте падения стратостата поставлен обелиск, установлен памятник в Саранске.
Траурные знамена на Красной площади во время похорон стратонавтов Федосеенко, Васенко и Усыскина. Москва. 1934 г.

Старый Саранск: история памятника героям-стратонавтам

Стратонавты вели бортовой журнал, делая записи по мере повышения высоты. Регистрировали в нем обычные технические параметры. Незадолго до падения запись была сделана Васенко:

Спустя почти 20 минут стратостат разбился. Героев проводили в последний путь с почестями: урны с прахом захоронили в Кремлевской стене, за этим лично проследило советское правительство.

Памятник героям воздухоплавания был установлен в 1963 году. Авторами стали скульптор А.А. Письменный и архитектор А.Н. Душкин.

В честь стратонавтов Васенко и Федосеенко в Саранске названы улицы. Село Потиж-Острог, около которого упала гондола, переименовали в Усыскино.

Каждый, кто прибывает в Саранск поездом, неизменно увидит памятник Героям-стратонавтам — он находится рядом с железнодорожным вокзалом. Это один из классических и наиболее узнаваемых памятников города — до появления Собора Святого Феодора Ушакова он считался главной визитной карточкой Саранска и неизменно изображался на городских открытках и иной подарочной продукции еще с советских времен.


По дороге в Инсар можно найти еще один памятный артефакт — воссозданную гондолу того самого стратостата.


Страшно представить, но когда-то люди поднимались на подобных конструкциях тысячи метров вверх — энтузиасты были движимы мечтой о полете и желанием покорять новые пространства. Благодаря подвигам стратонавтов человечество обрело дорогу к космосу.


Васенко, Федосеенко и Усыскин до трагического финала смогли набрать высоту в 22 километра — рекордную на то время [1934 год].

За несколько лет до полета советских стратонавтов выдающийся швейцарский ученый Огюст Пикар сконструировал и построил первый в мире стратостат — благодаря нему люди смогли подняться на высоту больше, чем 11 километров [то есть, преодолеть границу стратосферы]. Пикар смог модернизировать обычный аэростат, приспособив его к условиям разреженного воздуха и низких температур. Открытая корзина аэростата была заменена герметичной гондолой из алюминия, где сохранялось постоянное давление. Так появился стратостат FNRS-1.

27 мая 1931 года Огюст Пикар вместе с коллегой Паулем Кипфером совершили первый в истории полет в стратосферу, стартовав из немецкого города Аугсбург и достигнув высоты в 15785 метров.


Огюст Пикар и FNRS-1 | ©, Deutsches Bundesarchiv

Полет произвел фурор по всему миру. В СССР экспериментом Пикара также заинтересовались — достаточно быстро на государственном уровне приняли план, подразумевавший разработку аппарата, способного достичь высоты в 20-25 километров.

Параллельно с московскими коллегами в Ленинграде трудилась группа энтузиастов-инженеров местного отделения ОСОАВИАХИМа [Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству], также мечтавшая о полетах в стратосферу.

В условиях сегодняшнего дня тот полет кажется безрассудным, но в советское время рисковать жизнями ради науки не боялись. Важнее было стать первопроходцами, открыть новые горизонты. Гибель Васенко, Федосеенко и Усыскина не была напрасной — их полет стал одним из этапов на пути к триумфальному полету Юрия Гагарина.

1_p77986

Любопытно, что из троих членов экипажа только Павел Федосеенко имел опыт пилотирования воздушных аппаратов, первые полёты на воздушных шарах совершал ещё до Октябрьской революции. Во время Гражданской войны командовал 9-ым воздухоплавательным отрядом. В начале 1930-х гг. окончил Военно-воздушную академию и факультет дирижаблестроения Комбината Гражданского воздушного флота.

К моменту совершения полёта являлся доцентом Ленинградского физико-технического института и усовершенствовал камеру Вильсона для изучения космических лучей в стратосфере. К слову, академик Иоффе руководил научной программой подготовки к тому полёту, включавшей исследование космических лучей, магнитных явлений, состава атмосферы, проведение аэрофотосъёмки, медико-физиологические исследования.

Читайте также: