Постреализм в литературе это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

"ПОСТРЕАЛИЗМ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
1. Гипотеза о постреализме
В 1990-е годы в критике зазвучали голоса о сближении модернизма и постмодернизма с реализмом, о формировании нового типа поэтики, преобразующего элементы "родительских" систем в новое химическое соединение*341. Интересно, что фактически одновременно подобные гипотезы высказываются и на Западе Так, в американской критике появился целый ряд исследований*342, в которых выдвигается идея о том, что англоязычный постмодернизм в лице таких писателей, как поздние Норман Мейлер и Джон Фаулз, а также Роберт Кувер, Дональд Бартелм, Маргарет Этвуд Тони Моррисон, Дон Делилло, Макс Эпл и некоторые другие приходит к своеобразному возрождению реалистического импульса, точнее, к некоему компромиссу между постмодернизмом и реализмом. С. Стрихл, автор монографии "Проза в квантовой вселенной" (1992), определяет это явление как "актуализм", поясняя, что все эти авторы
"утверждают и процесс искусства (в его авторефлексивности и сознании собственных традиций), и реальность (главным образом, реальность постмодернистского мира, детально осознающего свою природу и историю). Эта проза принимает и сад за окном и само окно. . . Разрушая фальшивую и ограничительную альтернативу между реализмом и антиреализмом, эти постмодернистские авторы создают оригинальное сплетение обоих волокон литературного наследия"*343.
Возможно, синтез реализма, модернизма и постмодернизма представляет собой процесс, выходящий за пределы одной национальной культуры и характеризующий становление новой масштабной парадигмы художественности и шире: нового типа культурного сознания?*344 Однако специфика русской литературы состоит в том, что в ней поиски синтеза между постмодернизмом и реализмом были в огромной степени стимулированы актуализацией опыта литературы 1920 - 1930-х годов, долгое время пребывавшей под цензурным запретом. Влияние Замятина, Платонова, Мандельштама, Ахматовой, Пастернака на современный литературный процесс неуклонно возрастало, начиная с "оттепели". К 1990-м годам сформировалось, как минимум, два литературных поколения, с младых ногтей впитавших в себя уроки "запрещенной" классики, притом что именно запретность придавала произведениям, написанным полвека назад, особую остроту и актуальность.
Еще в 1924 году Евгений Замятин писал:
"Все реалистические формы - проектирование на неподвижные, плоские координаты Эвклидова мира. В природе этих координат нет, этого ограниченного неподвижного мира нет, он - условность, абстракция, нереальность. И потому реализм - нереален: неизмеримо ближе к реальности проектирование на мчащиеся кривые поверхности - то, что одинаково делают новая математика и новое искусство"*345.
Метод, прогнозируемый Замятиным, вбирает в себя "идею-страсть" классического реализма - устремленность к постижению всего спектра отношений между человеком и миром, но теперь в XX веке он стоит перед несравненно более усложнившимся представлением о личности и действительности. Неотъемлемой частью этих представлений стали алогизм, абсурдность, логическая непостижимость - недоступные для "эвклидова" реализма. Кризис традиционного русского реализма, по-видимому, раньше других ощутил Достоевский. Именно он, опережая свой век, увидел вместо целесообразного космоса бездну и, ужаснувшись ею, стал, с одной стороны, подвергать сомнению все мироустройство, а с другой - лихорадочно искать разрешение противоречий в широком спектре ценностей - от Божьей воли до слезинки ребенка.
Но даже Достоевский (как показала, например, Н. В. Драгомирецкая*346), как и его предшественники, вводит в систему своих эстетических координат некую изначальную позицию, заданную религиозной, просветительской или какой-либо иной авторитетной "инстанцией". Эта позиция может лишь мерцать в общей идее, в самом предварительном замысле вещи, но все равно автор с нею соотносит творимый им художественный мир.
Исходная аксиома "позиции": в реальности есть смысл! (Версия традиционного реализма. ) Или наоборот: в реальности нет смысла! (Версия модернизма. ) Однако в XX веке многие художники не решились ни утверждать, ни отрицать. Они отказались от позиции, заменив ее непрерывным вопрошанием: а есть ли смысл в реальности? что есть реальность? как сделать смысл реальным, а реальность осмысленной? Именно по этому пути пошли и Чехов, Бунин, и еще более радикально - Бабель, Замятин, Платонов, Мандельштам.
Так рождается новая парадигма художественности. В ее основе лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Именно этот феномен мы определяем термином постреализм.
Принципиальная новизна постреализма видится в том, что в sro основе лежит новая эстетика. Наиболее полно эта эстетика была сформулирована М. М. Бахтиным. Сегодня уже стали общепризнанной классикой его теоретические идеи об амбивалентности народной культуры, о полифоническом романе как форме, узаконивающей равноправие всех голосов и отсутствие последнего слова о мире; взгляд на роман как на такое жанровое образование, которое, в противоположность эпопее, ориентируется на живую становящуюся современность и на незавершенный характер ("он или больше своей судьбы или меньше своей человечности") - наконец, его теория "романного слова" как глубоко диалогизированной структуры и хронотопа как материализованного единства определенного пространства и времени, обладающего самодостаточностью и формирующего свой тип бытия, отличный от бытия в ином хронотопе.

Но если рассматривать эти идеи не порознь, а в единстве (тем более что и разрабатывались они в едином хронологическом потоке - с конца 1920-х до начала 1940-х годов), то перед нами предстанет целая эстетическая система. В сущности, Бахтин закладывает основы новой релятивной эстетики, которая предполагает взгляд на мир как вечно меняющуюся текучую данность, где нет границ между верхом и низом, своим и "чужим", вечным и сиюминутным. Близкие к бахтинским идеи звучат в эссе Мандельштама "Разговор с Данте" (1933). Особенно показательны его рассуждения о поэтическом слове ("слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку"), о "гераклитовой метафоре", "подчеркивающей текучесть явления"; о "кинетически раскаленном сравнении", которое "никогда не диктуется нищенской логической необходимостью". Здесь прозреваются принципы новой, релятивной поэтики. Речь идет о новом творческом "инструментарии", позволяющем осваивать мир как дискретный, алогичный, абсурдный хаос - и более того, искать в нем смысл.
Релятивная эстетика постреализма вместе с тем противоположна духовному релятивизму. Она нацелена на "глухонемое осознание связи сущего" (слова Вяч. Иванова) вопреки хаосу и из глубины хаоса. Причем для художников советской эпохи, как Мандельштам, Платонов, Ахматова, Булгаков, ясное, горькое осознание хаоса наполнялось не только метафизическим, но и вполне конкретным смыслом - все их творчество было ответом на хаос трагической истории, государственного насилия, ломившегося "в халтурные стены "московского злого жилья"".
Стратегия постреализма оказывается близкой постмодернистскому диалогу с хаосом. Но в постреализме диалог с хаосом приобретает несколько иные очертания и иные цели*347. Во-первых, в постреализме никогда не подвергается сомнению существование реальности как объективной данности, как совокупности множества разнопорядковых обстоятельств, так или иначе влияющих на человеческую судьбу. Во-вторых, постреализм никогда не порывает с конкретным измерением человеческой личности. Именно через человека и ради человека постреализм пытается постигнуть хаос, чтобы найти в его глубине нить, опору, за которую человек мог бы держаться, которая могла бы стать оправданием и смыслом единственной человеческой судьбы, разворачивающейся в "обстоятельствах" хаоса.
В таких произведениях, как "Наводнение" Замятина, "Реквием" Ахматовой, в рассказах Добычина и романах К. Вагинова, в романах и повестях Платонова 1930-х годов, в московских и воронежских тетрадях Мандельштама, в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" формируются следующие структурные принципы постреализма:
1. Сочетание детерминизма с поиском внекаузальных (иррациональных) связей. Отсюда характерное для Ахматовой и Пастернака, Цветаевой и Мандельштама парадоксальное совмещение почти архитектурной четкости лирического сюжета, высокой интеллектуальной связности образов с невиданным доверием к просодии - звуковым метафорам, инерции ритма, к интонационным ауканьям и отголоскам, понимаемым как инструментарий интуитивного нащупывания связей между человеком и миром, между существованием и бытием.
2. Взаимопроникновение типического и архетипического как структурная основа образа, приводящая к сочетанию социальности и психологизма с исследованием родового и метафизического слоев человеческой натуры. Отсюда та сращенность социально-типического, даже густо замешанного на натурализме, с трансцендентным в платоновском "сокровенном" человеке. Отсюда же характерное для зрелого Мандельштама взаимопроникновение "современного" бытового плана и плана культурфилософского, или легендарного (мандельштамовский "человек эпохи Москвошвея" легко входит в роль пушкинского Вальсингама и еврея-изгоя Александра Герцовича, ему душевно родственны и "писатель-гоголек", и "неизвестный солдат", гибнущий в аравийском месиве).
3. Амбивалентность художественной оценки. Оценка становится неразрешимой проблемой и для автора, и для читателя. Достаточно вспомнить те аттестации, которые современная критика давала инженеру Николаю Вермо из "Ювенильного моря" Платонова - от восторженно-патетических до разоблачительно-иронических. Аналогичный разброс оценок возникает и по отношению к Воланду Булгакова.
4. Моделирование образа мира как диалога (или даже полилога) далеко отстоящих друг от друга культурных языков, и прежде всего - языков остро современных и архаических. Отсюда активизация "памяти жанра" (Бахтин) народного плача в "Реквиеме" Ахматовой, отсюда сопряжение социального сюжета с библейским мифом о строительстве Вавилонской башни в "Котловане" и с Апокалипсисом в "Чевенгуре" Платонова.
Уже в первых произведениях постреализма происходит восстановление космоса. Это новый релятивный космос, космос из хаоса. Этот космос открывает цельность мира в его разрывах, связность - в конфликте противоположностей, устойчивость - в самом процессе бесконечного движения. Такой космос не примиряет с хаосом и не навязывает ему никаких умозрительных "чертежей". Но он, по меньшей мере, изнутри упорядочивает хаос диалогическим прением сторон, организующим, но не замыкающим освоение "страшного мира". Космос, который открывался в первых произведениях постреализма, укреплял сопротивляемость человека не только казарменному единомыслию, но и духовному релятивизму."

С начала 1990-х годов в русской литературе развивается новое яв­ление, которое получило определение постреализма. Принципиальная новизна постреализма видится в том, что в его основе лежит новая эстетика. Бахтин закладывает основы новой релятивной эстетики, которая предполагает взгляд на мир как на вечно меняющуюся текучую данность, где нет границ между верхом и низом, своим и чужим. Структурные принципы постреализма были сформированы в произведениях 1930-х годов. Но только c 1990-х годов есть основания говорить о постреализме как об определённой системе художественного мышления, как о набирающем силу литературном направлении.

· В основе по­стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель­ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему.

· Реальность воспринимается как объек­тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от­мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс­лению мира.

Постреализм конца 20 века неоднороден:

Ø Другое течение в постреализме конца 20 века связано с переосмыслением масштабных религиозно-мифологических систем путем создания современных версий Священного писания (Ф. Горенштейн, А. Иванченко, А. Слаповский, В. Шаров)

Реализм

В русской литературе 1990-х годов возникает целый ряд попыток вернуться к реалистической эстетике 19 века, значительно её переосмыслив.

· Реалисты по-прежнему исходят из представления о том, что в мире есть смысл — только его надо найти.

· Личность по-прежнему обусловлена внешними, в том числе социальными, обстоятельствами, формирующими духовно-интеллектуальный мир человека.

· Неонатурализм

Особое направление в неонатурализме представляет женская проза. Важнейшей чертой этой прозы является то, что в ней "чернушный" хаос и повседневная война за выживание, как правило, разворачиваются вне особых социальных условий - напротив, "новая женская проза" обнажает кошмар внутри нормальной жизни: в любовных отношениях, в семейном быту. Именно в женской прозе происходит важная трансформация "чернухи": открытая в этой прозе телесность создает почву для неосентименталистского течения 1990-х годов.

· *Неосентиметализм

Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность.

Разумность воспринимается как источник фикций (Тело же выступает как неотменимая подлинность. И чувства, окружающие жизнь тела, признаются единственно несимулятивными).

Единственным спасением для человека оказывается способность отдать свое тело другому (Сексуальность осознается здесь как поиск диалога).

*Данное литературное течение выделяется только Н.Л. Лейдерманом и М.Н. Липовецким

С начала 1990-х годов в русской литературе развивается новое яв­ление, которое получило определение постреализма. Принципиальная новизна постреализма видится в том, что в его основе лежит новая эстетика. Бахтин закладывает основы новой релятивной эстетики, которая предполагает взгляд на мир как на вечно меняющуюся текучую данность, где нет границ между верхом и низом, своим и чужим. Структурные принципы постреализма были сформированы в произведениях 1930-х годов. Но только c 1990-х годов есть основания говорить о постреализме как об определённой системе художественного мышления, как о набирающем силу литературном направлении.

Постреализм конца 20 века неоднороден:

Ø Другое течение в постреализме конца 20 века связано с переосмыслением масштабных религиозно-мифологических систем путем создания современных версий Священного писания (Ф. Горенштейн, А. Иванченко, А. Слаповский, В. Шаров)

Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.

  • ДО ПРЕЗИДІЇ СПІЛКИ ПИСЬМЕННИКІВ УКРАЇНИ
  • ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА
  • ДО А. С. МАЛИШКА
  • БК Спортліга – реєстрація, коефіцієнти, тоталізатор, переваги
  • Онлайн казино Cat: условия сотрудничества
  • Бездепозитный бонус казино Украины
  • Рейтинг букмекерів: для чого він потрібен і яка користь гравцям
  • Игорный оператор Friends Casino: особенности площадки
  • ТОП покер румов для игры: кто попадает в список лучших?
  • Зникоме розцвітання

Літературне місто - це унікальна онлайнова бібліотека та освітній ресурс одночасно! Тут ви знайдете навчальні матеріли, літературу та книжки, що допоможуть вам у навчанні та викладанні. На Літмісті широко представлені матеріали по мовознавству, які ви не знайдете в інших бібліотеках.

Вам допоможе велика колекція матеріалів з літературознавства, а також з психології - практичної та теоретичної. У нашій електронній бібліотеці ви знайдете багато художніх творів українських і не тільки авторів.

Ексклюзивний підбір матеріалів з культурології, історії України і не тільки стануть в нагоді як студенту, так і викладачу. Окрім того, тут ви знайдете багато періодичних видань та наукових робіт, серед яких тільки ексклюзивні та якісні. Також до вашої уваги рубрика Это интересно! Електронна бібліотека Літературне місто завжди рада допомогти!

Рассмотрим четыре попытки описать формат современного литературного процесса в целом.

Думается, догадки Н. Ивановой отражают все же скорее эпизодическое проявление быстроменяющегося литературного ландшафта. Возможно, поэтому ее концептуальная идея не было поддержана.

Самое важное в теории постреализма – решимость ввести современную литературу в круг экзистенциальных проблем. По мысли авторов, этим понятием можно было охарактеризовать художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. Признаки духовной ситуации – разрыв с традициями, потеря преемственной связи с прошлым и неверие в будущее. Гармонии и порядка в мире нет. Его базисная, единственная и неотменимая данность – хаос. С этим приходится считаться литературе, которая являет собой опыт самоопределения в тотальном хаосе, в кромешном мраке жизни.

Поначалу писатели играли с хаосом – так возник постмодернизм. Но затем тип отклика на ситуацию меняется. В произведениях постреалистов происходит реабилитация космоса. Писатель создает среди хаоса собственный гармонизированный мир, свой собственный свет в сердце тьмы. Это выращивание смысла из бессмыслицы – без зерна, на пустом месте, усилием личной воли. Бытие в небытии.

Художник-постреалист не ограничивает себя в выборе средств повествования, соотнося их лишь со своей целью, но во всяком случае отказывается от абсолютизации игрового начала и не принимает постмодернистского релятивизма. Авторами упраздняется монополия постмодернистской установки на игровое взаимодействие с хаосом. Если готового смысла в мире нет, нужно его построить своими руками.

Тоска по смыслу брезжит в теории постреализма. Постреализм выглядит уже не просто новым литературным методом, но и новым методом жизни. В обосновании постреализма немало намеков на своего рода богостроительство. Авторами теории вводится закон взаимозависимости, а именно – сочувствия, взаимных участия и помощи. Литература видится обезболивающим и успокаивающим средством, а еще – агитатором за чувства добрые. Она призвана ослабить железную хватку тревог и забот, кольцом сжимающих человеческое сердце, заглушить страх, загладить беду и боль человека добротой и лаской, приобщить к сентименталистскому набору добродетелей.

Концепция метамодернизма вступает в перекличку со сходным по главному вектору с идеями вышеназванных авторов, определением актуальных тенденций искусства в арт-критике последних десятилетий. Это концепт трансавангарда, который в принципе не менее продуктивно, как мне представляется, описывает литературную реальность наших дней.

По самой первой оценке, это состояние культуры, открывающее возможность утвердить новую живописность, экспрессивность, фигуративность, телесность, сильно выраженное личностное начало. Свободное сочетание любых художественных практик и стилей прошлого и свобода историко-культурных ассоциаций не препятствуют в его эстетике стремлению к подлинности. В отличие от постмодернистов современные трансавангардисты ставят серьезную задачу постижения бытия.

- фиксирует ситуацию неистребимого художественного плюрализма (и плюрализма средств выражения, средств существования);

- поэтому вполне органично апеллирует к самым разным традициям и вдохновляется разными проектами, включая и отнюдь не авангардистского характера традиции большого размаха (реализм, романтизм и др.);

- в принципе не отказывается ни от каких средств традиционного авангарда (включая, например, сюрреализм, дада, экспрессионизм и пр.);

- отталкивается прежде всего от непосредственно предшествовавшей ему парадигмы концептуализма, в рамках которой искусство потеряло связь с человеческой жизнью и свелось к манипулированию мыслительными мнимостями [3].

Таким образом, поиски теоретического обоснования современного литературного процесса в России привели на сегодняшний день к неоднозначному результату. Однако если внимательно вдуматься в содержание предлагаемых версий описания литературной новизны, в них можно найти немало общего. Трудно сказать, появится ли в близком будущем единая, синтезирующая теория актуального литературного процесса. Но сам по себе генеральный вектор его описания заслуживает внимания.

Список использованной литературы

2. Бонито Олива, Акилле. Искусство на исходе второго тысячелетия [Текст] / Акилле Бонито Олива. – М.: Художественный журнал, 2003. – 217 с.

3. Ермолин, Е. А. Русская проза, XXI век (Топография российского литературного трансавангарда) [Текст] / Е. А. Ермолин // Russian Philology / Русская филология. Occasional papers. №35 (2016). A Publication of the School of Russian Studies. The English and Foreign Languages University. Hyderabad – 500007, India. – С.57-68.

6. Лейдерман, Н., Липовецкий, М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме [Текст] / Наум Лейдерман, Марк Липовецкий // Новый мир. – 1993. – № 7. – С. 233-252.

7. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Т. 2 [Текст] / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М.: Издательство Академия, 2003. – 688 с.

Источник: Ермолин Е.А. ТРАНСМЕТАРЕАЛИЗМ, ПОСТРЕАЛИЗМ, МЕТАМОДЕРНИЗМ И ТРАНСАВАНГАРД КАК СИТУАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЕ XXI В. // XV Виноградовские чтения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.М. Миркурбанов. Екатеринбург: УГЭУ, 2019. С. 103-109.

Читайте также: