Каково устройство театральной сцены кратко

Обновлено: 05.07.2024

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.


Когда появилась первая сцена? Чем отличались сцены в Древнем мире и Средних веках? Куда прятали декорации в эпоху Возрождения? Какие сценические конструкции использовались в театрах в XXI-ом веке, и используются сейчас – на фестивалях электронной музыки? Директор сценической компании StagePro Александр Корчагин рассказал об эволюции сцен в рамках встречи в Лектории Event-SREDA, а мы публикуем текст лекции на портале Event LIVE.

Когда появилась первая сцена?

Прообраз сценического мастерства зародился в Древние века, и, хотя еще в Древнем Египте фараонам тоже показывали представления, сцена, как специально подготовленная площадка для развлечения культурных масс, появилась в Древней Греции в VI веке до н.э.

Speaker

Александр Корчагин,
директор сценической компании StagePro

В связи с огромной популярностью фестиваля, посвященного богу Дионису, возникла необходимость создать искусственные сооружения, способные вместить 15-17 тыс. человек, что составляло практически половину населения Древних Афин. Сначала конструкции были из дерева, но позже для большей прочности их стали делать из камня. Театральное мастерство бурно развивалось, и в V веке до н.э. в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров.

Photo
Photo

На рисунке изображена реконструкция театра и фото сохранившегося амфитеатра

Конструкция древнегреческой сцены

Сцена в Древней Греции состояла из нескольких элементов:

  • Орхестра — центральной круглой части сцены, где располагался хор, так как основу первых театрализованных выступлений составляло хоровое пение, которое практически исчезло только в Древнем Риме. Дальнейшее развитие театрального искусства ознаменовалось появлением пьес и вошло в летописи именами Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. В дальнейшем количество актёров на сцене увеличивалось, и роль хора стала не столь значима, поэтому необходимость в орхестре отпала. Тогда эти места превратились в прототип VIP-ложи – их стали отдавать наиболее обеспеченным и знатным зрителям.
  • Скена — так в древнегреческом театре назывались временные сооружения для переодевания актеров. Сначала это были палатки, потом они сменились капитальными постройками, которые служили гримерками для актеров, откуда они выходили в пространство, называемое проскением.
  • Проскений – это площадка, на которой актёры исполняли свои роли. Фасад скены представлял собой колоннаду или фасад дома и позволял разместить первые несложные декораций. Декорации дополнялись плоскими расписными щитами – пинаками, которые вставляли в пазы сцены. Отсюда пошло известное нам и поныне второе название картинной галереи – пинакотека.
  • Театрон – места для зрителей, открытое сооружение, оборудованное круглой или полукруглой площадкой с многоярусными ступенями для расположения людей, амфитеатром. Театрон отделялся от скены двумя проходами – пародами.

Photo
Photo

На рисунке изображены схемы древнегреческой и древнеримской сцен

Древний Рим – первый крупный реквизит и массовые зрелища

В Древнем Риме публика стала требовать более изощренных зрелищ, и часто на смену театральным постановкам приходили знаменитые представления с дикими зверями и гладиаторские бои. В самых массовых из них количество участников достигало 16 тысяч человек. Тот еще тимбилдинг на выживание!

Такие зрелища требовали постройки более масштабных площадок, и если театр в Афинах вмещал 17 тыс. человек, то Колизей, построенный в первом веке нашей эры, вмещал уже 50 000. В римских театрах начали применяться более серьезные системы механизации. Не все знают, но в Колизее проводились даже морские бои, так называемые навмахии. Позднее, после реконструкции, каналы для подведения воды были перестроены под трюмные помещения.

Photo
Photo

На фотографиях знаменитый римский Колизей. Справа – реконструкция навмахий в Колизее

Средние века – мистерии против уличных постановок

В Средние века античный театр начинает клониться к упадку – на смену трагедиям и комедиям приходят выступления мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра частично занимает цирк (ипподром) с его конными состязаниями, пользующимися огромной популярностью. Развитие культуры в Средние века тесно сопряжено с развитием христианства, а самыми яркими шоу стали клерикальные (церковные) представления, которые уже во времена Византии превратились в пышную мистерию.

В средневековье все сферы жизнедеятельности были под контролем церкви. Влияние церкви сказывалось и на развитии сценического пространства. Были запрещены гладиаторские бои и в Колизее водружен христианский крест, а цирковые и светские представления вытеснили постановки античных трагедий и комедий. Место действия перенеслось в церкви и соборы. Но массовой культуре всегда тесно в узких рамках, и постановки вышли на улицы и площади. Там устанавливали временные подмостки, а потом появились и передвижные кибитки, в которых бродячие артисты гастролировали по городам.

Photo
Photo

Эпоха возрождения – возврат к истокам и новые идеи

Эпоха возрождения постаралась вернуть все лучшее, что подарил культуре Древний мир. Возобновился интерес к древним постановкам и произведениям, а также к наследию Древней Греции в целом. Вспомнили труды римского архитектора Витрувия, который еще в I веке до н.э. сформировал основы архитектуры и принципы симметрии и целый раздел своего труда посвятил устройству сцены. Кстати, Витрувианский человек – знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, напрямую наследовал трудам именно этого деятеля науки и культуры.

Архитекторы снова стали задаваться вопросом: как должна выглядеть сцена для массовых зрелищ? В это время появилось понимание перспективы, как она строится, и каково должно быть расположение зрителей в зале

Photo
Photo

Слева деревянный театр во дворце Порто. Справа – устройство теларий.

В это же время началось активное развитие механизации сцен, т.к. Древнему миру приходилось довольствоваться весьма скромными изобразительными средствами. Первое время это были задники сцены, прислоненные к проскениуму, затем рисунки размещались между колоннами просцениума, а потом появился прообраз кулис – щиты, вставляемые в пазы боковых частей сцены. В Древнем Риме всё это дополнилось первым занавес, который не было возможности поднимать наверх, поэтому он опускался в прорезь передней части сцены. С приходом эпохи Возрождения возникли технические решения, которые позволяли декорациям сменяться. Для этого использовались теларии – поворотные треугольные призмы, которые вращались на валу. Таким образом, за одно представление декорации могли смениться трижды.

Для быстрой смены декораций в боковых частях сцены появились левый и правый карманы, а в некоторых случаях и трюмы. Для повышения динамики действия были внедрены поворотные круги – одиночные или разнонаправленные. Таким образом, у режиссеров и постановщиков спектаклей появилось куда больше возможностей для реализации своих идей.

XX век и современность – инженерные решения и оборудование

Photo

Малый драматический театр

Компания StagePro тесно сотрудничает с ведущими площадками страны, не только предоставляя в аренду, но и продавая оборудование, которое используется в ежедневной работе. Например, в Малом драматическом театре Льва Додина и в Большом драматических театре Андрея Могучего для ряда спектаклей декорации построены на строительных конструкциях Layher, которые, по задумке режиссеров, часто открыты взгляду зрителя.

Фестивальные сцены – прошлое и настоящее

В двадцатом веке сформировался новый формат массовых выступлений – фестивали. Конечно, на первых из них сценические конструкции были довольно пимитивными.

Photo

Выступают the Beatles

Photo

Сцена для концерта Пола Маккартни на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Photo

Сцена для Жана-Мишеля Жарра

  • Концерты Битлз
  • Концерт Пола Маккартни в 2004 году

А вот во что это превратилось чуть позднее, потому как помимо использования модульных конструкций, большое развитие сценических решений произошло благодаря английской компании TATE, о которой мы уже говорили.

Основным толчком для развития российской фестивальной сцены послужило 850-летие Москвы в 1997 году с грандиозным концертом Жана-Мишеля Жарра и лазерным шоу на здании МГУ. Тогда в Россию привезли первый набор строительных лесов и впервые закупили европейское оборудование – это были первые комплекты Layher. Эпоха самоварных конструкций, сделанных на коленках, закончилась.

Современные фестивальные сцены неотрывно связаны с высокими технологиями: организаторы используют video-mapping, объемные конструкции, превращающие площадку в объемную инсталляцию, устанавливают на ней многометровые экраны, пиротехнику, световое и звуковое оборудование по последнему слову техники.

Photo
Photo

Крупнейшее событие для поклонников электронной музыки в Бельгии привлекает туристов не только хедлайнерами, но и своими удивительными сценами. Проходящий в небольшом городке Бум фестиваль за восемь лет с его запуска посетили 180 тыс. человек. В 2019 году действие проходило на 18 сценах.

Больше всего внимания всегда привлекает главная сцена фестиваля, которая представляет собой масштабную, нашпигованную современными технологиями, инсталляцию. Как она выглядит можно увидеть на фото.

Photo
Photo

На фото выше – сцена Всемирных игр кочевников, международных спортивных состязаний по этническим видам спорта, проходившие в Кыргызстане на побережье озера Иссык-Куль в 2018 году. Придумала и собрала её компания Stage Pro.

Основной декорацией стал многоуровневый сценический комплекс, на который выводились световые проекции, создавая объемную картину. Сцена, образованная на первом плане, в ширину растянулась на 70 метров, а общий фронт застройки превысил 200 метров. Оборудование, которое привезли в Кыргизскую республику, чтобы оснастить площадку, заняло 25 еврофур.

Photo
Photo

Похожая на паука 360-градусная сцена тура долгое время занимала первое место в Книге рекордов Гиннеса как самая высокая сценическая конструкция. Помимо модульных конструкций для её строительства используются высоконагрузочные фермы в виде опорных башен, которые выполняют роль подвеса звуковых и световых приборов. Часть их располагается в аудитории и служит для расположения дилейного звука, а также для приборов следящего света и так называемых крыльев.

Photo

Villa Mix 2017

Photo

Villa Mix 2019

Сцена именно этого бразильского фестиваля отобрала место в Книге рекордов Гиннеса у концертного тура U2. Она была так же высока, как 23-этажный дом (69,37 метров), а её общая площадь составила 2900 квадратных метров. Организаторы использовали 1,3 тыс. метров светодиодной подсветки. Конструкцию собирали и разбирали 1,2 тыс. специалистов. С 2017 года Villa Mix считается самой высокой сценой, когда-либо построенной в мире.

Кстати, ещё мы рассказывали о самых-самых конгресс-холлах, аэропортах и ресторанах.

Photo

Озёрная сцена на Брегенцском театральном фестивале

Ежегодный фестиваль искусств проходит в австрийском городе Брегенц на пяти площадках, каждая из которых оформляется невероятными декорациями. Одна из сцен плавучая – находится прямо в Боденском озере и рассчитана на семь тысяч человек. Декорации для здешних постановок поражают!

Местная природа создаёт немало технических проблем для организаторов: периодически у озера сильно меняется уровень воды, ветер тоже усложняет работу. Вопросы безопасности здесь стоят на особом месте.

На брегенцских сценах используется специально разработанная во Франхофском институте медиа-технологий акустическая система, чем-то похожая на Dolby Digital. Поэтому звук здесь распределяется очень равномерно, как в кинотеатре.

Кто же те создатели самых смелых сценических концепций, которые поражают наши умы? В феврале 2020 в Россию впервые приедут с тренингом специалисты британского университета Backstage Academy, которые занимаются обучением специалистов в сфере ивент индустрии и разрабатывают креативные концепции мировых шоу, показанных выше. Те самые люди, которые создали образовательные стандарты индустрии и каждые 3 года выпускают из своих стен лучших специалистов отрасли

Резюмируя

Нам удалось рассмотреть основные вехи развития сцены, однако современные технологии быстро меняются и дают все больше возможностей для творческой и коммерческой деятельности представителей шоу-индустрии. Мы призываем коллег смотреть вперед, задавать высокую планку, учиться у лучших, и, кто знает, может быть вам удастся создать событие, которое войдет в историю.

Партнёрский материал. Фото предоставили: Лекторий Event-SREDA и Александр Корчагин.
Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Орфография и пунктуация автора сохранены.

Каково Устройство Театральной Сцены Какие Элементы Сценического Световое оборудование

Проектирование театра 1 часть — m_safronov — LiveJournal 16 линия сцены красная Линия, отделяющая сцену от авансцены в плоскости внутренней поверхности со стороны сцены портальной стены, как правило соответствующая передней плоскости противопожарного занавеса. Спрашивайте, я на связи!

Творческий проект по ИЗО Макет театральной сцены | Образовательная социальная сеть

Звуковое оборудование

Следующее, что находится на 99% сцен – звуковое оборудование. Именно от звукового оборудования зависит качество звука и успех выступления в целом.

Основа любого звука – акустическая система, которая может быть:

  • Активной или пассивной. Активная система содержит встроенный усилитель (требует отдельного кабеля питания), а пассивная, соответственно, нет.
  • Широкополосная или многополосная. Широкополосная – отсутствует разделение на частоты (низкие, средние и высокие), многополосная – звук разделяется на низкие, средние и высокие частоты, каждая частота при этом выводится на отдельный динамик.

Ремарка: что лучше – активная или пассивная, широкополосная или многополосная акустика? Однозначного ответа нет, у данных систем свои преимущества и недостатки.

Звуковое оборудование не заканчивается на акустических системах, а потому перечислим другое оборудование, без которого не состоится ни один концерт:

Звуковое оборудование должно работать слаженно и без изъянов, так как отключение микрофона, одной гитары или бас-бочки – ситуация критичная и может испортить весь концерт.

Виды театральных сцен | – сервис рекомендаций, основанный на мнении реальных людей штанкетные подъемы нулевого плана, боковые, основные, на промежуточной сцене, на арьерсцене лебедки с металлическими фермами, горизонтально подвешенными на тросах; используются для подъема декораций, светового, звукового и иного сценического оборудования ;. Спрашивайте, я на связи!

СП 309.1325800.2017 Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования от 29 августа 2017.

Механическое оборудование

Механическое оборудование – скелет сцены. Без него невозможно установить свет, звук и даже выпустить музыкантов на сцену. Другими словами, это такое оборудование, которое позволяет создать сцену. К данному оборудованию относятся:

  • Стойки – фундамент сцены, на которые опираются все остальные элементы;
  • Сценические фермы – предназначены для создания навеса, стен и для подвешивания оборудования;
  • Подиумы, навесы, твёрдые пластины и т.д. – предназначены для создания пола, крыши, стен и лестниц;
  • Крепёжные элементы, шарниры и кронштейны.

Также к механическому оборудованию относят различные подъёмники, лебёдки, электромоторы, электропроводку и иное вспомогательное оборудование.

План: Проблема Цель и задачи Размышление Исследование Основные требования к макету Материалы Техника безопасности Решение Контроль качества Затруднения в ходе работы Вывод Развивающий потенциал проекта

Проблемные вопросы Как изготовить макет сцены своими руками? Каково устройство театральной сцены ?

Цель: изготовить макет сцены своими руками Задачи: 1.Познакомиться с профессией сценографа . 2. Изучить основные элементы сцены и технологию изготовления макета сцены. 3. Использовать простые, доступные и экологически чистые материалы. 4. Сделать эстетически красивое проектное изделие .

Сделаем макет вдвоем с подругой! Будем использовать простые, доступные материалы. Идея!

МАКЕТИРОВАНИЕ Роль художника-сценографа материалы устройство сцены форма размеры безопасность ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ? схема обдумывания

Исследование Сценография – искусство организации театрального пространства, среды, в которой существует спектакль Макет сцены – это уменьшенная модель сцены, которую делает художник к спектаклю. Макет, помогающий создать театральные декорации, создаётся художником при помощи режиссёра.

Устройство сцены ( основные элементы ) 1. авансцена 2.поворотный круг 3. портал 4.кулисы 5.задник 6.фурки 7.nрожекторы 8.штанкеты 9.колосники

Макет позволяет увидеть решение художника в объёме, проверить размещение декораций по глубине, продумать, как лучше работать со светом. Режиссёр на макете может наглядно показать артистам мизансцены. Штанкеты

Шекспир с его могучим обобщением не терпит многословности и дробности ни в трактовке режиссера, ни в оформлении. Он требует масштабности художественного мышления, простоты и предельной продуманности каждой детали. Вот почему работа над пьесами Шекспира — пробный камень для каждого театрального художника А. Тышлер. ‘Король Лир’. Эскиз декорации. 1934

Поделка должна быть красивой и оригинальной. Сделана эстетично и аккуратно. Соблюдена технология изготовления. Наличие в макете основных элементов устройства сцены. Изделие не должно быть сложно в изготовлении. Себестоимость должна быть небольшая. Экологически чистая . Основные требования к макету:

Также к механическому оборудованию относят различные подъёмники, лебёдки, электромоторы, электропроводку и иное вспомогательное оборудование.

Все об оборудовании на сцене К примеру, одному из музыкантов могут предоставить дополнительный сценический монитор, стойку для гитары, микрофона и прочее. Спрашивайте, я на связи!

Театральная сцена - это сложно: устройство сцены в терминах и понятиях


В статье указаны не все элементы сцены. Нет описания суфлерской будки, оркестровой ямы и некоторых прочих вещей, которые (возможно) сегодня не всегда актуальны.

Арьерсцена. Задняя часть сцены, продолжение сцены, одновременно служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Планшет. Непосредственно сам пол сцены. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля.

Когда этого требует сценография, именно с колосников могут рассыпать снег и другие элементы бутафории.

Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.


Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета.

В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга.

Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода.

Портал сцены. Та рама, которая обрамляет зеркало сцены. Портал может быть постоянным. В таком случае имеется ввиду те границы, которые были заложены архитектором. Также бывают временные порталы. Они нужны, если необходимо изменить размер сцены на время спектакля, либо на время мизансцены.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала. Этот термин означает непосредственно то видимое зрителю пространство, в котором происходит сама мизансцена. Фактически зеркалом сцены можно назвать основную сцену.

Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника.

Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств.

Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала.

После каждого действия завеса опускается, чтобы после антракта вновь подняться.

Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете, а также занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала.

Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации.

Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия.

К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия.

Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования…

Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками.

Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей.

В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Читайте также: