Федеральный бюджет это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Содержание

Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Структура бюджета



Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в первой половине 2000-х гг. возрастали опережающими темпами (млрд. руб.)

В расходах за первые 5 лет III тысячелетия наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Согласно федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ, федеральный бюджет на 2005 год был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. [1] Реальное исполнение составило 5 трлн 127 млрд руб. по доходам и 3 трлн 514 млрд руб. по расходам. [2] Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  • 2008
    • Доходы — 6644,4 млрд руб.
    • Расходы — 6570,3 млрд руб.
    • Доходы — 7465,4 млрд руб.
    • Расходы — 7451,2 млрд руб.
    • Доходы — 8090,0 млрд руб.
    • Расходы — 8090,0 млрд руб.
    • 2008
      • Доходы — 8056,9 млрд руб. ( ▲ 21,2 %)
      • Расходы — 6901,6 млрд руб. ( ▲ 5 %)
      • Доходы — 8706,1 млрд руб. ( ▲ 16,6 %)
      • Расходы — 8282,8 млрд руб. ( ▲ 11,2 %)
      • Доходы — 9408,2 млрд руб. ( ▲ 16,3 %)
      • Расходы — 9034,6 млрд руб. ( ▲ 11,7 %)
      • 2009
        • Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
        • Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
        • 2010
          • Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
          • Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
          • Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
          • Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
          • Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
          • Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
          • 2011
            • Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.
            • Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей.
            • Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
            • 2012
              • Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
              • Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
              • Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
              • Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.

              Доходы от природных ресурсов

              Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран, Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем с 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году. [3]

              Бюджет-2011 был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель [8] .

              Федеральный бюджет Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Является частью бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемой и исполняемой федеральными органами власти.

              • С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределения и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации [1] .
              • С материальной точки зрения федеральный бюджет это сконцентрированный в границах государства централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении федеральных органов власти [1] .
              • С юридической точки зрения федеральный бюджет есть ни что иное, как правовой акт, утверждаемый в форме федерального закона и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений [1] .

              Вместе с консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации. Разрабатывается правительством и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Выражает экономические отношения, опосредствующие процесс аккумулирования, распределения и использования денежного фонда России [1] .

              Основа казны каждого государства – бюджет. Он представляется как особая система взаимоотношений, которые основаны на денежных средствах императивного характера, которые в свою очередь служат неотъемлемой частью государственных фондов. Федеральный бюджет существует в форме закона.

              Федеральный бюджет – главный финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в форме федерального закона.

              Федеральный бюджет в стране играет огромную роль. В жизнеобеспечении системы государства он играет ключевое значение. Основные его функции:

              • Стимулирование социальной политики
              • Регулирование экономических процессов внутри страны
              • Перераспределение ВВП и НД
              • Контроль за потоками денежных средств

              Итак, задач перед федеральным бюджетом немало, и они объемны и социально значимы. Поэтому формирование и структуризация бюджета – процесс трудоемкий и длительный.

              Структура федерального бюджета

              Итак, федеральный бюджет – основополагающее звено всей финансово-бюджетной системы государства. Структура федерального бюджета представлена доходной и расходной частями. Для финансовой стабильности, социальной обеспеченности задач государства и принятия эффективных управленческих решений большое значение имеет состав и структура доходной и расходной частей бюджета, а также направления и тенденции их изменений.

              Доходная часть формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений.

              К налоговым относятся:

                и сборы федерального уровня
              • таможенные сборы и платежи
              • государственные пошлины

              К неналоговым поступлениям относят:

              • доходы от использования и продажи личного имущества
              • часть от прибыли предприятий унитарной формы

              Структура доходной части федерального бюджета определяется потребностью государства в финансовых средствах, а также его возможностями по рациональному и эффективному использованию этих средств. Кроме того влияние оказывает и проводимая экономическая политика в конкретный временной период.

              Готовые работы на аналогичную тему

              Расходная часть федерального бюджета определяется основными функциями, возложенными на государство законодательно. В первоочередном порядке, конечно, финансируется общественный сектор (расходы на оборону, правопорядок, искусство, культура, здравоохранение и т.д.).

              Принято подразделять расходы бюджета на текущие и капитальные. К первым относят расходы на обеспечение функционирования органов гос власти, бюджетных учреждений, оказание помощи нижестоящим бюджетам и отдельным отраслям экономики. Капитальные расходы представляют собой траты на внедрение инноваций, расходы на инвестиции, на воспроизводство производственных мощностей экономики.

              Сбалансированность федерального бюджета

              В процессе составления и исполнения бюджета возможно расхождение между доходной и расходной частями бюджета. Так называемый принцип сбалансированности бюджета говорит о равенстве доходов и расходов в бюджете того или иного уровня. Однако такая ситуация крайне редка.

              При превышении же доходов над расходами образуется профицит бюджета, при обратной ситуации – дефицит бюджета.

              Необходимость бюджета в законодательной форме обусловлена тем, что без четкого финансового плана нет возможности отслеживания направлений использования средств бюджета, доходных источников. Кроме того наличие бюджета позволяет прогнозировать реализацию масштабных общегосударственных программ, проводить государственный контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

              Читайте также: