Эволюция культуры от времен античности до эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изучение многообразия существующих философских и научных определений культуры. Отслеживание развития и проявления культуры в Древней Греции, Риме, в Европе в XVII—XVIII веках, России. Рассмотрение культуры как мировоззрения и норм поведения в цивилизации.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.01.2014
Размер файла 34,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Становление понятия "культура" от античности до наших дней

Оглавление

1. Представления и понятия культуры

2. Развитие и проявление культуры в истории

2.2 XVII--XVIII века

2.4 Россия XIX--XX века

2.3 Россия XVIII века

3. Культура как мировоззрение и норма поведения в цивилизации

3.1 Культура и цивилизация

3.2 Культура как мировоззрение

3.3 Культура как нормы поведения

Введение

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, от лат. antiquus - древний. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития мировой культуры важнейшим вопросом является ее формирование и развитие. Античность как тип культуры является фундаментом мировой культуры.

1. Представления и понятия культуры

Культура (от лат. cultura,от глагола colo, colere -возделывание, позднее -воспитание, образование, развитие, почитание) -понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура является предметом изучения философии, культурологи, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит -- существовать.

Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура -- это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку) и к самому себе.

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации:

Культура понимается как…

2. Развитие и проявление культуры в истории

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234--148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) -- самом раннем памятнике латинской прозы.

В латинском языке слово имеет несколько значений:

* возделывание, обрабатывание, уход, разведение

* земледелие, сельское хозяйство

* воспитание, образование, развитие

2.2 XVII--XVIII века

2.3 Россия XVIII века

Природа -- возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. -- Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

2.4 Россия XIX--XX века

3. Культура как мировоззрение и норма поведения в цивилизации

В современном понимание, культура делиться на несколько разновидностей:

Культура антропологическая - со стороны деятельности - есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура информационно-семиотическая - есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

3.1 Культура и цивилизация

Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность -- цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.

3.2 Культура как мировоззрение

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

3.3 Культура как нормы поведения

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих: Жизненные ценности - Нормы поведения - Артефакты (материальные произведения).

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Заключение

культура философский цивилизация мировоззрение

Список литературы

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов -- 4-е изд -- М Академический Проект,. Трикста, 2003 -- 496 с

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. -- М.: Мысль, 1983.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. -- М.: Мысль, 1983.

Подобные документы

Понятие античной культуры. Этапы развития культуры Древней Греции, ее принципы мировоззрения. Основные черты крито–микенской культуры (эгейской). Шедевры гомеровского периода, произведения искусства и архитектуры эпохи архаики. Греческая ордерная система.

презентация [1,3 M], добавлен 11.04.2014

Расцвет и упадок крито-микенской культуры, ее влияние на становление античного мира. Этапы развития культуры Древней Греции периода расцвета полисных структур. Социальные идеалы и нормы античного полиса и их воплощение в искусстве Древней Греции.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 11.07.2015

Роль Древней Греции и ее культуры в мировой истории. Периоды развития древнегреческой культуры. Суть греческой общины-полиса, пути ее развития. Афины и Спарта как два центра древнегреческой цивилизации. Эпоха эллинизма. Литература, искуство и философия.

реферат [29,9 K], добавлен 12.10.2011

Основные черты античной модели мира, характер их формирования и развития, понятие античности. Величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение и роль в развитии человечества и европейской культуры. Древнегреческая мифология, театр и полис.

реферат [19,6 K], добавлен 18.12.2009

Проблема, связанная с определением понятия "культура" и попытки ее определения. Структура и функции культуры. Феномен массовой культуры. Проблема соотношения цивилизации и культуры. Научное понимание "цивилизации". Культура как социогенетика цивилизации.

контрольная работа [30,2 K], добавлен 12.01.2010

Становление культуры российской цивилизации. Российская национальная культура как объект исследования, ее существенные особенности и основные понятия. Общие закономерности и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 27.11.2013

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации. Особенности и роль крито-микенской культуры. Нашествие дорийцев и развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры. Культура периода архаики. Политическая жизнь Греции в V в. до н.э.

Становление европейской культуры прочно связано с ее историей: войны и захваты, тесная торговая связь с другими государствами, возникновение религии. Однако, несмотря на то что история человека с момента появления на территории Европы и до наших дней насчитывает более 2 млн лет, письменные источники охватывают период лишь последних трех тысячелетий. Археологические же изыскания чуть приоткрывают завесу тайны культурного наследия.

Первобытное общество.

С периодом каменного века связано становление современного человека и расселение его по европейской территории. Усовершенствование оружия, жилищ - были первыми достижениями человека. К этому периоду, в плане культурного развития, относят изготовление посуды и тканей, а также наскальные рисунки.

Более поздний период характеризуется появлением первых крупных поселений. Человек занимается изготовлением оружия с элементами декора, появляются украшения из серебра и золота.

Античность.

К III тысячелетию до н. э. особенно выдвигаются вперед достижения Греции и Рима (чуть позднее). Сложение общинного строя, укрупнение поселений, развитие земледелия, а также формирование религиозной мифологической системы - все это повлияло на культурное развитие, которое впоследствии стало родоначальником всего последующего искусства Европы. Такое стремительное развитие опередило свое время на целое тысячелетие, об этом говорят как о "греческом чуде".

Это период возникновения и развития науки: математики, философии, астрономии. Своих классических форм достигают области архитектуры, скульптуры, художественного творчества. Впоследствии в эпоху "Возрождения" они рассматривались как недостижимый идеал совершенства.

Окончанием эпохи принято считать год падения Рима, V век н. э.

Средневековье. (5-15в)

Падение Римской цивилизации привело к некоторому непродолжительному периоду упадка культуры Европы в целом. Однако, в первую очередь благодаря возникновению Христианства, наступил новый виток расцвета искусства.

Карл Великий, император франков, считается одним из тех правителей, который в большей степени повлиял на возрождение культуры. По его указам открывались церковные школы, был разработан единый текст Библии, фолианты которой украшались драгоценными камнями и пластинами из драгоценных металлов, а также содержали в себе красочные миниатюры.

Изменились и философские взгляды, приобретающие все более религиозную манеру изложения и размышления. Многие ученые-философы этого периода задумывались о существовании Бытия, спорили о способе познания окружающего мира.

Средневековые школы подразделялись на светские и церковные. Изучали 7 основных предметов, так называемых свободных наук. В конце XII века в Италии появился первый университет. Значимые открытия были сделаны во многих областях науки, медицине.

В художественной литературе большую популярность завоевали рыцарские романы.

Значительному влиянию церкви подверглась архитектура. Средневековые соборы романского, а затем готического стиля, до сих пор поражают своим величием.

Эпоха Возрождения. (16-19в)

Период эпохи Возрождения считается переходным от Средневековья к Новому времени. Политические события, объединение стран, изменения уклада жизни повлекли за собой изменения и культурного плана. В разных странах возникали изменения церковного режима, что означало переход от влияния христианских идей в искусстве к возвращению к классической эпохе Античности.

Литературные изменения были связаны, прежде всего, с появлением печатного станка и первых типографий. Отклонение от рукописного текста в пользу печатного повлекло за собой широкое распространение художественных произведений. Новым направлением в литературе стал гуманизм, который впоследствии трансформировался в жанр утопии. В поэзии активно развивается такая форма, как сонет.

В скульптуре и изобразительном искусстве главную роль сыграло возвращение к античности. Понимание красоты и гармонии в изображении идеала человека и наделение его духовными, христианскими свойствами положило начало своеобразному синтезу культур. Сюжетами чаще всего становились отрывки из мифологии и истории.

Музыка также претерпела существенные изменения. Происходит формирование собственных национальных школ. Инструментальная музыка получила самостоятельность как направление искусства.

Эпоха Просвещения и промышленная революция.

Период эпохи Просвещения стал продолжением идей Возрождения. Однако, роль науки в жизни человека была возвышена над религиозной, что в большей мере сказалось и в искусстве.

Философия в этот период стала более прогрессивна и цельна. Была разработана стройная концепция прошлого и настоящего человечества и наибольший упор был сделан на обретение "светлого будущего".

Художественное искусство явилось продолжением прошлой эпохи. Основным направлением остался классицизм, но возникли и новые, такие как барокко и рококо.

Особый расцвет в этот период приобретают музыкальные жанры. Музыка эпохи Просвещения практически вытеснила другие направления в искусстве.

Культура Европы Нового времени.

С конца XIX века активную роль в искусстве играет технический прогресс. Развитие предприятий, достижения науки, новые изобретения помещают жизнь человека в искусственные рамки. Героями этого времени можно назвать тех, кто активно занимался предпринимательством.

В философии основными течениями стали фрейдизм и экзистенциализм, основной задачей которых представлялось изучение человеческой личности, ее адаптации к современным реалиям.

Художественная культура этого периода очень разнообразна. Основными жанрами были модернизм и постмодернизм, с характерными чертами ответвления от классической художественной школы. Декадентство и авангард, основные подтипы модернистской культуры, стали направлениями, изменяющими представление о цвете, пространстве и композиции в целом.

Культура Европы, со своими особенностями развития, этапами становления, оказала большое влияние на жизнь современного человека, формирование его личности и реализации творческого потенциала.

На самом деле эти понятия весьма близки, но между культурой и цивилизацией есть и существенные различия. Так, важнейшими чертами цивилизации считаются образование государства и возникновение письменности, поэтому в ней особую роль играет устойчивая организация, порядок и технологии, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начала, стремление к возвышенному идеалу и т. д.

– исторический процесс совершенствования жизни общества (П.А.Т. Гольбах);

– образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Л.Г. Морган, Ф. Энгельс);

– утилитарно-техническая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности и творчества (Г. Зиммель);

– любой отдельный (локальный) социокультурный мир (А.Дж. Тойнби);

– наиболее широкая социокультурная общность, которая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (С.Ф. Хантингтон).

Суммируя, мы можем утверждать, что цивилизация – это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура – это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Таким образом, относительная независимость культуры и цивилизации, а вместе с тем и их тесное взаимодействие, могут приводить к нарушению общественного равновесия. Так, если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, обеспечивающими ему действительный прогресс. А вот если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то начинают превалировать материальные потребности и ценности, что приводит к стагнации общественного развития, ослаблению и угасанию в нем духовного и нравственного начал. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше довлеет над культурой.

В средневековом понимании (Августин Блаженный Аврелий (354–430)) культура осознается как данная Богом возможность преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего совершенствования. Если эпоха Античности возвышала, воспевала человека, его творческие, созидательные способности, то эпоха Средневековья предписывала человеку не впадать в грех гордыни.

В эпоху Возрождения формируется новое представление о культуре как о продукте свободной созидательной активности человека – венца Божественного творения, фиксируемой в общественных явлениях и в фактах духовного и материального мира. Гуманисты Возрождения, например Д. Манетти (1396–1459) и французский философ М. де Монтень (1533–1592), даже считали, что человек способен находиться в сотворчестве с Богом, продолжить его дело – созданием новых форм из того, что предлагает природа и на основе ее законов.

Культура как самостоятельное явление общественной жизни стала рассматриваться в эпоху Просвещения. Так, на рубеже XVIII–XIX вв. сформировались два основных направления в разработке проблематики культуры. В первом направлении культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, преодолевающих дикость и варварство (французские просветители Ф.-М.А. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо), как эволюция духовности – морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающая прогресс человечества (немецкие философы – И. Кант, И.В. фон Гете, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Гердер).

В трудах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831) культура рассматривается как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.

Немецкий философ К. Маркс (1818–1883) впервые в гуманитарной науке в качестве глубинного основания культурной эволюции назвал материальное производство, считая, что состояние культуры напрямую зависит от уровня развития экономики.

Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820–1903) рассматривал культуру как живой организм, сравнивая социальные институты с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами.

Особая роль в становлении культурологических знаний принадлежит исследованиям культуры в рамках культурной антропологии. Так, в ходе интенсивных этнографических исследований XIX в. был сделан вывод о том, что культура включает в себя не высшие достижения общества, а смыслы и значения, которые определяют повседневный образ жизни людей. Именно тогда возникли первые теории культуры и сложилось несколько научных направлений: эволюционизм, диффузионизм, функционализм, историзм, представители которых осуществляли обобщение накопленного фактического материала.

Основоположником эволюционизма считается английский антрополог Э.Б. Тайлор (1832–1917). Эта культурологическая школа уподобляет культуру живому организму и считает, что культурные живые организмы в своем развитии совершенствуются от простых форм к более сложным. Эволюционных взглядов на культуру также придерживались американский этнограф Л.Г. Морган (1818–1881) и английский этнолог Дж. Д. Фрэзер (1854–1941).

Английский антрополог А.Р. Радклифф-Браун (1881–1955) полагал, что необходимо рассматривать любое социокультурное образование как структуру, т. е. совокупность взаимосвязанных элементов. Исследование культуры обязательно должно включать в себя анализ функций составляющих ее частей в отношении друг к другу и к целому.

Еще один представитель функционализма американский социолог – Т. Парсонс, который создал теорию человеческого действия. По его мнению, все поступки человека определяются одновременно тремя факторами: общепринятыми нормами, субъективными переживаниями и символическими механизмами регуляции поведения людей, т. е. культурными смыслами в виде языка, мифологии и т. п.

Основы исторического направления в культурной антропологии заложил американский антрополог Ф. Боас (1858–1942), который отрицал возможность теоретических обобщений в области исследования культур из-за уникальности каждого культурно-исторического явления и предложил свой исторический метод изучения культуры.

В рамках исторического направления сформировались теории циклических культур, авторами которых стали: в России – Н.Я. Данилевский (1822–1885), в Германии – О. Шпенглер (1880–1936), в Великобритании – А.Дж. Тойнби (1889–1975), в США – П.А. Сорокин (1889–1968). Авторы теорий циклических культур считали, что единая мировая культура распадается на множество самобытных культурно-исторических образований, которые проходят один и тот же естественный цикл развития: рождение, расцвет, увядание и смерть.

Достижением современной культурной антропологии можно считать концепцию структурализма, основоположником которой считается французский этнолог К. Леви-Стросс (1908–2009). Его теория представляет культуру как результат способности и стремления человека особым образом обозначать среду своего обитания, поэтому феномены культуры истолковываются как элементы коммуникативного процесса в обществе.

Необходимо отметить, что открытия культурной антропологии способствовали переходу от эмпирического изучения культуры к ее философскому осмыслению, когда с конца XIX – начала XX в. стали появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было ранее. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Таким образом, можно констатировать, что наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю, на протяжении которой ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному росту человека. Но, несмотря на то что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе не прекращаются. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления и творческого поиска, т. к. ее содержание и структура еще не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы и существует много методологических подходов к ее предмету.

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

эпоха возрождения кратко

Немного общих сведений

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

искусство эпохи возрождения

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

литература эпохи возрождения

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

особенности эпохи возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

черты эпохи возрождения

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

идеи эпохи возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

история эпохи возрождения

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Читайте также: