Европейский путь от просвещения к революции кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Й вопрос.На смену Реформации под влиянием происходивших в ходе её преобразований пришло Просвещение, которое в XVIII и первой половине XIX в. определяло духовное развитие наиболее передовых общественных слоёв Европы. Под Просвещением в широком смысле понимается распространение среди населения путём образования знаний и культуры среди населения. В основе его лежало убеждение в решающей роли разума и науки в развитии общественных отношений. Впервые оно зародилось в Англии, где наиболее видными его представителями являлись Дж. Локк, Дж. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э Шефтсбери.Но особенно большое развитие Просвещение получило во Франции в период с 1715 по 1789 гг. Широкую известность, в том числе и в России, тогда получили произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха.В Германии много для Просвещения сделали Лессинг, Гердер, Гёте.В США просветители Джефферсон, Франклин и Пейн дополнительно активно участвовали ещё и в общественно-политической жизни страны. То же самое приходилось делать и российским просветителям Новикову и Радищеву.В своих произведениях просветители выступали не только против невежества, насилия и религиозного фанатизма, но и против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу и гражданские права людей. Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену религиозно-феодальным моральным и политическим критериям пришли буржуазно-капиталистические принципы. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. С этого времени главными общественными ценностями стали господство разума, главенство науки и стремление к установлению деловых связей между людьми. Рано или поздно между ними и абсолютными монархиями должен был произойти конфликт, чреватый революционными потрясениями. Первые революции произошлив XVI и XVII вв., в Нидерландах (1566-1579) и Англии (1642-1688). Они способствовали формированию новой модели взаимоотношений личности, общества и государства, либеральной политической идеологии. В XVIII в. политические теории Просвещения и нежелание абсолютных монархов осуществлять буржуазные реформы привели к Великой Французской революции(1789-1793).

Лекция 2

Российская империя в XVIII веке.

1. Имперские преобразования Петра I.

2. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

1. Европейский путь от Просвещения к Революции.

2. Период наполеоновских войн.

3. Образование Соединённых Штатов Америки.

Непосредственным поводом к ней послужила попытка Людовика XVI созвать Генеральные Штаты, не собиравшиеся до этого с 1614 г., чтобы они вотировали сбор налогов для пополнения казны. Однако депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне) повторили то же самое, что и депутаты Английского парламента в 1642 г., то есть отказались поддержать своего короля и, собравшись отдельно, 9 июля 1789 г. провозгласили себя Учредительным собранием. Основной задачей его являлась разработка конституции, ограничение королевской власти и проведение буржуазно-демократических преобразований. Но, как и в Англии, король отказался признать конституционный порядок, вызвав тем самым дальнейшее углубление революции. 14 июля 1789 г. восставший народ взял штурмом королевскую тюрьму Бастилию, что символически означало начало Великой Французской революции. В ходе революции кардинально решался аграрный вопрос. Общинные земли и земли сторонников монархии поступили в распоряжение крестьянства. Уничтожались все феодальные повинности. Церковь была отделена от государства. Королевская чета казнена. Конституция, принятая 24 июня 1793 г., провозгласила Францию республикой. Однако затем началась нисходящая фаза революции, в ходе которой происходило идейное перерождение политических партий и их лидеров. В конечном итоге, выдвинутый революцией республиканский генерал Наполеон Бонапарт, 9 ноября 1799 г. осуществил военный переворот и установил личную диктатуру. Эта дата считается не только концом революции, но и началом переходного периода к следующему этапу западноевропейской цивилизации.




В июне 1812 г. его армия вторглась в пределы Российской империи. При этом завоеватель рассчитывал на поддержку крепостного крестьянства, которому им была обещана свобода от помещиков. Однако вместо этого французы встретили ожесточённое сопротивление всех русских людей, сплотившихся для защиты своего Отечества. Не оправдались надежды Наполеона и на лёгкую победу над русской армией. Находившийся во главе её фельдмаршал М.И. Кутузов навязал Наполеону непонятную для него стратегию и тактику войны. 8 сентября 1812 г. у села Бородино произошло решающее сражение, в котором морально-психологическую победу одержали русские. Вступив затем в сожжённую Москву, наполеоновская армия окончательно утратила боевой дух, обречённая на поражение. При отступлении в сражениях под Тарутино, Малоярославцем и на реке Березине она была окончательно разгромлена.

Тем не менее, было бы исторически неправильно рассматривать личность Наполеона лишь с позиций его врагов. Объективно он не только представлял национальные интересы Франции, но и своими победами в войнах с европейскими монархами расшатывал феодальные устои в завоёванных странах. Наполеоновский Гражданский кодекс, принятый в 1804 г. во Франции, стал образцом для подражания и в других странах. И лишь в России для него не было надлежащих политических и экономических условий. Но побывав в буржуазной Франции, русские офицеры заразились от неё передовыми идеями. Российский же император, Александр I, наоборот, сменил свои либеральные идеи на реакционные принципы, встав во главе Священного союза России, Пруссии и Австрии для подавления всего свободолюбивого в Европе. Однако идеи Великой Французской революции нашли отклик даже в самодержавной России в лице дворянских революционеров, которые 14 декабря 1825 г. вывели солдатские полки на площадь перед царским дворцом с требованием введения конституционного правления.

Однако рабство в США имело гораздо большее значение, чем аграрное. За целые столетия оно смогло заразить расизмом не только южан, но и северян, официально просуществовавшее до 60-х гг. XX века. Более того, этнический расизм трансформировался в расизм социальный. Биологические законы, открытые Ч. Дарвиным, политическая и экономическая элита США перенесла на отношения между трудом и капиталом и другие формы конкурентной борьбы. Она выступала против социальных реформ, не осознавая, что сильные и слабые в обществе, органически связаны между собой. Однако и по сей день существует деление на полноценных и неполноценных американцев. Не случайно кандидат на пост президента от республиканской партии Митт Ромни обвинил кандидата от демократической партии Барака Обаму в том, что его электорат не имеет права на социальную помощь только потому, что платит меньше налогов, чем республиканские избиратели. Теория социал-дарвинизма оправдывала все преступления капитализма в США и за их пределами. Но нетрудно видеть, что и в России имеют место беспощадная борьба за выживание, убийства конкурентов, передел собственности, коррупция, сращивание государства с олигархией.

1. Историческое значение Великой Французской революции.

2. Наполеоновские войны и их влияние на европейское развитие.

3. Американская война за независимость 1775-1783 гг.

Й вопрос.На смену Реформации под влиянием происходивших в ходе её преобразований пришло Просвещение, которое в XVIII и первой половине XIX в. определяло духовное развитие наиболее передовых общественных слоёв Европы. Под Просвещением в широком смысле понимается распространение среди населения путём образования знаний и культуры среди населения. В основе его лежало убеждение в решающей роли разума и науки в развитии общественных отношений. Впервые оно зародилось в Англии, где наиболее видными его представителями являлись Дж. Локк, Дж. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э Шефтсбери.Но особенно большое развитие Просвещение получило во Франции в период с 1715 по 1789 гг. Широкую известность, в том числе и в России, тогда получили произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха.В Германии много для Просвещения сделали Лессинг, Гердер, Гёте.В США просветители Джефферсон, Франклин и Пейн дополнительно активно участвовали ещё и в общественно-политической жизни страны. То же самое приходилось делать и российским просветителям Новикову и Радищеву.В своих произведениях просветители выступали не только против невежества, насилия и религиозного фанатизма, но и против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу и гражданские права людей. Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену религиозно-феодальным моральным и политическим критериям пришли буржуазно-капиталистические принципы. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. С этого времени главными общественными ценностями стали господство разума, главенство науки и стремление к установлению деловых связей между людьми. Рано или поздно между ними и абсолютными монархиями должен был произойти конфликт, чреватый революционными потрясениями. Первые революции произошлив XVI и XVII вв., в Нидерландах (1566-1579) и Англии (1642-1688). Они способствовали формированию новой модели взаимоотношений личности, общества и государства, либеральной политической идеологии. В XVIII в. политические теории Просвещения и нежелание абсолютных монархов осуществлять буржуазные реформы привели к Великой Французской революции(1789-1793).

Лекция 2

Российская империя в XVIII веке.

1. Имперские преобразования Петра I.

2. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

1. Европейский путь от Просвещения к Революции.

2. Период наполеоновских войн.

3. Образование Соединённых Штатов Америки.

Непосредственным поводом к ней послужила попытка Людовика XVI созвать Генеральные Штаты, не собиравшиеся до этого с 1614 г., чтобы они вотировали сбор налогов для пополнения казны. Однако депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне) повторили то же самое, что и депутаты Английского парламента в 1642 г., то есть отказались поддержать своего короля и, собравшись отдельно, 9 июля 1789 г. провозгласили себя Учредительным собранием. Основной задачей его являлась разработка конституции, ограничение королевской власти и проведение буржуазно-демократических преобразований. Но, как и в Англии, король отказался признать конституционный порядок, вызвав тем самым дальнейшее углубление революции. 14 июля 1789 г. восставший народ взял штурмом королевскую тюрьму Бастилию, что символически означало начало Великой Французской революции. В ходе революции кардинально решался аграрный вопрос. Общинные земли и земли сторонников монархии поступили в распоряжение крестьянства. Уничтожались все феодальные повинности. Церковь была отделена от государства. Королевская чета казнена. Конституция, принятая 24 июня 1793 г., провозгласила Францию республикой. Однако затем началась нисходящая фаза революции, в ходе которой происходило идейное перерождение политических партий и их лидеров. В конечном итоге, выдвинутый революцией республиканский генерал Наполеон Бонапарт, 9 ноября 1799 г. осуществил военный переворот и установил личную диктатуру. Эта дата считается не только концом революции, но и началом переходного периода к следующему этапу западноевропейской цивилизации.

В июне 1812 г. его армия вторглась в пределы Российской империи. При этом завоеватель рассчитывал на поддержку крепостного крестьянства, которому им была обещана свобода от помещиков. Однако вместо этого французы встретили ожесточённое сопротивление всех русских людей, сплотившихся для защиты своего Отечества. Не оправдались надежды Наполеона и на лёгкую победу над русской армией. Находившийся во главе её фельдмаршал М.И. Кутузов навязал Наполеону непонятную для него стратегию и тактику войны. 8 сентября 1812 г. у села Бородино произошло решающее сражение, в котором морально-психологическую победу одержали русские. Вступив затем в сожжённую Москву, наполеоновская армия окончательно утратила боевой дух, обречённая на поражение. При отступлении в сражениях под Тарутино, Малоярославцем и на реке Березине она была окончательно разгромлена.

Тем не менее, было бы исторически неправильно рассматривать личность Наполеона лишь с позиций его врагов. Объективно он не только представлял национальные интересы Франции, но и своими победами в войнах с европейскими монархами расшатывал феодальные устои в завоёванных странах. Наполеоновский Гражданский кодекс, принятый в 1804 г. во Франции, стал образцом для подражания и в других странах. И лишь в России для него не было надлежащих политических и экономических условий. Но побывав в буржуазной Франции, русские офицеры заразились от неё передовыми идеями. Российский же император, Александр I, наоборот, сменил свои либеральные идеи на реакционные принципы, встав во главе Священного союза России, Пруссии и Австрии для подавления всего свободолюбивого в Европе. Однако идеи Великой Французской революции нашли отклик даже в самодержавной России в лице дворянских революционеров, которые 14 декабря 1825 г. вывели солдатские полки на площадь перед царским дворцом с требованием введения конституционного правления.

Однако рабство в США имело гораздо большее значение, чем аграрное. За целые столетия оно смогло заразить расизмом не только южан, но и северян, официально просуществовавшее до 60-х гг. XX века. Более того, этнический расизм трансформировался в расизм социальный. Биологические законы, открытые Ч. Дарвиным, политическая и экономическая элита США перенесла на отношения между трудом и капиталом и другие формы конкурентной борьбы. Она выступала против социальных реформ, не осознавая, что сильные и слабые в обществе, органически связаны между собой. Однако и по сей день существует деление на полноценных и неполноценных американцев. Не случайно кандидат на пост президента от республиканской партии Митт Ромни обвинил кандидата от демократической партии Барака Обаму в том, что его электорат не имеет права на социальную помощь только потому, что платит меньше налогов, чем республиканские избиратели. Теория социал-дарвинизма оправдывала все преступления капитализма в США и за их пределами. Но нетрудно видеть, что и в России имеют место беспощадная борьба за выживание, убийства конкурентов, передел собственности, коррупция, сращивание государства с олигархией.

Эпоха Просвещения, как ее называют, была важным этапом в развитии европейской истории. Она противостоит общей философии как виду духовного образования, которое имеет свою идеологическую предпосылку. Миссия мыслителей эпохи Просвещения основывалась на признании того, что человеческая история, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение к большему совершенству. Поэтому самосознание их современности считалось истинным историческим сознанием.

Конечно, мыслители эпохи Просвещения уделяли большое внимание человеческой субъективности, то есть таким составляющим внутреннего мира индивида, как разум, эмоции и воля. Однако особое внимание они уделяли разуму, который якобы обеспечивает относительную целостность личности и отвращает ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволило мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.

Просвещение и буржуазные революции. Решающий удар по феодализму был нанесен только в результате Французской буржуазной революции (1789-1794). Просвещение стало главным идеологом революции. Основной движущей силой этих революций было крестьянство (бедные классы). Главной темой революции был аграрный вопрос.
Одной из характерных черт буржуазной революции в Англии был союз буржуазии с новой аристократией, что объясняло ее половинчатый характер. Буржуазия и новая аристократия были ведущим классом. Движущей силой были народные массы. Революция в Англии была революцией высших классов, поскольку аграрный вопрос был решен в пользу лендлордов. Буржуазия проводила массовые огораживания и сгоняла крестьян с их земель. Результатом стала промышленная революция и первоначальное накопление капитала.

Революция во Франции была первой и единственной, которая привела к полной победе над феодальной аристократией и монархией. Во Франции не было буржуазной аристократии. Революция носила народный характер. Это привело к замене феодального угнетения капиталистическим. Террор устанавливается в Англии и Франции: диктатура Кромвеля (1652) и установление власти Бонапарта (1795). Все революции заканчивались реставрацией. Гражданская демократическая революция в Америке (1775-1783). В 1777 году, в разгар революционной войны английских колоний за независимость в Северной Америке, под давлением народа земли лоялистов (монархических землевладельцев) были конфискованы, но большая их часть была распродана в счет уплаты внешних долгов и перешла в руки спекулянтов. С 1777 года земельные сертификаты выдавались для привлечения добровольцев в армию. Конфискация земли скваттерами. Аграрный вопрос не был решен.

Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция - Общие черты эпохи Просвещения

Общие черты эпохи Просвещения

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбниц разработал доктрину относительности времени, пространства и движения.

Деизм — течение в философии, представители которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением природы и Бога и отвергали возможность вмешательства Бога в дела человека и процессы природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объяснялось на основе материалистических и научных идей; в вопросах познания они отдавали предпочтение эмпиризму.

Утопическое социалистическое (коммунистическое) направление в философии эпохи Просвещения начало появляться в середине XVIII века, но особую популярность получило во время Великой французской революции 1789-1794 годов и после ее окончания.

Среди французских утопических социалистов (коммунистов) были Маблис, Морелли, Бабёф, Оуэн и Сен-Симон.

Главным интересом социалистов-утопистов была проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Томас Гоббс (1588 — 1679), был учеником и последователем философской традиции Ф. Бэкона. Гоббс отстаивал идею о том, что формирование государства основано на социальном (общем) соглашении.

Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Он также разработал свои собственные теории, продолжая эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.

Основные этапы в развитии культуры Просвещения

Просвещение и культурная критика. Традиционно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:

Просвещение и революционное движение

Французские мыслители эпохи Просвещения внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания в обществе.

Ренессансный идеал свободной личности получил атрибут универсальности и ответственности: человек эпохи Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Мыслители эпохи Просвещения сосредоточились на проблеме наилучшего общественного устройства. Мыслители эпохи Просвещения верили в возможность построения гармоничного общества.
Глубокие изменения в социально-политической и интеллектуальной жизни Европы, в сочетании с зарождением буржуазных экономических отношений, определили основные доминанты культуры XVIII века.

Основными центрами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. — …года последней революции в Англии началось Просвещение. Это была славная эпоха, которая началась с одной революции и закончилась тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 г. — мир изменился. Пережитки феодализма все больше выветривались, все громче заявляли о себе буржуазные условия, которые окончательно укрепились после Великой французской революции.

В восемнадцатом веке также наблюдался подъем буржуазной культуры. На смену старой феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, писателей нового века просвещения.

Критика абсолютной монархии. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление, возникшее во Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

"Век Просвещения", "век революций" - эти эпитеты, пожалуй, наиболее точно передают своеобразие восемнадцатого столетия. В деяниях и помыслах людей, определявших духовный облик одной из величайших переломных эпох в истории человечества сокрыты ключи к пониманию многих черт нашего времени, берут начало процессы, обретшие полную силу лишь десятилетия спустя.
Литература, посвященная как Просвещению, так и Французской революции, более чем обширна. Однако, далеко не все сюжеты исчерпаны. Напротив, разрешение одних вопросов нередко оказывается прологом новых исследований.
Просвещение и революция, ставшая заключительным, самым мощным аккордом "века разума", порой воспринимаются как два конца единой нити. Не греша против истины, можно назвать просветителей если не родоначальниками, то, по меньшей мере, провозвестниками событий, всколыхнувших весь европейский континент. Влияние их суждений на умонастроения тех, кто вершил судьбы революционной Франции, бесспорно, хотя и неоднозначно. Но какую роль в истории идей Просвещения сыграла, в свою очередь, революция? Явилась ли она воплощением предначертаний просветителей, пусть даже искаженным силой непреодолимых обстоятельств? Или же опровергла пророчества "просвещенного разума"?
Вероятно, есть немало исследовательских приемов, которые позволяют более или менее верно разрешить подобные вопросы. Авторы статей, вошедших в сборник, попытались приблизиться к ответу, обратившись к творчеству публицистов, воспитанных "веком просвещения и революций". Как совмещались в их сознании идеалы просветителей с реалиями Французской революции? И хотя в статьях анализируются, на первый взгляд, частные суждения, все-таки речь идет не о сугубо индивидуальном восприятии, Ибо и Гердер, и Бриссо, и Макинтош, и остальные герои очерков были не просто незаурядными и самобытными личностями, но и принадлежали к числу законодателей общественного мнения. Некоторые из них были действующими лицами революционных баталий во Франции, другие - наблюдателями сторонними, но не безучастными.
Сравнение видения революции и ее духовных истоков извне со взглядом из самой гущи событий - весьма заманчивая и, по всей вероятности, плодотворная тема исследований. С этой точки зрения, статьи, включенные в сборник, дают крайне ценный материал для последующих более широких обобщений. Кроме того, они прямо затрагивают и другую, не менее важную, проблему. "Век Просвещения", подобно любому "веку", означающему не временной период, а некий уклад жизни или образ мировосприятия, не вмещается в жесткие хронологические рамки. Его границы условны даже в пределах одной страны, не говоря уже о целом регионе или континенте. Век английского Просвещения не совпадает с веком Просвещения немецкого или испанского. Влияние национальных условий на судьбы идей - вопрос, безусловно, интересный, но трудно разрешимый. Впрочем, авторы и не претендовали на исчерпывающие ответы. Их исследования - лишь предисловие к более широким, фундаментальным работам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Кузьмичева Е.К. Фейхоо-и-Монтенегро и становление исторической мысли испанского Просвещения

Лебедева Е.И. Революция в зеркале просвещенного сознания (исследование литературной корреспонденции Блен де Сенмора) (на сайте Французского ежегодника)

Карп С.Я. Бриссо и Гельвеций

Плавинская Н.Ю. Представления Монтескье о республике и их оценка в жирондистской прессе

Ростиславлев Д.А. Из истории журналистики периода якобинской диктатуры (О некоторых особенностях газеты Ж.Р.Эбера "Пер Дюшен")

Кузнецов И.Н. Гердер о Великой французской революции

Петинова А.И. Джозеф Пристли и революционная Франция

Чудинов А.В. Развитие взглядов Дж.Макинтоша на французскую революцию в 90-е годы XVIII в. - см. текст автореферата автора на соискание ученой степени доктора исторических наук

Улунян А.А. Роль идейного наследия французской и американской революций XVIII в. в становлении общественно-политических взглядов А.Кораиса

Темкин В.А. Идеи Просвещения в творчестве Пи-и-Маргаля

Кузьмичева Е.К. Фейхоо-и-Монтенегро и становление исторической мысли испанского Просвещения

Карп С.Я. Бриссо и Гельвеций

Плавинская Н.Ю. Представления Монтескье о республике и их оценка в жирондистской прессе

Читайте также: