Европейский нигилизм ницше кратко

Обновлено: 02.07.2024

Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.

Пять главных рубрик в ницшеанской мысли

Поясняя волю к власти в качестве основного свойства всего сущего, Ницше указывает на стремление любого живого растущего организма к экспансии. Но Хайдеггер думает, что в странном определении сути сущего как воли к власти Ницше не дарвинист и не биолог, а мыслитель; он не сообщает о своих наблюдениях над природой, а впервые дает слово скрытому положению вещей, давно действовавшему в истории сущего, прежде всего — в человеческой истории.

В своей миссии переоценки ценностей воля к власти делает неожиданный акцент не на ценностях, а на переоценке — на своей и только своей чрезвычайной власти полагать, поддерживать и легитимировать ею же учреждаемые ценности. Смысл оценки изменяется на противоположный: ценным становится то, что позволяет власти больше властвовать, что обеспечивает ей всё больше свободы в деятельности самовластной оценки и покорения сущего. Измеряя сущее собой, или, вернее, бесконечной потребностью своего возрастания, воля к власти осуществляет в самой себе — ибо все внеположные ей истины пали — мета-физический выход за пределы мира к самой же себе как сути всего.

Постоянно превосходя свою ограниченность, воля к власти находится в беспрерывном становлении. Ее становление есть вместе превышение самой себя и возвращение к себе самой. Но ведь суть сущего — воля к власти. Получается, что и мировое сущее в растущей воле к власти возвращается к самому себе.

Нигилизм как обесценение верховных ценностей

Нигилизм, nihil и ничто

Однако на этом пути еще не открывается сущность ничто. При неудачном поиске нефти обнаруживается ничто лишь в смысле отсутствия искомой вещи, не само по себе ничто. Бурили в поисках нефти, не в поисках ничто; ничто — не такая вещь, чтобы ее вообще можно было найти с помощью механических буровых вышек и подобной аппаратуры (10, S. 27). При понимании ничто в смысле простого отсутствия, в свете непоявления ожидавшейся вещи, его сущность скрывается настолько, что даже разговоры о нем и попытки осмыслить его люди начинают с порога отметать как беспредметные, как пустую игру словами; кажется, что если ничто лишено вещественного содержания, то от него остается одно бессодержательное название [ 17 ] .

Ницшеанское понимание космологии и психологии

Нигилизм ведет к обесценению верховных ценностей, он внутренний закон этого процесса. Хайдеггер спрашивает, в чем коренится такая закономерность, и предлагает внимательней вглядеться в нигилистический процесс: что мыслится под верховными ценностями, почему они должны содержать в себе истолкование сущего, почему дело обязательно доходит до истолкования сущего как ценности, как меняется из-за этого облик метафизики?

Происхождение нигилизма. Три его формы. Верховные ценности как категории.

Ввиду сказанного Хайдеггер считает наивным и безнадежным занятием поиски истоков нигилизма в тех или иных обстоятельствах фактической истории или фиксацию в качестве начала нигилизма тех или иных ее периодов (см. особенно 13, 221–222). Корни нигилизма не в событиях, а в причинах событий: само стремление человека к осмысленному действию, на котором строится история, подвержено нигилистическому расхолаживанию. Хайдеггер поэтому не находит возможным разобраться в нигилизме, не разобравшись попутно в том, чтó такое искание мирового смысла, почему человек неспособен принять возможный разочаровывающий исход этих исканий равнодушно, а чувствует себя тогда задетым и потрясенным в своем существе. Смысл — в том числе и для Ницше в его описании форм нигилизма — есть то же, что цель, т.е. основание, на котором что бы то ни было делается, достигается, осуществляется. Верховные смыслы, или цели, опрокидываемые нигилизмом, это нравственный миропорядок, тяготение всего существующего к любви и гармонии, достижение всеобщего счастья. Впрочем, даже неотвратимое погружение всего мира в небытие, в ничто, тоже могло бы, по Ницше, служить всеобщим смыслом и целью. Сильная воля, способная любить судьбу (amor fati), прониклась бы всеобщей гибелью как собственным высшим предназначением, и по крайней мере знание истины о совершающемся в мире движении к ничто оставило бы за ней, волей, основание быть волей: воля к разрушению — всё-таки воля, и воля к ничто позволяет воле хранить свою волевую сущность, состоящую в непоколебимом обладании собой, а уже через это — ситуацией. Не ничто устрашает волю, а перспектива своего конца, не-воли, подрыв собственной возможности существования.

Нигилизм и человек западноевропейской истории

Новое полагание ценностей. Нигилизм как история.

Решительное выступление действующего субъекта Хайдеггер признает неизбежным и вынужденным в эпоху обесценения верховных ценностей. В самом деле, разрушение прежнего, и вместе всякого, порядка значимых вещей задевает человека . в его существе, оставляет его наедине со своими решениями, со своей свободой и вынуждает всерьез принять свое бытие в эту переходную эпоху всеобщей шаткости. Ценности пали, но дезориентированный мир остался и лег всей тяжестью на человека.

Выдвижение верховных ценностей, их обесценение и ниспровержение, наконец, их переоценка, а вернее, новый способ полагания ценностей исходя из воли к власти, в чем понимает свою историческую миссию классический нигилизм, — эти три вехи размечают путь нигилизма, и по ним же оказывается возможным мерить всё движение западноевропейской истории.

Так выходит, что разбор ценности не может ничего дать для понимания воли к власти; ценность в конечном счете — просто всё то, что так или иначе признаётся волей значимым для себя. Воля к власти и полагание ценностей — одно и то же; полагание ценностей есть воля к власти в аспекте ее обзорности и охватности, ориентированности на позиции, откуда просматривались бы новые перспективы ее поддержания, сохранения и возрастания.

Анализ ценности не дал определения воли к власти, хотя выявил ее обязательную связь с полаганием ценностей. Хайдеггер снова оказывается перед вопросом, что же произошло внутри западной метафизики, что она вылилась у Ницше в идею всеоценивающей воли к власти.

1. Copleston F. Friedrich Nietzsche: Philospher of culture. — (Ed. with new material). — L.: Search press; N.Y.: Barnes & Noble books, 1975. — XIV, 273 p.

2. Denken im Schatten des Nihilismus: Festschrift für W.Weischedel zum 70. Geburtstag am 11. Apr. 1975 / Hers. von Schwan A. — Darmstadt: Wiss. Buchges., 1975.—XI, 525 S. —Bibliogr.: S. 510–516.
3. Dernda J. Éperons: Les styles de Nietzsche. — P.: Flammarion, 1978. — 124 p. — (Champs Flammarion; 41).

4. Edie J.M. , ed. An invitation to phenomenology: Studies in the philosophy of experience. — Chicago, 1965. — 283 p.

5. Fink E. Nietzsches Philosophie. — Stuttgart: Kohlhammer, 1960. — 191 S. — (Urban-Bücher. Die wissenschaftliche Taschenbuchreihe; 45).

6. Frenzel I. Friedrich Nietzsche in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten/ Dargest. von Frenzel I. — München: Reinbek bei Hamburg, 1966. — 151 S. — (Rowohlts Monogr. / RoRoRo Bildmonogr. RM; 115). — Bibliogr.: S. 139.

7. Guzzoni A. Ontologische Differenz und Nichts. — In: Martin Heidegger zum siebzigsten Geburtstag: Festschrift. Pfullingen, 1959. — S. 39–51.

10. Heidegger M. Der europäische Nihilismus. — Pfullingen: Neske, 1967. — 296 S.

12. Heidegger M. Nietzsche. — Pfullingen: Neske, 1961. — Bd. 1. 662 S.; Bd. 2. 493 S.

14. Heidegger M. Was ist Metaphysik? — In: Heidegger M. Wegmarken. Frankfurt a.M., 1967, S. 1–19.

15. Heidegger M. Wer ist Nietzsches Zarathustra? — In: Heidegger M. Vorträge und Aufsätze. — Pfullingen, 1959, S. 101–126.

16. Heidegger M. Zur Seinsfrage. — In: Heidegger M. Wegmarken. — Frankfurt a.M., 1967, S. 213–253.

17. Heller P. Dialectics and nihilism: Essays on Lessing, Nietzsche, Mann and Kafka. — Amherst: Univ. of Massachusetts press, 1966. — XII, 344 p.

18. Howey H.L. Heidegger and Jaspers on Nietzsche: A Critical examination of Heideggerʼs and Jaspersʼ interpretations of Nietzsche. — The Hague: Nijhoff, 1973. — XI, 218 p. — Bibliogr.: p.212–215.

19. Janz C.P. Friedrich Nietzsche: Biographie. Bd. 1–3. —München; Wien: Hanser, 1978. — Bd. 1 . 849 S., Bd. 2. 668 S.

20. Jaspers K. Nietzsche: Einführung in das Verstandnis seines Philosophierens. — 3. unveränderte Aufl. — В.: De Gruyter, 1950. — 487 S.

21. Jaspers K. Nietzsche und das Christentum. — München: Piper, 1952. — 70 S.

22. Rung H. Existiert Gott?: Antwort auf die Gottesfrage der Neuzeit. — München; Zürich: Piper, 1978. — 878 S. —Bibliogr.: S.769–859.

23. Laruelle F. Heidegger et Nietzsche. — Magazine litteraire, P., 1976, № 117, p.12–14.

24. Laruelle F. Nietzeche contra Heidegger: Thèses pour une politique nietzschéenne,. — Paris Payot, 1977. — 252 p.

25. Leist F. Exietenz im Nichts: Versuch einer Analyse des Nihilismus. — München: Manz, 1961. — 267 S. — Bibliogr.: S.271–276.

26. Löwith K. Heidegger: Denker in dürftiger Zeit. — 2. erw. Aufl. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1960. — 112 S.

27. Löwith K. Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkunft des Gleichen. — Stuttgart Kohlhammer, 1956. — 244 S.

28. Möller J. Absurdеs Sein?: Eine Auseinanderseteung mit der Ontologie J.P.Sartres. — Stuttgart: Kohlhammer, 1959. — 230 S. — Bibliogr.: S.227–230.

29. Nietzsche F. Werke /Hrsg. von Nietzsche-Arch. — Leipzig: Naumann, 1894 — 1912. — Bd. 1 – 19.

30. Nietzsche-Studien: Intern. Jahrbuch für die Nietzsche-Forschung / Hrsg. von Behler E. et al. — B.; N.Y.: De Gruyter, 1979. — Bd. 8. — VIII, 483 S. — Bibliogr. S.464–478.

31. Nihilismus: Die Anfänge von Jacobi bis Nietzsche / Eingel. und hrsg. von Arendt D. — Koln: Hegner—Bücherei, 1970. — 393 S. — Bibliogr.: S.391–393.

32. Der Nihilismus als Phänomen der Geistesgeschichte in der wissenschaftllchen Diskussion unseres Jahrhunderts/ Hrsg. von Arendt D. — Darmstadt: Wiss. Buchges., 1974. —VI, 365 S. — (Wege der Forschung; Bd. 360). — Bibliogr.: S.355–365.

33. Regina U. Heidegger: Dal nichilismo alla Dignità dellʼuomo. — Milano: Vita e pensiero, 1970. — (Pubbl. dellʼ Univ. cattol. del Cuore S. Saggi e ricerche. Ser. 3—a. Scienze filos.; 10) — XV, 416 p. — Bibliogr.: p.1–4.

34. Severino E. Essenza del nichilismo. — Brescia: Paideia, 1972. — 495 p. — Bibliogr.: p.10.

35. Severino E. Gli abitatori del tempo: Cristianesimo, marxismo, tecnica. — Roma: Armando, 1978. — 184 p.

36. Weier W. Nihilismus: Geschichte, System, Kritik. — Paderborn etc.: Schöningh, 1960. — 387 S. — (Abhandlungen zur Philosophie, Psychologie, Soziologie der Religion und Ökumenik. N.F.; H. 39).—Bibliogr.: S. 363–365. Indices: S. 367–387.

37. Weier W. Die Grundlegung des Nihilismus in der Existenzphilosophie. — Theologie u. Philosophie, Freiburg etc., 1975, Jg. 50, N 2, S.183–205.

38. Weischedel W. Der Gott der Philosophen: Grundlegung einer philosophischen Theologie im Zeitalter des Nihilismus. — 2. Aufl. — München: Nymphenburger Verl. —Buchh., 1972. — Bd. I. XXII, 516 3.; Bd. 2. X, 277 S.

39. Wolff H. Friedrich Nietzsche: Der Weg zum Nichts. —Bern: Francke, 1956. — 309 S.

40. Yannaras C. De lʼabsence et de lʼinconnaissance de Dieu dʼaprès les écrits aréopagitiques et Martin Heidegger. — P.: Les Editions du Cerf, 1971. — 134 p.

Читайте также: