Компетенция органов конституционной юстиции кратко

Обновлено: 07.07.2024

Количественный состав органов конституционного контроля является, как правило, небольшим: в Югославии он составляет семь членов, в Румынии — девять, в Словакии и Чехии — 10, в Болгарии, Венгрии — 12, в Польше — 15, в ФРГ — 16 членов. Срок полномочий судей является достаточно длительным. Он составляет, например, в Венгрии, Румынии, Франции девять лет, в Португалии, Марокко — шесть лет. Следует обратить внима­ние на то, что конституции обычно устанавливают срок полномо­чий именно судей, а не органов конституционного контроля в целом. При этом, правда, некоторые конституции предусматри­вают, что состав органа конституционного контроля обновляется постепенно, например в Болгарии на ‘/3 каждые три года.
Компетенция органов конституционного контроля неодинако­ва в разных странах, но в большинстве государств она включает разрешение споров о соответствии конституции законов и иных право­вых актов и толкова­ние конституции. Кроме того, к числу полномочий органов кон­ституционного контроля нередко относятся рассмотрение споров о компетенции между различными органами государственной вла­сти, а возможно, между органами государства и местного самоуп­равления; принятие решения об отрешении от должности Прези­дента; контроль за законностью его выборов, а в некоторых странах и выборов депутатов парламента (его палат); разрешение жалоб физических лиц на нарушение их конституционных прав; признание антиконституционного характера партий. Например, согласно ст. 134 Конституции Италии 1947 года «Конституцион­ный суд выносит решения по следующим делам:


Конституционная юстиция отражает базовые принципы построения властных органов правопорядка и правосудия, деятельность которых закреплена основным законом страны и подзаконным актам. Ее цель – осуществление контроля над работой других органов.

Функции, задачи и система

Органы юстиции (конституционной и т. д.) – это ведомство государственного уровня, исполняющее ряд поставленных перед ним вышестоящими субъектами задач.

Конституция РФ

Вот некоторые из них:

  • оказание непосредственного влияния на нормотворческую работу правящего типа органов Федерации (Правительства и Президента);
  • контроль над изданием актов нормативно-правового характера на местном и региональном уровнях;
  • проверка законности документов и их соответствия бумагам международного типа, законам федерального уровня и актам подзаконного характера;
  • проведение юридической, лингвистической и прочей экспертизы;
  • регистрация актов гражданского состояния, оказание содействия в регистрации государственными органами сделок и реализации прав на недвижимое имущество, его учет;
  • регулирование правовой области обслуживания;
  • контроль над реализацией законодательных актов нормативно-правового характера;
  • предоставление юридической информации гражданам при необходимости и для решения важных вопросов.

Органы конституционной юстиции включают в себя следующие учреждения:

  1. Соответствующее Министерство Российской Федерации.
  2. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
  3. Отделения Министерства в краях, республиках, других регионах в составе Федерации.

Центральное звено системы

Конституционная юстиция и иные ответвления рассматриваемой сферы подчиняются Министерству России. К органам указанной области относятся ЗАГСы, нотариаты, Российская академия права, правовые центры информации, судебно-экспертные лаборатории, редакции официальных журналов и т. д.

Министерство – центральный орган, основная работа которого состоит из координирующих и руководящих полномочий по отношению к территориальным учреждениям и органам, входящим в указанную систему.

В Российской Федерации управленческим статусом рассматриваемого элемента аппарата государства наделен министр. В его обязанности входит несение персональной юридической ответственности за полноту осуществления задач, возложенных на данный орган.

Судья КС РФ

Работа системы министерского законодательства происходит следующим образом. Руководитель органа вносит главе государства или Правительству на рассмотрение проекты нормативно-правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к работе, которую он координирует, а указанные субъекты их рассматривают и выносят вердикт (принять или отклонить).

Структура государственного министерского ведомства состоит из департаментов, управлений, отделов. Для каждого подразделения разработаны отдельные виды деятельности, закрепленные актами нормативно-правового характера.

В настоящее время полномочия органов российской конституционной юстиции и других отраслей данной сферы принадлежат соответствующему управлению, которое занимается систематизацией законодательства, управлению экспертными учреждениями, отделу практики судов всех инстанций и т. д.

Роль вспомогательного элемента выполняет Научный центр информации правового характера, центр судебной федеральной экспертизы, правовой российской академии.

Органы конституционной юстиции

В группу конституционных органов в сфере юстиции входят следующие субъекты:

  1. Глава Российской Федерации, Правительство, Парламент, суды с общей юрисдикцией, суды административного типа (занимаются конституционным контролем вместе с выполнением других полномочий или в отдельном порядке).
  2. Органы специализированного типа, осуществляющие конституционный контроль. Они делятся на два вида: судебные и квазисудебные. Примером первого типа органов выступает юстиция конституционного типа во многих странах Европы. К квазисудебным органам относится Конституционный французский совет и аналогичные управления других стран с конституционной французской моделью.

Контроль конституционного типа, который осуществляется парламентом, Президентом, Правительством и другими подобными органами, относится к политическому надзору, так как все рассматриваемые органы реализуют полномочия в сфере политики.

Избрание субъектов производится на определенный период времени путем проведения внеочередных или очередных выборов. После реализации мероприятия по избранию граждан периодически полностью меняется состав политиков и изменяется направление работы органа.

В связи с этим контроль политического типа, который осуществляется указанными лицами, напрямую связан с задачами, поставленными перед выбранными субъектами. Поэтому его содержание зачастую нестабильно.

Второй вид контроля конституционного типа – судебный. Он представлен в двух типах: европейский и американский.

Система юстиции Соединенных Штатов

Деятельность органов конституционной юстиции по американской системе состоит в следующем: суды с общей юрисдикцией осуществляют проверку соответствия законов и прочих актов Конституции страны. Процесс проверки осуществляется в процессе рассмотрения различных типов дел и при последующем конкретном контроле.

Если судом какой-либо закон будет признан неконституционным, и рассматриваемое дело будет доведено до суда высшего уровня, окончательное решение последней инстанции станет обязательным для судебных органов всех уровней. Такая правовая норма продолжает свое действие в формальной форме, но судами в процессе рассмотрения дел она не применяется.

Мужчина с ручкой

Законы, признанные неконституционными, лишаются защиты со стороны судебной инстанции. Это выражается в том, что, оставаясь реальными на бумаге, эти нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу.

Сущность этого процесса заключается в следующем. Администрация территории вправе применять этот документ, но это будет бесполезно, так как решение органа может обжаловаться в судебном порядке и точно будет отменено.

В связи с указанными особенностями работы органов юстиции, нормативно-правовые акты, признанные неконституционными, вскоре отменяются в связи с ненадобностью.

Европейская система

Особенность судов конституционной юстиции, работающих по европейской системе, выражается в том, что контроль осуществляется путем создания специализированных органов.

Субъекты, осуществляющие конституционный надзор, делятся на два вида: советы и суды. Советы конституционного типа являются квазисудами. Основной признак их различения – процессуальная деятельность.

Конституционные суды – органы, которые в работе реализуют принципы гласности и состязательности в процессе рассмотрения разных категорий дел. Совет – орган, который практически не использует состязательность в своей деятельности.

Молот судьи

Несмотря на различия в порядке формирования указанных органов, есть ряд общих черт. Основной способ построения структуры – парламентский. Федеральный конституционный суд в Германии избирает восьмерых членов обеими палатами Парламента (Бундесратом и Бундестагом), а судей и членов данного органа – ландтагами.

Большинство стран формируют конституционные советы государственными высшими органами, которые представляют разные властные ветви, действующие совместно или самостоятельно. К примеру, президент во Франции назначает в Конституционный совет трех людей, председатель в Национальном собрании – трех, руководитель в Сенате – трех.

Каждая из трех ветвей в составе судов конституционного типа назначается в независимом порядке. Поэтому судьи не вправе ориентироваться на один из назначивших их органов и должны выносить самостоятельные решения.

Численность членов органов конституционной юстиции в РФ и других странах

Численность людей в конституционных судах небольшая: Румыния, Франция – девять, Греция и Португалия – тринадцать, Австрия – четырнадцать (и шесть – в запасе), Россия – девятнадцать.

Полномочия членов судов конституционного типа следующие: Португалия – шесть лет, Греция – два года, Германия – двенадцать лет, Россия – пятнадцать. Некоторые страны (к примеру, Австрия, Бразилия) не устанавливают для судей предельного срока работы.

К кандидатам в органы конституционной юстиции в РФ и странах мира устанавливаются отдельные требования. Основной пункт – невозможность совмещения работы в суде соответствующего типа с занятием других публичных должностей и осуществлением предпринимательской деятельности.

Следующий важный аспект – наличие повышенных требований морального характера. Кроме того, судьям устанавливается возрастной ценз: Германия – от сорока до шестидесяти восьми, Российская Федерация - от сорока до семидесяти. Стаж работы по юридической профессии также разнится: Румыния – восемнадцать лет, Россия – пятнадцать.

Порядок назначения (избрания) председателей судов конституционного типа

Важный вопрос организации конституционных судов (советов) – это порядок избрания (назначения) их председателей. Многие страны при создании соответствующего органа формируют специальный совет.

К примеру, вице-президент и президент Германии избираются по очереди Бундесратом и Бундестагом. Период полномочий, осуществляемых председателем и заместителем, иногда не ограничен (если они остаются в статусе судей).

Конституционный суд Германии

Конституционная юстиция в зарубежных странах устанавливает принцип равенствах между всеми членами суда конституционного типа, что отражается в фиксировании в нормативно-правовых актах короткого срока их полномочий.

Если период работы судьи не ограничен, руководитель соответствующего коллегиального органа приобретает чрезмерный вес в политической сфере, становясь первым среди равных.

Конституционное судопроизводство

Осуществление судопроизводства судами конституционной юстиции РФ – это порядок исследования и разрешения дел соответствующими органами. Некоторые принципы судопроизводства встречаются в основных законах государства. Основные аспекты конституционных правил регулируются соответствующими правовыми нормативными актами и регламентами работы указанных органов.

Процедура проведения дел в сфере конституционной юстиции в субъектах РФ включает следующие пункты:

  • порядок направления обращений в суд конституционного типа уполномоченными на то субъектами;
  • представление процессуального характера;
  • рассмотрение письменных и устных обращений в предварительном порядке для разрешения вопросов об их отклонении или принятии;
  • права судей-докладчиков;
  • порядок сбора необходимых сведений;
  • процедура приглашения экспертов и свидетелей;
  • порядок ведения разбирательства в судебном процессе;
  • процедура голосования и совещания по вынесению решения;
  • порядок зачитывания составленного акта;
  • процедура возобновления судопроизводства в особых случаях;
  • постановка вопросов о взыскании судебных издержек, рассмотрении иных положений.

Процедуры специального типа

Богиня правосудия

Конституционная юстиция в субъектах РФ предусматривает проведения следующего типа процедур:

  • определение круга лиц, которые уполномочены возбуждать производства по делам соответствующих категорий в суде;
  • фиксирование особенностей проведения процесса;
  • установление правовых последствий разных возможных исходов дел и вынесенных по ним решений;
  • разработка положений об исполнении обязательных к исполнению к актов.

Процедура проверки конституционности

Одно из полномочий конституционной системы юстиции – процедура проверки соответствия нормативно-правовых актов основному закону государства. Это процесс является основной деятельностью соответствующих органов.

Конституционный контроль осуществляется в двух видах: абстрактном и конкретном. Первый вид выражается в возможности обращения в проверяющие органы любых государственных органов власти (или подачи коллективного обращения). Граждане такие документы направлять не вправе.

Заседание судей КС РФ

Контроль конкретного типа выражается в возможности подачи жалобы конституционного типа частными лицами и государственными органами (в том числе судами).

В некоторых странах жалобы на неконституционность нормативно-правовых актов может подаваться в высшую инстанцию только в том случае, если они рассматривались нижестоящим судебным органом (такое практикуется, например, в Германии).

Понятие конституционной юстиции и ее органов раскрывает особенности работы всей системы проверки законности правовых нормативных актов и соответствия этих документов основному закону соответствующей государства. В разных странах функции органов схожи. Различаются особенности работы всех звеньев структуры и их должностных лиц.

Минюст России является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который вырабатывает и реализует гос. политику и осуществляет регулирование с точки зрения права в сфере деятельности министерства.

В сферу деятельности министерства входят:

  • контроль за отбыванием наказаний;
  • оформление организаций некоммерческого типа, в том числе международных отделений, НКО;
  • адвокатура, нотариат, органы ЗАГС;
  • область обеспечения порядка в деятельности судов и исполнения судебных актов;
  • оказание юридической помощи и просвещение населения.

Минюст осуществляет правоприменительные функции и контролирует деятельность некоммерческих организаций, политических партий, религиозных организаций и других общественных объединений в соответствии с их учредительными документами и законодательством РФ, деятельность адвокатуры, нотариата, гос. регистрации актов гражданского состояния.

Руководит деятельностью Минюста России Глава государства. Правительство РФ осуществляет координационные функции.

Система Министерства состоит из территориальных органов и подчиненных им иных органов и учреждений юстиции, а также организаций, способствующих их работе.

Минюст России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основные задачи Минюста России

Минюст России разрабатывает общую стратегическую концепцию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и свобод гражданина.

Главным документом, которым руководствуются органы юстиции, является Конституция, а также федеральные конституционные законы, акты Президента и Правительства, международные договоры РФ, Положение о Минюсте России.

Задачи, которые возложены на Минюст России, выполняются министерством, его территориальными органами, ими являются федеральные управления, главные управления по субъектам, управления республик, областей, автономной области, автономных округов. Задачи выполняют федеральные гос. учреждения.

В систему органов юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых министерством осуществляются функции управления: адвокатура, нотариат, ЗАГС, судебные экспертные лаборатории, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции журналов.

Минюст России находится в тесной связи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами на местах, а также с общественными объединениями и организациями.

Минюст России – это многофункциональный федеральный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов юстиции РФ. Основные задачи и функции органов юстиции определены законодательством РФ, а также НПА Минюста России.

В законотворческой, контролирующей деятельности полномочия Минюста России широки и значимы.

Минюст России вносит на рассмотрение Президенту и Правительству проекты ФКЗ, ФЗ, другие документы, которые требуют утверждения высших органов государственной власти. Минюст осуществляет планирование и прогнозирование деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.

На Минюст России возложено обеспечение исполнения Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ по вопросам, касающимся юстиции.

Министерство самостоятельно принимает НПА, которые относятся к сфере юстиции, занимается обобщением практики применения законодательства, анализирует процесс реализации государственной политики в сфере юстиции, осуществляет мониторинг правоприменения в РФ в целях выполнения решений Конституционного суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, координирует мониторинг правоприменения, который осуществляют федеральные органы, органы субъектов и органы на местах, обеспечивает методическую базу мониторинга.

Министерство принимает участие в работе по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ.

В компетенцию Минюста входит проведение правовой экспертизы проектов законов, которые вносят федеральные органы на рассмотрение Главы государства и Правительства РФ,концептуальных проектов, тех. заданий на разработку проектов ФЗ. Кроме правовой экспертизы Минюстом проводится экспертиза на коррупционную составляющую проектов ФЗ, которые разрабатываются федеральными органами.

Минюстом осуществляется аккредитация юр. и физ. лиц в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА в случаях, которые предусматривает законодательство.

Министерство ведет гос. реестр независимых экспертов, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы, утверждает формы заключения экспертов и формы свидетельств об аккредитации.

В компетенцию Минюста входит подготовка отзывов и заключений на законодательные проекты, поправки к ФЗ.

В Правительство предоставляется информация в виде предложений о приоритетных направлениях законотворческой деятельности.

Федеральные министерства также готовят проекты законов, Минюст обеспечивает методическую сторону их подготовки.

Минюст проводит правовую экспертизу НПА субъектов по вопросам соответствия документов Конституции и законам, осуществляет учет НПА субъектов, проводит мониторинг применения НПА субъектов, проводит антикоррупционную экспертизу этих актов при мониторинге их применения. Минюст проводит антикоррупционную экспертизу уставов МО и МПА.

Роль Минюста России при осуществлении международных связей

При осуществлении международных связей орган юстиции уполномочен:

  • удовлетворять запросы уполномоченного РФ при ЕСПЧ в связи с поступившими в суд обращениями;
  • быть координатором деятельности федеральных органов по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
  • вносить предложения, касающиеся международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и др. делам;
  • составлять заключения на предмет соответствия международного договора законам РФ;
  • получать от иностранных государств и направлять в иностранные государства запросы о правовой помощи, перенаправлять запросы в федеральные органы государственной власти для исполнения;
  • готовить представления о передаче лиц, которые были осуждены в РФ, и суд посчитал возможным отбывание наказания этих лиц в государствах, гражданами которых являются лица;
  • выносить решения о нежелательном пребывании иностранных граждан на территории РФ;
  • вести и публиковать список экстремистских материалов, организаций, которые судом РФ были запрещены или их деятельность приостановлена, так как она носила экстремистский характер.

Контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры, судебных экспертных учреждений

Минюст должен осуществлять контроль за деятельностью адвокатов и нотариусов. Министерством утверждаются формы реестров регистрации нотариальных действий, свидетельств и удостоверительных надписей. В круг обязанностей министерства входит иное нормативно-правовое регулирование, предусмотренное законами РФ. В таком же порядке ведется реестр адвокатов субъектов РФ, утверждается ордер на исполнение поручения, который выдается адвокатским образованием, форма удостоверения адвоката.

Министерство организует работу судебно-экспертных учреждений, обеспечивает их методической базой.

ФСИН России

Роль Минюста России в реформировании пенитенциарной системы страны значительна. Реформы направлены на гуманизацию условий содержания лиц, совершивших преступления, на обеспечение гарантии их прав и свобод в соответствии с международными стандартами и правилами. Суть реформ в направлении на переориентацию пенитенциарных учреждений в реабилитационные центры в условиях изоляции.

ФСИН – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные, контролирующие, надзорные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. ФСИН осуществляет функции охраны и конвоирования подсудимых, контролирующие функции за поведением условно осужденных.

Основными задачами ФСИН являются:

  • охрана прав и интересов осужденных лиц;
  • обеспечение правопорядка в специализированных учреждениях;
  • обеспечение безопасности содержащихся там осужденных , а также работников уголовно-исполнительной системы;
  • охрана и конвой граждан РФ по маршрутам, которые установлены на территорию РФ, граждан иностранных государств в случае экстрадиции;
  • деятельность по оказанию помощи в социальной адаптации.

Органы ФСИН на территориях обязаны в течение недели со дня получения документа о помиловании представить его в комиссию по вопросам помилования и предоставить сведения во ФСИН России, а она в свою очередь предоставляет сведения в администрацию Президента РФ.

Служба реализует специальные программы, разработанные на государственном уровне, которые включают в себя получение образования, профессии, создают систему образования осужденных на гибкой основе. Анализ показывает, что 90% осужденных не имеют профессии, трудовых навыков.

ФСИН активно занимается профилактикой преступности, совершенствует оперативно-режимную деятельность, обеспечивает правовую и социальную защиту работникам службы.

ФСИН организует отбывание наказания, не связанного с лишением свободы.

Службу возглавляет директор, который назначается на должность Президентом РФ по представлению председателя Правительства. У директора есть несколько заместителей, назначаемых на должность Главой государства по представлению министра юстиции РФ. ФСИН включает в себя 17 управлений по основным направлениям деятельности службы.

ФССП России

Самостоятельной областью правоохраны является ФССП, осуществляющая деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Служба образована в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законом порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

Обязательность исполнения вступивших в законную силу решений суда – одна из основ организации и деятельности судебной системы РФ.

Раньше исполнение судебных решений было возложено на судебных исполнителей, но данная система оказалась неэффективной. В 2007 году был принят Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве.

Служба освобождает судей от распорядительных функций, которые им не свойственны. В России была создана необходимая нормативная база для деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных решений.

Полномочия судебных приставов определяет процессуальное законодательство и ведомственные НПА.

Полномочия службы расширились, когда был принят и введен в действие УПК, где к органам дознания относились главные судебные приставы субъектов и старшие судебные приставы. Дознаватели ФССП получили право проводить дознание по уголовным делам, где имели место посягательства на правосудие.

Когда был принят и введен в действие КоАП судебные приставы стали вести административное производство о наложении штрафов по 11 статьям кодекса.

ФССП – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП являются:

  • обеспечить порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организовать принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, которые предусмотрены законом;
  • управлять органами ФССП на территориях.

Основными документами, которыми руководствуется ФССП, является Конституция РФ, ФЗ, акты Главы государства и Правительства, международные договоры РФ, акты Минюста России, Положение о ФССП России.

Служба уполномочена обеспечивать порядок деятельности судов, осуществлять производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применять меры принудительного исполнения на основании исполнительных документов.

Службой организуется хранение и реализация имущества, находящегося под арестом и в изъятии, розыск должника, участие в процедурах банкротства.

Возглавляет службу директор ФССП России, он же является главным судебным приставом РФ, назначается на должность и снимается с должности Главой государства. У директора имеются заместители, численность которых также устанавливается Главой государства. Каждый заместитель работает в своем направлении. Директор вносит на рассмотрение в Минюст России проекты положений, предложения об усовершенствовании работы судебных приставов, о внедрении образцов спец. техники и спец. средств с последующим представлением их в Правительство РФ.

ФССП РФ является видом государственной правоохранительной службы, поэтому имеет статус органа исполнительной власти федерального значения.

Для кандидатов на должность судебного пристава существуют специальные требования. Старшие судебные приставы должны иметь высшее юридическое образование, а главное деловые и личные качества, а также состояние здоровья должны способствовать выполнению должностных обязанностей. Лицо, имеющее судимость не может быть назначено на должность судебного пристава.

Судебных приставов можно разделить на два типа: обеспечивающих порядок деятельности судов и приставов-исполнителей. Функции у этих двух типов различны, в соответствии с выполняемыми функциями приставы проходят профессиональную подготовку.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, ему присваиваются классные чины работников органов юстиции

В Законе о судебных приставах четко прописаны права и обязанности судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов. Судебный пристав должен:

  • обеспечивать безопасность судьи, заседателей, участников, свидетелей;
  • выполнять распоряжения председательствующего, связанные с соблюдением порядка;
  • исполнять решения суда о применении мер принудительного характера;
  • обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений;
  • предупреждать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей;
  • осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд.

Судебный пристав имеет право обращаться за помощью к полицейским, органам безопасности, военнослужащим ВВ, применять физическое воздействие, спец. средства и оружие в случаях, предусмотренных законодательством.

Судебные приставы вправе проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, которые находятся в здании суда или подвергаются приводу в суд, осуществлять личный досмотр граждан и вещей, которые находятся при них, но для таких действий необходимо иметь веские основания полагать, что действия этих людей угрожают безопасности суда.

Судебные приставы имеют полномочия и выполняют задачи защиты прав и интересов граждан и организаций. Они самостоятельно определяют порядок проведения исполнительного производства, меры исполнения актов судебных органов.

Пристав-исполнитель может получать необходимые сведения, проводить проверку исполнения, проникать в помещения и хранилища должников, производить осмотр, налагать арест на имущество, реализовывать его. Пристав-исполнитель имеет право арестовывать счета,ценности должника в банках и кредитных организациях.

В этой связи возник вопрос о законности истребования сведений, составляющих банковскую тайну. Конституционный суд РФ признал такие действия приставов-исполнителей законными, но разглашение данных сведений недопустимо.

Пристав-исполнитель имеет право разыскивать должника, вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам. Требования судебного пристава носят обязательный характер для всех органов, должностных лиц, организаций и граждан.

Конституционное правосудие - это деятельность судебных органов по рассмотрению дел, предметом которых являются государственно-правовые вопросы, связанные с обеспечением верховенства конституции и ее реализацией.

В России конституционное правосудие осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является федеральным судебным органом конституционного контроля. Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и совместного ведения; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2. разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  4. по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  5. дает толкование Конституции Российской Федерации;
  6. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  7. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела являются:

  • обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;
  • обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
  • обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации,
  • выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  1. заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
  2. органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  3. государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в отдельных случаях - без их проведения. К примеру, без проведения слушания проводится проверка по жалобам, если оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу, либо если оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение ее неконституционности необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Рассмотрение дел Конституционным Судом основано на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, состязательности и равноправия сторон, непрерывности судебного заседания, ведения производства на русском языке при обеспечении участникам процесса, не владеющим русским языком, права давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопросов о соответствии Конституции упоминавшихся выше нормативных актов и договоров, по существу споров о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененном в конкретном деле, по конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле и по вопросу о толковании Конституции именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием, если на заседании присутствует не менее двух третей действующих судей, путем поименного опроса. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию; оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Выраженная в постановлении позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления.

Конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации могут создаваться субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Не приходится говорить о значительной популярности создания в России таких судов - в настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют менее чем в трети регионов.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.12.2013 г. № 26-П пришел к выводу, что проверка конституционным (уставным) судом субъекта РФ закона субъекта РФ на соответствие конституции (уставу) субъекта федерации, не исключает возможности последующей проверки того же закона Конституционным Судом РФ на соответствие Основному Закону страны.

В современном мире сложились две основные модели конституционного правосудия - американская и европейская.

Характерной чертой первой модели является осуществление конституционного правосудия судами общей юрисдикции без создания специального органа (США, Бразилия, Австралия, Канада, Индия). В европейской модели (ФРГ, Испания, Россия, Франция и др.) конституционное правосудие вверено специализированному органу конституционной юстиции, который не возглавляет, подобно верховным судам в американской модели, инстанционную систему судов, и создан специально для реализации конституционного контроля.

Читайте также: