Интегративная школа права кратко

Обновлено: 02.07.2024

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА - фор­ми­рую­щая­ся сис­те­ма фи­лософско-юри­дических зна­ний, при­зван­ная объ­е­ди­нить в од­но це­лое, син­те­зи­ро­вать про­дук­тив­ные идеи основных пра­во­вых школ про­шло­го и со­времен­но­сти.

Крае­уголь­ные по­ло­же­ния интегральной теории права по­лу­чи­ли раз­ра­бот­ку в XX веке в тру­дах американских учё­ных Дж. Хол­ла, Г. Дж. Бер­ма­на и др. (т. н. ин­теграль­ная юрис­пру­ден­ция), а так­же в ис­сле­до­ва­ни­ях отечественных пра­во­ве­дов - Б.А. Кис­тя­ков­ско­го, Е.Н. Тру­бец­ко­го, А.С. Ящен­ко и др.

Для пред­ста­ви­те­лей ин­те­граль­ной тео­рии пра­во - по­ли­морф­ный, мно­го­функ­цио­наль­ный и ди­на­мич­ный со­ци­аль­ный фе­но­мен. Пра­во по­ни­ма­ет­ся по-раз­но­му различными шко­ла­ми и на­прав­ле­ния­ми в за­ви­си­мо­сти от на­учных под­хо­дов, ин­тер­пре­та­ций, од­на­ко это не долж­но соз­да­вать кон­ку­рен­ции ме­ж­ду отдельными шко­ла­ми, пре­пят­ст­во­вать раз­ви­тию юри­дической нау­ки.

Главными за­да­ча­ми интегральной теории права яв­ля­ют­ся уст­ра­не­ние взаи­мо­обо­соб­лен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния преж­них и ны­неш­них раз­но­тип­ных пра­во­по­ни­ма­ний, по­иск и ис­поль­зо­ва­ние ме­то­до­ло­гических и тео­ре­тических дос­то­инств, имею­щих­ся в ка­ж­дом пра­во­по­ни­ма­нии, ус­та­нов­ле­ние до­пус­ти­мых гра­ниц плю­ра­лизма в объ­яс­не­нии пра­во­вых яв­ле­ний и дос­ти­же­ние оп­ти­маль­но­го еди­но­об­ра­зия.

Ра­зум­ное све­де­ние во­еди­но по­ло­жи­тель­ных ка­честв трак­то­вок пра­ва в ес­те­ст­вен­но-пра­во­вой док­три­не, в ис­то­рической шко­ле пра­ва, в юри­дическом по­зи­ти­виз­ме, сум­ми­ро­ва­ние пре­иму­ществ ми­ро­воз­зрен­че­ско­го, ло­ги­ко-ана­ли­тического, пси­хо­ло­гического, со­цио­куль­тур­но­го (цен­но­ст­но­го) и других под­хо­дов к пра­ву, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей интегральной теории права, в максимальной сте­пе­ни со­от­вет­ст­ву­ют за­про­сам эпо­хи гло­ба­ли­за­ции. Не­ко­то­рые важ­ные прин­ци­пы интегральной теории права но­сят ди­с­кус­си­он­ный ха­рак­тер в си­лу не­дос­та­точ­ной раз­ра­бо­тан­но­сти са­мой ин­те­граль­ной тео­рии.

В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше типов правопонимания — естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое — выступает не только противовесом иному, но и представлено как усиление, дополнение к другому. Тем самым становится возможным не только исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальным бытием человека, его ценностями и интересами.

Интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе. Он не разводит по разным полюсам естественно-правовой, нормативный, социологический и психологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства.

Стержнем интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия (действующего) права, синтезирующая своим содержанием все сущностные правовые характеристики и формы проявления (бытия) права в социальном пространстве: 1) право как идея, принцип; 2) право как институционализированная совокупность норм (позитивное право, законодательство); 3) право как элемент сознания, психики человека; 4) право в общественных отношениях (право как социальный порядок) (см. Действие права ).

С учетом этого право есть объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями, или правовым порядком.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Интегративное правопонимание базируется на учении школы возрожденного естественного права.

Разработчиком интегративного правопонимания в России был философ В.С. Соловьев — человек глубоко верующий, поэтому для Соловьева характерен приоритет нравственно-религиозных ценностей.

При определении онтологической сущности права он исходил из примата человеческой личности, признания ее духовного начала, признания за ней свободы: ограничение свободы и порождает право, так как означает признание свободы другого лица, то есть право есть свобода, ограниченная на основах равенства.

Давая аксиологическое определение права, Соловьев оперирует понятиями справедливости и равенства: справедливость не синонимична равенству. Справедливость есть мера нравственно-должного, а нравственно должное — основной признак права.

Однако Соловьев проводил четкое различение между правовым и нравственным. Требования нравственные он называл идеальными, а правовые требования считал требованиями минимума нравственности.

Признавая существование естественных прав человека, Соловьев подразделял их на права негативные (права, обязывающие не вмешиваться в личную жизнь) и права позитивные (требующие совершения определенных действий со стороны контрагентов для их достижения).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и

21. Политико-правовые воззрения Аристотеля

24. Политико-правовые воззрения Эпикура

25. Политико-правовые воззрения ранних стоиков

25. Политико-правовые воззрения ранних стоиков Основателем стоицизма считается Зенон Китийский (336–264 до н. э.), который в молодости примыкал к киникам (циникам). По мнению киников высшее благо заключается в полном равнодушии, тотальной апатии к внешним благам, поэтому

27. Политико-правовые воззрения Цицерона

75. Воззрения Канта на насилие

75. Воззрения Канта на насилие Кант отвергал путь насильственной революции, даже имея в виду благую цель — переход к идеальному правовому государству. Он считал, что никакую цель не могут оправдать дурные средства: правового состояния общества невозможно достичь

93. Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права

93. Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права Школа возрожденного естественного права, которая в виде отдельного направления существовала только в России, базировалась на идеях юснатурализма и договорной или договорно-правовой концепции.В

100. Политико-правовые воззрения А. Хабермаса и Э. Фромма

100. Политико-правовые воззрения А. Хабермаса и Э. Фромма Для немецкой политико-правовой мысли характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Большинство из теорий связаны с так называемой франкфуртской школой, которая

102. Политико-правовые воззрения Мориса Дюверже

102. Политико-правовые воззрения Мориса Дюверже Морис Дюверже удачно сочетает в себе качества ученого и преподавателя, журналиста и писателя, а также видного общественно-политического деятеля. Он опубликовал большое количество работ как научно-исследовательского, так и

103. Политико-правовые воззрения в эпоху высоко развитого капиталистического общества

103. Политико-правовые воззрения в эпоху высоко развитого капиталистического общества Ведущие индустриальные державы — Англия, США, Германия и Франция — на рубеже XIX–XX вв. вступили в период зрелого капитализма (позднее аналогичный путь прошли Япония, Канада, Италия и

§ 6. Основные направления и школы в уголовном праве

§ 6. Основные направления и школы в уголовном праве В истории уголовного права российские и зарубежные юристы выделяют, как правило, ряд направлений, характеризующихся разными подходами к пониманию основных уголовно-правовых институтов. Выделяются три основных

3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления

3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления Большинство современных исследователей считают, что именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как

4. ПОДГОТОВКА СОБАК К ОТПРАВКЕ НА УЧЕБУ В ШКОЛЫ СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

4. ПОДГОТОВКА СОБАК К ОТПРАВКЕ НА УЧЕБУ В ШКОЛЫ СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА В настоящее время большинство собак выращивается в комнатных условиях и кормление их во многом отличается от кормления в питомниках при МВД, ГУВД, УВД и школах служебного собаководства. Поэтому

Преподавательский состав Школы

Преподавательский состав Школы В настоящее время директором Школы является известный в арбитражных кругах профессор, доктор права Лукас Мистелис (Loukas Mistelis).Преподавательский состав Школы международного арбитража достаточно интернационален. Среди преподавателей есть

Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает также много ценного и приемлемого в каждом из них. И в этой связи возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки? Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право. Таким образом, для практика (судьи, прокурора, работника милиции, юрисконсульта) не столь уж и важно, где содержатся нормативы, которыми он должен руководствоваться, - в писаных актах-документах, в правовых отношениях, в правосознании (интеллектуальной или чувственной его части), - главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе. В противном случае неизбежны конфликты, попрание всякой справедливости.

Итак, право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничиваются формальными признаками. Но содержательная сторона указывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оправданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах.

В заключение повторим интегративное определение права. Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Проф. В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.

Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется с писаным законом.

Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г. Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право, но не создает его.

Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931 гг.). В числе последователей этой теории можно назвать А. Росса (скандинавская или упсальская школа права), Г. Гурвича (французская школа микросоциологии права), М.А. Рейснера. Нужно отметить, психологическая теория вообще оказала большое влияние на пути дальнейших правовых исследований, в том числе и на современную американскую теорию права.

По существу, Л.И. Петражицкий сосредоточил внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения, выводя эту сторону даже за рамки интеллектуальной стороны. Он полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума.

Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям). Интуитивное право определяется психологическим отношением адресата к праву объективному, официальному (позитивному). Таким образом, Л.И. Петражицкий признавал существование и позитивного права, хотя придавал ему весьма ограниченное значение. Автор теории подчеркивал, что интуитивное право является чисто психологическим явлением, явлением индивидуальной психики и не может быть представлено как объективная реальность. Реальным в правовом регулировании Л.И. Петражицкий считал только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атрибутивной связанности воли. Именно эта связь императивных, повелительных (в отношении других лиц) притязаний и атрибутивных (обязательных для субъекта) притязаний, существующая в психологической сфере индивида, отличает право от других социальных регуляторов и, можно сказать (по Петражицкому), правом и является.

Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Критикуя взгляд на право как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется положительным официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению, как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле.

Достоинством теории Л.И. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Ведь, действительно, в сложной цепи перевода правовых предписаний в качество фактического правомерного поведения чувства и переживания индивида, его психологические импульсы являются тем последним звеном, которое непосредственно соприкасается с конкретным поведенческим актом, определяет его. И вообще право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Другое дело, что нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ей и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.

НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики.

Читайте также: