Открытая разработка это в географии 8 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

- Достаточное увлажнение: К=1 (лесостепь).
- Недостаточное увлажнение: К 1 (тайга, тундра, лесотундра).


  1. Арктический климат: низкие температуры в течение всего года, количество осадков невелико (200-300 мм), преобладает снег.
  2. Субарктический климат: зима суровая с продолжительными морозами, лето холодное, с заморозками и сильной облачностью. Осадков 300-600 мм.
  3. Умеренно-континентальный климат умеренного пояса:западные районы страны. Зимой слабо морозные погоды, с оттепелями. Мощность снежного покрова 30 м/с) и разрушительной силы.
  4. Гололёд –корка льда, возникающая при замерзании переохлаждённых капель дождя или тумана.
  5. Туман –скопление водяных капель в приземном слое, значительно сокращающее дальность видимости.
  6. Агроклиматические ресурсы – свойства климата, обеспечивающие с/х производство: период с t>+10 0 С, К увл, снежный покров …
  7. Прогноз погоды -научно обоснованное предположение о состоянии погоды в будущем.
  8. Акклиматизация –процесс приспособления животных и растений к новым условиям существования.

  1. Падение реки –превышение истока над устьем.
  2. Уклон реки – отношение падения реки (в см) к длине реки (в км).
  3. Годовой сток – количество воды, которое река выносит за год (км3/год). Определяется соотношением атмосферных осадков и испарения на площади бассейна.
  4. Расход воды –количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени (м3/с).
  5. Режим реки – внутригодовое распределение стока, зависит от преобладающего источника питания.
  6. Твёрдый сток – весь переносимый материал (ил, глина, песок, обломки горных пород). Зависит от скорости течения реки, её водоносности, устойчивости к размыву горных пород, слагающих речной бассейн.
  7. Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время высокий подъём уровня воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы.
  8. Пойма –низкое место, затапливаемое во время половодья.
  9. Межень – время устойчивого низкого уровня и малого расхода воды.
  10. Паводок– кратковременный подъём воды в реке, вызванный обильными дождями и ливнями.
  11. Наводнения –затопление местности, населённых пунктов, промышленных и с/х объектов, приносящее ущерб. Катастрофические наводнения – приводят не только к разрушениям, но и человеческим жертвам.
  12. Сточное озеро –озеро, из которого вытекает река и происходит сток озёрных вод.
  13. Бессточное озеро – озеро, из которого не происходит стока, т.е. не вытекает ни одна река.
  14. Снеговая граница (линия) –это уровень, выше которого снег, выпадающий на поверхность, не успевает растаять в тёплое время года, постепенно накапливается и превращается в лёд.
  15. Подземные воды –воды, находящиеся в отложениях верхней части земной коры.
  16. Грунтовые воды –подземные воды, залегающие на первом от поверхности водоупорном слое.
  17. Минеральные воды – подземные воды, содержащие повышенное количество растворённых веществ и газов.
  18. Многолетняя мерзлота – слой горных пород, которые не оттаивают в течение периода от нескольких лет до многих тысячелетий.
  19. Водные ресурсы –воды суши во всём их многообразии, пригодные для хозяйственного использования.
  20. Водопользование – использование водных ресурсов для удовлетворения хозяйственных нужд без изъятия воды из водных объектов (судоходство, рыборазведение, рыболовство, гидроэнергетика, рекреация …)
  21. Водопотребление – использование воды на коммунально-бытовые нужды, на орошение, на выплавку металла или размораживание грунта на горнодобывающих предприятиях: изъятие воды из водоёмов.

  1. Почва –особое природное тело, образовавшееся на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.
  2. Гумус или перегной –органическое вещество почвы.
  3. Почвенные горизонты:

А1 – гумусовый горизонт,
А2 – горизонт вымывания,
В – горизонт вмывания,
С – материнская порода.

- Многонациональность государств – это преимущество государства или его проблема?

- Почему возникают межнациональные конфликты?

- Каких принципов необходимо придерживаться в проведении национальной политики?

  1. Городское население.
  2. Сельское население.

1. Существует 2 вида расселения людей : городское и сельское.

- В чем различия? (Численность населения, жилищные условия, занятость населения, возможности получения услуг, ритм жизни, подвижность населения.)

- Какой тип расселения появился первым? (Сельский, так как первоначальное занятие людей - земледелие.)

- В результате чего стали появляться города? (Крепости, транспортное движение, торговля, ремесла , промышленность, добыча полезных ископаемых, управление.)

- Какие знаете самые старые города России? (Новгород, Муром, Смоленск, Псков, Углич, Брянск, Ярославль, Старая Ладога - V1-VI1 в.).

На территории Древней Руси было 150 городов, из них до наших дней сохранилось 56, в том числе основанных в IX в. - 6, в X в. - 4, в XI в. - 5, в XΙΙ в.-37,вХШв.-4.

- Какой населенный пункт можно считать городом? В разных странах критерии выделения города различны. В России город - населенный пункт с числом жителей более 12 тыс. человек, 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом.

Города слишком отличаются друг от друга :

А) различия по численности населения

Приведите примеры каждого типа города.

Б) различия по функциям :

Но в настоящее время большинство городов многофункциональны!

К началу XX в. в России (в ее современных границах) насчитывалось 430 городов. В них проживало только 15% населения. Крупных городов было всего 7. Все они размещались в европейской части страны. По переписи 1897 г. в Российской империи было два города-миллионера (Москва и Санкт-Петербург). Более 100 тыс. жителей насчитывалось еще в пяти городах (Казани, Саратове, Астрахани, Туле, Ростове-на-Дону).

ХХ век в России, как и во всем мире, характеризовался процессом урбанизации. Урбанизация - процесс повышения роли городов в жизни общества. Она проявляется в росте числа и людности городов, увеличении доли городского населения, распространении городского образа жизни.

Особенно стремительно число новых городов возрастало в советский период. Строительство новых предприятий порождало к жизни новые города. В среднем ежегодно возникало 8 новых городов. всего же за это время было образовано более 600 городов. Таких темпов городского строительства не было ни в одной стране мира. Быстро росло и население городов.

За прошедший век Россия превратилась в страну горожан. Доля городского населения увеличилась почти в 5 раз и составляет сейчас 73% . По этому показателю Россия не уступает развитым странам мира.

Самые высокие показатели урбанизации в России — на Европейском Севере ( 77% ). Наименьшие показатели — на Северном Кавказе ( 52% ).

Сейчас в России — 1095 городов, 2/3 из которых возникли в XX в. Поэтому Россию без преувеличения можно считать страной новых городов. Но одновременно Россия и страна больших городов. Их сравнительно немного — 167 (15% всех городов страны), но в них проживает 68 млн человек. Это почти половина населения России и почти 2/3 ее горожан.

Среди больших городов особое место занимают 11 городов-миллионеров (табл. 18). Их выдающаяся роль определяется не только тем, что в них проживает 26 млн человек (1/6 населения России), кроме того, они — центры огромных скоплений городов — городских агломераций , в которых сосредоточено около 40% населения страны.

В пределах одной агломерации существуют общие коммуникации энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения. Города объединяются и производственными связями.

- Проанализируйте по карте размещение городов-миллионеров и крупнейших городов России. В чем проявляется неравномерность размещения? (Все крупнейшие города расположены в европейской части России или в основной полосе расселения, т.е. на небольшой части территории России)

2. Вся обитаемая территория, расположенная за пределами городских поселений, называется сельской местностью.

В ней располагаются сельские поселения. Число сельских населенных пунктов в России на протяжении XX в. постоянно уменьшалось. В дореволюционной России (в современных ее границах) насчитывалось около 500 тыс. сельских населенных пунктов. Сейчас их 155 тыс . с общим числом жителей 39 млн человек. Таким образом, в среднем в каждом сельском поселении страны проживает 260 человек .

Главными причинами исчезновения многих сельских поселений страны были:

1) последствия коллективизации, приведшей к подрыву крестьянского хозяйства;

2)депортация народов в сталинский период;

3) ускоренная индустриализация и сопровождающая ее урбанизация страны;

4) политика укрупнения сельских поселений в 70 - 80-е гг.

Все это привело к фактическому уничтожению сложившейся в стране системы расселения, отрыву гигантских масс людей от исторических корней. Приобретя инерцию, этот процесс продолжается по сей день.

Сельские населенные пункты

по величине внешнему облику выполняемым функциям.

По своему внешнему облику сельские населенные пункты не менее разнообразны, нежели города. Существует несколько их типов, каждый из которых характерен для определенных территорий.

В горных районах Северного Кавказа — это аулы . В южных районах страны, где традиционно расселялись казаки, — это станицы . По числу жителей (до 20—30 тыс.) они нередко превосходят города, В центральных районах России люди издавна селились в селах — довольно крупных поселениях с церковью, магазином, школой или более мелких поселениях — деревнях . Гораздо реже в России встречаются хутора — отдельная усадьба, удаленная от села или деревни.

По роли, выполняемой в хозяйстве страны, сельские поселения объединяют в 3 группы ;

1) сельскохозяйственные поселения (люди, живущие в них, заняты в сельском хозяйстве, число таких поселений постоянно сокращается);

2) несельскохозяйственные поселения (их жители работают на промышленных предприятиях, в лесном хозяйстве, обслуживают места отдыха);

3) смешанные поселения, выполняющие одновременно сельскохозяйственные и несельскохозяйственные функции.

На размещение сельских поселений прежде всего влияют природные факторы: наличие плодородных земель или пастбищ, их размеры и удаленность, климатические условия. Распределение этих факторов зонально. Поэтому в каждой природной зоне свои особенности сельского расселения. В тундре и тайге сельскохозяйственные поселения размещаются по долинам рек и берегам озер, где расположены более плодородные почвы и хорошие луга. Рыболовецкие села тяготеют к рекам и морским побережьям. В зоне смешанных лесов деревни и села относительно небольшие. Они размещаются в основном на водоразделах рек, так как возвышенные участки лучше прогреваются, менее заболочены. В лесостепной и степной зона х поселения крупные, так как размеры полей велики. Здесь уже ощутим дефицит влаги, поэтому сельские поселения длинными цепочками располагаются по долинам рек и балкам. В горных районах поселения сосредоточены в межгорных ущельях и долинах.

- Перечислите положительные и отрицательные стороны урбанизации.

- Какие проблемы появляются в стране в связи с уменьшением сельскохозяйственных поселений?

- По табл. 19 определите: какие по численности населенные пункты преобладают в сельской местности России, в каких из них проживает большая часть сельского населения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя образовательная школа с. Первомайское МР Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Разработка открытого урока по географии 8 класс

Разработал: учитель географии

МОБУ СОШ с. Первомайское

Кинзагулова Р.Р.

Урок построен с учетом психолого-педагогической характеристики класса, с использованием элементов ЛОО: для большей часть детей этого возраста для возникновения стабильной учебной мотивации необходима деятельность, направленная на создание образов, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания.

Дидактическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.

Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения. Так, на первых этапах урока осуществляется целеполагание и мотивация, сформулированные совместно с учащимися. Затем с целью актуализации субъектного опыта организуется беседа по изученным ранее вопросам, а так же предлагается логическое упражнение, всё это позволяет дать импульс к активной познавательной деятельности на протяжении всего урока.

При повторении материала используется деятельностный подход и стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, а так же возможность выбрать наиболее рациональные из них.

Цели по содержанию:

Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; закрепить знания учащихся терминов и понятий темы, основных факторов, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.

Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Тип урока: урок-игра.

Ожидаемый результат:

1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;

2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;

3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.

Оборудование: карты атласа, физическая карта России, раздаточный текстовый материал, мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал.

Во время урока использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация с заданиями к игре. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерного изображения в сочетании с диалоговой формой общения позволяет закрепить и обобщить знания по изучаемому разделу. Сама форма проведения урока – командная игра – позволяет включить в работу весь коллектив учащихся.

В ходе урока предполагается высокая активность и работоспособность учащихся, проявление интереса к изучаемой теме, положительный эмоционально-психологический настрой.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь удобно, выпрямите спину, закройте глаза. Глубоко вдохните, освободитесь от всего, что вас волнует. Сегодня вы будете учиться в игре, решая при этом важные проблемы. В игре у каждого есть свой стиль, своё место. Игра даёт ощущение спокойствия, свободы выбора и свободы творчества. (Пауза.) Откройте глаза!

Какой раздел мы проходили все эти 12 урок ( Климат России ). Сегодня завершающий урок по данной теме. А когда мы заканчиваем изучать большой раздел, последний урок мы посвящаем чему? ( Обобщению )

II . Целеполагание.

Поэтому, цель нашего урока, какая?

(Учащиеся формулируют цель урока)

основными целями этого урока являются:

закончить формирование представления о климатических условиях на территории России;

закрепить знания по основным направлениям программы данного раздела;

продолжить формирование умения составлять характеристику климатического пояса;

воспитать бережное отношение природе

Работать будем как всегда в группах. Так как современный мир – это мир рыночных отношений, поэтому расплачиваться за ваши знания буду деньгами, но чтобы они не затерялись в ваших бумажках, ваши сбережения будут хранится у меня в банке. А в конце мы узнаем – кто сколько заработал. Условия ранее оговоренные сохраняется.

Напомню только одно из правил таких уроков:

А начать я хочу с легенды о вожде индийского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа:

“ Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь.

Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса.

Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море.

Победа не всегда означает быть первым,

Победа – это когда ты стал лучше, чем был!

И я вам желаю успешно выполнить все задания, и оказаться на вершине горы, и в пусть ваших глазах будет сиять победа. И ещё одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

У вас на столах конверты- помощники с заданиями и оценочные листы, которые капитаны команд будут заполнять, а в конце урока – вы подсчитаете свои оценки и выведите среднее арифметическое.

Возьмите оценочные листы и подпишите.

II . Актуализация знаний.

Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.

1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

I. Орг. момент

II. Актуализация знания

Вопрос: Что такое страна?

III. Изучение нового материала

1. Государственная граница и государственная территория России

2. Самая длинная граница в мире

3. Соседи России

1. Государственная граница и государственная территория России

Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.

Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.

Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.

Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.

Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?

Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.

Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).

За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.

Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.

Ответ учащихся:

1. Не относится к государственной территории страны.

2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.

3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.

4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.

2. Самая длинная граница в мире

1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.

2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.

3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.

4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.

3. Соседи России

Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.

Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.

Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.

Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.

Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.

IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:

1. Что включает в себя государственная территория России?

2. Укажите главные особенности границ России.

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

Картографическая информация - важная, но не единственная составляющая отображения и применения справочных данных, получения знаний из области географии. Не менее важна краткая запись географических сведений, выполняемая из различных источников. Учитывая важность этой работы, многие педагоги вводят в свою практику конспекты по географии за 8 класс - они задают восьмиклассникам задания по их составлению в классе или на дом. Переоценить полезность таких занятий невозможно - конспектирование обладает высокой практической ценностью для школьников. А навыки составления краткой записи уроков, лекций, учебных пособий понадобятся и после окончания школы. Например, в техникумах, колледжах, ВУЗах именно конспектирование является основой получения знаний в ходе уроков, практических занятий, подачи материала.

В чем состоит польза конспектирования уроков?

Среди преимуществ, которыми обладают конспекты по географии за 8 класс, эксперты выделяют:

  • краткость представленной информации. Она изложена в сжатом виде, максимально доступном для применения. В том числе - в условиях ограниченного времени на решение той или иной учебной, научной, рабочей, творческой или бизнес-задачи;
  • наглядность законспектированных данных. Такими материалами можно легко воспользоваться впоследствии, а сам процесс конспектирования - это дополнительная возможность внимательно изучить, тщательно проработать тему, раздел, параграф;
  • по таким материалам проще готовиться, можно за короткий срок освоить большее количество информации, повторить её перед зачетом, экзаменом, проверочной.

С какими трудностями сталкиваются учащиеся при конспектировании?

Проблемой является то, что далеко не все восьмиклассники умеют грамотно и качественно конспектировать информацию.
Среди сложностей, с которыми сталкивается большинство:

  • неумение работать с большими массивами данных - вдумчиво читать, анализировать и обрабатывать тексты;
  • незнание основ сравнения и логического осмысления прочитанного;
  • трудности с составлением, формулированием кратких выводов из прочитанного, которые и становятся базой для написания краткой записи.

Научиться можно, если заниматься подготовкой системно, ответственно и регулярно. Некоторые прибегают к сторонней помощи - преподавателей, репетиторов, посещают курсы. Но можно освоить задачу и самостоятельно. Например, воспользовавшись порталом еуроки. Здесь конспекты по географии для 8 класса представлены практически по всем учебным пособиям, программам и УМК, по которым дисциплина изучается в школах. Разнообразная коллекция поможет подросткам качественно подготовиться, научиться не просто пользоваться готовыми материалами, но и конспектировать данные самостоятельно. Серьезно и ответственно подойдя к решению этой задачи, учащиеся смогут получить максимум от ее результата: глубокие и полные знания, полезные навыки, умение самостоятельно принимать и реализовывать важные решения.

Читайте также: