Факты из жизни анны павловой кратко для детей

Обновлено: 04.07.2024

"Умирающий лебедь" в ее исполнении стал эталоном миниатюры для русского балета. В период с 1906 по 1913 год Павлова — прима-балерина Мариинского театра. Со своей труппой она побывала более чем в 40 странах, а ее гастроли помогли русскому балету прославиться на весь мир

Требовательный к себе и другим профессионал, патриотка в разлуке с родиной, любительница животных — за громким именем стоит многогранная личность. Воспоминания о Павловой, о том, какой она была в обычной жизни, сохранились благодаря ее импресарио Виктору Дандре, за которого, по слухам, она тайно вышла замуж, дневникам современников, писателям. Мы собрали любопытные факты и истории из жизни балерины к 140-летию со дня ее рождения.

Сценическая жизнь. Какой Павлова была в балете

  • Не любила смотреть в зеркало во время репетиций

"Репетируя перед зеркалами, балерина ищет и выбирает жесты, положения, выражения лица, а потом на сцене начинает следить за собой, вспоминать, как она делала это на репетиции, и стараться точно повторить жест, улыбку, пируэт… а в результате теряется главное достоинство всякого артиста — искренность!" — говорила Павлова. Она была очень придирчива к своим чувствам во время выступления, считала, что в этом и заключается ее талант — танцевать честно, от всего сердца. Как отмечают биографы, она не могла и не любила подражать, и даже исполнение знаменитого "Умирающего лебедя" Павлова, вопреки общепринятому мнению, не копировала с поведения реальных птиц. Дандре писал: "Ее лебедь был мистическим существом. Грациозные движения ею воображаемых крыльев давали представление о бестелесности. Это была не смерть, а освобождение души".

В образе для балетного номера

По ее мнению, сидеть они должны были идеально, иначе балерина не могла отделаться от чувства тревоги во время выступления, боясь того, что по вине неудобных башмаков может выйти неудачный пируэт. К тому же, как пишет Дандре, "у ее ноги была одна любопытная особенность: обувь, удобная сегодня, делалась совершенно неудобной завтра". Из-за такой капризности в выборе рабочих туфель с Павловой иногда происходили неприятные истории. Так, перед началом одного из лондонских сезонов выяснилось, что вся партия обуви Павловой была ей не по ноге. Ни один магазин и ни одна балерина из труппы не смогли помочь, и только одна бывшая танцовщица труппы выручила Павлову — форма их ног была очень похожей. Знакомой балерине пришлось немедленно ехать в Милан, к башмачнику Павловой Ромео Николини, мерить туфли и везти к Анне те, что подошли ей. Дандре вспоминает: "Если б собрать все письма и телеграммы, которые мы посылали Николини [в таких случаях, — прим. ТАСС], то, наверное, составился бы большой том".

В гримерке театра на Елисейских полях в Париже, 1927 год James Abbe/Hulton Archive/Getty Images

Павлова боялась сниматься в кино. Страшно было, что ее танец на пленке останется несовершенным, не тем, что в жизни. И все же в 1915 году балерина сыграла роль Фенеллы в фильме "Немая из Портичи" — вынудило положение, когда во время войны необходимо было выручить средства для нового турне. "Немую из Портичи" считают первым французским произведением большой оперы, при этом главная роль Фенеллы в нем отдана не певице, а артистке балета. Сюжет основан на реальных событиях народного восстания в Неаполе 1647 года. Киносъемки проходили тяжело — режиссеры поначалу боялись давать советы известной балерине, а Павлова совсем не знала правил поведения в кадре. К тому же в кино терялась та искренность, которую Анна ценила на сцене. Картина, по мнению и Павловой, и Дандре, вышла неудачной, и больше на предложения съемок Павлова не соглашалась.

Анна Павлова исполняла знаменитого "Лебедя" на сцене английского курорта, среди зрителей было много детей. И вот в тишине зала, во время нарастающей драмы на сцене, раздался тонкий девчоночий голос: "Мама, мама, посмотри, какая хорошенькая белая уточка!" Павловой пришлось приложить усилия, чтобы сохранить лицо.

Закулисье. Что влекло артистку за пределами сцены

Без шляпы и в старом ситцевом платьице я часто бродила одна в лесу, прилегавшем к нашей даче. Мне мил был таинственный сумрак густых сосен, между которыми плясали мотыльки. Иногда я плела себе венки из лесных цветов, надевала их на голову и воображала себя Спящей красавицей

Черный хлеб, гречневая каша, грибы, битки, осетрина — эти блюда балерине готовил ее персональный русский повар. Даже во время гастролей она брала его с собой, и тогда ее меню могло сократиться до бараньих котлет или курицы и компота. Отлученная от родины танцовщица стремилась отмечать русские застольные праздники — Пасху и Рождество. Во время мировых турне она накрывала стол традиционными блюдами и приглашала туда русских членов труппы. В такие моменты даже вдалеке от России чувствовалось национальное единение, например, во время празднования Пасхи в Сиднее, где невозможно было достать куличи, ей помогла русская женщина, приехавшая в Австралию с семьей из Сибири.

С Михаилом Мордкиным - с ним Анна Павлова впервые отправилась в турне по Северной Америке, 1910 год University of Washington/Public domain/Wikimedia Commons

Во время революции 1905 года труппа Мариинского театра разделилась на два лагеря: те, кто за, и те, кто против демократизации театра. Под переменами понималась возможность для артистов выбирать режиссера и его помощников, дополнительный выходной день помимо субботы и позволение артистам самостоятельно распределять бюджет и прибавки к жалованью. Анна Павлова приняла сторону реформаторов и поначалу активно поддерживала эту позицию. "Ну а достанется, так ведь вместе уйдем из театра, не обидно", — говорила она другу и коллеге Михаилу Фокину. Затем один из уважаемых танцовщиков, Сергей Легат, покончил с собой после того, как подписал документ о лояльности государству, посчитав, что этим он предал коллег. Павлова была так поражена, что не могла выступать следующие две недели, ее мучила бессонница и пугала будущая судьба театра. После этого Анна на всю жизнь решила отдалиться от политики.

  • 7860 писем, подписанных Павловой от руки в Америке

И все они — для местных миллионеров. Их помощью Павлова надеялась заручиться, когда решила создать Фонд Анны Павловой в поддержку детей, пострадавших во время Первой мировой войны. Она готова была проводить благотворительные спектакли, но из-за постоянных гастролей с основным репертуаром физически не могла перевозить с собой в два раза больше реквизита. Тогда Виктор Дандре нашел список американских миллионеров, каждому из которых они направили письмо с просьбой и подписью Павловой. Откликнулись всего несколько человек, и лишь один был готов помочь финансово — обеспечить содержание одного ребенка.

На рождественском ужине с детьми в Берлине, 1926 год Ullstein bild/ullstein bild via Getty Images

Балерина — укротительница животных

Михаил Фокин, балетмейстер и друг Анны Павловой, однажды предложил ей поставить танец с участием живой змеи. Во время репетиции змея обвила руку балерины и за весь танец даже не пошевелилась. Примечательно, что сам Фокин, который опасался даже собак, репетицию со змеей на руках принял почти как жертву во имя искусства. А Анне Павловой всегда легко удавалось ладить с животными — от змей и собак до лебедей и медведей.


В 1919 году Анна Павлова и Виктор Дандре отдыхали в американском парке Йеллоустоун. Каждый вечер к полянке неподалеку от их отеля на специальной повозке доставляли кухонные отбросы и сбрасывали их там. Об этом месте узнали обитавшие в парке медведи, так что постояльцы могли наблюдать за ужином хищников. Павлова же не просто смотрела — она приносила с собой сахар и шоколад, кормила ими медведей, те спокойно шли к ней. Дандре даже якобы видел как однажды медведь, требуя добавки, встал рядом с Павловой на задние ноги и положил когтистую лапу на ее тонкое плечо. Но Павлова вела себя с ним как с собакой, без страха, и медведь ушел.

  • Любимый лебедь Павловой остановил движение на перекрестке в Лондоне

С ручным лебедем, 1925 год Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Мировое признание и память

Павлова 15 лет танцевала в Лондоне и заметила, что на каждом выступлении бывали две девушки и молодой человек, а после к ним присоединился еще один. Они встречали ее после каждого спектакля, и Павлову тронуло это постоянство. В разговоре с одной из девушек Анна спросила, сколько раз та была на ее выступлениях. "Мадам, вчера я была в 287-й раз!" — ответили ей. Виктор Дандре пишет, что позже они стали друзьями.

В сцене из балета

Не все чествования в жизни танцовщицы были уместны. Впервые Павлова выступала в Бразилии в городе Пара. Там ей устроили масштабный прием, прославляли балерину и ее талант. А после выступления городской совет решил установить на стене театра доску с надписью "В этом театре танцевала Анна Павлова". Балерине это показалось чрезмерным — по ее мнению, при жизни артиста так делать недопустимо. Позже она даже отказалась идти на торжество в ее честь, сославшись на плохое самочувствие.

  • Именем Анны Павловой — что назвали в честь балерины

Как только ни использовали имя балерины: существовали и "духи Павловой", и пудра, и мороженое, и сапожки. Даже папиросы назвали именем балерины. Когда Павлова впервые приехала с гастролями в Лондон, она заплакала, увидев на автобусе свое имя крупными буквами. Тогда это показалось ей унижением достоинства артиста. А после были голландские белоснежные тюльпаны "Анна Павлова", английский пароход с тем же именем и даже один из венцов Венеры. Также в честь балерины назвали десерт, причем споры о том, кто изобрел угощение, австралийцы или новозеландцы, не утихают до сих пор.


Яна Ретунская

Использованная литература: В. В. Носова "Балерины" ("Молодая гвардия", 1993); В. Э. Дандре "Моя жена Анна Павлова" (ТД "Алгоритм", 2016); "История в женских портретах" (Еженедельное издание, выпуск №62, 2014).

annaava

Анна Павлова – нежная и страстная, бурная и умиротворенная, гениальная и неподражаемая. О ней много сказано, и у каждого она разная, для каждого – своя. Общим является одно – восхищение ее мастерством и характером, очарование таинством, которое она умела творить на сцене. Прочертив своим загадочным арабеском рисунок собственного танца, она задала целое направление не только русскому, но и мировому балету.

Происхождение и учеба, выход на сцену и мировая известность, творческие союзы с видными деятелями искусства и частная жизнь. Сила воли, характер, судьба и личная трагедия. Обо всем этом далее.

Анна Павлова

Происхождение Павловой

До сих пор нет ясных сведений о том, кто настоящий отец балерины. По одним источникам это рядовой, служивший в Преображенском полку, выходец из Тверского крестьянства Матвей Павлович Павлов. По другим сведениям он имел караимские корни и настоящее его имя Шаббетай Шамаш, а Матвеем его звали только в быту. Есть и третья версия, утверждающая, что отцом являлся Лазарь Поляков, крупный владелец земель и банков.

Павлова в детстве

Поступление в театральную школу

Случай с царской семьей

Анна Павлова вспоминала, как, учась в одном из младших классов при театре, она вместе со своими сверстницами исполняла балет на маленькой сцене. Зрителями были император Александр третий, императрица Мария Федоровна и великие князья. Когда спектакль закончился, маленькие танцовщицы были приглашены в аудиторию, где находились августейшие особы. Общаясь с юными служительницами Терпсихоры, император взял на руки подругу Анны Павловой, после этого сама Нюрочка разрыдалась. Конечно, девочку спросили, о чем она плачет. Поняв, что ребенок хочет, чтобы Государь ее взял на руки, один из великих князей подошел к юной танцовщице, думая выполнить ее желание. Этого Нюре показалась недостаточно и она заявила, что хочет, чтобы Государь поцеловал ее.

Выход на сцену

Она, любившая самозабвенно классический танец, находила свежие краски даже для затанцованных и обесцветившихся со временем партий. Знаменитый летящий арабеск Павловой, воздушность и свет ее образов дополнялись психологизмом, переходом из одного состояния в другое. Анна одухотворяла каждую роль. Самые сложные технические элементы хореографии, использовавшиеся в ее танце, были нужны балерине не как трюк ради трюка, за исполнение которого безусловно сорвешь овации. Движение, согласное с музыкой и подчинявшее ее себе, выражало состояние души.

Павлова на сцене

Потому именно Павлова, возникшая среди плеяды великих солисток — Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Седовой, Вагановой – одна стала звездой мирового уровня, поклоняясь идолу танца, отдавая себя без остатка.

Никия

Никия

Балет восторженно приняли и за границей, на каждое выступление Павловой живо откликались как публика, так и пресса. Все сходились во мнении, называя ее воздушной, божественной, и, чувствуя гениальную природу танцовщицы, сыпали восторгами и овациями. Она сумела передать психологизм, свойственный современному искусству, трагедию, которую переживает смятенная душа. Это отличало Павлову от ее знаменитых предшественниц – Вазем, Кшесинской, Гельцер, блиставших техникой, но не прорисовывавших тончайшие штрихи характера своих персонажей.

Жизель

Поразительно в Жизели-Павловой было то, что в начальных сценах, когда мир героини еще, казалось бы, полон гармонии, рядом подруги и мама, нет тревог и печалей, уже сквозит предощущение приближающейся трагедии. Еще сама девушка не подозревает об этом, а зрители уже чувствуют, что развязка будет печальна…

Жизель

Первый выход на сцену в этой роли. Павлова еще в гримерке. Только что она нашла завершающий штрих – изменила прическу. Взбитые наверх волосы в последние секунды превратились в ровный пробор и гладкие пряди, закрывающие уши. Сегодня все Жизели появляются на сцене именно так, и вряд ли помнят, кто придумал, прочувствовал этот штрих, добавив законченности образу.

Лебедь

Современницу Павловой – Агриппину Ваганову — заядлые балетоманы, а вместе с ними и критики называли царицей вариаций. Саму Павлову можно с уверенностью назвать царицей импровизаций. Именно поэтому творческий союз ее с хореографом Михаилом Фокиным стал таким плодотворным. Фокин тоже ценил импровизацию, щедро отдавая ей место в своих постановках. Павлова же, когда ее вызывали на бис, не повторяла в точности исполняемый номер, всегда меняла какие-то штрихи и оттенки танцевального узора. Возможно, эти качества и позволили им создать буквально за несколько минут знаменитого Лебедя – поистине коронный номер Анны Павловой, который по-настоящему прославил ее на весь мир, принес признание, успех и любовь. Не будь тогда Лебедя-Павловой – современный балет мог стать бы совершенно иным. Да и был бы он.

Роман длиною в жизнь

Павлова познакомилась с Виктором Дандре совсем юной девочкой и влюбилась в настойчивого, умеющего красиво ухаживать и вскружить голову барона. Дандре был блестяще образован и по-настоящему способен оценить уникальность дарования Павловой. Он делал дорогие презенты. Благодаря ему у Павловой появилась квартира, в которой был специально оборудованный зал для занятий, а в нем – мечта Анны – висел портрет Марии Тальони, величайшей балерины прошлого.

Павлова и Дандре

Для Дандре ухаживания за восходящей звездой русского балета были в тот момент скорее дань тогдашней моде, для Анны же – настоящее живое чувство. Она – королева сцены – ждала предложения руки и сердца, которого так и не последовало…Разрыв оказался неизбежен.

Артистическая карьера тем временем уверенно шла в гору, Павлова начинает гастролировать, подписывая выгоднейшие контракты. Она упорно трудится изо дня в день. Непременный экзерсис у станка, репетиции, спектакли. Она востребована, известна и любима публикой. Смыслом жизни становится сцена, и только она.

Тем временем Дандре обвиняют в растрате казенных денег, он оказывается в тюрьме до того дня, пока за него не вносят круглую сумму залога. Добродетелем оказался не кто иной, как обожавшая его Павлова…

Дандре покинул Россию, в Париже они встретились и больше уже никогда не расставались… Анна стала его законной женой.

Просто растаяла… Почти подойдя к 50-летнему рубежу, Павлова скончалась от острого плеврита, отказавшись делать необходимую операцию. Как знаменитая сильфида на полотне Валентина Серова, выполненная к дягилевским сезонам, эфемерная, воздушная, она не испытала оков старости и немощи. А нам остались гениальные образы, которые сделали русский балет эталонным во всем мире.


Анна особенно подружилась с одним из лебедей по имени Джек и часто в прессе появлялись ее фотографии в домашней обстановке — в Ivy House с ручным лебедем. Несмотря на то, что эти птицы обычно не отличаются дружелюбием по отношению к людям, к Анне Джек очень привязался.

Знаменитая балерина была известна своим ревностным отношением к работе. Поговаривали, что как-то за занавесом Анна дала пощечину своему партнеру Михаилу Мордкину, потому что ей показалось, что тому досталось больше аплодисментов.

Не ладила она и со своей коллегой – балериной Тамарой Карсавиной. Когда во время одного из выступлений у Карсавиной, лопнула лямка пачки и у балерины оголилась грудь, Павлова так иронично отреагировала на случившееся, что довела смущенную Тамару до слез.

Возможно, истоки такого поведения крылись в истории самой Анны. Ведь в Российское Императорское театральное училище, о котом Анна так мечтала, поступить ей удалось не сразу. Когда ее всё же приняли, другие балерины постоянно дразнили будущую звезду сцены из-за ее маленьких лодыжек и гибких ног.

Но девушка, стиснув зубы, продолжала учиться и в итоге стала величайшей балериной всех времен. Согласно легенде, последние слова балерины на смертном одре в 1931 году были просьбой подготовить ей костюм умирающего лебедя.



В 20-х годах XX века во всём мире начался культ великой русской балерины Анны Павловой. Билет на её выступление порой стоил состояние. В мире не было русской балерины, которая сравнилась бы в известности с Павловой.

Анна родилась 31 января 1881 года. Павлова тщательно скрывала информацию о родителях, преподнося историю своего происхождения в ином свете. Настоящим отцом Анны был влиятельный банкир Лазарь Куликов, в доме которого её мать Любовь Фёдоровна работала горничной. На отступные за внебрачного ребёнка мать балерины купила в Санкт-Петербурге двухэтажный каменный дом и открыла прачечную.

Интересно то обстоятельство, что Павлова не спускалась с носочков пуант до конца танца. Секрет её отличия и успеха был не в технике исполнения, а в эмоциональной составляющей. В 1910 Анна собрала собственную балетную труппу. Включила в репертуар балеты П. Чайковского и А.К. Глазунова. Труппа была практически полностью русской.

В США балеты Павловой давали полные сборы, хотя для Америки это нонсенс. Она объездила Индию, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайзии, на Филиппинах. Местные жители азиатских стран до этого никогда не видели балета. В 1926 году Павлова гастролировала по Австралии и даже Новой Зеландии. 23 января 1931 в Нидерландах от пневмонии Анна Павлова скоропостижно скончалась.

Читайте также: