Ислам в средневековой европе кратко

Обновлено: 06.07.2024

Искаженный образ Ислама

Совершенно очевидно, что Крестовые походы вызвали среди европейских ученых рост интереса к Исламу как религии. Конечно, некоторые сведения об Исламе доходили и раньше – частично из византийских источников, частично благодаря контактам христиан и мусульман в Испании. Однако эти сведения неизбежно было смешано с неверными данными. Сарацин рассматривали как язычников, поклоняющихся Мухаммаду. Самого Мухаммада либо считали колдуном, либо даже дьяволом. Полагали, что мусульманская религия одобряет сексуальную свободу и распущенность.

Неудивительно, что первыми, проявившими подлинное понимание Ислама, были те, кого мы назвали в числе переводчиков. В начале XII в. Педро де Альфонсо, обращенный в христианство иудей, посвятил один из своих “Диалогов” полемике с Исламом. По точности информации об Исламе, это бесспорно выдающийся труд, однако он мало повлиял на формирование представлений о мусульманстве. Более важными оказались переводы, выполненные двумя учеными астрономами Робертом Кеттонским и Херманном Далматийским, который они предприняли по поручению Петра Достопочтенного около 1142 г. На базе этих переводов, главным образом на основе принадлежащей перу Роберта, латинской версии Корана, сам Петр Достопочтенный составил свод мусульманского вероучения (“Summa totis haeresis Saracenorum”) и опровержение его (“Liber contra sectam sive haeresim Saracenorum”). Эти два сочинения вместе с заказанными для Петра Достопочтенного переводами, известными как “Толедский сборник”, или “Корпус Клюни”, были первыми на латыни (не считая только что названного “Диалога”) научными трудами по Исламу. В Summa особенно заметно отсутствие тех грубых ошибок, которые до той поры были распространены в Европе, что показывает, каким важным шагом вперед она была. Вместе с тем именно это сочинение сыграло важную роль в создании представления об Исламе. В течение двух последующих веков к этому представлению был добавлен ряд деталей, но к тому моменту, когда Риколло де Монте-Кроче (ум. 1321 г.) написал свой “Спор с сарацинами и Кораном”, оно было сформулировано полностью.

Средневековое представление об Исламе отличается от современного непредвзятого учения в следующих четырех пунктах: а) мусульманская религия – ложь и сознательное искажение истины; б) это религия насилия и меча; в) это религия потворства своим страстям; г) Мухаммад – Антихрист.

Остановимся на каждом из этих четырех пунктов

а) Ислам – ложь и сознательное искажение истины.

Библейская концепция Бога и человека настолько доминировала в представлениях средневековых европейцев о природе, что они просто не представляли себе возможности других взглядов. Соответственно во всех тех случаях, где мусульманское учение отличалось от христианского, оно считалось ложью. Общий ход мыслей на этот счет можно проиллюстрировать отрывком из Фомы Аквинского (“Summa contra Gentiles”, кн. 1, гл. 6), – а ведь Фома был одним из самых умеренных, равно как и одним из самых способных, мыслителей XIII в. После речей о том, сколь обидны и многочисленны знаки и свидетельства, подтверждающие и поддерживающие христианскую веру, Фома настаивает, что ничего подобного нельзя найти у тех, кто, подобно Мухаммаду, стал основоположником “сект”, как он это именует. Кроме “плотских соблазнов” Ислама он указывает на неубедительность свидетельств и аргументов, приводимых Мухаммадом, на смешении в Коране истинного с недостоверным и ложным, на отсутствие чудес, которые подтверждали бы претензии Мухаммада на пророческий сан. Его первые последователи описываются как “люди не искушенные в Божественных делах… но bestiales, обитающие в пустыне” – подразумевается, что они некритически воспринимали подобные претензии. Однако этих последователей оказалось так много, что Мухаммаду удалось военной силой принудить остальных обратиться в мусульманство. Вопреки заявлениям Мухаммада, что его приход предсказан в Библии, изыскания показывают, что “он искажает все свидетельства Ветхого и Нового Заветов”.

Фома Аквинский и большинство других авторов удовлетворялись заявлениями, что Мухаммад смешивает истину с ложью, однако некоторые шли дальше, заявляя, что “если он и говорил когда-либо правду, он смешивал ее с ядом, искажая ее”. Следовательно, истинные моменты сами по себе приравнивались к меду, добавляемому, только чтобы прикрыть яд.

Эта часть представлений об Исламе подразумевает существование некоего контрастного образа Христианства. Библия рассматривается как чистое, несфальсифицированное выражение божественной истины, облеченное в совершенную форму, действенное для всех времен и народов. Христианское вероучение считается обращенным к разуму людей зрелых, образованных и культурных, оно зиждется на исторических свидетельствах.

б) Ислам – как религия меча и насилия.

Как уже было отмечено, даже такие ученые как Фома Аквинский, полагали, что Мухаммад распространял свою религию с помощью военной силы. Непременным правилом религии сарацин считалось также стремление “грабить, забирать в плен, убивать врагов их Бога и их пророка, преследовать и уничтожать их всячески” Педро де Альфонсо. Один слишком рьяный апологет Крестовых походов, Гумберт Романский дошел даже до утверждения, что “они так ревностны в своей религии, что, где бы они ни захватывали власть, безжалостно обезглавливают всех, не исповедующих их веры”.

В этом отношении европейское представление об Исламе далеко от истины. На самом деле выбор между Исламом и мечом не ставился ни перед иудеями, ни перед христианами или представителями другой известной религии, он был применяет только для идолопоклонников и вообще был редко применяем за пределами Аравии. Военная активность мусульман, описаниями которой полны все исторические труды, вела лишь к политической экспансии, обращение же в Ислам производилось с помощью проповеди или общественного давления.

Представление об Исламе как о религии насилия также подразумевает контрастный образ христианства как религии мира, распространяемой убеждением. Удивительно, как люди, участвующие в Крестовых походах, могли допускать, что их собственная вера – религия мира, а вера их противников – религия насилия. Некоторые авторы, правда, понимали, что концепция “религии мира” была скорее идеалом, чем реальностью, но в качастве аргумента выдвигали довод, что несоответствие плохих христиан идеалу не является препятствием для самого христианства. Вероятно, этот парадокс может быть объяснен, если напомнить, что целью Крестовых походов было не насильственное обращение врагов в Христианство, а, как указывал позднее Фома Аквинский, предотвращение возможности неверным помешать христианской вере. Возможно сюда входило и “возвращение исконно христианских земель”.

в) Ислам как религия потворства своим страстям.

глазах средневековых европейцев Ислам был именно такой религией, особенно в вопросах пола. Многоженство занимало видное место в представлениях об Исламе. Часто считалось, что для мусульманина единственным ограничением количества жен служило его материальное положение. Авторы, которые не могли не знать, что число разрешенных Исламом жен не превышает четырех, тем не менее, говорят о семи или о десяти. Стихи Корана часто переводились неверно, чтобы внести предосудительный сексуальный оттенок там, где его заведомо не было. По меньшей мере, один автор отыскал в Коране стих, по его мнению, разрешающий блуд. Остальные, казалось, находили удовольствие в преувеличении деталей сексуальной жизни мусульман. Противоестественные, или “скотские” виды половых сношений между супругами якобы поощрялись и широко практиковались в Исламе. Полагали, что Коран даже позволяет мужеложство. Вершиной мусульманской половой распущенности некоторым представлялась кораническая картина рая. Особое внимание уделялось гуриям, этим чернооким девственницам, предназначенным для удовлетворения желаний праведников, – что считалось особенно скандальным. Строгой критике подвергалась супружеская жизнь самого Мухаммада, хотя зачастую эта критика основывалась на преувеличениях и ложных посылках. Отдельные детали этой средневековой картины основаны на фактах. Мусульманин может иметь четыре жены и сверх того наложниц. Он может развестись с женой не объясняя причин развода. Однако и браки, и разводы отнюдь не случайны, они тщательно регулируются правовыми процедурами. Прелюбодеяние состоящих в браке лиц наказывают, побивая виновного камнями (как в Библии), но вынесение приговора настолько осложнено предварительными условиями, что редко осуществляется. В кораническом раю действительно предусмотрены гурии, “чистые супруги”, но наивысшая радость там состоит в лицезрении Бога. Таким образом, средневековое представление о мусульманских нормах половой жизни в значительной мере карикатурно.

С точки зрения европейцев, мусульмане предавались своим страстям и в других отношениях. “Красивая жизнь” мусульманской Испании и Сицилии неизбежно представлялась средоточием пагубных соблазнов тем, кто не мог вкусить подобной роскоши. Коран якобы учил людей нарушать клятву, когда им это было угодно, и сулил людям рай не за добрые дела, а лишь за прочтение шахады (мусульманский символ веры). Считалось также, что вера в судьбу, распространенная среди мусульман, служит оправданием лености и бездеятельности. В этом отношении также представления об Исламе сочетали истину с ложью. Ислам выступает против монашеского образа жизни, и если безбрачие и встречалось среди мусульман, то в нем не видели никакой особенной доблести. Большинство прочих форм аскетизма, однако одобрялось. Пост в месяц Рамадан является большим испытанием стойкости и до сих пор практикуется населением стран, где преобладает мусульманство.

Этот аспект представлений об Исламе подразумевал, что христиане не предаются своим страстям. Действительно, христианский идеал выражался в моногамном браке длиною в жизнь, что касается половой близости, то она, по общему мнению, даже в браке не считалась большой добродетелью – человеческие средства воспроизводства существуют для продолжения рода, а отнюдь не для наслаждения. Далее мы остановимся на этом подробнее.

г) Мухаммад как антихрист.

Некоторым европейским исследователям Ислама мало было заявления, что в Коране много лжи, а Мухаммад вовсе не пророк. Петр Достопочтенный принял идею некоторых византийских теологов, что Ислам – христианская ересь. Он утверждал, что Ислам еще хуже ереси и что мусульман следует приравнять к язычникам. Основой христианских воззрений по этому поводу служило следующее рассуждение: поскольку Мухаммад, не будучи пророком, все-таки основал новую религию, значит он откровенно поощрял зло; следовательно, он является либо орудием, либо посланцем дьявола. Таким образом Ислам оказывался абсолютно противоположным Христианству.

Контрастирующий образ Европы

Вот таковы четыре основных аспекта искаженного образа Ислама, сформировавшегося в Европе между XII и XIV вв., от которых неотделимы соответствующие аспекты контрастирующего образа католического Христианства. Поскольку жители Западной Европы думали о себе именно так, этот подразумеваемый образ можно назвать образом Западной Европы. Христианство считалось абсолютной религией, привлекавшей к себе людской разум. Это была мирная религия, обращавшая людей в свою веру убеждением, религия аскетизма, умерщвлявшая все плотские побуждения. Этот образ, возможно нигде не декларировался в таком виде, но он подспудно присутствовал в образе Ислама.

Значение встречи с Исламом для Европы

В ходе лекций, которые легли в основу данной книги, был кратко рассмотрен длительный исторический период, теперь остается сделать некоторые выводы о значении для Христианства этой встречи с Исламом.

Соприкосновение Западной Европы с мусульманской цивилизацией вызвало у европейцев многостороннее чувство собственной неполноценности. Мусульманская техника во многих отношениях превосходила европейскую, зажиточным мусульманам была доступна гораздо большая роскошь, но, вероятно, главное заключалось не в этом. Сначала непобедимость сарацин внушала страх, но затем норманские рыцари доказали, что равны им в военной доблести. Тем не менее распространение власти мусульман устрашало. В начале XII в. европейцы полагали, что мир состоит из трех частей: Азии, Африки и Европы. Самая большая из них, Азия считалась почти целиком мусульманской, так же как и Африка, однако далеко не вся Европа была христианской. Таким образом получалось, что почти две трети мира принадлежит мусульманам. Всех христиан, вступивших в контакты с мусульманами, угнетала их непоколебимая уверенность в собственном превосходстве. Вообще чувства европейцев по отношению к мусульманам весьма напоминают чувства непривилегированных классов в крупном государстве. Подобно этим классам, европейцы обращались к религии как к средству утвердить свои позиции против господствующей группы, именно к тем двум ее формам, которые можно считать новыми разновидностями Христианства: к культу св. Иакова из Компостеллы и к Крестовым походам. Паломничество в Компостеллу и всеобщий энтузиазм, вызванный Крестовыми походами на Иерусалим, были сходными как близнецы, очагами народного религиозного движения.

Искажение образа Ислама было необходимо европейцам, чтобы компенсировать это чувство неполноценности. Один из основных вкладов в этот новый образ был внесен Петром Достопочтенным, заказавшим “Толедский сборник” и составившим одновременно с этим “Свод мусульманских доктрин” и “Опровержение” этих доктрин. Это произошло около середины XII в., когда освоение арабской науки и философии еще не продвинулось так далеко. Таким образом, европейская интеллектуальная зависимость от Ислама, возможно, мало связана с этим чувством неполноценности, хотя стоит напомнить, что два работавших для Петра Достопочтенного переводчика, Роберт Кеттонский и Херманн Далматийский, изучали астрономию, прежде чем он побудил их взяться за переводы. Следовательно, Петр Достопочтенный должен был сознавать, что новые знания исходят от сарацин, и, возможно, это подсознательно вызвало у него ощущение неполноценности по отношению к ним. Образ Ислама, созданный к тому времени христианскими учеными, позволил прочим христианам считать борьбу с мусульманами борьбой во имя света против тьмы. Мусульмане могли быть сильны – но теперь христиане были уверены в своем религиозном превосходстве.

Война света и тьмы – это звучит прекрасно, но теперь люди понимают, что тьма, приписываемая врагам, это лишь проекция собственной тьмы, которую не желают признать. Так, искаженный образ Ислама следует рассматривать как проекцию как проекцию теневых сторон европейца. Преувеличенная сексуальность , приписываемая сарацинам, существовала и в Европе, но не соответствовала христианскому идеалу. Согласно христианским представлениям, сексуальность была “плотской”, а все плотское мешало душе, т. е. истинно человеку обрести вечную жизнь. По этим представлениям, монашеское целомудрие ставилось выше, чем жизнь в браке. Интересно было бы выяснить, не приходил ли на практике европеец, так восхвалявший на словах превосходство безбрачия, к сознанию того, развитие сексуальных возможностей открывает заманчивую перспективу?

Тот факт, что некоторые передовые личности подошли к пониманию того, как “Ислам” заместил в этих представлениях зло, содержащееся в самой Европе, свидетельствует о растущем самосознании европейского Христианства. Например, о Джоне Уайклифе, чья деятельность приходится на вторую половину XIV в., один современный ученый пишет:

“Основные черты Ислама он считал столь же характерными для Западной церкви своего времени. Это не значит, что он был благосклонен к Исламу, совсем напротив. Отличительными чертами как Ислама, так и Западной церкви, по его мнению были гордыня, алчность, властолюбие и корыстолюбие, проповедь насилия и предпочтение слову Господню людского хитроумия. Эти отличительные черты были причиной разделения между самими христианами на Западе, они же положили границу между Западом и его окружением”. (Souuthern, Western Views. P. 79).

Говоря о западной церкви в целом, Уайклиф даже употребляет выражение “мы, Западные Магометы”. Поскольку искаженный образ был так важен для жизни самой Европы, неудивительно, что он просуществовал века.

THE INFLUENCE OF ISLAM ON MEDIEVAL EUROPE
Edinburgh University Press,1972 (Islamic Surveys, 9)

Монтгомери. Уотт У. Влияние ислама
на средневековую Европу. М., 1976
(фрагмент книги)


Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.

Распространение ислама

Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Карта Арабского халифата

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

которые читают вместе с этой





В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Средневековый мусульманин во время молитвы

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Школа при мечети

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

На этом уроке мы поговорим об исламском мире в эпоху Средневековья, о распространении этой религии по Земному шару, а также о расколе среди ее приверженцев.

Откуда взялись

Мир ислама в Средние века характеризовался числом стран, государственной религией которых была религия пророка Мухаммеда – основателя данной веры. В период Средневековья количество таких стран значительно превышало количество государств, исповедующих христианскую религию как католическую, так и православную.

Как известно, ислам первоначально был принят арабскими племенами. Впоследствии он начал шириться завоеванными арабами территориями. Первоначально обращение в ислам жителей на захваченных территориях не носило принудительного характера – те, кто хотели исповедовать другую религию, никаким образом не притеснялись. Арабы весьма терпимо относились к христианам и буддистам, которые проживали на захваченных ими землях, естественно, в том случае, если они уважительно относились к мусульманской вере.

Однако в 9 веке арабы ввели подушный налог – одну десятую дохода (нечто похожее на церковную десятину), который должны были платить все, кто не исповедовал ислам. Это вынуждало людей принимать мусульманство, так как отдавать десятую часть своего заработка было невыгодно, и, кроме того, многие христиане и буддисты, ознакомившись с постулатами новой религии, были готовы ее принять.

В 10 веке именно мусульманская религия сумела объединить все арабские страны в единое теократическое государство Арабский халифат со столицей в Дамаске. После падения Аравийского халифата мусульманство уже прочно закрепилось во многих странах и продолжало быть государственной религией.


http://on-infantry.narod.ru/srvec/imgi/8009.jpg

В конце 7 века в мусульманском мире происходит церковный раскол. Верующие-мусульмане разделились на две большие группы: первые были приверженцами ортодоксального ислама и называли себя суннитами; вторая группа верующих являлась поклонниками религиозных учений последователя пророка Мухаммеда – его ученика Али и именовались шиитами.

Сунниты в конце концов одержали верх над шиитами, так как их группировка была, во-первых, более многочисленной, а, во-вторых, население больше поддерживало ортодоксальную веру без каких-либо отступлений от нее.

Впоследствии на протяжении следующих 5 веков шииты подвергались разнообразным гонениям, к примеру, им запрещали отправлять религиозные службы, вступать в брак, занимать какие-либо государственные должности и так далее. Очень часто шииты организовывали восстания, даже вооруженные, отстаивая при этом не только свою религиозную позицию, но и требуя для себя улучшения условий жизни. Но так как суннитами были в основном главы всех мусульманских государств, эти восстания легко подавлялись, а зачинщики восстаний жестоко наказывались.


Таким образом, с утверждением суннитов общественная жизнь, быт, вопросы судопроизводства и государственного строя в средневековых странах, исповедующих ислам, строились исключительно на основе Корана – священной книги мусульман. Каждый истинно верующий мусульманин был обязан пять раз в день творить молитву и соблюдать пост во славу Аллаха на протяжении одного месяца - рамадана. Регламентировалась также еда, которую можно было употреблять в семьях верующих. Кораном было строго запрещено употреблять в пищу свинину (свинья считалась нечистым животным) и пить алкоголь, который, как говорилось в Коране, преподнес человеку дьявол.

http://s020.radikal.ru/i718/1402/a6/9aef31c53fdb.jpg

Достаточно странным запретом в мусульманской идеологии является то, что исламом запрещалось рисовать изображения людей и зверей. Так, в средневековой (да и впоследствии в Новое время ситуация мало изменилась) мусульманской живописи абсолютно отсутствуют изображения животных и человека. Их заменяют потрясающие орнаменты, которые часто рисовались на шелковых тканях. Эти орнаменты были главным эстетическим наполнением мечетей, в отличие от христианских святынь, где фрески и мозаика в церквях обычно изображали жития святых и Иисуса Христа.

Система образования в исламском мире заключалась обычно в том, что при мечетях - мусульманских храмах - создавались начальные школы для мальчиков из зажиточных семей. Учителями часто были муллы – мусульманские священники. В данных школах преподавали арифметику, грамматику, а также изучали религиозные догматы ислама.

Женщины в мусульманском обществе существенно ограничивались в правах и свободах: они не имели права молиться вместе с мужчинами, женщина не имела право зайти на мужскую половину в доме истинно верующего, не имела право открыть свое лицо при постороннем мужчине и так далее. Однако нужно признать, что в эпоху Средневековья ущемление женских прав было обычной практикой даже в христианской Европе

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в период Средневековья ислам достаточно быстро распространился на планете, найдя себе многочисленных приверженцев. Раскол в исламском обществе отнюдь не ослабил позиций данной религии, общество стало жить исключительно по законам Корана. До настоящего времени мусульманская религия, наряду с христианской и буддистской, является одной из крупнейших мировых религий с огромным количеством верующих.


В уроке говорится об особенностях периодизации Средних веков в странах Востока. Рассматриваются различия европейского и восточного феодализма. Описывается процесс возникновения ислама и его распространения в странах Востока. Рассказывается о создании теократического исламского государства – Арабского халифата.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Исламский мир в Средние века"

Вопросы занятия будут такими: Средневековье как этап истории Востока; возникновение ислама; Арабский халифат.


В частности – частое несовпадение хронологических рамок Восточного Средневековья и европейского. Различия во временных границах истории Средних веков для разных регионов Востока. В целом, под Восточным Средневековьем следует понимать период между древностью и началом колониализма – активного проникновения европейских государств на Восток. В истории Европы феодализм являлся социально-экономическим и социально-политическим содержанием Средневековья. На Востоке также существовала феодальная система. Но в своей основе она сильно отличалась от таковой на Западе.


Принципиальные отличия европейского феодализма от восточного заключались в том, что в Западной Европе развилась особая форма феодальной частной собственности. Феодалы (господствующее сословие) владели землёй на условиях договора и эксплуатировали зависимых крестьян. Для Европы было характерным сложное переплетение вассально-ленных отношений. Значительная степень независимости феодалов от верховной власти. На Востоке верховным собственником земли являлось государство в лице правителя. Знать обладала своим статусом и богатством по мере причастности к верховной власти. Представители господствующих слоёв не были отделены от государства.


В Средневековье на Востоке господствовал появившийся ещё в древности тип власти-собственности. Характерным явлением был контроль государства над перераспределением земли. В таких условиях появление западных форм феодального землевладения не представлялось возможным. Следствием этого стала стабильность социальной структуры восточного общества.


На Востоке каждый получал ровно столько, сколько предписывала традиция, в соответствии с положением человека в государстве и обществе.

5–7 века стали эпохой коренного перелома в мировой истории. Временем формирования двух великих миров – христианского, из которого вырастет европейская цивилизация и исламского, объединившего многие цивилизации Азии и Африки. Основным фактором развития этих миров стала религия. Она определила их самобытность, устройство общества, нравы и обычаи,

духовность и культуру.

В 8 веке произошло первое решающее столкновение христианского и исламского миров.


Оно сильно повлияло на их самоидентификацию. С этого момента миры христианства и ислама оказались неразрывно связанными. Эта связь проявлялась в различных формах – от крайней вражды до тесного сотрудничества. Она на многие столетия определила и во многом до сих пор определяет ход всемирной истории.


В исламе важную роль играет культовая, обрядовая сторона.


В ходе исторического развития ислам видоизменялся. Появилось дополнение к Корану – Сунна – Священное предание, излагающее примеры из жизни пророка Мухаммеда, как образцы для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. С появлением Сунны связано разделение ислама на два направления – шиизм и суннизм. Шииты (относительное меньшинство в исламе) ограничиваются почитанием Корана. Считают, что наследниками Мухаммеда могут быть только его прямые потомки.


Сунниты, сторонники наиболее многочисленного направления, наряду с Кораном, признают святость Сунны. Возвеличивают ряд халифов, не признаваемых шиитами.

Ислам, как и иные религии, неоднороден. В нём существует множество

ответвлений и сект.

Ислам – самая молодая мировая религия. Число его приверженцев в современном мире составляет около полутора миллиардов человек.


Основателем и центральной фигурой ислама является Мухаммед.

В начале 7 века он начал выступать с проповедями нового учения среди своих соплеменников – курайшитов. Мухаммед утверждал, что ему открылась высшая истина и дано было узнать Аллаха – единого Бога.

Пророк выступал против суеверий, критиковал язычество.


Призывал всех арабов закончить вражду и объединиться в одной вере. Осуждал излишнее богатство знати, говорил о необходимости помощи беднякам. Но речи Мухаммеда вредили богатой верхушке племени. Поэтому он со своими последователями был изгнан из Мекки (главного города курайшитов).


Учение Мухаммеда быстро распространилось среди арабских племён.

Мекка с её святилищем Каабой стала главным религиозным центром ислама.

После смерти в 632 году, Мухаммед был погребён в Медине. Этот город также стал одним из важнейших центров ислама. Принятие ислама стало основой, на которой произошло объединение арабских племён.


Халиф исполнял функции светского и духовного правителя. Обладал беспрекословным авторитетом у подданных и абсолютной властью над ними.

Омейяды – с середины 7 по середину 8 века. Абассиды – с середины 8 по середину 13 века.

Уже при первых халифах начались арабские завоевания.


и их государство. Кроме того, завоевания приносили военную добычу, позволяли взимать дань с покорённого населения. После возникновения халифата джихад из основания для политического и религиозного объединения арабов стал инструментом завоевания новых территорий.


Арабское государство разрослось до небывалых размеров. В него вошли земли Ирака, Сирии, Палестины, Ирана, Северной Африки.

Но политическая обстановка в Арабском халифате была неустойчивой.

Постоянная борьба за власть между исламской родовой знатью и родственниками пророка Мухаммеда ослабляли единство государства.

В 661 году заговорщики убили четвёртого праведного халифа Али. Власть перешла к династии Омейядов.

При Омейядах военные походы арабов продолжались. К середине 8 века владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии.


На завоёванных Омейядами землях шла активная исламизация населения. В большинстве случаев она носила мирный характер. По большей части из-за того, что покорённые зороастрийцы (персы) и христиане видели в исламе и своих религиях ряд общих черт. Но в большей степени успешной исламизации способствовала экономическая политика арабов. В халифате налоги, взимаемые с мусульман, были значительно ниже уплачиваемых иноверцами.


При Омейядах в халифате укрепилась центральная власть. Появились высшие центральные органы управления. Военное ведомство контролировало все вооружённые силы и их снабжение. Финансово-налоговое ведомство курировало все внутренние дела, поступления в казну и отвечало за сбор статистики. Почтовое ведомство отвечало за почту, связь, доставку государственных грузов.

Государство Омейядов было разделено на пять крупных наместничеств.

Их центры находились в Ираке, Аравии, Египте, Закавказье, Западной Африке.


Наместничества управлялись эмирами, которые назначались из центра. Но как в Арабском халифате, так и в иных мусульманских государствах Средневековья сущность власти оставалась неизменной.

Вся земля принадлежала Аллаху. От его имени землёй распоряжался правитель государства. Таким образом, реальным верховным собственником земли являлось государство, а её непосредственным распорядителем – халиф.

Отсюда ряд особенностей системы феодальных отношений, сложившейся в арабском халифате: преобладание общинного землевладения;

выплата держателями наделов ренты в государственную казну;

наличие большого количества небольших наделов отчуждаемой земли;

освобождение от налогов земель халифа, правящей династии, религиозных учреждений; пожалование права взимания налогов с определённой территории чиновникам и военным за службу.

При Омейядах происходила арабизация населения халифата. В частности, на арабский было переведено всё государственное делопроизводство. Это язык стал универсальным средством общения народов халифата.

В основе социальной структуры халифата находилась религиозная мусульманская община – умма.


Её структура определялась шариатом – комплексом предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Все члены уммы были равны перед Аллахом, но в реальности для мусульманского общества были характерны значительное имущественное и социальное неравенство.

Несмотря на это в халифате не сложилась иерархическая система, подобная феодальной лестнице в Западной Европе.

В середине 8 века власть в халифате перешла в руки династии Аббасидов.


Их основные усилия были направлены на сохранение прежних завоеваний.

При Аббасидах продолжалась дальнейшая религиозно-культурная интеграция мусульманского мира. Однако при них же произошёл распад халифата на ряд крупных и мелких исламских государств. Аббасиды стали последней династией Арабского халифата. В 1258 году, вместе с падением Багдада под натиском монголов, он прекратил своё существование.


Таким образом, под Восточным Средневековьем следует понимать период между древностью и началом колониализма. В 7 веке в Аравии возник ислам – одна из мировых религий. Центральной фигурой ислама является Пророк Мухаммед. В 7 веке был создан Арабский халифат – теократическое исламское государство. Халифат просуществовал до середины 13 века.

Мир Ислама в Средние века характеризовался числом стран, государственной религией которых был Ислам. В период средневековья количество таких стран значительно превышало количество христианских государств.

Распространение Ислама

Первоначально принятый арабами, Ислам начал шириться территориями, которые они захватывали. Первоначально обращение в Ислам не носило принудительного характера. Арабы весьма терпимо относились к христианам и буддистам, которые проживали на захваченных ими землях.

Однако позже, в IX веке арабы ввели налог, которые должны были платить все, кто не исповедовал Ислам. В результате люди были вынуждены принимать новую религию, так как отдавать десятую часть своего заработка захватчикам имели возможность далеко не все.

Именно Ислам объединил в X веке все арабские страны в единое теократическое государство Арабский халифат. После падения Арабского халифата, мусульманство уже закрепилось во многих странах и продолжало быть государственной религией.

В период средневековья Ислам вышел далеко за пределы Аравийского полуострова. Новая религия нашла активную поддержку в Малой Азии, на Балканах, в Индии и многих государствах центральной Африки.

Удивительно, но уже в середине средневековья, восточные торговцы смогли распространить свою религию среди европейцев, которые считались ревностными католиками. Страны, которые приняли Ислам, постепенно превращались в теократические государства: глава государства исполнял функции религиозного наставника своего народа.

Раскол в Исламе

В конце VII века в мусульманском мире произошел первый раскол. Верующие разделились на две группы: одни были приверженцами ортодоксального Ислама и называли себя суннитами, вторые были поклонниками учений последователя Мухаммеда Али, и именовались шиитами.

На протяжении пяти веков шииты были подданы гонениям. Очень часто они организовывали различные восстания, отстаивая не только религиозную позицию, но и требуя для себя улучшения экономического состояния.

Но так, как суннитами были главы всех мусульманских государств, эти восстания легко подавлялись.

Быт в мусульманских странах в эпоху Средневековья

Общественная жизнь, быт, вопросы судопроизводства и государственного строя в стране - в мусульманском средневековом мире строились исключительно на основе Корана. Каждый мусульманин был обязан совершать ежедневную молитву и соблюдать пост на протяжении одного месяца.

Регламентировалась также еда, которую подавали на стол в семьях верующих. Мусульманам было строго запрещено употреблять в пищу свинину и пить алкоголь. Достаточно странным является то, что Исламом запрещалось рисовать людей и зверей.

Так в средневековой мусульманской живописи абсолютно отсутствуют изображения животных и человека. Их заменяют потрясающие орнаменты, которые часто рисовались на тканях и были главным эстетическим наполнением мечетей.

При мусульманских храмах создавались начальные школы. Учителями часто было духовенство. В школах преподавали арифметику, грамматику, а также изучали религиозные догматы Ислама.

В Исламских семьях женщины существенно ограничивались в правах и свободах. Однако в эпоху средневековья это было обычной практикой даже в христианской Европе.

Читайте также: