Европейское просвещение и его идеи в россии во второй половине 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

15.Культура России XVIII в.: образование, наука, литература, архитектура, театр, живопись.

Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве школа математических наук, в Петербурге морская академия. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Он был открыт и для выходцев из непривилегированных сословий. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. Российская система образования отличалась сословным характером. Большинство школ были дворянскими. В конце 18 века стали открываться училища в губерниях. Выросло число дворянских уч.заведений. Появились кадетские корпуса, благородные пансионы.В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития Русской промышленности.

В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой пользовались Фонвизин. Важнейшее направление-классицизм. В конце 18 века – сентиментализм, представитель – Карамзин. В 1750 г. в Ярославле открыт Волковым первый профессиональный театр.

В живописи основой стали народные портреты созданные Прокоповым, Боровиковским, Левицким. Преобладал архитектурный стиль – барокко. Крупнейший архитектор – Растрелли, построил Зимний Дворец, Большой дворец в Петрограде, Смольный монастырь. Владимирский собор в Киеве. Скульптура отмечена творчеством Фальконе (медный всадник). Крупнейшие архитекторы 2-ой половины 18 в – Баженов, Казаков, Старов. 18 век – расцет русской живописи, прежде всего портретной: Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Пейзаж и жанровые сцены.

1725 год – создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых: математики Эйлер, Бернулли, историки Байер, Миллер. Вклад Ломоносова. 2-ая пол.18 века – расцвет технической мысли. Кулибин спроектировал лифт, одноарочный мост через Неву. Ползунов усовершенствовал паровую машину. XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.

В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова.

Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России.

В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского.

16. Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Россия при Александре 1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского.

Событием, наложившим ог­ромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789–1799 годов.

Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с про­блемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета на­цио­нальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Г. Б. Мабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, к 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борь­бой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили мно­го­чис­ленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни на­рода. Кар­ди­нально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без вся­кого выкупа уничто­жались все феодальные права и привилегии. В стране возникло не­сколько миллионов част­ных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государ­ства, король был каз­нен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 года провозгла­шала Францию республикой.

В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: но­вые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения ме­жду муж­чинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограни­че­ния на разводы.

Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с кото­рыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 года, когда вы­движенец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил ре­жим личной дикта­туры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала пере­ход­ным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилиза­ции.

Как эпоха Просвещения отразилась на Российской империи

В конце XVII века в Европе началась Эпоха Просвещения – одна из главных эпох в истории, характеризующаяся бурным развитием образования, науки и философии. В начале XVIII века явление достигло и России. Влияние на Просвещение в Российской империи оказало французское Просвещение. Несмотря на то что вместе с таким бурным развитием продвигались идеи свободомыслия, власть поощряла культурное развитие в стране.

Идеи

Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.

Особенности

  • равенство всех перед законом;
  • свобода человека;
  • право собственности.

Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию.

Развитие образования

К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:

  • в 1725 году Академия наук в Петербурге;
  • в 1731 году Сухопутный шляхетский кадетский корпус;
  • в 1755 году Московский университет

Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.

Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.

Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.

Деятели

Самые знаменитые деятели русского Просвещения:

Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.

Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.

Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.
Исходя из основных целей работы, определяем задачи:

Содержание

Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.

2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова

2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.

2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.

Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

Весьма интересными были соображения о судьбах крепостного права, высказанные Д.А. Голицыным. В 50-х годах, живя в гуще общественно-политической жизни парижских салонов, водя дружбу с Вольтером, Дидро и другими философами и общественными деятелями Франции, Д.А. Голицын был наиболее радикален в своих взглядах. Тогда он писал о необходимости безусловной отмены крепостного права как экономически невыгодной формы организации хозяйства и предоставлении крестьянам полного права собственности, т.е. собственности на имущество и землю. Однако позже Д.А. Голицын резко меняет свои взгляды. Он считает, то крестьяне должны выкупать свою свободу за огромные деньги. Земля остается у дворян, и богатые крестьяне могут ее арендовать или купить у помещика Безвозмездно крестьянам дается лишь право собственности на движимое имущество. Людей, обладающих лишь движимым имуществом и занимающихся торгово-промышленной деятельностью, Д.А. Голицын называл третьим сословием.

Д.А. Голицын предполагал установить государственный контроль над помещиками для пресечения злоупотреблений властью. А все дело облегчения положения крестьянства осуществлять лишь постепенно.

Все упомянутые выше проекты реформ явились, пожалуй, единственным реальным плодом распространения идей французского Просвещения в среде, окружавшей Екатерину II. Дворянская аристократия в подавляющем большинстве лишь играла с трудами французских философов. Для них это была мода. Беспрепятственное издание произведений французских философов способствовало проникновению просветительских идей в широкие круги дворянской и разночинной интеллигенции. Сочинения французских просветителей ходили по рукам в студенческой среде Петербурга и Москвы, в среде дворянской молодежи. Довольно большими тиражами издавались лучшие произведения Вольтера, Монтескье, Руссо и др. Их можно было найти в Оренбурге, Казани, Симбирске, Орле. Исключительно важную роль для широкого русского читателя сыграли сочинения Вольтера, написанные в простой и доходчивой форме. Широкое распространение идей Просвещения способствовало выдвижению целой плеяды оригинальных русских мыслителей, произведения которых олицетворяли иную тенденцию в критике крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, эти мыслители стояли прежде всего на позициях человеческой нравственности и морали, их резко отличали беспредельная ненависть к крепостничеству, горячая забота о несчастном положении крепостных крестьян.

Профессор Московского университета С.Е. Десницкий осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ политического строя. Основная направленность предложений носила буржуазный характер. Если упомянутые нами деятели русского просветительства свое главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И. Новиков, наносила основной дар по моральным устоям крепостничества. В острой сатирической манере Новиков дал яркие обобщенные образы чудовищных столпов крепостничества. А их у Новикова — целая портретная галерея: Змеяны, Глупомыслы, Плутовы, Брюжжаловы, Бранниковы, Недоумы, Злорады. Ненавидя всей душой самодержавно-крепостнический строй, Новиков объяснял его язвы чисто моральными причинами, падением нравственности помещиков, общей темнотой и невежеством. Выходом из этого тупика, по мысли Новикова, было широкое просвещение народных масс. Мучительные поиски путей развития способствовали тому, что в конце 70-х годов Новикова увлекли в свои ложи масоны. Масонство являло собой своеобразную форму идеологической реакции, форму борьбы с рационализмом идей Просвещения. Вместе с тем среди масонов удивительно уживались набожность и вольнодумство, просветительство с крепостнической идеологией.

Масонство - наднациональное движение, противостоящее традиционным религиям, декларирующее своими целями поиски абсолютной истины мира, восстановление и сохранение тайных знаний прошлых времен, духовное самосовершенствование и улучшение общественных нравов, движение к идеалам свободы личности и духовного братства людей.

Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.

Просветительство.

В тридцатых годах восемнадцатого века в России появляется просветительская идеология и философия, выраженная в трудах первого русского просветителя и первого русского историка В.Н.Татищева.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) был крупным государственным и военным деятелем, тайным советником. Родился под Псковом в дворянской семье. В 1693 году в возрасте семи лет вместе с братом он был взят стольником ко двору Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича. В 1704 году Татищев начал военную службу в драгунском полку. Участвовал во взятии Нарвы, Полтавском сражении, Прутском походе. В 1712 году он получил чин капитана. В 1712-1716 гг. Татищев находился за границей, а по возвращении был переведен в артиллерию, занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720-1722 гг. он руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724-1726гг. Татищев изучал экономику и финансовое дело в Швеции. В 1727-1733 гг. возглавлял Московскую Монетную контору. В 1734-1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, 1737-1741 гг. находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741-1745 гг. губернатор Астрахани. В 1745 году Татищев был отстранен от должности и сослан в имение Болдино Московской губернии, где и прожил последние годы жизни.

Читайте также: