Факторы политического поведения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Политическое поведение – это все формы участия в осуществлении власти или в борьбе за власть, включая как участие в официальных организациях (государственные учреждения, политические партии, политизированные профсоюзы и др.), так и участие в массовых движениях (стихийных, организованных, полуэлементарных), а также публичное выражение своих взглядов с целью влияния на общественное мнение или группы политического руководства.

Политическое поведение представляет собой совокупность различных внутренних рефлексий и практической деятельности человека, реакции на действующую политическую систему. Политическое поведение является постоянной частью политической жизни. Это коллективное поведение.

Примерами политического поведения являются:

  • участие или воздерживание от голосования на выборах;
  • публичное проявление поддержки конкретной политической программы;
  • участие в политической дискуссии;
  • участие в демонстрациях или забастовках и т.д.

Абсентеизм (политическое бездействие) также является одной из форм политического поведения.

Политическое поведение может как способствовать нормальному функционированию политической системы, так и подрывать политический режим.

Политическое отношение

Политическое отношение

Политическое отношение – это термин, созданный социологией политики. Оно представляет собой длительные отношения человека или общественной группы с политикой, политической системой, политическими партиями, элитами, лидерами.

Политическое отношение является неоднозначным понятием, используемым во многих областях науки. Обычно под ним понимается относительно постоянная, последовательная, когнитивная, эмоционально-мотивационная организация и поведение субъекта по отношению к конкретному объекту или классу объектов.

Каждое отношение состоит из трёх взаимосвязанных элементов:

  • познавательный, означающий все знания и убеждения об объекте (например, религиозное отношение может включать знания об истории церкви, её социальной роли и убеждениях о существовании Бога);
  • эмоциональный, включая чувства по отношению к данному объекту, такие как радость, любовь, восхищение, уважение и их противоположности;
  • поведенческий (относящийся к поведению), состоит из выразительных (имитирующих, пантомимических), голосовых, вербальных (в форме мнений) реакций и целенаправленных действий (помощь, забота, беспокойство, избегание).

Эти три элемента проявляются в каждом отношении, но в разных пропорциях когнитивный элемент доминирует.

Политическое поведение и установки определяются психикой, личностью человека и влиянием окружающей среды. Широко понимаемое образование (система ценностей, принятая в процессе социализации), стандарты СМИ и политической культуры, действующие в данном обществе, оказывают большое влияние на политическое поведение.

Типы политического поведения

Типы политического поведения

Политическое поведение имеет много форм, как организованных, так и индивидуальных. Каждая из этих форм характеризуется определённой интенсивностью в осуществлении власти или в борьбе за власть, характерной как для неё, так и для соответствующего гражданина.

Наиболее типичные политические поведения включают в себя:

  • активное поведение, состоящее в активном участии человека в политической деятельности;
  • пассивное поведение – субъект сознательно или неосознанно воздерживается от определенных действий;
  • поведение, выражающееся в принятии сознательных или неосознанных решений об участии в политических мероприятиях;
  • рациональное поведение – субъект предпринимает сознательные и преднамеренные действия, которые приносят пользу в данных политических условиях;
  • индивидуальное поведение – оно выражается в действиях, предпринятых индивидом (политическим субъектом);
  • коллективное поведение – оно выражается в действиях, предпринимаемых коллективами, группами людей (субъект-сообщество, группа);
  • поведение, направленное на достижение цели посредством сотрудничества (политическое поведение по обоюдному согласию);
  • конфликтное политическое поведение, направленное на достижение победы в бою;
  • контролируемое поведение – субъект предпринимает действия в соответствии с запланированными этапами и способами достижения политических целей;
  • неконтролируемое поведение – субъект предпринимает действия, которые являются результатом реакций;
  • конформистское поведение, которое соответствует ценностям и нормам, действующими в социальной группе;
  • нонконформистское поведение, которое заключается в активном или пассивном отказе от ценностей и норм, принятых группой.

В демократическом государстве наиболее ценным является политическое поведение, основанное на активном, сознательном и ответственном участии граждан в политической жизни (в сочетании с деятельностью в группах и ассоциациях, особенно местных), консенсусное и конформистское поведение, характерное для гражданского общества.

Факторы, которые влияют на политическое поведение

Существует ряд факторов политического поведения, которые при этом его не ограничивают:

  • цели и ресурсы, необходимые для достижения политических целей;
  • политическая осведомленность (один из важнейших факторов);
  • психология и личность субъекта;
  • воздействие на окружающую среду;
  • ситуационные факторы;
  • система поведенческих паттернов, созданных и популяризированных в политической традиции и культуре;
  • система ценностей, принятая в процессе социализации – очень сильный детерминант, потому что образованные модели вытекают из принятых моральных и политических норм.

Долгосрочные факторы политического поведения

Есть три основных источника влияния, формирующих политическую ориентацию, которая создаёт долговременные последствия.

  • Как правило, первичное влияние происходит от семьи. Дети часто принимают идеологические ценности родителей. Некоторые теоретики утверждали, что семья, как правило, является самой сильной, самой влиятельной силой, которая существует в течение всей жизни.
  • Во-вторых, учителя и другие представители образовательных учреждений значительно влияют на политическую ориентацию. С 4 до 18 лет дети проводят более 25% времени, занимаясь учебным процессом. После окончания средней школы значительно повышается влияние политического сознания и ориентации.
  • В-третьих, сверстники также оказывают большое влияние на политическую ориентацию. Друзья зачастую имеют превосходство потому, что они являются частью одного поколения, вместе формируют уникальный комплекс социальных вопросов. В целом, социализация – это процесс, при помощи которого люди приобретают знания, привычки и ценностные ориентации. Способность иметь отношение на этом общем уровне – это то, что заправляет и даёт возможность будущему идеологическому росту.

Краткосрочные факторы политического поведения

Среди краткосрочных факторов, влияющих на политическое поведение, особое место занимают СМИ и деятельность отдельных политиков. Эти факторы имеют отличия от долгосрочных факторов, поскольку они часто являются недолговечными. При этом они могут играть решающее значение в изменении политической ориентации. Способы, которыми объясняются эти 2 фактора, часто зависят от особых политических идеологий, сформировавшихся долгосрочными факторами.

Большинство политологов соглашается, что СМИ имеют глубокое влияние на политическое поведение. Годы выборов и политические кампании могут изменить определённое политическое поведение на основе привлечённых кандидатов, которые имеют разную степень эффективности в воздействии на избирателей.

Политическое участие

Политическое участие

Политологи также стараются понять, что побуждает людей к участию в демократическом процессе путём голосования, добровольного участия в кампаниях, подписании петиций и протестов. Участие не всегда можно разъяснить рациональным поведением.

Так, например, парадокс голосования говорит о том, что голосование не может выражать гражданские интересы, потому что усилия, необходимые для голосования, почти всегда превышают преимущества голосования (особенно учитывая, что единственный голос вряд ли способен изменить результат избирательного процесса).

Политологи вместо этого предлагают гражданам голосовать по психологическим или общественным причинам. Исследования обнаруживают, что люди чаще всего голосуют, когда видят, что их друзья тоже проголосовали, или что кто-то из их соседей получил возможность голосовать.

Политическое поведение в ситуации избирательных кампаний

Новые избирательные кампании приносят опасности и возможности. Они могут вызвать усиление демагогии в общественной жизни, ещё большее использование полуправды и лжи. Предвыборная кампания также является уникальной возможностью для поднятия политической культуры общества – для расширения знаний о его потребностях и способах их удовлетворения, а также для формирования отношения патриотической ответственности за сделанный выбор.

Жестокость, язык клеветы, демагогия – уловки, наиболее часто используемые во время избирательных кампаний. Например, когда-то обычной практикой, особенно крайне правыми группами, было провозглашение, что политические противники имеют еврейское происхождение.

Другой процедурой, часто используемой для увеличения шансов на победу на выборах, является использование авторитета христианских Церквей и тех партий, которые прямо ссылаются на них. Лидеры левых партий также часто демонстрируют свою религиозность.

Наконец, во время политических кампаний избиратели часто слышат обещания, которые невозможно выполнить, настолько, что после победы на выборах политики отказываются от их выполнения. Различные партии выступают за идею сокращения государственных расходов, в то время как число чиновников неуклонно растёт.

Одним из аспектов политического поведения, который представляет особый интерес для исследователей, является электоральное поведение: участвует ли гражданин в выборах и почему он влияет на его выбор при голосовании.

Исследователи выделяют 6 основных факторов, которые влияют на решение или голосование, а также выбор кандидатов. Эти факторы включают в себя:

  • личную солидарность с политическими партиями;
  • интерес к вопросам государственной политики;
  • личное увлечение кандидатами в президенты;
  • соответствие стандартам группы, к которой принадлежит кандидат;
  • чувство личной пригодности в политике;
  • чувство гражданской обязанности голосовать.

Политический и общественный поступок

Понятие политического и общественного поступка

Общественный (политический) поступок – это конкретно-личностная, мотивированная форма поведения субъекта, основанная на сознательном выборе цели, используемых средств, социальных норм и правил поведения, а также собственных волевых усилий.

В основе поступка лежат следующие факторы:

  • определённые стимулы, побуждающие человека к действию;
  • потребности, выступающие источником активности субъекта действия;
  • мотивы как результат осознания потребностей;
  • интересы человека, благодаря которым поступок приобретает привлекательность и ценность;
  • намерения, цели субъектов, выраженные в предвосхищении результатов поступка.

Понятие общественного проступка

Проступок – это противоправное виновное деяние. Правовые проступки квалифицируются как правонарушения, не признанные преступлениями. В соответствии с этим их рассматривают как общественно вредные, но не общественно опасные и заслуживающие не уголовного наказания, а правовых взысканий:

  • административных;
  • дисциплинарных;
  • материальных;
  • гражданско-правовых.

Преступление – это деяние, предусмотренное нормами уголовного права.

Юридическая ответственность – это обязанность лица претерпевать неблагоприятные для него последствия за совершённое правонарушение, предусмотренная нормами права и связанная с государственным принуждением.

Политическое поведениепредставляет собой совокупность внеш­не наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере рас­пределения и осуществления власти. Политическое участие это влияниена осуществление и рас­пределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих – пассивными.

Факторы политического поведения:

1) внешняя среда (ситуация в государстве, поведение политических деятелей)

2) потребности индивида или группы, участвующей в деятельности

3) установки, ценности, ориентации, цели субъекта

4) действия и поступки субъекта

5) образующаяся связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

Факторы также разделяют на три группы:

1) объективные (условия, в которых живут граждане, их материальное положение, уровень расслоения в обществе – политические факторы, экономические факторы, социальная напряженность, то есть внешняя среда)

2) субъективные (статус, его профессия, доход)

3) внутриличностные (потребности, мотивы)

Социологические показатели политической активности граждан.

1) интерес к политике,

2) готовность к участию,

Активность,

Включенность,

Рациональность.

Различия в уровне и структуре политического участия существуют даже в рамках одного типа политической сис­темы (англо-американской, по Г. Алмонду). Еще более разитель­ными они оказываются при сопоставлении этого типа с европей­ским континентальным, доиндустриальным и посттоталитарным типами.

Исследование форм. Важным видом политического поведения является протест. В условиях социльно-экономической и по­литической стабильности эти формы политического участия рас­пространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях. В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек).

Абсентеизм может быть выражением политического протеста и аполитичности (полного отсутствия интереса к по­литике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах фе­дерального уровня.

Исследования мотивов: рациональные мотивы (связанные с ожиданием определенного поведения кандидата), эмоциональные мотивы (основанные на ощущениях: симпатии/антипатии, надежде/сомнении и др.).

Исследование электорального поведения.

Опыт электоральных исследований свидетельствует о том, что участие или неучастие в выборах, голосование за тех или иных кандидатов зависят не только от причин социального и культурного порядка. Чаще всего к ним от­носят возраст, образование и доход, гендер.

Возраст: с возрастом увеличивается и степень участия в выборах. Это объясняется не только сохранившейся с советских времен привычкой ходить на всякого рода выборы у среднего и старшего возрастов, но и большей степенью их вовле­ченности в решение проблем повседневной жизни, а также значи­тельной их зависимостью от государства.

Образование: с ростом уровня образования увеличивается степень участия в выборах. По данным опроса ИСПИ, среди людей со средним образованием ориентировались на участие в выборах 39,2% опро­шенных, а среди людей с высшим образованием — 54,9%.

В этом исследовании не зафиксирована взаимосвязь пола и до­хода респондентов с участием их в выборах. Зато установлено наличие связи между обеими этими характеристиками и партийными предпочтениями избирателей (голосованием за пар­тийные списки).

В отличие от политологии, где уровень политической актив­ности субъекта определяется по косвенным данным, социологи­ческие исследования позволяют его замерить. Существует несколь­ко взаимно дополняющих способов измерения уровня политической активности.

Недостатки социологического опроса состоят прежде всего в том, что в данном случае политическая активность изучается по феноменам сознания: готовность участвовать в противоправ­ных действиях вовсе не означает того, что респондент сможет (как субъективно, так и объективно) реализовать эту установ­ку. Кроме того часто политические действия могут быть выз­ваны ситуацией, в которой субъект оказывается не по своей воле и ему приходится действовать, даже не имея предваритель­ной установки и желания поступать определенным образом.

2 - "анализ событий". Суть этого подхода состоит в контент-анализе средств массовой информации и документов с целью сбо­ра информации об интересующем исследователя событии.

3 - методом вклю­ченного наблюдения. Например, для того, чтобы сравнить харак­тер политического поведения различного рода самодеятельных общественно-политических объединений, в некоторых из них ра­ботают наблюдатели, фиксирующие свои впечатления в дневнике наблюдения. В нем отражаются периодичность собраний группы, участие в массовых акциях, характер обсуждения стратегии и тактики, типы лидерства, способ включенности в работу группы и т.п. Наблюдение позволяет зафиксировать и объективные, и субъективные составляющие политической активности, выявить зависимость способа политического поведения группы от ее чис­ленности, организации работы, политических ориентации и дру­гих факторов.

Численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д. При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты: а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, были ли нарушения закона, общественного порядка). б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет. 4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

Политическое поведение является неотъемлемым элементом и фактором современного общества. Это комплексное явление, отражает совокупное поведение всех субъектов политического процесса, одновременно являясь объектом постоянного воздействия и манипулирования со стороны доминантных субъектов общественно-политического процесса с целью формирования и изменения политических установок, убеждений и ценностей граждан.

Сущность и определяющие факторы политического поведения

В истории исследования политического поведения существует множество подходов и теоретических концепций, основанных на научных трудах социальных, психологических и политических научных школ, оставляя определение места и роли политического поведения в политическом процессе до сих пор актуальным и широко отраженным в современных общественно-научных разработках.

Первоначально политологическая наука изучала электоральное поведение, сегодня же предметом таких исследований выступает политическое поведение, электоральное поведение, политическое участие, политическое действие, политическая мобилизация и массовое политическое поведение.

В научных исследованиях политического поведения его часто отождествляют с участием и действием, интерпретируют как внешнее проявление политической деятельности, сравнивают с политическим участием с целью определения различий специфики их проявления, рассматривают политическое участие и деятельность как конкретные специфические формы реализации политического поведения.

Под политическим поведением понимают всю совокупность субъективно мотивированных действий различных политических субъектов (акторов), реализующих свои статусные позиции и внутренние установки.

Среди существующих определений политического поведения существуют такие, которые ориентированы на реактивный характер этого явления и трактуют его как совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Другая группа исследователей подчеркивает активность субъекта поведения и рассматривает политическое поведение как активность индивидов, групп, организаций, в сфере политических отношений (Баранов, 2017).

Изучение политического поведения берет свое начало от исследований электоральной активности населения, из обобщения эмпирических данных социологии, демографии, социальной и политической психологии. Однако между электоральным и политическим поведением нельзя поставить знак равенства, ведь политическое поведение является намного более широким понятием и включает в себя феномены, выходящие за пределы избирательного процесса, например, политическое участие и протестное поведение.

Анализ политического поведения исходит из предположения, что политика как особая форма человеческой деятельности не является и не может быть независимой от того, что известно о социальном поведении в целом.

В общем виде, политическое поведение определяется действием внешних и внутренних факторов. В качестве двух ключевых факторов выделяют институциональные (тип политического режима, социальную среду, религиозные и культурологические предпосылки) и психологические аспекты (индивидуальные особенности личности, потребности и мотивационная структура личности, массовое сознание, стереотипы и т.д.).

Особое значение в формировании политического поведения имеет актуальный тип политического режима, присущий определенному обществу. Любой политический режим определяют процедурами и способами организации провластных институтов и непосредственным осуществлением власти, стилем принятия общественно-политических решений, взаимоотношениями между политической властью и гражданами страны.

Разные общественные порядки формируют различные модели поведения у индивидов и представление о поведении людей вокруг. Так, хорошо развитые и устойчивые институциональные каналы формируют определенный тип политического поведения граждан конвенционного характера (в рамках закона), при этом, отсутствие или слабое развитие таких каналов может провоцировать неконвенциональное поведение, в том числе радикальные массовые действия (North, 2009).

Вместе с тем, проявление одного и того же политического поведения может трактоваться по-разному, в зависимости от действующих политических режимов. Так, например, в демократических странах подписание петиции обычно осуществляется с целью обеспечения нормального функционирования государства и его институтов, а в тоталитарном государстве эта процедура может быть направлена ​​против действующей политической системы и иметь неконвенциональный характер.

Самыми весомыми внутриличностными факторами формирования политического поведения являются потребности человека. Как доказано учеными, участие в политике и осуществлении власти относится к основным потребностям индивида. Оно проявляется в стремлении человека к свободе, независимости, доминированию, господству над другими, высокому статусу, престижу, славе и тому подобное (Гуревич, 2015).

Таким образом, политическое поведение как способ взаимодействия индивида с политической реальностью определяется воздействием: условий внешней среды; потребностями действующего индивида или группы; мотивами, которыми руководствуется субъект; установками, ценностями, убеждениями и целями субъекта; межличностными отношениями; обратной связью между поведением и условиями его формирования.

Виды политического поведения

Кроме четкого определения сущности и факторов формирования политического поведения особого внимания заслуживают способы его классификации.

Следует отметить, что в современной политологической науке отсутствует комплексный подход к системе типологизации политического поведения в целом. Однако критериев, по которым можно сгруппировать виды поведения, насчитывается несколько десятков, поскольку вид политического поведения является основной качественной характеристикой политического явления или процесса и состоит из совокупности аналитических оценок и выводов относительно особенностей действий или бездействия политических субъектов (рис. 1).

Политическое поведение

Рисунок 1 – Основные критерии классификации и виды политического поведения

Самым простым вариантом классификации политического поведения можно назвать его разделение в зависимости от характера взаимодействия с политической средой на закрытое и открытое поведение.

Для закрытого типа характерно политическое бездействие, или так называемая нулевая политическая активность. Ее причиной является то, что отдельные люди реально не могут заниматься политической деятельностью, не имеют для этого соответствующих возможностей. Для открытого типа характерно преимущественно мотивированное, целеустремленное, рациональное, соответственно психологически и эмоционально обусловленное, политическое поведение.

По критерию субъекта участия в политической деятельности политическое поведение разделяют на индивидуальное, групповое и массовое.

По ситуационному контексту политическое поведение разделяют на стабильное, кризисное, революционное. По остроте проявления – на отказ от борьбы, протест, гнев, ненависть, бунт, войну.

По степени целесообразности и успеха политическое поведение подразделяют на функциональное и дисфункциональное, эффективное и неэффективное, конструктивное и деструктивное, консолидирующее и дезинтегрирующее поведение и тому подобное (Соловьев, 2014).

В. Милбрайт в зависимости от метода действия различал конвенциональное и неконвенциональное политическое поведение. К конвенциональному поведению относится достаточно традиционное и привычное участие масс в политической жизни, опосредованное институциональными каналами, то есть легальное, регламентированное законом поведение. Это, прежде всего, электоральное поведение и участие в разрешенных властями митингах, демонстрациях, пикетах и тому подобное.

Для регулирования и контроля таких массовых действий существует специальное законодательство, в котором зафиксированы не только порядок получения соответствующего разрешения от властей на проведение любых массовых акций, но и регламент проведения самой акции, частично позволяет предотвратить стихийности и возможных негативных последствий. Именно в рамках конвенционального политического поведения следует рассматривать многочисленные проявления политического конформизма.

Неконвенциональное поведение выходит за рамки привычного, игнорируя официальные каналы. Исследования показали, что такое поведение не всегда одобряет общество, однако оно является эффективным. К нему обращаются люди, которые не имеют доступа к каналам политического влияния. К таким действиям прибегают те, кто не доверяет политической системе, однако уверены в возможности повлиять на политическое решение. Именно поэтому феномен неконвенционнального поведения – это социальные действия, которые не вписываются в рамки нормативно-ценностных стереотипов принятых в обществе.

Так, в частности, зрительская активность предполагает выполнение качестве объекта воздействия политических стимулов, участие в голосовании, инициирование политических дискуссий. Переходная активность включает общения с представителями власти или политическими лидерами, пожертвования для партии или кандидата, посещение собраний и митингов и тому подобное. Наконец, гладиаторская активность состоит из участия в политической кампании, выполнения роли активиста политической партии, участия в выработке партийной стратегии, исполнения роли кандидата на выборную должность в политической сфере, выполнения роли руководителя в органах государственной власти или партии (Milbrath, 1981).

Классическим подходом к типологии политического поведения считается попытка дифференцировать всех индивидов по степени их активной деятельности в политической жизни, это:

  • неактивные граждане, которые или вообще не участвуют в политической жизни, или могут принять участие в выборах без особого энтузиазма;
  • конформисты – индивиды, которые принимают активное участие в конвенциональных формах политического поведения по сравнению с первыми, но все равно избегают непосредственного политического участия;
  • реформисты – индивиды, которые принимают участие преимущественно в конвенциональных формах политического поведения, но яростнее от предыдущих, могут привлекаться к конвенциональным формам массового протеста, демонстраций и бунтов;
  • активисты – индивиды которые принимают активное участие в политической жизни общества, преимущественно в конвенциональных формах, иногда смешивая их с неконвенциональными;
  • участники протеста – похожи на реформистов и активистов, однако они больше используют неконвенциональную форму политического поведения в демонстрации собственных политических убеждений (Баранов, 2017).

Еще одним из вариантов классификации политического поведения является разделение его на силовые и несиловые формы. Соотношение силовых и несиловых форм поведения – существенный индикатор политической культуры, свидетельствующий о возможности социального взрыва в обществе.

Исследователь В. Амелин выделяет санкционированное и несанкционированное политическое поведение. По его мнению, участие в несанкционированных формах политического поведения переводит их участников в роль правонарушителей, потому что не существует нормативно-правовой базы регулирования для таких действий. Несанкционированные формы политического поведения создают атмосферу социально-политического напряжения, которое опасно из-за неконтролируемых действий. Высокий уровень участия в таких мероприятиях свидетельствует о неэффективности или отсутствии каналов политического самовыражения, а также о несостоятельности государственных органов находить пути решения конфликтов (Амелин, 1992).

Приведенные варианты типологизации политического поведения наглядно демонстрируют необходимость поликритериального подхода, когда ни один из критериев в отдельности не может претендовать на полноту. Открытый или закрытый, индивидуальный или массовый, конвенциональный или неконвенционалный, силовой или несиловой, санкционированный или несанкционированный вид политического поведения не всегда исключают друг друга. Поэтому более функциональными выглядят комбинации нескольких критериев, таких как уровень активности, готовность к участию в акциях протеста, степень вовлечения индивидов в политические процессы и тому подобное.

Особенности политического поведения в информационном обществе

Одной из основных тенденций политического поведения в современном обществе можно считать постепенное снижение политической и электоральной активности и интереса граждан к политике в целом.

Стойкое, конструктивное политическое поведение обычно наблюдается в стабильных обществах. Однако эти свойства не позволяют характеризовать такое поведение как активное, скорее наоборот: граждане идут на выборы, участвуют в референдумах как политически послушные лица. У них нет необходимости принимать активное участие в деятельности общественных объединений, движений, политических партий, поскольку они не предлагают радикальных изменений, а граждане сосредотачивают свою активность на неполитических интересах.

Нестабильные общества, в которых отмечаются глубокие социально-экономические, политические, духовные кризисы и трансформации, характеризуются или высокой политической активностью граждан, или же глубокой апатией и социальной аномией. Первая предшествует радикальным политическим изменениям, когда граждане возлагают на них большие ожидания. Вторая, наоборот, связана с кризисом этих ожиданий и потерей веры в перемены к лучшему. Интерес к политике как сферы жизни общества резко снижается, что негативно влияет и на проявления политического поведения (Баранов, 2017).

Другая не менее важная тенденция напрямую связана с развитием информационных технологий. В современном мире социальные сети и киберпространство становятся платформой для выражения социальной идентичности, которая в современном обществе все меньше и меньше зависит от государства и социальных групп, где находится индивид. Живя в виртуальном мире, который позволяет регулировать количество пользователей информации, индивид может демонстрировать собственное поведение, свое отношение к тому или иному политическому событию. При том у него отсутствует страх быть наказанным по сравнению с реальной жизнью.

В современном обществе уже существуют различные формы виртуализации проявления политического поведения, среди которых выделяют: астротерфинг, организация и проведение политических флешмобов, представление и регистрация петиций, виртуальное голосование, распространение демотиваторов и медиавирусов.

Поскольку постоянное развитие киберпространства порождает новые формы политического поведения, становится понятным, что в ближайшем будущем данный процесс будет влиять на качественное изменение институциональных норм, порядков и сложившихся механизмов политического процесса. Все это обуславливает необходимость дальнейшего изучения трансформаций политического поведения в условиях информационного общества.


Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.


Понятие

Политическое поведение – это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества и борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.


Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

которые читают вместе с этой





Классификация

Разновидности

Конструктивное и деструктивное (первое направлено на улучшение действующей политической системы, а второе – на ее разрушение).

По количеству участников

Индивидуальное (публичное выступление ), групповое (деятельность партии), массовое (выборы).

По уровню организованности

Организованное и стихийное

Мирные (электоральное поведение), протестные (забастовки), экстремальные (массовые беспорядки).

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы – партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

Что мы узнали?

Политическое поведение – это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

Читайте также: