Игра в истории человечества кратко

Обновлено: 04.07.2024

1 Тема: Теория игры

2 План 1. Игра в истории человечества. 2. Социальный характер детской игры. 3. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. 4. Игра как средство воспитания. 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей. 6. Классификация детских игр. 7. Характеристика творческих игр. 8. Характеристика игр с правилами.

3 Д.Б. Эльконин: -на заре существования человеческого общества игры не существовало, труд был примитивен, и дети рано начинали принимать участие в работе взрослых; -на заре существования человеческого общества игры не существовало, труд был примитивен, и дети рано начинали принимать участие в работе взрослых; -в связи с усложнением орудий труда, переходом к охоте, скотоводству, земледелию изменяется положение ребенка в обществе: он упражняется в трудовых действиях с помощью игрушек – моделей орудий труда (лук, копье, аркан); -в связи с усложнением орудий труда, переходом к охоте, скотоводству, земледелию изменяется положение ребенка в обществе: он упражняется в трудовых действиях с помощью игрушек – моделей орудий труда (лук, копье, аркан); -с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда, игрушки перестали быть моделями последних. С такими игрушками не упражняются в трудовых действиях, а изображают их. Возникает ролевая игра. -с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда, игрушки перестали быть моделями последних. С такими игрушками не упражняются в трудовых действиях, а изображают их. Возникает ролевая игра.

5 Ведущее положение игры: она удовлетворяет основные потребности ребенка; она удовлетворяет основные потребности ребенка; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов.

6 Воспитательное значение игры Игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи; Игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи; большое значение игра имеет в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения; большое значение игра имеет в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения; в игре ребенок чаще, чем в реальной жизни ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор; в игре ребенок чаще, чем в реальной жизни ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор; в играх развиваются творческие способности ребенка; в играх развиваются творческие способности ребенка; взяв на себя роль, ребенок входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая личность. взяв на себя роль, ребенок входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая личность.

7 А.П.Усова: Воспитателю нужно находиться в центре детской жизни. Воспитателю нужно находиться в центре детской жизни. Следует хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом решать в игре. Следует хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом решать в игре. Определить меру своего участия в игре: Определить меру своего участия в игре: новую игру объяснить и поиграть с детьми; новую игру объяснить и поиграть с детьми; взять на себя роль (при необходимости); взять на себя роль (при необходимости); напомнить о существовании жеребьевки. напомнить о существовании жеребьевки.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

Содержание

Теория игры. Игра в истории человечества
Режиссерские игры. Сущность, особенности и педагогические условия развития режиссерских игр
Особенности руководства разными типами игр в первой младшей группе детского сада
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.docx

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Перестройка педагогического процесса и введение игры как формы организации жизни детей. Анализ сущности и педагогических условий развития режиссерских игр. Характеристика особенностей руководства разными типами игр в первой младшей группе детского сада.

Теория игры. Игра в истории человечества

Режиссерские игры. Сущность, особенности и педагогические условия развития режиссерских игр

Особенности руководства разными типами игр в первой младшей группе детского сада

Теория игры. Игра в истории человечества

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

Г.В.Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г.В.Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т.п. Труд, охота, война с соседним племенем - все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Мысли Г. В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?

Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Наконец, с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями (игрушечное ружье, игрушка-соха и др.). Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Режиссерские игры. Сущность, особенности и педагогические условия развития режиссерских игр

Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.

Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:

*во-первых, она практически всегда индивидуальна;

*во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;

*в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Все это и увело внимание педагогов от режиссерской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Игр.в истории

Игра представляет собой особый вид деятельности, который зарождается в детские годы и неразлучно связан с человеком на протяжении всего жизненного пути. Изучение игры как вида деятельности привлекала, и будет привлекать к себе внимание педагогов, социологов , психологов и других специалистов с целью ее исследования. Представители этих научных отраслей сходятся во мнении, что игра – необходимая и неотъемлемая часть человеческой культуры.

До сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения игры. Некоторые предполагают, что игровая деятельность обусловлена биологическими причинами, такими как инстинкты и влечения, и имеет постоянные природу и характер вне зависимости от исторического периода.

Ставят под сомнения и опровергают такие взгляды сами детские игры . Они отличаются по теме и содержанию у детей, не только в зависимости от исторического промежутка времени. Игры отличаются также у детей, которые живут в одно время, но в разных условиях: географических, культурных, экономических.

Большая часть современных ученых дают объяснение игре как особому виду деятельности, который сложился на определенном историческом этапе развития общества.

В истории развития общества труд предшествовал игре и определял ее содержание. Жизненные потребности человека, которые связаны с добыванием пищи, постройкой домов, охраной территорий и т.д. вынуждали человека трудиться. Всё это было неразрывно связано с чувствами людей: удовольствием и радостью, горечью и разочарованием. Чтобы пережить эти чувства вновь, человек обращался к песням, танцам и обрядовым играм. Из этого следует, что в истории развития человечества труд появился раньше, чем игра и искусство. Это отразилось в песнях, в плясках, в изобразительном искусстве , в драматических постановках.

С развитием человечества усложнялись орудия труда, возникло земледелие и скотоводство. Это привело к изменению положения ребенка в обществе. Для того чтобы принимать непосредственное участие в работе взрослых дети должны были обладать определенными умениями и навыками. Для этого изготавливались игрушки, имитирующие взрослые орудия труда, оружие для охоты и т.д. Как следствие, возникали игры – упражнения, в которых ребенок, подражая взрослым, овладевал определенными умениями и навыками. Они были необходимы ему для дальнейшего развития и жизни.

С развитием техники, орудий труда, с возникновением ремесел игрушки перестают быть их моделями, а становятся их образами. С ними нельзя реально упражняться в трудовых действиях, но можно изображать эти действия. Возникает ролевая игра, которая удовлетворяет потребности малыша в стремлении к трудовой деятельности, к участию в жизни взрослых и их взаимоотношениях. Ролевая игра возникает при определенных социальных условиях, а не под влиянием врожденных инстинктов. Взрослые способствуют развитию игры с помощью новых, специально созданных игрушек и правил игры. Из этого следует что, игра превращается в часть культуры общества .

С развитием человечества игра приобретает все большее значение в формирования личности детей. С ее помощью ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, обучается моральным нормам. Осваивает способы умственной и практической деятельности.

Таким образом, современная теория игры основывается на ее социальной природе и историческом происхождении.

Все развлечения, которые которые придумал человек, будь то компьютерные игры или спортивные состязания, — наследники магических и религиозных ритуалов, берущих начало в доисторические времена. Например, Олимпийские игры — наследство панэллинских состязаний-праздников, которые греки устраивали в честь богов, но даже простые, на первый взгляд, развлечения могли иметь сакральный смысл и непоправимые последствия. Игры, о которых пойдет речь в нашем материале, тоже зародились очень давно, причем в свое время их исход определял не только человеческую жизнь, но и его судьбу после смерти.

Бабки, или Неолитический петанк

Для этой игры вам понадобятся: от пяти до пятнадцати пястных или таранных костей мелкого копытного животного.

Бабки (это неточное название, но в русском языке одного слова, обозначающего эту игру, не существует; по-английски ее принято называть knucklebones, а по гречески aστράγαλοι ) — одна из самых древних игр, придуманных человеком. Археологи полагают, что ее изобретение относится к пятому тысячелетию до нашей эры. Этим временем датируется первая находка нескольких таранных косточек, лежавших отдельно от остального скелета, но первый целый игровой набор (таранные кости в специальном мешочке) археологи обнаружили при раскопках гробницы Тутанхамона, правившего Древним Египтом приблизительно в 1332–1323 годах до нашей эры. После этого, уже в первом тысячелетии до нашей эры, игра распространилась далеко на север и на восток.

В культурах эпохи бронзы таранные кости крупного рогатого скота, по мнению археологов, несли обрядовую нагрузку — использовались в ходе поселенческих и погребальных обрядов. Так, представители культуры степной и лесостепной Евразии бронзового века оставляли астрагалы (таранные кости) крупного рогатого скота на границах жилищ, внутри погребений и на их границах. Украинские археологи В.А. Подобед, А.Н. Усачук, В.В. Цимиданов полагают, что эти предметы могли использоваться для открытия канала связи с иным миром или его блокирования, выступать в качестве символов животных.

Позднее в Древней Греции, как мы знаем уже по литературным источникам, результат игры считался волеизъявлением богов, а сами костяшки носили в качестве оберегов. Согласно одному из древнегреческих мифов, создание игры в астрогалы приписывается Зевсу. По легенде, он даровал костяшки и правила игры своему любимцу Ганимеду и сам нередко присоединялся к игре.

К сожалению, историки не знают самых древних правил игры в астрогалы, но сохранились несколько ее древнегреческих изводов. Первый, по-видимому, был распространен среди женщин и детей: он заключается в подкидывании одной костяшки и ловли ее на тыльную сторону ладони. Каждая сторона таранной косточки имеет свою форму, а благодаря этому — свой номинал. Чем больше номинал, тем больше очков набирает игрок, поймавший ее этой стороной. Так, таранная косточка парнокопытного имеет два закругленных конца, на которых она не может стоять, и две широкие и две узкие стороны, причем одна из каждой пары вогнутая, а вторая выпуклая. Важной считалась та сторона, которой костяшка коснулась ладони, а не та, которая, как сегодня, оказалась наверху. Так, если костяшка падала на ладонь узкой выпуклой стороной вниз, игроку начислялось самое маленькое число очков — один. Если кость падала широкой выпуклой стороной, то — три, если широкой вогнутой — четыре, а если узкой вогнутой, то — пять.

Сегодня игры с таранными косточками животных практически забыты на территории Европы. Но астрагалы все еще популярны в Центральной Азии. Этнографы и сегодня записывают монгольские гадания по костяшкам, а игра с ними остается в Монголии одной из самых популярных среди детей. Наиболее распространен следующий вариант: игроку необходимо, пока костяшка, подкинутая как в первом описанном варианте, находится в воздухе, собрать в ладонь как можно больше костяшек, рассыпанных на столе. Существует в Монголии и вариант, похожий на традиционные русские бабки (или современный французский петанк), когда костяшки расставляются в ряд или в круг, а игрок должен выбить их другой, часто утяжеленной костью.

58 отверстий, или Лестницы и змеи энеолита

Для этой игры вам понадобится: десять палочек, костяшка из предыдущей игры и доска или глиняная табличка с 58 с отверстиями, расположенными как на рисунке ниже.

Читайте также: