Пути решения национальных и региональных проблем кратко

Обновлено: 04.07.2024

С учетом уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные прогнозы относительно социальных перспектив человечества.

Решение глобальных проблем человечества не существует. Меры, которые помогли бы решить глобальные проблемы, невозможно применить на практике. К таким мерам можно отнести: отказ от технического и технологического прогресса, приостановка прироста населения, снижение уровня потребления. Пессимисты уверены, что экологическая катастрофа неизбежна.

Согласно умеренно оптимистическим прогнозам научно-технические открытия и технологические новации помогут решить наиболее острые из глобальных проблем. Если мировое сообщество примет концепцию устойчивого развития, удастся избежать экологической катастрофы. Эта концепция предполагает, что научно-техническая и технологическая революция должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.


Россия за годы своего существования на мировой карте успела сформироваться как многонациональное и мультиконфессиональное государство, в котором есть место как моно-, так и полиэтническим регионам. Но многонациональность – вещь такая, которая с одной стороны играет роль лакмусовой бумажки зрелого общества, а со стороны другой заинтересованными силами может быть сознательно использована для того, чтобы расшатать обстановку в стране.

С помощью мультинационального рычага можно легко превратить недочеты политических властей в области экономики и социальной сферы в предмет острого противостояния между целыми народами. Для этого достаточно создать одну борозду на многонациональном поле и посеять в нее семена взаимной ненависти, чтобы в последствие эти семена превратились в буйно колосящиеся и захватывающие все большее пространство сорняки, которые называются межэтнической неприязнью.

Казалось бы, на то и создавались в России национальные республики, чтобы в них проживали, скажем так, гомогенизированные этнические массы: ингуши - в Ингушетии, калмыки – в Калмыкии, буряты – в Бурятии. Однако сегодня мир находится совершенно на другой планке интеграции. Понятия Воронеж - для воронежцев, Москва – для москвичей, а Удмуртия – для удмуртов выглядят, по меньшей мере, необдуманно, а по большей степени просто глупо.

Россия – это государство с федеративным территориальным принципом, в котором внутренние границы обозначены, в большей степени для бумажных отчетов, но не для разделения людей. Современный человек, который имеет российский паспорт, вправе искать то место на территории страны, где условия для жизни покажутся ему лучше. Главное, чтобы при этом он соблюдал те общественные каноны, которые сложились на данной территории, и, что еще более важно, единые для всех российские законы. Если человек собирается перебраться для работы на территорию другого субъекта федерации, то он должен понимать, что именно от его позиции будет зависеть успешность на новом месте. Соблюдение норм российского законодательства и пусть даже элементарных культурных правил позволят ему спокойно разрушить стереотипы, которые все чаще пытаются подбросить националистические организации.

Надо отметить, что в последнее время, к сожалению, произошло усиление активности пронационалистических объединений. На улицах городов с преимущественным проживанием русского населения нередко можно набрести на плакат или граффити, изображающие все проблемы русской нации исключительно в наличии где-то под боком чеченцев, аварцев или других некоренных национальностей. В то же время многие жители национальных республик, входящих в число российских регионов, заявляют о том, что и коренное население этих субъектов федерации стало все чаще использовать национальную карту для решения определенных задач. Причем лидеры националистов очень живо подбрасывают народу идею о том, что во всех наших бедах виноваты представители других национальностей: труба в ванной протекает – виноваты евреи; грязь в подъезде – это всё из-за того, что деньги из Госбюджета идут прямиком в Чечню, а нам ничего не достается; ракета не взлетела или наводнение – чеченский заговор… И такая постановка проблемы, стара как сам мир.

Будем до конца честными перед собой, такая постановка вопроса – это кратчайший путь оправдаться в собственной лени для каждого из народов, будь ты русским, карелом или осетином. Мало того, попытки насаждения межнациональной розни – это еще отлично отработанное средство для политических сил получать определенные дивиденды. Мысль в этом случае примерно такая: докажи народу любыми способами, как все плохо и ужасно, и тут же наведи народ на мысль о том, что во всем виноват сосед, который еще ко всему прочему нет-нет да и заглядывает в гости.

На волне такой философии ко власти приходили националисты в самых разных странах мира, и одним из самых показательных примеров, когда одну нацию ставили выше других, является пример фашистской Германии. Это пример того, как идеология, пусть даже самая гнусная и античеловеческая, может плотно засесть в голову любого человека, даже того, кто считает себя свободным от такого рода предубеждений. Но этот же пример говорит еще о том, что у такой идеологии нет будущего.

Наставить искусственных барьеров, безусловно, можно. Можно даже на законодательном уровне запретить саратовцу въезжать в Калмыкию, а чеченцу, к примеру, в Санкт-Петербург. Но разве можно назвать такой подход выходом из ситуации, когда определенные силы сумели сформировать недоверие целых народов друг к другу. В этой связи можно говорить о том, что России нужна продуманная национальная политика, которая будет строиться не на том, чтобы превратить внутренние административные границы между регионами в непреодолимые барьеры, а в том, чтобы создать такие условия в этих регионах, при которых их житель будет честно работать и не думать о том, что в наличии неожиданно проявившейся грязи под его ногтями виноват пройдоха-сосед.

Национальные проблемы СССР – это проблемы взаимоотношений между представителями различных народов и республик СССР.

Причины национальной проблемы

В 1980-х гг. отношения между народами, входившими в состав СССР начали обостряться. В основе кризиса национальных отношений лежали такие причины:

Количество погромов и жертв в них возрастало с каждым годом, поэтому межэтническая нестабильность все чаще становилась причиной эмиграции из СССР.

Попытки решения национальных проблем

Впервые на пленуме ЦК КПСС национальный вопрос был поднят в 1989 г. Принятый документ «О национальной политике партии в современных условиях не только не содержал никаких новых методов решения проблем, но эти решения, как считается, еще больше усугубили национальный вопрос. Только в апреле-мае 1990 г. Верховный Совет СССР принял законы, которые должны были нормализовать межнациональные отношения:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. “Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР”,
  2. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”,
  3. “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик”.

Правда эти закны появились тогда, когда центральная власть была недостаточно сильна, а обстановка требовала твердой политической воли и решительных, немедленных действий. В результате по всем аспектам национальной проблемы правительство страны принимало решения слишком поздно, а если и действовало вовремя, то достаточно вяло. Особенно это проявлялось в Прибалтике, Средней Азии, Закавказье. Неэффективность мероприятий М.С. Горбачева по национальному вопросу стал одним из причин постоянного спада его политического авторитета и влияния.

Большое внимание уделялось обоснованию идеи о насильственном захвате СССР (до него – Россией) тех государств и земель, историческими наследниками которых считали себя советские республики, претендовавшие на независимость. Согласно этой идее считалось, что:

  • русские и СССР были и есть оккупанты;
  • пребывание республик в составе СССР – незаконно;
  • восстановление же исторической справедливости требует независимости.

Одна из основных исторических идеологем состояла в обвинении русского народа в преступлениях и пороках сталинизма. Следствием этого стала немыслимых размеров демонизация исторического образа России как страны-агрессора.

Таким образом, Прибалтика была первой, кто отсоединился от СССР, а позже такие же процессы произошли во всех остальных республиках СССР.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление об основных тенденциях развития Российской Федерации в середине - второй половине 1990-х гг.

Основные события: обострение отношений между центральной властью и регионами; подписание Федеративного договора; обострение межнациональных отношений (в первую очередь - на Кавказе); война в Чечне; Хасавюртские соглашения; парламентские выборы 1995 г. и победа оппозиции; президентские выборы 1996г. и победа Б.Н.Ельцина; политика стабилизации финансов; отставка правительства В.С.Черномырдина; политика правительства С.В.Кириенко и государственный дефолт.

Основные понятия и названия: Федеративный договор; Хасавюртские соглашения; «Наш дом - Россия. (НДР); дефолт.

Основные даты:

1992 - заключение Федеративного договора.

1994 - начало войны в Чечне.

1995 - парламентские выборы, победа оппозиции.

1996 - президентские выборы, победа Б.Н. Ельцина.

1998 - государственный дефолт.

Персоналии: Джохар Дудаев; Аслан Масхадов; Геннадий Николаевич Селезнев; Александр Иванович Лебедь; Борис Ефимович Немцов; Сергей Владиленович Кириенко.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: охарактеризовать межнациональные отноше­ния в современной России; проанализировать чеченский кон­фликт; определить уровень взаимоотношений Российской Феде­рации и стран содружества независимых государств.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

По пути решения национальных и региональных проблем.

Начало конфликта в Чечне.

3. Выборы 1995 и 1996 гг.

Углубление политического и социально-экономического кризиса.

По пути решения национальных и региональных проблем.

Разрешение конституционного кризиса в 1993 г. создало предпосылки для нормализации положения в Российской Федерации. Однако их осуществление оказалось затруднено. Левые фракции Государственной Думы блокировали законодательные инициативы правительства. Продолжался спад в экономике, обострялись социальные проблемы. Наибольшие сложности вызвали межнациональные отношения. Возникла угроза, что Россию постигнет участь СССР.

В регионах Российской Федерации ещё до распада СССР начался подъём национальных и общественно-политических движений. Ставились вопросы развития национальных культур, повышения статусов языков, прав регионов на землю и её недра, самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.

Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил полномочия субъектов Федерации и их органов власти, однако не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. Эти республики, а также Башкортостан, Тува и Якутия (Республика Саха) сократили отчисления в федеральный бюджет. В ряде автономных республик были приняты конституции, в которых утверждались верховенство местных законов над федеральными и право выхода из Федерации.


Конспект урока истории

Дата 21.04.2020.

Группа № 84 профессия автомеханик 2 курс

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление об основных тенденциях развития Российской Федерации в середине - второй половине 1990-х гг.




Основные события: обострение отношений между центральной властью и регионами; подписание Федеративного договора; обострение межнациональных отношений (в первую очередь - на Кавказе); война в Чечне; Хасавюртские соглашения; парламентские выборы 1995 г. и победа оппозиции; президентские выборы 1996г. и победа Б.Н.Ельцина; политика стабилизации финансов; отставка правительства В.С.Черномырдина; политика правительства С.В.Кириенко и государственный дефолт.

Основные понятия и названия: Федеративный договор; Хасавюртские соглашения; «Наш дом - Россия. (НДР); дефолт.

Основные даты:

1992 - заключение Федеративного договора.

1994 - начало войны в Чечне.

1995 - парламентские выборы, победа оппозиции.

1996 - президентские выборы, победа Б.Н. Ельцина.

1998 - государственный дефолт.

Персоналии: Джохар Дудаев; Аслан Масхадов; Геннадий Николаевич Селезнев; Александр Иванович Лебедь; Борис Ефимович Немцов; Сергей Владиленович Кириенко.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: охарактеризовать межнациональные отноше­ния в современной России; проанализировать чеченский кон­фликт; определить уровень взаимоотношений Российской Феде­рации и стран содружества независимых государств.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

По пути решения национальных и региональных проблем.

Начало конфликта в Чечне.

3. Выборы 1995 и 1996 гг.

Углубление политического и социально-экономического кризиса.

По пути решения национальных и региональных проблем.

Разрешение конституционного кризиса в 1993 г. создало предпосылки для нормализации положения в Российской Федерации. Однако их осуществление оказалось затруднено. Левые фракции Государственной Думы блокировали законодательные инициативы правительства. Продолжался спад в экономике, обострялись социальные проблемы. Наибольшие сложности вызвали межнациональные отношения. Возникла угроза, что Россию постигнет участь СССР.

В регионах Российской Федерации ещё до распада СССР начался подъём национальных и общественно-политических движений. Ставились вопросы развития национальных культур, повышения статусов языков, прав регионов на землю и её недра, самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.

Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил полномочия субъектов Федерации и их органов власти, однако не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. Эти республики, а также Башкортостан, Тува и Якутия (Республика Саха) сократили отчисления в федеральный бюджет. В ряде автономных республик были приняты конституции, в которых утверждались верховенство местных законов над федеральными и право выхода из Федерации.

Карта

С 31 октября мир наблюдает за международной конференцией COP26 (Конференция сторон) в Глазго, Великобритания. На ней лидеры государств обсуждают климатический кризис, перерастающий в катастрофу, и пути его решения. Однако изменения климата не единственная глобальная проблема современности. Рассмотрим, какие еще вопросы влияют на жизнь всего человечества.

Климатические изменения и глобальное потепление

Согласно докладу ООН, деятельность человека — главный фактор, повышающий среднюю температуру на Земле. Из-за промышленного роста, вырубки лесов, добычи ископаемых, автомобильных выхлопов в воздух попадает все большее количество парниковых газов, которые разрушают озоновый слой и приводят к глобальному потеплению.

Глобальное потепление

Глобальное потепление: Pixabay

Какие глобальные проблемы связаны с климатическими изменениями? Даже незначительное повышение средней температуры на Земле, согласно ООН, может привести к катастрофе:

  • Тающие ледники повышают уровень Мирового океана, затапливаются прибрежные территории. Многие города, находящиеся на вечной мерзлоте, могут оказаться отрезанными от мира.
  • Часть территорий становятся засушливыми, непригодными для сельского хозяйства, а в некоторых случаях и для жизни. Это приведет к сокращению флоры и фауны.
  • Учащаются природные катаклизмы.

Если нынешняя тенденция сохранится, к 2100 году на планете может не остаться земель, пригодных для возделывания. Все живое окажется под угрозой вымирания.

Чтобы избежать катастрофических последствий, в 2015 году было принято Парижское соглашение. Его цель — сократить количество выбросов во всем мире и не допустить повышения температуры на 2 °C к концу ХХI века. Конференция COP26 — это возможность подытожить промежуточные результаты через шесть лет после Парижского соглашения.

Завод

Парниковые газы: Unsplash

Пандемия COVID-19

Быстро распространяющийся вирус SARS-CoV-2 в 2020 году стал вызовом для всех стран без исключения. Почему COVID-19 оказался глобальной проблемой человечества? Пандемия обнажила недостатки государственных систем здравоохранения: они оказались не готовыми ни бороться с возникшей эпидемией, ни оказывать жизненно важную медицинскую помощь. Как следствие — переполненные больницы и миллионы смертей.

Главной задачей, связанной с преодолением пандемии, была разработка эффективной вакцины против нового вируса. Теперь каждое государство должно обеспечить:

  • доступ всех граждан к вакцинам и средствам защиты;
  • доступ к необходимой медицинской помощи;
  • доверие общественности к мерам по борьбе с заболеванием, в том числе к вакцине.

Пока хоть кто-то находится в зоне риска, борьба с пандемией COVID-19 не закончится. Поэтому указанные меры должны охватывать самые уязвимые категории населения и самые отдаленные районы.

Люди в медицинских масках

Демографические проблемы и истощение ресурсов

Демографический кризис — важнейшая проблема современности. В развитых государствах рождаемость падает, численность населения сокращается, в отстающих — наоборот. Это приводит к неизбежной эмиграции бедного населения на территории более развитых стран.

Какие глобальные проблемы вызваны демографическим кризисом? Согласно прогнозу Вашингтонского университета, к концу века население планеты составит около 8,8 млрд человек, при этом структура населения значительно изменится. Примерно четверть популяции будет представлена людьми старше 80 лет, трудоспособное население сократится, что скажется на экономическом росте.

Однако главный вывод состоит в том, что у планеты банально не хватит ресурсов на все население:

  • Невозобновляемые ресурсы (полезные ископаемые) неумолимо исчерпываются.
  • Возобновляемые ресурсы и продовольствие будут в дефиците из-за роста населения и сокращения трудоспособных людей.

Люди в Гонконге

Рост населения: Unsplash

Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.

Угроза термоядерной войны и терроризм

Согласно опросу ЮНЕСКО, простые граждане видят глобальную проблему в мировых конфликтах, насилии и дискриминации. Несмотря на развитие общества, военные конфликты продолжаются в разных уголках мира по сей день. Глобально человечество обеспокоено потенциальной угрозой термоядерной войны.

Почему в мире встала проблема ядерного конфликта? Насколько ядерное оружие опасно для человечества, стало понятно еще после Второй мировой войны. С того времени на планете произошло около 60 конфликтов, и каждый из них мог перерасти в ядерный.

По состоянию на 2021 год в мире есть около 30 стран, обладающих таким оружием. Их совместного потенциала хватит, чтобы 30 раз уничтожить все живое на Земле.

Руины в Нагасаки

Руины в Нагасаки: Unsplash

Использование 100 ракет может привести к так называемой ядерной осени. Температура на планете упадет на 2–4 °C, большинство территорий станут непригодными для сельского хозяйства, участятся природные катаклизмы. Несколько сотен ракет могут спровоцировать ядерную зиму, и климат на всей Земле станет похожим на арктический.

Как избежать такого исхода? Государства ведут переговоры о снижении уровня ядерных потенциалов. Оружие постепенно уничтожается. Кроме этого, необходим тщательный контроль над разработкой, испытанием и торговлей оружия.

Загрязнение окружающей среды и Мирового океана

Чем опасно загрязнение окружающей среды? Исследование 2015 года показало, что по этой причине в мире погибли около 9 млн человек. Это значит, что каждая шестая преждевременная смерть вызвана грязным воздухом, водой или почвой.

Воздух, наполненный химикатами и вредоносными газами, влияет не только на легкие, но и провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, диабет, нарушает когнитивные функции.

Более того, ядовитые отходы промышленных предприятий, попадая в воду и почву, лишают места для жизни многих живых существ. Из-за проблем с экологией целые виды растений и животных бесследно исчезают или значительно сокращают свою популяцию. Флора и фауна меняется до неузнаваемости, что в свою очередь влияет и на обеспечение ресурсами человечества.

Мусор в океане

Загрязнение Мирового океана: Unsplash

Чтобы сократить загрязнения, необходимы кардинальные и сплоченные меры:

  • переработка отходов;
  • уменьшение потребления пластика и химии;
  • переход на экологические источники энергии;
  • создание охраняемых территорий.

Глобальные проблемы современности требуют решительных действий уже сейчас. Их последствий не сможет избежать ни одна страна и ни один человек. Поэтому даже простым гражданам нужно принимать меры на своем уровне, в частности, бережно относиться к окружающей среде и влиять на политику государств посредством выборов.

Читайте также: