Оформление результатов научного труда кратко

Обновлено: 08.07.2024

Рассматривая труды ученого, стоит отметить, что его суть заключается в исследовательской работе. Выполняться такая работа может как самостоятельно, так и в коллективе. В итоге данного исследования, каждый ученый, предоставляет результат научному обществу, чтобы другие могли оценить насколько качественно сделано исследование. Также это позволит научным организациям использовать в дальнейшем полученные результаты.

Иными словами, результаты научно исследовательской работы, очень важны, поскольку именно ради них и происходит выполнение научного труда в целом. Некий отчет, позволяющий доказать, что автор не зря посвятил время и усилия работе и наличие исследований.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Результат научно-исследовательской работы: требования к тексту

Основной способ выполнения и представления информации в научных работах, заключается в составлении текста. Текст обязан писаться на научном языке, где используется профессиональная терминология. Основные требования НИР, заключаются в следующих данных:

  • Наличие лаконичности и последовательность;
  • Логичность в изложении, верная структура материала;
  • Выводы и заключение.

Все это чрезвычайно важно для верного построения текста исследовательской работы. Не следует забывать, что работа является научной, поэтому, результаты носят такой же точный оттенок.

Когда пишется НИР, чрезвычайно важно использовать научный стиль изложения, а также лексику для выбора предметной области. Если результаты должны быть опубликованы в журнале из международных баз данных, тогда придется выполнить научный перевод терминов, и уделить данной деятельности больше внимания.

Стоит также заметить, что в научных работах принято брать во внимание деятельность, а также опыт прошлых исследований, что также нужно указывать в работе.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Как оформлять результаты научной работы

Чтобы результаты исследовательской работы, получали большей наглядности, лучше всего отобразить графически. Если используете графики, схемы, диаграммы, тогда это позволяет лучше и быстрее оценить полученные результаты. Таким образом, отчет будет выглядеть значительно лучше и убедительнее.

Когда готовится научная статья, являющаяся уникальной, тогда графики нужно компоновать и оформлять как отдельное приложение. Иллюстрации научной работы часто идут как основа презентации в процессе защиты.

В процессе оформления лучше не допускать длинных предложений, а также обойтись без сложных оборотов. Профессиональные термины лучше сразу объяснять, поскольку они могут оказаться незнакомы читателю.

Как видите, результаты научной работы, во многом зависят от того, как вы оформите отчет исследований. Если все будет сделано верно и по правилам, тогда получить высокий бал за работу окажется значительно проще.


Важнейшим показателем эффективности научных работников является результативность проводимых исследований. Поэтому каждый ученый должен иметь навыки представления и оформления результатов научных изысканий.

Формы представления научных результатов

Традиционно формы представления результатов исследовательской деятельности объединяют в две группы:

  1. квалификационные, подтверждающие уровень сформированности профессиональных компетенций и успешного освоения образовательной программы (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и т.д.);
  2. научно-исследовательские, демонстрирующие результативность проведенных изысканий по определенной проблематике, находящейся в разработке кафедры, института и др.

К первой группе относятся курсовые, выпускные квалификационные работы, диссертации магистра, кандидата или доктора наук. Ко второй – отчеты по НИР, отчеты участников исследований в рамках гранта, научные публикации, выступления на научных конференциях, семинарах, симпозиумах и др.

Также результаты научно-исследовательской деятельности по избранной тематике можно представлять в разнообразных форматах: в компьютерной презентации, тезисах, аналитической записке, обзоре, справке, стендовом докладе и др.

Оформление результатов исследования

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность организуется в соответствии со строго определенными требованиями к содержанию, логике изложения материала и его оформлению.

Существуют государственные документы, устанавливающие единые требования к разному виду учебно-исследовательских и научных текстов:

  • ГОСТ Р 7.0.11–2011, регламентирующий правила оформления диссертационных трудов;
  • ГОСТ 7.1–2003, рекомендованный соискателям звания кандидата или доктора наук и представляющий допустимые варианты оформления библиографических описаний в диссертациях;
  • ГОСТР 7.0.5–2008, представляющий правила составления списков использованных источников в текстах, представляющих результаты исследований (кроме текстов кандидатских и докторских диссертаций) и др.

Кроме указанных выше стандартов, авторы в процессе оформления результатов проведенных исследований обязаны придерживаться правил, установленных образовательными организациями, организаторами научных мероприятий или издателями.

Научная публикация: простые секреты

Представление результатов исследования чаще всего осуществляется в научной статье. Публикация отличается такими достоинствами, как широкая аудитория читателей-единомышленников, оперативность размещения в профильных изданиях – в электронной среде или на бумажных носителях.

Публикация служит для емкого и эффективного освещения центральных положений проделанной работы, поэтому обычно строится по определенному плану и включает обязательные компоненты:

  • обоснование актуальности проблемы;
  • контекст и цели проводимого / проведенного исследования;
  • использованные подходы и методы;
  • результативность завершенного эксперимента или его этапа;
  • прогнозирование наиболее важных выводов;
  • обозначение перспективных направлений дальнейшей разработки избранной тематики.

Статья, предназначенная к опубликованию, должна отвечать требованиям логичности, точности, соответствовать научному стилю изложения материала. Начинающему исследователю важно усвоить правила подготовки публикации на русском, английском и других иностранных языках.

Доклад на конференции

Один из способов представления результатов исследования – это устный доклад. Его эффективность определяется тем, насколько лаконично и доходчиво представлены центральные идеи исследовательского труда.

В основных частях доклада проводится защита актуальности тематики, операционализация понятий, раскрываются наиболее важные положения. Докладчик использует научный стиль речи, отличающийся логичностью, точностью, стандартизованностью.

Научный стиль предполагает обязательное включение следующих компонентов:

Специфика устной формы презентации достижений ученого-исследователя – это возможность использования научно-популярного стиля изложения материала, специальных ораторских приемов, направленных на активизацию внимания слушателей. К таким приемам относится включение обращений к аудитории, примеров, аналогий, инфографики, аудио- и видеоконтента.

Кроме устной, популярна форма стендового доклада, в котором текстовый материал сопровождается изобразительным рядом и оформляется как плакат, постер, стенд.

Экспериментальный отчет

Один из видов представления результатов исследования – это отчет по НИР. Научно-исследовательская работа, выполненная в рамках гранта, международной программы или по заданию кафедры, завершается оформлением отчетной документации. Отчет включает обязательные компоненты:

  • название, отражающее специфику методологического подхода, инструментария НИР;
  • введение, представляющее проблематику, терминологический аппарат, цель и гипотезу;
  • описание методики с указанием алгоритма проводимой процедуры, использованного диагностического инструментария и способов обработки результатов;
  • презентация результатов в форме текста, табличного и графического материала;
  • анализ полученных эффектов, их новизны и соответствия первоначальной гипотезе, существующих в науке данным.

Развернутый, корректно составленный отчет о проведенных теоретических или прикладных исследованиях позволяет дать оценку научному сотруднику или образовательной организации, является показателем эффективности.

Презентация на международном уровне

Продвижение в профессии в современном научном мире нуждается в представлении результатов исследования мировому сообществу. Форма может быть различной:

  • участие в международных научных обществах;
  • сотрудничество вузов разных стран по востребованным направлениям исследовательского поиска;
  • включение молодых исследователей в межгосударственные магистерские программы, проекты, стажировочные курсы; , интернет-форумах;
  • публикация в престижных изданиях, размещение в международных базах научного цитирования и др.

Именно коммуникация в научной сфере в современном мире является для молодого ученого первой ступенькой к успешности, а для опытного – подтверждением его заслуг перед научным сообществом.

Результаты исследований ежегодно обобщаются и анализируются и служат основой для оценки молодого или опытного ученого, кафедры, института, университета. Представленные теоретические и прикладные исследовательские проекты свидетельствуют о развитии российской науки, укрепляют ее престиж на международном уровне.

К научным работам относят учебные отчёты (курсовые, дипломные, диссертации), статьи, публикации, исследовательские и проектные труды. Они различаются объёмом, глубиной вхождения в предмет изучения и др. параметрами. Оформление научной работы любого формата выполняют в соответствии с Государственными стандартами.

Общие требования ГОСТа

В 2021 году Государственные стандарты РФ в отношении написания и оформления научных работ не изменились. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 7.32-2017. Это основной документ, который распространяется на все труды научно-исследовательской направленности.

К общим требованиям относятся:

печать текста: бумага формата А4 с одной стороны, ориентация книжная, интервал – 1,5, шрифт – чёрного цвета, 12-14 кегль, тип - Times New Roman (необязательно), поля – справа – 10 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм;

нумерация страниц сквозная арабскими цифрами по центру снизу начинается со второго листа. Титульный не нумеруют, но учитывают;

общие сведения: ФИО автора и руководителя, названия ОО, имена собственные пишут на языке оригинала (допускается перевод);

титульную страницу оформляют по единому образцу с указанием информации об ОО, структурного подразделения, статуса и темы работы, данных об авторе и руководителе. Внизу обозначают место и год написания.

единицы измерения обозначают согласно системе СИ;

сокращения и аббревиатуры расшифровывают в самом тексте или в сносках при их первом употреблении.

Требования могут варьироваться. Каждое образовательное учреждение принимает локальные документы, где отражаются нюансы в части представления учебных и научных трудов.

Оформление отдельных элементов научно-исследовательской работы

Научная работа имеет чёткую структуру. Она состоит из ряда элементов, которые должны соответствовать требованиям ГОСТа.

Заголовки

Оформление научно исследовательской работы

Каждую главу начинают с новой страницы. Их нумеруют арабскими цифрами или оставляют без числовых обозначений. Если главы делятся на параграфы и пункты, нумерация их обязательна.

Заголовки этих элементов печатают с начала абзацной строки без точки в конце и подчёркиваний. Длинные названия делят знаками препинания. Перенос слов запрещён.

Размер отступа абзаца ГОСТом 7.32-2017 не регулируется, но обычно равен 15-17 мм. Расстояние между текстом и заглавием – 3-4 интервала (15 мм).

Содержание

За титульным листом обычно размещают страницу, где обозначено содержание текста. Его иногда называют оглавлением.

Слово-заголовок пишут посередине строки большими буквами. Далее следует перечисление структурных элементов в порядке, как они располагаются в тексте.

ГОСТ оформления научных работ

Рисунки

Графические объекты, рисунки, фото являются элементом иллюстрации текстового материала. Правила оформления научных работ в этой части ГОСТ определяет следующим образом:

Формат и цвет изображений не значения имеет. Графики и диаграммы строят с использованием программы Microsoft Excel. Заимствованные иллюстрации используют с обязательным указанием источника, откуда они взяты.

Правила оформления научной работы

Таблицы

Большинство научных трудов сопровождают структурными элементами, которые способствуют систематизации и обобщению сведений. Таблица по содержанию не должна дублировать основной текст.

Правила оформления научно исследовательской работы

Заголовки в таблицах пишут с большой буквы, подзаголовки с маленькой без точек в конце. Наименования столбцов располагают горизонтально. В некоторых случаях возможно изменение направления текста.

Примечания

Специальные пометы, пояснения в виде примечаний располагают после текста, графических объектов под номерами, если таковых несколько. Для этого используют арабские цифры без точки.

Сноски фиксируют в конце страницы под горизонтальной чертой. Звёздочки или цифры располагают в начале абзаца. Возможно использование более мелкого шрифта.

Оформление структуры научной работы

Формулы и уравнения

Для работ технической направленности обязательным является использование формул, уравнений, математических расчётов. Согласно ГОСТу их выделяют отдельной строкой. Перед ними и после оставляют 1 интервал.

Как оформить научную работу

Формулы нумеруют сквозным способом. Для этого используют арабское числовое обозначение. Пояснения к символам размещают непосредственно под формулой по порядку, в котором они идут в основной записи. Например, С = а:b (1)

Если данные элементы применяют в Приложениях, их нумеруют в сопровождении с порядком этого дополнения.

Не все компьютерные программы позволяют создавать уравнения и формулы. Поэтому ГОСТ допускает применять рукописный способ их оформления с помощью чернил чёрного цвета по строчному трафарету.

Списки

Если такая опция недоступна, списки составляют в ручном режиме. Для этого существует ряд правил:

Конструктивно списки позволяют выделить ключевые моменты, обозначить перечисления. Их применяют, чтобы избежать частых повторений одного и того же, тавтологии.

Приложения

Если научно-исследовательская работа сопровождается материалами опросов, анкетирования, результатами опытов и пр., их выносят отдельно и оформляют приложением к основному тексту. По Государственному стандарту они размещаются после списка источников информации. В самом тексте оставляют пронумерованные ссылки, если дополнительных материалов несколько.

Правила оформления научных работ ГОСТ

Список литературы

Как оформить научно исследовательскую работу

ГОСТ 7.32-20171 определяет расположение материалов, к которым обращался автор при написании работы, в соответствии с порядком возникновения ссылок в тексте. Их оформляют нумерованным списком.

Данный раздел имеет свою структуру.

Источники размещают по алфавиту (первой букве названия материала) в соответствии со статусом документа по степени значимости:

источники на локальных электронных носителях;

источники сети интернет.

В первую очередь следуют материалы отечественных авторов, затем – зарубежных на других языках.

При оформлении авторских книг сначала ставят инициалы и фамилию писателя (учёного). Затем пишут полностью название его произведения, статьи. Далее указывают, кем и когда оно издано. Чтобы правильно это оформить, можно посмотреть на последнюю страницу книги.

Требования ГОСТа, предъявляемые к оформлению научных работ 2021 году, обязательны для представления и публикации всех трудов, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Написание научно-исследовательской работы — сложный процесс. Подбор источников, выстраивание логики изложения и формулирование доказательств — когда все эти этапы пройдены, казалось бы, успех обеспечен.

Но многие забывают про правила оформления НИР, которые значат гораздо больше, чем кажется сначала. Эти правила, кажущиеся формальными, очень важны и технически, и для грамотной подачи получившегося результата.

Успех на защите во многом зависит и от оформления. В этой статье будет подробно рассказано о параметрах правильного оформления исследовательской работы.

Структура исследовательской работы: что это такое и зачем это нужно

Что такое структура НИР

Четкая структура НИР упрощает и написание ее, и проверку

Структура исследовательской работы не так сложна, как может показаться.

Но очень важно выстроить правильную последовательность разделов так, чтобы они друг друга дополняли и образовывали единое целое.

С одной стороны, общепринятая структура научно-исследовательской работы призвана унифицировать поток курсовых, дипломов и диссертаций, чтобы упростить их проверку.

С другой — четкая структурная организация научной работы помогает самому исследователю, позволяет выстроить логику повествования, сделать работу удобной для восприятия, а значит и убедительной.

Общепринятый план исследовательской работы

План НИР

Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным

Общераспространен следующий план:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
  4. Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
  5. Введение в научно-исследовательскую работу.
  6. Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
  7. Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
  8. Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
  9. Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.

Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.

Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда. Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа.

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Содержание

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

Нельзя сокращать или переименовывать. Опускать какие-то пункты тоже нельзя.

Содержание должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Что такое введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления. исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  7. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  8. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  9. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  10. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках.

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Основная часть должна быть подчинена строгой логике развертывания повествования, от общего к частному, или от частного к общему. Каждая глава, раздел или подраздел должны иметь свое название и начинаться на отдельной странице.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Заключение

Что такое заключение

В заключении нужно рассказать и о перспективах дальнейшей работы

В заключении нужно обозначить, какие цели преследовало исследование, достигло оно их или нет (отрицательный результат — тоже результат).

Заключение должно обобщать основную часть и объяснять, каких результатов добился исследователь.

Например, переформулировать проблему, методологию или предмет исследования.

Немаловажный пункт, о котором часто забывают, — это перспективы дальнейшей работы. Исследователь должен четко и убедительно обозначить, нуждается ли тема в дальнейшей проработке, дополнительных исследованиях.

Если нуждается, нужно указать специфику дальнейших изысканий, наметить новые пути работы.

Помимо этого, заключение может содержать какие-либо практические рекомендации, если работа подразумевает, что они должны быть сформулированы. Ситуативно можно наметить перспективы использования результатов работы в практической деятельности.

Список использованной литературы (список источников)

Важнейший пункт любой работы. Список литературы выполняет, если упростить, две функции — на него исследователь ссылается в основной части, также список призван иллюстрировать степень научной достоверности работы.

Требования к списку могут отличаться, но чаще всего он делится на несколько подпунктов. Например: научная литература, учебная литература, нормативно-правовые акты, художественные источники, другие источники, Интернет-ресурсы.

Может быть деление на русскоязычные и иноязычные источники. Все это зависит от требований конкретного научного руководителя.

Список литературы обязательно выстраивается в алфавитном порядке. Сама структура пункта списка всегда одинаковая. Она включает в себя фамилию, инициалы автора, выходные данные (место и время издания, тип издания, количество томов и т.д.), количество страниц.

Существуют разные нормы оформления для однотомных, многотомных изданий, статей в сборниках и журналах. Библиографическая запись иноязычных источников также отличается от норм, принятых в отечественной библиографии. Всю эту информацию можно найти в ГОСТ 7.1-2003.

В списке источников могут содержаться не только книги, учебники и публикации. В этом разделе перечисляются абсолютно все источники, которые были задействованы при написании научной работы.

Приложение

Приложение содержит тот материал, который необходим для работы в качестве доказательной или иллюстративной базы, но который нецелесообразно помещать в основную часть. Это может быть:

Что такое приложение

Рисунки или графики содержатся в приложении

В отличие от других элементов работы приложение может быть, если этого требует ситуация, оформлено не только на стандартном A4, но и на любых других форматах вплоть до A1.

Заключение

Придерживаться правил оформления научной статьи — это половина успеха. Они могут казаться формальными, но на самом деле призваны помочь исследователю сделать НИР убедительной, удобной для чтения и восприятия.

В этом видео вы узнаете об организации научной работы студентов:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: